МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный факультет
Кафедра философии, социологии и психологии
Т. В. ШУБНИЦЫНА
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Киров
2014
ББК Ю9(07)
Ш931
Допущено методическим советом гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «ВятГУ» в качестве
Рецензент кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и
психологии ФГБОУ ВПО «ВятГУ» В. А. Сахаров
Шубницына, Т. В. |
|
Ш931 Основы психологии: |
пособие / |
Т. В. Шубницына. – Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014. – 26 с. |
|
|
ББК Ю9(07) |
В пособии представлены планы проведения занятий, |
вопросы для |
обсуждения, проверочные тестовые задания, библиография, методические указания по проведению практических занятий по дисциплинам
«Психология», «Основы психологии».
Тех. редактор Е. В. Кайгородцева
© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013
2
Оглавление
1.Тематика семинарских занятий ………………………………………………4
Тема 1. Предмет, задачи, методы психологии ……………………………..4
Тема 2. Исследование ощущений и восприятия……….………………….5
Тема 3. Исследование свойств внимания …………………………………7
Тема 4. Мнемотехнические приемы ………………………………..…….9
Тема 5. Интеллект. Определение коэффициента интеллекта ………….11
Тема 6. Исследование темперамента……………………………………..12
Тема 7. Исследование характера …………………………………………13
Тема 8. Исследование личности………………………………………….15
Тема 9. Межличностные отношения……………………………………..17
2.Тестовые задания для текущего и итогового контроля знаний ………..18
Контрольный тест для текущего контроля знаний…………….………..18
Контрольный тест для итогового контроля знаний……………………..21
3
Тематика семинарских занятий
Тема 1.
Предмет, задачи, методы психологии
1. Вопросы для обсуждения
1.1.Почему психология, как наука, возникла в конце XIX века?
1.2.Значение психологических знаний в Вашей будущей профессиональной деятельности.
1.3.Какие отрасли психологии наиболее тесно связаны с будущей профессиональной деятельностью?
1.4.Какие методы исследования наиболее широко применяются в психологии и почему?
2. Самостоятельное задание
2.1. Сравнение научной и житейской психологии. Специфика
Вашему вниманию предлагается таблица, в которой написаны психологические понятия: душа, психика, сознание и т. д. В графе
«житейское определение» дайте свое определение каждому понятию, то есть, что Вы понимаете под этим понятием, а в графе «научное определение» выпишите определения этих понятий из психологического словаря. Проанализируйте разницу между научными и житейскими определениями.
4
|
Понятие |
Житейское определение |
Научное определение |
|
|
|
|
1. |
Душа |
|
|
|
|
|
|
2. |
Психика |
|
|
|
|
|
|
3. |
Сознание |
|
|
|
|
|
|
4. |
Бессознательное |
|
|
|
|
|
|
5. |
Психология |
|
|
|
|
|
|
6. |
Интроспекция |
|
|
|
|
|
|
7. |
Тест |
|
|
|
|
|
|
8. |
Аутотренинг |
|
|
|
|
|
|
Литература:
Общая психология [Текст] : учебник. В 7 т. Т. 1. Введение в психологию / под ред. Б. С. Братуся. –
Академия, 2007. – 352 с.
Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Текст] : курс лекций : учеб. пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва : Астрель, 2008. – 352 с.
Глуханюк, Н. С. Общая психология [Текст] : учеб. пособие /
Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. – Москва : Академия, 2009. – 252 с.
Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник / Р. С. Немов. – Москва :
Юрайт, 2010. – 639 с.
Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учеб. пособие /
Л. Д. Столяренко. – Москва : Проспект, 2009. – 458 с.
Тема 2
Исследование ощущений и восприятий
1. Исследование особенностей ощущений и восприятий
1.1. Эксперимент «Особенности ощущений и восприятия».
5
1.2.Особенности восприятия времени
1.3.Тест «Ведущий орган чувств».
1.4.Иллюзии восприятия – работа с картинками.
2. Темы докладов (длительность доклада до 12 минут):
2.1. Ощущения восприятия человек, увидевшего мир в 52 года
–особенности восприятия прозревшего человека;
–отличие восприятие мира у человека, который обладал зрением с рождения и у человека, который обрел зрение в более позднем возрасте;
–сделать вывод о роли восприятия и его развитии с рождения.
2.2. Сенсорная депривация
–особенности восприятия и изменение восприятия;
–примеры сенсорной депривации;
–опыты по сенсорной депривации.
Литература:
Кроль, В. М. Психология и педагогика [Текст] / В. М. Король. –
Москва : Высшая школа, 2003. – 319 с.
Грановская, Р. М. Элементы практической психологии [Текст] /
Р. М. Грановская. –
Общая психология [Текст] : учебник. В 7 т. Т. 3. Ощущение и восприятие / под ред. Б. С. Братуся. – Москва : Академия, 2007. – 416 с.
Игнатьев, А. Иллюзии восприятия, или всегда ли мы видим то, что видим [Электронный ресур] / А. Игнатьев, А. Кузнецов, А. Якунин. –
Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Article/Ign_IVosp.php. – 29.04.2014.
6
3. Задания для обсуждения
3.1. Дайте психологическое объяснение следующим явлениям.
3.1.1.Если на короткое время показать испытуемому написанную фразу: «Просьба громко не разгоривать», то, как правило, он ее прочитает: «Просьба громко не разговаривать».
3.1.2.В романе Э.Л.Войнич «Овод» есть эпизод: Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника. «От ее тонкого пронзительного голоса, замечает автор, – у Артура стало кисло во рту».
3.1.3.Текстильщики различают до 40 оттенков черного цвета там,
где глаз
3.1.4. При зрительном восприятии человека на расстоянии 4 метра и
12 метров его видимая величина почти не изменяется.
3.1.5.После выхода из вагона метро, человеку несколько секунд кажется, что он еще движется в поезде.
3.1.6.Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается
Практическое занятие 3
Исследование свойств внимания
1. Исследование свойств внимания.
1.1.Исследование распределения и переключения внимания Тест «Таблицы Шульте»,
1.2.Исследование произвольного внимания
Тест «Расстановка чисел».
1.3.Исследование избирательности внимания Тест Мюнстерберга.
1.4.Тест «Внимательный ли Вы человек?»
1.5.Исследование концентрации внимания
7
Тест «Исследование концентрации внимания»
2. Задания для обсуждения.
2.1. Определите свойства внимания в следующих примерах:
2.1.1. Телефон трещал понапрасну, шаги в коридоре приближались и удалялись, стук в дверь раздавался и требовательным напором, и
вкрадчивым поскребыванием. Васильев не отвечал, он просто не слышал всего, занятый любимым, главным делом своей жизни…» (Ю. Бондарев
«Выбор»).
2.1.2.Историки утверждают, что Ю. Цезарь и Наполеон могли выполнять сразу несколько дел. В 1887 г. французский психолог Полан демонстрировал свои способности: читал слушателям одно стихотворение
ив то же время писал другое.
2.1.3.Ира считает, что Оля очень внимательная, объясняя это следующим: «Однажды, мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу погас свет от фонарика. Я успела лишь едва заметить фигуру мужчины, а Ира за этот короткий миг разглядела все детали его одежды».
2.2. Дайте психологическое объяснение следующим фактам.
2.2.1.Как объясняется «эффект вечеринки» – Вы полностью поглощены интересной беседой с собеседником, но моментально реагируете на свое имя, негромко произнесенное в другой группе гостей?
2.2.2.Почему световая реклама устроена так, что свет то загорается,
то гаснет?
2.3. Вашему вниманию предлагается таблица. Определите, какие характеристики характерны для каждого вида внимания.
Что объединяет произвольное внимание с непроизвольным вниманием?
8
Какие из видов внимания связаны с интересом?
Какие виды внимания проявляются у человека во время работы в библиотеке, во время учебных занятий, во время спортивных игр,
выполнения работы по дому?
|
Виды внимания |
Цель |
Интерес |
Волевое |
|
|
|
|
усилие |
|
|
|
|
|
1. |
Непроизвольное |
|
|
|
|
внимание |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Произвольное |
|
|
|
|
внимание |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Послепроизвольное |
|
|
|
|
внимание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Самостоятельная работа. |
|
|
Тема 4
Мнемотехнические приемы
1. Темы докладов (длительность доклада до 10 минут): 1.1. Мнемотехника:
–мнемоника и мнемотехника – это одно и то же;
–для чего используется мнемотехника;
–«метод мест» – как возник, способы его применения?
1.2. Цепной метод, метод вешалок и метод образной визуализации,
как приемы мнемотехники:
–подробно рассказать о каждом методе;
–продемонстрировать в группе, как эти методы можно использовать для запоминания информации.
9
1.3. Метод рифмы, метод запоминания иностранных слов, как приемы
мнемотехники:
–подробно рассказать о каждом методе;
–продемонстрировать в группе, как эти методы можно использовать для запоминания информации.
Литература Лорейн, Г. Суперпамять: эффективные методики улучшения памяти
[Текст] : полное руководство / Г. Лорейн. – Москва : Астрель, 2007. – 319 с.
Разумовская, Е. А. Как быстро развить память для запоминания иностранных слов, цифр и любой информации [Электронный ресурс] /
Разумовская Е. А. – Москва : РИПОЛ классик, 2008. – 190 с.
Херманн, Д. Язык памяти [Текст] : эффективные приемы развития памяти / Д. Херманн, М. Грюнберг. – Москва :
Черемошкина, Л. В. Психология памяти [Текст] : учеб. пособие /
Л. В. Черемошкина. –
Черемошкина, Л. В. Психология памяти [Электронный ресурс] : учеб.
пособие / Л. В. Черемошкина. – Москва : Аспект Пресс, 2009. – 320 с.
Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти [Электронный ресурс]. – Москва :
Супер память [Электронный ресурс] : учеб. мнемоники. – Режим доступа : www.mnemonikon.ru/uchebnik.htm. – 29.04.2014.
2. Исследование особенностей памяти.
1)Исследование опосредованного и непосредственного запоминания.
2)Исследование объема кратковременной памяти.
3)Исследование видов памяти.
4)Исследование запоминания от установки личности.
10
Психология — Стр 2
Тема 5
Интеллект. Определение коэффициента интеллекта
1. Темы докладов (длительность доклада до 12 минут):
1.1.Понятие об интеллекте человека в исследованиях ученых
1.2.Условия формирования интеллекта человека.
1.3.Умственная отсталость (дебильность, имбецильность, идиотия):
их характеристики, особенности проявления, причины возникновения.
Литература:
Алдер, Г.
Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов
[Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. П. Баданина. – Москва : Флинта, 2012. – 448 с.
Интеллект, творчество и формирование личности в современном обществе [Электронный ресурс]. – Москва : Институт психологии РАН, 2010. – 184 с.
Мозг на 100 %. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция [Текст] :
доп. – Москва : ЭКСМО, 2008. – 847 с.
Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Электронный ресурс] / Ж. Пиаже. –
Москва :
Дружинин, В. Н. Психология [Текст] / под ред. В. Н. Дружинина. –
Тихомиров, О. К. Психология мышления [Текст] : учеб. пособие /
О. К. Тихомиров. –
Наука и жизнь [Электронный ресурс] : [портал на основе электронной версии журнала]. – Режим доступа : www.nkj.ru. – 29.04.2014.
11
2. Определение коэффициента интеллекта
Тест Г. Айзенка «Определение IQ»
Тема 6
Определение типа темперамента
1. Определение типа темперамента.
1) Определение типа темперамента по методике А. Белова. 2) Определение типа темперамента по методике Г. Айзенка
2. Ролевая игра на определение типа темперамента.
3. Самостоятельные задания.
3.1. Определение типа темперамента по описанию и заполнение
таблицы.
Свойство |
Пример из текста, подтверждающий |
темперамента |
это свойство |
|
|
Сензитивность (чувствительность) |
|
|
|
Реактивность |
|
|
|
Активность |
|
|
|
Пластичность/ ригидность |
|
|
|
Темп речи |
|
|
|
Мимика |
|
|
|
Динамика движений, жестов |
|
|
|
Экстраверсия/ Интроверсия |
|
|
|
Эмоциональная возбудимость |
|
|
|
12
Тема 7
Исследование характера
1.Исследование характера.
1.1. Определение акцентуации характера.
Тест «Акцентуация характера» М. Шмишек.
2. Темы докладов (длительность доклада до 12 минут):
2.1.Походка и характер: можно ли по походке определить характер
человека.
2.2.Почерк и характер человека.
–Можно ли по почерку определить черты характера человека?
–Как узнать характер человека по его подписи?
Литература:
Лебедев, В. И. Познание личности [Текст] : учеб. пособие /
В. И. Лебедев. – Москва : ЮНИТИ, 2003. – 351 с.
Судзиловская, О. Разгадываем почерк. Графология [Текст]. – Санкт-
Петербург : Питер, 2007.
Бобров, А. И. Язык почерка. Как понять себя и других [Текст] /
А. И. Бобров. – Москва : Центрополиграф, 2006. – 191 с.
Романова, Е. С. Графические методы в практической психологии
[Текст] : учеб. пособие / Е. С. Романова. –
Гуревич, П. С. Психология личности [Электронный ресурс] : учеб.
пособие / П. С. Гуревич. – Москва :
Бендас, Т. В. Психология лидерства [Текст] : учеб. пособие /
Т. В. Бендас. –
13
3. Задания для обсуждения:
3.1.Раскройте психологический смысл высказывания Аристотеля: «Хорошо рассуждать о добродетели – не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях – не значит еще быть справедливым на деле».
3.2.Могут ли в одном человеке проявляться такие противоречивые черты характера, как грубость и вежливость, преданность и коварство. Как можно назвать такого человека?
3.3.Можно ли считать психологически верным утверждение некоторых людей, что «у меня такой характер, и я с собой ничего не могу поделать»?
3.4.Психологи считают, что механизм формирования характера человека точно описан в восточной поговорке: «Посеешь поступок,
пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь
характер – пожнешь судьбу».
3.5.Приведите примеры поступков (из жизни, художественных произведений, биографии других людей), в которых ярко проявляются волевые черты характера человека.
3.6.Выделяют пять групп черт характера. К каждой группе черт характера напишите не менее 10 качеств личности. К приведенным в правом столбике качествам добавьте свои качества.
Проанализируйте свои поступки и отношения и попробуйте
определить основные черты своего характера.
14
|
Группа черт характера |
|
Примерные качества |
|
|
|
|
(черты характера личности) |
|
|
|
|
|
|
1. |
Черты характера по |
|
Настойчивость, коллективизм, |
|
отношению к другим людям |
|
эгоизм, чуткость, грубость, |
|
|
|
|
|
общительность, честность, |
|
|
|
|
лживость, аккуратность, |
|
2. |
Черты характера по |
|
||
отношению к себе |
|
безответственность, небрежность, |
|
|
|
|
|
лень, инициативность, мотовство, |
|
|
|
|
заносчивость, консерватизм; |
|
3. |
Черты характера по |
|
||
отношению к труду |
|
бережливость, скромность, |
|
|
|
|
|
самокритичность, гордость, |
|
|
|
|
зазнайство, требовательность к себе, |
|
4. |
Черты характера по |
|
||
отношению к вещам |
|
высокомерие, чувство собственного |
|
|
|
|
|
достоинства, целеустремленность, |
|
|
|
|
эгоцентризм, вежливость, |
|
5. |
Волевые черты характера |
|
||
|
|
|
мотовство, зависть, благородство, |
|
|
|
|
дисциплинированность, доброта, |
|
|
|
|
трудолюбие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 8 |
||
|
Исследование личности |
|||
|
1. Исследование личности: |
|
|
|
|
1.1. Определение уровня самооценки и уровня притязаний личности; |
|||
|
1.2. Определение направленности личности. |
|||
|
2. Задания для обсуждения: |
|
|
|
2.1. Из приведенных ниже понятий, выберите те, которые характеризуют человека как индивида и как личность, и объясните свой выбор.
15
Принципиальность, упрямство, подвижность, черные глаза,
общительность, хорошая координация, лживость, низкая адаптация к темноте, высокий рост, уравновешенность, скромность, справедливость,
курносый нос, медленное запоминание, цвет кожи, тип нервной системы,
инертность, вежливость.
2.2.Под влиянием каких факторов складывается
2.3.Пути, приемы повышения самооценки личности.
2.4.Можно ли согласиться с утверждением, что процесс воспитания личности есть процесс формирования его сознания.
Литература:
Психология личности [Текст] : учеб. пособие. Т. 1. – Самара :
Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных
психологов [Текст] / Л. В. Куликов. –
Леонтьев, А. А. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /
А. А.Леонтьев,Д. А. Леонтьев,Е.
Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд ; пep.
с англ. Е. П. Ильина. –
Панкратов, В. Н. Защита от психологического манипулирования
[Текст] : практ. руководство / В. Н. Панкратов. – Москва : Психотерапия, 2008. – 207 с.
16
Тема 9
Межличностные отношения в группах и коллективах
1. Исследование межличностных отношений:
1.1.Диагностика межличностных отношений (методика Т. Лири).
1.2.Методика
1.3.Социометрический метод и технология его применения для изучения межличностных отношений в группе.
2. Вопросы для обсуждения:
2.1.При каких условиях малая группа становится коллективом?
2.2.Как влияет психологическая совместимость на межличностные отношения в коллективе?
2.3.Как групповые процессы влияют на межличностные отношения?
2.4.Какие «ошибки» возникают при восприятии человека
человеком?
2.5.Психологический климат в группе.
2.6.Какое влияние оказывает межличностная совместимость на успешность работы?
3. Самостоятельное задание
3.1. Проследите на примере любимого художественного произведения, как происходит развитие межличностных отношений между главными героями:
–что способствовало возникновению межличностного влечения;
–по каким причинам межличностные отношения развивались или почему были прерваны.
4. Итоговая контрольная работа.
Литература:
Практикум по социальной психологии [Текст] / под peд.
И. С. Клециной. – Москва,
17
Психология личности [Текст] : учеб. пособие. Т. 1. – Самара :
Баданина, Л. П. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие /
Л. П. Баданина. – Москва : Флинта, 2009. – 447 с.
2. Примерные тестовые задания для текущего и
итогового контроля знаний
2.1. Контрольный тест для текущего контроля знаний.
1. Слово «психология» в переводе с греческого означает:
а) наука о душе;
б) наука о сознании;
в) наука о поведении;
г) наука о человеке.
2. Психология становится наукой:
а) в 1903 году;
б) в 1879 году;
в) в 1650 году;
г) в 1360 году.
3. В XVII веке изучение души заменяется изучением:
а) сознания;
б) поведения;
в) разума;
г) психики.
4. Ощущение, восприятие, внимание, память, мышление,
воображение относят к:
а) психическим состояниям;
б) психическим процессам;
в) психическим свойствам;
г) свойствам темперамента.
18
5. Метод исследования, который состоит в том, что испытуемый наблюдает за собой и анализирует все, что происходит с ним во время исследования, называется:
а) естественный эксперимент;
б) интроспекция;
в) наблюдение;
г) ролевая игра.
6. Стандартная психологическая методика, предназначенная для количественных оценок психических качеств человека, называется:
а) групповой тренинг;
б) тест;
в) ролевая игра;
г) наблюдение.
7. Бессознательное – это:
а) совокупность психических процессов, операций, состояний, не представленных в сознании субъекта;
б) высший уровень развития психики, присущий только человеку;
в) своего рода цензор.
8. Характеристики бессознательного находят свое выражение:
а) в интуиции;
б) гипнозе;
в) в оговорках;
г) все ответы верны.
9. Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку,
называется:
а) сознание;
б) бессознательное;
в) навык;
г) поведение.
19
10. Максимальная интенсивность раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение, называется:
а) верхним абсолютным порогом чувствительности;
б) латентным порогом чувствительности;
в) дифференциальным порогом чувствительности;
г) нижним абсолютным порогом чувствительности
11. Относительное постоянство свойств и предметов при изменении условий их восприятия – это:
а) структурность;
б) константность;
в) предметность;
г) целостность.
12. Зрительные, слуховые и вкусовые ощущения относятся к:
а) интероцептивным ощущениям;
б) экстероцептивным ощущениям;
в) проприоцептивным ощущениям; 13. Начальным источником всех наших знаний о внешнем мире и
собственном теле является:
а) восприятие;
б) ощущение;
в) потребность;
г) мышление.
14. К свойствам внимания относится:
а) переключение;
б) осмысленность,
в) целостность;
г) синестезия.
15. Условием возникновения непроизвольного внимания является:
а) процесс чтения книги;
20
Психология — Стр 3
б) резкий, неожиданный звук;
в) работа за компьютером.
2.2. Тест для итогового контроля знаний
1. Как показала Зейгарник, мы лучше помним
а) работа была доведена до конца;
б) работа осталась незаконченной;
в) работа была сознательно прекращена;
г) привела к вознаграждению.
2. Творческое мышление – это вид мышления:
а) связанный с созданием или открытием
б) осуществляемый при помощи логических операций с понятиями,
суждениями;
в) характеризующийся опорой на представления и образы;
г) все ответы неверны.
3. Согласно исследованиям, интеллект можно определить как:
а) совокупность умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи;
б) способность индивида адаптироваться к условиям окружающей среды;
в) скорость протекания умственных процессов;
г) все ответы верны.
4.
а) понятиями;
б) суждениями;
в) представлениями;
г) словами.
5. Психическое состояние, при котором человеку кажется, что он
21
с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем,
называется:
а) инсайт;
б) дежавю;
в) иллюзия;
г) восприятие.
6.Обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений в их общих связях и закономерностях называется ________________.
7.Сновидения, грезы, галлюцинации относят к:
а) активному воображению;
б) творческому воображению;
в) к творческому мышлению;
г) к пассивному воображению.
8. Такие сказочные персонажи, как русалка,
а) гиперболизация;
б) агглютинация;
в) акцентирование;
г) типизация.
9. С помощью какой логической операции слова: шкаф, диван, стул,
стол можно назвать одним словом «мебель»?
а) Апперцепция;
б) конкретизация;
в) обобщение;
г) адаптация.
10. Воспроизведение – это:
а) прием памяти;
б) прием воображения;
в) процесс памяти;
22
г) свойство внимания.
11. Образ желаемого будущего – это:
а) воображение;
б) рассеянность;
в) мечта;
г) грезы.
12. Механическое запоминание:
а) не играет никакой роли в жизни человека;
б) основано на установлении логических связей в запоминаемом материале;
в) дословное, многократное повторение материала без его осмысливания;
г) связано с выявлением наиболее существенных мыслей и группирование их в виде плана.
13. Характер человека:
а) влияет на формирование темперамента;
б) формируется в течение жизни;
в) в течение жизни не изменяется;
г) дан с рождения.
14. Древнегреческий врач Гиппократ считал, что тип темперамента зависит:
а) от типа телосложения человека;
б) от преобладания
в) типа нервной системы человека;
г) от толщины стенок кровеносных сосудов.
15. Понятия «индивид» и «личность» находятся в таком же соотношении, как «задатки» и:
а) умения;
б) знания;
23
в) способности;
г) индивидуальность.
16. Назовите функцию воли:
а) взаимодействие;
б) взаимовосприятие;
в) непосредственная организация совместной деятельности;
г) сознательная саморегуляция.
17. Холерик – это человек, обладающий:
а) сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой;
б) слабой, неуравновешенной нервной системой;
в) сильной, подвижной, неуравновешенной нервной системой с преобладанием возбуждения.
18. Сублимация – это:
а) трансформация инстинктивных форм психики в социально приемлемые мысли или действия;
б) обособление и локализация внутри сознания травмирующих человека факторов;
в) бессознательное (реже осознанное) стремление поставить себя на место другого человека;
г) перенос действия с недоступного объекта на доступный объект. 19. Психологическая установка – это:
а) осознанная потребность и влечение к
б) неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к другим людям или объектам;
в) стремление удовлетворить
г) система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами.
24
20. Согласно конституционной теории Э. Кречмера, диспластик – это:
а) высокий, худощавый человек;
б) человек с неправильным, непропорциональным телосложением;
в) плотный человек;
г) пропорционально сложенный человек.
21. Согласно нейродинамической теории тип темперамента человека зависит от:
а) типа телосложения человека;
б) типа нервной системы человека;
в) преобладания одного из «соков» в теле человека;
г) от толщины кровеносных сосудов.
22. Иван обладает способностью быстро реагировать на изменения в ситуации, легко и быстро приобретает новые навыки, привычки к новым условиям и людям. У Ивана:
а) малоподвижная нервная система;
б) инертная нервная система;
в) подвижная нервная система;
г) неуравновешенная нервная система.
23. Укажите свойство, которое присуще только флегматику:
а) вспыльчивость;
б) медлительность;
в) застенчивость;
г) впечатлительность. 24. Особенности аффектов:
а) кратковременность;
б) длительность;
в) устойчивость;
г) неопределенность.
25
25. Математические, технические и художественные способности относят к:
а) специальным способностям;
б) общим способностям;
в) интеллектуальным способностям;
г) творческим способностям. 26. Интроверт:
а) общителен, стремится к частой смене впечатлений;
б) обладает средним уровнем общительности;
в) малообщителен, предпочитает одиночество, обладает богатым внутренним миром.
27. Сопереживание другому человеку, способность чувствовать то же, что и собеседник – это:
а) эмпатия;
б) рефлексия;
в) установка;
г) идентификация.
28. Одним из видов деятельности является:
а) внимание;
б) труд;
в) образование;
г) умение.
29. Установите соответствие понятий и их определений:
1) |
умение |
|
а) освоенный человеком способ выполнения |
|
|
|
действий |
|
|
|
|
2) |
навык |
|
б) способ выполнения действий и операций, |
|
|
|
ставший в результате многократных упражнений |
|
|
|
автоматизированным |
|
|
|
|
3) привычки |
|
в) потребность человека совершать определенные |
|
|
|
|
действия |
|
|
|
|
26
Учебное издание
Шубницына Татьяна Владиславовна
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Подписано в печать 04.06.2014. Печать цифровая. Бумага для офисной техники.
Усл. печ. л. 1,84. Тираж 110. Заказ № 1732.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный университет».
610000, г. Киров, ул. Московская, 36, тел.: (8332)
27