Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний

4

35

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА НА ТЕМУ:

«Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний»

Выполнил: Иванников А. И.

Проверила: Конаныхина Г. Н.

Тула 2011

Содержание

1. Введение

2. Здоровый образ жизни и его составляющие

2.1 Понятие о здоровом образе жизни

2.2 Факторы, влияющие на здоровье и благополучие

2.3 Режим дня, труда и отдыха

2.4 Режим питания

2.5 Двигательная активность

2.6 Закаливание

3. Об опасности вредных привычек

4. Практическая часть

5. Заключение

6. Список использованных источников

7. Приложение

1. Введение

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно определяется важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь это — важное слагаемое человеческого фактора. Охрана здоровья студентов традиционно является одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности подростковой и студенческой молодежи. Сознание, которое присуще человеку в отличие от животных, побуждает его уделять определённое внимание здоровью. В связи с этим забота о здоровье у большинства людей должна стоять на первом плане. В действительности же из-за низкого уровня сознания у большей части населения такого ещё не наблюдается. И лишь в последнее время, во многом благодаря государству, началась пропаганда спорта. Среди молодых людей в 90г. стремление к здоровью не приветствовалось. Результатом этого является то, что доминирующая часть населения не соблюдает элементов здорового образа жизни. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнения самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. Было проведено исследование на основе Тульского областного медицинского колледжа. В анкетировании приняли участие выборочно 20 студентов, обучающихся на 1-4 курсах. Перед нами стояла цель, выявить ориентацию учащихся на здоровый образ жизни, отношение к вредным привычкам и на основе полученных данных дать рекомендации, которые в дальнейшем помогут сохранить и укрепить здоровье на долгие годы.

10 стр., 4656 слов

Обучение населения здоровому образу жизни

... по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как ...

2. Здоровый образ жизни и его составляющие

2.1 Понятие о здоровом образе жизни

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% — от состояния окружающей среды, 8-12% — от уровня здравоохранения и 50-70% — от образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Под ним понимается индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие. Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям, в определенной степени даже окружающая человека среда (дом, семья, работа и т. д.) имеет индивидуальный характер.

Поэтому для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек должен создать свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечит ему достижение физического, духовного и социального благополучия.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье. Это соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Следует учитывать также и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и уверен, что она даст положительные результаты в деле сохранения и укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни — это динамичная система поведения человека, основанная на глубоком знании многих факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе такого алгоритма своего поведения, который максимально обеспечивает сохранение и укрепление здоровья. При этом необходимо постоянно корректировать свое поведение с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Эта перестройка поведения всегда требует дополнительных усилий. Поэтому, чтобы было приятно от затраченных усилий, необходимо хорошо видеть конечную цель усилий: чего вы хотите добиться, ведя здоровый образ жизни. Коротко эту цель можно сформулировать так: благополучие для себя, для своей семьи и для государства.

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Теперь рассмотрим основные составляющие здорового образа жизни.

8 стр., 3873 слов

Глава 1. Главное – образ жизни человека

... обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продления их творческого долголетия. Путь каждого человека к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями, как ... потреблять разнообразные продукты, содержащие множество разных питательных веществ, микроэлементов, витаминов. Так вы сможете удовлетворить потребности организма в полном объеме. ...

2.2 Факторы, влияющие на здоровье и благополучие

Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные.

Из физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья (степень влияния их на здоровье может составлять до 20 %).

Состояние окружающей среды оказывает непосредственное влияние на здоровье. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить тоже до 20 %. Загрязненный воздух может содержать вредные вещества, которые проникают в организм человека через органы дыхания. Недоброкачественная вода может содержать патогенные микроорганизмы и токсичные соединения, которые, попадая в желудочно-кишечный тракт, вызывают различные заболевания и отравления.

Кроме того, под воздействием загрязненной окружающей среды в живых организмах могут происходить изменения генов (мутации).

Изменение генов под воздействием окружающей среды — мутагенез постоянно происходит в каждом организме, но в условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он выходит из-под контроля природных механизмов. Вещества и факторы, вызывающие изменение генов, получили название мутагенов. Мутагенным действием обладают ионизирующие и ультрафиолетовые излучения, различные природные и искусственные химические соединения. При попадании в организм человека мутагены могут вызвать развитие злокачественных опухолей, появление уродств и т. п. Все мутагены принято разделять на химические, физические и радиационные. Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ: компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают его действие, а другие уменьшают и даже прекращают.

В последнее время активно изучаются вещества (антимутагены), которые способны остановить вредное действие мутагенов. Некоторые из них делают мутагены малоактивными, другие изменяют влияние мутагенов так, что они становятся неопасными, третьи усиливают систему противодействия мутагенам. Наиболее активными антимутагенами являются витамины: ретинол (витамин А), токоферол (витамин Е), аскорбиновая кислота (витамин С).

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень).

В растительных пищевых продуктах витамин А отсутствует. Однако многие из них (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержат каротин, являющийся провитамином А. В организме каротин превращается в витамин А, обеспечивает нормальный рост, образование зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени, глазах.

8 стр., 3606 слов

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое ...

... и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья. Термин «психологическое здоровье человека фиксирует два категориальных словосочетания: психология человека и психология здоровья; фундаментальные категории для перспектив развития психологии как ...

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно молодых ростках злаков. Богаты этим витамином растительные масла: подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е выполняет роль биологического антиокислителя, он препятствует развитию процессов образования токсичных для организма свободных радикалов и нормализует обмен веществ в мышечной ткани.

Витамина С много в продуктах растительного происхождения: плодах шиповника, капусте, лимонах, апельсинах, черной смородине, других фруктах и ягодах. Витамин С участвует в окислительно-восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и регенерации тканей.

Здоровый образ жизни, рациональное питание, комплексное употребление в пищу продуктов, содержащих витамины А, Е и С, уменьшают степень воздействия на организм мутагенов и, следовательно, помогают сохранить здоровье в загрязненной окружающей среде. Витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что искусственно созданные препараты не всегда лучше, чем наборы природных поливитаминов, содержащиеся в продуктах. Наиболее доступные продукты растительного происхождения, содержащие витамины А, Е и С, представлены в таблице 1.

Духовные факторы также являются важным компонентом здоровья и благополучия. К ним относятся способности к выполнению добрых дел, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной помощи. Это требует от человека определенных волевых усилий. Вести здоровый образ жизни — трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, — это одно, а практически соблюдать его — совсем другое. Выбор в пользу здорового образа жизни требует от человека высокого уровня сознательности и культуры, но и значение духовных факторов очень велико, степень их влияния на здоровье составляет около 50 %.

Таблица 1. Некоторые продукты питания, содержащие витамины А, Е и С

Определенным образом на здоровье людей влияют и социальные факторы. Уровень благополучия и здоровья в этом случае может быть высоким только тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, доступное образование и качественное медицинское обслуживание.

Каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие, а это предусматривает определенные жизненную позицию и поведение. Об этом хорошо сказал известный ученый Н. М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье»: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

2.3 Режим дня, труда и отдыха

Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья и повышению производительности труда. Известно, что у тех подростков, которые соблюдают режим дня, отклонения в состоянии здоровья встречаются в 11 процентах случаев, а у тех, кто не соблюдает — в 18 процентах.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... дней. Ночью восстанавливаются физические и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою он то, что ... чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и божественного, называя его богочеловеком. ...

В течение жизни, 1/3 общего времени, человек участвует в трудовой деятельности. Поэтому важно, чтобы под влиянием труда не наступило ухудшения в состоянии здоровья. Труд — непременное и естественное условие жизни, без которого не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь. Труд дает человеку радость творчества, самоутверждения, воспитывает в нем целеустремленность, упорство, сознательное отношение к окружающему и др. Захватывающая работа увлекает, доставляет истинное наслаждение, отодвигает усталость, является прочной основой физического и психического здоровья. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат — на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. Большое значение имеет режим труда. Если умело не распределять силы во время выполнения работы, то не избежать перенапряжения и переутомления. К труду нужно приучаться с детства. Важно соблюдать правильный режим труда. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. В будущем важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями ребенка. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Характер отдыха должен быть противоположен характеру занятий («контрастный» принцип построения отдыха).

Чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.

Разумеется, для сохранения и укрепления здоровья человеку необходим отдых. Отдых — это такое состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Важнейшим условием полноценного отдыха является его материально-техническое обеспечение, которое включает многообразные категории. К ним относятся: улучшение жилищно-бытовых условий, рост числа театров, музеев, выставочных залов, развитие телевидения и радиовещания, расширение сети библиотек, домов культуры, парков, санаторно-курортных учреждений и т.д. В условиях современного производства, когда рост процессов автоматизации и механизации, с одной стороны, приводит к снижению двигательной активности, а с другой — к увеличению доли умственного труда или труда, связанного с нервно-психическим напряжением, эффективность пассивного отдыха незначительна. Более того, формы пассивного отдыха нередко оказывают неблагоприятное влияние на организм, в первую очередь на сердечно- сосудистую и дыхательную системы. Следовательно, возрастает значение активного отдыха. Эффект активного отдыха проявляется не только в снятии утомления, но и в улучшении функционального состояния центральной нервной системы, координации движений, сердечно- сосудистой, дыхательной, других систем, что несомненно способствует улучшению физического развития, укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

11 стр., 5216 слов

Основной стратегической задачей медико-социальной работы с пожилыми ...

... др. Основной стратегической задачей медико-социальной работы с пожилыми и старыми людьми следует считать сохранение и улучшение качества их жизни. Качество жизни является интегральным ... -социальной работы. Важнейшими документами являются “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”; федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации ...

2.4 Режим питания

Правильное, научно обоснованное питание является важнейшим условием крепкого здоровья, высокой работоспособности и долголетия человека. С пищей человек получает энергию, нужную для жизнедеятельности и роста. Необходимые организму питательные вещества подразделяют на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Правильно питаться — значит получать их с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании. Питание должно учитывать генетические особенности человека, его возраст, уровень физической нагрузки, климатические и сезонные особенности окружающей природной среды. Следует учитывать, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все их виды. Важно не только то, что мы едим, а также сколько едим, когда и в каких сочетаниях.

Человечество выработало ряд правил рационального питания.

Главные из них заключаются в следующем:

1. Относиться к пище надо с уважением и ответственностью, во время еды получать удовольствие. Поэтому, принимая пищу, не следует решать дела и проблемы. здоровье образ жизнь питание

2. Пищу надо пережевывать очень тщательно (не менее 30 раз).

Чем дольше пища остается во рту и чем лучше она пережевывается, тем больше будет сока в желудке и тем успешнее будет проходить процесс пищеварения.

3. Не следует садиться за стол усталым, озабоченным и возбужденным. Перед едой необходим 10—15-минутный отдых, отключение от всех проблем, настрой на прием пищи. Наиболее усталым и часто озабоченным человек бывает, как правило, вечером после трудового дня. Подготовиться к ужину поможет непродолжительная прогулка на свежем воздухе или легкая разминка, снимающая напряжение. После них хорошо принять теплый душ, а затем облиться холодной водой. Усталость прошла, заботы отступили, человек готов к приему пищи.

4. Если нет достаточного времени для приема пищи, то его лучше пропустить.

5. Питаться следует разнообразно, но нельзя переедать. Человек должен помнить, что объем желудка не превышает 350-450 см3.

6. Употреблять воду или другие напитки следует за 15-20 минут до приема пищи. Во время еды и после нее пить не следует, так как это несовместимо с хорошим пищеварением. Если в это время принимается вода или какая-либо другая жидкость, пищевые соки в желудке разбавляются. В результате этого пищеварение сильно затормаживается.

7. Многочисленные исследования показали, что лишь один раз в день можно кушать плотно, а два раза следует лишь слегка перекусить. Наиболее подходящее время для «основательной» еды — вечер. Утром, как правило, есть некогда, а в обед — негде. Вечером же все дела закончены, есть возможность уделить необходимое внимание и время для приема пищи, но не позднее, чем за 2-3 часа до сна. Утренний прием пищи может быть самым легким и состоять из хорошо и быстро усваиваемых организмом продуктов: фруктов, овощей, соков. Дневное питание также должно быть достаточно умеренным.

Каждый человек, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни, должен вдумчиво и серьезно относиться к своему питанию, избегать в любых случаях привычки питаться, как попало.

2.5 Двигательная активность

Под двигательной активностью понимается любая мышечная деятельность, позволяющая поддерживать оптимальную физическую форму и обеспечивать хорошее самочувствие.

Человек в течение многих тысячелетий выработал у себя способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией своих физических резервов. В наши дни воздействие этих раздражителей постоянно возрастает, физические силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализации этой готовности не происходит. Большую часть физической нагрузки выполняют за человека машины и механизмы. Он как бы пребывает в ситуации постоянной готовности к действию, которое не позволено выполнить, и его тело в конце концов начинает испытывать негативные последствия такого состояния. С другой стороны, поток информации постоянно растет, а значит, увеличивается эмоциональная нагрузка на человека. Поэтому для поддержания своего здоровья в хорошем состоянии человеку необходима физическая культура. Он должен сам выработать у себя постоянную привычку заниматься физкультурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из самых важных составляющих индивидуальной системы здорового образа жизни. Начинать заниматься физической культурой следует с раннего возраста, когда еще нет больших жизненных проблем, и для воспитания у себя необходимых физических качеств практически нет объективных препятствий. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной цели.

Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессам, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны быстро расслабиться, но и умеют с помощью физических упражнений снять эмоциональное напряжение. Организм этих людей лучше сопротивляется болезням. Они легче засыпают, лучше спят, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два-три часа.

2.6 Закаливание

Закаливание — это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды путем систематического воздействия на организм этих факторов.

В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Эта процедура приводит к снижению чувствительности организма при воздействии определенного физического фактора. Так, например, систематическое воздействие на организм холода повышает его устойчивость к низким температурам. Это одно из самых важных направлений закаливания, так как имеет большое значение для профилактики респираторных вирусных заболеваний. У незакаленных людей в результате охлаждения снижается уровень обменных процессов, ухудшается деятельность центральной нервной системы. Это приводит к общему ослаблению организма, способствует обострению имеющихся хронических заболеваний или возникновению новых. У закаленных людей вырабатывается устойчивость к воздействию низких температур. Теплообразование в их организме происходит более интенсивно, что активизирует работу защитных механизмов и уменьшает вероятность развития заболеваний.

Использование закаливающих процедур известно с глубокой древности. Их использовал еще более 2,5 тыс. лет назад древнегреческий врач и ученый Гиппократ. По его мнению, особой целительной силой обладают холодовые закаливающие процедуры, те же люди, кто держит тело в тепле, приобретают изнеженность мышц, слабость нервов, а также подвержены обморокам и кровотечениям. Для проведения закаливающих процедур используют факторы окружающей среды: воду, солнце, воздух, землю. Существует целая система закаливающих водных процедур: обтирание, обливание холодной водой, купание в открытых водоемах. Наиболее эффективной водной процедурой является купание в ледяной воде — «моржевание». В качестве закаливающих процедур применяются также воздушные и солнечные ванны, хождение босиком.

3. Об опасности вредных привычек

Алкоголь (спирт) является наркотическим ядом. Доза 7-8 г чистого спирта на 1 кг веса тела является смертельной для человека. По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Прием даже небольших доз алкоголя понижает работоспособность, ведет к быстрой утомляемости, рассеянности, затрудняет правильное восприятие событий. Возникающие при опьянении нарушения равновесия, внимания, восприятия окружающего, координации движений часто становятся причиной несчастных случаев.

Алкоголь крайне вредно действует на клетки головного мозга, парализуя их деятельность и уничтожая их. Всего 100 г водки губит около 7,5 тыс. клеток. Пагубно влияние алкоголя на печень: при длительном его употреблении развиваются хронический гепатит и цирроз печени. Употребление спиртных напитков приводит к нарушению сердечного ритма, обменных процессов в тканях сердца и мозга и необратимым изменениям в этих тканях. Гипертония, ишемическая болезнь сердца и другие заболевания сердечно-сосудистой системы вдвое чаще встречаются у людей, употребляющих спиртное, чем у непьющих. Алкоголь негативно влияет на деятельность желез внутренней секреции и, прежде всего, половых: снижение половой функции наблюдается у 2/3 лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель смертности от разных причин у лиц, умеренно употребляющих алкоголь, в 3-4 раза превышает аналогичный показатель для населения в целом. Средняя продолжительность жизни у пьющих людей не превышает обычно 55-57 лет.

Опьянение, сопровождающееся ослаблением сдерживающих факторов, утратой чувства стыда и реальной оценки последствий совершаемых поступков, часто толкает молодых людей на случайные половые связи. Следствием их нередко бывают нежелательная беременность, аборт, заражение болезнями, передающимися половым путем. По данным статистики, 90 % заражений сифилисом и около 95 % — гонореей (как у мужчин, так и у женщин) происходит в состоянии опьянения.

Медицина утверждает, что у трети женщин, употребляющих спиртное, рождаются недоношенные дети, а у четверти — мертвые. Известно, что зачатие в пьяном виде чревато большой опасностью для будущего ребенка. Обследования показали, что из 100 обследованных детей-эпилептиков у 60 родители употребляли спиртные напитки, а у 40 из 100 умственно отсталых детей родители — алкоголики.

Физиолог академик И. П. Павлов уже не так давно говорил: «Какая польза может быть от яда, который приводит людей в состояние безумия, толкает на преступления, делает больными, отравляет существование не только самих пьющих, но и окружающих лиц? С тех пор, как доказан безусловный вред алкоголя с научно-гигиенической точки зрения, не может быть даже речи о научном одобрении потребления малых или умеренных доз алкоголя».

Курение табака (никотинизм) — вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака, — это одна из форм токсикомании.

Активным началом табачного дыма является никотин, который практически мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Кроме никотина, в табачном дыме содержится угарный газ, синильная кислота, сероводород, углекислота, аммиак, эфирные масла и концентрат из жидких и твердых продуктов горения, называемый табачным дегтем. Последний состоит из около ста химических соединений и веществ, в том числе радиоактивного изотопа калия, мышьяка, ароматических полициклических углеводородов — канцерогенов (химических веществ, воздействие которых на организм может вызвать рак).

Табак вредно действует на многие органы и системы организма человека.

Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Температура дыма в полости рта достигает около 50-60 °C. Чтобы ввести дым из полости рта и носоглотки в легкие, курильщик вдыхает порцию воздуха. Температура воздуха, поступающего в рот, примерно на 40 °C ниже температуры дыма. Этот перепад температур приводит со временем к появлению на эмали зубов микроскопических трещин. Поэтому зубы у курильщиков начинают разрушаться раньше, чем у некурящих людей.

Ядовитые вещества, содержащиеся в табачном дыме, со слюной курильщика попадают на слизистую оболочку желудка, что часто приводит к язве желудка и двенадцатиперстной кишки.

Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом (воспалением бронхов с поражением их слизистой оболочки).

В легких курильщика табачный дым насыщает кровь угарным газом, который, соединяясь с гемоглобином, исключает часть его из процесса дыхания. Наступает кислородное голодание, в результате которого прежде всего страдает сердечная мышца.

Синильная кислота хронически отравляет нервную систему. Аммиак раздражает слизистые оболочки, снижается сопротивляемость легких к различным инфекционным заболеваниям, в частности к туберкулезу.

Основное разрушающее действие на организм человека при курении оказывает никотин. Это сильный яд: смертельная доза для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела, т. е. около 50-70 мг для подростка. Смерть может наступить, если подросток сразу выкурит около половины пачки сигарет.

Немецкий профессор Танненберг подсчитал, что в настоящее время на миллион человек один смертный случай в результате авиакатастроф возникает 1 раз в 50 лет; употребления алкоголя — раз в 4-5 дней, автокатастроф — каждые 2-3 дня, курения — каждые 2-3 часа.

Вдыхание задымленного табачного воздуха (пассивное курение) приводит к тем же болезням, которыми страдают курильщики. Исследования показали, что опасность от пассивного курения весьма реальна. Дым от зажженной сигареты, оставленной в пепельнице или находящейся в руке курильщика, — это не тот дым, который вдыхает курящий. Курильщик вдыхает дым, который прошел через фильтр сигареты, в то время как некурящий вдыхает абсолютно неотфильтрованный дым. Этот дым содержит в 50 раз больше канцерогенов, вдвое больше дегтя и никотина, в 5 раз больше окиси углерода и в 50 раз больше аммиака, чем дым, вдыхаемый через сигарету. Для людей, работающих в сильно накуренных помещениях, степень пассивного курения может достигать эквивалента, равного 14 сигаретам в день. Существуют убедительные данные, свидетельствующие об увеличении числа случаев рака легких среди некурящих, которые живут вместе с курильщиками. Независимые исследования в США, Японии, Греции и Германии показали, что некурящие супруги курящих заболевают раком легких в 2-3 раза чаще, чем жены некурящих.

В настоящее время курение глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По мнению специалистов, пристрастие к курению являются одной из разновидностей наркомании: люди курят не потому, что хотят курить, а потому что не могут бросить эту привычку. Действительно, начать курить легко, а вот отвыкнуть от курения очень трудно.

Во многих экономически развитых странах мира (США, Канада, Япония, Англия, Швеция, Норвегия) за последние десятилетия благодаря внедрению и проведению антиникотиновых программ, произошло значительное снижение числа курящих. Основным направлением в проведении антиникотиновых программ является профилактическая работа среди детей и молодежи. В России, к сожалению, число курильщиков за последние 10 лет увеличилось примерно на 14 %.

День ото дня наркомания у нас приобретает все более угрожающие размеры: за последние годы число наркоманов в стране увеличилось примерно в 3,5 раза. Расширяется ее география, увеличивается ассортимент находящихся в обороте наркотических и психотропных веществ.

В Российской Федерации к наркотическим веществам отнесены морфин, кофеин, героин, промедол, кокаин, нервитин, эфедрин, гашиш (анаша, марихуана), ЛСД, экстази и некоторые другие.

Наркомании и токсикомании развиваются постепенно. Вначале употребление психоактивных веществ обычно связано с желанием просто попробовать и начинается с единичных случаев, затем становится все более частым и, наконец, систематическим. Период эпизодических единичных употреблений является началом болезни, а переход к регулярному приему наркотиков или токсических веществ свидетельствует о появлении зависимости, т. е. серьезном заболевании. Каким образом формируется эта зависимость?

У каждого человека в головном мозге есть центр удовольствия, который обеспечивает ему хорошее настроение, реагируя на определенные поступки и процессы. Решили сложную задачу — удовольствие, встретились с друзьями — снова удовольствие, вкусно пообедали — опять удовольствие. Такое состояние человек ощущает благодаря имеющимся в его организме специальным регулирующим веществам — нейро-медиаторам. По своему составу нейромедиаторы являются психоактивными веществами. Их концентрация в организме ничтожно мала. Они-то и обеспечивают естественные удовольствия, которые человек испытывает в результате своей жизнедеятельности.

Совсем другая картина происходит после искусственного введения в организм психоактивных веществ (никотина, алкоголя, наркотиков).

Во-первых, организм не регулирует количество искусственно вводимых веществ, может возникнуть передозировка. Во-вторых, искусственно введенные психоактивные вещества ослабляют организм, и делает его более восприимчивым к различным заболеваниям. В-третьих, уменьшаются возможности получать удовольствие от естественного поведения. В-четвертых, организм постепенно привыкает к психоактивным веществам и уже не может обойтись без них.

Вначале влечение к наркотику проявляется на уровне психической зависимости: наркотик нужен, чтобы восстановить нормальное психическое состояние. Если его не принять, то будет плохое настроение, повышенная раздражительность, пониженная работоспособность, появятся навязчивые желания. Затем влечение начинает проявляться на уровне физической зависимости: без дозы препарата у человека происходит расстройство работы нервной системы и внутренних органов. С появлением физической зависимости начинают изменяться поведение человека и его жизненные интересы. Человек на этой стадии делается несдержанным, озлобленным, подозрительным и обидчивым. У него появляется равнодушие к судьбе близких и к собственной судьбе. Постепенно организм наркомана (токсикомана) разрушается и дряхлеет физически. Слабеют его защитные силы, вследствие чего возможно развитие любых инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Специалисты отмечают, что первая проба наркотиков иногда происходит в 8—10 лет, но чаще всего это случается в 11-13 лет. В большинстве случаев люди, начавшие употреблять наркотики, никогда не могут избавиться от этой пагубной привычки.

4. Практическая часть

В начале нашего исследования была поставлена цель: выявить ориентацию студентов на здоровый образ жизни , отношение к вредным привычкам, наличие комфортных психологических условий в учреждении образования. Для этого предложили учащимся ответить на вопросы анкеты, заранее составленной (Приложение 1).

В исследовании принимали участие выборочно 20 студентов, обучающихся на 1-4 курсах. Полученные данные проанализировали и оформили в виде таблиц и диаграмм. Первый вопрос был относительно объективной оценки уровня своего здоровья. Хотим выяснить, как студенты оценивают состояние своего здоровья в настоящее время по шкале от отличного до очень плохого. Из всех опрошенных студентов 45% оценили уровень своего здоровья, как хорошее, 30%-удовлетворительное, 18%-отличное, 5%-плохое и 3% очень плохое. Из этого сделали вывод, что в среднем у студентов хороший уровень здоровья, хотя некоторые из них испытывают проблемы. Результаты отражены в Диаграмме 1.

Диаграмма 1

Целью следующего нашего вопроса было определение знаний студентов о факторах, влияющих на уровень здоровья. Предложим список основных и более значимых определяющих здоровый образ жизни. На данный вопрос можно было дать несколько ответов. При анализе учитывается пол опрошенных. Так приоритетными факторами стали занятие спортом, правильный режим дня, отказ от вредных привычек и правильное питание, их выбрали больше половины опрошенных. Немаловажным фактором стала и наследственность, такой ответ дали 20% мужчин и 23% женщин. По мнению студентов, экология оказывает на здоровье меньшее влияние, чем остальные факторы, этот вариант выбрали 10% мужчин и 12 % женщин. Еще меньшее число опрошенных выбрало варианты деятельность системы здравоохранения и другое. Из этого сделаем вывод, что студенты считают, что их собственное здоровье в их же руках и зависит в основном оно от выбранных привычек, питания, режима дня и занятия спортом. Также немаловажна наследственная предрасположенность. Так же из результатов анкетирования стало понятно, что женщины уделяют большее значение здоровью, чем мужчины. Данные отражены в Таблице 1.

Таблица 1

Мнения студентов, о факторах влияющих на уровень здоровья

Факторы

М

Ж

Занятие спортом, правильный режим дня

67%

60%

Наследственность

20%

23%

Отказ от вредных привычек

67%

60%

Правильное питание

50%

68%

Экология

10%

12%

Деятельность системы здравоохранения

5%

5%

Другое

1%

1%

На теории студенты хорошо осведомлены о составляющих здорового образа жизни, однако сами они принимают мало действий по укреплению здоровья, особенно это касается рационального питания и режима дня. Так же учащиеся уделяют мало времени физической культуре и спорту, что в дальнейшем отражается избыточным весом и плохим иммунитетом. Так на вопрос: Как часто вы занимаетесь физкультурой и спортом? только 10 % ответили ежедневно, 30 % — 2-3 раза в неделю, 40% выбрали вариант изредка, несколько раз в месяц, и 20 % оставшихся вообще не уделяют этому внимания (Диаграмма 2).

Результаты очень печальны и требуют кардинальных мер.

Диаграмма 2

При проведении анкетирования у нас стояла цель узнать мнение студентов о наличии комфортных психологических условий в колледже. Для этого в нашей анкете было выделено несколько вопросов относительно питания, спортивных секций и социально-психологического климата в учреждении. Из этого сделаем вывод, насколько удовлетворяют студентов условия обучения в колледже. Так обобщив все данные, получилось, что большинство студентов не совсем удовлетворено наличием комфортных условий, и считает, что существуют некоторые недоработки, они составили 60 % опрошенных, 30 % полностью довольны условиями в учреждении и 10 % напротив совершенно не удовлетворены социально-психологическим климатом. Эти данные отражены в Диаграмме 3.

Диаграмма 3

Отдельное внимание мы уделили вредным привычкам. В анкете были предоставлены вопросы относительно отношения к курению, алкоголизму и наркомании, осведомленности об их влияния на здоровье. Так на вопрос курите ли вы, положительно ответили 40 % опрошенных, 15 % периодически в компании балуются, 10 % недавно бросили, 25% в настоящее время не курят, однако пробовали и знакомы лично с этой пагубной привычкой и 10% никогда не пробовали и не выкурили ни одной сигареты за свою жизнь. Из этого мы сделали вывод, что проблема курения очень актуальна в наше время, не обошла она стороной и наше учреждение, и нужно прикладывать больше усилий для борьбы с этой пагубной привычкой. Данные отражены в Диаграмме 4.

Диаграмма 4

Хотя статистика курения так печальна, большинство студентов осознают вред этой привычки, возможные последствия и хотят бросить в ближайшее время. Так 80 % опрошенных на вопрос: Стоит ли отказаться от курения, что бы быть здоровым? ответили положительно, 10 % отрицательно и 10 % не задумываются об этом вообще (Диаграмма 4).Однако не так легко бороться с этой вредной привычкой, раз так расходятся реальные статистические данные с желанием учащихся.

Диаграмма 5

Проблема алкоголизма и наркомании не менее актуальна. Знания студентов об их вреде на хорошем уровне. Учащиеся в полной мере осознают страшные последствия злоупотребления алкоголем и приема наркотиков. Некоторые из них сталкивались с проблемой алкоголизма и употребления наркотиков на примере друзей или знакомых.

И на последок зададим студентам открытый вопрос относительно того, какой образ жизни, на их взгляд, является привлекательным, престижным? Практически единогласно все ответили, что хотят вести здоровый образ жизни.

5. Заключение

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Из результатов исследования стало очевидно, что студенты нашего колледжа прекрасно осознают, что их здоровье зависит от них самих и большинство считает здоровый образ жизни привлекательным и престижным. Однако они предпринимают мало действий для укрепления здоровья: мало двигаются, неправильно питаются, не закаливают свой организм, так же многие не могут отказаться от вредных привычек. Немаловажную роль в этом играют условия в учреждении образовании, которые требуют усовершенствования. Например, открытие спортивных секций, запрет продажи вредных продуктов питания, таких как сухарики, чипсы, высококалорийные батончики и др. А студентам в свою очередь следует продумать свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья. Вот общие рекомендации по выработке личных качеств, необходимых для ведения здорового образа жизни:

* иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

* знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;

* стремиться быть хозяином своей жизни; верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;

* выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, уметь радоваться жизни;

* постоянно соблюдать режим двигательной активности, так как нет никаких других средств, которые бы заменили движение;

* соблюдать правила и гигиену питания;

* соблюдать режим труда и отдыха, выполнять правила личной гигиены;

* быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;

* радоваться успехам во всех человеческих начинаниях — успех порождает успех.

Чтобы чувствовать себя хорошо нужно добиваться разумными путями гармонии здоровья. Здоровье — это та вершина, которую каждый должен покорить сам!

6. Список используемой литературы

1. Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. — М.: Мир, 1999. — 368с.

2. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии: Учеб. — 2-е изд. — Спб: Фолиант, 2000. — 558с.

3. Всё о здоровом образе жизни: Пер. с англ. — Франция: Ридерз Дайджест, 1998. — 404с.

4. Горцев Г. Энциклопедия здорового образа жизни. — М.: Вече, 2001. — 461с.

5. Дьяченко В.Г., Щепин В.О., Капитоненко Н.А. Охрана здоровья в условиях социально-экономических реформ Владивосток: Дальпресс, 2000. — 309с.

6. Ильинич В.И. Физическая культура студента.- М.: Гардарики, 2005.- 448с.

7. Оглоблин К.А. Здоровый образ жизни. — Уссурийск, 1998. — 124с.

8. Олейник Е.Г. Развитие физических качеств и восстановление работоспособности студентов после физических нагрузок. — Белгород: Издательство БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004.- 47с.

9. Цибриенко Р.Я. Методы сбора эмпирической информации. — Метод. указ. — Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г.Шухова, 2003.- 35с.

10. Шнейцер О.С. Путь к здоровью: Программа по валеолог. образованию и воспитанию. — Хабаровск: изд-во ДВГАФК, 1999. — 43с.

11. http://zdorlife.ru/page-id-273.html

12.

13. http://www.forpsy.ru/referat-7258.html

14.

7. Приложение

Анкета

Приглашаем Вас ответить на вопросы анкеты, посвященной здоровью студентов. Данная анкета поможет выявить ориентацию учащихся на здоровый образ жизни, отношение к вредным привычкам, наличие комфортных психологических условий в учреждении образования. Выберите ответы, совпадающие с Вашим мнением, и обведите кружком их порядковые номера. Если Ваше мнение не удалось предусмотреть, напишите свои ответы в свободных строчках. Не оставляйте, пожалуйста, ни одного вопроса без ответа. Все Ваши ответы будут использованы только в данном исследовании, конфиденциальность гарантируется. Благодарим за участие!

1. Как вы оцениваете уровень вашего здоровья?

а) отличное г) плохое

б) хорошее д) очень плохое

в) удовлетворительное

2. Что высчитаете залогом крепкого здоровья?

а) занятие спортом, правильный режим дня г) правильное питание

б) наследственность д) экология

в) отказ от вредных привычек е) деятельность системы здравоохранения

ж) другое…….

3. Интересно ли вы живете?

а) да в) посредственно

б) нет г) другое………….

4. Ваши увлечения в свободное от учебы время?

а) спорт г) техника

б) литература д) компьютер

в) музыка е) другое……………

5. Влияют ли положительные эмоции на укрепление вашего здоровья?

а) да в) затрудняюсь ответить

б) нет

6. Удовлетворяет ли вас социально-психологический климат вашем учреждении?

а) да в) частично

б) нет

7. Как часто вы занимаетесь физкультурой и спортом?

а) ежедневно в) вообще не занимаюсь

б) 2-3 раза в неделю г) очень редко

8. Созданы ли в вашем учреждении образования условия для занятий физкультурой и спортом?

а)да б)нет

9. Влияют ли занятия физкультурой и спортом на состояние вашего здоровья?

а) да в) затрудняюсь ответить

б) нет

10. Занимаетесь ли вы закаливанием своего организма?

а) да в) не считаю нужным

б) нет

11. Считаете ли вы важным условием здорового образа жизни соблюдение личной гигиены?

а) очень важно в) скорее не важно

б) скорее важно г) совсем не важно

12. Курите ли вы?

а) нет, никогда не пробовал (а) г) бросил (а)

б)да д) нет, не пробовала

в) изредка, балуюсь

13. Знаете ли вы, как влияет курение на состояние здоровья?

а) вредно для здоровья в) затрудняюсь ответить

б) полезно для здоровья

14. Стоит ли отказаться от курения, что бы быть здоровым?

а) да в) не знаю, не задумываюсь об этом

б) нет

15. Употребляете ли вы алкогольные напитки, если да, то как часто?

а) нет, категорически не приемлю в) по праздникам с родственниками

б) изредка в компании г) другое

16. Опасно ли употребление спиртных напитков для вашего здоровья?

а) да в) не знаю

б) нет

17. Употребляли ли вы и ваши друзья таблетки или химические вещества одурманивающего действия, считаете ли вы их употребление опасным для здоровья?

а) нет, никогда не употреблял, потому что считаю их опасными для здоровья

б) нет, не употреблял, но не считаю их опасными для здоровья

в) употреблял несколько раз по глупости и считаю, что это очень опасно для здоровья

г) употребляю часто и не думаю об их опасности для здоровья

18. Сталкивались ли вы с проблемой употребления наркотиков?

а) да, неоднократно пробовал г) да, в собственной семье

б) да, пробовал 1-2 раза д) да, в семье друзей или знакомых

в) да, у меня был или есть друг наркоман е) к счастью, никогда не сталкивался

19. Является ли наркомания одной из причин заболевания СПИДом?

а) да в) не знаю

б) нет

20. Поражается ли при СПИДе иммунная система организма человека?

а) да б) нет в) не знаю

21. Как вы относитесь к лечению лекарствами?

а) положительно: они не приносят вреда в) если врач прописал, то принимаю

б) отрицательно: они одно лечат, другое «калечат» г) пью таблетки только в крайних случаях

22. По вашему мнению, является ли рациональное питание составной частью здорового образа жизни?

а)да, считаю это важным, придерживаюсь режима дня, рассчитываю оптимальное количество и соотношение пищевых веществ, баланс энергии

б)нет, не считаю это нужным

в)ничего не знаю о пользе и вреде рационального питания

23. Придерживаетесь ли вы какой-либо особой диеты?

а) придерживаюсь вегетарианской диеты

б) раздельное питание

в) отказ от хлебобулочных изделий

г) лечебное голодание

д) другое 24. Питаетесь ли вы в столовой и удовлетворены ли организацией питания в учреждении образования?

а) да, всегда питаюсь в столовой и очень доволен

б) часто питаюсь из-за того что нет другого выхода, но не доволен организацией питания

в) никогда не питаюсь в столовой из-за недовольства организацией питания

25. Какой образ жизни, на ваш взгляд, является привлекательным, престижным?

И в заключение несколько вопросов о Вас лично. Это нужно для статистики.

26. Укажите, пожалуйста, ваш возраст (число полных лет):

27. Ваш пол:

а) женский б) мужской

28. Пожалуйста, укажите ваш социальный статус:

Размещено на