Психология труда. Инженерная психология
Методические указания
для выполнения контрольных работ
Бузулук 2016г.
ББК 88.8
УДК 159.9
Б 90
Рецензент
доцент кафедры ПО, к. псих.н. Омельяненко Л.А.
Бутримова, Н.В.
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Психология труда и инженерная психология» / Н.В. Бутримова; Бузулукский гуманитарно – технологический институт (филиал) ОГУ – Бузулук: БГТИ, 2016. – 15с.
Методические указания предназначены для студентов направления подготовки 08.03.01 Строительство, профиль – Промышленное и гражданское строительство;
©Бутримова Н.В., 2016
©БГТИ (филиал) ОГУ, 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………………4
1 Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………4
2 Общие требования по выполнению контрольной работы…………..5
3 Задание к выполнению контрольной работы …………………………6
4 Контрольные вопросы………………………………………………… 12
5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………… 14
6Материально-техническое обеспечение дисциплины……………….. 15
Введение
Цельсамостоятельной работы студентов – формирование психологического мышления студентов и развитие их способности использовать знания, умения, навыки формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Задачи самостоятельной работысвязаны с приобретением студентами необходимых знаний, умений и навыков.
Методические указания составлены таким образом, что по каждой из тем курса имеются контрольные вопросы и тестовые задания в 10 предложенных вариантах. В каждый вариант включены: теоретический вопрос и тестовые задания.
Выполнение этих заданий позволит студентам систематизировать полученные знания, развить способности самостоятельной работы с психологической литературой и сформировать психологическое мышление.
Методические указания к изучению дисциплины и контрольной работе ...
... социально-психологические тренинги, доклады и работы по ним. Изучение дисциплины завершается проведением зачета. 2. Методические указания к изучению дисциплины 2.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология и психология управления» Современные достижения теории ...
Задания-тесты и контрольные вопросы дают студентам возможность самостоятельно проверить уровень усвоения учебного материала.
Контрольная работа предназначена для контроля усвоения студентами заочной формы обучения теоретического материала.
Цели и задачи основания дисциплины
Целиосвоениядисциплины:
подготовка инженерных кадров к принятию правильных, обоснованных решений и овладение ими научно обоснованных методов инновационной деятельности;
способность синтезировать и осуществлять нововведения контекстуального понимания;
пополнять знания в течение всей трудовой жизни; адаптироваться к быстрым технологическим изменениям на экономическом рынке;
приобретать умение повышать свою психологическую активность к решению проблемных ситуаций.
Задачи:
-психологическое изучение профессиональной деятельности человека;
-изучение человека как субъекта труда;
-методы исследования;
-профессиональная пригодность инженера – строителя;
-психологические условия формирование индивидуального стиля деятельности;
-формирование устойчивости личности и успешности выполнения профессиональной деятельности в строительной отрасли;
-изучение, проектирование и преобразование сложных систем «человек-машина».
Общие требования по выполнению контрольной работы
Цель написания контрольной работы – выработка навыков самостоятельного изучения учебного материала, закрепление знаний по всем темам курса. Контрольная работа выполняется по варианту, который определяется по таблице. В каждом варианте предполагается 2 задания.
Начальная буква фамилии | Номер варианта |
А – Б | |
В – Г | |
Д – Ж , Э | |
З – И | |
К – Л | |
М – Н, Ю | |
О – П | |
Р – С | |
Т – У, Я | |
Ф – Х – Ц –Ч — Ш — Щ |
Одним из условий правильного выполнения контрольных заданий является их внимательное изучение. Следующий этап подготовки к выполнению контрольной работы – ознакомление студента с соответствующими разделами учебников, учебной литературы и периодическими изданиями.
Ответы на все поставленные вопросы должны быть полными, всесторонними: там, где это необходимо, проиллюстрировать примерами. Выбор варианта ответа теста должен быть обоснован. Ответ на теоретический вопрос должен быть построен в логической последовательности с использованием первоисточников (там, где это необходимо).
Избегайте механического переписывания текста, излагайте материал своими словами.
Работа над контрольной работой завершается указанием списка использованной литературы. Объем работы должен составлять 16 – 18 листов.
Контрольная работа должна быть напечатана, согласно требованиям стандарта студенческих работ.
Задание к выполнению контрольной работы
Вариант 1
Теоретические вопросы
1. Задачи и основные требования к организации инженерной деятельности по обеспечению безопасности на строительных площадках в организациях, осуществляющих строительство и реконструкцию зданий и сооружений.
2. Мотивационная сфера человека: потребности, мотивы, цели, направленность.
Тестовые задания
1.Что не относится к функциональному состоянию:
а) Результат деятельности;
б) Фон деятельности;
в) «Карта деятельности»;
г) Условия деятельности.
2.Стадия авторитета это:
а) Оптант;
б) Адепт:
г) Мастер;
в) Интернал.
3.Наиболее эффективным средством профилактики профессиональной деформации в процессе самовоспитания является… (два правильных ответа)
а) обсуждение профессиональных проблем с коллегами и друзьями
б) разнообразие интересов и увлечений человека
в) постоянный самоанализ
г) накопление профессионального опыта
Вариант 2
Теоретические вопросы
1. Обеспечение профессиональной надежности инженерного кадрового состава.
2. Внутренняя гармония и психическое здоровье личности
Тестовые задания
1. Стадия оптации:
а) 6-8 лет;
б) 11-12 лет;
в) 12-18 лет;
г) 18-25 лет.
2. Стадия адепта:
а) 6-8 лет;
б) 11-12 лет;
в) 12-18 лет;
г) 18-23 лет.
3.Какой метод чаще всего используется в психологии труда:
а) Метод экспертной оценки;
б) Метод анамнеза;
в) Метод беседы;
г) Метод наблюдения
Вариант 3
Теоретические вопросы
1. Подбор и расстановка строителей на объекты различной сложности в соответствии с их профессиональными и личностными качествами.
2. Содержательные и процессуальные теории мотивации трудовой деятельности.
Тестовые задания
1. Главная задача психологии труда:
а) Исследование способности и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований;
б) Изучение фактов и закономерностей психической регуляции деятельности человека;
в) Исследование художественного творчества;
г) Анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности.
2. Стресс это:
а) Давление;
б) Напряжение;
в) Негативное состояние;
г) Повреждение.
3. Что является психическим регулятором труда:
а) Антиципация;
б) Образ объекта труда;
в) Владение внутренними средствами труда;
г) Ориентировочная деятельность.
Вариант 4
Теоретические вопросы
1. Профессиональное мастерство инженера-строителя и безопасность строительства на объектах.
2. Структура трудовой мотивации. Методы исследования мотивации в трудовой деятельности.
Тестовые задания
1.Мотивационными регуляторами активности человека являются…(два правильных ответа)
а) действие
б) потребности
в) знания
г) мотив
2.Наука о поведении человека в хозяйственной деятельности называется… (один правильный ответ)
а) экономической психологией
б) инженерной психологией
в) психологией управления
г) эргономикой
3. Наиболее эффективным средством профилактики профессиональной деформации в процессе самовоспитания является…
а) обсуждение профессиональных проблем с коллегами и друзьями
б) разнообразие интересов и увлечений человека
в) постоянный самоанализ
г) накопление профессионального опыта
Вариант 5
Теоретические вопросы
1. Влияние биологических ритмов и атмосферных факторов на работоспособность человека.
2. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов.
Тестовые задания
1. Состояние, не приводящее к потере работоспособности:
а) Утомление;
б) Напряженность;
в) Монотония;
г) Психическое пресыщение.
2.При утомлении наблюдается следующее изменение:
а) Возрастает объем внимания;
б) Улучшается память;
в) Деструкция мотивационной сферы;
г) Повышение мыслительной активности.
3.Стадия динамики работоспособности:
а) Уровень непродуктивной деятельности;
б) Уровень максимальных возможностей;
в) Уровень чувствительной напряженности;
г) Уровень аффекта.
Вариант 6
Теоретические вопросы
1. Обзор окружающего пространства. Особенности зрительного восприятия.
2. Просвещение и пропаганда безопасности поведения работника при строительстве и реконструкции объектов.
Тестовые задания
1. Выделите профессию с абсолютной пригодностью:
а) Врач;
б) Космонавт;
в) Библиотекарь;
г) Продавец.
2.Оптимальный режим деятельности:
а) Связан с решением простых задач;
б) Отличается относительно большой нагрузкой;
в) Связан с непредвиденными обстоятельствами;
г) Связан со снижением возможностей человека.
3.Что не относится к профессионально-важным качествам (ПВК):
а) Способности;
б) Поведение;
в) Мотивы;
г) Направленность личности
Вариант 7
Теоретические вопросы
1. Значение слухового восприятия в обеспечении безаварийного строительства объектов.
2. Опасные состояния. Влияние физических и психических состояний инженера на производственную безопасность строящихся объектов.
Тестовые задания
1. Мотивационная сфера профессионализма это не:
а) профессиональные ценности;
б) работоспособности;
в) профессиональные притязании;
г) профессиональные цели.
2.Операциональная сфера профессионализма это не:
а) профессиональные действия;
б) эффективность труда;
в) профессиональные мотивы;
г) индивидуальность их деятельности.
3.Факторы профессионального среза, связанные с трудовой деятельностью это не:
а) перегрузки (много работы);
б) плохие условия физического труда;
в) дефицит времени;
г) ролевой конфликт.
Вариант 8
Теоретические вопросы
1.Восприятие и прогнозирование обстановки при строительстве объектов.
2. Слабые стороны «сильного» и «слабого» пола.
Тестовые задания
1.Предмет психологии труда это:
а) трудовая деятельность;
б) трудовой пост;
в) субъект труда;
г) объект труда.
2.Основные характеристики труда это не:
а) целенаправленная деятельность;
б) преднамеренный характер;
в)структурный характер;
г) орудийный характер.
3.Основные характеристики профессий это не:
а) вид трудовой деятельности;
б) общественно-полезной деятельности;
в) деятельность, где не обязательно вознаграждение;
г) деятельность предполагающая специальную подготовку.
Вариант 9
Теоретические вопросы
1. Опасные и полезные эмоции. Влияние эмоций на работоспособность.
2. Влияние цвета на жизнедеятельность человека. Цветотерапия.
Тестовые задания
1. Наиболее устойчивыми профессионально значимыми свойствами являются
а) мыслительные;
б) аттенционные;
в) индивидуально-типологические;
г) мнемические.
2. Индивидуальный стиль в работе нужен для
а) предотвращения утомления;
б) освоения профессии;
в) роста карьеры;
г) компенсации слабых сторон и использования природных преимуществ.
3. К сенсорным и перцептивным свойствам относятся
а) мыслительные свойства;
б) все виды чувствительности;
в) переключаемость внимания;
г) способности запоминания и воспроизведения
Вариант 10
Теоретические вопросы
1.Иллюзии восприятия в деятельности инженера.
2.Особенности психологического процесса «внимание». Факторы, отвлекающие внимание строителя.
Тестовые задания
1. Определение: “Напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью, либо длительным напряжением прочих видов”, — относится к понятию
а) напряжение ожидания;
б) интеллектуальное напряжение;
в) эмоциональное напряжение;
г) физическое напряжение.
2. Более высокие требования к руководителям в отношении заботы о подчиненных предъявляют
а) коллектив опытных работников;
б) женский коллектив;
в) мужской коллектив;
г) молодежный коллектив.
3. Из перечисленных пунктов исключите те, которые не влияют на подверженность утомлению:
а) возраст;
б) интерес и мотивация;
в) волевые черты характера;
г) физическое развитие;
д) уровень интеллекта.
Контрольные вопросы
1. Психология труда как научная и практическая дисциплина
2. Предмет исследования и уровни исследования в психологии труда
3. Понятие «субъект труда». Индивидуальный и коллективный субъект трудовой деятельности
4. Психологические признаки сознания субъекта труда
5. Психология труда в России 19 века.
6. Психология труда и смежные дисциплины в России второй половины ХХ века.
7.Методы психологии труда, классификация методов.
8.Анализ документов как метод психологии труда
9.Трудовой метод в психологии труда
10. Требования к методам профессиональной психодиагностики.
11.Психологические классификации профессий
12.Понятие интегральной индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности (ИСД)
13.Понятие профессиональной пригодности. Абсолютная и относительная профпригодность.
14. Работоспособность и функциональные состояния человека.
15. Методы диагностики функциональных состояний субъекта труда.
16. Методы и программы психопрофилактики неблагоприятных функциональных состояний.
17. Профессиограмма и психограмма.
18. Профессионально важные качества
19. Человек и труд
20. Понятие эргономики. История становления эргономики как самостоятельной дисциплины. Предмет, метод, цели и задачи эргономики.
21. Надежность человека как части эргатической системы. Рабочее место. Рабочая поза.
22. Монотонность труда. Условия труда.
23 Система «Человек-машина». Плюсы и минусы машин на производстве.
24. Понятие руководства
25. Организаторские способности и задачи руководителя.
26. Нравственно-психологические качества современного руководителя
27.Понятие конфликта. Типы конфликтов.
28. Профессиональные конфликты
29. Пути решения профессионального конфликта.
30.Методы тестирования: индивидуальный и групповой; компьютерный и на бумажных носителях.
31.Наблюдение и метод опроса.
32.Информирование о различных специальностях.
33.Профессиональный отбор.
34.Работа как источник стресса.
35.Причины ошибок при профессиональном самоопределении.
36. Физиология труда.
37.Работоспособность и эстетика производства.
38.Понятие техники безопасности.
39.Понятия внимание и его роль в профессиональной деятельности.
40.Понятия о восприятии.
41.Память.
42.Язык и речь.
43.Психологическая классификация профессий.
44.Общая характеристика профессий социономического, сигномического и техномического типа.
45.Модульный подход в профессиографирование.
46.Этапы кризисы профессионального развития человека. Нормативные и ненормативные кризисы.
47.Соотношение этапов возрастного и профессионального развития.
48. Профессиональные деформации. Характеристика синдрома выгорания.
49.Роль и виды ощущений. Основные параметры ощущений. Роль ощущений в инженерной деятельности.
50.Виды и свойства восприятия. Законы и загадки зрительного восприятия человека.
51.Мотивационная сфера человека: потребности, мотивы, цели, направленность.
52.Действие алкогольного опьянения и лекарств.
53.Специфические состояния психики (сон, медитация, гипноз, транс).
54.Внутренняя гармония и психическое здоровье личности.
55.Структура трудовой мотивации. Методы исследования мотивации в трудовой деятельности.
56. Роль потребностей в жизни человека.
57.Содержательные и процессуальные теории мотивации трудовой деятельности.
58.Творческий процесс в проектировании.
59. Инженерное проектирование в инновационном процессе.
60.Методы проектирования