Паспорт кабинета психолога

ПАСПОРТ КАБИНЕТА

Для успешной деятельности практического психолога в образовании важно обеспечить его инструментарием и адекватно организовать рабочее пространство. Эффективность функционирования психологического кабинета Гимназии 1572 базируется на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием.

Кабинеты психологической службы располагаются на первом этаже гимназии, в левом крыле здания. С учетом задач работы детского психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

Цвет стен, пола, мебели, жалюзи подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.

Мебель в кабинетах с округленными формами и установлена в контексте общей пластической композиции.

Комната 1. Площадь 33 кв.метра. В центре — круглый стол, за которым могут удобно сидеть 8 — 10 человек (во время проведения групповых занятий стол можно быстро разобрать).

Письменный и компьютерный столы с оргтехникой расположены в нише. Кроме компьютера, двух принтеров и сканера кабинет обеспечен мультимедийным проектором, позволяющим вести групповую работу с применением визуального ряда любого содержания (презентации, видео, слайды).

На противоположной стене находится доска (белая, магнитная) и складной экран.

Комната предназначена для проведения различных видов групповой работы с общим числом участников до 20 человек (тренинги, обучающие семинары, групповые консультации).

Комната 2. Зона консультативной работы (площадь 15 кв. метров) изолирована от шумов в коридоре и оформлена максимально комфортно: журнальный столик, удобные мягкие кресла, цветы. Планируется в ближайшее время построить перегородку с целью создания обстановки максимальной защищенности.

Комната 3. Площадь 18 кв.метров. Позиция «ребенок — прежде всего» определяет акцент в работе этого кабинета и его обеспечение, которое подразумевает создание ситуации наибольшего комфорта для ребенка: передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, карандаши, альбомы. Все это обеспечивает быструю адаптацию не только ребенка, но и других посетителей к условиям работы в кабинете и способствует снятию напряженности.

11 стр., 5437 слов

Работа психолога консультанта в ситуации родительско подростковых конфликтов

Работа психолога-консультанта в ситуации родительско - подростковых конфликтов Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена ...

Комната может быть также использована для релаксации, семейного консультирования (комфортно располагаются до 6 человек), так как для посетителей создана возможность свободно размещаться в мягких креслах и на диване, что настраивает на относительный покой, диалог, свободное общение.

В перегородку между комнатами 2 и 3 вмонтировано зеркало Гезелла (одностороннее зеркало), позволяющее при необходимости наблюдать из комнаты 2 события, происходящие в комнате 3. Зеркало используется только при условии согласия всех участников процесса. Во избежание каких-либо недоразумений зеркало будет оборудовано шторками с обеих сторон. Зеркало Гезелла применяется нами как в обучении молодых специалистов (студентов) так и для проведения семейного консультирования с участием команды психологов, а также в целях обучения родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком (тренинг родительской эффективности).

Кроме того, зеркало поможет специалистам психологической службы (возможно не только Гимназии 1572) получить компетентную помощь коллег (супервизию реальной работы).

В относительном отдалении от игровой зоны находятся закрытые шкафы для хранения документации и методической литературы.

Итак, используется нами для групповой работы:

Кабинеты

Функции кабинетов

Специалисты

комната 1

  • групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса;
  • тренинговые занятия;
  • обучающие семинары с молодыми специалистами и студентами;
  • обработка материалов тестирования с использованием ПК.

Вылегжанин И.В. Герасимова С.В.

Фисунова К.В.

комната 2

  • индивидуальное консультирование;
  • проведение супервизий с наблюдением случаев;
  • зона ожидания для посетителей, пришедших на консультацию. В этой комнате есть возможность почитать журналы и выпить чашку чая или кофе.

Вылегжанин И.В.

Герасимова С.В.

комната 3

  • индивидуальное консультирование;
  • развивающая работа с использованием методов и приемов игровой терапии, арт- терапии и символдрамы;
  • семейное и супружеское консультирование с использованием техник системной семейной психотерапии (Черников А.В.).

Вылегжанин И.В. Герасимова С.В.

Занятость кабинета:

Время

Дни недели

понедельник

вторник

четверг

пятница

10.00−13.00

13.00−13.30

обед

обед

обед

обед

13.30−18.00

Виды работ не указаны, поскольку возможности помещения и количество сотрудников (3 человека) позволяют нам одновременно проводить разные мероприятия, не мешая друг другу.

3. Перечень основного оборудования: предметов мебели, ТСО, дополнительных средств дизайна.

Наименование имущества

Кол — во

Технические средства обучения

1

Компьютер — Системный блок

1 шт

2

Компьютер — монитор 15 дюймов

1 шт.

3

Планшет

1 шт.

4

Сканер

1 шт.

5

Принтер лазерный (HP)

1 шт.

6

Принтер струйный EPSON

1 шт.

7

Мультимедиа проектор

1 шт.

8

Экран

1 шт.

9

Цифровая камера SONY

1 шт.

10

Цифровой фотоаппарат

1 шт.

11

Телефон

1 шт.

12

Зеркало Гезелла

1 шт.

Документация

1

График работы

1 шт

2

Перспективный план работы

1шт

3

Нормативная документация

1 комп

4

Индивидуальные папки учеников

5

Журнал первичного приема

1шт

Предметы мебели

1

Шкафы со стеклянными дверцами

3 шт.

2

Диваны, прямые секции

3 шт.

3

Диваны, угловые секции

4 шт.

4

кресло

1 шт.

5

Кресла для работы на компьютере

4 шт.

6

Стулья

16 шт.

7

Стол круглый, раскладывающийся

1 шт.

8

Стол письменный

1 шт.

9

Стол компьютерный

1 шт.

10

Столик журнальный (трапеция)

1 шт

11

Столик журнальный (прямоугольный)

1 шт.

12

Подставка под цветы

1 шт.

13

Доска магнитная, белая

1 шт.

14

Тумбочки

2 шт.

15

Стенд

1 шт.

16

Подставка для мультимедиа-проектора

1 шт

Дополнительные средства дизайна

1

Цветы

5 шт

2

Картинки в рамках

5 шт

3

Постеры

2 шт

4

5

6

4. Подбор и систематизация диагностических методик и других профессиональных материалов — важный момент в организации работы практического психолога в школе.

Перечень методических средств кабинета

Наименование методических средств

Кол — во

Методические средства

1

Обучающие фильмы (Институт практической психологии и психотерапии) — видеокассеты

8 шт

Диагностические методики:

2

Тест «Кубики Коса»

1 компл

3

Тест Р. Амтхауэра (на класс)

1 компл

4

Тест ГИТ

5

Тест Гилфорда

1 компл

6

Тест Торренса

1 компл

7

Тест детской апперцепции (САТ)

1 компл

8

Цветовой тест Люшера

2 компл

9

Фрустрационный тест Розенцвейга

1 компл

10

Факторный личностный опросник Кеттелла

1 компл

11

Личностный опросник ММPI

1 компл

12

Тест Тулуз-Пьерона

1 компл

13

Прогрессивные матрицы Равенасерии A, B, C, D, Е

2 компл

14

Корректурная проба Модифицированные методики

1 компл

15

тесты навыка чтения (русский и английский язык),

1 компл.

16

тест «Мотивация выбора профессии»

1 компл.

17

тест «Структура трудовых ценностей»

1 компл.

18

Тест АДОР (подростки о родителях)

1 шт

19

«Пиктограмма»

1 шт.

20

АСТУР

1 компл.

21

Диагностический альбом (Семаго)

1 шт.

22

ММИЛ

1 шт.

23

Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела

1 шт.

24

Патохарактерологический диагностический опросник для подростков

1 шт.

25

«Классификация предметов»

1 шт.

26

Классификация объектов по двум признакам

1 шт.

27

«Разрезные фигуры»

1 шт.

28

Опосредованное запоминание по А.Н.Леонтьеву

1 шт

29

«Установление последовательности событий»

1 шт.

30

«Исключение предметов»

1 шт

31

«Цветовой тест отношений»

1 шт.

32

Игры Никитина

8 компл.

33

Игра для развития тактильного гнозиса

1 компл

34

«Кочки»

1 компл

35

Игра «Лепешка» (Лейнер)

1 компл

36

Человек-Судьба-Черт (Пряжников)

1 компл

Материалы для творчества

1

Пластилин

3 кор.

2

Краски

2 кор.

3

Карандаши цветные

4 кор.

4

Бумага для рисования

5 компл.

5

Цветная бумага

5 компл.

6

Клей

2 шт.

7

Мелки восковые

2 уп.

Игрушки и игры

1

Наборы Лего

4 компл

2

Мягкие игрушки

3

Перчаточные куклы

4 шт.

4

Строительные наборы

5

Пазлы

6

Куклы

7

8

9

Перечень методической и справочной литературы

Название

Автор

Год

Кол — во

1

Актуальные направления работы психологической службы в образовательной среде и семье

Материалы научно-практической конференции

2006

1

2

Актуальные направления работы психологической службы в образовательной среде и семье

Материалы научно-практической конференции

2005

1

3

Большая энциклопедия психологических тестов

А. Карелин

2005

1

4

Возрастная психология

В.С. Мухина

2002

1

5

ГИТ (руководство к применению)

1993

1

6

Готовность к школе

И.В. Дубровина

1

7

Детская агрессивность — психодиагностика и коррекция

Фурманов И.А.

1996

1

8

Диагностика раннего аутизма

К.С.Лебединский, О.С.Никольская

1991

1

9

Жизнь до рождения

А.И.Брусиловский

1

10

Игровая терапия: искусство отношений

Г. Л. Лэндрет

1994

1

11

История психологии

А.Н.Ждан

2002

1

12

Конфликтология

Н.Ф. Вишнякова

2002

1

13

Коррекция обучения и развития школьников

А.Л.Сиротюк

2002

1

14

Микросоциология семьи

А.И. Антонов

2005

1

15

Новорожденный ребенок и уход за ним

А.Ю.Осипова

1995

1

16

Первый год жизни ребенка

В.М. Чимаров

1992

1

17

Познавательная деятельность детей 6 и 7 лет

Г. П. Антонова

И.П. Антонова

1996

1

18

Практический психолог в школе

Н. Самоукина

1997

1

19

Проективный рисунок человека

К. Маховер

1996

1

20

Психологическая диагностика детей и подростков

К.М. Гуревич, Е.М. Борисова

1995

1

21

Психологический словарь

В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков

1996

1

22

Психология личности (тесты, опросники, методики)

Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова

1995

1

23

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка (комплект рабочих материалов)

Под редакцией М.М. Семаго

1999

1

24

Различия в мышлении детей

А.З. Зак

1990

1

25

Рисуем семью

Лосева В.К.

1995

1

26

Социальная психология

Г. М. Андреева

2003

1

27

Теории личности

Л.Хьелл Д. Зиглер

2003

1

28

Тренинг взаимодействия родителей с детьми

И.М. Марковская

2002

1

29

Тренинг толерантности для подростков

Солдатова Г. У. Шайгерова Л.А.

Шарова О.Д.

2000

1

30

У вас появился малыш

В.И.Иванова

1996

1

31

Экспериментальные методики патопсихологии

С.Я.Рубинштейн

2004

1

4. Краткое описание использования кабинета.

Психологическая работа ведется по следующим направлениям:

  1. Психопрофилактическая работа
  • формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их замещающих общей психологической культуры (лекции, беседы, тренинги, педагогические консилиумы);
  • оказание помощи детям при адаптации их к новым условиям (индивидуальная и групповая работа с детьми);
  • создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения.
  1. Психодиагностическая работа
  • психологическое обследование учащихся с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями;
  • изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
  • диагностику характера, общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения.
  1. Развивающая работа предполагает разработку и осуществление программ, направленных на
  • развитие личности в целом и отдельных ее сторон (познавательная и личностная сфера);
  • обучение методам и приемам саморегуляции и преодоление эмоциональных стрессовых реакций;
  1. Консультативная работа
  • консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
  • консультирование детей по их запросам;
  • проведение совместных консультаций для всех участников образовательного процесса с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми.

Психологические кабинеты можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и учителями.

8