Кафедра психологии труда и организационной психологии
Методические указания
по выполнению курсовых
и дипломных работ
ОМСК-2007
Методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ / Составитель Е.Г. Ефремов. Омск: Омский Государственный Технический Университет, 2003, 43 с.
Рецензент: к. психол. н., доцент кафедры педагогики и психологии ОмГУ Е.С. Асмаковец.
Оглавление
Введение 3
Получение и оформление результатов научно-практического исследования 4
1. Цели курсовых и дипломных работ 4
2. Руководство написанием курсовых работ 5
3. Требования к студентам в процессе выполнения курсовой и дипломной работы 6
4. Общие этапы выполнения курсовой и дипломной работы 7
5. Определение темы исследования курсовой и дипломной работы 8
6. Поиск научной литературы и подготовка к составлению теоретического обзора по теме исследования 9
7. Анализ и обобщение научного материала, составление теоретического обзора и постановка проблемы эмпирического исследования. 11
8. Этапы эмпирического исследования. 12
9. Подготовка эмпирического исследования 13
9.1 Выделение объекта и предмета исследования 13
9.2 Определение гипотезы исследования 14
9.3 Определение целей и задач исследования 14
9.4 Определение базы и выборки эмпирического исследования 15
9.5 Подбор и обоснование методов исследования 16
10. Проведение эмпирического исследования. 16
11. Окончательное оформление текста научного сообщения. 17
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ № 1 и № 2
... проблемы в науке. Тема исследования. Объект исследования. Предмет исследования. Цель исследования. Задачи исследования. Методы исследования (теоретические – 2-3 метода, эмпирические 2-4 метода). База исследования. Описание структуры курсовой работы. В работе не допустимо, чтобы объект, ...
11.1 Введение. 18
11.2 Теоретическая часть. 19
11.3 Описание эмпирической части 20
Таблицы 23
Графики 25
Схемы и рисунки 27
12. Выводы и заключение по работе 28
13. Особенности оформления текста, ссылок и списка литературы 30
Сокращения статистических терминов 32
14. Предоставление работы на внешнюю аттестацию (руководителю, рецензенту или аттестационной комиссии) 36
Литература 40
Введение
Курсовые и дипломные работы являются неотъемлемой частью подготовки специалистов по гуманитарным и социальным наукам. Согласно государственному образовательному стандарту по специальности «Психология», студент должен выполнить в течение всего срока обучения не менее трех курсовых работ и одну выпускную квалификационную работу (диплом).
При этом курсовые работы считаются учебной деятельностью наравне с другими учебными дисциплинами и практиками.
Умения и навыки самостоятельного исследования для психолога особенно важны. Сложность и изменчивость объектов исследований, динамичность условий психологической работы делают практически невозможным решение задач по шаблону. Работа психолога всегда содержит элементы творчества и самостоятельности. Именно поэтому большое внимание в программе подготовки студентов занимают самостоятельные исследования в форме курсовых и дипломных работ.
Практика показывает, что на разных этапах выполнения курсовых и дипломных работ, студентам приходится сталкиваться с рядом трудностей, которые ведут к типичным ошибкам.
Цель данного методического пособия – ясно, точно и полно зафиксировать основные нормы выполнения курсовых и дипломных работ и оказать студентам помощь в преодолении трудностей проведения научного исследования.
Получение и оформление результатов научно-практического исследования
1. Цели курсовых и дипломных работ
Курсовые и дипломные работы представляют собой самостоятельные научно-практические исследования, целью которых является формирование профессионального психологического мышления и навыков проведения научного исследования.
Задачи курсовых и дипломных работ:
- Систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности;
- Творческое применение полученных теоретических знаний при решении конкретных профессиональных проблем;
- Развитие навыков самостоятельной работы, практическое овладение методиками и общими принципами исследования;
- Формирование умения логично и грамотно излагать материалы исследования, четко формулировать теоретические выводы, делать обобщения и давать практические рекомендации;
- Развитие научного мышления студентов;
- Выявление степени подготовленности студентов для самостоятельной работы.
Требования к подготовке студентов.
При написании курсовой работы студент должен показать:
- знания основ методологии исследования, и широкие знания по проблеме исследования;
- умение работать с литературой, анализировать различные источники;
- умение логично излагать свою личную позиции по проблеме, анализировать полученные результаты и делать обоснованные выводы;
- прилежность, ответственность и организованность при выполнении самостоятельной исследовательской работы.
Курсовые работы выполняются на всех курсах, кроме выпускного. Характер и глубина научного исследования изменяются ежегодно в процессе обучения.
Исследование профессиональной направленности студентов на педагогическую ...
... педагогической и научно-исследовательской деятельностивозрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиямне прекращается, ... успешность обучения, формирование устойчивойпрофессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальныйподход, а так же максимальное ... морально и профессионально. По мере развитиянауки научная деятельность все больше превращается в ...
На первом курсе исследовательская работа студента носит реферативный характер. Проверку и оценку научного исследования часто производит только научный руководитель. Оценка не дифференцированная (зачет- незачет).
На втором и третьем курсе курсовые работы проводятся с обязательным выполнением эмпирических исследований или практических работ. Дифференцированная оценка данных работ осуществляется в процессе защиты перед научной комиссией. Курсовые работы, не прошедшие защиту, оцениваются с учетом мнения научного руководителя. Но в этом случае оценка не может быть выше «удовлетворительно».
Невыполнение курсовой работы студентом считается учебной задолженностью.
2. Руководство написанием курсовых работ
Общее руководство выполнения студентами курсовых работ осуществляет кафедра. Для этих целей на факультете может разрабатываться сводный план-график подготовки курсовых работ, в котором указываются темы курсовых работ, имя руководителя курсовых работ, предполагаемые даты защиты и т.д.
Для консультационной и методической помощи студенту кафедра определяет научного руководителя и устанавливает для руководства ограниченный объем часов.
Научный руководитель обязан:
- представить варианты научных тем для выполнения курсовых работ;
- определить временной график консультирования студентов по курсовой работе;
- показать студенту возможные направления проработки темы и некоторые литературные источники, которые давали бы точку отсчета теоретическим исследованиям;
- показать студенту возможные варианты практического исследования и возможные методы;
- проводить консультации студентов не реже 1 раза в месяц;
- проверить оформленную в окончательном виде курсовую работу, поставить оценку (для студентов 1-го курса) или допуск к защите;
- предоставить письменный отзыв или устное мнение о качестве выполнения студентом научного исследования.
- контролировать степень выполнения студентами курсовых работ и отчитываться на заседание кафедры за своих подопечных;
- своевременно информировать руководство кафедры, о случаях значительного отклонения от графика подготовки курсовой работы или других проблемах, способных поставить под сомнение завершение работы в установленный срок.
Научный руководитель имеет право:
- давать темы исследования для студентов в соответствии со своим научным направлением;
- требовать со студента отчета о ходе выполнения курсовой работы;
- определять степень готовности курсовой работы;
- использовать полученные результаты исследований в своих научных разработках и отчетах;
- совместно со студентом (в соавторстве) готовить публикации по результатам курсовой или дипломной работы.
3. Требования к студентам в процессе выполнения курсовой и дипломной работы
Выполняя самостоятельную исследовательскую работу, студент обязан:
Требования к курсовым работам 3-4 курс
... идет о теоретическом исследовании. В конце введения необходимо определить научную новизну и практическую значимость работы. Основная часть В основной части курсовой работы необходимо выделить ... противоречивость научных представлений создает условия для формулирования научной проблемы. Цель исследования – желаемый конечный результат (то, чего вы хотите достичь в данной курсовой работе). Словесными ...
- выдерживать график выполнения курсовой работы и все необходимые требования к выполнению научного исследования и оформлению отчета;
- самостоятельно разрабатывать теоретическую часть, выбирать варианты и методы исследования (с учетом мнения научного руководителя);
- самостоятельно вести поиск литературных источников, метода проведения исследования, организацию исследования и подбор испытуемых (с учетом мнения научного руководителя);
- отчитываться перед научным руководителем о ходе выполнения курсовой работы не реже 1 раза в две недели;
- предоставить в срок оформленную курсовую работу научному руководителю для проверки и утверждения к внешней аттестации;
- написать аннотацию (не более одной печатной страницы) на свое исследование и приложить ее к курсовой работе;
- подготовиться к защите курсовой работы перед комиссией;
- сдать без возврата оформленную и защищенную курсовую работу на кафедру.
Студент имеет право:
- предложить научному руководителю изменения в содержании или названии темы исследования (на этапе выбора темы);
- выбирать тему курсовой работы под практический заказ;
- получать консультации у научного руководителя по любому затруднению в процессе выполнения курсовой работы;
- использовать результаты исследования в дальнейших своих курсовых работах и в практической деятельности;
- выступать в соавторстве с научным руководителем, если публикация, в основном, базируется на результатах курсовой работы студента;
- создавать и иметь копии своей курсовой и дипломной работы.
4. Общие этапы выполнения курсовой и дипломной работы
Можно выделить три основных вида самостоятельных научных работ студента: реферативные, теоретические и научно-исследовательские.
Работы каждого вида имеют свои особенности. Реферативная работа должна иметь обобщение широкого теоретического материала, свою особенную структуру и выводы по аналитическому обзору источников.
Теоретическаяработа, кроме того, что есть в реферативной, должна иметь принципиально новые теоретические модели, позиции по обсуждению уже известных фактов и экспериментальных материалов.
Научно-исследовательскиеработы должны состоять из двух частей: теоретического анализа проблемы (реферативная часть) и эмпирической части. Поскольку теоретические работы сложны и встречаются редко, а реферативные работы могут выступать как часть эмпирической работы, то уделим большее внимание именно научно-исследовательским работам.
Задания к экзамену по курсу «Качественные и количественные методы ...
... Введение в методологию социально-психологического исследования. Милан, Новосибирск, 1997 //http://psyberlink.flogiston.ru/internet/info/methods_info.htm 5. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. – М., 2005. 6. ... Работа должна быть представлена в электронномвиде, объемом 10-15 страниц печатного текста, содержать титульный лист и список используемой литературы. Литература 1. ...
Научно-исследовательская работа включает в себя следующие взаимосвязанные этапы:
- Определение темы исследования и разработка рабочего плана.
- Поиск научной литературы и подготовка к составлению теоретического обзора по теме исследования.
- Анализ и обобщение научного материала, составление теоретического обзора и постановка проблемы эмпирического исследования.
- Проведение эмпирической части исследования, фиксация промежуточных результатов и их первичная обработка.
- Окончательное оформление текста научного сообщения.
- Предоставление работы на внешнюю аттестацию (руководителю, рецензенту или аттестационной комиссии)
Рассмотрим все эти этапы последовательно.
5. Определение темы исследования курсовой и дипломной работы
Тематика курсовых и дипломных работ разрабатывается кафедрой. При этом преподаватели исходят из своих научных интересов, учитывают направления научных исследований в рамках кафедральных тем.
Каждому преподавателю выделяется для научного руководства определенное количество курсовых и дипломных работ.
Перечень тем сначала обсуждается и утверждается на заседании кафедры, затем их список предъявляется для просмотра студентам.
В течение срока, установленного деканом, студенты должны выбрать тему работы и согласовать этот выбор с преподавателем.
Если студент не выбрал тему в установленный срок и не подтвердил свой выбор, то за ним закрепляется любая из оставшихся свободных тем.
Окончательное закрепление курсовых и дипломных тем осуществляется приказом по кафедре. В дальнейшем изменение (или уточнение) названия работы может быть сделано только по просьбе научного руководителя и при согласовании на заседании кафедры.
Чтобы выбрать тему из тех, что предлагаются, нужно хорошо осознать свои научные интересы. Часто название темы не позволяет студенту ясно представить суть работы. В этом случае необходима встреча и консультация с преподавателем, предложившим тему.
При выборе темы целесообразно поступить таким образом, чтобы курсовая работа на 1-м курсе стала основой для эмпирических и практических исследований на последующих курсах. Практика показывает, что именно в результате длительной и последовательной разработки темы удается выполнить дипломную работу на высоком уровне и с меньшими затратами труда.
Существует и иной способ выбора темы, когда студент своевременно предлагает свою тему исследований.
Обратившись к будущему руководителю курсовой работы, можно конкретизировать предполагаемое направление исследований и выяснить, способна ли кафедра обеспечить научное руководство по этой теме. Важно при этом учитывать научную и практическую значимость предлагаемых исследований.
Если студент пытается сформулировать тему самостоятельно, то ему следует помнить, что не надо стремиться к «глобальным» формулировкам типа «Психологические механизмы развития личности» (это тема добротной докторской диссертации).
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО КРИТЕРИИ.ВИДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.КЛАССИФИКАЦИЯ ...
... интуицию). 2. Виды научного исследования Условно различают эмпирическое и теоретическое исследования, но большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое ис- ... следование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления. Исследования по их характеру можно разделить на следующие ...
Чем ниже уровень эмпирического исследования, тем конкретнее должна звучать тема и отраженная в ней проблемы.
По негласным правилам количество слов в названии темы не должно превышать двенадцати.
6. Поиск научной литературы и подготовка к составлению теоретического обзора по теме исследования
Поиск литературы по проблемам психологии затрудняется из-за отсутствия хороших, охватывающих все отрасли и разделы психологии, библиографических изданий. Поэтому студентам рекомендуется использовать самые различные источники библиографической информации:
— справочники, словари, энциклопедии;
— прикнижная и пристатейная библиография;
— реферативные журналы;
— алфавитные, предметные и систематические каталоги библиотек;
— обзоры и отчеты конференций, симпозиумов и пр.
— Интернет-ресурсы.
Тематические указатели литературы по психологии, опубликованной в стране за год, печатаются в последних номерах журнала «Вопросы психологии», «Психологическом журнале» и других специализированных журналах.
Для тех, кто владеет английским языком и имеет возможности использовать зарубежные библиографические издания, прежде всего можно рекомендовать аннотированный «Psichological Abstracts», отражающий большую часть выходящей в мире психологической литературы и имеющий хороший предметный указатель.
В настоящее время можно использовать возможности «Интернета», где вы найдете достаточно много ссылок и работ по заявленной теме.
В конечном итоге этот этап научно-исследовательской работы должен дать следующие сведения по теме исследования:
1) кто и когда уже работал или работает по теме и отдельной проблеме исследования;
2) где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках);
3) в чем конкретно состоят результаты работ;
4) какова научная ценность работ.
После формулировки темы исследования и задач рекомендуется составить первый вариант понятийного словаря исследования, который в ходе дальнейшей работы будет уточняться и расширяться. Он должен включать те психологические понятия, которые помогут усвоить язык исследования и облегчат поиск литературы. Словарь поможет классифицировать собранную научную информацию и более точно формулировать вопросы при поиске сведений.
О том, сколько литературных источников должно быть использовано, и когда можно прекратить информационный поиск, нет однозначного ответа. Это зависит от характера обсуждаемых проблем, степени их разработанности и т.д. Важно, чтобы этот этап работы не затянулся и был закончен в установленный срок. Последнее слово за научным руководителем исследования.
Конечно, если курсовая работа выполняется как реферативная, количество источников обычно — не менее 20 источников (исключение составляют те случаи, когда используются работы на иностранных языках, требующие перевода).
В области социальной работы Подготовительный этап – выбор проблемы
... важности исследования проблемы необходимо выделить аспект значимости решения данной проблемы для развития теории и практики социальной работы. Определение степени изученности проблемы в методологическом, теоретическом и технологическом аспектах На следующем этапе ...
В дипломных работах список литературы должен содержать не менее 40 источников.
Последняя рекомендация по этому этапу работы заключается в том, что при выписке и сборе информации желательно использовать компьютер. В дальнейшем значительно упрощается работа над материалом при структурировании и оформлении результатов исследования.
Особенности оформления текста, ссылок и списка литературы смотри ниже.
7. Анализ и обобщение научного материала, составление теоретического обзора и постановка проблемы эмпирического исследования
Анализ литературы по теме исследования должен быть в первой части курсовой или дипломной работы. Для реферативной курсовой работы этот этап является основным.
К сожалению нельзя дать точных универсальных советов по изложению материала, это всегда творческий процесс.
Но все же некоторые рекомендации, на наш взгляд, могут быть полезными.
- Осуществляя поиск материала по проблеме исследования, необходимо четко фиксировать где, кем и какие вопросы обсуждаются.
- Необходимо построить общую логику обсуждения материала, которая будет понятна тому, кто будет читать текст. При написании такого материала необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы.
- Работа значительно выигрывает, если каждая глава или раздел текста начинается с фиксации вопросов, на которые в дальнейшем вы отвечаете с помощью материалов из научной литературы. Вся теоретическая часть – это цепочка логически поставленных вопросов и ответов.
- В обзоре необходимо четко разграничить обсуждаемые положения авторов и собственные оценки автора, его мнения и выводы.
- Нужно соблюдать определенную меру в рассмотрении различных взглядов и без необходимости не отводить обсуждению одной работы несколько страниц.
- После главы или отдельных параграфов должны быть обобщения или краткие выводы, в которых фиксируется самое важное.
Итогом теоретического анализа должно быть глубокое понимание различных аспектов темы, формирование своей позиции (пусть даже принятой от другого исследователя) и постановка проблемы эмпирического исследования.
Качественное эмпирическое исследование, прежде всего, определяется качественным теоретическим анализом. Эмпирический этап служит ответом на вопрос, сформулированный в теоретической части.
Теоретическую позицию исследователя часто называют «рабочей концепцией».
Рабочая концепция исследования(РКИ) — совокупность теоретических и методических положений, которые являются исходными при организации исследования. Другими словами, РКИ — это та теория, на основе которой проводится исследование. В малоизученной области, возможно, придется самим формулировать эти положения. Для этого требуются специальные консультации с научным руководителем. В большинстве же случаев студенты пользуются уже разработанной наиболее подходящей теорией. Для выбранной теории необходимо в работе дать определения основных терминов, представленных как цитаты.
Критерии выбора РКИ:
Контрольная работа по «Психологии. Часть 1»
... Акцентуации характера Акцентуации — это крайние варианты нормальных характеров. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических — в них могут быть потенциально заложены как ... 21 Часть 1. Характер как свойство личности 1.1. Понятие характера Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. По ...
1. Следует выбирать наиболее простую и понятную.
2. Желательно, чтобы выбранная теория создавалась под разрабатываемый тип проблем.
3. Предпочтительна такая теория, которая предполагает достаточную простоту в проведении исследований и требует минимального аппаратного обеспечения.
При подготовке РКИ помогают сделанные обобщения после параграфов (собственно это и будут ваши основные теоретические положения).
8. Этапы эмпирического исследования.
Эмпирическая часть работы является логическим продолжением описанных выше этапов работы. Она направлена на проверку гипотезы (гипотез) исследования, которая должна базироваться на анализе информации из литературных источников.
Условно эмпирическую часть работы можно разделить на следующие этапы:
— подготовка эмпирического исследования;
— проведение эмпирического исследования;
— математическая обработка сырых данных;
— анализ и интерпретация полученных результатов.
9. Подготовка эмпирического исследования
Планирование исследования подразумевает необходимость в определении проблемы; выделении объекта и предмета исследования, гипотезы; постановки цели и задач исследования; выборе методов и методик исследования.
Отметим несколько самых существенных моментов, о которых должен помнить исследователь на этом этапе.
9.1 Выделение объекта и предмета исследования
Эта фаза работы часто вызывает затруднения у студентов. В этом случае следует свои результаты согласовать с точкой зрения научного руководителя. Для более адекватной формулировки объекта и предмета исследования дадим ссылки на мнения авторитетов в психологии.
В.В. Краевский указывает: «Определяя объект исследования, следует ответить на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представления о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции рассматривает новое исследование». (Краевский, 1994, с. 124-125).
С точки зрения К.А. Абульхановой-Славской «объект науки есть область самой объективной действительности, … определенная форма движения материи, наличие определенного круга явлений, развивающихся и функционирующих согласно своим собственным внутренним закономерностям» (Абульханова-Славская, с. 320).
Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет исследования обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции рассматривает данное исследование.
Предмет исследования более конкретен. Он включает в себя только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе.
Предмет – тот аспект объекта, который идеально отражается исследователем и предполагает специфические особенности формирования, функционирования и развития.
В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
9.2 Определение гипотезы исследования
Гипотеза является предположительным ответом на поставленный в исследовании вопрос, «конкретизация некоторой догадки или идеи с целью ее проверки в эксперименте» (Готсданкер, 1982, с.431)..
В то же время гипотеза является средством перехода от старого знания к новому, что неизбежно вступает в противоречие с имеющимися представлениями. Во всяком случае, если то, что и так всем очевидно – не гипотеза. Отсюда не следует бояться того, что гипотеза может быть не подтверждена.
Задачи и гипотеза исследования определяют выбор (или разработку) методики исследования и всю дальнейшую работу.
Выделяют различные виды гипотез, и этот материал подробно обсуждается в курсе «Экспериментальная психология».
Для примера мы представляем два варианта формулировки гипотез исследования.
1) Гипотезы-отношения (обобщения, классификации):
— Данное психическое свойство, при соблюдении таких-то условий, находится в таких-то отношениях с таким-то предметом.
Пример: Подростки-девятикласники с высоким уровнем ценностно-нравственного развития демонстрируют лучшую социально-профессиональную адаптацию, чем их сверстники с более низким уровнем ценностно-нравственного развития, в современных социально-экономических и духовных условиях.
2) Гипотезы преобразования.
— Данный метод, примененный к такому-то предмету, при соблюдении таких-то условий, позволяет получить, такой-то эффект
Пример: Разработанная нами профориентационная программа, позволяет повышать уровень сформированности личностных профессиональных перспектив у учащихся 11-го класса, при условии сочетания этой программы с другими традиционными методами профориентации (примеры из книги Пряжникова Н.С., 1997, с. 284-285).
9.3 Определение целей и задач исследования
Цель – это представление о предполагаемом результате деятельности. Исходя из этих представлений, исследователь формулирует ряд задач, которые в своей совокупности обеспечат достижение цели.
Проблема, объект и предмет исследования обуславливают определение цели исследования.
Цель работы должна быть кратко, конкретно, четко и предельно точно сформулирована, в смысловом отношении выражая то основное, что намеривается сделать исследователь. По существу, цель научного исследования – раскрыть предмет исследования.
Цель исследования конкретизируется и развивается в задачах исследования, которые отражают шаги – логику исследования. Выделение задач должно быть обусловлено разбиением цели исследования на подцели. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволяют прийти к цели исследования. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель и задачи исследования.
Цель связана с актуальностью исследования и обычно формулируется в позитивном ключе. Ниже предлагается перечень возможных целей, достигаемых в психологическом исследовании:
- Провести теоретический или методологический анализ, дать оценку … (методике, теоретической модели и т.д.);
- Систематизировать или обобщить что-либо (эмпирические данные, результаты теоретических построений, методы и т.п.);
- Получить новые эмпирические данные;
- Подтвердить или опровергнуть что-то в результате повторения уже проведенного кем-то исследования;
- Предложить (разработать) новую теоретическую модель или объяснительную схему;
- Обосновать новую гипотезу, поставить существенную и важную проблему;
- Разработать новый метод, предназначенный для оптимального решения конкретных исследовательских и практических задач;
- Провести конкретное исследование с выдачей практических рекомендаций (примеры формулировки целей представлены из книги Пряжникова Н.С., 1997, с. 288).
Исходя из целей, формулируются задачи исследования, которые конкретизируют их процесс достижения. Для их адекватной формулировки следует помнить, что на каждую задачу предстоит дать отчет в анализе результатов и выводы в конце работы.
9.4 Определение базы и выборки эмпирического исследования
Базой для проведения эмпирического исследования могут быть непосредственно «практические площадки» (реальная организация, школа, группа людей по интересам и т.п.) и «искусственная площадка» (лаборатория, специальные помещения, где производится исследование и т.п.).
Важной составляющей эмпирического исследования является определение и обоснование выборки исследования.
Выборка – это испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в исследовании. Основное ее качество – репрезентативность, которая определяет валидность (достоверность) исследования и достигается адекватными методами отбора испытуемых. Более подробную информацию о выборке и ее обосновании можно получить в курсе «Экспериментальная психология» (Дружинин В.Н., 2001).
При формировании выборки важно, чтобы количество испытуемых позволяло, с одной стороны, сделать достаточно обоснованные выводы, а с другой — уложиться в отведенное для работы время. Статистически достоверные и адекватные результаты проявляются в том случае, когда выборка составляет не менее 30 испытуемых. Но психологические исследования допускают и снижение этого числа, за счет более глубокого исследования психических явлений. В целом объем выборки в психологическом исследовании зависит от целей исследования и характером применяемых методик.
9.5 Подбор и обоснование методов исследования
Выбирая методику исследования, нужно учитывать целый ряд факторов: цели и задачи исследования, уровень аппаратного оснащения методики, трудоемкость применения и обработки данных, условия проведения исследования. Классификация основных методов психологии рассматривается в курсе «Экспериментальная психология».
Особые проблемы возникают в тех случаях, когда главной задачей курсовой или дипломной работы является разработка новой или апробация модифицированной методики исследования. В этом случае вся логика курсовой или дипломной работы определяется получением данных по надежности и валидности методики.
10. Проведение эмпирического исследования.
Здесь следует учитывать следующие основные моменты:
1. Важно уже при планировании исследования продумать, как и какие параметры переменных будут фиксироваться. Стоит предусмотреть и способы математической обработки данных.
2. Перед основным исследованием должен быть проведен «пилотажный» замер (пробный на 2-3 испытуемых).
Приступить к основной серии исследований можно лишь после обсуждения с научным руководителем предварительных результатов, полученных в пробных замерах. Это важно, поскольку часто требуется внести некоторые изменения в методическую схему исследования.
3. Инструкцию испытуемым следует давать в письменном виде, сопровождая ее еще и устным выражением.
4. Фиксируемые данные должны тщательно протоколироваться: указывать дату проведения исследования, номер испытуемого и его краткую характеристику (в контексте решаемых исследованием задач).
5. Все вопросы, возникающие в процессе исследования, нужно обсуждать с научным руководителем.
6. Иногда уже предварительные опыты позволяют сделать ориентировочную оценку результатов. Но необходимо помнить о влиянии установки исследователя и о том, что каждый исследователь хочет, чтобы его гипотеза подтвердилась.
7. Не допускайте предвзятости и подтасовки данных. Нужно помнить, что отрицательные результаты эксперимента также являются научными результатами.
11. Окончательное оформление текста научного сообщения.
Завершающим этапом разработки курсовой работы является письменное изложение основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций. На основе собранных материалов уточняется структура, содержание и объем курсовой работы.
Порядок оформления реферативной работы отличается от научно-исследовательской работы (курсовой или диплома), только тем, что отсутствует описание программы исследования и обсуждения полученных эмпирических результатов. Все остальные части текста имеют такую же логику и нормы оформления.
Традиционно в оглавлении выделяются:
- введение (2-3 страницы);
- теоретическая часть (имеющая свое название) и отдельные главы (2-3 главы: 30 – 50 страниц);
- эмпирическая часть (имеющая свое название), которая содержит – описание программы исследования, представление и анализ результатов исследования, выводы (20-40 страниц);
- заключение (1-2 страницы);
- список литературы (1-4 страницы);
- приложения (до 15 страниц).
Рассмотрим особенности оформления этих частей.
11.1 Введение.
Этот раздел дает читателю краткую информацию о замысле исследования, его исходных посылках, актуальности и значении.
Во введении следует:
- обосновать актуальность темы исследования,
- показать необходимость теоретического анализа выбранной проблемы, представив степень ее разработанности в отечественной и зарубежной психологической науке;
- указать на прикладные аспекты исследования и практическую значимость темы;
- сформулировать объект, предмет, цели и задачи всего исследования, а не только эмпирической части;
Введение может заканчиваться общей формулировкой задач исследования.
Объем этой части не должен превышать 2 — 3 страниц, но написать эту незначительную по объему часть нелегко, поэтому рекомендуется окончательный вариант «введения» оформлять уже после написания основного текста работы.
Помните о следующем:
— не стоит во введении увлекаться ссылками на литературу;
— не злоупотребляйте цитатами;
— если исследование проводилось в школе или в организации, то советуем указать, где оно выполнялось;
— если оно выполнялось по заказу, то стоит указать и это.
Обсуждая актуальность проблемы исследования необходимо понимать, что она часто определяется проблемой, противоречием, возникающим в результате нового понимания исследуемого явления.
Реальное научное исследование начинается именно с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Проблема – это то, что предстоит открыть и доказать, это своего рода «попытка прорыва в неизвестность» (И.Б. Гриншпун).
Обычно проблема формируется как вопрос, на который требуется найти ответ.
Как правило, проблемы вытекают из практики в связи с необходимостью решить конкретную прикладную задачу. Их источниками являются: наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных.
По мнению Н.С. Пряжникова можно выделить следующие варианты актуальности исследования:
- Недостаток эмпирических фактов;
- Необходимость новых классификаций и теоретических обобщений;
- Недостаток конкретных теоретических моделей (гипотез, концепций, теорий), отвечающих современному уровню развития данного психологического направления;
- Необходимость критического осмысления существующих взглядов, установок, обобщений, а также существующих методов и конкретных методик;
- Недостаток практических и эмпирических методик для решения конкретных психологических задач (например: для адекватного профессионального и личностного самоопределения);
- Необходимость более строгого обоснования гипотезы, теории, экспериментального или практического метода;
- Необходимость постановки и обоснования новой проблемы, выдвижение новой гипотезы;
- Необходимость проведения конкретного исследования с выдачей практических рекомендаций;
- Необходимость оказания психологической помощи (профилактика, психологическая поддержка, развитие способностей и т.п.);
Кроме этого правомерно говорить и о личной значимости для исследователя выбранной темы (Пряжников Н.С., 1997, с.174-275).
В конечном итоге введение должно быть написано так, чтобы у читателя осталось ясное понимание причин, которые побудили к проведению исследования, и вопросов, на которые исследователь надеется ответить.
11.2 Теоретическая часть
Все содержание теоретической части желательно разделить на логически содержательные главы или подразделы, которые должны иметь и собственные названия.
Общая структура теоретической части может иметь следующую логику:
— определение круга исследуемых явлений, фиксация основных понятий;
— история развития взглядов на проблему, основные позиции и мнения, результаты исследований;
— анализ отдельных характеристик, соотношений, проблем;
— анализ методов и методик, применявшихся при изучении явления или проблемы.
Особое внимание следует уделить стилю изложения материала в работе. Для курсовых и дипломных работ следует использовать научный стиль, что предполагает особенную фразеологию, грамматические особенности, синтаксис и др.
Так, например, для научного текста, характерна смысловая законченность, целостность, связанность мыслей. Изложение текста и позиций по отдельным вопросам должно быть без употребления местоимения «я», которое заменяется на «мы». Употребляемые понятия тщательно взвешиваются, и не допускается их размытых трактовок.
Если взять научные журналы и проработать ряд статей по различной тематике, то можно познакомиться и почувствовать требуемый научный стиль изложения.
Краткие выводы по теоретической части
Обзор литературы по теме исследования рекомендуется завершить несколькими основными выводами, важными для исследования, подчеркнув те обстоятельства, которые становятся основанием для формулировки задачи и гипотезы исследования (эти выводы, при адекватной формулировке, как раз и будут рабочей концепцией исследования).
Иногда в выводах формулируют задачу и гипотезы исследования, но лучше, если это будет помещено в описание эмпирической части.
На вопрос о том, какой по объему должна быть теоретическая часть, нельзя ответить однозначно.
Для реферативных работ это может быть в пределах 30-50 страниц.
Для научно-исследовательской работы можно определить приблизительное соотношение между обзорной и эмпирической частями. Рекомендуется 30-50% объема текста отвести введению и теоретическому обзору, а другую часть — изложению программы исследования, обсуждению результатов и выводам.
11.3 Описание эмпирической части
Основная задача этой части работы — перевести эмпирические показатели в язык теории, модели.
Структура описания эмпирической части курсовой или дипломной работы может быть следующей:
1. Программа эмпирического исследования: постановка проблемы, описание объекта и предмета исследования, задачи и гипотез исследования, (все указанные пункты должны быть четко выделены и читабельны).
2. Описание методов исследования и выборки.
3. Результаты исследования и их анализ.
4. Выводы и заключение.
Проанализируем некоторые пункты
1. Программа эмпирического исследования.
Между обзорной и эмпирической частью целесообразно выстроить некоторый «мостик». Изложение цели, задачи и гипотезы исследования и является таким переходным звеном.
О формулировках целей, задач и гипотез исследования говорилось выше. Можно только сказать, что эта часть должна быть тщательно описана и оформлена, так как на нее больше всего обращают внимания при внешней аттестации.
2. Описание методов исследования.
Рекомендуется в этом разделе включить следующее:
а) общая схема проведения эмпирического исследования (как должно быть по замыслу);
б) особенности организации исследования: отбор испытуемых, как их выбирали, почему выбирали именно так, количество испытуемых, их характеристика по полу, возрасту и другим, важным для вашего исследования особенностям. Важно отметить и различия между группами испытуемых, если планируется выделение групп;
в) описание методического материала, использованного в исследовании испытуемым: тексты, слова, карточки, картинки, слайды и т.п. Желательно прилагать его (или фотографии) к описанию, если это возможно. Если этот материал создан исследователем, то указывается и причину выбора именно такого стимульного материала;
г) описание оборудования. Необходимо указать какие приборы и аппаратура использовались для экспериментальной ситуации и для регистрации ответов, реакций испытуемого. Для аппаратуры серийного выпуска достаточно указать название и марку прибора. Если же в прибор внесены изменения или он создан самостоятельно, то его описание должно быть достаточно полным. При этом желательно поместить в описание фотографию или чертежи экспериментального оборудования;
д) описание процедуры исследования. Здесь нужно подробно описать ход самого исследования, его этапы, предписанные испытуемому действия. Обязательно полностью приводится даваемая испытуемым инструкция (ее можно поместить в Приложение).
Определяются все временные характеристики процедуры: время предъявления стимульного материала, временные интервалы между стимулами, длительность перерывов и т.п. Здесь же можно указывать дополнительные условия проведения исследования: время дня и как долго продолжалось исследование в целом;
е) описание способов обработки первичных экспериментальных данных. Здесь необходимо отметить какие показатели и как фиксировались, а также способы приведения первичных эмпирических данных к виду, в котором они доступны для анализа.
При оформлении этой части следует помнить, что если методика известная, то в работе можно только дать ее краткую характеристику и обязательно сослаться на источник, где эта методика описана. Если методика новая или разработана самим автором, то ее представление обязательно. Это касается и собственных модификаций известных методик.
Описание методики должно быть достаточно детальным, чтобы другой исследователь по описанию мог повторить эмпирические замеры.
Сама методика и инструкции к ней обычно представляется в приложении.
В случае, если протоколы наблюдений, бесед и прочий рабочий материал исследования многочисленны, то не следует представлять в приложении все в полном объеме. Можно представить несколько типичных протоколов, чтобы было понятно, что они из себя представляют.
3. Результаты эмпирического исследования и их анализ.
В этом разделе курсовой работы описываются анализируемые данные, дается их статистический анализ, связанный с проверкой гипотезы и обсуждаются полученные результаты.
Требования к способам представления результатов:
- К анализу и представлению отбираются лишь те данные, которые подчинены ответу на основные вопросы исследования.
- Результаты, представленные к анализу, не должны быть громоздкими, указывается только самое существенное.
- Представленные результаты должны быть простыми по структуре, т. е. необходимо упрощать и объединять данные.
- Результаты должны быть обозримыми и понятными сразу. Для этого необходимо все подписывать.
При получении большого количества данных используйте таблицы, графики и схемы, которые должны быть грамотно оформлены. При этом необходимо продумать, какая форма наглядного представления данных больше подходит для полученного эмпирического материала. Чтобы суметь это сделать следует знать способы представления данных.
Существует 4 основных вида представления данных: текст, таблица, график, схема (рисунок).
Рассмотрим варианты.
Таблицы
Каждая таблица должна иметь свой номер и четкое название. В таблицах выделяют строки и столбцы. Каждый столбец и строка должны иметь название. Следует указывать единицы измерения (обычно в столбцах), если они различаются у данных по ячейкам. Критерием правильного оформления таблиц (и графиков) является их полное понимание без комментариев исследователя.
Под определенные типы данных используются различные виды таблиц.
1.1. Качественные таблицы: общая выборка делится на классы, различающиеся по качественным критериям, и указывается, какая часть выборки составляет класс (чаще всего в процентах).
Пример такой таблицы смотри ниже.
Таблица 1
Количество учащихся, предпочитающих заданные стили поведения в конфликте
Стиль поведения в конфликте |
Количество (%) |
Сотрудничество |
14 |
Компромисс |
28 |
Избегание |
14 |
Приспособление |
10 |
Соперничество |
34 |
1.2. Функциональные таблицы: В этом случае независимая переменная указывается в порядке ее изменения, и каждому значению переменной ставится в соответствие получаемое значение зависимой переменной.
Например:
Таблица 2
Показатели нейротизма у мужчин и женщин, рожденных в разные зодиакальные месяцы (по данным Д. Мейо)
Зодиакальный месяц рождения |
Уровень нейротизма (баллы) |
Овен |
14,3 |
Телец |
13,4 |
Близнецы |
13,2 |
Рак |
13,8 |
Лев |
13,3 |
1.3. Таблицы распределения служат для отображения ряда распределения результатов по параметрам или классам, но в этом случае больше число классов, чем в качественных таблицах. Обычно в ячейках такой таблицы указывается количество значений, попавших в данный класс. Например:
Таблица 3
Первичные результаты исследования 120 взрослых испытуемых с помощью 6-го субтеста «Теста общих способностей», содержащего 25 арифметических задач.
Количество решенных задач |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
Количествочеловек,ре-шивших данное количество задач |
0 |
1 |
4 |
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4 |
8 |
7 |
11 |
6 |
10 |
8 |
9 |
7 |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
0 |
3 |
1 |
Графики
При оформлении графиков следует учитывать следующие требования:
- каждый график должен иметь порядковый номер и четкое название, отражающее содержание представленных в нем данных;
- каждая ось графика должна иметь название и единицы измерения, начало отсчета (если показатели количественные);
- если на графике представлены несколько типов данных, обозначенных разными кривыми или отличной штриховкой, к графику следует добавить легенду, расшифровывающую эти условные обозначения.
Как и для таблиц, под определенные типы данных используются различные виды графиков, причем каждому типу таблиц соответствует свой тип графиков. Ниже представлены несколько типов графиков.
3.1. График функциональной зависимости соответствует функциональной таблице.
График 1. Показатели нейротизма (в балах) у мужчин и женщин, рожденных в разные зодиакальные месяцы (по данным Д. Мейо).
По оси абцисс следует откладывать значения независимой переменной, а по оси ординат — зависимой.
3.2. Полигон частот соответствует таблице распределения.
График 2. Первичные результаты исследования 120 взрослых испытуемых с помощью 6-го субтеста «Теста общих способностей», содержащего 25 арифметических задач.
По оси ординат указывается число повторений данного, или частота. На оси абцисс откладываются значения данных.
Гистограмма
График 3. Показатели УСК женщин-руководителей в сравнении с женщинами —не руководителями (по шкалам интернальности)
Диаграмма обычно соответствует качественным таблицам.
Схемы и рисунки
Схемы и рисунки представляют отдельные графические объекты, отношения между которыми определяются их взаиморасположением и связующими линиями. Поэтому на рисунках и схемах каждый объект и линия должны быть подписаны, причем различный тип связей обозначается разными типами линий.
Рис. 2. Позиции в конфликте
Примечание: Стрелками обозначены основные направления воздействия
При обсуждении результатов необходимо подробно разъяснять, на что именно следует обращать внимание в таблицах и графиках и почему это важно. При этом следует ссылаться в тексте на конкретные таблицы и графики.
Если таблицы получаются очень громоздкими, то лучше поместить их в приложение. Работа сильно выигрывает, если в основном тексте имеется сводная таблица, где представлены основные результаты исследования в сравнительном плане.
При описании данных не следует указывать фамилии испытуемых. Из этических соображений лучше пользоваться порядковыми номерами или просто инициалами.
Рекомендуется сначала приводить результаты, относящиеся непосредственно к задачам вашей работы.
Часто более важным оказывается не статистический, а качественный анализ данных. В этом случае можно давать описания типичных или оригинальных ответов испытуемых, делать выдержки из самоотчетов и описание поведения испытуемых в эксперименте.
В этой части делается попытка проинтерпретировать полученные результаты, попытаться предварительно ответить на вопрос «что это обозначает?». При этом может быть несколько вариантов интерпретации одних и тех же результатов и не обязательно выбирать один из них.
Здесь же делается вывод о подтверждении гипотезы и комментируется взаимосвязь результатов с теоретическими основами исследования. Если существуют расхождения результатов и теоретических прогнозов, то это также необходимо объяснить.
Так как ни одно исследование не гарантирует стопроцентное получение желаемого результата, то необходимо дать объяснения, почему происходит искажение ожидаемых результатов.
Для подтверждения качественных обобщений далее используются показатели статистических расчетов. Следует помнить, что статистический метод анализа – это только один из методов работы с сырыми данными.
Если результаты недостаточно ясны, в этом разделе обсуждается и предлагается дальнейший путь совершенствования исследования.
12. Выводы и заключение по работе
В конце курсовой и дипломной работы должны быть представлены выводы по исследованию в целом. В этой части отражаются итоги по анализу литературы и делаются обобщения по экспериментальной части.
Желательно, чтобы выводы исследования логически следовали из поставленных еще в начале работы задач (каждой задаче – как минимум свой один вывод).
Кроме того, в исследовании могут быть оказаться незапланированные, но также существенные результаты, которые оформляются в дополнительные выводы.
Выводы должны быть предельно краткими и четкими. Не допускается их объяснение или обсуждение.
Выводы, как правило, нумеруются. Их общий объем не должен быть большим. В дипломной работе — не превышает полутора страниц. Важно не количество выводов, а их содержание. Напомним, что именно на выводы часто обращают внимание внешние эксперты при оценки всей работы.
Заключение
Заключение предназначено для завершения работы по содержанию и форме. Заключение имеет обратную логику изложения по отношению к введению. Если во введении выделяется отдельная проблема, лежащая в основе темы исследования, то в заключение раскрывается связь этой проблемы с более широкой проблемной областью. Это та же актуальность темы, но с другой точки зрения – с точки зрения перспектив дальнейшего исследования.
В заключении также кратко указывается что хотели получить и что получили в исследовании. Здесь же можно показать возможные перспективы применения данного исследования и на практике.
Завершают описание исследования разделы «Список литературы» и «Приложение».
В список литературы должны быть внесены те источник, которые использовались автором, как в теоретической части, так и в эмпирическом исследовании и анализе. Не следует включать в этот список такие источники, которые вы просмотрели, но не использовали не одной мысли.
Для курсовой работы количество источников должно быть в пределах 30, а для дипломной не менее 40.
Приложение
В приложение можно вынести:
— описание большого по объему текстового или наглядного экспериментального материала (например описание практической задачи для испытуемого);
— анкеты и опросники;
— громоздкие таблицы с сырыми экспериментальными данными;
— некоторые показательные протоколы экспериментов;
— схемы оборудования и инструкции к пользованию аппаратурой и т.п.
— корреляционные таблицы из SPSS
Если возникли затруднения что именно включить в приложение, то советуем обратиться к научному руководителю.
13. Особенности оформления текста, ссылок и списка литературы
13.1. Работа печатается на одной стороне листа формата А4 (210х297 мм) 14-м кеглем шрифта Times New Roman с полуторным интервалом и абзацем в 1,25 см. Каждая страница текста содержит примерно 1800 печатных знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания).
Размеры полей: верхнее и нижнее – по 20, левое – 35, правое – 12 мм. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей:
13.2. Вне зависимости от способа выполнения отчета качество напечатанного текста и оформление иллюстраций, таблиц, распечаток должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. При выполнении курсовой работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту курсовой работы. В работе должны быть четкие, не расплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки, одинаково черные по всей курсовой работе.
13.3. Вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста и его размер должны быть максимально приближены к плотности основного изображения.
Рекомендуется использовать ограниченное количество шрифтов и выделений. Разнообразие формы шрифта снижает читабельность текста. Чаще всего значимые места в тексте выделяют жирным шрифтом или курсивом.
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки черными чернилами или черной тушью.
13.4. Наименования структурных элементов курсовой работы –«Оглавление», «Введение», «Главы», «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложения» служат заголовками структурных элементов.. Все наименования в работе (ее вид –реферат, курсовая или дипломная, – тема, главы и параграфы, слова в заголовках «оглавление», «введение», «выводы», «заключение», «список литературы», «приложения») располагаются в середине строки без кавычек, сокращений и пишутся прописными буквами. Точки в конце наименований во всех перечисленных случаях не ставятся.
Каждая структурная часть письменной работы (оглавление, введение, главы, выводы, заключение, список литературы, приложения) начинается с новой страницы.
Разделение по главам предполагает логическое структурирование текста работы. Нумерация заголовков осуществляется следующим образом:
Заголовок 1-го уровня: 1. (число с точкой), затем 2. и так далее.
Заголовок 2-го уровня: 1.1. (число — точка — число — точка), затем 1.2. и так далее.
Заголовок 3-го уровня: 1.1.1. (число — точка — число — точка — число — точка), затем 1.1.2. и так далее.
Приведем пример*:
Оглавление
Введение
1. Женщина — руководитель: отличие от других женщин и руководителей мужчин
1.2. Особенности отношения к карьере у мужчин и женщин
1.3. Различия в восприятии руководителей противоположного пола у мужчин и женщин
1.4. Половые различия в моделях внутригруппового поведения
2. Основные подходы к изучению личности руководителя
3. Экспериментальное исследование влияния фактора пола и должности руководителя на уровень субъективного контроля
3.1. Программа исследования: цель, задачи, гипотеза и выборка
3.2. Описание методики
3.2.1. Стандартный вариант методики
3.2.2. Модифицированный вариант методики
3.3. Результаты исследования и их анализ
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
* Полностью структура научно-исследовательской работы дана в Приложении 3.
13.5. Листы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, проставляемыми в правой нижней части страницы. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию, но номер страницы на них не ставится. Приложения в общую нумерацию не включаются и приводятся в конце работы после библиографического списка. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц курсовой работы.
13.6. Цифровые данные рекомендуется размещать в тексте в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок, помещаемый в середине строки, выровненной по ширине под словом «Таблица», которое, в свою очередь, выравнивается по правому краю таблицы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах глав. Например: «Таблица 1», «Таблица 2», «Таблица 3». Таблицы располагаются в тексте сразу после первой ссылки на нее или на следующей за первой ссылкой странице. На все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте.
В отличие от таблиц название и нумерация иллюстраций (графиков, рисунков) помещается под ними, внизу.
Листы с приложением имеют собственную нумерацию или вообще не нумеруются.
13.7. Сокращения
Некоторые из принятых сокращений:
MMPI — Миннесотский многофакторный личностный опросник; 16РР-опросник — тест Кеттела; IQ — коэффициент интеллекта; СА — хронологический возраст; RT — время реакции.
Сокращения статистических терминов
М — среднее (оценка математического ожидания); SD — стандартное отклонение; Mdn — медиана; df — число степеней свободы; n — количество субъектов в группе; N — общее количество субъектов; Р — уровень достоверности; SS — сумма квадратов; MS — среднее квадратов; r — коэффициент корреляции Пирсона; r — коэффициент корреляции Спирмена.
13.8. Оформление ссылок и сносок
Для правильного оформления курсовой и дипломной работы необходимо знать основные требования к употреблению цитат, ссылок и списка использованной литературы.
13.8.1. В тексте курсовой работы при упоминании какого-либо автора надо указать сначала его инициалы, затем фамилию (например: как подчеркивает М.М. Богуславский; по мнению Л.А. Лунц; следует согласиться с Л.Н. Геленской и т.д.).
13.8.2. Библиографические ссылки употребляются:
- при цитировании,
- заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций,
- необходимости отсылки к другому изданию,
- анализе в тексте опубликованных работ.
13.8.3. В ссылках и сносках, как правило, указываются источники, из которых взяты цитаты или на которые ссылается автор работы в подтверждение той или иной приведенной мысли (прямые или скрытые цитаты).
13.8.4. Ссылки не выносятся из текста, а оформляются сразу же после приведения цитаты в квадратных скобках сочетанием двух чисел, например: [14; с. 53]. Первое число указывает номер источника по списку литературы в конце работы, второе – страницу.
13.8.5. Если данная мысль содержится в нескольких местах одного источника, они перечисляются через запятую: [14; с. 23, 45, 112] или [7; с. 11–14].
13.8.6. Если данная мысль содержится в нескольких источниках, они просто перечисляются, без указания страниц: [7, 11, 14]. При этом пробел между числами и скобками не ставится.
13.9. Список литературы
13.9.1. При оформлении списка литературы и других источников, использованных при написании реферата, курсовой или дипломной работы, полезно пользоваться Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.1–2003.
13.9.2. Согласно ГОСТу, список литературы может быть составлен либо в порядке упоминания в тексте литературных источников, либо в алфавитном порядке. Второй способ представляется предпочтительнее, так как в этом случае удобнее указывать ссылки на источники и в процессе работы корректировать его.
13.9.3. Список литературы в алфавитном порядке обязательно нумеруется.
13.9.4. Произведения одного автора расставляются в списке в хронологическом порядке по годам публикации.
13.9.5. При наличии в списке источников на иностранных языках их следует разместить также в алфавитном порядке и отнести в конец основного списка.
13.9.6. Перечень источников из электронного ресурса размещается в общем списке в алфавитном порядке после источников на иностранных языках в соответствии с приведенным ниже примером.
13.9.7. Вариант оформления списка литературы смотрите в приложении 8.
ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЯ КНИГИ ОДНОГО АВТОРА
Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2007. – 192 с.
Климов, Е.А. Психология профессионала. – М.–Воронеж, 1996. – 108 с.
Муштоватый, И.Ф. Интернет для начинающих: учеб. пособие – Новосибирск: Феникс, 2007. – 314 с.
ПРИМЕР ОПИСАНИЯ КНИГИ ДВУХ АВТОРОВ
Соловьева, Л.А. Понятный самоучитель обращения с компьютером: учеб. / Л.А. Соловьева, А.А. Выскубов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. – 239 с.
ПРИМЕР ОПИСАНИЯ КНИГИ ТРЕХ АВТОРОВ
Астайкин, А.И. Радиоизмерения на СВЧ / А.И. Астайкин, М.А. Астайкин, А.П. Помазков; под. ред. А.И. Иванова. М.: ИНФРА – М, 2007. 335 с.
ПРИМЕР ОПИСАНИЯ МНОГОТОМНОГО ДОКУМЕНТА
Анурьев, В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: в 3-х т. / под ред. И.Н. Жестковой. 8-е изд. М.: Машиностроение, 2001.
Т. 1. — 2001. — 920 с.
Т. 2. — 2001. — 900 с.
Т. 3. — 2001.- 858 с.
ПРИМЕР ОПИСАНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ТОМА
Кузьмин, В.Д. Справочник домашнего врача. В 2-х т. Т. 1. Детские болезни. — СПб.: Астрель, 2001. — 503 с.
ПРИМЕР ОПИСАНИЯ СТАТЬИ ИЗ СБОРНИКА
Корнеев, С.А. Особенности вариационных принципов Гиббса / Прикладные задачи механики / Омский государственный технический университет. – Омск, 1999. – С. 95–99.
ПРИМЕР ОПИСАНИЯ РАЗДЕЛА ИЛИ ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ
Мальков, А.И. Введение в законодательство Европейского сообщества // Институты Европейского союза : учеб. пособие /А. И. Мальков, Дж. Кемпбелл. Архангельск, 2002. Разд.1. (Гл. 14).
С. 7–26.
ПРИМЕР ОПИСАНИЯ СТАТЬИ ИЗ ЖУРНАЛА
Алексеев, Г.М. Оборудование для светолучевой сварки // Сварочное производство. – 1999, N 12. С. 33-35.
ПРИМЕР ОПИСАНИЯ СТАТЬИ ИЗ НОГОТОМНОГО ЖУРНАЛА
Махов, В. С. Инженерная оценка степени разрушения стали // Защита металлов. – 2002. – Т. 35, N 9. – С. 35–38.
ПРИМЕР ОПИСАНИЯ СТАТЬИ ИЗ ГАЗЕТЫ
Сатаров, Г.А. Теневая экономика в России // Комсомольская правда. – 2003, 15 мая. С. 8.
ПРИМЕР ОПИСАНИЯ ЗАКОНА
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации // Рос. газета. 1997, 19 ноября. С. 4.
ПРИМЕР ОПИСАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА
Российская государственная библиотеку [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Т. В. Власенко. – М.: РГБ, 1997. – Режим доступа: http://www.rsl.ru.
ПРИМЕР ОПИСАНИЯ СТАНДАРТА
ГОСТ 517721 — 2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. — Введ. 2002-01-01. — М.: Изд — во стандартов, 2001. 17 с.
ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЯ ИНОСТРАННОГО ИСТОЧНИКА
Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation //Applied psychology: An international review. 2007. Vol. 46. P. 5–34.
Haslam S.A., Turner J.C., Oaces P.J., McGarty C. The group as a basis for stereotype consensus // European Review of Social Psychology/. Vol. 8. Chichester (UK), 2006/ P. 203–239.
Moscovici S. Social representations. Explorations in social psychology. – Cambridge, 2000.
Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. – Oxford, 1996.
14. Предоставление работы на внешнюю аттестацию (руководителю, рецензенту или аттестационной комиссии)
Курсовую и дипломную работу оценивает комиссия, о составе которой можно узнать из объявления на кафедре.
О допуске к защите курсовой работы свидетельствует подпись руководителя (на титульном листе).
В исключительных случаях (при расхождении мнений студента и руководителя) работа может быть допущена к защите заведующим кафедры без согласия научного руководителя.
14.1. Для защиты студент должен иметь:
— готовую и оформленную курсовую работу и необходимый демонстрационный материал;
— краткую аннотацию к своей курсовой работе (не более одной печатной страницы), которая позволяет быстро познакомиться с содержанием работы;
— допуск и подпись руководителя на титульном листе курсовой
— отзыв научного руководителя на курсовую работу, в котором отмечаются сильные и слабые стороны исследования и оценивается то, как студент выполнял работу (отзыв на курсовую работу может предоставляться для комиссии в устной форме).
Курсовая работа студента с допуском к защите сдается на кафедру в срок, установленный графиком выполнения курсовых и дипломных работ.
14.2. Подготовка к защите
Подготовка к защите курсовой и дипломной работы предполагает:
— подготовку краткого выступления;
— изготовление иллюстрационного материала;
— знакомство с отзывом руководителя или рецензента и подготовка ответов на замечания.
14.3. Процедура защиты
Защита производится в соответствии со списком студентов, поочередно. Комиссия выслушивает доклад по результатам теоретического и эмпирического исследования, задает вопросы и анализирует ответы. Время доклада не должно превышать 8-10 мин.
На защите могут присутствовать все желающие, которые вместе с членами комиссии имеют право задавать вопросы докладчику.
После выступления всех докладчиков члены комиссии совещаются и выносят решение об оценках.
14.4. Критерии оценки при защите курсовой работы
- Теоретический анализ:
а) логичность: соответствие темы и содержания теоретического анализа, обоснованность актуальности темы содержательным противоречием, предметная последовательность структуры теоретического анализа (предметная, а не объектная логика структуры работы), внутренняя непротиворечивость теоретической модели предмета, аналитичность изложения (в противовес описательности);
б) теоретическое раскрытие предмета исследования: динамическое воспроизведение предмета анализа (воспроизведение в развитии), выделение единиц анализа предмета (идеальный объект) и их обоснованность, инструментальный анализ понятий, рефлексия метода познания той или иной теории**, использование рефлексивных шкал анализа теоретических подходов и классификаций (то есть сначала вводятся шкалы анализа, а уже после этого по ним производится сравнение), результативность теоретического анализа (выход на вопрос, на который будет отвечать эмпирическое исследование и гипотезу);
в) полнота исследования: наличие существенных позиций по предмету исследования, использование классических и неклассических работ, использование отечественных и зарубежных теорий и позиций (в том числе и на иностранном языке**), использование последних исследований в предметной области исследования, использование работ смежных с психологией наук**, использование монографий (в противовес учебникам), количество источников;
г) самостоятельность исследования**: новизна и разработанность предмета исследования, включая качество, количество и доступность публикаций по теме, воспроизведение наличных теорий (систематизация) или попытка их переосмыслить, эвристичность данного переосмысления, предметная смежность исследования, оригинальность позиции автора.
- Эмпирическое исследование:
а) теоретическая обоснованность эмпирической части: теоретическое обоснование гипотезы, логичность теоретической модели предмета (смотри «логичность» в теоретическом анализе), содержательное соответствие определений используемых понятий основным теоретическим положениям и теоретической модели предмета, соответствие целей и задач исследования теоретической модели, корректность формулировки объекта и предмета исследования.
б) валидность экспериментальной процедуры: обоснованность методов и методик исследования, описание оборудования (если используется), обоснованность процедуры исследования, учет факторов, угрожающих валидности исследования, репрезентативность выборки, достаточность выборки, обоснованность применения методов статистического анализа.
в) анализ и обсуждение результатов (комиссия имеет право запросить бланки с ответами испытуемых и таблицы с сырыми данными): последовательность анализа эмпирических данных (структуры эмпирического анализа), необходимость и достаточность анализируемых аспектов, сравнение различных аспектов друг с другом, наличие интегральных аналитических таблиц, схем и рисунков, корректность использования понятий при интерпретации данных, корректность самой интерпретации, наличие сопоставлений полученных данных с эмпирическими данными других исследований** и теоретическими положениями (как лежащих в основе данного исследования, так и с другими теориями и выделение совпадений / несовпадений**), выделение противоречий, целостность «картины» результата исследования.
г) логичность выводов и рекомендаций: согласованность выводов с теоретической и эмпирической (обоснованность выводов эмпирическими результатами) частями, полнота выводов (в соответствии с поставленными задачами и эмпирическими результатами), корректность и обоснованность рекомендаций, эвристическая ценность рекомендаций**, видение перспективы исследования.
- Оформление:
а) соответствие структуры: обязательное наличие глав, параграфов и их структурных компонентов, указанных в методическом дополнении
б) оформление текста:
оформление текста должно соответствовать нормативам, обозначенным в главе 13 данного пособия.
- Доклад:
а) владение понятиями: адекватность, осознанность использования понятий, соответствие определяемых понятий теоретической модели, четкость определений понятий, свобода оперирования понятиями.
б) ответы на вопросы: ориентация в предмете исследования, корректность приводимых примеров и их теоретической интерпретации, понимание задаваемых вопросов, соответствие ответов задаваемым вопросам.
в) логичность: содержательное раскрытие в докладе предмета исследования и обозначение существенного в работе, аналитичность доклада**, последовательность содержательного изложения, простота понимания содержания доклада.
г) презентация: время выступления (не более 7 минут), простота, доступность и функциональность наглядного материала, использование проектора, чтение / воспроизведение текста доклада**.
** Сверхнормативные критерии
14.5. Оценка за выполнение и защиту курсовых работ дифференцированная (для 2, 3 и 4 курсов).
Оценки проставляются в ведомости и зачетные книжки.
Студенты, не прошедшие защиту по установленному графику, защищаются в повторную защиту. Сроки повторной защиты устанавливаются решением кафедры. В случае, если перенос защиты курсовой работы на повторную произведен студентом без существенных оснований, оценка занижается на один балл.
Студенты, получившие неудовлетворительные оценки, дорабатывают исследование по этой теме, или выполняют другую работу (по решению кафедры).
Курсовые работы не прошедшие защиту оцениваются с учетом мнения научного руководителя. В этом случае оценка за работу снижается. Не выполнение курсовой работы студентом считается учебной задолженностью
14.6. Оформленные курсовые работы остаются на кафедре, а лучшие работы рекомендуются к публикации или внедрению.
Если до защиты курсовая работа докладывалась на научной студенческой (или другой) конференции и была отмечена в числе лучших, то по решению кафедры защита этой работы может не проводиться. Но и в этом случае оформленная работа должна быть сдана на кафедру в установленный срок. Оценка за эту работу выставляется на основании текста курсовой работы и отзыва научного руководителя.
Требования к защите дипломной работе несколько выше, чем к курсовой, хотя критерии оценки такие же.
Защита дипломной от курсовой работы отличается еще и тем, что она предполагает предзащиту, которая назначается за 3-4 недели до основной аттестации.
Цели предзащиты:
— проверить степень готовности работы и выполнения графика исследования;
— скорректировать исследования, если в этом есть необходимость;
— дать возможность студенту прорепетировать выступление и обнаружить «слабые места» в работе.
После решения научного руководителя и кафедры о допуске к защите, дипломную работу направляют на внешнее рецензирование. Рецензентами, как правило, являются специалисты, занимающиеся исследованиями по близкой тематике и способные квалифицированно оценить работу. Затем дипломная работа вместе с отзывом научного руководителя и рецензией передается в Государственную Аттестационную Комиссию (не менее чем за 5 дней до защиты).
Литература
Абульханова-Славская К.А. Методологический аспект проблемы субъективного // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.
Баловсяк, Н.В. Реферат, курсовая, диплом на компьютере. Популярный самоучитель. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.: ил.– (Серия «Популярный самоучитель»).
– ISBN978-5-469-01549-9.
ГОСТ 7.89–2005. «Оригиналы текстовые авторские и издательские». – М.: Изд — во стандартов, 2005. 27 с.
Готсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб, 2001.
Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 1997.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». – М.: Изд — во стандартов, 2003. 19 с.
Положение о выпускной квалификационной работе (бакалавра, дипломированного специалиста, магистра) в ОмГТУ. – Омск, 2008. – 21 с.
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (утв. приказом Минобразования России от 25.03.03 № 1155).
Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Москва-Воронеж, 1997.
Приложение 1
Титульный лист дипломной работы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный технический университет»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Работа соответствует установленным
требованиям и направляется в ГАК для защиты
Зав. кафедрой _____________________ Е.Г.Ефремов
18.05.08
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
030301– психология
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
Исполнитель:
студент группы ИП-514
Иванов Петр Сергеевич
Научный руководитель:
кандидат психол. наук,
доцент кафедры ПТиОП
Авдеев Иван Петрович
Омск
2008
Приложение 2
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный технический университет»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
Исполнитель:
студентка группы ИП-414
Иванова Галина Сергеевна
Научный руководитель:
кандидат психол. наук,
доцент кафедры ПТиОП
Авдеев Иван Петрович
Омск
2008
Приложение 3
Структура работы:
Введение
- Теоретическая часть (Примечание: здесь обозначается только специфика анализа – теоретический; в реальной работе указывается только название главы)
1.1.
1.2.
2.1.
2.2.
- Эмпирическая часть (см. Примечание к «Теоретическая часть»).
- 3.1. Рабочая концепция исследования. Раскрываются теоретические основания исследования: теоретическая модель; основные теоретические положения; основные понятия, посредством которых будет вестись анализ явления и интерпретация эмпирических данных.
- 3.2. Программная часть исследования: объект, предмет, гипотезы, цели, задачи эмпирического исследования.
- 3.3. Организация исследования.
- Обоснование методов и методик исследования (должны соответствовать теории, лежащей в основе эмпирической части, то есть РКИ) и их описание: автор, предмет диагностики, краткая характеристика (никакие «ключи» не описываются!; в случае неизвестности методики, ее малораспространенности, нового адаптированного варианта, либо собственной разработки, ее бланк и описание способа обработки выносится в приложение).
- 3.4. Обоснование и описание процедуры исследования.
- 3.5. Обоснование и описание выборки.
- 3.6. Обоснование и описание методов статистического анализа (см. файл «статанализ»).
Результаты подсчета типа распределения и процедуры определения типа шкал должны быть представлены в табличной форме в Приложении.
- 3.7. Анализ и обсуждение результатов (с обязательной статистикой).
Предполагает: описание и анализ результатов, сравнение их с другими результатами, в том числе и других исследований, сопоставление полученных результатов с теоретическими положениями (как лежащих в основе данного исследования, так и с другими теориями и выделение совпадений / несовпадений), выделение противоречий, интерпретация, построение целостной картины результата исследования.
Выводы (по работе и теоретические, и эмпирические).
Заключение (место темы и результатов исследования в общепсихологическом контексте, рекомендации, планы дальнейшей разработки темы).
Список литературы
Приложения
Приложение 4
Пример оформления введения курсовой работы по теме «Динамика ценностных ориентаций у школьников старших классов».
Введение
Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Содержание ценностных ориентаций личности обусловливает ее направленность.
Исследованием ценностных ориентаций и их роли в регуляции поведения занимались многие отечественные психологи — В.А. Ядов, М.И. Бобнева, Б.С. Круглов, Е.В. Шорохова, И.В. Дубровина и другие. Четкий подход к проблеме обозначили М.И. Бобнева и Е.В. Шорохова: «Основная линия психологического исследования заключается в раскрытии внутренних психических условий, опосредствующих психологический эффект внешних воздействий на субъект и внутренних закономерностей внешне обусловленной психической деятельности. В качестве таких условий могут выступать ценностные ориентации.» (14,с.16.)
Несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, в исследовании ценностных ориентаций рано ставить точку.
К примеру, нет однозначного подхода к взаимосвязи между различными уровнями регуляции поведения, мало исследован сам регулятивный акт. В настоящей работе мы рассмотрим ряд позиций разных авторов, касающихся этой проблемы, и постараемся их проанализировать.
Актуальность данной проблемы не представляет сомнений. В настоящее время, когда наше общество переживает кризис, прежде всего морально-нравственный, она важна как никогда. От родителей и педагогов зависит, каким вырастет подрастающее поколение. Именно поэтому так необходимо знать особенности формирования ценностных ориентаций старших школьников как механизм регуляции поведения.
В отечественной психологии считается, что именно в период между старшим подростковым возрастом и началом юношеского начинают формироваться ценностные ориентации (об этом свидетельствует наличие главного условия их формирования — достаточно высокого уровня рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения в этом возрасте), т.е. в 14 — 16 лет. Этот возраст сенситивен для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности; он определяется как период закрепления основных психических структур личности и завершения формирования высших психических функций, что открывает перед воспитателями возможность целенаправленного воздействия на учащихся.
Исходя из обозначенной проблемы и актуальности мы сформулировали объект, предмет и цели исследования.
Объект исследования:ценностная сфера личности
Предмет исследования:ценностные ориентации и их динамические проявления.
Цели исследования:выявить динамику ценностных ориентаций у школьников старших классов
Задачи исследования:
- Проанализировать теоретические позиции и мнения относительно основных понятий темы;
- Проанализировать в научных источниках закономерности структуры, развития и функционирования ценностной сферы личности
- Зафиксировать в точки зрения относительно особенностей проявления ценностных ориентаций в юношеском возрасте.
- Эмпирическим путем определить структуру и иерархию ценностных ориентаций учеников старших классов (9, 10, 11 классы);
- Выявить отличия ценностных ориентации у юношей и девушек.
- Сделать сравнительный анализ особенностей ценностной сферы по возрастным группам учеников и определить динамические различия в ценностных ориентациях