Паспорт кабинета психолога

ПАСПОРТ КАБИНЕТА

Для успешной деятельности практического психолога в образовании важно обеспечить его инструментарием и адекватно организовать рабочее пространство. Эффективность функционирования психологического кабинета Гимназии 1572 базируется на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием.

Кабинеты психологической службы располагаются на первом этаже гимназии, в левом крыле здания. С учетом задач работы детского психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

Цвет стен, пола, мебели, жалюзи подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.

Мебель в кабинетах с округленными формами и установлена в контексте общей пластической композиции.

Комната 1. Площадь 33 кв.метра. В центре — круглый стол, за которым могут удобно сидеть 8 – 10 человек (во время проведения групповых занятий стол можно быстро разобрать).

Письменный и компьютерный столы с оргтехникой расположены в нише. Кроме компьютера, двух принтеров и сканера кабинет обеспечен мультимедийным проектором, позволяющим вести групповую работу с применением визуального ряда любого содержания (презентации, видео, слайды).

На противоположной стене находится доска (белая, магнитная) и складной экран.

Комната предназначена для проведения различных видов групповой работы с общим числом участников до 20 человек (тренинги, обучающие семинары, групповые консультации).

Комната 2. Зона консультативной работы (площадь 15 кв.метров) изолирована от шумов в коридоре и оформлена максимально комфортно: журнальный столик, удобные мягкие кресла, цветы. Планируется в ближайшее время построить перегородку с целью создания обстановки максимальной защищенности.

Комната 3. Площадь 18 кв.метров. Позиция «ребенок — прежде всего» определяет акцент в работе этого кабинета и его обеспечение, которое подразумевает создание ситуации наибольшего комфорта для ребенка: передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, карандаши, альбомы. Все это обеспечивает быструю адаптацию не только ребенка, но и других посетителей к условиям работы в кабинете и способствует снятию напряженности.

11 стр., 5437 слов

Работа психолога консультанта в ситуации родительско подростковых конфликтов

... ценностей. Коньюктура конфликта - (характеристика конфликта ) тактика максимального выгоды из сложившейся ситуации. Соперничество - игра коньюктурного типа, которая направлена на получение максимальной выгоды, но ... первый план выходит кризис оторванности , чувство одиночества. Вслед за автором некоторых работ по проблемам переходного периода Е.Б. Хасаном, мы будем считать, что перед подростком ...

Комната может быть также использована для релаксации, семейного консультирования (комфортно располагаются до 6 человек), так как для посетителей создана возможность свободно размещаться в мягких креслах и на диване, что настраивает на относительный покой, диалог, свободное общение.

В перегородку между комнатами 2 и 3 вмонтировано зеркало Гезелла (одностороннее зеркало), позволяющее при необходимости наблюдать из комнаты 2 события, происходящие в комнате 3. Зеркало используется только при условии согласия всех участников процесса. Во избежание каких-либо недоразумений зеркало будет оборудовано шторками с обеих сторон. Зеркало Гезелла применяется нами как в обучении молодых специалистов (студентов) так и для проведения семейного консультирования с участием команды психологов, а также в целях обучения родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком (тренинг родительской эффективности).

Кроме того, зеркало поможет специалистам психологической службы (возможно не только Гимназии 1572) получить компетентную помощь коллег (супервизию реальной работы).

В относительном отдалении от игровой зоны находятся закрытые шкафы для хранения документации и методической литературы.

Итак, используется нами для групповой работы:

Кабинеты

Функции кабинетов

Специалисты

комната 1

  • групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса;
  • тренинговые занятия;
  • обучающие семинары с молодыми специалистами и студентами;
  • обработка материалов тестирования с использованием ПК.

Вылегжанин И.В. Герасимова С.В.

Фисунова К.В.

комната 2

  • индивидуальное консультирование;
  • проведение супервизий с наблюдением случаев;
  • зона ожидания для посетителей, пришедших на консультацию. В этой комнате есть возможность почитать журналы и выпить чашку чая или кофе.

Вылегжанин И.В.

Герасимова С.В.

комната 3

  • индивидуальное консультирование;
  • развивающая работа с использованием методов и приемов игровой терапии, арт- терапии и символдрамы;
  • семейное и супружеское консультирование с использованием техник системной семейной психотерапии (Черников А.В.).

Вылегжанин И.В. Герасимова С.В.

Занятость кабинета:

Время

Дни недели

понедельник

вторник

четверг

пятница

10.00-13.00

13.00-13.30

обед

обед

обед

обед

13.30-18.00

Виды работ не указаны, поскольку возможности помещения и количество сотрудников (3 человека) позволяют нам одновременно проводить разные мероприятия, не мешая друг другу.

3. Перечень основного оборудования: предметов мебели, ТСО, дополнительных средств дизайна.

Наименование имущества

Кол — во

Технические средства обучения

1

Компьютер — Системный блок

1 шт

2

Компьютер – монитор 15 дюймов

1 шт.

3

Планшет

1 шт.

4

Сканер

1 шт.

5

Принтер лазерный (HP)

1 шт.

6

Принтер струйный EPSON

1 шт.

7

Мультимедиа проектор

1 шт.

8

Экран

1 шт.

9

Цифровая камера SONY

1 шт.

10

Цифровой фотоаппарат

1 шт.

11

Телефон

1 шт.

12

Зеркало Гезелла

1 шт.

Документация

1

График работы

1 шт

2

Перспективный план работы

1шт

3

Нормативная документация

1 комп

4

Индивидуальные папки учеников

5

Журнал первичного приема

1шт

Предметы мебели

1

Шкафы со стеклянными дверцами

3 шт.

2

Диваны, прямые секции

3 шт.

3

Диваны, угловые секции

4 шт.

4

кресло

1 шт.

5

Кресла для работы на компьютере

4 шт.

6

Стулья

16 шт.

7

Стол круглый, раскладывающийся

1 шт.

8

Стол письменный

1 шт.

9

Стол компьютерный

1 шт.

10

Столик журнальный (трапеция)

1 шт

11

Столик журнальный (прямоугольный)

1 шт.

12

Подставка под цветы

1 шт.

13

Доска магнитная, белая

1 шт.

14

Тумбочки

2 шт.

15

Стенд

1 шт.

16

Подставка для мультимедиа-проектора

1 шт

Дополнительные средства дизайна

1

Цветы

5 шт

2

Картинки в рамках

5 шт

3

Постеры

2 шт

4

5

6

4. Подбор и систематизация диагностических методик и других профессиональных материалов – важный момент в организации работы практического психолога в школе.

Перечень методических средств кабинета

Наименование методических средств

Кол — во

Методические средства

1

Обучающие фильмы (Институт практической психологии и психотерапии) – видеокассеты

8 шт

Диагностические методики:

2

Тест «Кубики Коса»

1 компл

3

Тест Р. Амтхауэра (на класс)

1 компл

4

Тест ГИТ

5

Тест Гилфорда

1 компл

6

Тест Торренса

1 компл

7

Тест детской апперцепции (САТ)

1 компл

8

Цветовой тест Люшера

2 компл

9

Фрустрационный тест Розенцвейга

1 компл

10

Факторный личностный опросник Кеттелла

1 компл

11

Личностный опросник ММPI

1 компл

12

Тест Тулуз-Пьерона

1 компл

13

Прогрессивные матрицы Равенасерии A,B,C,D, Е

2 компл

14

Корректурная проба Модифицированные методики

1 компл

15

тесты навыка чтения (русский и английский язык),

1 компл.

16

тест «Мотивация выбора профессии»

1 компл.

17

тест «Структура трудовых ценностей»

1 компл.

18

Тест АДОР (подростки о родителях)

1 шт

19

«Пиктограмма»

1 шт.

20

АСТУР

1 компл.

21

Диагностический альбом (Семаго)

1 шт.

22

ММИЛ

1 шт.

23

Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела

1 шт.

24

Патохарактерологический диагностический опросник для подростков

1 шт.

25

«Классификация предметов»

1 шт.

26

Классификация объектов по двум признакам

1 шт.

27

«Разрезные фигуры»

1 шт.

28

Опосредованное запоминание по А.Н.Леонтьеву

1 шт

29

«Установление последовательности событий»

1 шт.

30

«Исключение предметов»

1 шт

31

«Цветовой тест отношений»

1 шт.

32

Игры Никитина

8 компл.

33

Игра для развития тактильного гнозиса

1 компл

34

«Кочки»

1 компл

35

Игра «Лепешка» (Лейнер)

1 компл

36

Человек-Судьба-Черт (Пряжников)

1 компл

Материалы для творчества

1

Пластилин

3 кор.

2

Краски

2 кор.

3

Карандаши цветные

4 кор.

4

Бумага для рисования

5 компл.

5

Цветная бумага

5 компл.

6

Клей

2 шт.

7

Мелки восковые

2 уп.

Игрушки и игры

1

Наборы Лего

4 компл

2

Мягкие игрушки

3

Перчаточные куклы

4 шт.

4

Строительные наборы

5

Пазлы

6

Куклы

7

8

9

Перечень методической и справочной литературы

Название

Автор

Год

Кол — во

1

Актуальные направления работы психологической службы в образовательной среде и семье

Материалы научно-практической конференции

2006

1

2

Актуальные направления работы психологической службы в образовательной среде и семье

Материалы научно-практической конференции

2005

1

3

Большая энциклопедия психологических тестов

А. Карелин

2005

1

4

Возрастная психология

В.С. Мухина

2002

1

5

ГИТ (руководство к применению)

1993

1

6

Готовность к школе

И.В. Дубровина

1

7

Детская агрессивность – психодиагностика и коррекция

Фурманов И.А.

1996

1

8

Диагностика раннего аутизма

К.С.Лебединский, О.С.Никольская

1991

1

9

Жизнь до рождения

А.И.Брусиловский

1

10

Игровая терапия: искусство отношений

Г.Л. Лэндрет

1994

1

11

История психологии

А.Н.Ждан

2002

1

12

Конфликтология

Н.Ф. Вишнякова

2002

1

13

Коррекция обучения и развития школьников

А.Л.Сиротюк

2002

1

14

Микросоциология семьи

А.И. Антонов

2005

1

15

Новорожденный ребенок и уход за ним

А.Ю.Осипова

1995

1

16

Первый год жизни ребенка

В.М. Чимаров

1992

1

17

Познавательная деятельность детей 6 и 7 лет

Г.П. Антонова

И.П. Антонова

1996

1

18

Практический психолог в школе

Н. Самоукина

1997

1

19

Проективный рисунок человека

К. Маховер

1996

1

20

Психологическая диагностика детей и подростков

К.М. Гуревич, Е.М. Борисова

1995

1

21

Психологический словарь

В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков

1996

1

22

Психология личности (тесты, опросники, методики)

Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова

1995

1

23

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка (комплект рабочих материалов)

Под редакцией М.М. Семаго

1999

1

24

Различия в мышлении детей

А.З. Зак

1990

1

25

Рисуем семью

Лосева В.К.

1995

1

26

Социальная психология

Г.М. Андреева

2003

1

27

Теории личности

Л.Хьелл Д. Зиглер

2003

1

28

Тренинг взаимодействия родителей с детьми

И.М. Марковская

2002

1

29

Тренинг толерантности для подростков

Солдатова Г.У. Шайгерова Л.А.

Шарова О.Д.

2000

1

30

У вас появился малыш

В.И.Иванова

1996

1

31

Экспериментальные методики патопсихологии

С.Я.Рубинштейн

2004

1

4. Краткое описание использования кабинета.

Психологическая работа ведется по следующим направлениям:

  1. Психопрофилактическая работа
  • формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их замещающих общей психологической культуры (лекции, беседы, тренинги, педагогические консилиумы);
  • оказание помощи детям при адаптации их к новым условиям (индивидуальная и групповая работа с детьми);
  • создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения.
  1. Психодиагностическая работа
  • психологическое обследование учащихся с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями;
  • изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
  • диагностику характера, общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения.
  1. Развивающая работа предполагает разработку и осуществление программ, направленных на
  • развитие личности в целом и отдельных ее сторон (познавательная и личностная сфера);
  • обучение методам и приемам саморегуляции и преодоление эмоциональных стрессовых реакций;
  1. Консультативная работа
  • консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
  • консультирование детей по их запросам;
  • проведение совместных консультаций для всех участников образовательного процесса с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми.

Психологические кабинеты можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и учителями.

8