Реализация принципа наглядности в учреждениях профессионального образования

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Раздел 1. Сущность принципа наглядности 5

1.1. Исторический аспект реализации принципа наглядности 5

1.2. Значение принципа наглядности в обучении 11

Раздел 2. Условия применения современных средств наглядности в образовательном процессе

20

2.1 Принципы внедрения современных средств наглядности в образовательный процесс

20

2.2. Особенности создания средств наглядности в учреждениях профессионального образования

26

Раздел 3.Эффективность использования наглядности в образовательном процессе 34

3.1. Основные виды контроля эффективности применения принципа наглядности

34

3.2. Направления совершенствования принципа наглядности в учреждениях профессионального образования

37

Заключение 40

Список источников и литературы 41

?

ВВЕДЕНИЕ

Повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса является одной из задач совершенствования профессионального образования. Концепция модернизации отечественного образования предъявляет новые социальные требования к системе образования и, в частности, к подготовке учащихся в учреждениях профессионального образования. В образовательном процессе учреждения профессионального образования важно развивать в учащихся интерес к выбранной профессии, опираться на чувственное восприятие учебной информации, включать все органы чувств при восприятии окружающего мира. Следовательно, чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Это достигается при широком использовании наглядных средств на всех этапах обучения, с помощью которых ученик под руководством педагога мог бы пройти «путь развития профессиональных знаний», формирования нравственных и гражданских позиций.

В педагогической науке имеется немало исследований, посвященных проблеме использования наглядности и визуализации в педагогическом процессе. Этой проблемой занимались и занимаются педагоги и психологи (ст. л. Занков, в. И. Евдокимов, А. В. Славин, Л. М. Фридман, А. В. Хуторской и др.), методисты (н. И. ботинок, В. Г. Болтянський, н. Бы. Волович,. А. Далингер, А. Л. Карасик, Г. Есть. Сенькина и др.).

Исследователи рассматривают наглядность как средство активизации учебной, творческой и профессиональной деятельности учащихся. В настоящее время разработаны вариативные учебно-методические комплексы, основными составляющими которых являются: учебник, тетрадь с печатной основой, методические указания для преподавателей. Однако в них недостаточно представлен наглядный материал, в котором был бы сделан акцент на профессиональное развитие учащихся. Это обуславливает актуальность темы.

17 стр., 8296 слов

Наглядность как дидактический принцип обучения

... последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. В последние годы стала очевидной тенденция гуманизации образования лиц с особенностями ... в учебном процессе наглядных средств обучения [1] Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной ...

Цель курсовой работы – изучить особенности принципа наглядности в учреждениях профессионального образования.

Объект исследования курсовой работы – методика преподавания в учреждениях профессионального образования.

Предмет исследования – принцип наглядности в системе специального образования.

В основные задачи исследования входят следующие:

1. Изучить литературу по вопросам принципа наглядности в учреждениях профессионального образования.

2. Раскрыть сущность принципа наглядности.

3. Рассмотреть условия применения современных средств наглядности в образовательном процессе.

4. Проанализировать эффективность применения принципа наглядности в учреждениях профессионального образования.

Методы исследования курсовой работы – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Степень изученности темы – несмотря на достаточно большое количество исследований зарубежных и отечественных авторов, в том числе и появившихся в последнее время, проблему изучения принципа наглядности в учреждениях профессионального образования нельзя признать исчерпывающе разработанной.

Курсовая работа включает следующие структурные компоненты: титульный лист, лист содержание, введение, три главы, разбитые на параграфы, заключение, список литературы.?

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ

1.1. Исторический аспект реализации принципа наглядности

Идея наглядности занимала видное место в истории педагогики. На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики. Принцип наглядности является одним из старейших и важнейших принципов дидактики. К наглядности обращались и тогда, когда не существовало письменности и даже самой школы. Издавна философы и педагоги думали о том, как облегчить познавательную работу учащихся. В жизненном плане в школах древних стран – Китая, Египта, Греции, Рима – наглядность была достаточно широко распространена. Применяли наглядные пособия как средство, облегчающее обучение учащихся, и на Руси. Однако не было педагогической теории, принципа использования наглядных средств.

В обоснование принципа наглядности в разное время внесли существенный вклад Т. Мор, Ф. Рабле, Т. Кампанелла.

Английский мыслитель-гуманист Томас Мор (1478-1535) в своей «Утопии» большое значение придавал наглядным пособиям, особенно при изучении астрономии.

Сторонником идеи наглядности был Франсуа Рабле (1494-1553).

Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Реализуя наглядные методы обучения, Ф. Рабле предлагал органично сочетать в процессе обучения умственные занятия с физическими упражнениями и активной деятельностью, включающей практическое освоение различных ремесел.

12 стр., 5864 слов

Характеристика профессионально–педагогической деятельности педагога ...

... стоящих на современном этапе перед системой профессионально-педагогического образования, ведущая роль принадлежит педагогу профессионального обучения. От его личностных качеств, профессионального уровня как педагога во многом зависит уровень подготовленности ...

Особое значение наглядности для активного усвоения наук, особенно естествознания, оказывал итальянский философ и поэт Томмазо Кампанелла (1568-1639).

В произведении «Город Солнца» семь стен, которые окружают описываемый город, расписаны наглядными пособиями по разным предметам, наглядные пособия в виде всевозможных таблиц развешаны на деревьях, в парках, чтобы дети и на прогулках могли усвоить хоть часть знаний…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наглядность является целенаправленным и специально организованным показом учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности.

Использование наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них способность связывать теорию с практикой, с жизнью, формирует навыки технической культуры, воспитывает внимание и аккуратность, повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Эффективность использования средств наглядности зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке различных его видов, но и правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова преподавателя.

Наглядные методы занимают свое место в учебном процессе и выполняют конкретные дидактические функции. Излишек наглядных методов обучения на уроке так же, как и их недостаток, понижает эффективность образовательного процесса. Во всем необходима мера. Но там, где наглядные методы обучения необходимы, они должны применяться.

Это связано с тем, собственно, что методы применения наглядности имеют возможность продемонстрировать становление явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Тема, связанная с применением наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в учреждениях профессионального образования, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении учащихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арнаутов В.Д. Опыт инновационно — моделирующей деятельности и проектирования образовательного процесса // Педагогика. – 1998, — № 1

2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении./В.А. Артемов – М.: Просвещение, 2004. – 345 с.

3. Артюхов М.В., Вержицкий Г.А., Любчева В.Ф. Педагогические технологии и профессиональное образование // Проф. образование. — 1997. — №11.-С.6-7

4. Бабанский Ю.К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса/Ю.К. Бабанский, — М., 2002. – 298 с.

5. Баев С.Я. Дидактические основы системы методов теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах / Ин-т профтехобразования РАО./С.Я. Баев — СПб., 1997. — 135 с.

11 стр., 5108 слов

Тема 5.Обучение в целостном педагогическом процессе

... основе достаточного количества пар наблюдений рассчитываетсякоэффициент корреляции (коэффициент взаимосвязи). И.П.Подласый выделяет четыре генеральных фактора, определяющих в комплексе формирование продуктов дидактического процесса: 1) учебный материал; 2) организационно-педагогическое ... учения является ассоциация; всякое обучение основано на наглядности, чувственном восприятии; наглядные образы ...

6. Беляева А.П. Дидактические особенности преподавания специальных предметов // Программе созидания — высококвалифицированные рабочие кадры. — Киев, 1987. — С.216-225

7. Беляева А.П. Научные основы стандарта профессионального образования // Методологические и теоретические проблемы многоуровневой подготовки в новых типах профессиональных учебных заведений: Сб. науч. тр. / Ин-т профтехобразования РАО. — СПб., 1995. — С.32-46

8. Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: Проблемы и перспективы // Педагогика. — 1997. — № 2. — С. 14-20

9. Воронин Ю.А. Перспективные средства обучения. / Ю.А. Воронин — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2000. — 124 с.

10. Гессен С.И. Педагогические сочинения/С.И. Гессен – Саранск, 2001.- С. 377

11. Голуб Б.А. Основы общей дидактики : учеб. пособие для студ. педвузов / Б.А. Голуб. — М. : ВЛАДОС, 1999. — 96 с.

12. Гусейнов А.З. История развития педагогической мысли/А.З. Гусейнов. – Саратов, 2005.- С. 69

13. Гусейнов А.З., Турчин Г.Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики/Известия Саратовского университета Т. 7. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1, 2007, С. 65-67

14. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения/В. Давыдов. – М, 2003. — 420 с.

15. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/В.В. Давыдов – М., 2001.- 286 с.

16. Дидактические принципы // Пед. энциклопедия: В 4-х, т. I. – М., 1999. – 385 с.

17. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя/В.И. Загвязинский – М., 2002. – 130 с.

18. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. — М.: Педагогика, 1990. — 424 с.

19. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения/З.И. Калмыкова — М., 2001. – 48 с.

20. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. — М. : Академия, 2001. — 256 с.

21. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. : Т. 1. / Я.А. Коменский — М. : Педагогика, 1982. -476 с.

22. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения/Я.А. Комеский. — М.: 1955.- С.303-304

23. Оконь В. Введение в общую дидактику/В. Оконь. — М, Высшая школа, 2001. – 268 с.

24. Песталоцци И.Г. Педагогические сочинения/И.Г. Песталоцци. — М, 1950.- С.273

25. Пирогов Н. Вопросы жизни. Соч. / Н. Пирогов. — СПб, 1887. — 116 c.

26. Руссо Ж.-Ж. Эмпиль или воспитание/Ж.-Ж. Руссо.- М., 1911.- С.242

27. Шукаров О.Х. Творческий рост педагога/О.Х. Шукаров – М., 2004, 80 с.

28. Электронные библиотеки // Москва: Педагогика и психология – 2004.- (Рус.) –URL: i2a1a2.asp?id=19316

29. Электронные библиотеки // Педагогика – 2005.- (Рус.) –URL: works/

30. Электронные библиотеки // Педагогика и психология – 2006.- (Рус.) –URL: vio_17/cd_site