Оценка биологического анамнеза

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА

СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающих

по специальности «Педиатрия 60 103»

Владикавказ, 2014 г.

Авторы:

Зав. каф., проф., д.м.н. Кусова А.Р.

Ассистент Худалова Ф.К.

Рецензенты:

Бораева Т.Т. — зав. кафедрой детских болезней № 1, д.м.н., доцент

Аликова З.Р. — зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, д.м.н., профессор

Утверждено на заседании ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА

Минздрава России

___________________________

Цель занятия: изучить критерии здоровья детей, научиться оценивать биологический анамнез, нервно-психическое развитие, уровень резистентности организма и на их основе определять группу здоровья ребенка.

Студент должен знать:

1) определение понятия «здоровье», основные показатели, характеризующие здоровье детского населения;

2) критерии оценки состояния здоровья детей: особенности онтогенеза, уровень физического развития, показатели нервно-психического развития, оценка резистентности, уровень функционального состояния, наличие или отсутствие врожденных пороков развития и хронических заболеваний.

Студент должен уметь:

1) оценить биологический анамнез, нервно-психическое развитие, уровень резистентности организма;

2) определить группу здоровья ребенка периода новорожденности;

3) определить группу здоровья ребенка после периода новорожденности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник/В.Р. Кучма. Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2010. — 480 с.

2. Медико-биологические основы обучения и воспитания детей. Руководство для медицинских работников/ В.Р. Кучма/ Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2005. — 523 с.

5 стр., 2100 слов

Показатели уровня биологического развития школьников

... ; - функциональное состояние органов и систем; - резистентность и активность организма; - уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.   I ГРУППА - контингент здоровых детей, не имеющих ... , дефектолога, логопеда, ортопеда). Приложение 9   КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ   I ГРУППА - здоровые дети   II ГРУППА - здоровые, но с наличием риска ...

Дополнительная литература:

Ø Педиатрия/ учебник/ ред. Н.П. Шабалов, СПб.: СпецЛит, 2005. — 893 с.

Ø Здоровый ребенок от рождения до 7 лет / ред. А.С. Калмыкова, Н.В. Ткачева, Л.И. Марочкина, Л.Я. Климов, Н.В. Зарытовская, О.К. Кулешова, В.Н. Шайтанова, О.С. Феодосиади — Изд. «Феникс». — Ростов-на-Дону, 2008. — 335 с.

Здоровье — один из показателей, наиболее полно определяющий специфику и структуру современного общества. Современные данные эпидемиологии здоро­вья все больше подтверждают то положение, что имен­но в детском возрасте закладываются многие пожиз­ненные свойства здоровья и состояния риска, и даже субклинические дебюты многих хронических заболе­ваний людей взрослого и пожилого возраста.

По определению ВОЗ (1986) «Здоровье — это состо­яние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физи­ческих дефектов». Здоровье человека может также рассматриваться в различных аспектах: социально-биоло­гическом, социально-политическом, экономическом, морально-этическом, психофизиологическом.

Принято выделять следующие компоненты здоровья.

Соматическое— текущее состояние органов и сис­тем организма, основу которого составляет биологи­ческая программа индивидуального развития, опосре­дованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого состав­ляют морфофункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это физическая активность и физическая готовность ребенка, параметры, отража­ющие физическую работоспособность и толерантность к физическим нагрузкам, общая выносливость и дви­гательная активность человека.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов. В ос­нове психического здоровья лежит полноценное разви­тие и психическое равновесие на всех этапах онтогене­за, наличие общего душевного комфорта, обеспечиваю­щее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье определяется через успешность социальной адаптации и отсутствие признаков психических забо­леваний.

8 стр., 3606 слов

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека…4

... здоровья. Глава I. Особенности психологии здоровья, понятия «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека. Понятие «психологическое здоровье». Как уже было сказано выше, понятие “здоровье ... убеждений, рожденных культурой: если в организме нарушено равновесие между Ян и Инь ... культуры человека, понимаемой как уровень самопознания и саморегуляции человека в различных ...

Психологическое здоровье — комплекс интересов человека в жизни, свобода мысли, инициатива, увле­ченность своим делом, активность, самостоятельность, ответственность.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферыжизнедеятельности, основу которого определяет сис­тема ценностей, установок мотивов поведения инди­вида в обществе.

Репродуктивное здоровье— отсутствие органичес­ких расстройств, заболеваний и недостаточностей, ме­шающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

Уровень здоровья— обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончатель­но не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход).

В донозологической диагностике такая шкала со­здавалась для оценки промежуточных состояний, пе­реходов от «здоровья» к болезни. МНИИ им. Н.А. Семашко определяет уровень здо­ровья как «естественное состояние организма, харак­теризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо заболеваний; это воз­можность оптимально выполнять адекватно возрасту биологические и социальные функции». Применительно к ребенку «уравновешенность с окружающей сре­дой» — это его рост и развитие в соответствие с возра­стом, уровень здоровья и социализации.

Существует точка зрения, что уровень здоровья в целом является мерой адаптации: чем больше адапта­ционные возможности, тем выше уровень здоровья че­ловека (В.В. Шевцов, 1995).

4 стр., 1885 слов

Роль индивидуально-психологических особенностей в формировании реакции на здоровье-заболевание

... формировании реакций на здоровье-заболевание 1. Личные особенности и здоровье Изучение личностных реакций больного на заболевание предполагает рассмотрение ... , сознательно, т.е. отражает индивидуальный или личностный уровень. Но при всей неповторимости, уникальности, его можно ... , сознательно, т.е. отражает индивидуальный или личностный уровень. Но при всей неповторимости, уникальности, его можно ...

Другая точка зрения: уровень здоровья индивида может быть количественно охарактеризован резерва­ми энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций (Г.Л. Апанасенко, 1992).

Качество здоровья — это наличие некой совокуп­ности свойств организма, характеризуемой такими показателями, как благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограни­чений, высокая работоспособность, высокая адаптив­ность, психическая уравновешенность, коммуникабель­ность и др.

Чем выше качество здоровья, тем полнее перечень этих показателей и выше уровень каждого из показа­телей.

Оценка качества здоровья — процедура в значитель­ной мере субъективная. Преодоление этого субъекти­визма возможно только при использовании количе­ственных критериев.

Критерии здоровья

В условиях детских амбулаторно-поликлинических учреждений для организации диспансерного наблю­дения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состо­яния здоровья детей с определением следующих кри­териев:

Первыйкритерий, обусловливающий здоровье — особенности онтогенеза (генеалогический, биологичес­кий, социальный анамнез).

Второйкритерий, определяющий здоровье — уро­вень физического развития и степень его гармонично­сти.

Третийкритерий — уровень нервно-психического развития.

Четвертыйкритерий — уровень резистентности организма.

Пятыйкритерий — уровень функционального со­стояния органов, систем и поведенческие реакции.

Шестойкритерий — наличие или отсутствие хро­нических заболеваний или врожденных пороков раз­вития.

Особенности онтогенеза (первый критерий здоро­вья) — оцениваются на основании полученных дан­ных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза.

3 стр., 1026 слов

Нормобарическая гипокситерапия в реабилитации детей с различными заболеваниями

... др.). 4. Вторичные иммуннодефицитные состояния у часто болеющих детей простудными заболеваниями. 5. Хронические воспалительные заболевания внутренних органов в стадии ремиссии. 6. Вегетососудистая ... несовершеннолетних приобретает разработка и реализация комплексных мероприятий, направленных на восстановление здоровья несовершеннолетнего, его социальную адаптацию в обществе, коррекцию нарушений психо ...

Сбор генеалогического анамнеза (ГА) проводится путем составления родословной семьи ребенка (пробанда), учитывая сведения о заболеваниях трех (луч­ше четырех) поколений, включая пробанда. Родословная должна содержать информацию о род­ственных отношениях в семье (не являются ли роди­тели родственниками), национальности, числе кров­ных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.

При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил:

■ расстояние между поколениями должно быть оди­наковым;

■ каждый член родословной должен располагаться в своем поколении;

■ линии пересечения должны обозначаться четко;

■ поколения обозначаются римскими цифрами, на­чиная с верхнего (I);

■ в каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения.

При употреблении символов для обозначения опре­деленных признаков к родословной обязательно при­лагается описание обозначений (легенда).

Оценка ГА проводится для:

■ выявления моногенных и хромосомных наслед­ственных заболеваний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточ­ность и др.);

■ количественной оценки отягощенности ГА;

■ качественной оценки отягощенности с выявле­нием предрасположенности к тем или иным за­болеваниям.

Для количественной оценки отягощенности ГА ис­пользуют индекс отягощенности (1о), определяемый отношением общего количества хронических заболе­ваний или ВПР у кровных родственников пробанда, о которых есть сведения (А), к общему числу всех род­ственников (Б), исключая пробанда (1о = А: Б).Генеалогический анамнез считается «благополуч­ным» при числовом выражении 1о до 0,3, «условно благополучным» при 1о от 0,3 до 0,6 и «неблагополуч­ным» при 1о 0,7 и более.

При качественной оценке отягощенности ГА отме­чают однонаправленность, если в поколениях родо­словной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем и мультифакторную отягощенность, если в поколениях родословной выявлены хроничес­кие заболевания разных органов и систем.

Сбор биологического анамнеза

Биологический анамнез (БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза: антенатальный период (АНП), интранатальный (ИНП), ранний неонатальный (РНП), поздний неонатальный (ПНП) и постнатальный период (ПП).

В АНП выясняют особенности течения первой и вто­рой половины беременности: гестозы, угроза выкиды­ша, многоводие, экстрагенитальные заболевания у мате­ри, профессиональные вредности у родителей, отрица­тельная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирус­ные заболевания во время беременности, посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.

В ИНП и РНП выясняют: характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды, затяжные и др.), пособие в родах, оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.), оценку по шка­ле Апгар, крик ребенка, диагноз при рождении и вы­писке из родильного дома, срок прикладывания к гру­ди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, против гепатита В, время отпадения пуповины, состояние ребенка и матери при выписке из родиль­ного дома.

В ПНП продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношен­ность, гемолитическая болезнь новорожденного, ост­рые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, по­граничные состояния и их длительность.

В ПП имеют значение: повторные острые инфекци­онные заболевания, рахит; анемия, расстройства тро­фики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратро-фия), диатезы. Сведения о БА участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бе­сед с родителями. Неблагоприятные факторы, влияю­щие на плод в антенатальном периоде, могут оказы­вать свое влияние на ребенка и после рождения. Кро­ме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут отмечаться функциональные изменения со сто­роны нервной системы, желудочно-кишечного тракта и других систем, нарушение адаптации, тяжелое те­чение заболевания. Оценка этих факторов обеспечива­ет более объективную характеристику уровня здоро­вья новорожденного, ребенка грудного возраста, а так­же позволяет прогнозировать здоровье в раннем детстве.

Оценка биологического анамнеза

БА расценивается как благополучный,если нет факторов риска ни в одном из периодов раннего онто­генеза. БА расценивается как условно благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтоге­неза. БА — неблагополучный, если есть факторы риска в двух и более периодах онтогенеза.

О степени неблагополучия в периоде внутриутроб­ного развития ребенка можно косвенно судить по уров­ню его стигматизации. В зависимости от силы по­вреждающих факторов количество стигм дизэмбриогенеза (малых аномалий развития — MAP) может бытьразличным. В норме порог стигматизации не превы­шает 5−7стигм.

Второй критерий здоровья— уровень физического развития.

К показателям физического развития (ФР), кото­рые обычно рассматриваются врачами, антропологами и другими специалистами с целью контроля динами­ки процесса роста и развития относятся: масса тела, длина тела, окружность головы, окружность грудной клетки. Наряду с этими могут рассматриваться и дру­гие показатели (кожно-жировые складки, окружнос­ти бедра, голени, плеча и др.).

Для оценки показателей ФР используются норма­тивные центильные таблицы и шкалы (лучше регио­нальные).

Вначале оценивают каждый из показателей ФР, а затем анализируют их соотношение. Центильная шкала представлена шестью (или семью) колонка­ми цифр, отражающими значение признака. Простран­ство между цифрами («коридоры») отражает диапазон величин признака.

Каждый измерительный признак (длина, масса, окружность головы, грудной клетки) может быть по­мещен в свою область или «коридор» центильной шка­лы. Результаты измерения в области до 3 центиля ука­зывают на «очень низкий» показатель; от 3 до 10 — на «низкий», от 10 до 25 центиля — на «сниженный» показатель. Значение показателей в зоне от 25 до 75 центиля принимается за «средние» или «условно нормальные величины». Область от 75 до 90 центиляуказывает на «повышенный» показатель, от 90 до 97 — на «высокий» и от 97 центиля — на «очень высокий» показатель.

Оценку физического развития начинают с опреде­ления его уровня по центильному коридору, в котором находится рост ребенка. Среднему уровню развития соответствуют 4—5 коридоры, 3 и 6 коридоры — уров­ню ниже и выше среднего, 2 и 7 коридоры — низко­му и высокому, 1 и 8 коридоры — очень низкому и очень высокому.

Здоровых детей (без ожирения и гипотрофии) мож­но отнести к одному из четырех соматотипов, кото­рые определяются только у детей с гармоничным раз­витием. Отнесение ребенка к одному из соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для мас­сы, длины тела и окружности грудной клетки. При сумме баллов (номеров) от 3 до 10 — ребенок относит­ся к микросоматическому типу (ФР ниже среднего), при сумме от 11 до 14 баллов — мезомикросоматическому, от 14 до 17 — мезомакросоматическому (ФР сред­нее), при сумме от 18 до 24 баллов — макросоматическому (ФР выше среднего).

Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае если разность номеров областей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не превы­шает 1, можно говорить о гармоничном развитии, если эта разность составляет 2 — развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если 3 и более — резко дисгармоничным.

Наибольшими отклонениями в ФР следует считать варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой тела (область до 3 центиля) и высокая масса тела (область выше 97 центиля) при любой длине тела. Вероятность патологической природы этих откло­нений достаточно высока, поэтому дети с указанными показателями требуют обязательного обследования и консультирования специалистами. В условиях длитель­ного воздействия неблагоприятных факторов у ребен­ка может возникнуть равномерное отставание в росте и массе тела при несколько сниженной упитанности и тургоре тканей. Такое состояние у детей первого года жизни носит название гипостатуры; для детей старше года в этих случаях употребляется термин суб­нанизм.

В первом полугодии отставание может быть у детей с пренатальной гипотрофией, во втором — при нали­чии врожденных пороков, энцефалопатии. Это состоя­ние следует отличать от конституциональной низко­рослости, где отсутствуют нарушения трофики, отста­вание в НПР, нарушение толерантности к пище. Если показатели окружности головы попадают в 1, 2, 7, 8 «коридоры», следует исключать заболевания, сопровождающиеся микроцефалией, краниостенозом, гидроцефалией.

Форма итоговой записи антропологического исследования

Рекомендуется записывать следующие данные: дата измерения, возраст ребенка, результат каждого изме­рения (масса, длина, окружность головы, окружность груди) в см и кг, а рядом с этими результатами (в скобках) — номера центильных зон, к которым они относятся в таблицах стандартов. Затем формируется общая оценка антропометрических данных — уровень физического развития, степень гармоничности, соматотип, отмечается наиболее отклоняющийся признак, если такой имеется.

Третий критерий здоровья — уровень нервно-пси­хического развития (НПР).

Контроль НПР проводит­ся при каждом диспансерном осмотре здорового ре­бенка патронажной медицинской сестрой на дому путем опроса матери и выявления уровня развития ре­бенка с помощью определенной методики.

При оценке НПР детей в возрасте до 3-х лет руковод­ствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития, отраженным в таблице.

Показатели нервно-психического развития ребенка 1−12 месяцев жизни

Возраст Показатели нервно-психического развития
1 месяц Аз — анализатор зрительный Кратковременно фиксирует взгляд и следит за блестящим предметом
Ас — анализатор слуховой Вздрагивает при резком звуке и мигает
Эмоции Первая улыбка
До — движения общие Попытка держать голову, лежа на животе
2 месяца Аз — анализатор зрительный Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой
Ас — анализатор слуховой Прислушивается
Эмоции Улыбается в ответ на речь взрослого
До — движения общие Хорошо держит голову 1−2 минуты в вертикальном положении
3 месяца Аз — анализатор зрительный Фиксирует взгляд на подвижных предметах, находясь в любом положении
Ас — анализатор слуховой Отчетливое слуховое сосредоточение
Эмоции В ответ на разговор появляется комплекс оживления
До — движения общие Хорошо удерживает голову, лежа на животе, есть упор ног
Др — движения руками Случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью
Ра — речь активная Начинает гулить
4 месяца Аз — анализатор зрительный Узнает мать
Ас — анализатор слуховой Поворачивает голову на звук
Эмоции Громко смеются
До — движения общие Поворачивается со спины на живот
Др — движения руками Захватывает повещенную игрушку
Ра — речь активная Длительно гулит
5 месяцев Аз — анализатор зрительный Отличает чужих от близких
Ас — анализатор слуховой Различает тон, с которым к нему обращаются
До — движения общие При поддержке стоит, не подгибая ног. Поворачивается со спины на живот
Др — движения руками Четко берет игрушку, которую держат над грудью ребенка
Ра — речь активная Продолжает долго гулить
6 месяцев До — движения общие Поворачивается с живота на спину, подползает
Др — движения руками Свободно берет игрушку из разных положений
Ра — речь активная Произносит «ма», «ба», (начало лепета)
Н — навыки Снимает пищу губами с ложки
7 месяцев До — движения общие Хорошо ползает
Др — движения руками Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую
Ра — речь активная Произносит слоги многократно (лепечет)
Рп — понимание речи На вопрос «где» — находит предмет, расположенный в определенном месте
Н — навыки, умения Пьет из чашки, которую держит взрослый
8 месяцев До — движения общие Самостоятельно садится, сидит и опускается, встает с опоры и ходит, держась за барьер
Др — движения руками Игрушками занимается долго
Ра — речь активная Громко повторно произносит различные слова
Рп — понимание речи По просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свидания»
Н — навыки, умения Сам держит и ест корочку хлеба
9 месяцев До — движения общие Ходит при поддержке за обе руки
Др — движения руками Действует с предметами по-разному (катает, вынимает в зависимости от свойств)
Ра — речь активная Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете
Рп — понимание речи Знает свое имя. На вопрос «где» находит и достает предмет из массы игрушек
Н — навыки, умения Умеет пить из чашки, слегка придерживаю ее руками
10 месяцев До — движения общие Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее
Др — движения руками Открывает, закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой
Ра — речь активная Подражает разным слогам взрослого
Рп — понимание речи Знает название частей тела. Дает знакомый предмет оп просьбе взрослого
Н — навыки, умения Пьет из чашки
11 месяцев До — движения общие Стоит самостоятельно без опоры
Др — движения руками Накладывает кубики, снимает и надевает кольца пирамиды
Ра — речь активная Произносит первые слова-обозначения «мама», «ав-ав», «кис-кис»
Рп — понимание речи Выполняет элементарные требования взрослого
Н — навыки, умения Пьет из чашки
12 месяцев До — движения общие Ходит самостоятельно
Ра — речь активная Произносит 8−10 слов
Рп — понимание речи Выполняет элементарные требования взрослого. Увеличивает запас понимаемых слов
Н — навыки, умения Сам берет чашку и пьет

Качественно-количественная оценка психического развития детей 1−2-3 года жизни

1 группа 1.Дети с опережением в развитии: а) на один эпикризный срок — ускоренное развитие; б) на 2 эпикризных срока — высокое развитие; 2. Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармоничным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть выше на 2 эпикризных срока. 3. Дети с нормальным развитием
2 группа 1.Дети с задержкой развития на 1 эпикризный срок: а) 1 степень: задержка 2−3 показателей; б) 2 степень: задержка 3−4 показателей; в) 3 степень: задержка 5−7 показателей. 2. Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).
3 группа 1.Дети с задержкой на 2 эпикризных срока: а) 1 степень: задержка 2−3 показателей; б) 2 степень: задержка 3−4 показателей; в) 3 степень: задержка 5−7 показателей. 2. Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть — на 2 эпикризных срока).
4 группа 1.Дети с задержкой на 3 эпикризных срока: а) 1 степень: задержка 2−3 показателей; б) 2 степень: задержка 3−4 показателей. 2. Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть — на 3 эпикризных срока).

При соответствии НПР ребенка возрасту или пре­вышении его выставляется I группа НПР. При отста­вании ребенка хотя бы по одному показателю на один эпикризный срок — II группа НПР. При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на два эпикризных срока выставляется — III группа НПР и при отставании ребенка хотя бы по одному показателю на три эпикризных срока — IV группа НПР. Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считает­ся 1 месяц, для ребенка второго года — квартал и для третьего — полугодие.

Важным индикатором ранних отклонений в здоро­вье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, является поведение ребенка, которое от­ражает также и уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрос­лыми, воспринимать обучение и др.).

Показатели поведения

1.Эмоциональное состояние (для детей 1-го года жизни) положительное, отрицательное, неустой­чивое, мало эмоциональное.

2.Настроение (для детей 2−6 лет):

■ бодрое, жизнерадостное — охотно контакти­рует с окружающими, с интересом, активно играет, дружелюбен, часто (адекватно) улыба­ется, смеется, нет страхов;

■ спокойное — положительно относится к окру­жающим, менее эмоционален, активен;

■ раздражительное, возбужденное — плакси­вость, неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, возможны аф­фективные вспышки возбуждения, озлоблен­ность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;

■ подавленное — вял, пассивен, неконтактен, замкнут, может долго плакать;

■ неустойчивое — может быть весел, смех быст­ро сменяется плачем, вступает в конфликты.

3.Засыпание — спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздействиями (укачивание).

4.Сон (дневной или/и ночной) — глубокий (неглу­бокий), спокойный, (беспокойный), прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно длитель­ный, с воздействиями.

5.Аппетит и пищевое поведение — хороший, неус­тойчивый, сниженный, избирательный, повы­шенный, отказ от пищи, мало ест, ест с жаднос­тью, оставляет пищу.

6. Характер бодрствования — активный, малоактив­ный, пассивный.

7.Отрицательные привычки (автоматизмы, стерео­типы) — нет отрицательных привычек, сосет пу­стышку, палец, язык, губу, одежду, раскачива­ется, выдергивает (крутит) волосы, часто морга­ет, онанирует.

8.Взаимоотношения с детьми и взрослыми — кон­тактен, груб, агрессивен (кусается, царапается, дерется), ласков, навязчив, любознателен, ини­циативен, деятелен, легко обучается, нелюбозна­телен, заторможен, подвижен, уравновешен, мед­лителен, легко утомляем, боязлив и др.

Оценка поведения:

■ без отклонений;

■ незначительные отклонения (группа внимания) — отклонения по одному показателю;

■ умеренные отклонения (группа риска) — откло­нения в поведении по двум-трем показателям;

■ выраженные отклонения (группа высокого рис­ка) — отклонения по четырем-пяти показателям;

■ значительные отклонения (диспансерная груп­па) — отклонения в поведении по шести и более показателям.

Четвертый критерий здоровья — уровень резистентности организма

Резистентность — совокупность генетически детер­минированных неспецифических защитных механиз­мов, обусловливающих невосприимчивость к инфек­циям.Степень резистентности определяется по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в тече­ние года. В том случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводит­ся по индексу частоты острых заболеваний (Иоз), ко­торый определяется отношением количества перене­сенных ребенком острых заболеваний к числу меся­цев наблюдений.

Оценка резистентности:

■ хорошая — кратность острых заболеваний не бо­лее 3 раз в год (Иоз 0−0,32);

■ сниженная — кратность ОРЗ 4—5 раз в год (Иоз 0,33−0,49);

■ низкая — кратность ОРЗ 6−7 раз в год (Иоз 0,5−0,6);

■ очень низкая — кратность ОРЗ 8 и более раз в год (Иоз — 0,67 и выше).

Ребенок считается часто болеющим, если он пере­носит в течение года 4 и более острых заболеваний или имеет индекс частоты ОРЗ = 0,33 и выше.

Синдром частой заболеваемости (СЧЗ) может быть транзиторным и «истинным». Для последнего харак­терны:

■выраженная отягощенность генеалогического и биологического анамнеза, определенная каче­ственная ее направленность;

■высокая кратность ОРЗ (6—7 и более раз в тече­ние года), более тяжелое и продолжительное те­чение острых заболеваний, сохраняющиеся в те­чение 2−3-х и более лет;

■наличие сопутствующих функциональных откло­нений со стороны различных органов и систем;

■быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе и очагов инфекции.

■уровень функционального состояния организма.

Пятый критерий здоровья— уровень функциональ­ного состояния, он оценивается по данным клини­ческого осмотра, лабораторных и инструментальных исследований (ЧСС, дыханий, уровень АД, гемогло­бина крови и др.), на основании анализа поведения, а также адаптационных возможностей ребенка. Быс­трая и легкая адаптация к новым условиям социаль­ной среды свидетельствует о нормальном функцио­нальном состоянии, тяжелая, длительная — об изме­ненном.

Шестой критерий здоровья— наличие или отсут­ствие врожденных пороков развития и хронических заболеваний.

Пороки развития чаще диагностируются при рож­дении ребенка, или в первые годы его жизни. Хрони­ческие заболевания могут возникнуть сразу или фор­мироваться после перенесенных острых заболеваний. Такие дети находятся на диспансерном учете у врача-педиатра и специалистов, в зависимости от характера заболевания.

Группы здоровья детей

Группы здоровья детей.Оценив факторы риска но­ворожденного ребенка, признаки его зрелости в тече­нии адаптационного периода с учетом пограничных состояний, характер вскармливания, необходимо от­нести новорожденного к соответствующей группе здо­ровья.

I группа здоровья — новорожденные, родившиеся от практически здоровых матерей, не имевших ослож­нений во время беременности и родов, с оценкой по шкале Апгар 8−10 баллов, массой тела от 3 до 4,5 кг, массо-ростовым коэффициентом 60−80, нормально про­текающим периодом адаптации, с МУПМТ не более 6−8%, находящихся на естественном вскармливании, выписанные из роддома на 5−6 сутки. Обычно таких детей 5−8%.

II группа здоровья — новорожденные из групп риска по срыву адаптации и развитию заболеваний (все 5 групп риска).

Таких детей 40−60%.

III и IV группы здоровья — новорожденные с глу­бокой незрелостью, врожденными пороками развития в стадии компенсации и субкомпенсации (около 20%):

■ недоношенные сI, II и IIIстепенью;

■ с пренатальной гипотрофией П-Ш степени;

■ с задержкой внутриутробного развития;

■ переношенные с IIIстепенью; «с асфиксией тяжелой степени; и с тяжелой родовой травмой;

■ с ГБН тяжелой формы;

■ с внутриутробными инфекциями;

■ с врожденными пороками развития;

■ с врожденной патологией обмена веществ;

■ с хромосомными болезнями и др.

Дети из III—IV групп здоровья поступают из роддо­ма под наблюдение участкового педиатра, специалис­тов узкого профиля и заведующего отделением ДП. Участковый педиатр наблюдает такого ребенка не ме­нее четырех раз в течение первого месяца жизни. В ме­сячном возрасте ребенок осматривается участковым педиатром, заведующим отделением и соответствую­щим специалистом узкого профиля с оценкой крите­риев здоровья, которыми в этом возрасте являются:

■ отсутствие заболеваний в периоде новорожденности;

■ прибавка в массе 600 г и более за месяц;

■ активный акт сосания;

■ положительные реакции на осмотр, пеленание;

■ формирование условных рефлексов на пищевой раздражитель;

■ постепенное угасание рефлексов новорожденного. Оценив критерии здоровья, участковый педиатр может пересмотреть группу здоровья, установленную при первичном патронаже.

V группа здоровья — дети с хронической патоло­гией в стадии декомпенсации (10%).

Обычно эти дети из роддома поступают в стационар, где им проводится соответствующая терапия.

Выделение групп риска новорожденных и групп здоровья позволяет участковому педиатру определить круг заболеваний и состояний, которые могут ослож­нить развитие ребенка в ближайшие месяцы и наме­тить пути их профилактики. Для детей после периода новорожденности опреде­ление группы здоровья несколько отличается. Иссле­довав и оценив все критерии здоровья, педиатр дает заключение о принадлежности ребенка к соответству­ющей группе здоровья: I, II (А, Б), III, IV, V. Для детей старше периода новорожденности группы здо­ровья имеют следующие характеристики.

Первая группа— здоровые дети, не имеющие от­клонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения, или имеющие незначительные единичные отклонения, которые не влияют на состоя­ние здоровья и не требуют коррекции.

Вторая группа— дети с факторами риска возник­новения патологии различных органов и систем, а так­же имеющие некоторые функциональные и морфоло­гические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания; у де­тей раннего возраста выделяют II, а и II б группы здо­ровья.

Группа II А(группа «риска») — здоровые дети с минимальной степенью риска формирования хрони­ческих заболеваний, т. е. с факторами риска только одного вида в онтогенезе (биологический или генеало­гический анамнез), к которым относятся:

а) в пренатальном периоде — экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вреднос­ти и алкоголизм родителей, острые заболевания и операционные вмешательства во время беремен­ности, возраст матери к моменту рождения ре­бенка моложе 18 и старше 30 лет, токсикозы II и I половины беременности, угроза выкидыша, кро­вотечения, повышение или понижение АД во вре­мя беременности;

б) в интранатальном периоде — быстрые, затяжные роды, длительный безводный период, инструмен­тальное ведение родов, патология плаценты и пуповины, неправильное положение плода, кро­вотечение в родах;

в) отягощенный генеалогический анамнез — в ро­дословной ребенка имеются моногенные болезни или мультифакториальные заболевания с опреде­ленной метаболической направленностью, а так­же на одного кровного родственника приходится 0,7 заболеваний.

Группа II Б (группа «высокого риска») — здоро­вые дети с факторами риска 2-го вида или одновре­менной отягощенностью факторами риска всех трех видов. К ним относят детей, родившихся от много­плодной беременности, недоношенных, переношен­ных, родившихся с большой массой тела (>4 кг), не­зрелых, с внутриутробным инфицированием; перенес­ших асфиксию, родовую травму, гемолитическую болезнь, острые тяжелые заболевания в ранний нео-натальный период, а также с рахитом I степени (на­чальный период), выраженными остаточными явле­ниями рахита; гипотрофией I степени, дефицитом или избытком массы тела I и II степени; аллергической предрасположенностью к пищевым продуктам, лекар­ственным и другим веществам; пилороспазмом без явлений гипотрофии; некоторыми врожденными ано­малиями, не требующими оперативного вмешатель­ства; расширением пупочного кольца, расхождением прямых мышц живота, недоопущением яичек в мо­шонку на 1−2-м году жизни и др.; с малым размером большого родничка при рождении; дефектами осан­ки; уплощенной стопой; функциональными измене­ниями сердечно-сосудистой системы (шумы функци­онального характера, тенденция к понижению илиповышению артериального давления, изменение рит­ма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой); с ги­пертрофией аденоидов, гипертрофией миндалин I сте­пени, искривлением носовой перегородки при отсут­ствии нарушения носового дыхания, повторными за­болеваниями бронхитами или пневмониями; частыми острыми респираторными заболеваниями; понижением содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы; тимомегалией; субкомпенсированным карие­сом (6−8 кариозных зубов), аномалией прикуса, не требующей немедленной коррекции; с отдельными невротическими реакциями, патологическими при­вычками, задержкой психического развития, косно­язычием; дисфункцией желудочно-кишечного трак­та, с миопией слабой степени; дальнозоркостью сред­ней степени, аккомодационным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зре­ния; с виражом туберкулиновой пробы; состоянием реконвалесценции после перенесенных острых забо­леваний с длительным нарушением общего самочув­ствия и состояния (в том числе после острой пневмо­нии, эпидемического гепатита, острых нейроинфек-ций и др.

Обычно II, А или Б группа выставляется детям пер­вого года жизни.

Третья, четвертая и пятая группы — больные дети с хронической патологией, пороками развития в со­стоянии компенсации, субкомпенсации и декомпен­сации. Все дети с III, IV и V группой здоровья берутся на «Д» учет по форме № 030/у.У детей II-V групп не обязательно должны быть отклонения по всем критериям здоровья — достаточно иметь отклонения по одному или нескольким крите­риям. Группа здоровья определяется по самому тяже­лому отклонению или диагнозу. В процессе наблюде­ния за ребенком группа здоровья у него может менять­ся, в зависимости от динамики состояния здоровья.

Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, вирусный гепатит, хотя и отно­сятся ко II группе здоровья, в период реконвалесцен-ции берутся на диспансерный учет по форме № 030/у.При наличии нескольких заболеваний оценка груп­пы здоровья производится по наиболее тяжелому из них. Разделение на группы здоровья позволяет прово­дить оценку состояния ребенка как на момент обсле­дования, так и при динамическом его контроле.

Распределение детей по группам здоровья широко исполь­зуется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномомен­тной оценки состояния здоровья детей в коллективе. Распре­деление детей по группам здоровья очень важно для:

• характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп;

• сравнительных сопоставлений в пространстве и времени, на разных территориях;

• оценки эффективности лечебно-профилактической рабо­ты детских медицинских учреждений и отдельных врачей;

• выявления и сравнения эффекта факторов риска, влия­ющих на коллективное здоровье детей;

• определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов. Принципиально важным в гигиеническом отношении яв­ляется выделение II группы, т. е. лиц, числящихся здоровыми, но имеющих те или иные функциональные отклонения, пре­пятствующие им в той или иной мере осуществлять свои со­циальные функции.

Здоровье детского населения складывается из здоровья ин­дивидуумов, но оно как совокупность обладает новыми при­знаками и качествами, которые являются предметом изу­чения как специалистов в области социальной гигиены, так и врачей по гигиене детей и подростков.

При характеристике индивидуального здоровья необходимо учитывать и определяемые им возможности удовлетворения (гармоничного) многосторонних, изменяющихся с возрастом потребностей человека. При этом физические и биологические потребности должны быть аскетически ограниченными и тре­нирующими, заставляющими максимального работать все фун­кциональные системы организма, материальные — большими и растущими, но также социально и исторически ограничен­ными, а духовные и интеллектуальные — беспредельными (Д.Д.Венедиктов).

Общественное здоровье является качественной интегративной характеристикой сбалансирован­ности роста и развития человеческой популяции с природнойсредой и ее процессами. Оно характеризует степень вероятно­сти для каждого индивида прожить максимально долгую и свободную от болезней и страданий жизнь, а также и общую популяционную жизнестойкость и возможности выживания, обороны, социально-экономического и духовного развития.

Наиболее часто в практической деятельности динамика со­стояния здоровья детского населения оценивается по заболевае­мости как объективному массовому явлению возникновения бо­лезней и распространения патологии среди различных групп населения, результату взаимодействия настоящих и предшеству­ющих поколений людей с окружающей средой, проявляюще­гося в различных формах и конкретных условиях существова­ния общества. По медико-статистическим показателям может быть выделена заболеваемость общая, инфекционная и неин­фекционная по отдельным нозологическим формам, времен­ной утрате трудоспособности, обращаемости, частоте госпи­тализации.

Детское население подлежит обязательным профилактичес­ким углубленным медицинским осмотрам, которые также по­зволяют получить данные о заболеваемости детей и подрост­ков. Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели.

Индекс здоровья — удельный вес детей, не болевших в те­чение года, среди всех обследованных (в процентах).

Патологическая пораженность — частота хронических забо­леваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

(определение группы здоровья):

1. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов диагностировано: сутуловатая осанка. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

2. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес ОРВИ, ветряную оспу, коревую краснуху

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

3. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: хронический гастрит в стадии обострения. Физическое развитие соответствует возрасту, дисгармоничное за счет дефицита массы тела. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп

а) 1-я группа

б) 2-ягруппа
в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

4. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп, острую катаральную ангину

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

5. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний не выявлено. Физическое развитие отстает от паспортного возраста, гармоничное. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес пневмонию, коревую краснуху, острый катаральный отит

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector