Психологическая помощь медицинским работникам средствами психологической службы

ПЛАН:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Психологическая помощь медицинским работникам: формы, методы, средства……………………………………………………………………6

1.1. Общая характеристика направлений в оказании психологической помощи в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………6

1.2. Особенности оказания психологической помощи медицинским работникам…………………………………………………………………………20

Глава 2. Психологическая служба как средство оказания психологической помощи медицинскому персоналу………………………………………………..59

2.1. Основные направления работы психологической службы в системе здравоохранения……………………………………………………………………59

2.2. Программа по оказанию психологической помощи медицинскому персоналу………………………………………………….……………………….70

Заключение………………………………………………………………….93

Список литературы…………………………………………………………96

Приложение…..……………………………………………………………101

Введение

Проблематика оказания психологической помощи людям различных профессий с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», — эту метафору можно положить в основу исследований психологической помощи.

По существу эмоциогенность заложена в самой природе медицинского труда, причём спектр эмоций весьма разнообразен. Медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят различные психологические проблемы: эмоциональное выгорание, снижение уровня эмпатии. Сюда же следует отнести психологические трудности принимающего, безусловного общения, описанные К. Роджерсом и Э. Фроммом.

При этом несущий бремя «груза общения» специалист вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, а то, напротив, мишенью для раздражения и агрессии. А ведь психика наша от природы устроена так, что мы не можем оставаться равнодушными к проявлениям эмоций со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся» ими. К этому добавляются ещё и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы. Итог известен и ёмко описан словами классика: «Ещё один сгорел на работе» [48].

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...

... а также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным ... доказано соотношение способов восприятия с личностной организацией человека. Недостаточная целенаправленность, повышенная эмоциональность детей с ... складу ребенка более раннего возраста. Их эмоции отличаются яркостью и живостью, наблюдается преобладание ...

В построенной А. С. Шафрановой классификации профессий медицинские работники вынесены в особую группу профессий «профессии высшего типа» по признаку необходимости постоянной работы над предметом и собой, подобное основание в большей степени подходит для определения субъектного вклада индивидов [52,58].

Изучение путей оказания психологической помощи в профессиональной деятельности медицинского работника особенно актуально в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Медицинские работники обеспечивают результативность производственной деятельности лечебно-профилактического учреждения, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья.

Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложность оказания психологической помощи медицинским работникам, а также разнородность интерпретации ее методов и средств, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.

Одной из проблем функционирования психологической службы в здравоохранении является отсутствие ее модели деятельности с медицинским персоналом. В связи с этим необходимо изучение деятельности психологической службы как средства оказания психологической помощи медицинским работникам. Решение этой проблемы и является целью нашего исследования.

Задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Изучить состояние и рассмотреть основные направления деятельности психологической службы здравоохранения.

3. Разработать программу оказания психологической помощи медицинским работникам средствами психологической службы.

Предмет исследования: психологическая служба как средство оказания психологической помощи медицинским работникам.

Объект исследования: медицинские работники.

Гипотеза исследования: деятельность психологической службы является необходимым средством оказания психологической помощи медицинским работникам.

Методы сбора информации исследования: изучение научной литературы по теме исследования; анкетирование; методики: «Оценка темперамента» А.Белова, 16PF – опросник Р.Б.Кеттелла, «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В.Бойко; методы математической обработки, констатирующий эксперимент.

Методологическая основа исследования: теории психологической помощи 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Дж.Вольпе и А.Лазаруса, Б. Скиннера, К. Роджерса, Ф. Перлза, В. Франкла; работы К.Маслач и С.Е.Джексона, В.В.Бойко; работы по организации психологической службы А Г Асмолова, И.В.Дубровиной, С.В.Недбаевой, Г.С.Абрамовой.

Проблема оказания психологической помощи представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья медицинских работников.

11 стр., 5206 слов

Психологическая структура совместной деятельности.

... что и делает возможным раскрытие психологического содержания по его внешним проявлениям и психологическое исследование в целом. Тем самым деятельность выполняет и метподологическую функцию. Для ... дифференцирующий признак. В приведенной дефиниции более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения. Оно является синтезом всей системы ...

База исследования: медицинские работники Успенской центральной районной больницы в количестве 45 человек.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения……..

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. — Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. — 368 с.

2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А.Юдчиц. — М.: Наука, 1998.- С. 231–244.

3. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья/Б.А. Ананьев. – СПб.: Питер, 1999. – 123 с.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. – 380 с.

5. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые исследования.- М.: Наука, 1998.- С. 32-38.

6. Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления/М.С. Афанаскина//Медицинская сестра. – М.: Русский врач, 2001. – № 6. – С. 34.

7. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – № 1. – С. 54.

8. Белов В.М. Психология здоровья/В.М. Белов. – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с.

9. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.

11. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика.- М.: «Изд-во институт психотерапии», 2000.- 353 с.

12. Бубнова С.С. Система профессионально важных качеств и индивидуальные способы деятельности. Психологическая наука и обществевнная практика. Ч.1. М.: Наука, 1983. – 250 с

13. Вахнянская И. Теории личности и личностного роста в современной психологии. – Ижевск, 1998 г., 320 с.

14. Введение в профессию «психолог», И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников, 2002г.

15. Вебер В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте / Пер.с англ.С.М.Адамовой. Под общ.ред. В.Е.Когана и Е.С.Креславского. – СПб.: РАТЭПП, 1998. – 41с.

16. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание/Н.Е. Водопьянова//Стоматолог. – М.: Медицина, 2002. – № 7. – С. 12.

17. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000.-С. 443-463.

18. Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.

19. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2000 – 560 с.

20. Захаров С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие?/С. Захаров//Интернет: forums.rusmedserv.com/ show thread.php?t=8748

21. Заховаева А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела/А.Г.Заховаева//Сестринское дело. – М.: Медицинский вестник, 2003. – № 2. – С. 28–29.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В ... переживаниями, но нужно учитывать и опыт и ассоциации. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. Вильгельм Вундт (1832-1920). Существуют разные классификации первых программ возникновения ...

22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512с.

23. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

24. Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие/Сост. Г.П. Горбунова, Н.И. Морозова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 108 с.

25. Караванов Г., Коршунова В. Индивидуально-психологические особенности личности врача-хирурга/Г. Караванов, В. Коршунова. – Львов: Вища Школа, 1974. – 84 с.

26. Карварский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985.

27. Карпенко Л.А. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

28. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине/Р. Конечный, М. Боухал. – Прага: Авиценум, 1974. – 405 с.

29. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова //Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 27–38.

30. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования/ пер.с лит. – М.: Академический Проект, 2000. – 240 с.

31. Крон Т. Помощь находящемуся в кризисном состоянии// Вестник РАТЭПП. – №1. — 1995. – С.21-29.

32. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. – №1. — 1995. – С.36-47.

33. Лотова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников соц.служб. – М.., 1999. – 126 с.

34. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.: Смысл, 1998. – 109 с.

35. Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. – Улан-Удэ, 1999.– 200 с.

36. Молоканов М.В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических психологов: Дис…к.п.н. – М., 1994. – 178 с.

37. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – с.102-115.

38. Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.

39. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993, с.8-11.

40. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: уч.пособ.для студентов вузов и практич.работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.

41. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/В.Е. Орел//Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – № 1. – С. 16–21.

42. Платонов К.К. Краткий словарь системных психологических понятий. М., “Высшая школа”, 1984. — с.106.

43. Полеев А.М. Неотложная психотерапевтическая помощь в системе комплексной превенции самоубийств: Автореф.дис. … канд. мед. наук. М., 1989.

44. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/Ред-сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: «Бахрах», 1998. — 672 с.

45. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д.Карвасарского– СПб.: Питер Ком, 1999. – 752 с.

46. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петорвского, М.Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политидат, 1990.- 494с.

47. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей/А.А. Реан, А.А. Баранов//Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1997. – № 1. – С. 45–53.

8 стр., 3666 слов

Семинар №2. История преподавания психологии в высшей и средней школах.

... школе. Преподавание психологии в 19 веке в средней школе. Преподавание психологии вначале 20 века в средней школе. Преподавание психологии ... и таким образом впервые начинается подготовка профессиональных психологов. В течение 70-80-х годов продолжалось ... Логос, 2007. http://www.biblioclub.ru Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. Питер.: СПб. 2012. http://www.biblioclub.ru   При ...

48. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Ронгинская//Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.

49. Сандомирский М.Е. Выгорание – профессиональная болезнь фармацевта?/М.Е. Сандомирский//Интернет: marks.on.ufanet.ru/RE3TXT.HTM

50. Сергеева А. Синдром эмоционального сгорания/А. Сергеева//Интернет: http:www.tsale.ru/index.htm

51. Скиннер Р., соавт. Жизнь и как в ней выжить.–М.,2001.- 353 с.

52. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д. Трунов//Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8. – С. 84–89.

53. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Форманюк//Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1994. – № 6. — С. 57–63.

54. Фрейд З. Мал.собр.соч.: пер.т.1: О психоанализе, 5 лекций. Методика и техника психоанализа. – СПб, 1999. – 223 с.

55. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными/И. Харди. – Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. – 286 с.

56. Хетагурова А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала/А.К. Хетагурова//Сестринское дело. – М.: Издательский дом медицинский вестник, 2003. – № 6. – С. 34–35.

57. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс,1997.–608 с.

58. Юдина Е.В. Соотношение личностных качеств практического психолога и эффективности диагностической деятельности: Дис…к.п.н. – М., 2001. – 138 с.

59. Юнг К. Психологические типы. – М., 1996. – 716 с.

60. Приказ Минздрава России от 16.09.2003 № 438 «О психотерапевтической помощи», приказ Минздрава России от 26.11.96 № 391 «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь» //humanities.edu.ru/db/msg/58646