ПЕРВЫЙ ЭТАП — инспектирование ДОУ

ИНСПЕКТОРСКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Пояснительная записка

Цель практики: овладение основами педагогической культуры заведую­щей, старшего воспитателя ДОУ, инспектора по дошкольному образованию,

Задачи практики:

1) познакомить студентов с функциональными обязанностями старшего воспитателя и заведующего ДОУ;

2) учить наблюдать и анализировать деятельность старшего воспитателя, заведующего ДОУ;

3) развивать у студентов первоначальные профессиональные умения стар­шего воспитателя;

4) изучить задачи, содержание и формы работы лицензионной, аттеста­ционной, методической служб инспекции специалистов по дошкольному об­разованию;

5) изучить опыт работы различных видов, категорий дошкольных учреж­дений, работающих по экспериментальным и альтернативным программам.

Умения, которыми должны овладеть студенты:

ставить цели и формулировать задачи методической работы;

• планировать методическую работу;

• анализировать и прогнозировать результаты методической работы;

• организовывать работу методического кабинета;

• проводить обсуждение открытых просмотров;

• умение вести записи наблюдений, обрабатывать и обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики;

• умение диагностировать и оценивать уровень развития видов детской деятельности, личностных качеств педагогов, психологического климата в коллективе;

• инспектировать работу ДОУ фронтально и тематически, делать выводы и предложения по совершенствованию педагогического процесса;

• оказание конкретную методическую помощь ДОУ, ориентированную на оптимизацию его деятельности;

• грамотно оформлять результаты педагогического анализа. Инспекторско-методическая практика студентов организуется в условиях,

максимально приближенных к профессиональной деятельности инспекторов и методистов районных органов управления образования. Она является органи­ческой частью образовательного процесса в вузе и обеспечивает единство теоретической подготовки будущего педагога с его практической деятельно­стью.

13 стр., 6427 слов

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях

... виды детской деятельности. Помогает связать некоторые виды деятельности перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста ... воспитателей по данной теме (содержание, методы, формы работы) 1.3 Формы и методы краеведческой работы Реализацию задач ... . Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество ...

Инспекторско-методическая практика проводится в два этапа:

1) методическая практика;

2) инспектирование ДОУ.

Содержание практики

ПЕРВЫЙ ЭТАП — инспектирование ДОУ

Целью инспектирования является изучение, анализ и оценка управленче­ской деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения по реализации законодательства РФ, региональных и местных нормативных актов в сфере образования.

Основными методами в ходе инспектирования являются:

• анализ документации;

• беседа с руководителем, сотрудниками ДОУ, детьми, родителями;

— анкетирование субъектов образовательного процесса;

— наблюдение педагогического процесса.

На данном этапе практики студенты изучают административную деятель­ность ДОУ с позиций оценки и анализа управления заведующей процессом функционирования учреждения:

— изучают документацию дошкольного образовательного учреждения;

— наблюдают и анализируют работу педагогов с детьми, родителями;

— анализируют предметно-развивающую среду, методическое и матери­альное оснащение педагогического процесса ДОУ;

— анализируют управленческую деятельность заведующего и старшего воспитателя ДОУ;

— составляют акт-справку фронтальной (для студентов заочной формы обучения — тематической) проверки ДОУ, отражающую состояние и уровень работы ДОУ.

Примерный план фронтальной проверки ДОУ

1. Нормативно-правовое обеспечение

1.1. Наличие в ДОУ документов: Учредительный договор; Устав; локаль­ные акты (положение о ДОУ; правила внутреннего распорядка; должностные инструкции родительские договора; трудовые договора (контракты); про­граммы (государственные, авторские в соответствии с типом и направленно­стью деятельности ДОУ, использование вариативных методик, системы коррекционных методик).

1.2. Финансирование ДОУ: наличие сметы; использование дополнитель­ных источников финансирования (дополнительные образовательные услуги, средства спонсоров, привлечение других финансовых средств); положение о платных услугах.

18 стр., 8697 слов

Самостоятельные работы для тематического контроля знаний учащихся на уроках алгебры в 8 классе

... сказанного видно, что самостоятельная работа - это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие ... самостоятельной работы тематического контроля § 1. Принципы отбора содержания системы самостоятельных работ тематического контроля знаний учащихся § 2. Система самостоятельных работ тематического контроля знаний ...

2. Кадровое обеспечение педагогического процесса ДОУ

2.1. Укомплектованность кадрами в соответствии со штатным расписани­ем.

2.2. Стабильность кадрового состава.

2.3. Квалификация педагогических кадров.

2.4. Организация среды в соответствии с требованиями СЭС и Госпожнадзора.

2.5. Организация предметной среды: оборудование и комфортность игро­вых комнат; отсутствие внешних травмирующих факторов; наличие игровых уголков, дающих возможность играть в одиночку; учет интересов детей в за­висимости от полового признака; динамичность, многофункциональность, эмоциональная привлекательность предметной среды.

3. Санитарно-гигиенические условия ДОУ

3.1. Своевременное прохождение сотрудниками медосмотра; инструктажа по охране жизни и здоровья детей; техники безопасности.

3.2. Оборудование здания ДОУ (защищенность лестничных проемов, оконных рам, отопительных приборов; закрепление оборудования).

3.3. Состояние оборудования участков.

3.4. Наличие средств, необходимых для оказания первой медицинской помощи.

3.5. Наличие журнала регистрации несчастных случаев.

3.6. Организация питания в ДОУ (наличие картотеки блюд; контроль за выполнением натуральных норм питания и калорийности пищи).

4. Планово-прогностическая деятельность ДОУ

4.1. Работа ДОУ строится на основе концепции, отражающей перспективы его развития.

4.2. Прогнозирование строится на основе учета фактического состояния воспитательно-образовательного процесса путем разработки комплексно-целевых программ.

4.3. Планирование ДОУ отражает систему мер по обеспечению работы в режиме развития; план охватывает все направления работы ДОУ: разделы плана связаны между собой и соответствуют целям и задачам ДОУ; отража­ются реальные сроки и конкретные исполнители; аналитическая часть плана отражает реальное состояние и результативность работы.

4.4. Взаимосвязь всех планов ДОУ.

5. Организационно-исполнительская деятельность

5.1. Подбор и расстановка кадров осуществляется с учетом: личностных качеств; уровня профессиональной компетенции; психологической совмести­мости.

•5.2. Наблюдается четкая регламентация деятельности сотрудников.

5.3. Уровень владения сотрудниками методикой организации детской дея­тельности.

5.4. Какие основы (авторитарные, демократические) лежат в организации деятельности детского коллектива. .

5.5. Какова роль материального стимулирования деятельности сотрудни­ков ДОУ.

5.6. Применяемые меры дисциплинарного взыскания.

5.7. Наличие циклограммы распределения рабочего времени.

6. Контрольно-диагностическая деятельность

6.1. Как полно контроль отражает приоритеты ДОУ.

6.2. Какие виды контроля используются (текущий, оперативный, темати­ческий, итоговый, фронтальный).

6.3. Характер контроля (дифференцированный на основе диагностики, гласность результатов).

6.4. Какие методы используются в ходе контроля (наблюдения, анализ до­кументации, анкетирование, изучение достижений и продвижений детей).

7. Регулирование коррекции воспитательно-образовательной работы осу­ществляется по результатам контроля.

8. Своевременность внесения корректив в педпроцесс.

9. Использование разнообразных видов и форм регулирования педпроцес-са: оперативные совещания; итоговые совещания; тематические совещания; административно-производственные совещания; конференции.

ВТОРОЙ ЭТАП — методическая практика

Основной целью является формирование у студентов навыков методиче­ской работы в дошкольном образовательном учреждении.

В период прохождения методической практики студенты:

— знакомятся с базовым ДОУ, его направленностью и спецификой дея­тельности, документацией, программно-методическим обеспечением, плани­рованием;

— изучают функциональные обязанности старшего воспитателя и заве­дующего ДОУ;

— знакомятся с деятельностью методического кабинета;

— организуют различные формы методической работы для педагогов ДОУ (консультации, семинары, семинары-практикумы, открытые просмотры);

— овладевают методами сбора информации о состоянии образовательного процесса в группах ДОУ;

— изучают и анализируют различные виды детской деятельности.

Каждый студент изучает и анализирует одно из направлений воспита­тельно-образовательной работы с детьми. Темы, рекомендуемые для изуче­ния:

• физическое развитие и здоровье ребенка;

• речевое развитие дошкольников;

• развитие элементарных математических представлений у детей;

• развитие экологической культуры дошкольников;

• развитие игровой деятельности;

• развитие ребенка в музыкальной деятельности;

• развитие детей в изобразительной деятельности;

• трудовое воспитание дошкольников.

Методические рекомендации

В процессе инспекторско-методической практики студенты 'ведут дневник практики в схеме:

Дата Содержание работы Оценка и рекомендации методиста
Задачи Фактическое выполнение

По окончании практики студенты сдают отчетную документацию:

1. Дневник инспекторско-методической практики.

2. Акт-справка о состоянии деятельности ДОУ (оформляется в трех экзем­плярах — для РУО, ДОУ, кафедры), заверяется двумя печатями и скрепляется двумя подписями (зав. ДОУ и инспектора РУО).

3, Развернутый план методического мероприятия, проведенного студентом в ДОУ, заверенный печатью и подписью руководителя ДОУ и методиста НГПУ.

Итоги практики подводятся:

1) на совещании в дошкольном образовательном учреждении;

2) на итоговой конференции в НГПУ с представлением и защитой лучших отчетов по практике.

Примерный план написания акта-справки

Информационная справка о дошкольном образовательном учреждении Раздел 1. Инспектирование ДОУ

1.1. Руководство и управление ДОУ.

1.2. Материально-технические медико-социальные условия пребыва­ния детей в ДОУ.

1.3.Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса в ДОУ. Выводы по 1 разделу.

Раздел 2. Комплексный анализ и оценка основных направлений работы с детьми (для студентов очной формы обучения).

Студенты заочной формы обучения представляют анализ и оценку одного из направлений работы с дошкольниками. Выводы по 2 разделу. Общие выводы и рекомендации. Приложение.

Системный анализ качества и эффективности занятий (Автор К.Ю. Белая)

Составные элементы анализа заня­тия Фамилия, имя, отчество воспитателей .
Иванова В.И. (ср.гр.) Петрова Н, В. (Сидорова С.И. (ст. гр.) (подг. гр.)
Оценка триединой дидактической задачи (воспитание, обучение, раз­витие)
Степень достижения целей занятия, уровень подготовленности детей к восприятию данных целей
Структура и организация занятия в соответствии с поставленными це­лями
Оценка содержания занятия, его со­ответствие целям, требованиям про­граммы, возрасту детей. Выделение главной идеи нового материала, формирование понятий и словарно­го запаса

5.Методика проведения занятия (отбор методов, приемов и средств, их разнообразие, сочетание, эффектив­ность)

6. Взаимосвязь методики, содержания и целей занятия

7. Формы организации познавательной ' детской деятельности (интерес, ра­ботоспособность на разных этапах занятия, культура общения)

8. Соответствие форм организации детской деятельности методам, содержанию и целям занятия

9. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия

10. Выводы. Уровень достижения ре­зультатов занятия в соответствии с целями:

— обучающий аспект;

-воспитательный аспект;

-развивающий аспект

Используются балльные оценки: 3 — реализовано на высоком уровне;

2 — достаточный уровень; 1 — реализовано частично;

О- не реализовано.

Эффективность занятия рассчитывается по формуле:

Э = полученная сумма баллов / максимальная сумма баллов х100%

Анализ утренней гимнастики

1. Сведения о группе (возраст, количество детей, состояние здоровья, уро­вень физического развития и подготовленности).

2. Условия проведения: соблюдение гигиенических условий; подготовлен­ность педагога (наличие плана-конспекта, соответствующая одежда и обувь); подготовка детей (соответствующая одежда и обувь).

3. Организация утренней гимнастики:

• Своевременное начало и конец, длительность.

• Использование пособий, быстрая раздача и сбор инвентаря.

• Соответствие упражнений, их сочетания и методики проведения воз­растным особенностям, состоянию здоровья, уровню физической подготов­ленности (дозировка, темп выполнения упражнений, приемы регулирования дыхания).

• Качество показа упражнений, объяснения, команды, использование показа детьми.

• Качество выполнения упражнений, приемы предупреждения и ис­правления ошибок.

• Использование упражнений для выработки правильной осанки, кор­ригирующих упражнений.

• Осуществление контроля за самочувствием детей.

• Определение общей и моторной плотности.

• Общая оценка утренней гимнастики.

Анализ занятия по физическому воспитанию

1. Сведения о группе (возраст, количество детей, состояние здоровья, уро­вень физического развития и физической подготовленности).

2. Подготовка к занятию: соблюдение санитарно-гигиенических требова­ний; подготовка воспитателя (наличие плана-конспекта, его методическая грамотность, соответствующая одежда и обувь); подготовка детей (соответст­вующая одежда и обувь).

3. Тип занятия, его задачи и структура, целесообразность выбора типа за­нятия.

4. Организация занятия: общая длительность и длительность каждой части занятия своевременность начала и окончания; соответствие способов органи­зации детей задачам и содержанию занятия; рациональность использования помещения, физкультурного инвентаря.

5. Анализ содержания занятий:

• Эффективность решения образовательных, оздоровительных, воспи­тательных задач: формирование правильной осанки; реализация задачи разви­тия физических качеств; сообщение знаний о технике движений.

• Разновидность упражнений и подбор их в соответствии с возрастны­ми особенностями, физическим развитием и уровнем подготовки детей (коли­чество упражнений, дозировка, темп выполнения, включение элементов кор­ригирующей гимнастики, приемов, регулирующих дыхание).

• Соответствие применяемых методов и приемов возрасту, подготов­ленности детей, задачам и содержанию занятия, этапам обучения двигатель­ным действиям.

• Уровень методической подготовленности воспитателя: качество по­каза, объяснения, подачи команд, распоряжений, умение видеть всех детей, осуществление контроля за качеством выполнения упражнений, умение пре­дупреждать ошибки и использовать их, обеспечивать страховку.

• Поведение и самочувствие детей (организованность, активность, за­интересованность).

• Качество выполнения движений детьми, количество детей, не овла­девших основными движениями, причины отставания детей. Индивидуальная работа с детьми.

• Обеспечение физической нагрузки и тренирующего эффекта занятия (по показателям измерения частоты сердечных сокращений, пульса).

Оценка плотности занятия (общая и моторная).

• Рекомендации.

Анализ прогулки

Группа________

Воспитатель________

Количество детей

Структурные компоненты Анализ и примечания
1. Сборы на прогулку
2. Наблюдение
3. Словарная работа
4. Подвижные игры
5. Труд на участке
6. Свободная деятельность
7. Индивидуальная работа с детьми

Примерные вопросы для анализа состояния работы с детьми на прогулке:

- какие условия для проведения прогулки созданы воспитателем?

— содержание прогулки с позиций укрепления здоровья и физического развития детей, создания условий для самостоятельной игровой и двигатель­ной активности, решения задач всестороннего развития детей;

— принцип построения прогулки, варианты прогулок;

— методические приемы, используемые воспитателем в работе с детьми, их целесообразность;

— физическое и эмоциональное состояние детей на прогулке к моменту ее окончания.

Примерные вопросы для анализа занятия по изобразительной деятельности

1. Соответствие задач и содержания занятия уровню развития детей.

2. Сочетание нового и знакомого, связь с предшествующим опытом.

3. Организация занятия: гигиеническая и педагогическая оценка усло­вий; готовность детей и воспитателя к занятию; роль в подготовке к занятию дежурных; сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей; форма проведения занятия; форма организации детей на занятии.

4. Деятельность воспитателя: постановка цели; четкость и конкретность пояснений; целесообразность используемых методов и приемов в ходе заня­тия; умение заинтересовать и поддерживать интерес в ходе занятия; умение организовать предварительную деятельность (обследование, беседа, рассмат­ривание); характер оказываемой помощи; наличие индивидуального подхода к детям на занятии; побуждает ли воспитатель самостоятельно использовать приобретенные знания, умения, навыки творческой работы.

5. Стиль общения воспитателя с детьми на занятии.

6. Форма анализа детских работ воспитателем.

7. Деятельность детей: степень увлеченности, интереса, эмоциональных проявлений в деятельности; какие затруднения испытывает ребенок и как ис­пользует помощь воспитателя; в) уровень замысливания; проявление творче­ства, оригинальность в задумывании и реализация задуманного; владение нетрадиционными формами использования изобразительного материала; уро­вень развития технических навыков и умений; отношение детей к результатам своей работы и работам других детей.

Вопросы к анализу детских работ

1. Определить содержание детской работы. Понятно ли оно для окру­жающих.

2. Найти особенности детских работ.

3. Проанализировать средства выразительности.

4. Передано ли в работе отношение ребенка к изображаемому.

5. Установить влияние обучения на качество детских работ.

6. Сделать педагогические выводы о задачах и методах работы педагога с ребенком на занятиях и вне их (в процессе индивидуальной работы).

Примерная схема анализа занятия по изобразительной деятельности (дата, группа, воспитатель, количество детей)

Вид занятия Тема занятия План занятия Задачи занятия Реализация задач через использованные методы Оценка проявления детьми художественно-творческих способностей Профессиональное творчество воспитателя Предложения, рекомендации
Степень интереса Степень самостоятельности Выразительности детских работ Отношение детей к собственной работе и работе других

Оценка предметно-пространственной среды развития ребенка в ДОУ (Авторы М.В. Корепанова, И.А. Литанская)

Создание условии для
Детско двига- художе-. музы- проявле- сюжетно ролевых игр
Требова- го экс- тельной ствен- кально- ния по- Коммен-
. ния пери- .актив- но- театр.а- знава- тарии .
менти- ности продук- лизо- тельной
рования тивной ванной активно-
дея- дея- сти
тельно- тельно-
сти сти
1. Соответ-
ствие сре-
ды разви-
тия
образова-
тельной
програм-
ме
2. Творче-
ское пре­образова-
ние сре-
ды, соот-
ветствие
госстан­дарту
3. Создание
среды на
основе
собствен-
ных раз­работок,
авторских пособий

Примечания: Балльные оценки:

3 — реализовано полностью;

2 — реализовано частично;

1 — не реализовано.

Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников

Вопросы для изучения Да Нет Час­тично
1. Наблюдение игры, анализ, оценка уровня развития игровой дея­тельности детей
2. Проектирование развития игровой деятельности, планирование приемов, направленных на ее развитие
3. Обогащение впечатлений детей с целью развития игр
4. Организация начала игры, побуждение детей к игре
5 Проектирование развития конкретной игры, предвидение ее раз­вития
6. Пользование прямыми приемами руководства игровой деятель­ностью (вопросы к детям, предложение новой игры и т. д.)
7. Включение в игру на главных или второстепенных ролях
Выражение своих чувств, мыслей с помощью речи, мимики, пантомимики в процессе воплощения взятой на себя роли
9. Пользование косвенными методами руководства игрой
10. Регулирование взаимоотношений детей, разрешение конфлик­тов, возникающих в процессе игры
п. Включение в игровую деятельность застенчивых, неуверенных и малоподвижных детей
12. Обсуждение с детьми и оценивание игры

Схема анализа занятия по РЭМП (Авторы М.В. Корепаноеа, И.А. Липчанская)

№ Вопросы для изучения Да Нет Час­тично
1. Достигнуты ли цели занятия?
2. Развивался ли интерес детей в процессе занятия?
3. Соответствие методов и приемов обучения (в зависимости от возраста): — роль образа; - показ действий; - словесные приемы, их характер в зависимости от возрас­та (вопросы, задания, инструкции, оценка детских отве­тов); - упражнения детей; - занимательные игры; - задачи, загадки
4. Анализ деятельности педагога на занятии: ' - грамотность,'четкость, лаконичность или полнота демон­страции, объяснений, заданий, указаний; - умение организовать самостоятельную практическую деятельность детей; - умение активизировать мысленную деятельность детей, подводить к обобщению, делать выводы; - умение активизировать речь детей (конкретность, точ­ность вопросов, разнообразие их формулировок); - индивидуальная работа на занятии; - воспитательное влияние на детей (демократизм, плюра­лизм, сотрудничество, культура общения); - подведение итога, обобщение
5. Анализ деятельности детей на занятии: — заинтересованность; - внимание; - желание работать; - организованность; - спокойное поведение; - умение и желание отвечать на вопросы; - самостоятельность; - полнота ответов; желание исправить, дополнить ответ товарища, помочь ответу товарища

Примерная схема анализа трудовой деятельности дошкольников (ручной труд) (Авторы М.В. Корепанова, И.А. Липчанская)

Вопросы для изучения Да Нет Час­тично
1. Умеют ли дети подбирать нужный материал для своей работы?
2. Умеют ли пользоваться необходимыми инструментами?
3. Использование различного материала в своей работе
4. Умение самостоятельно определить материал для изготовления поделок
«5 . Соблюдается ли последовательность в работе?
6. Дети выполнили задание: • самостоятельно; • после вторичного объяснения; • не приступает, а ждет подсказки, не ждет, а копирует соседа
Умеют ли работать со схемами и зарисовками?
8. С фантазией ли дети относятся к своей работе?

Примерная схема анализа коллективного труда (Автор М.В.Корепанова, И.А.Логинова)

- Вопросы для изучения Да Нет Час­тично
Распределяют ли обязанности дети / воспитатель?
2. Учитывается ли трудоемкость разных работ с тем, чтобы в одно и то же время закончили работу?
3. Организуется ли труд детей так, чтобы каждый ребенок упраж­нялся во всех операциях труда?
Продумана ли расстановка детей?
Обсуждается ли с детьми организация совместного труда?
Дается ли детям мотивировка необходимости выполнения труда?
Вводятся ли правила, регулирующие взаимоотношения?
«Правильно ли решаются возникшие вопросы?
9. Характер взаимодействия педагога с детьми: • контроль; • напоминание; • обсуждение

Схема анализа сформироватюсти навыков поведения, взаимоотношений и этических представлений у детей подготовительной к школе группы

Вопросы к анализу Да Нет Час­тично
Воспитание культуры поведения: • навыки общественного поведения; • навыки культуры еды; • навыки культуры речи; • культурно-гигиенические навыки; • культура деятельности
Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотно­шений Взаимоотношения детей со взрослыми: • здороваются и прощаются; • благодарят за услуги; • знают правила; • выполняют правила. Взаимоотношения со сверстниками: • справедливо оценивают свои поступки; • справедливо оценивают поступки сверстников; • считаются с мнением товарищей; • договариваются о совместной деятельности; • взаимопомощь, готовность выручить товарища; • умение считаться с интересами других детей; доброжелательность; • умение справедливо разрешать споры, недоразумения
Сформированность этических представлений о: • доброте, честности, справедливости; дружбе, товариществе; смелости; скромности; хитрости; лживости; жестокости; трусости, лености.

нализ занятия по развитию речи детей

1. Соответствие содержания занятия требованиям используемой в ДОУ программы обучения и воспитания.

2. Доступность поставленных задач для детей данной группы.

3. Формы организации детей на занятии, соответствие выбранной формы организации поставленным задачам.

4. Структура занятия. Роль каждой части занятия в решении поставленных задач.

5. Заинтересованность детей на занятии (создание положительного эмо­ционального фона, использование игр и сюрпризных моментов и т. д.)

6. Методы и приемы решения развивающих задач (развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, саморегуляции).

7. Расширение словаря детей на занятии: активного (введение новых слов в активную речь); пассивного (знакомство с новыми словами)

8. Употребление грамматических форм (различные виды согласований, падежные формы, словообразование).

9. Виды использованных в активной речи предложений (простые, распро­страненные).

10. Качественная характеристика речи детей (дикция, интонация, вырази­тельность).

11. Умение детей слушать речь взрослого и сверстника.

12. Общая характеристика речи воспитателя (по содержанию, грамматиче­ской правильности, точности и ясности изложения, владению средствами вы­разительности).

13. Стиль общения педагога с детьми на занятии.

Вопросы к анализу занятия по развитию речи

(рассказ по сюжетной картине)

1.Предварительная работа (наблюдение, чтение художественной литера­туры, экскурсии и т. д.).

2. Соответствие поставленных задач (обучающих, развивающих, воспита­тельных) требованиям программы и возрастным особенностям детей.

3. Структура занятия, ее целесообразность, соответствие поставленным задачам.

4. Формы мыслительной деятельности, используемые на занятии: анализ, синтез, сравнение, умозаключение, обобщение и т. д.

5. Соответствие и последовательность этапов рассматривания картин структуре описательного (повествовательного) рассказа,

6. Характер вопросов, обращенных к детям: для описания общего смысла картин; для установления связи между элементами картины; для описания предметов (объектов), изображенных на картине; вопросы, направленные на «выход» за пределы изображаемого на картине; вопросы, касающиеся личного опыта ребенка; соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов,

• 7. Речевая активность каждого ребенка. Соответствие уровня речевого развития детей программным требованиям.

8. Качество обобщающего рассказа воспитателя.

9. Использование приемов, направленных на развитие выразительности речи.

10. Грамотность использования воспитателем наглядности.

11. Общая характеристика навыков детей в данном виде речевой деятель­ности.

12. Отношение воспитателя к рассказам детей, их оценка.

Примерные вопросы к анализу сюжетно-ролевой игры

1. Тема игры.

2. Возникновение замысла игры (самостоятельно или с помощью взрослого).

3. Количество отображаемых в игре эпизодов. Их разнообразие.

4. Самостоятельность детей при постановке игровых задач: игровые зада­чи детям ставят взрослые; взрослые помогают в постановке игровых задач; игровые задачи дети ставят самостоятельно.

5. Сформированность предметных способов решения игровых задач: раз­нообразие игровых действий с игрушками; наличие игровых действий с пред­метами-заместителями.

6. Сформированность ролевых способов решения игровых задач: разнооб­разие и эмоциональная выразительность ролевых действий; с кем дети всту­пают в ролевые высказывания или беседу; содержательность ролевых выска­зываний и беседы.

7. Самостоятельность детей в выборе предметных и ролевых способов ре­ния ИГППНЫУ 7ЯПЯЧ

шения игровых задач

8. Взаимодействие детей в игре: с кем играющие вступают во взаимодей­ствие; по чьей инициативе (взрослого, сверстника, по своему желанию); дли­тельность взаимодействия.

9. Эффективность руководства играми детей.

10. Задачи руководства игрой.

Изучение психологического климата в коллектике

В какой степени Вы удовлетворены Опенка в баллах
Вашей работой в данном ДОУ
. 2 Вашими взаимоотношениями с коллегами (дружбой, товаоиществом)
Заботой администрации об удовлетворении Ваших нужд
4 Готовностью коллег оказать помощь в работе
Настроением в коллективе (его жизнерадостность, оптимизм)
§ Культурной и интеллектуальной атмосферой в коллективе
Тем, в какой мере администрация прислушивается к Вашим замечаниям, предложениям, касающимся работы ДОУ
Организацией досуга, совместным отдыхом
Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа
Отношением коллектива к работе
И Организованностью и порядком в работе ДОУ
Творческой атмосферой в коллективе
Вашими взаимоотношениями с руководителем
Согласованностью и единством действий педагогов
Тем, насколько рационально используются Ваши силы и время на работе
Учебно-материальной базой ДОУ
Отсутствием «показухи» и формализма в работе
Заработной платой
Если бы представилась- возможность выбора места работы, выбрали бы Вы ДОУ, в котором сейчас работаете, или ушли бы на другое место: — выберу свое ДОУ; - скорее всего выберу свое; - не знаю; - скорее всего уйду; - обязательно уйду при возможности.

На вопросы 1−18 ответить соответствующей оценкой:

4 балла — если Вы полностью удовлетворены;

3 балла — скорее удовлетворены, чем нет;

2 балла — трудно сказать (и да, и нет);

1 балл — скорее не удовлетворены;

О баллов — полностью не удовлетворены.

Если почти на все вопросы Вы ответили утвердительно, значит, Ваши взаимоотношения с руководством, коллегами, детьми и их родителями скла­дываются благоприятно и Вы чувствуете себя на работе эмоционально благо­получно.

Анкета студенту-практиканту

В процессе инспекторско-методической практики в ДОУ обратите внима­ние на Ваше общение с различными участниками педагогического процесса: руководителем, воспитателями, специалистами, детьми, родителями и др. По окончании практики попытайтесь высказать свое мнение, руководствуясь сле­дующими вопросами:

1. Ваша первая встреча с руководителем ДОУ:

• о чем проводилась беседа;

• на какие моменты работы было обращено внимание;

• получили ли Вы полную (неполную) информацию о ДОУ.

2. Ваша первая встреча с воспитателями в группах:

• какие трудности возникли в общении с педагогами, с детьми;

• впечатление о детях, состоялся ли контакт;

• получили ли Вь! удовлетворение от общения.

3. Наибольшие психологические трудности Вы испытали при общении:

а) с руководителем; б) с методистом; в) с воспитателями; г) со специалистами; д) с детьми; е) с родителями.

4. Какое участие Вы приняли в методической работе ДОУ?

5. Какие трудности Вы испытали в роли инспектора-методиста?

6. Какое из заданий вызвало наибольшие затруднения:

• анализ документации ДОУ;

• анализ воспитательно-образовательной работы в ДОУ;

• подготовка и проведение общего мероприятия;

• анализ психологического климата ДОУ.

7. Испытывали ли Вы удовлетворение от своей деятельности в качестве инспектора-методиста во время практики? Почему?

8. К деятельности инспектора-методиста Вы были:

а) подготовлены;

б) не подготовлены (сформулировать причины).

9. Ваша решимость попробовать свои силы в качестве инспектора, мето­диста, заведующей после перехода к трудовой деятельности (по окон­чании вуза):

а) стала больше; б) стала меньше; в) исчезла; г) не изменилась.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector