Психология детей с зпр (задержкой психического развития)

Первая лекция: 29.09.11

Препод: Светлана Анатольевна Масленникова

Лекций будет 36 ч. + практические занятия = экзамен.

После нового когда будет практикум по детям с ЗПР.

К ЭКЗАМЕНУ:

1 УЧИМ ТЕОРИЮ!

2 ВЫПОЛНЯЕМ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ!

Это будет портфолио с заданиями.

На лекции желательно ходить! Билеты по тем темам которые мы пройдем. Если пропускаем – то переписываем лекции.

Литература:

Защеринская Оксана Владимировна «Психология детей с ЗПР» (взять! Будут даваться задания на дом)

Под ред. Лубовского «Специальная психология». (тут сжато!)

Если ходим и все выполняем – возможен автомат.

Тема: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ЗПР

В 60-е годы 20 века появилось это понятие в России (первым!).

По началу зпр отражало временную задержку в развитии у ребенка, которая потом проходила. Но это не совсем верно.

1 Подход.

Так же о зпр говорили американские психологи и неврологи ШТРАУС А. и Л. ЛЕТИНЕН. Они впервые заговорили о детях с зпр в 1947 году . (это другой подход)

Книга монография их – ПСИХОПАТОЛОГИЯ И ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С ПОВРЕЖДЕНИЕМ МОЗГА. Это подход с медицинской точки зрения – остаточные резидуальные явления нарушений головного мозга как причину зпр.

Т.е. произошла травма которую не заметили медики, от нее остаются остаточные нарушения.

Причина – остаточные нарушения.

Авторы характеризовали детей как детей с минимальными мозговыми дисфункциями – повреждениями мозга.

Дети отличаются трудностями в поведении и трудностями в обучении.

2 Подход

Чаще всего его придерживаются специалисты Англии. (частично в США)

Трудности в обучении воспринимаются как результат неблагоприятных условий жизни и воспитания. Часто считается что это асоциальные семьи, которые не занимаются обучением и развитием ребенка. (не знает что такое вещи вокруг него, не знает времени года, недели, огранич. Сенсорный опыт).

Если ребенок сдит в манеже все время о он не сможет на ирать опыт.

Причина – неблагоприятные условия.

Такие дети нуждаются в специальном обучении. Педагогически запущенные дети.

3 Подход

Дефектологи ГДР (германская демократичесая республика).

Считается что задержка в развитии и трудности в обучении связаны с нарушением поведения.

Учеба как ведущий вид деятельности.

Причина – невнимательность, отвлекаемость поведение.

4 Подход

Отечетсвенные педагоги и дефектологи – Власова Т.А. и Певзнер М.С.

4 стр., 1611 слов

особенности коммуникативного подхода обучения детей младшего ...

... языку младших школьников. Цель данного исследования: рассмотреть особенности коммуникативного подхода обучения детей младшего школьного возраста через обучение лексике. Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач: 1. ...

Выделили детей с «псевдоолигофренией», в 60-е годы 20 века.

Эти дети в школе 8 вида вспомогательная школа, не относятся к ним в полной мере. Они когда к ним внимательны учителя, давали зорошую динамику и по ппп достигали нормы. А олигофрены не могут догнать норму.

Далее было понятие зпр , темповая задержка, которая при правильном обучении догоняется до нормы.

Стали создаваться экспериентальные площадки.

Пришли к выводу что это не темповый признак а – есть дети с остат. Пор. Гол. Мозга, они догонят детей др. но нарушения останутся.

Причина – особая группа детей с остат. Нарушениями, псевдоолигофрения.

В дальнейшем появились разные классификации.

Классификация Сухаревой

1 группа: интеллектуальная недостаточность из-за неблагоприятных условий среды.

Воспитания или нарушением поведения.

2 группа: Интел. нарушения при астенических (астения — слабость) длительых состояниях, при длительных соматических заболеваниях.

Все длительно протекающие изматывющие ребенка болезни.

3 группа: Интел. наруш. при различных формах инфантелизма. (ребячество не свойственное данному возрасту)

Задержался в другом возрасте. Даже у взрословго человека – когда ничего не делает кроме игр.

4 группа: вторичная Интел. недостат. из-за поражений зрения слуха, речи и пр.

ДЦП, слепота, глухота как первич. нарушение.

Зрение связано со слухом.

Обоняние как 2 наруш.—————Зрение 1ое нарушение ————- слух 2ое нарушение

И проч. (ппп-мышленгие память восприятие и проч., движения и проч.)

Есть третичное нарушение – нарушение личности!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

5 группа: функционально динамические Интел. нарушения в резидуальной (остат.) стадии и травм цнс.

Медленно думает ребенок, трудно усваивает материал.

Импульсы «перепрыгивают от клетки к клетке по пров. путям». При нарушениях импульс проводится медленно.

Может быть завышенный порог чувствительности — может долго не чувствовать, что касается горячего чайника.

Йоги адаптируют свои ощущения и притупляют, а в жизни многое надо чувствовать.

Классификация по этиологии – причине

Травмы могут быть дородовые – болела мама, тяжелыми болезнями, инфекциями, вредные привычки, травмы , сильные стрессы.

Родовые – неправильное поведение мамы, врачей, персонала, само прохождение родов незапланированное течение.

Послеродовый период – болезнь нейроинфекцией или просто инфекция, неправ. обращение с ребенком, травмы.

Следующая классификация тоже создана по этиологическим признакам.

Классификация зпр Лебединских :

Виктор Васильевич и Клара Самойловна Лебединские

Знать!!!!!!!! Лебединские

2.1 задержка конституционального происхождения (ГЕНЕЗА)

ПРИЧИНА – НЕДОРАЗВИТИЕ, НЕЗРЕЛОСТЬ МОЗГА.

Чатсо его называют гармонический психический и психофизический инфантелизм.

Внешне маленький и отст. по развитию.

Выглядят добродушно, доброжелательно, выглядят на пару лет младше,на лице «смешливые». На замечания могут плакать – эмоциональная лабильность/неустойчивость.

11 стр., 5473 слов

Вебб Игровая терапия c детьми пережившими травму

... вмешательство имеет для ребенка, пережившего травму, критическое значение, так как поможет снизить последствия трагического события и предотвратить возникновение психологических нарушений в будущем.   ... ВСЕПОГЛОЩАЮЩИЙ СТРАХ И БОЛЬ   Чтобы облегчить специфические страхи детей, связанные с травмой, необходимо дать им ...

Не сформированы произвольные процессы (целенаправленно заставляем себя выполнять упражнения, следить за собой, нормы поведения и контроля)

Таких детей часто оставляют на 2ой год. Они не получает никакой псих. травмы. У детей эмоционально волевая незрелость – произвольность движений и поведения. Не воспринимает эмоции учителя – что он устал или болен.

Устает даже от игры. Очень бытсрое пресыщение интеллектуальной деятельностью.

Все это приводит к социалньой дезадаптации: не умеет дружить не выполняет соц. роли.

К учителю обращается на ты, имя отчество запомнить не может. Не понимает хороших или плохих оценок. Из букв делает рисунки.

Прогноз развития благоприятный: проходит время и ребенок «дорастает» до своих сверстников. При условии своевременной психо-коррекионной развивающей помощи и работы, МОЖЕТ достигнуть уровня нормально развивающихся сверстников.

С таким ребенком необходимо играть – обучение через игру.

К 10-12 годам должны догнать свою возрастную норму. Подрастковый переходный возраст, 5 класс.

Умственно отсталые………… норма…………………………….одаренные

2.1. Задержка соматогенного происхождения

Причиной являются хронические соматические заболевания. Часто отсутствует в школе и дома. Появляется астения (слабость).

Хроническая слабость (астения) тормозит психическое развитие.

Часто болеющие дети чбд – тоже входят, если слишком часто пропускают.

Они часто жалуются на боли.

Робкие неуверенные в себе дети. Могут плакать, очень часто устают. Плаксивые, безинициативные. Себя не могут защищать.

Становится «козлом оптущения», на котором все срывают свой гнев в том числе и учителя. Без взрослого,не могут выполнить и одного задания.

Отсутствует школьная мотивация, мотивация достижения – сделать что-либо до конца. Дома – эгоцентричен. Сдаются от трудных заданий.

Состояние предболезненное ВСЕ ВРЕМЯ.

АСТЕНИЯ ЗАДЕРЖИВАЕТ В ПСХИИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.

Прогноз развития зависит от физического здоровья, выздоровления.

Это интересно – лекарства очень долго после окончания болезни остаются в организме. Под воздействием препаратов.

ЛЕЧЕНИЕ: медикаментозное, индивидуальная коррекция – «что ему интересно от того и пляшем». Коррекционо-развивающая работа.

Эти Дети с психическим инфантелизмом.

Отстает, не хочет, не интересно, но внешне не заметно.

2.3 Задержка психогенного происхождения

Тоже псхиический инфантелизм.

Причиной являются неблагоприятные условия жизни и воспитания

А) асоциальные неблагополучные семьи,

Асоциально-попусительская семья – семья алко/нарко зависимых,например. Девиатное поведение у ребенка

Авторитарно-конфликтная сеьмя – на грани развода, ребенок деспот или забитый.

Б) у детей из детских домов – материнская, эмоциональная и сенсорная депривация.

Отстают в физическом развитии. Выглядят моложе.

В 1-е годы формируется базовое доверие. Иначе по Эриксону формируются неправильные установки – все плохие,а я хороший, все плохие и я плохой.

Поверхностность эмоций – все мамы, привязчивость, всех люблю, а завтра не навижу, а истинные чувства возникают через большое время.

Несамостоятельность поведения. Могут быть мозговые дисфункции нарушения.

Может быть норм. физич. развитие.

Могут быть акцентуации характера – пограничные состояния между нормой и аномалией.

Все имеют низкий уровень анализирующегон наблюдения. Турдности нахождения существенных и несущественных признаков. Трудности обобщения. Неустойчивость внимания. Интеллектуально пассивны – не стермятся и не задают вопросы.

Чрезмерная агрессивность или покорность.

Все это приводит к хронической дезадаптации.

Прогноз будет зависеть от условий воспитания и от интнсивности коррекционно-развивающей работы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ВЗЯТЬ УЧЕБНИК ЗАЩЕРИНСКОЙ.

СТР. 29 ТАБЛ. 1

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗПР. Переписать. Законспектировать.

Стр. 36. табл. Сравнение зпр.

Можно отксерить.

ЕСТЬ! (см. папку задания по зпр)

05.10.11

2.4 Задержка органического происхождения (церебрально-органического происхождения)

Это резидуальные (остаточные) нарушения головного мозга.

(см. коррекционную педагогику)

ММД – минимальные мозговые дисфункции.

Или др. название – церебральные органические дисфункции. ЦОД — Церебральные минимальные дисфункции.

Все это значит, что у ребенка органические нарушения головного мозга.

Дисфункции – нарушены связи между с зонами гол. Мозга, недоразвитие или патологии.

Причины резидуально органических нарушений:

Пренатальные факторы – патологии родов, до рождения.

— Тяжелые токсикозы (тошнота, рвота, отравления)

— инфекции

— Грипп, ангина, гепатит, корь, краснуха, ветрянка, оспа.

— Гепаксии плода – недостаток кислорода из-за пуповины или стрессов матери, работы матери в душном помещении, мать курит и сосуды сужаются.

Натальные факторы – во время родов.

— стресс женщин, полезно ходить в школу для женщин.

— ошибки врачей.

Посленатальный период

— менингит, клещи

  • — хронические соматические заболевания — отит, насморк

ТРАВМЫ

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА (По Ковалеву)

Церебро-астеническй инфантелизм.

Все причины перекликаются с умственной отсталостью. Отличие – степень воздействия – алкоголя трвм и проч.

У всех этих детей церебральная астения – слабость.

Проявляется в непереносимости жары или духоты, утомляемости.

Будут плохо себя вести и взрослые должны догадаться почему.

Непереносимость езды в транспорте – засыпают, тошнит или просто отказываются.

Снижение работоспособности.

Слабая концентрация внимания.

Снижение памяти.

Снижены ппп.

Познавательная активность снижена.

Не задает вопросы. Не тянет руку.

Мыслительные операции не совершенны и могут приближаться к мышлению умсвтенно отсталых детей. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, группировка и пр. – это мыслительные операции.

Знаете ли вы, что банан это не фрукт, а трава.

Свойственна фрагментарность знаний. Пока сосредоточен все понимает, как отвлекается так ничего не понимает.

Эти знания быстро забываются.

Все это сопровождается эмоционально-волевой незрелостью.

Не контролирует свои эмоции. Поведение.

Другими словами, она проявляется в несформированности произвольности всех психических процессов, в поведении. (органический инфантелизм)

Дети с трудом определяют эмоции. Если плохо другому это нормально, если больно ему то так нельзя.

Несамостоятельность. Себя не контролирует.

Повышеная внушаемость. Не отличают хорошо и плохо.

Проявляется в снижении мотивации достижений.

Низкая критичность. В оценке своей деятельности и поступков.

Игровые интересы преобладают над учебными.

В игре предлагают простые и однообразные сюжеты. Играют в простые, знакомые им игры, постоянно. Не любят игры со сложным сюжетом и инструкциями – не запоминают, им это надоедает. В игре проявляют мало творчества и воображения.

В борьбе между Я ХОЧУ и НАДО, преобладает Я ХОЧУ.

Характерен различный фон настроения.

Это ДЕТИ С ПОВЫШЕННЫМ ЭЙФОРИЧЕСКИМ НАСТРОЕНИЕМ.

(дети расторможены, не могут себя контролировать, импульсивны, не по возрасту развита непосредственность)

И ДЕТИ С ПОНИЖЕННЫМ ФОНОМ НАСТРОЕНИЯ

(робкие, застенчивые, тихо недовольны, тяжело переживают школьные неуспехи, возможны невротические реакции и неврозы )

Детей с церебро-органическим генезом 70% от всей популяции детей с ЗПР. Большинство.

Методы коррекции:

— индивидуальная работа учителя и ребенка

— медицинское сопровождение

— коррекционно развивающие занятия с психологом.

Прогноз развития:

Самая тяжелая группа.

Можно разгладить последствия, но в целом нарушения останутся. Неблагоприятный прогноз развития. Будет зависеть от самого органического нарушения, помощи учителя, психолога и родителей.

Зависит от самой личности ребенка.

ЗНАТЬ НАДО! БУДЕТ РАБОТА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

В институте работает ДЕМЬЯНОВ ЮРИЙ ГЕНРИХОВИЧ, «психопатология» – книга, он разработал свою классификацию.

НАТАЛЬЯ И МИХАИЛ СЕМАГО

Московские психологи

Поделили ЗПР НА 2 ГРУППЫ:

1 Вариант с истинным задержанным развитием.

Только во времени. Как в др. классификации – конституционального генеза.

Потом догонят.

2 Дети с парциальной (частичной) несформированностью высших психических функций (ВПФ).

Это мышление, память, внимание, речь и мелкая моторика.

В США в 50-е года детей с ЗПР было 5-11%

В 80-е года – 30%

В СССР в 70-е года выявили 5%

В 90-е выявили 16%

По МКБ-10 понятия ЗПР НЕ СУЩЕСТВУЕТ

ЕСТЬ – СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАСТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Ф-81

ЕСТЬ ЕЩЕ СДВГ – СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ Ф-90.

В РОССИИ ЕЩЕ ИДЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГНОЗА ЗПР. ЗА РУБЕЖОМ ЭТОГО НЕТ.

Дети с ЗПР обучаются в специалньых коррекционных школах 7 вида.

Диагноз снимать должны. Проход всхе врачей. Но подростокового диагноза ЗПР не существует – он либо в норме,либо у него умвтенная отсталость.

Однако тут расхождение теории с практикой. В жизни диагноз таки остается.

В литературе среди детей с ЗПР идет преобладание мальчиков. Мужской организм более уязвим к патологичесим факторам.

3 Диагносически важные признака зпр:

1. ОБУЧАЕМОСТЬ

Дети с ЗПР обучаемы по сравнению с у.о. (умственно отсталыми)

2. АДЕКВАТНОСТЬ

Дети с ЗПР более адекватны чем у.о. – вся диагностика на сравнении.

3. КРИТИЧНОСТЬ

06.10.11

Задержка психического развития характеризуется особым видом дизонтогенеза, не равномерным формированием познавательной деят-ти .Обусловлен недоразвитием речи и мышления, с так же присутствие эмоц-но — волевой незрелости.

Особенности познавательной сферы детей с зпр

1. Особености внимнаия.

Внимание – сосредоточенность и направленность сознания на объекта деятельности.

Внимание – вкусовое внимение

— произвольное (требуется усилия воли и цель.)

— непроизвольное ( нет цели и воли.)

— послепроизвольное ( цель есть волевых усилий нет.)

— зрит-ое вниание

— тактильное внимание

— обоятельное внимание

— слуховое внимание

— тактильное внимание

Внимание:

— внешнее

— внутреннее

Свойства внимания:

У.К.Р.О.П. – свойства внимания

У – 1 устойчивое темповая хаарктеристика

К – 1 концентрация

Р – распределение, одновременно делать разные виды деятельности

О – объем количества объектов, которые ребенок усваивает, запоминает

П – переключаемость, последствий выполнять разные виды деятельности.

Устойчивость – неустойчивость

Переключаемость.

Переключение внимания — это способность последовательно выполнять разные виды деятельности.

Отрицат. стороны внимания:

Отвлекаемость, неустойчивость, рассеянность

Интерференция -наложение волн влияния на человека. очаги возбуждения – если их несколько то внимание не устойчиво.

Чтобы привлечь к себе внимание учителю, ндао вернуться к последней фразе. Или эмоции – рассказать шутку интереснее необычное.

Мы перечислили основные характеристики внимания. В норме.

Теперь разберем детей с ЗПР.

Внимание является одной из ведущих, определяющих характеристик ЗПР.

Дети на уроке рассеянны, чатсо отвлекаются, не могут сосредоточенно слушать и работать более 5-10 минут.

Динамика уровня внимания у детей с ЗПР не одинакова.

Отвлечение наиболее ярко проявляется при утомлении. Очень часто могут проявляться без видимых причин. – нет ни мухи ни шума, а он отвлекается, хотя от урока прошло пару минут.

Все это приводит к тому, что дети становятя неуверенными в себе, снижается мотивация к учебе. Для боьшинства детей с ЗПР характерно более низкое слуховое и вербальное внимание чем зрительное.

Прояление нарушений внимания у детей с ЗПР –

1 неспоосбность сохранять внимание, неустойчивость.

2 снижение избирательного внимания. (не умение планировать свою деятельность)

3 упала скрепка — ребенок с ЗПР обращает внимание.

4 снижение внимания в непривычных ситуациях. (новая форма, новое место, новая школа, новые виды деятельности)

Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

1 неполная нагрузка. – слишком легкие задания, может больше.

2 недостаточная сформированность произвольного внимания. Ребенок не умеет планировать свою деятельность.

3 привычка быть невнимательным.

4 повышенная утомляемость

5 плохое самочувствие ребенка.

6 наличие психотравмы. – издевательства, проишествие в транспорте, смерть, болезнь, ссоры, развод, потеря.

7 монотонная не интересная деятельность.

8 неподходящий темп деятельности. – слишком быстро или медленно.

9 интенсивные посторонние раздражители – ремонт, мигающая лампа и пр.

Идет увеличение детей с отвлечением внимания.

ПРИЧИНЫ РАССЕЯННОГО ВНИМАНИЯ

Не умение сосредоточиться:

1 неврастении (общее ослабление нервной системы)

2 ухудшение здоровья

3 физическое и умственное переутомление.

4 эмоциональная перегрузка. (много больших впечатлений – положительные или отрицательные — перевозбуждения)

5 недостаток внимания из-за гиперопеки

6 нарушение режима труда и отдыха.

7 нарушения дыхания (аллергия, патологии болезни, духота а реебнок чувствителен, от испуга, травма, побегал на переменке, предболезненный период – плохо дышит но уеще не болен насморк)

У 92% детей наблюдается нарушение внимания разной степени.

У детей с ЗПР неврозы распространены.

В 6-11 лет скачок у детей с ЗПР по нарушениям огромный– это двигательная расторможенность, отвечение внимания –это возрастная особенность.

Игры и коррекционно-развивающие упражнения для развития внимания

Методика Пьерона-Рузера

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Один из вариантов:

ОБРАЗЕЦ

САМА МЕТОДИКА

Выдаетя: бланк с разными фигурками, образец с подсказками, Инструкция.

Например, в каждом круге надо поставить точку, в каждом треугольнике палочку и проч.

Это на время. Далее подсчитавается количество ошибок и пропусков.

Методика на развитие внимания.

Варианты есть :

  • Для младших — грибочки и ягодки, вычеркиваем/подчеркиваем/обводим.
  • Для более старших — буквы, цифры, фигуры.
  • Кроссоврд – вычеркни слвоа из списка, а из букв, которые остались собери слово – упрощ. вариант.

Это игра на развитие памяти. По усилению сложности.

Время – от 1ой минуты до 5ти минут.

Дети не любят эти игры. Монотонный труд.

МЕТОДИКА

КОЛЬЦА ЛАНДОЛЬТА

Колечки не законченные. Надо найти схожие.

Так же разные лабирнты.

Сравни картинки – найди отличия.

Продолжи ряд.

ЗАШУМЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Зачеркнутые заштрихованные картинки. Спиралью заштрихованы или зигзагом. При разных наруениях ранзые люди не видят этого.

Найди недостающие детали.

Что это за животное? Пара картинок где недорисован 1 рисунок и где пара линий и он полностью нарисован.

ЗАШУМЛЕННЫЕ КРАТИНКИ КОГДА МНОГО ПРЕДМЕТОВ В ОДНОЙ КРАТИНКИ И НАДО НАЙТИ ЧТО ЗДЕСЬ.

САМЫ ПРОСТОЙ СПОСОБ — БУКВА И ЕЕ ТОЧКАМИ ЗОБРИСОВЫВАЕМ.

Что изменилось? Игра. Пять игрушек просим запомнить а потом отвернулиьс и меняем местами.

Можно друг с другом – меняем местами кольца часы украшения прическу.

НЕЛЕПИЦЫ. Картинки с нелпыми ситуациями. На дереве булка с собаками. Летом на лыжах. ЧТО ЗДЕСЬ НЕ ТАК.

Графический диктант. Взрослый говорит – черту вверх, черту вниз и должен получиться узор/картинка.

Внимание невозможно исследовать и корректировать в отрыве от других ппп.

9.10.2011

Церебрастенические явл-я — это слабость, утомление нервной системы.

Редуцировать — ограничевать,снижать.

Невротические реакции — предшествующие неврозу реакции организма (плаксивость,ерзание и т. д.)

Деконпенсация — это устранение,исчезновение достигнутого ранее конпенсаторного эффекта.

Конпенсация — замена.

Вегетативные — это потоотделение,заикание,тремер рук, и т. д. Все это из-за волнения.

ВПФ — высшая психическая функция.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К СРЕДЕ (12.10.11)

ПЕСЕВЕРТАЦИЯ

КОНПИНСАЦИЯ/ДЕКОНПИНСАЦИЯ

ЛАБИЛЬНОСТЬ

АСТЕНИЯ/ЦЕРЕБРАСТЕНИЯ

РЕГИДНОСТЬ

АНСЕНХРОНИЯ

ГЕТЕРОХРОМНОСТЬ

ИНЕРТНОСТЬ — неподвижность

ПОДГОТОВИТСЯ К К/Р (ТЕРМИНЫ,КЛАССИФИКАЦИИ)

МОДАЛЬНО СПЕЦИФИЧЕСКИЕ/ МОДАЛЬНО НЕ СПЕЦ-ИЕ НАРУШЕНИЯ

РАЗОБРАТЬ ТАБЛ. НА 36 СТР.

Особенности память детей с зпр

Память— это отражение действительности (воспроизведение,запоминание, сохранение)

ПАМЯТЬ:

  1. самая короткая — мгновенная или иконическая(0.1 — 0.5 сек.)
  2. коротковременная (обобщенный образ,обобщенная) (до 20 сек.) из 10 объектов в норме надо запомнить (7+ 2)
  3. оперативная (до нескольких дней)
  4. долговременная (на неограниченный срок)

ПАМЯТЬ ПО АНАЛИЗАТОРАМ:

  • зрительная
  • слуховая
  • тактильная
  • обонятельная
  • вкусовая

ПАМЯТЬ ПО СОДЕРЖАНИЮ:

  • образная
  • понятильная
  • моторная
  • эмоциональная

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА ПАМЯТЬ:

  • фактор личности (среда,установка, эмоции, и т.д.)
  • фактор времени (забываем на 3ий день)

У детей с ЗПР нарушение памяти занимают значит-ое место в структуре познават-ой деят-ти.

У у.о. страдает лобная зона (мышление) (сверху вниз)

У ребенка с ЗПР (внимание и память) (снизу вверх)

По мнению В.И. Лубовского, Т.В. Егоровой, Демьянова Ю.Г. у детей с ЗПР — снижение объема коротковременной памяти, снижение скорости запоминания информации, склонны к бездумному механическому заучиванию,и быстро забывают.

МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ:

# ослаблены механизмы памяти

# снижена прочность запоминания

# полнота запоминания

# точность запоминания снижена

Для детей с ЗПР характерны скачки или коллебания в продуктивности воспроизведения.

Значительно хуже воспроизводят словесный материал при этом требуется гараздо больше времени на припоминание.

Мимотехника — приемы, способы запоминания (ассоциативно,образно).

У детей с ЗПР снижена самоорганизация мнемической деят-ти запоминать.

Дети не умеют использовать рациональные приемы (ассоциации, несколько раз прочитать текст и т.д.) запоминания.

Дети с ЗПР не контролируют свои действия, есть трудности произвольного и не произвольного запоминания.