Федеральное агентство по физической культуре и спорту
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Екатеринбургский филиал
Психология и педагогика
Учебно-методическое пособие
по дисциплине «Психология и педагогика»
для студентов всех форм обучения
специальности 032101 — Физическая культура и спорт
Екатеринбург 2007
Психология и педагогика. Учебно-методическое пособие. / Авт. Сост.: А.С.Воронин, Г.А.Шишенко. – Екатеринбургский филиал Уральского гос. ун-та физической культуры. Екатеринбург, 2007. – 32 с.
Учебное пособие содержит основные документы по планированию и организации учебного процесса по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов всех форм обучения специальности 032101 – Физическая культура и спорт.
В пособие включена рабочая программа, учебно-методическая карта, методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, рекомендуемые темы рефератов, вопросы для подготовки к экзамену, дидактические тесты, приведен список рекомендуемой литературы.
Утверждено на заседании кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Заведующая кафедрой
гуманитарных и
социально-экономических
дисциплин _______________________Г.А. Шишенко
УТВЕРЖДАЮ
Председатель методического совета _______________________Б.Ф.Вашляев
Подписано в печать 15.05.2007. Форма 60×84 1/16.
Бумага для множит. ап.
Печать на ризографе. Усл. печ. л. 3,2. Тир. 150 экз.
Уральский государственный университет физической культуры.
Екатеринбургский филиал.
г. Екатеринбург, ул. Шаумяна, 85.
© Екатеринбургский филиал
Уральского государственного университета
физической культуры, 2007
Содержание
Введение 4
Глава 1. Основные документы
1.1. Рабочая программа дисциплины 5
1.2. Учебно-методическая карта 7
1.3. Содержание разделов дисциплины 8
Глава 2. Практическая и самостоятельная работа
2.1.Практические занятия 12
2.2. Самостоятельная работа 12
2.3. Темы рефератов 13
Глава 3. Контроль знаний
3.1. Дидактический тест 14
3.2. Вопросы для подготовки к зачету 18
3.3. Задания по педагогике и психологии 20
Список литературы 30
Введение
Дисциплина «Психология и педагогика» специальности 032101 – Физическая культура и спорт изучается студентами очной формы обучения на втором курсе в третьем семестре в объеме 58 часов, из них на лекции отведено – 30 часов, на практические занятия – 28 часов, на самостоятельную работу – 42 часа.
Для студентов заочной формы обучения объем учебной нагрузки составляет 16 час, из них на лекции отводится 8 часов, на практические занятия 8 часов, на самостоятельную работу 42 часа.
Форма отчетности по дисциплине для студентов всех форм обучения – зачет.
Пособие разработано в соответствии с ГОС для студентов специальности 032101 – Физическая культура и спорт. Дидактически курс построен на оптимальном сочетании лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов, проблемном изложении учебного материала, тестирования и самоконтроля.
Основными формами самостоятельной работы студентов является написание реферативной работы, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач, подготовка к семинарским занятиям и экзамену и др.
Учебное пособие содержит основные документы по планированию и организации учебного процесса по дисциплине «Педагогика физической культуры и спорта» для студентов всех форм обучения специальности 032101 – Физическая культура и спорт.
В пособие включена рабочая программа, учебно-методическая карта, методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, рекомендуемые темы рефератов, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, дидактические тесты и др.
Глава 1. Основные документы
1.1. Рабочая программа дисциплины
Курс «Психология и педагогика» включает несколько разделов изучения психологии и педагогики. Курс «Психология» состоит из 3 разделов.
Первый раздел «Общие вопросы психологии».
Во втором разделе «Психические процессы» — студентам излагаются темы, связанные с особенностями психического отражения человеком окружающей действительности в познавательных, эмоциональных и регуляторных процессах.
Третий раздел «Личность и деятельность» – в него входят, основные свойства личности и темы, относящиеся к проблеме личности.
В четвертый раздел вошли «Общие основы педагогики». Студентам излагаются темы: «Педагогика как наука», «Связь педагогики с другими науками», «Методология педагогики и методы педагогических исследований».
В пятый раздел включена «Дидактика». В этот раздел включены темы: «Дидактика как педагогическая теория обучения», «Процесс обучения как целостная система», «Закономерности и принципы обучения», «содержание общего образования», «Методы обучения и средства обучения», «Формы организации учебного процесса», «Методы приема и средства организации в управлении педагогическим процессом», «Управление образовательными системами».
В шестом разделе «Теория воспитания», включены темы «Воспитание как педагогическое явление», «Общие закономерности и принципы воспитания», «Содержание воспитательного процесса», «Социальное пространство воспитательного процесса», «Общие методы воспитания, средства и формы воспитательного процесса», «педагогическая технология воспитания».
Цель и задачи дисциплины. Цель:
— вооружить будущих специалистов знаниями основ психологической и педагогической науки.
— показать место психологии и педагогики в системе наук.
— выработать у студентов умения и навыки применять полученные теоретические и практические знания в профессиональной деятельности.
Задачи:Дать знания по истории развития психологии, педагогики. Ознакомить студентов с предметом, объектом, задачами, функциями и методами психологии и педагогики.
· По психологии дать знания, связанные с закономерностями развития психики в филогенезе, с особенностями протекания основных психических процессов и свойствами личности. Ознакомить с общими закономерностями развития личности в онтогенезе, вооружить конкретными методиками изучения личности.
· По педагогике дать знания по основным категориям: воспитание, обучение, образование и развитие; педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогические технологии; образование, как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.
· Показать образовательную систему России, цели, содержание, структуру непрерывного образования.
Студент должен знать:
§ основные категории науки в рамках изучаемых вопросов предметов психологии и педагогики;
§ основные методы исследования психологии и педагогики;
§ основные психические процессы (познавательные, эмоциональные, регуляторные);
§ личностные свойства (направленность, темперамент, характер, способности);
§ конкретные методики исследования психических особенностей личности;
§ основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие;
§ педагогическое взаимодействие;
§ педагогические технологии;
§ педагогический процесс;
§ дидактику;
§ теорию воспитания.
Студент должен уметь:
§ применять на практике изученные положения теории;
§ владеть методикой педагогического исследования;
§ четко формулировать педагогические и психологические понятия;
§ разбираться в сущности процесса обучения, воспитания, развития личности;
§ уметь планировать учебные занятия;
§ разбираться в сущности методов обучения;
§ изучать психические особенности личности;
§ уметь прогнозировать развитие личности.
Учет успеваемости по курсу проводится в форме зачета. Зачет проводится устно, по билетам; вопросы соответствуют рабочей программе по курсу названной дисциплины для студентов университета ФК и С. Для сдачи зачета студенты должны усвоить теорию по всем разделам курса.
Требования к зачету:студенту необходимо знать теорию по всем разделам курса: методики изучения психических особенностей личности, с которыми они ознакомились в ходе практических работ. Подготовить комплексную характеристику личности на себя, используя данные, полученные в ходе практических работ.
Формы самостоятельной работы:-работа с основной и дополнительной литературой, изучение текста лекций и учебника, конспектирование литературы по темам, вынесенных в курс практических занятий; работа с используемыми терминами; подготовка к коллоквиуму; составление комплексной характеристики личности по предложенной схеме, изучить темы: «Основы развития педагогической теории ФК», «Принципы демократизации современного физкультурного образования», «Общественно-педагогическое движение по работе с трудными подростками в условиях Российского образования», «Принципы гуманизации Российского физкультурного образования», «Основные направления развития, воспитания в системе образования».
1.2.Учебно-методическая карта
по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов очной формы обучения
Наименование разделов и тем | Макс. учеб. нагрузка студента, час. | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа | |||
всего | теоретических занятия | практические занятия | лабораторные работы | |||
1.Общие вопросы психологии | — | — | ||||
2.Основные психические процессы личности | — | |||||
3.Личность и деятельность | — | |||||
4.Общие основы педагогики | — | |||||
5.Дидактика | — | |||||
6.Теория воспитания | — | |||||
ВСЕГО ЧАСОВ | — | |||||
Учебно-методическая карта
по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов заочной формы обучения
Наименование разделов и тем | Макс. учеб. нагрузка студента, час. | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа | |||
всего | теоретических занятия | практические занятия | лабораторные работы | |||
1.Общие вопросы психологии | — | — | ||||
2.Основные психические процессы личности | — | |||||
3.Личность и деятельность | — | |||||
4.Общие основы педагогики | — | |||||
5.Дидактика | — | — | — | — | ||
6.Теория воспитания | — | — | — | — | ||
ВСЕГО ЧАСОВ | — |
Первый раздел «Общие вопросы психологии». Во втором разделе «Психические процессы» — студентам излагаются темы,… Третий раздел «Личность и деятельность» – в него входят, основные свойства личности и темы, относящиеся к проблеме…
1.3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
1. РАЗДЕЛ: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
Предмет, задачи и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект и индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.
2. РАЗДЕЛ: ОСНОВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ
Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление и воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Эмоции и чувства. Мимические процессы. Воля и волевые действия. Память. Речь и общение.
3. РАЗДЕЛ: ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Психология личности. Направленность личности. Темперамент. Характер. Способности. Психология деятельности. Психическая регуляция поведения и деятельности. Межличностные отношения и взаимодействия.
4. РАЗДЕЛ: ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука.
Объект и предмет педагогической науки. Задачи и функции педагогической науки, методы педагогики. Состав педагогических наук. Основные категории педагогики (образование, воспитание, обучение, развитие.) Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Связь педагогической науки с другими науками.
Педагогическая деятельность. Педагогическое взаимодействие и педагогическая задача.
Методология педагогики и методы педагогических исследований.
Понятие «методология» педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики. Логика педагогического исследования.
Педагогический процесс.
Сущность педагогического процесса. Структура педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
5. РАЗДЕЛ:ДИДАКТИКА
Дидактика как педагогическая теория обучения.
Общее понятие о дидактике. Объект и предмет дидактики. Задачи и функции дидактики. Основные дидактические концепции модели обучения (традиционная, педоцентристская, современная).
Процесс обучения как целостная система.
Понятие и сущность обучения как целостной системы. Цикличность процесса обучения. Образовательная, воспитательная, и развивающая функции обучения. Сущностная характеристика преподавания как деятельности. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Деятельность учителя и ученика в различных моделях обучения. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Закономерности и принципы обучения.
Закономерности обучения. Принципы обучения как категории дидактики. Характеристика принципов обучения.
Содержание общего образования.
Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы формирования содержания школьного образования. Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе. Учебный план средней общеобразовательной школы. Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий. Образовательная система России, цели, содержание, структура непрерывного образования. Управление образовательными системами. Стратегия развития вариативного образования в России. Единство образования и самообразования.
Средства обучения.
Понятие о средствах обучения. Средства общения. Средства учебной деятельности. Оборудование учебного кабинета. Технические средства обучения (ТСО).
Методы обучения.
Понятие и сущность метода и приема обучения. Классификация методов обучения. Выбор методов обучения.
Общие формы организации учебной деятельности.
Понятие о формах организации обучения, их классификации. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок, лекция, семинарские занятия, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Проверка и оценка результатов обучения.
Место и функции проверки и оценки знаний в учебном процессе. Факторы, влияющие на объективность проверки и оценки знаний. Процесс проверки и оценки знаний. Формы и методы проверки и оценки результатов обучения. Развитие оценочной системы обучения. Неуспеваемость учащихся.
Инновационные процессы в образовании.
Понятие и сущность инновационного процесса в образовании. Инновационная направленность педагогической деятельности. Классификация инноваций. Характеристики и критерии оценки инноваций. Инновационные учебные заведения.
РАЗДЕЛ 6. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание в педагогическом процессе.
Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание». Сущность воспитания и его особенности. Формирование личности в воспитательном процессе. Критерии оценки воспитательного процесса. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Общие закономерности и принципы воспитания.
Характеристика закономерностей воспитания. Характеристика принципов воспитания.
Содержание воспитательного процесса.
Проблема содержания воспитательного процесса. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. Программа воспитания и субъекты воспитания.
Социальное пространство воспитательного процесса.
Понятие социального пространства. Психологический климат группы.
Группа в социальном пространстве воспитательного процесса. Детское и юношеское движение. Динамика социального пространства воспитательного
процесса. Межнациональное общение в социальном пространстве.
Общие методы воспитания.
Понятие метода воспитания. Система методов воспитания. Система методов педагогического воздействия.
Средства и формы воспитательного процесса.
Формы воспитательного процесса. Классное руководство как организационная форма работы с детьми.
Педагогическая технология воспитания.
Педагогическая технология как элемент профессионального мастерства педагога. Профессиональные педагогические умения « прикосновения к личности». Технологическая карта воспитания. Педагогическая задача.
Глава 2. Практическая и самостоятельная работа
2.1. Практические занятия
1. Исследование точности восприятия, пространства, времени и мышечных усилий 2 час
2. Исследование объема кратковременной и долговременной памяти 2 час
3. Исследование особенностей переключения внимания 2 час
4. Психологическая характеристика деятельности и личности 2 час
5. Исследование особенностей темперамента 2 час
6. Исследование особенностей характера 2 час
7. Исследование способностей к логическому мышлению 2 час
8. Методы педагогических исследований 2 час
9. Проверка и оценка результатов обучения на уроках физической
культуры 2 час
10. Реализация современных принципов обучения в уч. процессе 2 час
11. Анализ внешних проявлений и внутренних мотивов поведения 2 час
12. Планирование, организация и проведение исследования спортивного
коллектива 2 час
13. Анализ педагогической ситуации на конкретном примере 2 час
14. Составление учебных программ, учебного плана, конспекта урока 2 час
ВСЕГО: 28 час
Глава 2. Практическая и самостоятельная работа
2.2. Самостоятельная работа студентов
1. Предмет и задачи психологии. Место психологии в системе наук.
Методы исследования в спорте 2 час
2. История развития психического знания и основные направления в психологии 2 час
3. Психика и организм, психика поведения и деятельность 2 час
4. Структура сознания и познавательные процессы 2 час
5. Познавательные процессы личности (память, мышление, представление, воображение).
Творчество 2 час
6. Эмоционально-волевые действия и мимические процессы. 2 час
7. Речь и общение. 2 час
8. Личность и деятельность. 2 час
9. Свойства личности (характер, способности, темперамент).
2 час
10. Психическая регуляция поведения и деятельности. 2 час
11. Межличностные отношения и взаимодействия. 2 час
12. Новые задачи педагогики на современном этапе реформирования высшего физкультурного образования 2 час
13. Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание и развитие 2 час
14. Основные характеристики педагогики как объект системного обоснования: учебно-воспитательная система, педагогическая система, образовательно- воспитательная система 2 час
15. Дидактика как педагогическая деятельность 2 час
16. Методы и средства обучения в работе спортивного педагога. Реализация современных принципов обучения в учебном процессе 2 час
17. Педагогическая техника и педагогическая технология 2 час
18. Методика организации спортивных внеклассных мероприятий 2 час
19. Сущность и содержание интерсоциального воспитания детей и
подростков 2 час
20. Типология воспитательной деятельности спортивного педагога 2 час
21. Основы педагогической коммуникации 2 час
ВСЕГО: 42 час
Методы исследования в спорте 2 час 2. История развития психического знания и основные направления в психологии 2… 3. Психика и организм, психика поведения и деятельность 2 час
2.3. Темы рефератов
1. Проблемы развития основных категорий педагогики.
2. Реформирование высшего физкультурного образования: необходимость или мода?
3. Специалист с высшим образованием: требования к его подготовке.
4. Взаимодействие образовательной и духовной интеграции социумов
5. Целостность педагогического процесса: каким ему быть?
6. Приоритетные средства обучения в современной школе.
7. Развитие современных принципов обучения в образовательном учреждении инновационного типа.
8. Современные характеристики обучения подростков.
9. Педагогическая деятельность как субъект – объектное отношение.
10. Технология обучения: структура, классификация, функции.
11. Основные этапы проектирования обучающей программы.
12. Методическая работа в педагогическом коллективе школы.
13. Педагогика общения как инновация.
14. Методология исследования спортивной деятельности.
15. Условия развития педагогического творчества.
16. Коммуникативные изменения в деятельности спортивного педагога.
17. Принципы ненасильственного воспитания в физическом образовании молодежи.
18. Проблемы экологии: поиск путей и решения.
19. Педагогическая деонтология как наука о формировании педагога – профессионала.
20. Педагогическое мастерство педагога ФК: пути формирования.
21. Перспективы развития педагогической технологии, как научной дисциплины.
22. Самовоспитание спортивного педагога.
23. Интерсоциальное воспитание — современная концепция воспитания.
24. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе.
25. Культура речи как условие педагогического мастерства.
26. Проблемы педагогической коммуникации в современном обществе.
27. Проблема воли и ее развития в детском возрасте.
28. Личность и волевая готовность в спорте.
29. Мышление и творчество.
30. Особенности переключения внимания.
31. Психологическая характеристика деятельности личности.
32. Уровни притязаний личности.
33. Роль волевого компонента в успешности деятельности.
2. Реформирование высшего физкультурного образования: необходимость или мода? 3. Специалист с высшим образованием: требования к его подготовке. 4. Взаимодействие образовательной и духовной интеграции социумов
Глава 3. Контроль знаний
3.1. Дидактический тест
1. По характеру целей деятельности память делится на:
а) произвольную и непроизвольную;
б) образную и логическую;
в) активную и пассивную;
г) механическую и динамическую.
2. Начальный источник всех наших знаний о мире и собственном теле….
а) мышление;
б) воображение;
г) потребность;
в) ощущение.
3. Система общественных и государственных институтов, обеспечивающих процесс
образования личности в течение всей жизни называется…
а) непрерывным образованием;
б) системой образования;
в) образованием;
г) образованностью.
4. Предметом педагогики как науки является
а) развитие личности;
б) целенаправленно организуемый педагогический процесс;
в) образовательная система;
г) профессиональная педагогическая деятельность.
5. Важнейшими асоциальными причинами, вызывающую дисфункцию семейных отношений, является…
а) нарушение связей между поколениями, отсутствие одного из родителей, конфликты между родителями;
б) низкий прожиточный минимум, безработица членов семьи, увеличение бытовых нагрузок;
в) жесткость, агрессивность и сексуальные отклонения;
г) алкоголизм родителей, наркомания, проституция, детская безнадзорность.
6. Наш отечественный психолог Л.С. Выготский является автором….
а) деятельности концепции;
б) стратометрической концепции;
в) культурно -исторической концепции психического развития;
г) концепции поэтапного формирования умственных действий.
7. Учебное занятие организуемое в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов называется
а) беседой;
б) уроком систематизации и обобщения знаний;
в) факультативом;
г) семинаром.
8. Психологический процесс обобщенного отражения действительности называется..
а) восприятием;
б) мышлением;
в) вниманием;
г) памятью.
9. Активность как всеобщая характеристика живого получила в человеческом обществе название
а) рефлекс;
б) деятельность;
в) сознание;
г) реакция.
10. К практическим методам педагогического исследования относятся
а)наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент;
б) беседа, классификация, синтез, шкалирование;
в) эксперимент, моделирование, рейтинг, тестирование;
г) наблюдение, анализ эксперимент, интервьюирование.
11. Основной задачей психологии является …
а) коррекция социальных норм поведения;
б) разработка проблем истории психологии;
в) совершенствование методов исследования;
г) изучение законов психологической деятельности.
12. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнообразных объектов одновременно называется
а) распределением внимания;
б) устойчивостью внимания;
в) концентрацией внимания;
г) подвижностью внимания.
13. Психологический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности, называется….
а) ощущением;
б) воображением;
в) абстрагированием;
г) медитацией.
14. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется
а) вниманием;
б) апперцепцией;
в) перцепцией;
г) воображением.
15. Движущими силами процесса обучения являются
а) противоречия, возникающие в процессе обучения;
б) закономерности и принципы его построения;
в) образовательная активность ученика;
г) профессионализм педагога.
16. Системное социальное качество, приобретенное индивидом в деятельности и общении, обозначается понятием…
а) мотивация
б) задатки
в) личность
г) темперамент
17. Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности ученика, называется …
а) демократическим
б) игнорирующим
в) авторитарным
г) попустительским
18. Профессианограмма педагога включает в себя:
а) умения и знания, составляющие профессиональную компетентность педагога
б) системное описание социальных психологических и иных требований к педагогической профессии
в) личностные качества и способности педагога
г) квалификационные характеристики оценки педагогической деятельности.
19. Высшая форма отражения, которая присуща каждому человеку, называется:
а) рефлекс
б) состояние
в) душа
г) реакция
20. Изучение состояния развития педагогического процесса объективная оценка его результатов, на основе которого выбираются управленческие решения, называется:
а) внутришкольным контролем
б) педагогическим анализом
в) внутришкольным управлением
г) педагогическим планированием
21. Основополагающими и определяющими любой системы воспитания являются…
а) основные направления воспитательной деятельности
б) цели воспитания
в) методы, приемы технологий воспитания
г) результаты воспитания
22. Основным заказчиком образовательных учреждений выступают..
а) государство и его ведомства
б) педагогический коллектив
в) родители учащихся
г) учащиеся
23. Содержания в образования как общественного явления определяется …
а) совокупностью знаний, умений, навыков составляющих ГОС
б) уровнем развития общественных наук
в) социально-экономическим и политическим строем данного общества, уровнем его материально- технического и культурного развития
г) уровнем развития педагогической науки и педагогической деятельности
24. Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности, называется:
а) социум
б) общение
в) привязанность
г) взаимоотношениями
25. Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели, называются…
а) фрустрация
б) печаль
в) страсть
в) эйфория
26. Организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью превращения их в привычную форм поведения называется:
а) поручением
б) воспитывающей ситуацией
в) педагогическим требованием
г) приучением
27. Процесс развития психики от простейших до сознания человека называется ..
а) антропогенезом
б) социогенезом
в) онтогенезом
г) филогенезом
28. Основными признаками коллектива являются:
а) общность ценностных ориентаций
б) разнообразие социальных ролей
в) традиции
г) наличие общей цели совместной деятельности
29. Восприятие сигналов среды нервной системы осуществляется с помощью:
а) рецепторов
б) анализаторов
в) детекторов
г) акцепторов
30. Цели обучения определяются
а) Мастерством педагога;
б) потребностями и возможностями общества;
в) средствами обучения;
г) индивидуальными потребностями учащихся.
31. Индивидуально своеобразные свойства психики определяющие динамику психической деятельности человека называется
а) способности;
б) темперамент;
в) характер;
г) чувствами.
32. Сущность принципа доступности обучения заключается в том, что…
а) преподавание и усвоение знаний происходит в определенном порядке, который определяет логическим построением, как содержания, так и процесса обучения;
б) процесс усвоения сопровождается систематическим контролем его качеством
в) изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни;
г) содержание изучаемого материала и методы его изучения должны соответствовать уровню.
а) произвольную и непроизвольную; б) образную и логическую; в) активную и пассивную;
3.2. Вопросы для подготовки к зачету
1. Предмет, объект и методы психологии.
2. Место психологии в системе наук.
3. История развития психического знания и основные направления в психологии.
4. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
5. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность.
6. Основные функции психики.
7. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
8. Мозг и психика.
9. Структура психики.
10. Соотношение сознательного и бессознательного.
11. Основные психические процессы.
12. Структура сознания.
13. Познавательные процессы.
14. Ощущение
15. Восприятие.
16. Представление.
17. Воображение
18. Мышление и интеллект.
19. Творчество.
20. Внимание
21. Мнемические процессы.
22. Эмоции и чувства.
23. Психическая регуляция поведения и деятельности.
24. Общение и речь.
25. Психология личности.
26. Межличностные отношения.
27. Психология малых групп.
28. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
29. Волевые качества
30. Психологическая характеристика различных темпераментов.
31. Характер человека, его влияние на поведение.
Устойчивость, изменчивость и коррекция поведения и характера человека.
32. Роль психологии в подготовке специалиста в области физического воспитания и спорта.
33. Методы психологии.
34. Первая и вторая сигнальные системы.
35. Формирование личности.
36. Ведущая деятельность у детей разного возраста.
37. Объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики.
38. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение.
39. Педагогическая деятельность.
40. Педагогическое взаимодействие.
41. Педагогическая технология, педагогическая задача.
42. Образование как общечеловеческая ценность.
43. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
44. Образовательная система России, цели, содержание, структура непрерывного образования.
45. Единство образования и самообразования.
46. Педагогический процесс.
47. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения.
48. Воспитание в педагогическом процессе.
49. Общие формы организации учебной деятельности.
50. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
51. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
52. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
53. Управление образовательными системами.
54. Методы, стимулирующие поведение и деятельность.
55. Структура педагогического процесса.
56. Состав педагогических наук.
57. Воспитание личности в коллективе.
58. Основные дидактические концепции.
59. Образовательные учреждения.
60. Традиционная дидактическая система.
61. Принципы воспитания.
62. Педоцентристская дидактика.
63. Основные понятия и классификация методов воспитания.
64. Современная дидактическая система.
65. Идеи гуманизации как основа современной педагогики.
66. Образовательные программы.
67. Органы управления образованием.
68. Проблемное обучение.
69. Принципы обучения.
70. Педагогический опыт, инновации и технологии.
71. Методы по источнику знания.
72. Словесные методы, наглядные и практические.
73. Методы обучения по характеру познавательной деятельности.
74. Методика программированного обучения.
75. Личностно-ориентированное обучение.
76. Цели, содержание, структура непрерывного образования.
77. Активные и интенсивные методы обучения.
78. Метод дидактических игр.
79. Самовоспитание и перевоспитание.
80. Педагогическое руководство коллективом.
81. Связь педагогики с другими науками.
82. Умственное воспитание и формирование мировоззрения.
83. Метод «Мозговая атака».
84. Методическая работа в школе.
85. Директор, коллегиальное управление школой.
86. Содержание методов нравственного воспитания.
87. Развитие личности и его факторы.
88. Физическое воспитание, основные понятия. Задачи средства физического воспитания.
89. Задачи и средства эстетического воспитания.
90. Система трудового воспитания, основные понятия.
91. Развивающее обучение.
1. Предмет, объект и методы психологии. 2. Место психологии в системе наук. 3. История развития психического знания и основные направления в психологии.
3.3. Задания по педагогике и психологии
Задание 1
Оценить и сопоставить отношение школьника к общеобразовательным предметам и к занятиям физической культурой и спортом, обосновав собранным материалом. Охарактеризовать личность школьника в плане всесторонности и гармоничности развития.
Наметить задачи, направленные на дальнейшее совершенствование отношений ученика к учебной и спортивной деятельности, для учителя физкультуры, тренера и самого ученика.
Анкета «Психолого-педагогическая характеристика школьника» (его отношение к учебной работе).
I. Общие сведения
1. Фамилия, имя, возраст.
2. Состав семьи, профессии и специальность родителей, их отношение к спорту.
II. Отношение ученика к общеобразовательным предметам
3. Успеваемость за последние два года по разным общеобразовательным предметам.
4. Взгляды на значимость учебной дисциплины (считает ее обязательным и важным делом; учится добросовестно; учится потому, что заставляют)
5. Общее интеллектуальное развитие и интересы (перечислить все интересы и хобби; отметить, любит ли читать, что читает).
6. Способность к учебной работе (быстрота и точность восприятия материала; устойчивость внимания; грамотность устной и письменной речи).
Специальные способности (к музыке, рисованию, к спорту – указать вид спорта).
7. Старательность в учебной работе (пунктуальность в выполнении уроков; аккуратность в ведении тетради).
8. Организованность в учебной деятельности (есть ли привычка ежедневно готовить уроки, планировать время).
9. Дисциплинированность на уроках.
10. Волевые качества (умение проявлять в учебных делах целеустремленность, выдержку, инициативность).
11. Интерес к знаниям (стремится знать больше, чем предусмотрено учебниками; учится без интереса, нехотя).
12. Учебные умения (работать с учебниками, составлять конспект, находить дополнительную литературу).
13. Удовлетворенность достижениями в учебе.
14. Отзывы учителей об отношении к учебной работе.
III. Отношение к урокам физической культуры и секционным занятиям
15. Успеваемость по физической культуре за последние два года, спортивная специализация, разряд, участие в соревнованиях, лучшие достижения.
16. Взгляды на значение уроков физической культуры и занятий спортом.
17. Особенности физического развития (по данным медпункта школы и учителя физической культуры):
А) рост, вес, объем грудной клетки, динамометрия, спирометрия;
Б) состояние здоровья и физическая подготовленность;
В) результаты в беге, прыжках, плавании, ходьбе на лыжах и т.д.
18. Психомоторные способности (уровень развития спортивных навыков; быстрота овладения техникой движений; время, затраченное на подготовку к выполнению спортивного разряда).
19. Трудолюбие, организованность, старательность и дисциплинированность в процессе занятий физической культурой и спортом (регулярность посещения уроков и тренировочных занятий; отношение к спортивной форме).
20. Кругозор в области спорта (чтение спортивных газет и журналов, посещение соревнований; осведомленность в области теории и методики спортивной тренировки).
21. Волевые качества, проявляющиеся на уроках физической культуры и на соревнованиях (при выполнении «опасных» упражнений; при необходимости сдерживать эмоции и т. п.).
22. Интерес к занятиям физической культурой и спортом (занимается увлеченно, с интересом, без интереса).
23. Умения (гигиенические привычки; умение преодолевать страх; сочетать учебные занятия и обязанности с занятиями спортом).
24. Удовлетворенность результатами, достигнутыми на занятиях физической культуры и спортом.
25. Отзывы учителей и тренера об отношении к занятиям физической культурой и спортом.
Задание 2
Опишите и проанализируйте ситуации:
1. Угрызение совести от поступка.
2. Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении.
3. Ситуация пренебрежения и неуважения других.
4. Ситуация выбора профессии.
5. Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов.
6. Ситуация стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий.
7. Ситуация стимулирования к самовоспитанию.
8. Ситуация предъявления требований.
9. Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины.
10. Ситуация взаимопомощи.
Задание 3
Проведите анализ воспитательного мероприятия.
I. Общие сведения.
Дата посещения. Группа. Классный руководитель. Форма мероприятия (коллективного творческого дела).
Тема. Цель посещения.
II. Организация мероприятия.
1. Педагогическая целесообразность. Тема запланированного дела соответствует уровню общей культуры, индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.
2. Общественная активность. Заинтересованное участие учащихся в подготовке и проведении мероприятия.
3. Подготовленность. Ответственное отношение к организации мероприятия.
III. Содержание мероприятия.
1. Интеллектуальный фонд. Духовность, богатство содержания программы воспитательного мероприятия.
2. Эмоциональный фон. Увлекательность проведения творческого дела, заинтересованность участников и зрителей.
3. Эстетический фон. Красочность, яркость, оригинальность оформления мероприятия.
IV. Организация среды воспитания.
V. Качество педагогических усилий.
1. Реализация профессионально важных качеств педагога.
2. Проявление качеств личности студентов во время мероприятия и после него.
VI. Итоги воспитательного мероприятия. Факторы успеха (или неуспеха).
Выводы и рекомендации по закреплению положительных результатов и устранению недостатков.
Задание 4
Проведите анкетирование на тему: «Что вам интересно?»
Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей учащихся.
1. Что Вас больше всего привлекает в школе?
а) общение с друзьями;
б) общественная работа;
в) получение оценок;
г) узнавание нового;
д) сам процесс учения;
е) самостоятельная работа;
ж) другое _______________.
2. Какой учебный предмет кажется Вам наиболее трудным? Назовите его и, если можете, объясните, в чем заключаются трудности.
3. Какой учебный предмет наиболее Вам интересен? Назовите его и укажите, что Вас больше всего интересует в этом предмете?
4. Какой из учебных предметов Вы считаете наиболее полезным для своей будущей жизни после окончания школы?
5. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, можно было бы и не изучать и почему?
6. Какие учебные приметы, по Вашему мнению, нужно было бы включить в обучение и почему?
Анализ содержания ответов позволяет установить характер учебно-познавательных мотивов учащихся, наличие определенных склонностей и потребностей.
Задание 5
Проведите анкетирование на тему: «Познавательная потребность учащихся».
Цель: Установить интенсивность познавательных потребностей учащихся.
1. Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?
часто (5 баллов),
иногда (3 балла),
редко (1 балл).
2. Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?
помучиться, но самому найти ответ (5);
когда как (3);
получить готовый ответ от других (1).
3. Много ли Вы читаете дополнительной литературы?
постоянно, много (5);
неровно: иногда много, иногда ничего не читаю (3);
мало или совсем не читаю (1).
4. Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу, связанному с умственным трудом?
очень эмоционально (5);
когда как (3);
эмоции неярко выражены (1).
5. Часто ли Вы задаете вопросы преподавателю?
часто (5 баллов),
иногда (3 балла),
редко (1 балл).
Обработка результатов: подсчитать сумму баллов каждого ученика и разделить ее на 5 – это показатель интенсивности познавательных потребностей. Интенсивность можно считать сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной – если результат от 2,5 до 3,5; слабой – если результат меньше 2,5.
Задание 6
Проведите анкетирование на тему: «Анализ интересов и направленности учащихся». Анкета используется для определения программы работы со студентами как в плане воспитания интересов, так и возможности приобщить к уже существующим в группе интереса новых студентов.
1. Любимые занятия (интереснее всего):
a) Что делать____________________________________________
б) что читать ____________________________________________
в) в чем помогать (и кому) ________________________________
г) где бывать ____________________________________________
д) о чем говорить ________________________________________
е) что у Вас получается лучше всего ________________________
2. Интересы научные и технические:
а) любимые учебные предметы _______________________________
б) интересные для Вас области науки___________________________
в) привлекательные области техники ___________________________
г) самые интересные ученые __________________________________
д) самые интересные изобретатели_____________________________
е) в какой области науки и техники Вы занимаетесь сами ___________
ж) выдающие научные произведения___________________________
з) выдающие изобретения ____________________________________
3. Эстетические интересы:
а) любимый писатель, его произведения ________________________
б) художник, его произведения________________________________
в) Композитор, его произведения ______________________________
г) скульптор, его произведения_______________________________
д) любимое место в Вашем городе _____________________________
е) какой областью искусства Вы интересуетесь __________________
4. Участие в кружках________________________________________ а) в каких олимпиадах принимали участие______________ ____
б) в каких конкурсах участвовали______________________________
в) какие имеете призы и награды и за что________________
5. Интерес к профессии:
а) какие профессии Вам кажутся привлекательными________________
б) какую профессию Вы собираетесь иметь в будущем ___________
в) знаете ли Вы кого-нибудь, кто является профессионалом в этой сфере __________________________________________________________
г) поможет ли Вам школа в приобретении этой профессии ________
д) чем привлекает Вас эта специальность (подчеркнуть): возможность приносить пользу обществу; умею работать по этой специальности; имею способности к ней; перспективная специальность; хорошо оплачивается; интересная и увлекательная.
Задание 7
Перечислите программно-нормативные документы, обеспечивающие основные направления работы по физическому воспитанию детей школьного возраста. ____________________________________________________________
Задание 8
Тема: «Возрастные особенности»
Задание. а) Методом целенаправленного педагогического наблюдения проанализируйте и опишите особенности поведения на уроках физической культуры детей разных возрастных групп (дошкольный возраст, младшие школьники, подростки, старшие школьники) по следующему плану:
— самосознание;
— ведущие потребности и мотивы деятельности;
— отношение к сверстникам;
— отношение к противоположному полу;
— отношение к требованиям взрослых;
— типичные отклонения в поведении.
б) На основании наблюдений разработайте педагогические рекомендации по проведению занятий для каждой из групп.
Задание 9
Тема: «Инновации в педагогике физической культуры и спорта»
Задание. Опишите педагогический опыт Вашего спортивного тренера по следующему плану.
1. Инновации в педагогической деятельности тренера;
2. Эффективность его педагогической деятельности;
3. Возможность обобщения и применения его методики в других видах спорта.
Задание 10
Тема: «Психологическая характеристика волевых качеств личности»
Учащимся дается задание по определенной схеме оценить в баллах развитие собственных волевых качеств и у одного из товарищей по их проявлениям в жизни и спортивной деятельности. Для анализа предлагаются два качества: настойчивость и дисциплинированность. Задание (схема) распечатывается заранее и на занятии дается каждому учащемуся.
Схема оценки волевых качеств (настойчивости и дисциплинированности) по их признакам (в баллах):
3 балла — высокий уровень развития.
2 — средний.
1—низкий.
№ п/п | Волевые качества и их признаки | Оценка в баллах | |||
I | общая | ||||
Настойчивость Активность в преодолении трудностей Стремление продолжать выполнять действие и после неудачи Постоянство усилий в достижении цели Дисциплинированность Соблюдение режима Строгое подчинение поведения нормам и правилам общежития Строгое подчинение поведения нормам и правилам во время выполнения спортивного действия |
Из трех оценок каждого качества складывается общая оценка и делается вывод об уровне развития этих волевых качеств и о степени совпадения самооценки и оценки.
Задача
Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность.
1. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, отражающие поведение личности.
2. Дайте обоснование своего выбора.
Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность.
Задание 11
Тема: «Основные свойства нервной системы»
Учащимся дают задание оценить у себя и у двух—трех товарищей по трехбалльной системе степень развития свойств нервной системы (силы, уравновешенности и подвижности), исходя из проявления этих свойств в поведении.
Если то или иное свойство развито высоко, ставится 3, если средне— 2, слабо—1. При оценке ставится « + » в соответствующей графе.
Сила нервной системы
№ п/п | Проявления | Оценка в баллах | |||
Общая | |||||
Работоспособность Устойчивость к воздействию сильных и монотонных раздражителей Способность сдерживаться при сильных эмоциональных раздражителях Уверенность в борьбе с сильным соперником Сдержанность при неблагоприятных реакциях зрителей Устойчивость и выдержка при утомлении Настойчивость в достижении поставленной цели |
Уравновешенность нервной системы
№ п/ п | Проявления | Оценка в баллах | |||
общая | |||||
Спокойное поведение при ожидании Стабильность эмоциональных состояний Объективное отношение к окружающим Эмоциональная устойчивость на старте Объективная оценка предстоящего соревнования Отсутствие импульсных реакций Легко переносит неудачи на тренировках и соревнованиях |
Подвижность нервных процессов
№ п/ п | Быстрота и легкость | Оценка в баллах | |||
общая | |||||
2 3 4 5 6 7 | Приспособление к новым условиям Переключение внимания Усвоение новых привычек Овладение спортивной техникой Принятие решений Смена тактики Исправление ошибок |
По каждому свойству подсчитывается средний балл и дается общая оценка.
Задача
Указать те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика:
повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медлительность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, эффективность, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
По каждому свойству подсчитывается средний балл и дается общая оценка. Задача
Основная литература
1. Вайндорф – Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций.- М.: Юрайт-Издат,2004. – 254 с.
2. Гогунов Е. Н., Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. –М.: Издательский центр «Академия»,2002.-288 с.
3. Лихачев .Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. –М. :Юрайт,- 464 с.
4. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся: 10- 11 кл. — М.: Просвещение, 1995.-239 с.
5. Немов Р. С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений средн. проф. образования. –М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2005 -608 с.
7. Педагогика. учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России. – 2000. – 640 с.
8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агенство, 1995.
9. Педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.- М.: Школьная Пресса,2002. -512. – с.
10. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
11. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр « Академия» , 2001. -512с.
12. Психология. Учебник./ Под редакцией А. А. Крылова. — : ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.-584 с.
13. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.М. Мельникова. М.: Физкультура и спорт, 1987.- 367 с.
14. Поласый И. П.Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб.заведений.-М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,- 432 с.
15. Сидоров А. А., Прохорова М. В., Синюхин Б. Д. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. культура» — М. : «Тера-Спорт»,2000.-272 с.
16. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 480 с.
17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-Дону «Феникс «, 2000.-672.
18. Харламов. И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- 4 — изд., перераб. и доп. – М. : Гардарики, 2002. – 519 с.
Дополнительная литература
1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
2. Бодалев А. А. Личность и общение. – М., 1983.
3. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. М.,1984.
4. Брушлинскй А. В. Мышление и прогнозирование. – М., 1979.
5. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.,1990.
6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
7. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.
8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998.
9. Кириллова Г. Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. Л., 1976.
10. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
11. Коротов В. Воспитание как предмет педагогической науки // Развитие личности. 1997. № 1. с. 22-38.
12. Кричевский Р. Л.,Дубовская Е. М. Психология малой группы.-М., 1991.
13. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников. М., 1983.
14. Марев М. Методологические основы дидактики /Пер. с бол. М., 1987.
15. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения.М., 1977.
16. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.
17. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1981.
18. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
19. Охитина Л. Т. Психологические основы урока. М., 1977.
20. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе /Под ред. Т. И. Шамовой, П.И. Третьякова. М., 1994.
21. Поташник М. М. Как оптимизировать процесс воспитания. М., 1984.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. –М., 1989.
23. Сериков В. Н. Школьное творческое общество «Эрудиты». М., 1990.
24. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.
25. Харламов И. Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Минск, 1967.
26. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск, 1975.
27. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.,1986.
28. Шуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
29. Шуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2001.