Общие требования по выполнению контрольной работы

Психология труда. Инженерная психология

 

Методические указания

для выполнения контрольных работ

 

 

Бузулук 2016г.

ББК 88.8

УДК 159.9

Б 90

 

Рецензент

доцент кафедры ПО, к. псих.н. Омельяненко Л.А.

Бутримова, Н.В.

Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Психология труда и инженерная психология» / Н.В. Бутримова; Бузулукский гуманитарно – технологический институт (филиал) ОГУ – Бузулук: БГТИ, 2016. – 15с.

 

 

Методические указания предназначены для студентов направления подготовки 08.03.01 Строительство, профиль – Промышленное и гражданское строительство;

 

©Бутримова Н.В., 2016

©БГТИ (филиал) ОГУ, 2016

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………4

1 Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………4

2 Общие требования по выполнению контрольной работы…………..5

3 Задание к выполнению контрольной работы …………………………6

4 Контрольные вопросы………………………………………………… 12

5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………… 14

6Материально-техническое обеспечение дисциплины……………….. 15

 

 

 

Введение

Цельсамостоятельной работы студентов – формирование психологического мышления студентов и развитие их способности использовать знания, умения, навыки формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Задачи самостоятельной работысвязаны с приобретением студентами необходимых знаний, умений и навыков.

Методические указания составлены таким образом, что по каждой из тем курса имеются контрольные вопросы и тестовые задания в 10 предложенных вариантах. В каждый вариант включены: теоретический вопрос и тестовые задания.

Выполнение этих заданий позволит студентам систематизировать полученные знания, развить способности самостоятельной работы с психологической литературой и сформировать психологическое мышление.

19 стр., 9227 слов

Методические указания к изучению дисциплины и контрольной работе ...

... социально-психологические тренинги, доклады и работы по ним. Изучение дисциплины завершается проведением зачета. 2. Методические указания к изучению дисциплины 2.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология и психология управления» Современные достижения теории ...

Задания-тесты и контрольные вопросы дают студентам возможность самостоятельно проверить уровень усвоения учебного материала.

Контрольная работа предназначена для контроля усвоения студентами заочной формы обучения теоретического материала.

 

Цели и задачи основания дисциплины

Целиосвоениядисциплины:

подготовка инженерных кадров к принятию правильных, обоснованных решений и овладение ими научно обоснованных методов инновационной деятельности;

способность синтезировать и осуществлять нововведения контекстуального понимания;

пополнять знания в течение всей трудовой жизни; адаптироваться к быстрым технологическим изменениям на экономическом рынке;

приобретать умение повышать свою психологическую активность к решению проблемных ситуаций.

Задачи:

-психологическое изучение профессиональной деятельности человека;

-изучение человека как субъекта труда;

-методы исследования;

-профессиональная пригодность инженера – строителя;

-психологические условия формирование индивидуального стиля деятельности;

-формирование устойчивости личности и успешности выполнения профессиональной деятельности в строительной отрасли;

-изучение, проектирование и преобразование сложных систем «человек-машина».

 

Общие требования по выполнению контрольной работы

Цель написания контрольной работы – выработка навыков самостоятельного изучения учебного материала, закрепление знаний по всем темам курса. Контрольная работа выполняется по варианту, который определяется по таблице. В каждом варианте предполагается 2 задания.

 

Начальная буква фамилии Номер варианта
А – Б
В – Г
Д – Ж , Э
З – И
К – Л
М – Н, Ю
О – П
Р – С
Т – У, Я
Ф – Х – Ц –Ч — Ш — Щ

 

Одним из условий правильного выполнения контрольных заданий является их внимательное изучение. Следующий этап подготовки к выполнению контрольной работы – ознакомление студента с соответствующими разделами учебников, учебной литературы и периодическими изданиями.

Ответы на все поставленные вопросы должны быть полными, всесторонними: там, где это необходимо, проиллюстрировать примерами. Выбор варианта ответа теста должен быть обоснован. Ответ на теоретический вопрос должен быть построен в логической последовательности с использованием первоисточников (там, где это необходимо).

Избегайте механического переписывания текста, излагайте материал своими словами.

Работа над контрольной работой завершается указанием списка использованной литературы. Объем работы должен составлять 16 – 18 листов.

Контрольная работа должна быть напечатана, согласно требованиям стандарта студенческих работ.

 

 

 

Задание к выполнению контрольной работы

Вариант 1

Теоретические вопросы

1. Задачи и основные требования к организации инженерной деятельности по обеспечению безопасности на строительных площадках в организациях, осуществляющих строительство и реконструкцию зданий и сооружений.

2. Мотивационная сфера человека: потребности, мотивы, цели, направленность.

 

Тестовые задания

1.Что не относится к функциональному состоянию:

а) Результат деятельности;

б) Фон деятельности;

в) «Карта деятельности»;

г) Условия деятельности.

 

2.Стадия авторитета это:

а) Оптант;

б) Адепт:

г) Мастер;

в) Интернал.

 

3.Наиболее эффективным средством профилактики профессиональной деформации в процессе самовоспитания является… (два правильных ответа)

а) обсуждение профессиональных проблем с коллегами и друзьями

б) разнообразие интересов и увлечений человека

в) постоянный самоанализ

г) накопление профессионального опыта

 

Вариант 2

Теоретические вопросы

1. Обеспечение профессиональной надежности инженерного кадрового состава.

2. Внутренняя гармония и психическое здоровье личности

 

Тестовые задания

1. Стадия оптации:

а) 6-8 лет;

б) 11-12 лет;

в) 12-18 лет;

г) 18-25 лет.

 

2. Стадия адепта:

а) 6-8 лет;

б) 11-12 лет;

в) 12-18 лет;

г) 18-23 лет.

 

3.Какой метод чаще всего используется в психологии труда:

а) Метод экспертной оценки;

б) Метод анамнеза;

в) Метод беседы;

г) Метод наблюдения

 

Вариант 3

Теоретические вопросы

1. Подбор и расстановка строителей на объекты различной сложности в соответствии с их профессиональными и личностными качествами.

2. Содержательные и процессуальные теории мотивации трудовой деятельности.

 

Тестовые задания

1. Главная задача психологии труда:

а) Исследование способности и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований;

б) Изучение фактов и закономерностей психической регуляции деятельности человека;

в) Исследование художественного творчества;

г) Анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности.

 

2. Стресс это:

а) Давление;

б) Напряжение;

в) Негативное состояние;

г) Повреждение.

 

3. Что является психическим регулятором труда:

а) Антиципация;

б) Образ объекта труда;

в) Владение внутренними средствами труда;

г) Ориентировочная деятельность.

Вариант 4

Теоретические вопросы

1. Профессиональное мастерство инженера-строителя и безопасность строительства на объектах.

2. Структура трудовой мотивации. Методы исследования мотивации в трудовой деятельности.

 

Тестовые задания

1.Мотивационными регуляторами активности человека являются…(два правильных ответа)

а) действие

б) потребности

в) знания

г) мотив

 

2.Наука о поведении человека в хозяйственной деятельности называется… (один правильный ответ)

а) экономической психологией

б) инженерной психологией

в) психологией управления

г) эргономикой

 

3. Наиболее эффективным средством профилактики профессиональной деформации в процессе самовоспитания является…

а) обсуждение профессиональных проблем с коллегами и друзьями

б) разнообразие интересов и увлечений человека

в) постоянный самоанализ

г) накопление профессионального опыта

 

Вариант 5

Теоретические вопросы

1. Влияние биологических ритмов и атмосферных факторов на работоспособность человека.

2. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов.

 

Тестовые задания

1. Состояние, не приводящее к потере работоспособности:

а) Утомление;

б) Напряженность;

в) Монотония;

г) Психическое пресыщение.

 

2.При утомлении наблюдается следующее изменение:

а) Возрастает объем внимания;

б) Улучшается память;

в) Деструкция мотивационной сферы;

г) Повышение мыслительной активности.

 

3.Стадия динамики работоспособности:

а) Уровень непродуктивной деятельности;

б) Уровень максимальных возможностей;

в) Уровень чувствительной напряженности;

г) Уровень аффекта.

 

Вариант 6

Теоретические вопросы

1. Обзор окружающего пространства. Особенности зрительного восприятия.

2. Просвещение и пропаганда безопасности поведения работника при строительстве и реконструкции объектов.

Тестовые задания

1. Выделите профессию с абсолютной пригодностью:

а) Врач;

б) Космонавт;

в) Библиотекарь;

г) Продавец.

 

2.Оптимальный режим деятельности:

а) Связан с решением простых задач;

б) Отличается относительно большой нагрузкой;

в) Связан с непредвиденными обстоятельствами;

г) Связан со снижением возможностей человека.

 

3.Что не относится к профессионально-важным качествам (ПВК):

а) Способности;

б) Поведение;

в) Мотивы;

г) Направленность личности

 

 

Вариант 7

Теоретические вопросы

1. Значение слухового восприятия в обеспечении безаварийного строительства объектов.

2. Опасные состояния. Влияние физических и психических состояний инженера на производственную безопасность строящихся объектов.

 

Тестовые задания

1. Мотивационная сфера профессионализма это не:

а) профессиональные ценности;

б) работоспособности;

в) профессиональные притязании;

г) профессиональные цели.

 

2.Операциональная сфера профессионализма это не:

а) профессиональные действия;

б) эффективность труда;

в) профессиональные мотивы;

г) индивидуальность их деятельности.

 

3.Факторы профессионального среза, связанные с трудовой деятельностью это не:

а) перегрузки (много работы);

б) плохие условия физического труда;

в) дефицит времени;

г) ролевой конфликт.

 

Вариант 8

Теоретические вопросы

1.Восприятие и прогнозирование обстановки при строительстве объектов.

2. Слабые стороны «сильного» и «слабого» пола.

 

Тестовые задания

1.Предмет психологии труда это:

а) трудовая деятельность;

б) трудовой пост;

в) субъект труда;

г) объект труда.

 

2.Основные характеристики труда это не:

а) целенаправленная деятельность;

б) преднамеренный характер;

в)структурный характер;

г) орудийный характер.

 

3.Основные характеристики профессий это не:

а) вид трудовой деятельности;

б) общественно-полезной деятельности;

в) деятельность, где не обязательно вознаграждение;

г) деятельность предполагающая специальную подготовку.

 

Вариант 9

Теоретические вопросы

1. Опасные и полезные эмоции. Влияние эмоций на работоспособность.

2. Влияние цвета на жизнедеятельность человека. Цветотерапия.

 

Тестовые задания

1. Наиболее устойчивыми профессионально значимыми свойствами являются

а) мыслительные;

б) аттенционные;

в) индивидуально-типологические;

г) мнемические.

 

2. Индивидуальный стиль в работе нужен для

а) предотвращения утомления;

б) освоения профессии;

в) роста карьеры;

г) компенсации слабых сторон и использования природных преимуществ.

 

3. К сенсорным и перцептивным свойствам относятся

а) мыслительные свойства;

б) все виды чувствительности;

в) переключаемость внимания;

г) способности запоминания и воспроизведения

 

 

Вариант 10

Теоретические вопросы

1.Иллюзии восприятия в деятельности инженера.

2.Особенности психологического процесса «внимание». Факторы, отвлекающие внимание строителя.

 

Тестовые задания

1. Определение: “Напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью, либо длительным напряжением прочих видов”, — относится к понятию

а) напряжение ожидания;

б) интеллектуальное напряжение;

в) эмоциональное напряжение;

г) физическое напряжение.

 

2. Более высокие требования к руководителям в отношении заботы о подчиненных предъявляют

а) коллектив опытных работников;

б) женский коллектив;

в) мужской коллектив;

г) молодежный коллектив.

 

3. Из перечисленных пунктов исключите те, которые не влияют на подверженность утомлению:

а) возраст;

б) интерес и мотивация;

в) волевые черты характера;

г) физическое развитие;

д) уровень интеллекта.

 

Контрольные вопросы

1. Психология труда как научная и практическая дисциплина

2. Предмет исследования и уровни исследования в психологии труда

3. Понятие «субъект труда». Индивидуальный и коллективный субъект трудовой деятельности

4. Психологические признаки сознания субъекта труда

5. Психология труда в России 19 века.

6. Психология труда и смежные дисциплины в России второй половины ХХ века.

7.Методы психологии труда, классификация методов.

8.Анализ документов как метод психологии труда

9.Трудовой метод в психологии труда

10. Требования к методам профессиональной психодиагностики.

11.Психологические классификации профессий

12.Понятие интегральной индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности (ИСД)

13.Понятие профессиональной пригодности. Абсолютная и относительная профпригодность.

14. Работоспособность и функциональные состояния человека.

15. Методы диагностики функциональных состояний субъекта труда.

16. Методы и программы психопрофилактики неблагоприятных функциональных состояний.

17. Профессиограмма и психограмма.

18. Профессионально важные качества

19. Человек и труд

20. Понятие эргономики. История становления эргономики как самостоятельной дисциплины. Предмет, метод, цели и задачи эргономики.

21. Надежность человека как части эргатической системы. Рабочее место. Рабочая поза.

22. Монотонность труда. Условия труда.

23 Система «Человек-машина». Плюсы и минусы машин на производстве.

24. Понятие руководства

25. Организаторские способности и задачи руководителя.

26. Нравственно-психологические качества современного руководителя

27.Понятие конфликта. Типы конфликтов.

28. Профессиональные конфликты

29. Пути решения профессионального конфликта.

30.Методы тестирования: индивидуальный и групповой; компьютерный и на бумажных носителях.

31.Наблюдение и метод опроса.

32.Информирование о различных специальностях.

33.Профессиональный отбор.

34.Работа как источник стресса.

35.Причины ошибок при профессиональном самоопределении.

36. Физиология труда.

37.Работоспособность и эстетика производства.

38.Понятие техники безопасности.

39.Понятия внимание и его роль в профессиональной деятельности.

40.Понятия о восприятии.

41.Память.

42.Язык и речь.

43.Психологическая классификация профессий.

44.Общая характеристика профессий социономического, сигномического и техномического типа.

45.Модульный подход в профессиографирование.

46.Этапы кризисы профессионального развития человека. Нормативные и ненормативные кризисы.

47.Соотношение этапов возрастного и профессионального развития.

48. Профессиональные деформации. Характеристика синдрома выгорания.

49.Роль и виды ощущений. Основные параметры ощущений. Роль ощущений в инженерной деятельности.

50.Виды и свойства восприятия. Законы и загадки зрительного восприятия человека.

51.Мотивационная сфера человека: потребности, мотивы, цели, направленность.

52.Действие алкогольного опьянения и лекарств.

53.Специфические состояния психики (сон, медитация, гипноз, транс).

54.Внутренняя гармония и психическое здоровье личности.

55.Структура трудовой мотивации. Методы исследования мотивации в трудовой деятельности.

56. Роль потребностей в жизни человека.

57.Содержательные и процессуальные теории мотивации трудовой деятельности.

58.Творческий процесс в проектировании.

59. Инженерное проектирование в инновационном процессе.

60.Методы проектирования