ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ г. ЯРОСЛАВЛЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности психологической службы муниципальной системы образования г.Ярославля (далее – Служба).

1.2 Служба является частью муниципальной системы образования г.Ярославля.

1.3 В состав Службы входят психологические службы образовательных учреждений муниципальной системы образования (МСО) г.Ярославля:

— психологи дошкольных образовательных учреждений,

— психологи общеобразовательных учреждений,

— психологи специальных образовательных учреждений,

— психологи учреждений дополнительного образования,

— психологи центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (ЦППиМСПД),

— психологи городской психолого-медико-педагогической комиссии (ГПМПК),

— методисты-психологи Городского центра развития образования (ГЦРО).

1.4 Служба оказывает содействие:

— в формировании развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, выявлении и развитии их творческих способностей, создании позитивной мотивации к обучению, а так же в определении психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений;

— в формировании способности обучающихся, воспитанников к самоопределению, саморазвитию и самореализации в динамичной социальной сфере;

— в формировании мотивации к профессиональному и личностному самосовершенствованию педагогов и администрации учреждений образования.

1.5 В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и местного самоуправления, настоящим Положением.

1.6 Деятельность Службы финансируется за счет муниципального бюджета образования, а также за счет привлеченных средств.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

2.1 Целями Службы являются:

1.содействие органам управления, администрации образовательных учреждений и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, педагогических работников и других участников образовательного процесса;

3 стр., 1397 слов

Реализация принципа наглядности в учреждениях профессионального образования

... модернизации отечественного образования предъявляет новые социальные требования к системе образования и, в частности, к подготовке учащихся в учреждениях профессионального образования. В образовательном процессе учреждения профессионального образования важно ... в педагогическом процессе. Этой проблемой занимались и занимаются педагоги и психологи (ст. л. Занков, в. И. Евдокимов, А. В. Славин, ...

2.содействие личностному и интеллектуальному развитию на каждом возрастном этапе развития личности, формированию у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

3.содействие профилактике условий возникновения отклонений в социальном и психологическом здоровье обучающихся, воспитанников и педагогов.

2.2 Задачи Службы:

1.психологический анализ социальной ситуации развития обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, состояния образовательной среды муниципальной системы образования г. Ярославля, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

2.содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для выбора и получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

3.оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

4.участие в проведении профориентационной работы совместно с профориентационными центрами и центрами занятости населения;

5.содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

6.содействие в формировании здорового образа жизни и участие в профилактике наркотизации (формирования ПАВ-зависимости) в среде обучающихся, воспитанников; поддержка альтернативных форм молодежной субкультуры;

7.участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой органами управления образованием или администрацией отдельных образовательных учреждений;

8.участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

9.содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

10.психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

11.содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии, в том числе содействие обеспечению деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

5 стр., 2205 слов

Теоретические аспекты проблемы содействия педагогам дошкольного ...

... компетентности. Объектом исследования является процесс развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Предметом исследования – управленческое содействие педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативной компетентности. Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативной ...

3. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ

Функционирование Службы осуществляется на двух уровнях — первичном и муниципальном, при обеспечении оперативного вертикального и горизонтального информационного взаимодействия со стороны координирующего подразделения Службы.

3.1 ПЕРВИЧНЫЙ УРОВЕНЬ

Психологические службы образовательных учреждений являются основными структурными звеньями психологической службы муниципальной системы образования, осуществляющими работу с детьми, родителями, с педагогическими и руководящими работниками образовательных учреждений.

3.1.1 Психологические службы образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений).

Психологическая служба образовательного учреждения может быть представлена как отдельными психологами (одним или более), являющимися сотрудниками данного учреждения, так и психологическими лабораториями и другими структурными подразделениями учреждения.

В функции психологических служб образовательных учреждений входит:

— психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

— психологическая диагностика (индивидуальная и групповая) – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

— консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса;

— психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям);

— психологическая коррекция – проведение психологической коррекции поведения и отклонений в личностном развитии обучающихся, воспитанников, при необходимости направляя детей и родителей в Центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

6 стр., 2828 слов

Основные направления деятельности психологической службы образования

... педагогов, руководителей образовательных учреждений к психологической культуре. Основные направления деятельности психологической службы образования В деятельности психологической службы можно выделить три ... службы психолого-педагогического сопровождения       Основные цели, задачи и принципы психологической службы Главная цель психологической службы образования - психологическое ...

В плане обеспечения информационного взаимодействия всех подразделений Службы психологические службы первичного уровня (образовательных учреждений) предоставляют координирующему подразделению Службы следующие сведения:

— об организационном, кадровом, методическом, материально-техническом обеспечении своей деятельности;

— о возникающих в ходе работы проблемах, решение которых по каким-либо причинам невозможно на уровне образовательного учреждения;

— о проводящихся психологических и социально-психологических исследованиях;

— результаты проведения групповых психологических исследований с целью их анализа и обобщения на городском уровне;

— имеющиеся базы данных по результатам групповых психологических исследований с использованием унифицированного программного обеспечения компьютерной обработки «STAT_PSY» (после проведения деперсонификации предоставляемых исходных данных) с целью проведения математико-статистического анализа и выявления закономерностей и тенденций динамики образовательной среды муниципальной системы г.Ярославля.

3.1.2 Городские центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

В зависимости от содержания и основных направлений деятельности центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям могут быть следующих видов:

— диагностики и консультирования;

— психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции;

— социально-трудовой адаптации и профориентации;

— психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

— лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

В цели городских центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям входит:

— оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации;

-оказание консультативной помощи детям, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам образовательных учреждений по различным вопросам;

— методическая и организационная помощь образовательным учреждениям по вопросам реабилитационно-коррекционной работы с учащимися.

3.2 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Муниципальный уровень Службы представлен городской психологической службой и городской психолого-медико-педагогической комиссией.

3.2.1 Городская психологическая служба входит в структуру Городского центра развития образования и является координирующим подразделением Службы, обеспечивающим согласованность работы Службы.

В задачи городской психологической службы входит:

— планирование развития Службы, участие в определении тактики и стратегии развития муниципальной системы образования;

— осуществление общей координации деятельности психологов, входящих в Службу;

— обеспечение оперативного горизонтального и вертикального информационного взаимодействия между структурными подразделениями Службы в процессе ее функционирования в соответствии с законодательством РФ (руководствуясь Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами), включая передачу электронных баз данных, содержащих деперсонифицированную информацию;

12 стр., 5895 слов

Психологические особенности деятельности психологической службы ...

... и образовательных учреждений, подведомственных ФСИН России.  Делопроизводство психологической службы ведется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, а также актами ФСИН России. 2.1. Деятельность психологической службы с ...

— научно-методическое обеспечение Службы: анализ научных достижений в области психологического обеспечения образования, осуществление взаимосвязи с областной психологической службой и с психологическими службами образования других городов России и стран ближнего и дальнего зарубежья, Ярославским филиалом Российского психологического общества, Ярославским государственным университетом им.П.Г.Демидова, Ярославским государственным педагогическим университетом им.К.Д.Ушинского, комиссиями по делам несовершеннолетних мэрии и территориальных администраций, учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел и прокуратуры, органами опеки и попечительства;

— организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности психологов образовательных учреждений и центров;

— предоставление Ярославской областной психологической службе сведений о кадровом обеспечении Службы для формирования и поддержки в актуальном состоянии областного информационно-методического банка «Психологические ресурсы образования»;

— создание городского банка компьютеризированных средств обработки, необходимых психологами образовательных учреждений для проведения психологических исследований («STAT_PSY»);

— создание городского банка деперсонифицированных результатов групповых психологических исследований в учреждениях муниципальной системы образования г.Ярославля, получаемых с использованием унифицированных средств обработки исходных данных;

— анализ и обобщение данных психологических, социально-психологических исследований в муниципальной системе образования г.Ярославля и обеспечение муниципальных органов управления образования, областной центр психологической службы образования и подразделений Службы информацией о состоянии субъектов образовательного процесса и образовательной среды;

— участие в проведении органами управления комплексного анализа деятельности образовательных учреждений;

— участие в организации и проведении в образовательных учреждениях профилактики наркотизации (формировании ПАВ-зависимости) обучающихся, воспитанников;

— участие в создании условий в муниципальной системе образования для обеспечения преемственности на всех этапах получения общего образования;

— оказание консультативной помощи в решении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса, по запросу органов управления образования;

— систематические исследования проблем Службы и обеспечение информацией о ее состоянии муниципальных органов управления образованием, областного центра психологической службы образования и подразделений Службы.

3.2.2 Городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) выполняет функцию экспертной службы Управления образования мэрии г.Ярославля при определении адекватных условий обучения детей, имеющих особые потребности в развитии и обучении. Ее рекомендации служат основанием для комплектования органами управления образования учреждений коррекционно-развивающего назначения.

Основной целью деятельности ПМПК является выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и дальнейшего сопровождения.

22 стр., 10700 слов

Организационные и образовательные аспекты деятельности клинического психолога

... службы. Рабочее место (лаборатория) клинического психолога организуется также и в других учреждениях и подразделениях — кабинетах психологической разгрузки медико-санитарных частей, кабинетах социально-психологической помощи, психологических ... кризисная помощь), не образуя самостоятельной службы. Методическое руководство деятельностью клинических психологов осуществляется главным психотерапевтом ...

В задачи городской психолого-медико-педагогическая комиссии городской входит

— выявление и предупреждение отклонений в развитии ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию;

— проведение комплексной, всесторонней, динамической диагностики нарушений развития ребенка и его резервных возможностей;

— определение специальных условий для получения образования несовершеннолетними детьми, имеющими какие-либо отклонения в развитии;

— определение типа и вида образовательного учреждения для обучения, воспитания ребенка с отклонениями в развитии;

— подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также – лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

— разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование;

— взаимодействие с педагогическими консилиумами образовательных учреждений по дальнейшему сопровождению детей, прошедших обследование;

— консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

— формирование информационной базы данных о научно исследовательских, лечебно-профилактических, оздоровительных, реабилитационных и других учреждениях, которые ГПМПК рекомендует детям и подросткам с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при неэффективности оказываемой помощи.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКО-КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

Диагностико-коррекционная деятельность Службы реализуется во взаимодействии всех составляющих ее подразделений.

4.1 Первичную психологическую помощь участникам образовательного процесса оказывают психологические службы образовательных учреждений: осуществляют первичную диагностику, коррекцию и консультирование.

По решению психолого-педагогического консилиума обучающийся, воспитанник может быть направлен в специализированные подразделения Службы (ЦППиМСПД, ГПМПК) для проведения более углубленной диагностики и коррекционной работы.

4.2 Специализированную помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности психологов образовательных учреждений, оказывают следующие учреждения:

– учреждения, предназначенные для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании,

— образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

— психолого-медико-педагогические комиссии (областная и городская) (ПМПК).

ПМПК проводят углубленную диагностику учащихся, воспитанников, направленных из образовательных учреждений, и по результатам проведенной диагностики:

— рекомендуют тип и вид образовательного учреждения на диагностический срок обучения с повторной диагностикой по окончанию срока;

— рекомендуют специальные условия обучения и воспитания, лечения и медицинской поддержки, оптимальные для ребенка, направленного на углубленную диагностику;

17 стр., 8458 слов

Учреждение образования 15

... службы. Модель психологической службы М. Р. Битяновой. Тема 1.2 Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога О введении должности «Педагог-психолог учреждений образования». Тарифно-квалификационная характеристика должности «Педагог-психолог учреждений образования». Положение о кабинете психологической службы учреждений образования. ...

— разрабатывают рекомендации для образовательных учреждений по организации коррекционно-развивающей работы с ребенком, прошедшим обследование;

— рекомендуют обучение в общеобразовательном классе;

— рекомендуют перевод обучающегося, воспитанника учащегося в специальный (коррекционный) класс, группу;

— рекомендуют продолжить обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Перевод обучающегося в специальный (коррекционный) класс общеобразовательного учреждения производится по заключению ПМПК администрацией данного общеобразовательного учреждения при условии согласия родителей обучающегося.

Направление обучающегося в специальное (коррекционное) образовательное учреждение производится по заключению ПМПК Управлением образования мэрии г.Ярославля при условии согласия родителей обучающегося.

4.3 Научно-методическое обеспечение диагностико-коррекционной деятельности Службы осуществляется высшими учебными заведениями, областным центром психологической службы образования и муниципальной психологической службой города Ярославля.

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

5.1 Деятельность Службы обеспечивается Управлением образования мэрии г. Ярославля.

5.2 Координация деятельности Службы осуществляется муниципальной психологической службой — структурным подразделением Городского центра развития образования.

5.3 Служба работает в тесном контакте с Ярославским областным центром психологической службы образования, Ярославским филиалом Российского психологического общества, Ярославским государственным университетом им.П.Г.Демидова, Ярославским государственным педагогическим университетом им.К.Д.Ушинского, комиссиями по делам несовершеннолетних мэрии и территориальных администраций, учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел и прокуратуры, органами опеки и попечительства.