День 1. Знакомство с деятельностью психологической службы в дошкольном учреждении.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной,

воспитательной и социальной работе

______________ С.И. Коптева

___________________

Регистрационный № УД — 31−01/____

ПРОГРАММА

ПРАКТИКА ПО ПСИХОЛОГИИ

(название дисциплины)

для специальности:

1- 01 01 02 — 06 «Дошкольное образование. Практическая психология»

2013 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

Леганькова О.В. — заведующий кафедрой общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка», кандидат психологических наук, доцент;

Шипицкая С.С. — преподаватель кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка».

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой общей и детской психологии

(протокол № 11 от 8.05.2013)

Заведующий кафедрой

_________ О.В. Леганькова

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета дошкольного образования БГПУ им. М. Танка

(протокол № 10 от 08.05.2013

Председатель

Совета факультета

_________ Л.Н. Воронецкая

Оформление учебной программы и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

Руководитель практики учебно-методического управления БГПУ

_______________________ Г. В. Савицкая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Производственная практика по психологии для студентов заочной формы получения образования организуется на 6 курсе и является логическим продолжением учебной психолого-педагогической и методической практик студентов младших курсов и дальнейшим этапом профессиональной подготовки будущего педагога-психолога. Практика проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности.

Практика следует после освоения студентами программ теоретического и практического обучения и позволяет выявить особенности адаптации выпускников к профессиональной деятельности, оценить уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, наметить перспективы ее улучшения.

10 стр., 4709 слов

Организация занятий по психологии для студентов Профессионального лицея № 1

... Профессионального Образования КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П.АСТАФЬЕВА (КГПУ им. В.П. Астафьева) Институт психологии, педагогики и управления образованием ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ... учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева» АТТЕСТАЦИЯ студента за производственную практику 200_ - ...

Практика создает условия для интеграции психологических и педагогических знаний и умений студента.

Цель практики: формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности педагога-психолога; подготовка к выполнению функций и реализации направлений деятельности педагога-психолога учреждений образования.

Задачи практики:

1. Закрепление, углубление и обобщение психолого-педагогических и

специальных знаний, полученных студентами в процессе обучения в университете, интеграция знаний по психолого-педагогическим и специальным дисциплинам.

2. Выработка практических навыков по основным направлениям работы

педагога-психолога.

3. Изучение вопросов юридической и правовой основы деятельности

педагога-психолога.

4. Выработка творческого, исследовательского подхода к психологической деятельности.

5. Совершенствование диагностических и коррекционно-развивающих

навыков и умений в работе с детьми.

6. Формирование профессиональной позиции и позитивного отношения к

профессии.

В процессе практики студенты должны овладеть следующими профессиональными навыками и умениями:

· проектировать, планировать работу педагога-психолога на год, на месяц, на неделю;

· проводить индивидуальную и групповую диагностику ребенка;

· обрабатывать и анализировать результаты диагностического обследования;

· составлять протоколы психодиагностики, психологические характеристики;

· составлять программы коррекционной работы;

· проводить индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия по результатам диагностического обследования;

· проводить индивидуальное и групповое консультирование родителей и педагогов;

· проводить психологическое просвещение родителей и педагогов;

· внедрять в практику работы психологической службы в учреждениях образования новые достижения психолого-педагогической науки;

· формировать у себя стремление к повышению профессионального мастерства, потребность в профессиональном самосовершенствовании, самообразовании и самовоспитании.

2 стр., 802 слов

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ"

... внимания заслуживает деятельность психологов в системе образования. В настоящее время профессия педагога-психолога становится ... психологов-практиков; технологии эффективности профессиональной деятельности специалиста; личностному компоненту профессиональной успешности практических психологов; описанию проблем адаптации психолога в учебном заведении; влиянию деятельности практического психолога ...

Организация практики

В соответствии с учебным планом специальности «Дошкольное образование. Практическая психология» факультета дошкольного образования практика проводится на выпускном курсе заочной формы получения образования в 11 семестре. Продолжительность практики 4 недели. Сроки практики устанавливаются согласно учебному плану специальности. На курсовом собрании по организационно-методическим вопросам студентов знакомят с информацией по соблюдению правил охраны жизни и здоровья воспитанников во время практики, с содержанием программы практики, с приказом о практике и с обязанностями студента-практиканта

Студенты выпускного курса проходят практику по месту жительства и месту работы на базе учреждений образования Республики Беларусь на выбор (учреждение дошкольного образования, учреждение общего среднего образования, центр развития ребенка, социально-педагогический центр с приютом).

Курсовое собрание по организационно-методическим вопросам по результатам практики проводится согласно приказу ректора (в период экзаменационной сессии).

Отзыв о прохождении практики студентом с места прохождения практики подписывается непосредственным руководителем практики от организации (педагогом-психологом) и руководителем организации. Подписи на отзыве заверяются печатью учреждения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

(учреждение дошкольного образования)

Неделя

День 1. Знакомство с деятельностью психологической службы в дошкольном учреждении.

Цель: познакомить с особенностями организации работы психологической службы в дошкольном учреждении и функциями педагога-психолога.

Содержание работы:

1. Беседа с педагогом-психологом дошкольного учреждения об особенностях организации работы психологической службы.

2. Изучение целей, основных задач, принципов деятельности и функций педагога-психолога в дошкольном учреждении.

3. Знакомство с правами, обязанностями и ответственностью специалиста психологической службы учреждения образования.

9 стр., 4321 слов

Возможности художественной литературы в научно-практической работе психологов и педагогов

... литературы в научно-практической деятельности психологов и педагогов является потребность в её чтении ... что говорит. Тема дипломной работы требует почти противоположной по содержанию цитаты, где бы ... из теоретических методов исследования является метод изучения документации. Документацией в социологии называют ... из личной практики, которые отнюдь не единичны. Ситуация защиты дипломной работы. Дипломник ...

4. Беседа об этических нормах деятельности педагога-психолога.

5. Режим работы психолога в учреждении.

6. Примерное распределение недельного рабочего времени педагога-психолога.

7. Составление плана работы студента на период практики.

День 2. Изучение основных направлений работы педагога-психолога.

Цель: формировать у студентов целостное представление о направлениях работы педагога-психолога школы, планировании и ведении отчетной документации.

Содержание работы:

1. Знакомство с организационно-методической работой. Планирование работы на год, на месяц, на неделю; составление программ коррекционной работы; психолого-педагогическое сопровождение; участие в методических объединениях, педсоветах.

2. Изучение рекомендаций по оформлению документации, составлению годовых планов.

3. Изучение форм ведения отчетной документации.

4. Ознакомление с методической оснащенностью и оформлением кабинета

(стимульный, технический и вспомогательный материал).

5. Особенности психодиагностической работы педагога-психолога Индивидуальная и групповая диагностика учащихся, родителей, педагогов.

6. Знакомство с аналитической деятельностью педагога-психолога.

7. Обработка и анализ результатов диагностического обследования; составление протоколов, психологических карт, справок-отчетов.

8. По договоренности с педагогом-психологом, являющимся непосредственным руководителем от организации, студент присутствует на психодиагностическом обследовании учащегося.

(Полученная информация фиксируется в дневнике практики)

День 3. Изучение содержания работы педагога-психолога по основным направлениям деятельности.

Цель: формировать у студентов целостное представление о содержании работы по основным направлениям деятельности педагога-психолога школы.

Содержание работы:

1. Изучение особенностей психокоррекционной и развивающей работы педагога-психолога.

2. Составление списка коррекционных групп, проведение индивидуальных и групповых коррекционных или развивающих занятий по результатам диагностического обследования.

2 стр., 751 слов

Психолого-медико-педагогическая консультация, ее функции и содержание работы. Содержание и методы изучения детей в ранние периоды жизни (от 0 до 3-х лет).

... педагогического заключения. Ответственность педагога 8 Список литературы 14 1. Психолого-медико-педагогическая консультация, ее функции и содержание работы. Содержание и методы изучения детей в ранние ... степень этого нарушения, а также функции, развивающиеся нормально. Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка детей 1-3 лет является получение данных, характеризующих ...

3. Изучение особенностей психопрофилактической и просветительской работы.

4. Изучение особенностей консультативной работы

5. По договоренности с педагогом-психологом студент присутствует на консультациях, тренингах, коррекционных и развивающих занятиях, родительских собраниях, консилиумах, участвует в других формах работы в учреждении.

День 4. Реализация социального заказа школы.

Цель: изучить и реализовать социальный заказ психологической службы школы.

Содержание работы:

1. Изучение социального заказа учреждения на деятельность психологической службы.

2. Студент изучает запрос, сформулированный педагогом-психологом учреждения, исходя из содержания и задач психологической службы.

3. Помощь педагогу-психологу в реализации социального заказа.

4. Практикант анализирует содержание консультаций психолога, намечает направления и формы работы по выполнению запросов.

День 5. Подготовка к проведению психодиагностического обследования учащегося школы.

Цель: формировать профессиональные умения и навыки организации и проведения психодиагностического обследования учащегося школы с учетом полученных теоретических знаний и практических умений.

Содержание работы:

1. Закрепление студента за классом.

2. Знакомство студента с учащимися и классным руководителем.

3. Наблюдение за детьми на уроках с целью выбора двух учащихся для психодиагностического обследования.

4. Подбор методик для проведения психодиагностического обследования личности и познавательной сферы учащегося (методики подбираются в соответствии с возрастом учащихся и согласуются с педагогом-психологом учреждения).

10 стр., 4961 слов

1. Цели производственной практики

... работе, заместитель директора по воспитательной работе,социальный педагог; педа­гог-психолог; методист по практике; задачи социально-психолого-педагогической практики. Дата Содержание работы Примечание Отметка Подпись психолога, соц. педагога ... знаний с их реализацией в практической деятельности. Целью практики является развитие социально-психолого-педагогической компетентности студентов; ...

5. Подготовка стимульного материала для проведения психодиагностического обследования.

6. Подготовка бланков протоколов для проведения психодиагностики.

Неделя

День 1. Анализ результатов исследования психического развития школьника.

Цель: формировать умения обрабатывать, анализировать полученные результаты, делать психолого-педагогические выводы по результатам диагностики.

Содержание работы:

1. Обработка и анализ результатов, полученных в ходе диагностики психического развития учащегося школы.

2. Заполнение личностно-характерологической карты или составление психологической характеристики на учащегося.

3. Составление психолого-педагогических выводов по результатам

диагностики.

4. Выявление основных недостатков, причин и перспектив развития

испытуемых школьников.

5. Выделение направлений коррекционной и консультационной работы.

6. Обсуждение и оценка результатов психодиагностической работы студентов с непосредственным руководителем от организации.

День 2. Составление коррекционной программы по результатам психодиагностики.

Цель: учить студентов составлять программу коррекционной работы по результатам психодиагностического исследования и реализовывать ее на практике.

Содержание работы:

1. Постановка целей и задач коррекционной программы по результатам психодиагностики.

2. Выявление ресурсов развития школьников, а также возможностей семьи (родителей и других родственников) и возможностей школы (психолога, администрации, классного руководителя, сверстников).

3. Подбор игр и упражнений для коррекционной программы.

4. Составление коррекционно-развивающей программы для каждого испытуемого учащегося школы.

12 стр., 5765 слов

Перечень психодиагностических методик и тестовых проб, рекомендованных к использованию в практике работы педагога-психолога общеобразовательного учреждения

... методик и тестовых проб, рекомендованных к использованию в практике работы педагога-психолога общеобразовательного учреждения (проект)   Раздел 1 ... школу Определение готовности к обучению в старшей школе (содержание готовности определяется по совокупности ученических компетентностей) 1. ... Уровень готовности обучения детей в среднем звене Содержание учебных и внеучебных интересов 1. Методика оценки ...

День 3. Проведение зачетных групповых коррекционно-развивающих занятий.

Цель: учить студентов самостоятельно проводить групповую коррекционно-развивающую работу с учащимися школы, учитывая особенности психического и личностного развития учащихся.

Содержание работы:

1. Проведение зачетных групповых коррекционно-развивающих занятий. (3−4 занятия) и самоанализ проведенных занятий.

2. Обсуждение и оценка проведенных студентом групповых коррекционно-развивающих занятий с непосредственным руководителем практики от организации.

День 4. Проведение зачетных тренинговых занятий .

Цель: учить студентов самостоятельно проводить тренинги с учащимися школы, учитывая особенности психического и личностного развития учащихся.

Содержание работы:

1.Самостоятельное проведение тренингов (2−3 тренинга) и их самоанализ.

2. Обсуждение и оценка проведенных студентом тренингов с непосредственным руководителем практики от организации.

День 5. Проведение зачетных индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

Цель: учить студентов самостоятельно проводить индивидуальную коррекционно-развивающую работу с учащимся школы, учитывая особенности психического и личностного развития учащегося.

Содержание работы:

1. Проведение зачетных индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (3−4 занятия) и самоанализ проведенных занятий.

2. Обсуждение и оценка проведенных студентом индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с непосредственным руководителем практики от организации.

Неделя

День 1. Изучение личности педагога и стиля его педагогической деятельности.

Цель: формировать у студентов умение проводить исследовательскую работу по изучению и описанию особенностей личности педагога и его деятельности; изучению психологического климата педколлектива. Содержание работы:

1. Изучение особенностей личности и деятельности педагога (классного руководителя или педагога- предметника).

2. Изучение психологического климата в педагогическом коллективе.

3. Оформление протоколов обследования и интерпретация полученных результатов.

4. Составление психолого-педагогических рекомендаций по результатам проведенного исследования.

День 2. Изучение детско-родительских отношений и стилей родительского воспитания.

Цель: формировать у студентов умение изучать особенности детско-родительских отношений, стилей родительского воспитания; давать психологическую интерпретации по результатам диагностики детско-родительских отношений.

Содержание работы:

1. Изучить особенности отношений родителей к испытуемым школьникам

2. Оформление протоколов обследования, анализ данных.

3. Соотнесение результатов диагностики детей и родителей.

4. Составление психолого-педагогических рекомендаций.

День 3. Разработка мероприятия по психологическому просвещению

Цель: учить студентов определять тему по психологическому просвещению, разрабатывать план и содержание мероприятия. Содержание работы:

1. Определение темы и постановка задач мероприятия по психологическому просвещению. (Это может быть консультация или беседа с педагогами или родителями, направленная на формирование психологической культуры, или комплекс мероприятий по предупреждению отклонений в психическом развитии ребенка, конфликтных ситуаций в семье школьника или педагогическом коллективе. Работа может носить индивидуальный или групповой характер и быть посвящена какой-то одной теме, проблеме или носить общий характер. По форме может быть представлена в устной форме: лекции, беседы, индивидуальной и групповой консультации, письменной: в виде печатной продукции).

2. Подбор материалов для проведения мероприятия по психологическому просвещению.

3. Подготовка мероприятия и оформление материалов.

День 4. Проведение мероприятия по психологическому просвещению.

Цель: вырабатывать у студентов умения работать с педколлективом. Содержание работы:

1. Проведение мероприятия по психологическому просвещению и психопрофилактике.

2. Обсуждение мероприятия по психологическому просвещению.

3. Оформление материалов для отчета и дневника практики (студенты-практиканты предоставляют непосредственному руководителю практики от организации отчётную документацию).

4. Обсуждение итогов и оценка результатов производственной практики с непосредственным руководителем практики от организации.

День 5. Анализ результатов практики совместно с психологом базового учреждения.

Цель: Рефлексия собственной деятельности и собственного профессионального роста.

Содержание работы:

1. Анализ выполнения заданий и проблем, затрудняющих реализацию

программы практики.

2. Рефлексия собственной деятельности и собственного профессионального роста.

3. Составление отчета о выполнении программы практики.

4. Получение отзыва о прохождении практики от непосредственного руководителя практики от учреждения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

(центр развития ребенка, социально-педагогический центр с приютом)

Неделя

День 1. Изучение организации работы педагога-психолога детского социального приюта

Цель: ознакомление с организацией работы педагога-психолога детского социального приюта.

Содержание работы:

В ходе беседы с педагогом-психологом и социальным педагогом детского социального приюта студенты выясняют круг их обязанностей, знакомятся с основными направлениями деятельности педагога-психолога.

В дневниках практики отражается краткое содержание следующих документов:

•функциональных обязанностей педагога-психолога и социального педагога детского социального приюта;

•годового плана педагога-психолога;

•ежемесячного и еженедельного планов;

•ежемесячного отчёта о работе;

•анализа работы психологической службы приюта за год;

•основных инструктивно-нормативных документов, регулирующих деятельность по защите прав и законных интересов детей и подростков.

День 3. Реализация коррекционно-развивающей деятельности в отношении воспитанника приюта

Цель: коррекционно-развивающая работа, направленная на интеллектуально-познавательную сферу воспитанника.

Содержание работы:

Проведение коррекциолнно-развивающей работы (коррекционное занятие может быть проведено в индивидуальной или, при наличии у детей общих проблем, групповой форме — на усмотрение студента-практиканта).

В дневниках в свободной форме осуществляется анализ выполненной работы, отмечается, что удалось и чего не удалось достичь, определяются вероятные причины неудач, вновь открывшиеся диагностические данные, перспективы дальнейшей работы в данном направлении.

День 4. Реализация коррекционно-развивающей деятельности в отношении воспитанника приюта

Цель: коррекционно-развивающая работа, направленная на позитивные изменения личности воспитанника.

Содержание работы:

Проведение коррекционно-развивающей работы (коррекционное занятие проводится с использованием средств арт-терапии, возможно — в форме тренинга, деловой игры или игры-драматизации).

В дневниках в свободной форме осуществляется анализ выполненной работы, отмечается, что удалось и чего не удалось достичь, определяются вероятные причины неудач, вновь открывшиеся диагностические данные, перспективы дальнейшей работы в данном направлении.

День 5. Анализ и обобщение результатов работы с воспитанником приюта

Цель: обобщение проведённой в течение недели работы с одним воспитанником детского социального приюта.

Содержание работы:

Студент заполняет стандартный бланк «Индивидуальной психолого-педагогической карты воспитанника детского социального приюта», в котором указываются выявленные показатели интеллекта и личностные характеристики, проведённая коррекционно-развивающая работа. В «Заключении» формулирует основные проблемы ребёнка интеллектуально-познавательного и личностного плана, рекомендации для педагогов и педагогов-психологов ДДУ или СШ, родителей или опекунов.

Оформление «Индивидуальной психолого-педагогической карты воспитанника» и «Заключения».

Неделя

День 1. Изучение организации работы педагога-психолога социально-педагогического центра

Цель: ознакомление с организацией работы педагога-психолога социально-педагогического центра.

Содержание работы:

В ходе беседы с педагогом-психологом и социальным педагогом социально-педагогического центра студенты выясняют круг их обязанностей, знакомятся с основными направлениями деятельности педагога-психолога.

В дневниках практики отражается краткое содержание следующих документов:

•функциональных обязанностей педагога-психолога и социального педагога социально-педагогического центра;

•годового плана педагога-психолога;

•ежемесячного и еженедельного планов;

•ежемесячного отчёта о работе;

•анализа работы психологической службы центра за год;

•Декрета Президента РБ № 18, как основного документа, регулирующего деятельность специалистов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних из социально неблагополучных семей.

День 2. Знакомство с деятельностью педагога-психолога по сопровождению семей СОП

Цель: посещение семей района, стоящих на учёте, как семьи СОП (социально-опасное положение).

Содержание работы:

Студент в сопровождении социального педагога или педагога-психолога центра посещает 1−2 семьи категории СОП, участвует в беседе с взрослыми членами семьи и детьми, составлении «Акта посещения семьи».

В дневнике отражаются личные впечатления студента и профессиональные замечания, касающиеся особенностей организации специалистами центра взаимодействия с членами семей данной категории.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Обязанности студентов в период практики

1. Студент-практикант работает в базовом учреждении 6 часов в день.

2. Методический день устанавливается 1 раз в неделю по согласованию с

непосредственным руководителем практики от организации.

3. В период практики студент обязан подчиняться правилам внутреннего

распорядка учреждения, а также распоряжениям непосредственного руководителя практики от организации (педагога-психолога).

4. Студент во время практики ведет дневник, в котором записывается график работы на весь период практики, отражается проделанная работа за весь рабочий день и делается соответствующая подпись непосредственного руководителя практики от организации с указанием количества отработанного времени.

5. В срок, установленный руководителем практики от кафедры, студент предоставляет в деканат материалы практики, отчет о выполнении программы практики, отзыв о прохождении практики с оценкой деятельности студента (удовлетворительно, хорошо, отлично).

Отзыв подписывается непосредственным руководителем практики от организации (педагогом-психологом) и руководителем организации. Подписи на отзыве заверяются печатью учреждения.

Отчетная документация

1. Дневник практики. (Приложение № 1).

2. Индивидуальный план работы студента, утвержденный непосредственным руководителем практики от организации (оформляется в дневнике практики).

3. Протоколы психологических исследований. (Приложение № 2)

4. Программа, конспекты коррекционно-развивающих упражнений (заверяются подписью непосредственного руководителя практики от организации) и их самоанализ).

(Приложение № 3)

5. Конспекты консультаций для педагогов и родителей (заверяются подписью непосредственного руководителя практики от организации)

6. Конспект мероприятия по психологическому просвещению родителей (заверяется подписью непосредственного руководителя практики от организации).

7. Анализ одного посещенного коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога. (Приложение № 4)

8. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка (заверяется подписью непосредственного руководителя практики от организации).

(Приложение № 5)

9. Материалы по изучению личности педагогов и их особенностей общения с детьми или материалы по психологическому просвещению педагогов.

10. Отчет о выполнении программы практики с предложениями по усовершенствованию организации и проведения практики. (Приложение № 6)

11. Отзыв на практиканта с места прохождения практики с оценкой деятельности в должности педагога-психолога («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

Отзыв заверяется подписями непосредственного руководителя практикой от организации и руководителя учреждения образования. Подписи заверяются печатью учреждения.

ФАКТОРЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПРАКТИКИ ПО ПСИХОЛОГИИ

При оценке результатов практики учитываются следующие факторы:

1. Уровень теоретической подготовки студентов: овладение знаниями по специальности и смежным дисциплинам.

2. Степень сформированности профессионально-педагогических умений: овладение методами проведения психологического изучения на ребенка для решения психодиагностических и дифференциально-диагностических задач, включая навыки интерпретирования полученных результатов, написание психолого-педагогической характеристики; умение адекватно, относительно возраста ребенка и имеющихся психологических проблем подбирать и использовать методы психологической коррекции; проведение организационной и методической работы по пропаганде психологических знаний.

3. Уровень профессиональной направленности: овладение навыками эффективной коммуникации, основанной на безусловном принятии ребенка; направленность на психологическую деятельность, преодоление трудностей, познание нового, ответственность за качественное осуществление форм и методов работы педагога-психолога, реализация творческого подхода в работе, степень самостоятельности при выполнении функций и обязанностей педагога психолога.

4. Объем выполнения программы практики.

5. Качество анализа и самоанализа различных видов диагностико-коррекционной и консультативной работы.

6. Качество отчетной документации.

7. Посещаемость и дисциплина.

При выставлении оценки в экзаменационную ведомость и зачетную книжку руководитель практики от кафедры оценивает: объем и содержание отчетной документации по практике; отзыв на практиканта с места прохождения практики с оценкой деятельности студента.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА ПРАКТИКУ

Оценку 10 («десять») баллов получает студент:

— показавший глубокое знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности, творческое использование знаний в процессе планирования и подготовки к выполнению программы практики, творческую самостоятельность и инициативность;

— способный правильно подобрать материал для обследования ребенка, адекватно и творчески использовать его, методически верно организовать процесс диагностики психического развития ребенка и проведение коррекционных мероприятий;

— проявивший самостоятельность и инициативность в подготовке к занятиям с детьми, в подборе методических пособий и дидактического материала, составлении конспектов занятий;

— использовавший данные современной научно-методической литературы при организации работы в качестве педагога-психолога;

— показавший глубокие теоретические и практические знания при проведении развивающей и коррекционной работы с детьми, грамотно сочетавший групповые и индивидуальные направления в работе;

-умеющий верно, с методической точки зрения, обработать проанализировать и интерпретировать результаты обследования ребенка,

— имеющий по всем зачетным видам работы преимущественно оценки «девять»;

— продемонстрировавший высокий уровень организации взаимодействия с педагогическим коллективом учреждения образования, имеющий их положительные отзывы.

Оценку 9 («девять») баллов получает студент:

— показавший глубокое знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности, творческое использование знаний в процессе планирования и подготовки к выполнению программы практики, творческую самостоятельность и инициативность;

— способный правильно подобрать материал для обследования ребенка, адекватно и творчески использовать его, методически верно организовать процесс диагностики психического развития ребенка и проведение коррекционных мероприятий;

— проявивший самостоятельность и инициативность в подготовке к занятиям с детьми, в подборе методических пособий и дидактического материала, составлении конспектов занятий;

— использовавший данные современной научно-методической литературы при организации работы в качестве педагога-психолога;

— показавший глубокие теоретические и практические знания при проведении развивающей и коррекционной работы с детьми, грамотно сочетавший групповые и индивидуальные направления в работе;

— умеющий верно, с методической точки зрения, обработать проанализировать и интерпретировать результаты обследования ребенка,

— имеющий по всем зачетным видам работы преимущественно оценки «девять»;

— продемонстрировавший высокий уровень организации взаимодействия с педагогическим коллективом учреждения образования, имеющий их положительные отзывы.

Оценку 8 («восемь») баллов получает студент:

— показавший хорошее знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности, творческое использование знаний в процессе планирования и подготовки к выполнению программы практики, творческую самостоятельность и инициативность;

— способный правильно подобрать материал для обследования ребенка, адекватно и творчески использовать его, методически верно организовать процесс диагностики психического развития ребенка и проведение коррекционных мероприятий;

— проявивший самостоятельность и инициативность в подготовке к занятиям с детьми, в подборе методических пособий и дидактического материала, составлении конспектов занятий;

— использовавший данные современной научно-методической литературы при организации работы в качестве педагога-психолога;

— показавший хорошие теоретические и практические знания при проведении индивидуальной и коллективной развивающей и коррекционной работы с детьми, грамотно сочетавший групповые и индивидуальные направления в работе;

— умеющий верно, с методической точки зрения, обработать результаты диагностики, но допускающий несущественные ошибки при анализе и интерпретации полученных данных;

— имеющий по всем зачетным видам работы преимущественно оценки «восемь»;

— продемонстрировавший хороший уровень организации взаимодействия с педагогическим коллективом учреждения образования, имеющий их положительные отзывы.

Оценку 7 («семь») баллов получает студент:

— показавший хорошее знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности, творческое использование знаний в процессе планирования и подготовки к выполнению программы практики, творческую самостоятельность и инициативность;

— способный правильно подобрать материал для обследования ребенка адекватно использовать его, но затрудняющийся в обосновании и реализации, допускающий незначительные ошибки в организации процесса диагностики психического развития ребенка, а также в определении направлений коррекционной работы;

— показавший хорошие теоретические и практические знания при проведении развивающих и коррекционных занятий;

— умеющий верно, с методической точки зрения, обработать результаты диагностики, но допускающий несущественные ошибки при анализе и интерпретации полученных данных;

— имеющий по всем зачетным видам работы преимущественно оценки «семь»;

— продемонстрировавший хороший уровень организации взаимодействия с педагогическим коллективом учреждения образования.

Оценку 6 («шесть») баллов получает студент:

— продемонстрировавший знание теоретического материала при организации практической деятельности, самостоятельность в планировании и подготовки к выполнению программы практики;

— адекватно подобравший и использовавший методические пособия и наглядный материал для проведения обследования ребенка;

— методически верно, с незначительными недостатками организовавший обследование и проведение развивающих и коррекционных занятий;

— владеющий навыками обработки результатов диагностики, но допускающий ошибки при анализе и интерпретации полученных данных;

— проявивший самостоятельность в подготовке к коррекционным занятиям, подборе дидактического материала, однако не в полной мере использовавший опору на последние данные специальной литературы;

— проявивший навыки организации и проведения развивающий и коррекционных занятий с детьми, но допустивший некоторые погрешности при сочетании данных форм работы;

— имеющий по всем зачетным видам работы преимущественно оценки «шесть»;

— владеющий навыками организации взаимосотрудничества с педагогическим коллективом учреждения образования.

Оценку 5 («пять») баллов получает студент:

— продемонстрировавший недостаточное знание теоретического материала при организации практической деятельности, самостоятельность в планировании и подготовки к выполнению программы практики;

— испытывающий трудности при подборе и использовании методических пособий и наглядного материала для проведения обследования ребенка;

-допускающий ошибки в организации обследования и проведения развивающих и коррекционных занятий;

— испытывающий небольшие трудности при обработке результатов диагностики, допускающий ошибки при анализе и интерпретации полученных данных;

— проявивший самостоятельность в подготовке к коррекционным занятиям, подборе дидактического материала, однако не в полной мере использовавший опору на последние данные специальной литературы

— имеющий по всем зачетным видам работы преимущественно оценки «пять»;

— владеющий навыками организации взаимосотрудничества с педагогическим коллективом учреждения образования.

Оценку 4 («четыре») баллов получает студент:

— продемонстрировавший недостаточный уровень теоретических знаний для организации практической деятельности, допустивший неточности в планировании и подготовки к выполнению программы практики;

— недостаточно обеспечивший методическую базу практической деятельности, допустивший ошибки при подборе и использовании методических пособий и наглядного материала для проведения обследования ребенка;

— допускающий ошибки при организации обследования и проведения развивающих и коррекционных занятий ;

— испытывающий трудности при обработке результатов диагностики, допускающий ошибки при анализе и интерпретации полученных данных;

— имеющий по всем зачетным видам работы преимущественно оценки «четыре»;

— продемонстрировавший низкий уровень активности в процессе взаимодействия с педагогическим коллективом учреждения образования и получивший от него нейтральные отзывы.

Оценку 3 («три») баллов получает студент

— продемонстрировавший низкий уровень теоретических знаний для организации практической деятельности, допустивший неточности в планировании и подготовки к выполнению программы практики;

— не обеспечивший методическую базу практической деятельности, допустивший ошибки при подборе и использовании методических пособий и наглядного материала для проведения обследования ребенка;

— допускающий серьезные ошибки при организации обследования и проведения развивающих и коррекционных занятий;

— допускающий серьезные ошибки при обработке результатов диагностики, а также при анализе и интерпретации полученных данных;

— имеющий по всем зачетным видам работы преимущественно оценки «три»;

— продемонстрировавший низкий уровень активности в процессе взаимодействия с педагогическим коллективом учреждения образования и получивший от него нейтральные отзывы.

Оценку 2 («два») баллов получает студент:

— продемонстрировавший низкий уровень теоретических знаний и практических умений, несамостоятельность и безынициативность в практической деятельности;

— не владеющий методами диагностики психического развития ребенка, испытывающий большие затруднения при постановке целей, определении задач деятельности педагога-психолога, выборе и реализации методов диагностики, коррекционной работы, наглядного и дидактического материала:

— не выполнивший программу практики;

— имеющий отрицательные отзывы о проделанной работе от педагога-психолога учреждения.

Оценку 1 («один») баллов получает студент:

— не приступивший практике;

— не выполнивший программу практики.


Приложение № 1

Примерная форма ведения протокола обследования

Протокол беседы

Фамилия, имя, отчество взрослого (ребенка) _______________________

Возраст _____

Дата ________

Время _______

Цель беседы __________________________________________________

Вопросы к беседе Ход беседы Примечания
1.
2.
3.

Выводы:______________________________________________________

Протокол психодиагностического обследования

Имя учащегося (ребенка)____________________________________

Возраст___________________

Дата ___________________

Класс (группа)_____________

Время начала обследования__________

Время окончания обследования _________

Цель_________________________________________________________Методика (указать название методики, источник) ______________________________________________________________

______________________________________________________________

Материалы____________________________________________________

______________________________________________________________

Инструкция ______________________________________________________

Полученные результаты_________________________________________________

Психологическая интерпретация____________________________________________

Задания (ответы на вопросы анкеты, бланки тестирования), выполненные учащимся или ребенком прилагаются к протоколу

Приложение № 3

Структура коррекционной программы

Цель

Цель — это результат, которого мы хотим достичь. Важно корректно сформулировать цель, для того, чтобы впоследствии можно было оценить, сумели ли мы ее достичь. Именно исходя из цели, мы в дальнейшем будем оценивать эффективность коррекционного воздействия.

Пример цели: Развитие уверенности в себе у подростка.

Задачи — это конкретизация цели, дробление ее на составные части.

Примеры задач:

• снятие существующих страхов;

• развитие самостоятельности;

• формирование умения отстаивать свою позицию.

Критерии отбора в коррекционную группу

Необходимо указать признаки, наличие которых является показанием для посещения учащимся занятий по той или иной коррекционной программе. Это своего рода установочная диагностика. Критерии должны быть выделены таким образом, чтобы после окончания занятий можно было провести повторную диагностику и оценить эффективность коррекционного воздействия.

Эти признаки могут быть выделены:

• с помощью психодиагностических методик;

• в процессе наблюдения за поведением учащегося (для этого необходимо выделить параметры наблюдения, например, для программы по развитию уверенности в себе — пассивность учащегося на занятиях, участие в общих играх и т. д.);

• с помощью экспертной оценки особенностей школьника, которую дают родители или педагоги

Направления коррекционной работы, этапы программы.

Необходимо продумать общее направление работы, логику продвижения к цели. Например, при формировании уверенности в себе — сначала снять актуальные страхи, а затем формировать отношения с окружающими.

Стоит отметить критерии перехода с одного этапа на другой.

Организация занятий

Указываются количество и возраст участников, примерное количество занятий (в том числе и на каждом этапе), их регулярность и продолжительность, требования к помещению и оборудованию.

Структура занятий

В каждом занятии имеется три обязательные части. В подборе

внутреннего содержания части можно проявить гибкость и творческий подход.

Подготовительная часть.Ее основные задачи вызвать у учащихся положительный эмоциональный настрой, помочь им войти в контакт друг с другом и психологом, наладить групповое взаимодействие, сосредоточить внимание на деятельности.

С этой целью используются ритуалы приветствия; проводятся разнообразные игры и упражнения на установление доброжелательных отношений, игры на контакт глаз, телесны контакт, концентрацию внимания, согласованность и координацию действий с партнерами, игры на формирование чувства групповой принадлежности и сплоченности. В начале занятия тренер может кратко познакомить участников с планом занятия.

Основная часть. Задачи основной части занятий определяет психолог, опираясь на поставленные им цели и задачи.

Используются разнообразные методы работы: разыгрывание ролевых ситуаций, анализ конкретных ситуаций общения и взаимодействия между людьми, проективные методики, психогимнастические упражнения, разнообразные коммуникативные игры, беседы с детьми, рефлексия и других методы.

Заключительная часть. Основные задачи: мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения, выход из контакта и завершение деятельности.

Применяются игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения, музыкотерапия, танцевальная и хоровая терапия, проективное рисование, взаимодействие с природным материалом, рефлексивные методы, игры на выход из контакта, ритуалы окончания занятия.

Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося

Общие сведения о школьнике (фамилия, имя, возраст, школа, класс, состояние здоровья, принадлежность к какой-либо организации, культурно-бытовые условия семейного воспитания, забота родителей о воспитании).

Направленность личности:

· ценностные ориентации: широта, социальная значимость, ведущие ценности и т. д.;

· содержание интересов: направленность, широта, устойчивость, соотношение общих и профессиональных интересов, стремления, мечты, связь с интересами класса;

· мотивационная сфера: характеристика ведущих мотивов

Характер самооценки и уровня притязаний: самооценка (заниженная,

завышенная или адекватная), соотношение самооценки и уровня притязаний, отношение школьника к критическим замечаниям учителя и товарищей; отношение к самовоспитанию.

Познавательная деятельность ученика:

· внимание: преобладающий вид внимания, объем, устойчивость, распределение, переключение;

· восприятие: осмысленность восприятия учебного материала, наблюдательность;

· память: способ заучивания материала (механически или осмысленное, владение приемами рационального запоминания; быстрота и прочность запоминания, индивидуальные особенности памяти)

· мышление: развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); индивидуальные качества ума (самостоятельность выводов, логичность, гибкость, скорость нахождения путей решения задач и т. д.);

· речь: богатство словаря, умение высказывать свои мысли в устной и письменной форме; понятность, образность, эмоциональность речи учащегося);

· воображение (богатство воссоздающего и творческого воображения, индивидуальные особенности воображения).

Эмоционально-волевая сфера:

· типичное для школьника настроение и факторы его определяющие, характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия, развитие чувств (моральных, интеллектуальных эстетических), скорость протекания и смены эмоций, эмоциональная устойчивость в напряженных ситуациях и при неудачах; тревожность (личностная и ситуативная);

· особенности развития волевых свойств (настойчивость, целеустремленность, смелость, самообладание, выдержка), наличие

(отсутствие) упрямства или негативизма, их причины.

Темперамент и характер:

· преобладающий тип темперамента учащегося, особенности основных свойств;

· черты характера, проявляющиеся в отношении к учению — прилежание,

· активность, дисциплинированность и другие показатели этого отношения;

· черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе, переживание успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношение к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др.;

· черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу;

· черты характера, проявляющиеся в отношении к труду: трудолюбие. добросовестность, исполнительность и др.;

· черты характера, проявляющиеся в отношениях к товарищам, взрослым: доброта, общительность, внушаемость и др.;

· черты характера, проявляющиеся по отношению к вещам: аккуратность и неряшливость; бережливость или небрежность и т. д.;

· черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость).

Способности (уровень развития общих способностей, наличие (отсутствие) специальных способностей, коммуникативные и организаторские склонности).

Учащийся в разных видах деятельности:

учебная деятельность: отношение к учению) добросовестное или

недобросовестное выполнение работы, наличие или отсутствие интереса к учению), успеваемость, уровень обучаемости и обученности, дисциплинированность, склонность к определенным предметам и затруднения к другим; умение учиться (самостоятельная работа с учебником, составление планов, конспектов, самоорганизация учебной деятельности);

· отношение к трудовой деятельности; наличие трудовых навыков и

умений.

Отношение школьника к коллективу (сформированность навыков общения; лидерские возможности; реальное положение в системе межличностных отношений в классе, что повлияло на статус школьника в данном классе).

Целостная оценка личности (степень адаптации к классу и школе; проблемы интеллектуального и личностного характера; наличие нужды в психологической помощи, перспективы дальнейшего развития).

Психологические советы (школьнику, родителям, учителю):

· на какие сильные стороны личности и интеллектуального развития следует опираться;

· какие личностные или интеллектуальные особенности затрудняют жизнедеятельность школьника (или нет пока таковых);

· в состоянии ли сам школьник вместе с родителями и учителями решить свои проблемы или следует обратиться за квалифицированной помощью к психологу;

· конкретные рекомендации по развитию умения учиться, если они необходимы (как работать с книгой, готовиться к экзамену, отвечать у доски и т. д.)

Ф.И. ученика VIII класса, 1992 года рождения

Особенности мотивационной сферы:

Интересы, склонности: носят меркантильный, прагматический характер, ориентированы преимущественно на материальные ценности.

Наличие и характер учебной мотивации: низкий уровень учебной мотивации

Социальная характеристика личности на основе данных карт наблюдений по И.А. Фурманову, заполненных на воспитанника каждым воспитателем приюта:

Зафиксирован целый ряд признаков социальной дезадаптации.

Взаимодействие со сверстниками: наблюдаются симптомы тревожного («играет героя», особенно когда ему делают замечания; не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими; шумно ведёт себя, когда педагога нет рядом; допускает неадекватные выходки в группе сверстников) и враждебного (мешает другим детям в играх, посмеивается над ними, любит их пугать; временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения; надоедает другим детям, пристаёт к ним; ссорится, обижает других детей; пытается своими замечаниями создать определённые трудности у других детей; пристаёт к более слабым) отношения к сверстникам.

Взаимодействие с воспитателями: отмечаются практически всевозможные проявления враждебного отношения ко взрослым (переменчив в настроениях; исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении; часто бывает в плохом настроении; когда о чём-то просит педагог, то бывает иногда очень сердечным, иногда — равнодушным; временами дружелюбен, временами — в плохом настроении; очень переменчив в поведении, иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу; вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки; негативно относится к замечаниям; всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан; «дикий» взгляд, смотрит исподлобья; очень непослушен, не соблюдает дисциплину; агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу), иногда ведёт себя непристойно).

Социальный статус: преимущественно отрицательные выборы (по результатам социометрического исследования).

Интеллектуальное развитие личности:

Особенности внимания: носит избирательный неустойчивый характер.

Особенности памяти: недостаточное владение приёмами логической обработки информации.

Особенности мышления: преобладает невербальный практический тип мышления

Уровень обучаемости: ниже возрастной нормы

Развитие речи: недостаточное развитие связной монологической речи

Коррекционно-развивающая работа, проведённая в приюте СПЦ:

Развитие свойств внимания и памяти, совершенствование вербального и образного типа мышления, повышение культуры речи, формирование учебной мотивации

Индивидуально-психологические особенности личности:

Личностные особенности: высокая склонность к риску, демонстративная независимость, иногда приобретающая черты агрессивности, злобности, обидчивость, упрямство, проблемы в выражении позитивных эмоций, склонность к депрессивным состояниям, уходу в себя (когда рассержен, иногда впадает в бешенство, часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии, ведёт себя подобно «настороженному животному»)

Доминирующие черты характера: сильная впечатлительность, высокая возбудимость и истощаемость, нерешительность, мнительность, склонность к фантазированию

Самооценка: адекватная, но неустойчивая.

Тревожность: высокий уровень как ситуативной, так и личностной тревожности.
Агрессивность: выше нормы, выражающаяся в вербальной и часто невербальной формах, особенно в отношении младших детей.

Коррекционно-развивающая работа, проведённая в приюте СПЦ:

Работа над осознанием сильных и слабых сторон своего характера, совершенствование саморегуляции в области выражения эмоций и произвольности поведения, развитие рефлексивной способности.


Приложение № 6

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector