Клинический случай педофилии

Цель представления данного случая – проследить психодинамику формирования педофильных тенденций, выявить возможные причины девиантного психосексуального развития, обсудить эффективность терапии.

В сексологический центр обратился молодой человек (назовем его Романом) 25-ти лет с желанием разобраться в истоках «интереса к маленьким девочкам». В адрес пациента возбуждено уголовное дело по факту задержания в ситуации понуждения девочки 10-12 лет к действиям сексуального характера. Роман предъявлял решимость в готовности «принятия уголовной ответственности и наказания».

На первой встрече Роман, мужчина приятной, опрятной внешности, астенического телосложения, в качестве жалоб описал состояние подавленности, замкнутости, неотступный самоконтроль в мыслях и делах, постоянное напряжение. Избегал визуального контакта со мной. Сгорбленное, напряженное положение тела, сидел боком, суженный диапазон движений. Речь медленная и тихая, говорил с запинками. Старался описать свою личную историю и нынешнюю ситуацию откровенно и точно. Прямо отвечал на вопросы, сопротивления в момент сбора анамнеза не наблюдалось, но вместе с тем не проявлял активной заинтересованности в беседе. Роман признавал наличие проблемы, которую характеризовал как «необъяснимый, не подвластный контролю сексуальный интерес к девочкам, резко возникающие навязчивые мысли об экспериментировании». Он говорил о важности терапии, аргументируя невозможностью в одиночку справиться с «этим наваждением».

Воспитывался в полной семье. Есть младший брат (возрастная разница – 11 лет).

Мама – педагог, отец – инженер. Описал свою маму как «любящую, доминирующую, строгую и контролирующую». Отец – пассивная и отстраненная фигура, мало фигурировал в рассказе о детстве. Вспоминал, что в детстве мама следила за каждым шагом, он «постоянно ощущал ее присутствие за спиной: когда делал уроки, когда выполнял домашние обязанности, когда заботился о младшем брате, когда общался с друзьями». С его слов, родители ожидали ошибки, чтобы иметь возможность пристыдить. Описывал свою основную задачу в детстве как «сделать так, чтобы нравилось другим». Не мог припомнить своих «неправильных проступков», кроме явных двух, за которые был наказан. В первом случае в 7-летнем возрасте вместе с другом обрезали ремни портфеля одноклассника. Мама, узнав об этом, провела воспитательную беседу с сыном, объяснила необходимость отдать взамен свой портфель и извиниться перед одноклассником, а также необходимость понести наказание за данный проступок. Наказание заключалось в самостоятельном походе Романа в милицейский участок и рассказе «я совершил преступление, меня нужно посадить в тюрьму». Забрала мама сына из участка через 5 минут, когда он уже сознался и просил посадить его в камеру, недоумевая от растерянности милиционеров. Другая ситуация наказания ремнем с последующим вызовом бригады скорой помощи была в 12-летнем возрасте клиента за отказ от работы с репетитором и нежелание извиняться, поскольку чувствовал недомогание. Описывал Роман данные ситуации нейтральным, лишенным эмоциональности голосом, убеждая в хладнокровном отношении к действиям матери и представляя собственную точку зрения: «значит, так было и надо, сам виноват был». Лишь на 5-ой встрече робко заговорил о попытке последние 2-3 года отделиться от матери, глубоко спрятанном раздражении, вызванном ее постоянными нравоучениями и нарушением его личных границ и границ его супружества.

23 стр., 11030 слов

Психологическое значение детства и дошкольного периода

... дошкольном возрасте. Âпоследние годы многие специалисты говорят о необходимости более глубокого и разностороннего использования психологии в практике обучения ... с педагогами, с подростками и т.п. Я чувствовала острую необходимость в практике, потому что, читая лекции, всегда привожу ... торебенка, два дня назад я имела разговор с одной мамой… Это важно — чтобы примеры были не двадцатилетней давности, ...

Со слов Романа, после рождения младшего брата родители «воспитывали помогать». Он частично взял на себя материнские функции – кормил, укладывал спать, стирал. В настоящее время младший брат «боготворит» Романа, а он, в свою очередь, «чувствует свою ответственность за брата и стремится дать ему развитие и воспитание». По его мнению, в семье поддерживался всеобщий контроль друг за другом.

Таким образом, для Романа характерны отделение мышления от чувств, эмоциональная блокировка, жесткая направленность на правильное выполнение социальных ролей, склонность быть сознательным и ответственным.

В детском саду и школе был лидером и авторитетной фигурой среди сверстников. Пользовался уважением друзей. Его считали «ленивым в учебе, но умным». Говорил о значимости признания окружающими и важности лидерства. После средней школы окончил училище, техникум, в настоящее время является студентом сельскохозяйственной академии.

В процессе беседы и сбора психосексуального анамнеза была отмечена задержка психосексуального развития. Половое воспитание отсутствовало. Первые поллюции и эрекции в возрасте 11-12 лет не вызвали интереса, с его слов, «даже не заметил и не понял, что это такое». В пубертате «было модно гулять с девочками», но совершенно без платонических или эротических фантазий. С будущей женой познакомился в возрасте 15 лет. Впервые почувствовал собственное возбуждение и увидел возбуждение партнерши в 17 лет при петтинге. Эротический этап психосексуального развития без перехода к сексуальному этапу был прерван расставанием с девушкой, что было расценено клиентом как «совершенно немотивированное отвержение» и глубоко переживалось. Через 3 месяца девушка пришла к Роману со словами прощения и слезами раскаяния и просьбой «хочу ребенка только от тебя». Первый половой акт описан Романом: «все было как во сне», «хотелось бы, чтобы было иначе», «я совершенно не был готов». Следующие полгода практиковался петтинг ввиду страха причинить боль партнерше, в дальнейшем половая жизнь возобновилась. В 22 года женился. Говорил в целом об удовлетворительной половой жизни с женой, кроме отсутствия ее сексуальной инициативы, желания и редкой оргастической разрядки. Супруга убеждала Романа в единой ответственности мужчины за удовлетворенность женщины «мой оргазм зависит только от тебя», упрекала в недостаточном старании и умении. Половые акты затягивались во времени до 2 часов. Если у партнерши не наступал оргазм, Роман переживал мучительное чувство злости на себя и ощущение собственной мужской неполноценности. Мотив полового акта сводился исключительно к удовлетворению супруги, собственное удовольствие было незначимым.

15 стр., 7106 слов

"Унесенные ветром" как исторический роман

... вместо Диккенса, Шекспира или Ницше, читать которых заставляла ее мать, девочка упорно предпочитала «бульварную литературу»: любовные романы и дамские журналы. При этом свои рассказы Маргарет начала ... из газет «Манифест феминисток», да еще и сфотографировавшись по тем временам «в совершенно неприличном виде»: в мужской одежде, ковбойских сапогах и шляпе. Семья Маргарет, мягко ...

Через 1,5 года после начала совместной супружеской жизни Роман проходил мимо детского сада и увидел, как девочки 8-10 лет совершали «хулиганские поступки»: разрушали детские поделки – фигурки из соломы, раздевали их. Своим долгом посчитал вмешаться и поругать. Одной девочке, которая растерялась и не смогла убежать, сказал: «Поднимай юбку, снимай трусы и стой так. Сейчас с собой ты сделала то же самое, что и с этими несчастными игрушками. Стыдно? Тогда иди домой и больше так не делай». Объяснял свое поведение в данном случае жесткими моральными нормами, привитыми родителями, стремлением к справедливости. Далее случайно набрел в Интернете на порносайт, увидел рубрику «может ли девочка получить оргазм», мгновенно визуализировался образ «девочка со спущенными трусиками на детской площадке», появилось сексуальное возбуждение.

Далее в течение года было предприняты попытки осмотра или показа половых органов с тремя девочками 9-12 лет. В двух первых случаях показ собственного полового члена в лифте описывает как непреднамеренный, неконтролируемый акт с ярко выраженным желанием исследовать, будет ли девочка проявлять интерес и половое возбуждение. В последнем случае Роман на улице наблюдал такие «неправильные, аморальные действия девочки», как поцелуи с мальчиком. Затем, когда девочка вошла в подъезд, последовал за ней, принял роль строгого наставника: «А родители знают, что ты делаешь? Не стыдно?» и потребовал обнажиться, с целью проверки — не делала ли она чего-то плохого. Был задержан жильцом подъезда, не пытался убежать, несмотря на наличие такой возможности, мотивируя «усталостью от мучающих желаний и стремлением покончить с этим».

Дополнительные сведения к анамнезу.

На первый прием пришел вместе с матерью, женщиной 50-ти лет с большим педагогическим стажем, которая попросила перед первичным интервью с сыном выслушать ее. Роман поведал матери о своей тайной стороне жизни, когда было заведено уголовное дело, и попросил помощи. С первых минут беседы попыталась установить близкий контакт со мной, представляя себя как любящую маму, самоотверженно бросившуюся на спасение сына и готовую на сотрудничество с судебными представителями и психотерапевтом, который возьмется за работу с сыном. Отмечалась заискивающая и тревожная установка, выражающаяся в активном поиске моего одобрения и поддержки, постоянном визуальном контакте и напряженном вслушивании в любое сказанное мной слово, умоляющей позиции «Вы ведь нам поможете, не откажетесь…», большом количестве жестов согласия и четко представленной лести в мой адрес «нам рекомендовали Вас как высоко компетентного специалиста», «я очень надеюсь на Вашу помощь». В качестве мотива совместного обращения ко мне предъявила желание разобраться, почему «это» произошло. Говорила о постоянных навязчивых размышлениях и воспоминаниях: «Что я сделала не так, что не предусмотрела в воспитании». Со слезами раскаяния и бичующими обвинениями в свой адрес мать в подробностях описала два случая жестокого наказания Романа.

6 стр., 2709 слов

Жизнь современных девочек

... можно иначе! Про шитье Анализируя анкеты девочек, можно заметить, что от вида куклы зависит отношение девочек к куклам. От этого же ... стриженной травы; «вепсская кукла», которую делали из старых вещей матери. Причем главным условие создания такой куклы было отсутствие в ... детям. В игре с куклами производятся наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными ...

Высказывала свою гипотезу о подавлении сына его доминирующей и авторитарной супругой. Характеризовала Романа как послушного, правильного, дисциплинированного мальчика, лидера, уважаемого близкими и друзьями, указывая на родительское стремление воспитать высокоморального и упорно старающегося человека. Отмечалась некая противоречивость установки матери по отношению к сыну: с одной стороны, она говорила о сильной любви и желании спасти его, с другой стороны, настаивала на признании в суде во всех эпизодах сексуальных действий в адрес девочек «для облегчения совести и очищения души», чем вызывала даже недоумение адвоката. Складывалось впечатление карающей материнской любви, когда мама жалеет и бьет одновременно. Я амбивалентно откликалась на рассказ матери пациента: сочувствием ее материнскому переживанию и раздражением. Было ощущение от беседы с матерью, что она предприняла навязчиво-вежливую попытку установить контроль над терапевтическим процессом. Это вызвало у меня сильное желание отстраниться и четко прояснить границы: «Благодарю Вас за открытость и помощь в описании качеств сына и тонкостей отношений с ним. Понимаю Вашу боль, вижу Вашу заинтересованность. К сожалению, заранее не могу гарантировать успех терапии, все будет зависеть от мотивации Романа. Должна Вас предупредить: согласно терапевтическому правилу конфиденциальности, если я возьму Романа в терапию, любые дальнейшие обсуждения с Вами его динамики будут запрещены».

На третий прием Роман пришел совместно с супругой, женщиной 24 лет, приятной внешности, открытой в общении, которая говорила о своем долге «поддержать мужа в трудной ситуации», сочувствии к нему и необходимости понять причину произошедшего. По мнению супруги, в жизни Романа мама была единственным близким человеком до встречи с ней, затем она заменила маму. Описывала контроль над их жизнью со стороны свекрови, ежевечерние звонки с расспросом подробностей прошедшего дня. Старательно скрывала возмущение, злость, обиду по отношению к Роману, лишь вскользь, будто невзначай интересуясь у меня, «как же он так мог поступить». При описании сексуальной жизни с Романом говорила о собственном слабом половом влечении, отсутствии интереса к сексуальным фантазиям, частом отсутствии оргазма. Рассказала о вытесненной детской истории: в 4-5-летнем возрасте была жертвой сексуальных действий со стороны соседа, который трогал ее половые органы.

На 5 сессии Роман упрямо заявил, что больше не замечает за собой влечения к девочкам. Убеждал в наличии у себя значительной силы воли. О предыдущих эпизодах рассказывал отстраненно: «все было как в тумане», «меня там будто не было». Сказал, что в данный момент он строит жизнь по нормам и правилам общежития. Та, влекущая к детям часть личности, отрицалась: «меня это не волнует, это был не я». Гордо рассказывал о лидерстве на новой работе, об отсутствии собственных негативных качеств и негативных чувств, о себе, как человеке, с которого все берут пример: «у меня получается все лучше, чем у других, и я чаще всего оказываюсь прав». Считает, что ему неведомо чувство жалости к людям, чувство боли: «у меня не сердце, а камень». Ратует за хладнокровное, эмоционально не включенное отношение к людям в сложных ситуациях – быстрое оказание помощи «сделать то, что нужно, и все».

12 стр., 5639 слов

Повествовательные особенности в романе Даниэля Дефо ‘Робинзон Крузо’

... самой повествовательной структуры. Важнейшим этапом в истории восприятия романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» была его оценка, ... Более того, он начинал свою жизнь с профессии, которая не имеет никакого отношения к литературной деятельности: он был ... то есть неумении достоверно изображать чувства героя. Кроме того, «вопиющим недостатком» этого романа Диккенс считает и то, что ...

Заключение о клиническом случае.

Попытаемся проследить формирование характерологических особенностей Романа, способствующих развитию педофильных тенденций, а также сформулировать видение проблемы клиента и терапевтический план. Один из основных вопросов, выдвигаемых на обсуждение – насколько эффективна терапия, стоит ли ожидать результатов от терапии с такими клиентами?

 

Мотивом навязчиво — компульсивного перфекционизма Романа с детства является предотвращение сурового наказания, контролирование того, что «неправильно в поступках» и сохранение контроля над тем, что не нравится другим. Это стереотипная попытка понравиться авторитетной и любимой матери и избежать наказания. С раннего детства его педантичный и лишенный эмоциональных переживаний способ жизни позволял отстраняться от собственных негативных чувств по отношению к контролирующей и жесткой матери, поскольку они представляли опасность для детской стабильности. Он выбрал стратегию подчинения первой женщине в своей жизни, стратегию длительного подавления естественных чувств обиды и злости, стратегию старательного, правильного, удобного ребенка. В детстве выработались сильная воля, выдержка, непреклонность, правило «не плакать», что облегчило приспособление к родительским требованиям.

В дальнейшем при выборе сексуального объекта стратегия подчинения вновь была использована. Усилилось давление невыраженных импульсов злости к женщине, укорявшей его в сексуальной несостоятельности. Роман был подавлен сложностями в сексуальных отношениях с женой, переживал постоянное чувство вины за неумение доставить удовольствие любимой женщине. Похоже, волевые усилия Романа были направлены на контроль того, что не поддается контролю – на влечения и чувства. Создается впечатление, что неудавшаяся защита в овладении этими неосознанными негативными импульсами привела к появлению навязчивых мыслей об агрессивном экспериментировании с девочками с целью понять, сможет ли она получить удовольствие. Кроме того, именно со слабыми, не готовыми оказать сопротивление девочками, у Романа была возможность изменить стратегию поведения с женщинами с «подчинения себя» на «подчинение их». Жесткость и морализирование по отношению к «провинившимся» девочкам – это выражение бунта против жесткости матери, в форме проективной идентификации.

Враждебные мысли и действия в адрес еще незрелых женщин, безусловно, были далеки от образа идеального, совершенного человека, которым старался быть Роман, ввиду чего в процессе терапии он стал отрицать их и отстранять от своего Я.

В появлении девиантной сексуальности также в основе лежит искаженное психосексуальное развитие. Задержка психосексуального развития (гипертрофия платонического компонента либидо при редукции эротического и сексуального) говорит о дисгармонии пубертата. Отмечается нечеткая дифференцированность образов «женщина – ребенок» и склонность приписывать девочкам качества взрослой женщины. Личностная незрелость, отсутствие осознанного психологического желания при вступлении в первую половую близость повлекли за собой негативное запечатление. Постоянная дальнейшая неудовлетворенность половой жизнью с женой вызвали избегание зрелого сексуального объекта и поиск нового, более доступного, слабого и деперсонифицированного.

3 стр., 1460 слов

Влияние воспитательного стиля матери на развитие личности ребенка

... 1979)..... Заключение В результате анализа литературы по проблеме влияния воспитательного стиля матери на развитие личности ребенка были сделаны следующие выводы: 1. Материнская любовь к ... И.А. Сикорский (1884) утверждал, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; ...

У Романа при яркой и жестко сформированной системе когнитивного контроля отмечается резко сниженный уровень эмоционального контроля. Наблюдаются трудности в налаживании эмоционального взаимодействия с людьми: отсутствие ориентировки в своих чувствах и эмоциях, нечувствительность к переживаниям близких людей, нарушение способности эмпатии. С детства взаимодействие с родителями осуществлялось не за счет сопереживания другим, а за счет формального подчинения их требованиям и механического усвоения стереотипов поведения. Потребность Романа в эмоциональном контакте не была развита, поэтому удовольствие от радости других и сочувствие лишениям других остались закапсулированными. Таким образом, нарушение эмоциональности Романа способствовало развитию девиантного поведения. Девочка воспринималась Романом как объект исследования, средство удовлетворения собственной познавательной потребности. В момент совершения сексуального действия он не был способен оценить переживания девочки и эмоциональные последствия своего поступка для нее.

Еще одна гипотеза. Согласно гештальтистскому взгляду: патогенно не проявление агрессии, а ее дефлексия или гипертрофия. В данном клиническом примере Роман испытывал недовольство действиями супруги, но не говорил ей об этом, потому что открытое проявление агрессии в отношениях запрещалось, сексуальные партнеры не допускали проявление агрессивной составляющей их посланий. Данный симптом (интерес к маленьким девочкам) стал способом выразить агрессию партнерше.

 

Долгосрочные цели терапии:

В целом, основным направлением в работе с Романом является восстановление нарушенной эмоциональной сферы.

Этапы:

· Мягкая конфронтация с жесткими формами защиты (отрицание, рационализация, реактивное образование, проективная идентификация) и механизмами прерывания контакта (дефлексия, эготизм, ретрофлексия, проекция)

· Принятие и выражение отвергаемых чувств и мыслей. Развитие чувствительности к собственным переживаниям.

· Развитие полных чувств по отношению к близким женщинам (матери, жене) и другим близким людям. Увеличение способности переживать амбивалентность любви и ненависти.

· Развитие эмпатического отклика к переживаниям других.

· Переживание удовольствия от эмоционального контакта.