Задание № 1. Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения

Методические рекомендации

1. При характеристике материальных условий дошкольного учреждения необходимо обратить внимание на предметную среду детского сада в целом и отдельных групп для детей дошкольного возраста.

В процессе экскурсии по детскому саду, обратите внимание на наличие физкультурного и музыкального залов; участков детского сада, методического кабинета. Опишите оснащение этих помещений.

Оцените оборудование групп детского сада:

— наличие зон для разных видов деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.), уголка природы, книжного уголка;

— условия хранения оборудования группы, дидактических материалов, игрушек, доступность их детям.

— соответствие оборудования гигиеническим и эстетическим требованиям.

Анализируя пространственно-предметную среду, сделайте вывод о том, подчинена ли она ребенку, его психологическому здоровью, носит ли она развивающий характер.

Задание №2.

Изучить специфику труда педагога-психолога: режим работы, функции (профессиональные обязанности), основные направления и содержание деятельности. В процессе наблюдения студенты-практиканты анализируют содержание работы педагога-психолога (психодиагностика, просвещение, коррекция, развитие, консультирование и д.р.).

 Описание этих видов работ можно представить в таблице (см. табл. 1)

Таблица 1. Описание видов деятельности педагога-психолога

Направление деятельности

Вид работ

Контингент

Психопрофилактика

 

 

Психодиагностика

 

 

Консультирование

 

 

Коррекция

 

 

Развитие

 

 

Просвещение и др.

 

 

Проанализировать, как и в чем проявляется взаимодействие с детьми, родителями, сотрудничество с педагогами. Сделать вывод о том, какая из функций реализуется педагогом-психологом наиболее успешно.

Задание №3

Изучить основные требования к кабинету педагога-психолога(Приложение 1) и предоставить в отчетной документации модель современного кабинета педагога-психолога в ДОО (эскиз или макет оформления с кратким описанием входящих в него оборудования и материалов).

Задание №4.

Подобрать психодиагностические методики, позволяющие:

  1. Определить психологическую готовность детей к обучению в школе

(3 методики).

  1. Выявить уровень развития внимания и мышления для детей старшего дошкольного возраста (3 методики – на мышление и 3 – на внимание).

Тексты методик представить в отчетной документации

Методические рекомендации

Для выявления уровня развития мышления дошкольников можно использовать следующие методики: «Нелепицы» (Р.С.Немов), «Раздели на группы» (А.Я Иванова), определение уровня интеллектуального развития старших дошкольников (З.Ф.Замбицявичене) и др.

Для выявления уровня развития внимания дошкольников можно использовать следующие методики: «Запомни и расставь точки», «Проставь значки», «Найди и вычеркни» и др.

Задание №5-6

  1. Изучение уровня развития познавательных процессов (мышления и внимания) в старшей группе детского сада.

Методические рекомендации

Проведите диагностическое исследование уровня развития мышления и внимания дошкольников с помощью различных методик (3 методики – на мышление и 3 – на внимание).

Результаты диагностики занесите в таблицы:

Таблица 1

Уровни развития мышления

Количество детей

%

высокий

средний

низкий

Таблица 2

Уровни развития внимания

Количество детей

%

высокий

средний

низкий

  1. Сделать выводы по результатам диагностического исследования уровня развития мышления и внимания дошкольников: Сколько детей с высоким уровнем развития мышления и внимания? Сколько с низким? Какие методические рекомендации вы можете дать воспитателям по повышению уровня развития познавательных процессов дошкольников?

Материалы предоставить в отчётной документации: тексты диагностик, таблицы по результатам диагностики, выводы и методические рекомендации воспитателям.

Рекомендуемая литература:

1. Бардина Р.И., Булычева А.И., Дьяченко О.М. и др. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. – М., 1996.

2. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб.,2004.

3. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.,1997.

4. Немов Р.С.Психология.. Кн. 3. Психодиагностика. 2001.

5.Психологическая диагностика /Под ред. К. М. Гуревича. — М., 2000.

Задание №7.

Подготовить и провести групповую консультацию для родителей. Тема консультаций выбирается практикантом (например, «Коррекция детско-родительских отношений»).

В отчетной документации предоставить конспект мероприятия, заверенный подписью педагога-психолога детского сада.

Задание №8.

Подготовить и провести нетрадиционную форму работы для воспитателей ДОО по актуальной проблеме (Например, «Психологическая готовность детей к школе») в форме КВН, педагогического ринга, «Мозгового штурма», «Круглого стола» и т.п. В отчетной документации предоставить конспект мероприятия, заверенный подписью педагога-психолога детского сада.

Задание №9.

Определить уровень психологической готовности к школьному обучению в подготовительной группе детского сада. Результаты оформить в виде протоколов обследования.

Пример протокола психологического исследования

«Психологическая готовность к школе»

ФИО ребенка______________________________

Дата рождения___________Возраст___________

ДОУ№________, гр.________, дата проведения______

Диагностическая программа

УРОВНИ РАЗВИТИЯ

высокий

средний

низкий

примечания

1.Интеллектуальное развитие 1.1Восприятие “Найди одинаковые фигурки” 1.2.Память “Пиктограмма”   1.3. Внимание “Особенности внимания” “Домик” 1.4.Мышление “Назови одним словом” “Конкретизация понятий” “Классификация” “Последовательность событий”

Личностное развитие

“Лесенка”

 

Произвольность (саморегуляция)

“Графический диктант”

“ДА и НЕТ”

Предпосылки учебной деятельности

“Граф.диктант” “Тест на развитие самоконтроля 5. Мотивационная готовность “Тест в картинках” “Исследование мотивации учения”

Приложение 1

Модель кабинета педагога-психолога доу1

Педагог-психолог должен:

  • иметь кабинет в образовательном учреждении, в котором он проводит консультативную, диагностическую и коррекционную работу;
  • иметь возможность проводить коррекционные и психотерапевтические занятия в зале или в тренинговой комнате, которая удовлетворяет требованиям технической эстети­ки, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям для проведения групповых занятий с дошкольниками, тренингов с родителями и воспитателями детей.

Соответственно, кабинет представителя психологической службы:

  • не должен находиться на большом расстоянии от групповых помещений;
  • не должен быть проходным или смежным с другими кабинетами, например физкультурным залом;
  • должен иметь хорошую звукоизоляцию и быть оборудованным кондиционерами для обеспечения свежести воздуха и поддержания необходимого температурного режима;
  • должен способствовать реализации основных функций пе­дагога-психолога. В соответствии с ними выделяются три основных сектора кабинета: диагностический, коррекционный, релаксационный.

Диагностический сектор

Решение задач диагностики особенностей развития детей сочетается с формированием положительного эмоционального климата, способствующего повышению у испытуемых чувства уверенности в себе и мобилизации усилий на преодоление существующих трудностей. Поэтому диагностический сектор может быт: небольшим, но должен быть достаточно уютным и комфортным.

Стены пастельных (спокойных) тонов, на окне – полупроницаемая однотонная занавеска. Мягкие стулья и кресла, небольшой стол, детский стул и стулья, стенд с литературными источниками и информационными материалами. Живая зелень должна дополнять среду, радовать глаз.

Сектор должен содержать:

  • мебель для хранения игрушек, способствующих установлению контакта с детьми;
  • комплекты материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп;
  • детские стулья и столы, расположенные так, чтобы ничего не отвлекало обследуемых детей;
  • зеркало Гезелла (если диагностический и коррекционный сектора кабинета разделены стеной);
  • компьютерный набор методик для диагностики (при наличии компьютера и принтера, позволяющего сделать распечатки);
  • ксерокс (если позволяет материально-техническая оснащенность детского сада).

Эффективность работы диагностического сектора зависит от тщательной подготовки материалов, характеризующих психическое состояние изучаемых детей, с учетом требований к их возрасту и видам обучающей помощи взрослого. Поэтому рекомендуется осуществлять двойную систематизацию материалов обследования:

  • по возрастным группам;
  • по способностям детей.

Это возможно, если коробки с диагностическими заданиями для каждой возрастной группы пометить знаками, обозначающими уровень сложности: I – низкий, II – средний, III – высокий. Возможно использование цветовых маркеров для обозначения основных целей диагностики, что позволяет, если ребенок не справляется с заданиями своей возрастной группы, оперативно заменить их на соответствующие задания, подобранные для обследования детей более младшего возраста. Например, задания, направленные на изучение внимания, во всех возрастных группах будут отмечены желтым квадратом, на исследование восприятия – зеленым квадратом, на диагностику уровня развития мышления – красным квадратом и т. д.

После всестороннего обследования детей, дополненного данными динамического наблюдения, совместно с педагогами и специалистами психолог разрабатывает индивидуальные коррекционные программы и в соответствии с ними строит коррекционно-развивающую работу с детьми. Дети объединяются в подгруппы с учетом зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально-волевой сферы и наличия нарушений в поведении.

Коррекционный сектор

Сектор кабинета для коррекционной работы с детьми должен иметь спокойную, нейтральную окраску стен (желательно без лишних украшений), равномерное освещение.

Освещенность помещений зависит от окраски потолка, стен, мебели. Поэтому следует выбирать светлые, теплые тона с вы­соким коэффициентом отражения. Потолки и стены выше 1,5 м от пола – белые; нижняя часть стен может быть светло-бежевой, светло-салатовой, разных оттенков желтого цвета, пол – светлый; рабочие поверхности столов и стульев – светло-зеленые и цвета натуральной древесины, учебная доска – коричневая, светло-зеленая.

Работа у доски важна для профилактики нарушений адаптации ребенка к условиям школьной жизни. Привыкая к оценке своей работы у доски, у всех на виду, в условиях сада, дети с проблемами в общении и обучении приобретают уверенность, смелость, а при целенаправленной работе психолога у них формируется мотивация на преодоление своих страхов и желание учиться в школе.

Доска может быть покрашена в темно-зеленый цвет и не должна иметь бликов. Чтобы снять блеск, ее протирают сразу после покраски и просыхания нашатырным спиртом (столовая ложка на стакан воды).

Мел должен быть мягким и хорошего качества; хорошо использовать желтый мел; для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация, и самим демонстрационным материалом.

Угол рассматривания для детей, сидящих на крайних местах должен быть не менее 35°. Дети с остротой зрения менее 1,0 должны сидеть за столами ближе к той стене, у которой освещенность выше. Очень важна равномерная освещенность для детей с нарушением зрения: общая освещенность сектора должна быт 1000 люкс, освещенность на рабочем столе – 400-500 люкс.

Это подчеркивает назначение сектора – организацию проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Поэтому здесь все должно быть целенаправленным и максимально удобным. При демонстрации предметов и объектов надо убрать из поля зрения детей все лишнее: отвлекающее детей игрушки, картины и другие предметы.

В секторе может находиться:

  • мебель для хранения игрушек, наглядных пособий, специальной литературы;
  • видеотека для консультирования воспитателей, педагогов и родителей;
  • рабочий стол педагога-психолога (одно- или двухтумбовый);
  • пакет нормативных документов, регламентирующих работу кабинета педагога-психолога;
  • материалы и пособия для коррекционной работы с детьми раннего, младшего и старшего возраста;
  • детские столы и стулья, которые должны быть удобны для работы как стоя, так и сидя; лучше – с матовой поверхностью, чтобы она не давала отблесков и не отвлекала внимания детей.

К коррекционному сектору кабинета может примыкать игровое помещение, или так называемая «игровая комната». Иногда она полностью заменяет собой коррекционный сектор. В ее оборудование входят легкая белая доска с набором цветных фломастеров (на стене), мольберт или фланелеграф, а также полки для:

  • игрушек из реальной жизни;
  • игрушек для отреагирования агрессии (солдатики, крокодил, кукла Бобо, резиновые ножи, фигурки диких животных);
  • игрушек для творческого самовыражения и освобождения эмоций (пластилин, глина, жидкая гуашь, кубики).

Специфической особенностью посещения детьми такой комнаты является установка на психотерапевтические взаимоотношения педагога-психолога и ребенка, которая формулируется при первом же посещении игровой комнаты: «Это наша игровая комната. Это такое место, где ты по-разному можешь играть с игрушками так, как тебе нравится». Действительно, игровой комнате ребенку разрешается заниматься тем, чем ему хочется, и так, как ему нравится, соблюдая минимальный ряд ограничений (не портить оборудование, не наносить себе или/] психологу физического вреда и др.).

Основными задачами разворачивающейся здесь игровой; терапии является демонстрация взрослым, на уровне вербального и невербального поведения, ответов на ожидания ребенка:

Вопросы – ожидания ребенка

Ответы – установки психолога

Я в безопасности?

Справлюсь ли я?

Примут ли меня?

Я здесь.

Я слышу тебя.

Я понимаю.

Мне не все равно.

Игрушки и материалы предоставляют ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии: игровые предметы, с фиксированной функцией, игрушки и материалы для изобразительной и конструктивной деятельности ребенка, сюжетные; игрушки, неоформленные игровые предметы, которые могут быть использованы как предметы-заместители для сюжетно-ролевой игры. Игрушки подбираются так, чтобы давать ребенку возможность действовать самому, – они не должны провоцировать обращение за помощью к психологу.

Игрушки должны быть расположены в строго отведенных для них местах (открытых стеллажах, полках) для того, чтобы маленький посетитель всегда мог достать интересующую игрушку, а постоянство ее места должно внушать ребенку мысль о стабильности и безопасности окружающего мира.

Психологу необходимо позаботиться о том, чтобы здесь была мягкая мебель (диван или кресла), толстый поролоновый матрац, поролоновые мячи и ракетки, подушки, покрывала, дающие возможность, если понадобится, соорудить тканевый вигвам, чтобы в нем мог спрятаться ребенок, который не сразу может преодолеть свою стеснительность и застенчивость, страх перед контактом с незнакомым человеком. Действительно, игровая комната должна гарантировать ребенку защиту. В том числе – защиту от посторонних глаз, поэтому рекомендуется подпирать помещение так, чтобы на внутренних стенах и двери не было окон, а внешнее окно, при необходимости, можно было бы закрыть жалюзи. Стены желательно окрасить в светлые тона, поскольку они способствуют созданию яркой, жизнерадостной атмосферы.

Игровая комната может быть разделена на несколько функциональных зон: зону игр и занятий, подвижной деятельности детей, уголка живой природы и рабочую зону специалиста. К игровой комнате примыкает туалетное помещение.

Зона игр и занятий

  1. Шкафы или стенка для хранения игрушек, строительного материала и пр.
  2. Детские столы и стулья, имеющие размеры, соответствую­щие государственным стандартам.
  3. Полки для игрушек, пособий, книг.
  4. Диванчик.
  5. Набор детской игровой мебели.
  6. Настенная доска.
  7. Зеркало.
  8. Стол-барьер для детей от 1,5 до 2,5 года.
  9. Ковры или ковровые покрытия.

Зона подвижной деятельности детей

  1. Горка со скатом.
  2. Лесенка-стремянка.
  3. Гимнастическая стенка (или детский спортивный комплекс).
  4. Ковры или ковровые покрытия.

Уголок живой природы

Желательно, чтобы уголок живой природы располагался недалеко от окна. Окно должно быть обращено на более освещенную сторону кабинета, так как естественный свет является главным экологическим фактором, влияющим на жизнедеятельность растений, создающим здесь оптимальный микроклимат. Зеленая листва комнатных растений снижает глазное давление, способствует нормальному наполнению кровеносных сосудов, облегчает приступы мигрени, препятствует гипертонии и невралгии. Для кабинета педагога-психолога необходимо подбирать растения не слишком прихотливые, но в то же время обладающие обильной зеленой массой. В подборе растений следует учитывать еще одно важнейшее их свойство – способность выделять положительный или отрицательный заряд в воздух.

Положительный заряд имеют коланхое, герань, роза, папоротник, бегония, все луковичные, лавр. Правильное введение их в фитодизайн обеспечивает бодрость, свежесть, способствуют повышению работоспособности, нормализует функции нервной деятельности. Герань и лавр благородный способны выделять фитонциды, ослабляющие спазмы внутренних органов и способствующие уменьшению функциональных расстройств нервной системы.

Отрицательный заряд имеют кактусы, лимонный плющ, пальмы, азалии, традесканции, хлорофитум, монстеры. Они не совместимы с растениями, имеющими положительный заряд, и сказываются на улучшении самочувствия сотрудников ДОУ тогда, когда нужно «разрядить» обстановку – помогают при перевозбуждении нервной системы, повышенной раздражительности, вспыльчивости, мигренях.

Наиболее благотворное влияние на организм человека окапывают здоровые растения. Поэтому растениям необходимо обеспечить соответствующий уход. В частности, не менее 2 раз в месяц в воду для полива следует добавлять биостимуляторы. Летом полив следует производить в вечерние, а зимой – в утренние часы. Между растениями нужно ставить открытые сосуды с водой для поддержания влажности и увеличения образования фитонцидов и аэроионов.

Различные элементы интерьера по окраске должны гармонировать с комнатными растениями и между собой. Главное требование при этом – использование спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих раздражения и возбуждения. Стены живого уголка могут быть оклеены фотообоями и представлять определенный пейзаж: хвойный бор, березовую рощу, берег моря, водопад и т. д.

Интерьер дополняют:

  • клетка или вольер для птиц;
  • аквариум с рыбками.

Рабочая зона специалиста

  1. Стол специалиста (одно- или двухтумбовый).
  2. Стул взрослый (2-3 шт.).
  3. Мягкая мебель с журнальным столом.

Туалетное помещение игровой

  1. Раковина для умывания.
  2. Вешалки для полотенец и туалетных принадлежностей.
  3. Унитаз-слив.
  4. Корзина для мусора.
  5. Хозяйственный шкаф для хранения уборочного инвентаря.

Релаксационный сектор

Релаксационный сектор кабинета педагога-психолога может иметь на стенах фотообои (с пейзажем), мягкое ковров покрытие на полу, горшки с комнатными растениями. Для усиления эффекта необходимо подобрать «пейзажную» музыку соответствующую оформлению кабинета. Для аутотренинга на фоне березовой рощи, дубрав, лесных опушек можно использовать музыкальные произведения Дебюсси. Подойдет и магнитофонная запись с пением птиц и цикад. Морскому пейзаж лучше будет способствовать тема Шахерезады из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Рассвет на Москве-реке Мусоргского или магнитофонная запись с шумом моря, водопада, реки.

После напряженных коррекционных занятий или аппаратного лечения (если это детский сад компенсирующего вида дети нуждаются в релаксационном воздействии. Его усиливают наблюдения за рыбками в аквариуме, струями воды в не большом фонтанчике или водопаде. Фонтанчик своим журчанием усиливает впечатление естественного природного окружения. Здесь дети могут намочить ладони, лицо, побрызгаться. Импульсивные и агрессивные дети, попадая в эти условия, е наслаждением просеивают песок, перемывают камешки и ракушки, перебирают и раскладывают по ячейкам желуди, шишечки, фасоль, горох. В процессе таких занятий снимаются усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие.

Эффективность релаксационного сектора кабинета увеличивается при использовании следующих эфирных масел:

  • розовое эфирное масло, ромашка (уравновешивают процессы торможения и возбуждения, снимают подавленное состояние);
  • полынь лимонная, сено (снимают раздражение, уменьшают нервное и мышечное напряжение);
  • лаванда (устраняет перевозбуждение, снижает агрессию и истерические реакции, способствуют нормализации функ­ции вегетативной нервной системы);
  • розмарин (стимулирует сосредоточение внимания и развитие памяти);
  • анис (используют при дыхательной недостаточности и сердцебиении);
  • шалфей (укрепляет нервную систему, способствует устранению астено-депрессивных состояний);
  • мята (приводит к расслаблению, улучшает мозговое кровообращение, нормализует пульс и дыхание).

Используя эфирные, масла, психолог, однако, должен помнить, что стимулирующие запахи способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. Если же человек уже находится в ней, то дополнительное стимулирующее воздействие может вызвать чрезмерное нервно-психическое напряжение. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность. Здесь нужны успокаивающие ароматы. Кроме того, следует учитывать, что на некоторые из них у детей может быть аллергия (например, на ромашку, лаванду).

В этом случае можно использовать ионизатор воздуха или Люстру Чижевского. Принцип работы этого аппарата основан на образовании аэроионного потока с помощью тихого разряда в воздухе. Вследствие этого помещение насыщается отрицательно заряженными аэроионами кислорода. Это обеспечивает чистоту воздуха, создает ощущение непривычной мягкости и мышечной раскованности, нормализует обменные процессы в крови.

Другим средством повышения эффективности работы релаксационного сектора кабинета может быть использование музыкальных средств реабилитации. Для этого в оборудование данной части кабинета должен быть включен магнитофон и аудиотека с записью голосов птиц и явлений природы, а также классической музыки.

Исследователи утверждают, что наиболее сильный и выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иное да просто невозможно предугадать. В связи с этим в психопрофилактических целях не следует брать объемных произведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.

В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2-3 специально подобранных комплекса, состоящих из 3 произведений, вызывающих в итоге сходную реакцию.

Выбираются, в первую очередь, музыкальные композиции в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мер отвечающая душевному состоянию слушателя в данный момент. Например, если человека мучает меланхолия, навязчивая тревога, страх, то первой ему предлагают для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него как голо сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произведения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье, произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей; силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамическая, музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твердость; духа, После того как воспитатели и дети привыкнут к использованию музыки на занятиях психолога, ее можно включать процессе проведения коррекционно-развивающих и воспитательских занятий в виде физкультурной минутки (мобилизирующей вариант) и в процессе осуществления режимных моментов, а также за полчаса до того, как в группе начнется «тихий час» (успокаивающий вариант).

Такова модель современного кабинета педагога-психолога ДОУ.

В заключение следует отметить, что на двери кабинета психолога обязательно должен быть вывешен график его работы указанием конкретного времени приема родителей, а также сетка занятий с детьми разных возрастных групп. Это позволит постепенно наладить всю систему индивидуального сопровождения развития ребенка в ДОУ.

Приложение 2

Форма ведения Дневника практики.

Титульный лист.

Дневник практики

студента______________курса, группы _____

заочного отделения

факультета педагогики и психологии

УлГПУ им. И.Н. Ульянова

(фамилия, имя, отчество)

в период учебной практики

с________по________20___года

Дата

Содержание работы

Анализ деятельности

Инструктивные указания к ведению дневника

— в дневнике должна получить отражение вся работа студента-практиканта;

— дневник должен заполняться ежедневно;

— студент-практикант обязан иметь дневник всегда при себе во время работы.

Приложение 3

Образец индивидуального плана работы

Дата

Вид деятельности

Отметка о выполнении

Подпись

(педагога-психолога или методиста

или группового руководителя)

Приложение 4

Отчетная документация по практике

  1. Дневник практики, в котором отражена вся работа студента-практиканта за весь период практики (Прил.2)
  2. Индивидуальный план работы, где оценены проведённые мероприятия с детьми, родителями и сотрудниками ДОО (Прил.3)
  3. Диагностики психологической готовности детей к школе (3), диагностики на выявление уровня развития мышления (3) и внимания (3) дошкольников.
  4. Эскиз или макет оформления модели современного кабинета педагога-психолога в ДОО с кратким описанием входящих в него оборудования и материалов.
  5. Конспекты проведенной групповой консультации для родителей и нетрадиционной формы работы для воспитателей ДОО, заверенные подписью педагога-психолога.
  6. Характеристика на студента-практиканта из ДОО, заверенная печатью.(Прил.5)
  7. Отчет студента-практиканта по практике. (Прил.6)

Отчетная документация должна быть представлена руководителю практики не позднее, чем через 3 дня после окончания практики.

Приложение 5

Примерная схема характеристики на студента-практиканта

  1. Отношение студента к работе (самостоятельность, творчество или исполнительность и т.д.)
  2. Социально-психологическая готовность к педагогической деятельности (умение устанавливать контакт с педагогами, детьми, родителями).
  3. Умение студента педагогически осмыслить опыт работников образовательного учреждения, учесть замечания по работе.
  4. Умение студента применить знания теории педагогики, психологии, дисциплин профильной подготовки.
  5. Участие в работе учреждения (помощь в организации работы социального педагога и самостоятельное проведение мероприятий).
  6. Ведение документации (план работы, дневник практики и т.д.)
  7. Наибольшие трудности, с которыми встретился студент в период практики.
  8. Трудовая дисциплина.
  9. Пожелания в адрес студента.
  10. Предложения в адрес института и академии по подготовке студентов к практике.
  11. Общая отметка по практике

Приложение 6

Рекомендации по составлению отчета о проделанной работе.

В отчете освещаются следующие вопросы:

— Какая работа выполнена за период практики?

— Что из запланированного не удалось выполнить и почему?

— Какие затруднения испытали в период практики?

— Получили ли Вы удовлетворение от практики?

— Утвердились ли Вы в правильности выбора профессии педагога?

— Положительные и отрицательные стороны практики, предложения по совершенствованию организации практики.

Основные критерии оценки практики

Максимальная сумма баллов по практике устанавливается в 600 баллов, из которых 550 баллов отводится на оценку заданий, выполненных в ходе практики, 50 баллов – за качество ведения дневника и представленной папки-портфолио с документацией.

Выполнение текущих заданий

Ведение

и оформление документации

Максим. итоговая сумма

Задание

Максимальный балл

за задание

Максимальная сумма баллов

№1

50

550

50

600

№2

50

№3

50

№4

50

№5

70

№6

70

№7

70

№8

70

№9

70

При оценке текущих работ учитываются:

— своевременность выполнения заданий практики;

— полнота и качество собранных на практике материалов;

— творческий подход.

При оценке ведения дневника и папки-портфолио учитываются:

— качество оформления материалов;

— своевременность сдачи отчетной документации;

-творческий подход.

1Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. С. 39-52