- Методологические основы психодиагностической деятельности. Особенности диагностики различных возрастных групп.
Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки: общая психология, дифференциальная психология, психология личности, психология развития и возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, психология труда, клиническая психология и психофизиология.
Методические средства психодиагностики основаны на следующих дисциплинах: экспериментальная психология, общий психологический практикум, математические методы в психологии.
Направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются, главным образом, запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами практической и исследовательской работы (образование, медицина, кадровый отбор и т.д.).
Психодиагностические методики находят свое применение во всех практически ориентированных психологических дисциплинах.
Психодиагностический метод имеет определенную специфику по отношению к традиционным исследовательским методам психологической науки – экспериментальному и неэкспериментальному (описательному).
Основой психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность.
Требования:
- стандартизация измерения, в основе которого лежит понятие нормы. Норма теста – это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик;
- требования к надежности и валидности инструмента измерения;
- жесткая регламентация процедуры обследования
- интерпретация.
Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые охватывают практически все множество имеющихся диагностических методик:
Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ...
... психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Психологические знания в науке ... организм. 4. Психология человека и научно-технический прогресс. Методы психологии: организационные (сравнительный, ... психологического климата в коллективе, мотивацию сотрудников на активную деятельность и развитие организации, осуществление работы ...
- «Объективный» подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности.
- «Субъективный» подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях.
- «Проективный» подход – диагностика на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции.
Также выделяют номотетический и идеографический подходы:
- Номотетический подход – типизация на основе установленных закономерностей. Нацелен на выявление широких обобщений и установление универсальных законов, применимых к множеству частных случаев. Почти все психодиагностические методики соответствуют этому подходу.
- Идеографический подход – учитывается своеобразие и уникальность личности. Описание и анализ конкретных, индивидуальных, единственных в своем роде случаев, явлений без стремления к обобщениям на другие аналогичные случаи.
Общие задачи и принципы психодигностического обследование детей разных возрастных групп
Недостаточный уровень развития сознания и самосознания дошкольников. Трудности, связанные с использованием в этом возрасте опросных методов. Особенности психодиагностики детей раннего возраста. Психодиагностика детей младшего и среднего школьного возраста. Психодиагностика детей старшего дошкольного возраста. Необходимость адаптации методов психодиагностики к детям разного возраста.
Психодиагностика детей раннего возраста в основном может быть только объективной, т.е. лишь в очень малой степени опираться на самооценку и самоанализ ребенка. Наибольшей ценностью в этом возрасте обладает психодиагностический материал, связанный с экспертной оценкой внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка.
Поэтому основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а главным психодиагностическим методом — естественный эксперимент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, достаточно хорошо знакомая ребенку. Наилучшие психодиагностические результаты у детей этого возраста можно получить, наблюдая за ними в процессе занятий ведущей для данного возраста деятельностью — предметной игрой.
При проведении психодиагностики детей младшего и среднего дошкольного возраста следует иметь в виду как изменение формы игры, так и возникновение нового вида социальной активности, ведущей за собой психологическое развитие ребенка, — межличностного общения. Дети этого возраста впервые начинают проявлять интерес к сверстникам как личностям и включаться с ними в совместные игры. Соответственно и методики психодиагностики следует разрабатывать так, чтобы они предполагали не только наблюдение за детьми в индивидуальной предметной деятельности, но и в коллективной игре сюжетно-ролевого плана. Ее участниками могут быть не только дети, но и взрослые. Такую игру с ребенком может, например, организовать и в психодиагностических целях провести сам психолог.
Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже; теории развития ...
... деятельность, 3) подражание, 4) контроль, 5) созревание. Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название “операциональной” (от слова ... контрольные структуры (дошкольное детство); 3) димензиональные контрольные структуры (мл. школьный возраст); 4) абстрактные или векторные контрольные структуры (юношество). Внутри каждого из ...
Кроме того, в этом возрасте в определенной мере уже можно опираться на данные самосознания детей и на оценки, которые сами они дают другим детям и. взрослым людям. Это особенно касается проявления различных индивидуальных качеств в общении с окружающими людьми.
В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятельности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают элементарные рефлексивные (см. рефлексия) способности. Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного взаимодействия, особенно в играх, и в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например учением и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать оценки себе и окружающим людям. Это открывает возможность для использования в данном возрасте тех психодиагностических методик, которые обычно применяются для изучения психологии школьников и взрослых людей. Сказанное прежде всего относится к методам исследования познавательных процессов, но отчасти касается личности и межличностных отношений.
Все эти замечания и ограничения были учтены в подробно описываемом далее стандартизированном комплексе психодиагностических методик, предназначенных для изучения и определения уровня психологического развития детей дошкольного возраста, от трех до пяти-шести лет.