ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. При проведении занятий могут быть использованы традиционные академические и интерактивные методы обучения:

 

При проведении занятий могут быть использованы традиционные академические и интерактивные методы обучения:

— дискуссии;

— работа в малых группах;

— творческие задания;

— ролевая игра;

— тестирование;

— вопрос-вопрос;

— вопрос-ответ;

— демонстрация;

— лекция-презентация;

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Примерные темы письменных работ (рефератов, эссе)

1. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти.

2. Понятие и виды юридической ответственности должностных лиц.

3. Понятие и виды должностных лиц в отраслевом законодательстве.

4. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

5. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

6. Понятие и виды коррупциогенных факторов.

7. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

8. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

9. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти.

10. Понятие и меры принуждения, применяемые к органам публичной власти и их должностным лицам.

Примерные тесты

№1

Перед какими субъектами наступает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления:

а) перед государством,

б) перед населением муниципального образования,

в) перед юридическими лицами,

г) перед физическими лицами,

д) перед всеми выше перечисленными субъектами.

 

№2

Основания наступления ответственности органов местного самоуправления и выборных лиц (депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления) перед населением и порядок наступления ответственности определяются:

а) уставами муниципальных образований в соответствии Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

б) законами субъектов РФ в соответствии Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

в) исключительно Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

10 стр., 4679 слов

Дееспособность граждан, понятие, содержание и виды

... возраста, а Семейный кодекс РФ ограничивает право органов местного самоуправления снижать брачный возраст только на два года, т ... восемнадцати лет. Повышение возраста уголовной ответственности... связывалось с гражданско-правовым понятием дееспособности гражданина, которая в полном ... - С. 20-24. 43. Михайлова И.А. Дееспособность граждан: понятие, виды, проблемы. Рязань, 2007. - 112 с. 44. Мохов А ...

 

№3

В какой форме наступает ответственность выборных лиц (депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления) перед населением муниципального образования:

а) отзыв;

б) отрешение от должности;

в) лишение права занимать должности в органах местного самоуправления.

 

№4

В России право граждан отзывать депутатов было законодательно закреплено:

а) в 1993 г.;

б) в 1937 г.;

в) в 1917 г.

 

№5

Назначение голосования по отзыву выборных лиц (депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления) осуществляет:

а) законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

б) представительный орган муниципального образования;

в) глава муниципального образования.

 

№6

Основанием для отзыва выборных лиц (депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления) может быть:

а) выражение недоверия;

б) конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке;

в) совершение действий, недостойных высокого звания депутата.

 

№7

Выборное лицо (депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления) считается отозванным, если за отзыв проголосовало:

а) не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе);

б) не менее половины избирателей, принявших участие в голосовании;

в) не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано.

 

№8

Отзыв депутата представительного органа муниципального образования НЕ применяется в случае, если выборы, по итогам которых он был избран, проводились

а) по пропорциональной избирательной системе;

б) по смешанной избирательной системе;

в) по мажоритарной избирательной системе.

 

№9

Основаниями роспуска представительного органа муниципального образования являются:

а) неисполнение вступившего в силу решения суда об отмене принятого представительным органом муниципального образования нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования;

11 стр., 5500 слов

Инклюзивное образование в Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . Этапы становления практики . Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России . Опыт инклюзивного образования за рубежом ЗАКЛЮЧЕНИЕ Нормативные акты СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Современная система образования принимает в себя только тех, кто отвечает ее требованиям - детей, которые способны обучаться по общей программе и могут показывать ...

б) принятие представительным органом муниципального образования нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования;

в) представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания.

 

№10

Кто вправе принять решение о роспуске представительного органа муниципального образования:

а) законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

б) высшее должностное лицо субъекта РФ;

в) прокуратура субъекта РФ.

 

№ 11

Каков срок рассмотрения судом жалобы на решение о роспуске представительного органа муниципального образования:

а) не позднее чем через 30 дней со дня подачи жалобы;

б) не позднее чем через 10 дней со дня подачи жалобы;

в) судебное обжалование не допускается.

 

№12

Полномочия представительного органа муниципального образования в связи с роспуском прекращаются:

а) со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о роспуске;

б) по истечении десяти дней со дня официального опубликования закона субъекта Российской Федерации о роспуске;

в) по истечении семи дней со дня официального опубликования закона субъекта Российской Федерации о роспуске.

 

№13

Кому принадлежит право издания правового акта об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации:

а) представительному органу муниципального образования;

б) законодательному (представительному) органу субъекта РФ;

в) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

 

№14

Кто вправе инициировать удаление главы муниципального образования в отставку:

а) депутаты представительного органа муниципального образования;

8 стр., 3953 слов

Формирование имиджа муниципального образования

... от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют основную долю (42,7%) неналоговых доходов муниципальных образований Российской Федерации. В городских округах доля данного ... Введение Одной из важнейших задач муниципального образования как субъекта хозяйственной деятельности является организация партнерства между органами местного самоуправления и бизнесом в ...

б) депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ;

в) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

 

№15

Что из перечисленного является основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку:

а) несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены законодательством о противодействии коррупции;

б) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения;

в) неисполнение в течение двух месяцев обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

г) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

 

№16

В каком случае решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым:

а) если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования;

б) если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования;

в) если за него проголосовало более половины от присутствующих на заседании депутатов представительного органа муниципального образования.

 

№17

В случае, если инициатива об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена, то вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования:

а) не ранее чем через шесть месяцев со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос;

б) не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос;

18 стр., 8815 слов

РУКОВОДСТВО по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

... сотрудничества с подразделениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ... субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях ... нормативных правовых и муниципальных актов; шефство над ...

в) не ранее чем через один год со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос.

 

№18

Кто вправе выступить с ходатайством о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании:

а) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

б) представительный орган муниципального образования;

в) глава муниципального образования;

г) контрольно-счетный орган муниципального образования.

 

№19

Кто вправе принять решение о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании:

а) районный (городской) суд;

б) арбитражный суд субъекта РФ;

в) конституционный (уставный) суд субъекта РФ.

 

№20

На какой срок может быть введена временная финансовая администрация в муниципальном образовании:

а) на срок до одного года;

б) на срок до шести месяцев;

в) на срок до двух лет.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация будет проводиться в форме ролевой игры – заседания комиссии по разрешению конфликта интереса или принятия решения о роспуске представительного органа или проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В ходе ролевой игры студентам необходимо продемонстрировать полученные в процессе изучения курса компетенции. По результатам ролевой игры ставится итоговая оценка.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. а) основная литература:

а) основная литература:

1. Ответственность в системе государственной власти и местного самоуправления и противодействие коррупции: Монография / под ред. Е.С.Шугриной. М.: Юрлитинформ, 2013.

2. Шугрина Е.С., Нарутто С.В., Заболотских Е.М. Ответственность органов публичной власти: правовое регулирование и правоприменительная практика: учебник для магистров. – М.: Юрайт, 2014.

3. Заболотских Е.М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления: научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2014. Электронный ресурс.

4. Горчаров В.И. Институционализация системы местного самоуправления в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: монография. М., Проспект. 2015

5. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: учебное пособие, Алексеев Г.А., Белявский Д.С., Свистунов А.А. М., Проспект, 2015

 

б) дополнительная литература:

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. М., 2013.

2. Виноградов В.А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя. М., 2005. — 419 с.

3. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М., 2009. — 432 с.

4. Головщинский К. И. Диагностика коррупциогенности законодательства /Под редакцией Г. А. Сатарова и М. А. Краснова //Пол материалам сайта http://www.anti-corr.ru/indem/2004diag_cor_zak.htm

5. Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980.- 159 с.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. М., 2009.

7. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства в Российской Федерации. М., 2000. — 192 с.

8. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) / И.С. Алихаджиева, Д.С. Велиева, Г.Н. Комкова и др.; под ред. С.Ю. Наумова, С.Е. Чаннова. М.: Юстицинформ, 2009. — 272 с.

9. Конституция РФ. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина /под ред Е.И. Козловой. М., 2009. – 384 с.

10. Краснов М.А., Талапина Э.В., Южаков В.Н. Коррупция и законодательство: анализ закона на коррупциогенность //Журнал российского права. 2005. № 2.

11. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2009.

12. Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного Суда РФ с комментариями. М., 2007.

13. Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах //Адвокат. 2007. № 10.

14. Овсепян Ж.И. Юридическая ответственность и государственное принуждение (теоретико-правовое и конституционно-правовое исследование).

Ростов-на-Дону, 2005. – 276 с.

15. Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный).

М., 2010. — 192 с.

16. Талапина Э.В. Об антикоррупционной экспертизе //Журнал российского права. 2007. N 5.

17. Фадеев В.И. Депутат представительного органа муниципального образования как представитель власти и должностное лицо // Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы 21 века (Кутафинские чтения)». М., 2010. С. 112-116.

18. Цирин А.М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Журнал российского права. 2011. N 2. С. 12 — 24.

19. Черногор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления. 2007. – 304 с.

20. Шугрина Е.С. Контроль за деятельностью и ответственность власти: муниципальный уровень. – М.: Новая юстиция, 2007. – 238 с.

21. Шугрина Е.С. Можно ли муниципальных депутатов привлекать к уголовной ответственности как должностных лиц? Возможный ответ Конституционного Суда РФ //Лоббист. 2010. №4. С. 41-47.

22. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2010.

23. Шугрина Е.С. Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц //Практика муниципального управления. 2009. № 10. С. 40-48. № 11. С. 76-80. № 12. С. 46-55

24. Шугрина Е.С. Судебная защита местного самоуправления. М., 2010.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

constitution.kremlin.ru – сайт Конституция РФ.

http://президент.рф – сайт Президент РФ.

http://www.government.ru/ — сайт Правительство РФ.

www.duma.gov.ru — сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

www.council.gov.ru — сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

www.ksrf.ru — сайт Конституционного Суда РФ.

www.cikrf.ru — Сайт Центральной избирательной комиссии РФ.

www.minregion.ru — сайт Министерства регионального развития РФ.

http://genproc.gov.ru/ — сайт Генеральной прокуратуры РФ.

http://ombudsmanrf.org/ — сайт Уполномоченного по правам человека в РФ

http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html — субъекты РФ в сети Интернет

http://www.transparency.org.ru/ — сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р»

 

Проведение рабочего совещания органа исполнительной власти субъекта РФ по обсуждению экспертных заключений по нормативному правому акту

Открывает рабочее совещание руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ, принявшего акт (председательствующий).

Заместитель руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, принявшего акт, раздает экспертные заключения для всех присутствующих участников игры и по пунктам поясняет основные предложения экспертов территориального органа юстиции и независимых экспертов.

Председательствующий просит участников быть предельно критичными, высказывать об акте всё, что они считают необходимым в плане наличия коррупциогенных факторов. Он строго соблюдает этические нормы научной дискуссии, которые должны быть доведены до сведения каждого студента.

Подведение итогов и оценка работы

Участников деловой игры

Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отмечает, что состоявшееся обсуждение акта оказалось весьма полезным и плодотворным. Максимально возможный учет разработчиками предложений и замечаний рецензентов, несомненно, приведет к совершенствованию редакции этого документа, повышению его качественных характеристик и в этой связи рассматриваемый акт будет в большей степени отвечать потребностям жителей субъекта Российской Федерации.

Поблагодарив еще раз участников обсуждения за активное участие в названном мероприятии, председательствующий закрывает заседание.

Материально-техническое обеспечение деловой игры

При подготовке документов оргкомитета может использоваться оргтехника вуза.

Могут быть использованы интерактивная доска, видео- и аудиотехника.

Презентационные материалы участники заседания изготавливают самостоятельно.

Приложение №1

Деловая игра

Календарный план мероприятий деловой игры

«Проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта РФ»

№ п/п Содержание мероприятия Срок исполнения Исполнитель
Организационное собрание для участников деловой игры, распределение ролей   Оргкомитет
Подготовка заключений (рецензий) на нормативный правовой акт исполнительного органа субъекта РФ   Представители научно-образовательных организаций или специализированых юридических учреждений (независимые эксперты); сотрудники территориального органа юстиции  
Открытие рабочего совещания     Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
— раздача экспертных заключений для всех присутствующих участников игры; — ознакомление с ними; — разъяснение основных предложений экспертов территориального органа юстиции и независимых экспертов;   Заместитель руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, начальник структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта
Дискуссия по замечаниям и предложениям, высказанным в отношении нормативного правового акта субъекта РФ   Все участники игры
Подведение итогов обсуждения нормативного правового акта исполнительного органа субъекта РФ и закрытие заседания   Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оргкомитет

 

Приложение №2

УПРАВЛЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

ПО N-СКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от «___» ________ 20__ г. №____

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по N-ской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 №147, провело правовую экспертизу нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от «___» ________ 20__ г. №____.

 

Поводом для проведения правовой экспертизы послужило принятие нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от «___» ________ 20__ г. №____. Текст данного нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации поступил в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по N-ской области«___» ________ 20__ г. №____.

 

Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Постановления являются правоотношения, направленные на ____________________________________________________

 

Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

 

Принятие данного Постановления относится к компетенции _____________

 

Указанная область общественных отношений регулируется __________________________
Таким образом, Постановление принято во исполнение норм федерального законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.

В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта выявлены следующие коррупциогенные факторы:

1.____________________

2._________________________________

 

Форма и текст нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ соответствуют/ не соответствуют правилам и приемам юридической техники.

 

 

Начальник _________________________/____________________/