ПАСПОРТ КАБИНЕТА
Для успешной деятельности практического психолога в образовании важно обеспечить его инструментарием и адекватно организовать рабочее пространство. Эффективность функционирования психологического кабинета Гимназии 1572 базируется на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием.
Кабинеты психологической службы располагаются на первом этаже гимназии, в левом крыле здания. С учетом задач работы детского психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.
Цвет стен, пола, мебели, жалюзи подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.
Мебель в кабинетах с округленными формами и установлена в контексте общей пластической композиции.
Комната 1. Площадь 33 кв.метра. В центре — круглый стол, за которым могут удобно сидеть 8 – 10 человек (во время проведения групповых занятий стол можно быстро разобрать).
Письменный и компьютерный столы с оргтехникой расположены в нише. Кроме компьютера, двух принтеров и сканера кабинет обеспечен мультимедийным проектором, позволяющим вести групповую работу с применением визуального ряда любого содержания (презентации, видео, слайды).
На противоположной стене находится доска (белая, магнитная) и складной экран.
Комната предназначена для проведения различных видов групповой работы с общим числом участников до 20 человек (тренинги, обучающие семинары, групповые консультации).
Комната 2. Зона консультативной работы (площадь 15 кв.метров) изолирована от шумов в коридоре и оформлена максимально комфортно: журнальный столик, удобные мягкие кресла, цветы. Планируется в ближайшее время построить перегородку с целью создания обстановки максимальной защищенности.
Комната 3. Площадь 18 кв.метров. Позиция «ребенок — прежде всего» определяет акцент в работе этого кабинета и его обеспечение, которое подразумевает создание ситуации наибольшего комфорта для ребенка: передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, карандаши, альбомы. Все это обеспечивает быструю адаптацию не только ребенка, но и других посетителей к условиям работы в кабинете и способствует снятию напряженности.
Работа психолога консультанта в ситуации родительско подростковых конфликтов
Работа психолога-консультанта в ситуации родительско - подростковых конфликтов Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена ...
Комната может быть также использована для релаксации, семейного консультирования (комфортно располагаются до 6 человек), так как для посетителей создана возможность свободно размещаться в мягких креслах и на диване, что настраивает на относительный покой, диалог, свободное общение.
В перегородку между комнатами 2 и 3 вмонтировано зеркало Гезелла (одностороннее зеркало), позволяющее при необходимости наблюдать из комнаты 2 события, происходящие в комнате 3. Зеркало используется только при условии согласия всех участников процесса. Во избежание каких-либо недоразумений зеркало будет оборудовано шторками с обеих сторон. Зеркало Гезелла применяется нами как в обучении молодых специалистов (студентов) так и для проведения семейного консультирования с участием команды психологов, а также в целях обучения родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком (тренинг родительской эффективности).
Кроме того, зеркало поможет специалистам психологической службы (возможно не только Гимназии 1572) получить компетентную помощь коллег (супервизию реальной работы).
В относительном отдалении от игровой зоны находятся закрытые шкафы для хранения документации и методической литературы.
Итак, используется нами для групповой работы:
Кабинеты |
Функции кабинетов |
Специалисты |
комната 1 |
|
Вылегжанин И.В. Герасимова С.В.
Фисунова К.В. |
комната 2 |
|
Вылегжанин И.В. Герасимова С.В.
|
комната 3
|
|
Вылегжанин И.В. Герасимова С.В.
|
Занятость кабинета:
Время |
Дни недели |
|||
понедельник |
вторник |
четверг |
пятница |
|
10.00-13.00 |
||||
13.00-13.30 |
обед |
обед |
обед |
обед |
13.30-18.00 |
Виды работ не указаны, поскольку возможности помещения и количество сотрудников (3 человека) позволяют нам одновременно проводить разные мероприятия, не мешая друг другу.
3. Перечень основного оборудования: предметов мебели, ТСО, дополнительных средств дизайна.
|
№ |
Наименование имущества |
Кол — во |
Технические средства обучения |
1 |
Компьютер — Системный блок |
1 шт |
2 |
Компьютер – монитор 15 дюймов |
1 шт. |
|
3 |
Планшет |
1 шт. |
|
4 |
Сканер |
1 шт. |
|
5 |
Принтер лазерный (HP) |
1 шт. |
|
6 |
Принтер струйный EPSON |
1 шт. |
|
7 |
Мультимедиа проектор |
1 шт. |
|
8 |
Экран |
1 шт. |
|
9 |
Цифровая камера SONY |
1 шт. |
|
10 |
Цифровой фотоаппарат |
1 шт. |
|
11 |
Телефон |
1 шт. |
|
12 |
Зеркало Гезелла |
1 шт. |
|
Документация |
1 |
График работы |
1 шт |
2 |
Перспективный план работы |
1шт |
|
3 |
Нормативная документация |
1 комп |
|
4 |
Индивидуальные папки учеников |
|
|
5 |
Журнал первичного приема |
1шт |
|
|
|
||
Предметы мебели |
1 |
Шкафы со стеклянными дверцами |
3 шт. |
2 |
Диваны, прямые секции |
3 шт. |
|
3 |
Диваны, угловые секции |
4 шт. |
|
4 |
кресло |
1 шт. |
|
5 |
Кресла для работы на компьютере |
4 шт. |
|
6 |
Стулья |
16 шт. |
|
7 |
Стол круглый, раскладывающийся |
1 шт. |
|
8 |
Стол письменный |
1 шт. |
|
9 |
Стол компьютерный |
1 шт. |
|
10 |
Столик журнальный (трапеция) |
1 шт |
|
11 |
Столик журнальный (прямоугольный) |
1 шт. |
|
12 |
Подставка под цветы |
1 шт. |
|
13 |
Доска магнитная, белая |
1 шт. |
|
14 |
Тумбочки |
2 шт. |
|
15 |
Стенд |
1 шт. |
|
16 |
Подставка для мультимедиа-проектора |
1 шт |
|
Дополнительные средства дизайна |
1 |
Цветы |
5 шт |
2 |
Картинки в рамках |
5 шт |
|
3 |
Постеры |
2 шт |
|
4 |
|
||
5 |
|
||
6 |
|
4. Подбор и систематизация диагностических методик и других профессиональных материалов – важный момент в организации работы практического психолога в школе.
Перечень методических средств кабинета
|
№ |
Наименование методических средств |
Кол — во |
Методические средства |
1 |
Обучающие фильмы (Институт практической психологии и психотерапии) – видеокассеты |
8 шт |
|
Диагностические методики: |
|
|
2 |
Тест «Кубики Коса» |
1 компл |
|
3 |
Тест Р. Амтхауэра (на класс) |
1 компл |
|
4 |
Тест ГИТ |
|
|
5 |
Тест Гилфорда |
1 компл |
|
6 |
Тест Торренса |
1 компл |
|
7 |
Тест детской апперцепции (САТ) |
1 компл |
|
8 |
Цветовой тест Люшера |
2 компл |
|
9 |
Фрустрационный тест Розенцвейга |
1 компл |
|
10 |
Факторный личностный опросник Кеттелла |
1 компл |
|
11 |
Личностный опросник ММPI |
1 компл |
|
12 |
Тест Тулуз-Пьерона |
1 компл |
|
13 |
Прогрессивные матрицы Равенасерии A,B,C,D, Е |
2 компл |
|
14 |
Корректурная проба Модифицированные методики |
1 компл |
|
15 |
тесты навыка чтения (русский и английский язык), |
1 компл. |
|
16 |
тест «Мотивация выбора профессии» |
1 компл. |
|
17 |
тест «Структура трудовых ценностей» |
1 компл. |
|
18 |
Тест АДОР (подростки о родителях) |
1 шт |
|
19 |
«Пиктограмма» |
1 шт. |
|
20 |
АСТУР |
1 компл. |
|
21 |
Диагностический альбом (Семаго) |
1 шт. |
|
22 |
ММИЛ |
1 шт. |
|
23 |
Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела |
1 шт. |
|
24 |
Патохарактерологический диагностический опросник для подростков |
1 шт. |
|
25 |
«Классификация предметов» |
1 шт. |
|
26 |
Классификация объектов по двум признакам |
1 шт. |
|
27 |
«Разрезные фигуры» |
1 шт. |
|
28 |
Опосредованное запоминание по А.Н.Леонтьеву |
1 шт |
|
29 |
«Установление последовательности событий» |
1 шт. |
|
30 |
«Исключение предметов» |
1 шт |
|
31 |
«Цветовой тест отношений» |
1 шт. |
|
32 |
Игры Никитина |
8 компл. |
|
33 |
Игра для развития тактильного гнозиса |
1 компл |
|
34 |
«Кочки» |
1 компл |
|
35 |
Игра «Лепешка» (Лейнер) |
1 компл |
|
36 |
Человек-Судьба-Черт (Пряжников) |
1 компл |
|
|
|
||
Материалы для творчества |
1 |
Пластилин |
3 кор. |
2 |
Краски |
2 кор. |
|
3 |
Карандаши цветные |
4 кор. |
|
4 |
Бумага для рисования |
5 компл. |
|
5 |
Цветная бумага |
5 компл. |
|
6 |
Клей |
2 шт. |
|
7 |
Мелки восковые |
2 уп. |
|
Игрушки и игры |
1 |
Наборы Лего |
4 компл |
2 |
Мягкие игрушки |
|
|
3 |
Перчаточные куклы |
4 шт. |
|
4 |
Строительные наборы |
|
|
5 |
Пазлы |
|
|
6 |
Куклы |
|
|
7 |
|
||
8 |
|
||
9 |
|
Перечень методической и справочной литературы
№ |
Название |
Автор |
Год |
Кол — во |
1 |
Актуальные направления работы психологической службы в образовательной среде и семье |
Материалы научно-практической конференции |
2006 |
1 |
2 |
Актуальные направления работы психологической службы в образовательной среде и семье |
Материалы научно-практической конференции |
2005 |
1 |
3 |
Большая энциклопедия психологических тестов |
А. Карелин |
2005 |
1 |
4 |
Возрастная психология |
В.С. Мухина |
2002 |
1 |
5 |
ГИТ (руководство к применению) |
1993 |
1 |
|
6 |
Готовность к школе |
И.В. Дубровина |
1 |
|
7 |
Детская агрессивность – психодиагностика и коррекция |
Фурманов И.А. |
1996 |
1 |
8 |
Диагностика раннего аутизма |
К.С.Лебединский, О.С.Никольская |
1991 |
1 |
9 |
Жизнь до рождения |
А.И.Брусиловский |
1 |
|
10 |
Игровая терапия: искусство отношений |
Г.Л. Лэндрет |
1994 |
1 |
11 |
История психологии |
А.Н.Ждан |
2002 |
1 |
12 |
Конфликтология |
Н.Ф. Вишнякова |
2002 |
1 |
13 |
Коррекция обучения и развития школьников |
А.Л.Сиротюк |
2002 |
1 |
14 |
Микросоциология семьи |
А.И. Антонов |
2005 |
1 |
15 |
Новорожденный ребенок и уход за ним |
А.Ю.Осипова |
1995 |
1 |
16 |
Первый год жизни ребенка |
В.М. Чимаров |
1992 |
1 |
17 |
Познавательная деятельность детей 6 и 7 лет |
Г.П. Антонова И.П. Антонова |
1996 |
1 |
18 |
Практический психолог в школе |
Н. Самоукина |
1997 |
1 |
19 |
Проективный рисунок человека |
К. Маховер |
1996 |
1 |
20 |
Психологическая диагностика детей и подростков |
К.М. Гуревич, Е.М. Борисова |
1995 |
1 |
21 |
Психологический словарь |
В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков |
1996 |
1 |
22 |
Психология личности (тесты, опросники, методики) |
Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова |
1995 |
1 |
23 |
Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка (комплект рабочих материалов) |
Под редакцией М.М. Семаго |
1999 |
1 |
24 |
Различия в мышлении детей |
А.З. Зак |
1990 |
1 |
25 |
Рисуем семью |
Лосева В.К. |
1995 |
1 |
26 |
Социальная психология |
Г.М. Андреева |
2003 |
1 |
27 |
Теории личности |
Л.Хьелл Д. Зиглер |
2003 |
1 |
28 |
Тренинг взаимодействия родителей с детьми |
И.М. Марковская |
2002 |
1 |
29 |
Тренинг толерантности для подростков |
Солдатова Г.У. Шайгерова Л.А. Шарова О.Д. |
2000 |
1 |
30 |
У вас появился малыш |
В.И.Иванова |
1996 |
1 |
31 |
Экспериментальные методики патопсихологии |
С.Я.Рубинштейн |
2004 |
1 |
4. Краткое описание использования кабинета.
Психологическая работа ведется по следующим направлениям:
- Психопрофилактическая работа
- формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их замещающих общей психологической культуры (лекции, беседы, тренинги, педагогические консилиумы);
- оказание помощи детям при адаптации их к новым условиям (индивидуальная и групповая работа с детьми);
- создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения.
- Психодиагностическая работа
- психологическое обследование учащихся с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями;
- изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
- диагностику характера, общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения.
- Развивающая работа предполагает разработку и осуществление программ, направленных на
- развитие личности в целом и отдельных ее сторон (познавательная и личностная сфера);
- обучение методам и приемам саморегуляции и преодоление эмоциональных стрессовых реакций;
- Консультативная работа
- консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
- консультирование детей по их запросам;
- проведение совместных консультаций для всех участников образовательного процесса с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми.
Психологические кабинеты можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и учителями.
8