«Информационные технологии в социальной работе»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт электроэнергетики и информатики

Факультет информатики

Кафедра информационных технологий

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

(ГОС-2000)

для студентов заочной формы обучения

специальности 040101.65 Социальная работа (350500)

Екатеринбург 2012

Задания к контрольной работе по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере» и методические указания для ее выполнения. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2012. 20 с.

Составитель старший преподаватель кафедры информационных технологий Почётов И. В.

Одобрены на заседании кафедры информационных технологий института электроэнергетики и информатики РГППУ. Протокол от 11.01.2012 № 08/14-10-11.

Заведующий кафедрой А.О. Прокубовская

Рекомендованы к печати методической комиссией Института электроэнергетики и информатики РГППУ. Протокол от 16.01.2012  № 4.

Зам. председателя методической комиссии ЭлИн РГППУ

А.А. Карпов

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

Введение

Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его все большая информатизация. Начавшись в 70-х годах, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении и бытовой сфере. Эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь значительно, что можно говорить о формировании на нашей планете принципиально новой информационной среды обитания -автоматизированной инфосферы. Именно поэтому различные аспекты бурно развивающегося процесса глобальной информатизации общества в последние годы становятся объектами пристального внимания со стороны не только научных работников, но и специалистов-практиков: социальных работников, психологов, юристов, государственных и общественных деятелей и др.

Переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания, порождает много вопросов:

• Какие новые возможности откроются перед людьми в информационном обществе?

• Как изменятся условия профессиональной деятельности, быт и отдых в информационном обществе?

• С какими новыми проблемами столкнется человек в новой высокоавтоматизированной информационной среде?

• Какими знаниями и умениями должен обладать человек, чтобы справиться с новыми проблемами или уменьшить их негативное влияние на свою судьбу?

Эти вопросы касаются каждого человека, независимо от его профессиональной ориентации, политических взглядов и религиозных убеждений. Закономерной реакцией на эту социальную потребность явилось развитие нового направления исследований в области информатики, которое зародилось в России в середине 80-х годов и получило название «социальная информатика». Особенно активно это направление стало развиваться в последнее десятилетие XX века. Отдельные разделы курса социальной информатики изучаются в вузах России уже более 10 лет. Сегодня это направление получило международное признание и занимает важное место как в области научных исследований, так и в сфере образования.

Курс рассматривает не только проблемы, которые сегодня есть в обществе, но и проблемы, которые могут стать причиной новых социальных проблем развития человека и общества XXI века: информационное неравенство людей, информационная война, информационно-

психологическая безопасность человека. В результате изучения дисциплины вы получите знания:

• о социальной информатике, изучаемых ею проблемах;

• об информационных аспектах современного этапа развития цивилизации; об основных закономерностях глобального процесса информатизации;

• об основных видах информационных ресурсов общества и о стратегической роли этих ресурсов для социально-экономического, научно-технического, духовного развития;

• об основных средствах и методах активизации информационных ресурсов и их эффективного социального использования.

Целью выполнения контрольной работы является самостоятельное изучение вопросов дисциплины «Информационные технологии в социальной сфере», формирование знаний в области социальной информатики, выявление следующих основных глобальных проблем предмета:

• информационные аспекты современного этапа развития цивилизации и основные закономерности глобального процесса информатизации;

• основные виды информационных ресурсов общества и их стратегическая роль для дальнейшего социально-экономического, научно-технического, духовного развития;

• основные средства и методы активизации информационных ресурсов и их эффективного социального использования;

• основные черты и особенности уже формирующегося постиндустриального информационного общества, его основные проблемы и тенденции становления;

• информационные технологии в социальной сфере, их назначение и сфера применения;

• новые возможности и новые проблемы человека в информационном обществе.

В результате выполнения контрольной работы вы должны:

• достаточно свободно ориентироваться в основных социально-экономических, научно-технических и культурологических проблемах современного общества, связанных с глобальной информатизацией;

• понимать и правильно использовать в своей профессиональной деятельности современную научную терминологию, характерную для проблемной области дисциплины;

• самостоятельно оценивать возможные социально-экономические последствия дальнейшего развития процесса информатизации общества, его влияние на качество жизни населения, структуру занятости, развитие науки, культуры и системы образования, информационных коммуникаций и др.

Требования к выполнению контрольной работы. При выполнении контрольной работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. Вариант контрольной работы выбирается по двум последним цифрам номера зачетной книжки.

2. Контрольная работа предполагает написание реферата с обязательным планом и списком литературы (не менее пяти источников).

3. В реферате обязательным является введение и заключение, в которых должна прозвучать личная позиция автора по указанной проблеме.

4. В реферат следует включить • словарь основных используемых терминов.

5. Перед тем как начать разрабатывать тему реферата следует:

• изучить словарь основных терминов дисциплины (см. приложение 3);

• изучить перечень законов Российской Федерации по вопросам информации и информатизации (см. приложение 1);

• проанализировать темы рефератов всего блока, чтобы в целом оценить поставленную проблему;

• изучить предложенный примерный список литературы (см. приложение 2);

• выделить ключевые слова темы и найти их определение в соответствующей литературе (см. приложение 3), которые затем включить в словарь.

6. Объем контрольной работы должен быть около 8-10 печатных листов формата А4, размер шрифта — 14 пт, междустрочный интервал — полуторный. Обязательно, наличие таблиц, диаграмм, схем, графиков, и т.д. Оформление титульного листа реферата смотри в Приложении 4.

7. К реферату должна прилагаться дискета с электронным вариантом текста реферата. На дискете разместить надпись, где указать: фамилию и инициалы студента, название дисциплины, номер группы, тему реферата.

Задания для контрольной работы

Роль информации в развитии общества

1. Феномен информации, ее свойства и особенности.

2. Основные информационные революции в истории развития цивилизации.

3. Основные этапы развития процесса информатизации общества в XX веке.

4. «Информационное» законодательство.

5. Информатизация как процесс общегосударственного значения.

6. Информатизация как фактор развития новых геополитических процессов.

7. Информатизация как важный фактор развития экономики.

8. Социальные аспекты процесса информатизации.

9. Культурные аспекты процесса информатизации.

10. Геополитические аспекты процесса информатизации.

11. Уровень информатизации России по сравнению с передовыми странами мирового сообщества.

12. Основные тенденции и перспективы дальнейшего развития процесса информатизации в мировом сообществе.

13. Информатизация: от компьютерной грамотности — к информационной культуре общества.

14. Информатизация образования в России.

15. Информатизация и проблемы образования в России.

16. Информатизация образования как средство повышения эффективности образовательного процесса.

17. Информатизация США.

18. Информатизация европейских стран: ФРГ, Франция, Великобритания.

19. Информатизация скандинавских стран: Финляндия, Швеция.

20. Национальная политика Японии в области информатизации.

21. Национальная политика Южной Кореи, Сингапура и Таиланда в области информатизации.

Информационные технологии в социальной сфере

22. Обзор рынка перспективных информационных технологий.

23. Социальные технологии в современном мире.

24. Роль информационных технологий для современного этапа развития общества.

25. Место информационных технологий в процессе интеллектуализации общества.

26. Информационные технологии в решении глобальных проблем человечества.

27. Информационные технологии подготовки текстов.

28. Информационные технологии обработки графики.

29. Информационные технологии в сфере образования и дистанционных форм обучения.

30. Полиязычные информационные системы.

31. Интернет-технологии и их социальное значение.

Информационные ресурсы общества

32. Информационные ресурсы общества.

33. Правовое регулирование в области информационных ресурсов.

34. Информационные ресурсы России.

35. Электронизация информационных ресурсов общества как актуальная проблема современности.

36. Информационная инфраструктура общества: понятие и основные компоненты.

37. Информационные продукты и услуги.

38. Информационный рынок: назначение и основные функции.

39. Информационный бизнес.

40. Основные принципы государственной политики в области информационных ресурсов.

41. Формирование электронных информационных ресурсов по различным объектам российской культуры.

42. Проблема информационного неравенства различных стран мирового сообщества.

Информационный потенциал общества

43. Информационный потенциал общества.

44. Информационная техносфера современного общества.

45. Основные этапы развития информационной техносферы.

46. Современное состояние и основные направления развития информационной техносферы в России.

47. Информационно-телекоммуникационные системы и технологии (обзор).

48. Основные этапы развития информационно-телекоммуникационных систем и технологий.

49. Локальные компьютерные сети (обзор).

50. Глобальные компьютерные сети (обзор).

51. Основные проблемы и перспективы развития сетевых информационных технологий.

Информационное общество

52. Информационное общество: понятие, основные черты.

53. Социально-экономические аспекты процесса формирования информационного общества.

54. Информатизация общества как социотехнологическая революция.

55. Информатизация общества и формирование новой среды обитания.

56. Опережающее образование как важный шаг перехода в информационное общество.

57. Ноосфера: понятие и стадии формирования.

58. Ноосферные исследования К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.

59. Информационная экономика и ее геополитическое значение.

60. Информатизация сферы массового обслуживания населения.

61. Городские системы информирования населения.

62. Информационные проблемы национальной безопасности.

63. Информационные проблемы химической безопасности.

64. Информационные проблемы борьбы с преступностью.

Человек в информационном обществе

65. Опасность технократизма: разрушительное воздействие техносферы на человека.

66. Проблема обеспечения информационной безопасности населения от негативного воздействия на психику людей средств массовой информации.

57. Интеллектуальная безопасность при переходе к информационному обществу.

68. Проблема информационной безопасности человека и общества.

69. Информационная «война»: мифы и реальность.

70. Информационное «оружие» — компьютерный вирус.

71. Информационное «оружие» — средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях.

72. Информационное окружение современного человека.

73. Информатизация деловой сферы.

74. Информатизация общественно-политической деятельности.

75. Информатизация социальной сферы: информационное надомничестьо.

76. Информатизация сферы быта и отдыха.

77. Информатизация творчества в области архитектуры и дизайна.

78. Информатизация творчества в области видеокомпозиций и музыкальных клипов.

79. Информатизация: угроза социальной изоляции современного человека.

80. Проблема информационного неравенства.

81. Когнитивная компьютерная графика. .

82. Геоинформационные системы.

83. Мультимедиа-технологии.

84. Технологии виртуальной реальности.

85. Экспертные обучающие системы.

86. Автоматизированные системы и комплексы по управлению технологическими, производственными и оборонными процессами: социальные аспекты.

87. Информационная свобода личности.

88. Информационная преступность.

89. Информационные преступления в интеллектуальной сфере.

90. Информационные преступления против личности.

91. Компьютерные преступления.

92. Методы борьбы с информационной преступностью.

93. Основные виды информационно-психологических воздействий.

94. Телевидение — наркотик для информационного общества.

95. Виртуальная реальность и ее информационно-психологическое воздействие.

96. Киберкультура города Хэбитэт.

97. «Киберболезни».

98. Социальная информатика — научная база постиндустриального общества.

99. Проблема искусственного интеллекта.

100. Информационно-энергетическая безопасность.

Приложение 1. Перечень законов Российской Федерации об информации

И информатизации

1. Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации».

2. Федеральный закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных».

3. Федеральный закон РФ «Об участии в международном информационном обмене».

4. Федеральный закон РФ «О защите прав граждан в условиях информатизации».

5. Федеральный закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».

6. Федеральный закон РФ «О персональных данных».

7. Концепция информатизации общества // Вестник РОИВТ. М., 1990.

8. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов // Межотраслевая информационная служба. М., 1995, № 3.

9. Концепция федеральной информационной политики Росссии в области электронных информационных ресурсов и технологий // Вестник РОИВТ. М., 1995, № 5.

10. Концепция информационной безопасности России // Вестник РОИВТ. М., 1995, №6.

Приложение 2. Примерный список литературы

1. Информатика: Учебник // Под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1997.

2. Абдеев Р.Ф. Философия информатизационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.

3. Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству? М., 1999.

4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.

5. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. М.: ИНИОН РАН, 1998.

6. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993.

7. Урсул А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. М., 1990.

8. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М. -Н.Новгород, 1996.

9. Демин А.И. Информационная экономика. М.: Изд-во Палев, 1996. Ю.Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы. Проблемы

промышленного использования. М.: Наука, 1985.

11. Информатизация общества и бизнес: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1992.

12. Введение в информационный бизнес / По ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. М.: Финансы и статистика, 1996.

13. Малышкин В.Г. Европейское информационное пространство. М.: Наука, 1999.

14. Соколова И.В. Социальная информатика (социологические аспекты).

М.: Союз, 1999.

15. Расторгуев СП. Информационная война. М.: Радио и связь, 1998.

16. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны. М.: СИНТЕГ, 1999.

17. Алешенков М.С., Радионов М.Б., Ярочкин В.К. Энергоинформационная безопасность человека и государства: Введение в проблему. М., 1997.

18. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М.: Юридическая литература, 1991.

19. Демирчоглян Г.Р. Компьютер и здоровье. М.: Лукоморье, 1997.

20. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М.: Ассоциация «Экология Непознанного», 1996.

Приложение 3. Словарь основных терминов

Информатика — наука о закономерностях и формах движения информации в природе и обществе. В настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Социальная информатика — наука о закономерностях и формах движения информации в обществе; раздел информатики, представляющий новую междисциплинарную область научных исследований.

Информатизация — комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Инфосфера — информационная сфера «общества. Включает в себя всю искусственно созданную человеком знаковую среду, которая окружает людей в современном обществе.

Информационное общество — общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Отличительными чертами информационного общества являются: доступность необходимой информации для всех членов общества, способность общества производить всю необходимую для его жизнедеятельности информацию, а также обеспечить всех членов общества средствами доступа к этой информации.

Информационное неравенство — новая проблема развития цивилизации, суть которой заключается в том, что возникающая в процессе информатизации общества новая высокоавтоматизированная информационная среда оказывается в различной степени доступной для отдельных людей, организаций, регионов, и стран мирового сообщества. Информационная война — открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной, военной, политической или же идеологической сферах.

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационный потенциал общества — совокупность средств, методов и условий, позволяющих активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы.

Средства информатизации — инструментальные аппаратные и программные средства, а также информационные технологии, используемые в процессе информатизации общества.

Электронная библиотека — документальная автоматизированная информационная система, в которой документы (статьи, монографии,

отчеты, рефераты и т. п.) хранятся, как правило, в полнотекстовом виде на электронных машинных носителях и могут представляться пользователям по их запросам в автоматизированную систему также в электронной форме, например, путем передачи текстов этих документов по электронной почте. Информационная инфраструктура общества — совокупность организационных структур, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны, а также средств информационного взаимодействия, обеспечивающих доступ граждан и организаций к информационным ресурсам.

Информационная техносфера — инструментально-технологическая среда общества, представляющая собой совокупность технических средств информатизации общества и информационных технологий, обеспечивающих возможности их социального использования.

Информационная культура общества — способность общества эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Информационная экономика — новый сектор экономики, возникший благодаря развитию глобального процесса информатизации. Включает в себя производство средств информатизации, а также информационных продуктов и услуг и информационный рынок.

Технологическая революция — радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада под воздействием развития научно-технического прогресса, в результате которого коренным образом изменяются не только способы организации общественного производства, приемы и методы труда, но и его инструментальная основа — орудия производства.

Информационная революция — радикальное изменение инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения.

Технология — представленное в проектной форме, т. е. в виде формализованных представлений (технических описаний, чертежей, схем, инструкций, представлений и т. п.), концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющие рациональным образом организовать производственный, социальный или информационный процесс с целью экономии затрат труда, энергии, материальных ресурсов или же социального времени.

Информационная технология — представленное в проектной форме (т. е. в формализованном виде, пригодном для социального использования) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс.

Новые информационные технологии — информационные технологии, для реализации которых используются последние достижения в области развития

средств информатизации общества, в том числе — электронная вычислительная техника, информационно-телекоммуникационные системы, методы искусственного интеллекта.

Социальное время — универсальная мера затрат общественного труда, предложенная академиком В.Г. Афанасьевым для использования в области экономики с целью получения объективных количественных оценок экономических процессов.

Когнитивные технологии — информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Характерным примером такой технологии является когнитивная компьютерная графика, позволяющая в пространственной форме представлять на экране компьютера не только различные геометрические фигуры, но и различные математические формулы. Такие представления развивают пространственное воображение человека и его ассоциативное мышление.

Эвоинформатика — новое научное направление в области теоретической информатики, имеющие целью создание новых информационных метатехнологий для решения задач глобального моделирования сложных природных явлений на основе эволюционного подхода. Дистанционное обучение — новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют осуществлять «обучение на расстоянии» без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимися.

Дистанционное образование — современный комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения на основе использования способов дистанционного обучения.

Информология — наука будущего, объектом изучения которой являются информационные ресурсы общества, а предметом — основные свойства этих ресурсов, закономерности их формирования и эффективность использования. Информография — наука будущего, изучающая топологию распределения информационных ресурсов в пространстве мирового сообщества, а также на территории той или иной страны, их особенности, принадлежность, доступность, возможности эффективного использования. Информационный продукт — совокупность данных, подготовленная производителем для последующего распространения в вещественной документальной или электронной форме в качестве товара или услуги. Информационная услуга — предоставление в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов в документальной или электронной форме, а также распространение по информационным сетям принадлежащей пользователям информации или информационных продуктов.

Информационный рынок — система экономических, правовых и организационных отношений в обществе, которая обеспечивает торговлю средствами информационной техники, информационными технологиями,

информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.

Информационный бизнес — новое направление деловой активности общества, связанное с реализацией функций торговли и посредничества на информационном рынке, а также организацией производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств массовой информатизации общества.

Телекоммуникационные технологии — способы рациональной организации работы телекоммуникационных систем.

Постиндустриальное общество — общество, в котором сфера услуг получила приоритетное развитие и превалирует над объемами промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. Глобальная информационная инфраструктура — качественно новое информационное образование, формирование которого началось в 1995 году группой развитых стран мирового сообщества. По их замыслу будет представлять собой интегрированную общемировую информационную сеть массового обслуживания населения нашей планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

«Всемирная паутина» (WWW) — гипертекстовая информационная подсистема международной информационно-телекоммуникационной сети Internet. Обеспечивает возможность поиска информации по ключевым словам и ссылкам во многих базах данных, подключенных к сети Internet и находящихся в различных странах мира.

Электронный архив — архив документов, представленных в электронной форме, пригодной для использования в автоматизированных информационных системах.

Информационная безопасность — состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.

Интеллектуальная безопасность — состояние защищенности интеллектуальной сферы общества, его когнитивных структур (научных школ, исследовательских центров, лабораторий, университетов и т. п.), а также интеллектуальных способностей человека от разрушительных воздействий.

Информационная угроза — факторы и совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества. Информационное оружие — средства и методы, которые позволяют осуществлять информационные воздействия на противника в информационной войне.

Информационное надомничество — выполнение производственных заданий в домашних условиях с использованием современной информационной техники и информационных технологий.

Телеработа — производственная деятельность на дому или же в специальных локальных телецентрах сотрудников одной организации, при которой обеспечивается их взаимодействие посредством использования телекоммуникационных систем.

виртуальное предприятие — совокупность территориально удаленных друг от друга структурных подразделений одной и той же организации, взаимодействующих между собой по информационно-телекоммуникационным сетям.

Виртуальная реальность — новое направление развития информационных технологий, которые позволяют создавать у людей иллюзии наблюдения и даже ощущения некоторого искусственного (виртуального) мира, создаваемого при помощи средств информатики и кибернетики. Социальный интеллект — совокупный творческий потенциал общества, определяющий способности людей производить и усваивать новые знания, формы и методы организации труда и новые технологии.

Информационная свобода личности — возможность человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития информацию, а также выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям, т. е. распространять ее в обществе.

Информационная преступность — противоправные действия в информационной сфере общества, нарушающие установленные законом права личности, организаций или государства и наносящие им моральный или материальный ущерб.

Компьютерные преступления — противоправные действия, связанные с использованием новых возможностей по доступу к информации через информационно-телекоммуникационные сети, а также с нарушением функционирования компьютерных систем.

Информационно-психологичесхая безопасность — состояние защищенности граждан, их отдельных групп и социальных слоев, а также населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий.

Информационно-энергетическая безопасность — состояние защищенности человека и общества, а также всей биосферы планеты от негативного воздействия энергетических, электромагнитных полей природного и техногенного происхождения, способных оказывать вредное влияние на биологические процессы в живых организмах и растениях, а также на их генетическую основу.

Психотропное оружие — средства и методы, которые позволяют осуществлять целенаправленное разрушительное дистанционное воздействие на психологические функции и работу физиологических органов и систем человека.

Нейролингвистическое программирование — метод манипулятивного воздействия на подсознание людей при помощи особых форм словесного

внушения, которые создают у них достаточно устойчивые психологические установки, побуждающие впоследствии ко вполне определенным действиям.

Система виртуальной реальности — техническая система, обеспечивающая формирование виртуальной реальности в сознании человека.

Технологии виртуальной реальности — новые информационные технологии, обеспечивающие формирование виртуальной реальности в сознании людей при помощи средств информатики и кибернетики. Киберкультура — новое технократическое направление в развитии культуры, основанное на использовании возможностей компьютерных игр и технологий виртуальной реальности.

«Компьютеромания» — патологическая потребность человека в регулярном использовании компьютерных систем, вызванная привыканием к воздействию на его психику компьютерных игр и технологий виртуальной реальности.

«Киберболезни» — новые виды заболеваний людей, вызванные вредным воздействием на их психику и физиологические функции технологий виртуальной реальности.

Приложение 4. Оформление титульного листа реферата

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт электроэнергетики и информатики

Факультет информатики

Кафедра информационных технологий

Реферат

по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере»

наименование темы

Выполнил: студент группы

Фамилия И.О.,

шифр зачетной книжки номер

Проверил: преподаватель кафедры

информационных технологий

Фамилия И.О.

Екатеринбург год

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Информационные технологии в социальной работе»

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ (ГОС-2000)

Подписано в печать Формат 60×84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. Уч.-изд. л Тираж экз. Заказ №___

ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

_______________________________________________________________________________

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11