Методичка сбор анамнеза

«Утверждаю»

зав. кафедрой педиатрии,

д.м.н., профессор А.И. Кусельман

_____________________

«_____» ___________2006г.

Методические рекомендации для студентов 3 курса педиатрического факультета по теме:

«МЕТОДИКА СБОРА АНАМНЕЗА ЖИЗНИ И БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА. ОЦЕНКА АНАМНЕЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ВЫДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Продолжительность занятия 2 часа.

Цель занятия:

Изучить особенности и методику сбора анамнеза жизни и болезни у детей и их родителей. Освоить правила выяснения жалоб, умение выделить главные и второстепенные жалобы, научиться грамотно и корректно собирать анамнез жизни, заболевания, сведения о семье и материально-бытовых условиях больного ребенка.

Студент должен знать:

  1. Сбор жалоб больного ребенка (активные, пассивные, главные и второстепенные.
  2. Особенности расспроса родителей и детей
  3. Значение анамнеза для диагноза
  4. Длительность и условия сбора анамнеза
  5. Анамнез заболевания
  6. Анамнез жизни ребенка раннего возраста
  7. Анамнез жизни ребенка старшего возраста
  8. Семейный анамнез
  9. Материально-бытовые условия

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

  1. Способы исследования больного (субъективные, объективные)
  2. Роль наследственной предрасположенности в развитии заболеваний у детей

Студент должен уметь:

— Владеть методикой сбора анамнеза жизни и болезни ребенка

  • Выяснять основные и дополнительные жалобы больного
  • Уметь правильно и тактично вести расспрос
  • Уметь учитывать конкретную сложившуюся ситуацию вокруг ребенка
  • Получать сведения о развитии ребенка в разные возрастные периоды
  • Выяснить сведения о физическом и нервно-психическом развитии ребенка
  • Собрать анамнез заболевания
  • Уточнить семейный анамнез
  • Выяснить материально-бытовые условия и оценить их возможную роль в развитии заболевания
  • Выделять факторы риска нарушения здоровья ребенка

Методика сбора анамнеза у детей.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Диагностический процесс начинается со сбора анамнеза. Как известно, основными элементами анамнеза являются история настоящего заболевания, история развития ребенка, включающая сведения о заболеваемости его вообще, история семьи (составле­ние родословной) и условия жизни ребенка. По всем этим раз­делам педиатр должен провести расспрос, чтобы располагать исчерпывающей информацией, достаточной для диагностической гипотезы.

Расспрос больных касается их воспоминаний, а потому составляет то, что в медицине обозначается собиранием анамнеза (anamnesis—греческое слово, которое значит «воспоминание»).

Собирание анамнеза является первым этапом исследования больного, которого заставляют воспроизвести по памяти историю заболевания и исто­рию жизни (анамнез заболевания—anamnesismorbi, анамнез жизни—anamnesisvitae).

Собирание анамнеза начинается с расспроса о жалобах больного и вообще о субъективном его состоянии к моменту обращения к врачу. Заканчивается расспрос выяснением данных о состоянии здоровья родителей и родственников.

Сбор анамнеза больного ребенка — задача весьма сложная, так как в решении ее принимают участие врач-педиатр, родители больного ребенка и сам ребенок (для детей старших возрастных периодов).

Степень участия больного ребенка определяется его возрастом. Учитывая традиционную, хорошо известную врачам-пёдиатрам схему сбора анамнеза, в настоящем разделе не пой­дет речь о составных частях его, а будут отмечены лишь особен­ности.

Следует подчеркнуть, что, помимо получения необходимых сведений о больном ребенке, сбор анамнеза, умение правильно и тактично вести расспрос родителей способствуют созданию атмосферы откровенности и взаимопонимания между врачом и семьей ребенка. Кроме того, подобная атмосфера имеет и пси­хотерапевтический эффект. Для достижения ее следует учитывать конкретную ситуацию, сложившуюся вокруг ребенка, по возможности конкретизировать и индивидуализировать получение сведений о нем. Следовательно, собирать анамнез необходимо не при помощи казенных, сухих вопросов, а с большим участием к судьбе больного ребенка. В этом случае проявляется гибкость врачебного поведения, а сам врач-педиатр выступает в ролипсихолога.

5 стр., 2410 слов

АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ.(со слов больной)

... 2002 году получила 2 группу инвалидности по неврологическому заболеванию. Половой анамнез: месячные с 10 лет. Начало половой жизни с ... Снохождения, ночные страхи, энурез в детстве отрицает. Была общительным ребенком, имела множество друзей. Окончила среднюю школу, училась «нормально».Пубертатный ...   Анамнез жизни (со слов больного). Со слов больного, родители и близкие родственники психически ...

Длительность сбора анамнеза, направление, в котором он осуществляется, зависят от конкретной обстановки и состояния больного ребенка. При необходимости оказания больному сроч­ной помощи анамнез имеет краткий, конкретный характер. Он содержит концентрированную информацию о заболевании и жиз­ни ребенка. С учетом этих сведений оказывается неотложная помощь. В остальных случаях детальный расспрос родителей или: близких ребенку лиц делает беседу более откровенной, а следовательно, более информативной, создает чувство доверия к врачу. Это немаловажный психологический фактор, который, если ре­бенка лечат на дому, определяет выполнение всех предписаний врача, а тем самым и эффективность лечения. Наоборот, если сбор анамнеза проводят торопливо, без достаточного интереса к больному ребенку, доверие родителей к врачу постепенно исче­зает, и вполне возможно, что часть рекомендаций в отношении лечения и ухода за ребенком выполнены не будут.

Лучшим методом сбора анамнеза является предоставление возможности родителям высказывать свое мнение по существу заболевания и об особенностях их ребенка, а затем путем наво-­ дящих вопросов уточнять нужные для врача детали. Если роди­ тели начинают рассказывать о не имеющих отношения к раз­ витию заболевания фактах из жизни ребенка, то вежливо просят рассказывать о нужных для врача моментах.

Важно, в присутствии ли ребенка собирается анамнез. Речь идет о детях старшего возраста. Этот вопрос решается в зави­симости от конкретной обстановки. Например, при визите к боль­ному с признаками невротических реакций целесообразно вна­чале собрать анамнез у родителей в его отсутствие, а затем поговорить е самим больным. Но это не означает, что так сле­дует делать всегда. Разговаривая — с больным ребенком, поль­зуются простыми, понятными словами, а вопросы ставят очень конкретно.

Важным является выяснение основных жалоб, свойственных данному заболеванию. При той или иной болезни у больного встречается обычно более или менее постоянный круг жалоб. При поражении определенного органа имеются жалобы, характерные для поражения именно этого органа. Но вместе с тем некоторые жалобы имеют общий характер и повторяются при многих разнообразных заболеваниях или же встреча­ются при поражении различных систем. История нашей науки показывает, что опытные клиницисты в прежнее время умели ставить очень точные диагнозы сложных заболеваний, несмотря на то, что тогда не было еще специальных инструментальных методов и ап­паратов, которые в настоящее время так усовершенствовали и облегчили диагностику. Врачи достигали таких успехов главным образом потому, что, выработав в себе наблюдательность, умели путем расспроса больных выяснять их субъективное состояние. Метод собирания анамнеза в нашей русской терапевтической клинике был в значительной мере созданГ. А. Захарьиным.

Среди жалоб больных можно выделить главные и дополни­тельные, активные и пассивные (это деление условно).

Главные жалобы, т. е. касающиеся тех ощущений, которые беспокоят больного больше всего и выражены до­статочно резко и определенно, обычно как раз и принадлежат клинической картине данной болезни и поэтому имеют важное диагностическое значение. Однако иногда больной жалуется на то, что не имеет большого значения, и только при дополнительном выяснении других болезненных ощущений удается обнаружить признаки, указывающие на основное заболевание. Очень часто родители, да и сами больные дети, сообщают сведения о второстепенных жалобах и симпто­мах, уводя врача в сторону от фактов, имеющих диагностическое значение. Делается это не из желания что-то скрыть, а вследст­вие остроты и интенсивности субъективных ощущений. Например, при развитии пневмонии: большее беспокойство вызывает высокая температура тела, а не учащенное дыхание.Вот почему необходимо в каждом отдельном случае не ограничиваться выслушиванием жалоб больных, а дополнительно выяснять все данные, касающиеся их субъективного состояния.

17 стр., 8485 слов

Общение врача с ребенком. Налаживание контакта с детьми и сбор анамнеза

... и специфических нарушений при тестировании (например, с помощью опросника поведения детей). Однако следует помнить, что результаты психологического ... следует поставить собственно пациента, тогда собрать данные анамнеза значительно легче, к тому же пациент остается ... к настоящему заболеванию, характеру и течению перенесенных болезней, наследственности в сочетании с общим пропедевтическим осмотром. ...

В отношении жалоб врач должен уяснить себе:

1) предполагаемое больным место возникновения того или иного болезненного ощущения; конечно, оно может и не соответствовать подлинной локали­зации этого ощущения; так, например, больные часто говорят о болях в сердце тогда, когда болит «подложечкой» в результате желудочных расстройств;

2) время появления того или иного болезненного ощущения (днем, ночью, после приема пищи, во время ходьбы и т. п.);

3) интен­сивность этого явления; следует иметь в виду, что иногда большое значение для диагностики и оценки болезни имеют не только резко, но и слабо выраженные болезненные ощущения;

4) характер болезнен­ного явления;

5) причину, его вызывающую, по мнению больного.

Часто обнаруживается, что какой-либо жалобе больного сопутствует другая или ряд других (например, кашель с отделением мокроты с непри­ятным запахом или рвота вместе с тошнотой, изжогой и отрыжкой и т. п.).

Отдельные жалобы, таким образом, встречаются чаще всего не изолированно, а в известном сочетании друг с другом. Эти сочетания жалоб играют огромную роль в диагностике, так как сплошь и рядом оказываются характерными для определенной болезни в значительно большей мере, чем отдельные жалобы.

При оценке жалоб можно различать такие, которые связаны непосред­ственно с морфологическими изменениями отдельных частей тела, они касаются изменений формы, величины, положения органов или тканей (опухоли, увеличение живота, отек и т. д.), и такие, которые связаны с нарушениями различных функций организма или его органов (одышка, сердцебиение и т. п.).

Получение необходимых для врача сведений зависит и от культурного уровня родителей, их образования, от традиций и обста­новки в семье. При конфликтной ситуации в семье, недостаточном культурном уровне или просто в силу большой тревоги за жизнь больного ребенка родители опускают существенные детали разви­тия заболевания и самого ребенка, умалчивают о некоторых фак­тах, имеющих значение для возникновения и течения болезни. В некоторых случаях, испытывая страх перед госпитализацией ре­бенка или длительным запрещением посещать школу, родители сознательно не сообщают нужных врачу сведений, забывая о том, что они тем самым наносят ребенку вред, В таких случаях от пе­диатра требуется большое искусство среди множества разобщен­ных сведений о больном отобрать необходимые для диагноза, прео­долеть барьер недостаточной откровенности.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к этому виду деятельности, тем ярче и насыщеннее станет его жизнь. Важность и актуальность рассматриваемой ... творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме ...

Как известно, в педиатрическом анамнезе немаловажное зна­чение имеют сведения о развитии ребёнка в раннем возрасте (периоды новорожденности, грудной).

Получить такие сведения порой очень сложно, так как родители забывают некоторые данные или путают последовательность.

Во время сбора анамнеза обращают внимание на поведение ребенка, его реакцию на вопросы и ответы. Признаки волнения, расширение зрачков, увлажнение ладоней, побледнение или, на­оборот, румянец; щек свидетельствуют о лабильности вегетативной нервной системы, возможности функциональных расстройств нервной системы.

Все вышеизложенное является специфичным для педиатрической практики.Умело собранные и проанализированные анамнестические данные дают предпосылки к определенному диагнозу и оказывают неоценимую услугу педиатру.

Например, при упоминании матери о внезапно появившейся сыпи по всему телу баз каких-либо предшествующих симптомов прежде всего предполагают наличие краснухи.

Если родители рассказывают о нарастающей слабости и вялости ребенка, сочетающейся с субфебрильной температурой тела и жалобами на боли в ногах, а эти жалобы появились спустя 2 нед после обострения хронического тонзиллита то вполне естественно возникает предположение о ревматизме.

Если у школьника 7-го класса при врачебном осмотре выявлены повышение артериального давления при измерении на руках и почти полное отсутствие пульса на ногах, а, со слов роди­телей, у мальчика иногда прослушивали шум в области сердцаи были носовые кровотечения и головные боли, то можно выска­зать диагностическую гипотезу о наличии коарктации аорты.

В практической деятельности педиатра, конечно, встречаются н не столь типичные и достаточно ясные для диагностики случаи, а более сложные, атипичные, но, тем не менее, тщательно собранный анамнез позволяет в большинстве случаев высказать предположение пусть не о каком-либо конкретном заболевании,а хотя бы о группе, типе заболеваний. Дальнейшее наблюдение за больным, детальное клиническое обследование позволят от­вергнуть, уточнить или подтвердить предположительный диагноз.

Все, о чем говорилось выше, касалось методических особенно­стей сбора анамнеза и очень важного раздела его — истории бо­лезни. Не меньшее значение имеет история жизни и развитияребенка (анамнез жизни).

Знание этого раздела позволяет врачу оценить индивидуальные особенности ребенка, особенности фор­мирования конституционального соматотипа с его реактивностью, в частности с иммунобиологической реактивностью, определяю­щей возникновение и течение ряда заболеваний, особенно ин­фекционных.

В этом разделе уделяется большое внимание не только раз­витию ребенка после рождения, но и антенатальному периоду. Нередко формирование болезни, предрасположенности к какому-либо заболеванию осуществляется еще до рождения ребенка, в эмбриональном и фетальном периоде внутриутробного развития. Тесная связь материнского организма с развивающимся плодам создает такое положение, когда вредно действующий на организм матери фактор воздействует и на плод. В связи с этим важно получить сведения о течений беременности (о заболеваниях в период беременности, о применявшихся методах лечения).

3 стр., 1128 слов

Тема: История развития ребенка, или психологический анамнез

... ребенка и осуществите сбор психологического анамнеза. Контрольные вопросы 1.Каково специфическое значение метода анамнеза в комплексном психологическом обследовании ребенка? ... психологические проблемы связанные с данным кризисом   & ... ребенок к этому относился (без особого желания, крайне негативно, положительно)? 15. В каком возрасте поступил в школу?______ Легко ли адаптировался к школьной жизни? ...

Факт рождения ребенка недоношенным, тяжелые осложнен­ные роды, характеристика состояния новорожденного в раннем неонатальном периоде не должны оставаться без внимания. Не­доношенность, тяжелые осложненные роды, родовые травмы, асфиксия могут быть причиной поражений ЦНС, отставания в физическом и психическом развитии ребенка, анемии.

Характеристика заболеваемости (перенесенные заболевания), тяжесть их имеют немаловажное значение для формирования хронических процессов. Например, перенесенный в раннем дет­стве экссудативный диатез приводит у некоторых детей к тяже­лому атопическому дерматиту в более старшем возрастном периоде, частые респираторные заболевания, в частности пневмонии, могут при­вести к хроническому бронхолегочному процессу.

Нормальному функциональному состоянию органов пищева­рения в немалой степени способствует правильное рациональное питание детей в раннем детстве. Оно же влияет на некоторые показатели физического развития, в частности на массу тела. Поэтому в анамнезе уделяется внимание вопросам организации питания ребенка, как в первые месяцы его жизни, так и в после­дующие возрастные периоды. Нарушение основных принципов диететики ребенка обусловливает в ряде случаев снижение аппе­тита и отставание массы тела по сравнению с нормой. Установле­ние в анамнезе подобных нарушений позволяет исключить в ка­честве причин указанных жалоб органические поражения орга­нов пищеварения, а также дать родителям ребенка квалифици­рованные рекомендации.

Значительное место в анамнезе жизни ребенка занимают сведения о физическом и психическом развитии его, о становлении двигательных навыков. Это относится, прежде всего, к повозраст­ной динамике массы тела, роста, двигательных навыков (первые шаги, самостоятельное хождение и т. д.).

Что касается психи­ческого развития, то данные о времени узнавания матери и близ­ких, гулении, произнесении первых слов, интерес к игрушкам позволяют правильно оценить и эту сторону развития ребенка.

Правильному физическому и психическому развитию способ­ствуют условия жизни и быта ребенка. Выяснение неблаго­приятных факторов жизни и быта помогает педиатру установить причины возникновения некоторых заболеваний или предрасполагающих к ним моментов. Например, недостаточное пребывание ребенка на воздухе, слабое освещение комнаты, где он живет, создают предпосылки к развитию рахита. Малоподвижный образ жизни, длительный просмотр телевизионных передач, недостаточные занятия физической культурой приводят к нарушениям осанки, а в сочетании с чтением в положении лёжа – и к развитию расстройств аккомодации.

Последний раздел анамнеза — семейный анамнез (генеалогический метод) позволяет педиатру выяснить наследственный фон ре­бенка. Врач должен выяснить вопрос о здоровье родителей и его ближайших родственников. Кроме выяснения вопроса о болезнях, которыми эти лица страдали или страдают, а если они умерли, то о причинах их смерти, очень важно узнать, сколько им лет (в данное время или было к моменту смерти), так как эти данные отвечают на существенный вопрос о наследственных качествах семьи. Известно, что лица, страдающие неко­торыми тяжелыми болезнями, алкоголизмом и т. п., не только живут меньше, но и их потомство более слабое, обладает меньшей сопротивляемостью ин­фекциям. Помимо того, иногда полезно получить от больного сведения о телосложении его родных или предков: были ли они полными или худощавыми и т. п.

7 стр., 3397 слов

Психофизиологические особенности детей с задержкой речевого развития ...

... анамнезе часто встречаются тяжелые роды или ненормальное положение ребенка во время родов, что связано с микроскопическими кровоизлияниями в мозг. Позднее развитие ... ·наличие определенных болезней у ребенка; ·пол ребенка; ·ребенок - левша или правша; ·личные особенности ребенка. То есть речь ... до рождения ребенка. Ранний неонатальный период соответствует первой неделе жизни ребенка и характеризуется ...

Специально задаются вопросы о том, не было ли у членов семьи тех болезней, которые особенно сильно отражаются на потомстве (сифилис, туберкулез) или же носят семейный и наследственный характер (болезни обмена веществ: сахарный диабет, желчекаменная и почечно-каменная болезь, ожирение, некоторые болезни крови, вызывающие кровоточивость).

При этом врач не должен удовлетворяться простым ответом на эти вопросы: он может разузнать о некоторых симптомах, харак­терных для тех или иных болезней, и таким образом заподозрить их в семейном анамнезе. Наконец, следует еще попытаться установить преимущественную поражаемость в данной семье определенных органов, например, сердечно-сосудистой системы, пищеварительного аппарата и т. д.

Собирая данные семейного анамнеза, необходимо приводить хотя бы краткие сведения об условиях жизни. Нужно учи­тывать, что наличие у родственников одних и тех же заболеваний, конечно, само по себе еще не говорит об их наследственном характере, так как общие заболевания могут быть обусловлены общими или сходными условиями жизни и одновременным влиянием на членов семьи одних и тех же болезне­творных воздействий; таким образом, семейный анамнез служит мате­риалом для суждения о значении наследственного фактора. Врач должен постоянно стремиться уяснить себе влияние внешней, особенно социальной, среды на развитие наследственного пред­расположения к болезни. Клинический опыт постоянно убеждает врачей в том, что наследствен­ные качества человека в. смысле предрасположения к болезням подвержены изменениям под влиянием условий жизни. По словамА. А. Остроумова, «Человек, как и всякий живой организм, изменяется в условиях среды… Изменения организма, как благоприятные для существования—приспособления, так и неблагоприятные—патоло­гические, передаются потомкам».

Правильная оценка и сопоставление данных анамнеза позво­ляют врачу-педиатру создать рабочую диагностическую гипотезу с учетом индивидуальных особенностей организма данного ре­бенка. Объективное (физикальное) обследование, а в последую­щем по показаниям лабораторные, инструментальные и другие подсобные методы исследования подтвердят или уточнят эту гипотезу. Больному будет поставлен окончательный диагноз.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. СПб.: Фолиант, 1999.
  2. Зернов Н.Г., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Ленинград.: Медицина, 1984.
  3. Хертл М. Дифференциальная диагностика в педиатрии. – М.: Медицина, 1996.

Методические рекомендации составил: доц. Соловьева И.Л.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... подарок будет ещё и полезным. Подводя итоги, можно сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ... развития. Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. ...

Рецензент Азизова Р.Ш.

8