Методическое обеспечение программы

Основная направленность тренировки – закрепление основных разновидностей спарринга, главных разновидностей боевых действий, формирование специальных умений. Большое внимание уделяется овладению техническими приемами нападения и защиты, позволяющими вести поединок в условиях правил соревнований. Осуществляется повышение функциональных возможностей юных таэквондистов для ускорения обучения основам техники и тактики. Сохраняется необходимость частого применения игровой направленности построения упражнений. Они позволяют снизить количественные потери среди занимающихся.

Как показывает анализ практики работы, занятия таэквон-до необходимо проводить в рамках постоянных групп с определенными для каждого возраста и квалификации объемами и интенсивностью тренировочных нагрузок. Их увеличение должно быть постепенным и основываться на индивидуальных возможностях, занимающихся с учетом их стремления к спортивным достижениям.

Для содержания программы характерно последовательное усложнение состава осваиваемых технических и тактических действий, подготавливающих действий и действий нападения и обороны в условиях их ситуационного применения. При распределении возрастных категорий учитывалась необходимость постоянного повторении основных ударов руками и ногами, приемов маневрирования и действий нападения и обороны. Также это связано с началом занятий таэквон-до в разном возрасте.

Девочки осваивают программу наравне с мальчиками.

В основе обучения таэквондо лежат дидактические принципы педагогики: сознательность и активность, наглядность, систематичность, постепенность, доступность и прочность освоения знаний, принцип всестороннего развития.

Принцип сознательности и активности реализуется методами убеждения и разъяснения. Понимание спортсменами целей и задач обучения — одно из условий воспитания сильных, ловких, смелых, волевых и интеллектуально развитых людей. В процессе занятий развиваются такие способности юных спортсменов, как память, наблюдательность, воспитывается устойчивое внимание, умений ориентироваться в любых условиях спортивной борьбы, правильно оценивать свои силы и силы соперника, творчески решать тактические задачи и тщательно анализировать ошибки в процессе занятий и соревнований. Сознание и ответственность перед коллективом, активное участие в работе объединения содействуют успешному обучению и дальнейшему совершенствованию спортивного мастерства.

6 стр., 2819 слов

Закономерности действия интереса в обучении

... познавательной учебной деятельности. По мнению М.Р. Битяновой, для действия интереса к обучению необходимо создать психолого-педагогические условия, позволяющие: Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию. ... познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий. Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и ...

Принцип наглядности: педагог сам показывает упражнения, объясняет особенности поведения на занятиях на конкретных примерах, демонстрирует отдельные приемы тхэквондо, пользуется наглядными пособиями фотографии, кинограммы, плакаты), а также присутствует с учениками на тренировках и соревнованиях взрослых высококлассных спортсменов.

Систематичность, то есть плавность и последовательность в обучении — решающие факторы скорейшего и правильного овладения техникой и тактикой тхэквондо. Систематичность занятий заключается не только в регулярности, но и в соблюдении правильной последовательности обучения. Важно использовать все подготовительные упражнения для воспитания и развития физических качеств, на основе которых приобретается спортивное мастерство.

Принцип постепенности — переход от простого к сложному. Новый, сложный технический прием, например, удар на месте, переход к ударам в движении. Освоение нового приема должно проходить в медленном темпе с постепенным нарастанием до максимальной скорости выполнения приёма.

Принцип доступности основан на простоте изложения теоретического, подаче практического материала. Пройденный материал должен быть построен так, чтобы на его основе можно было продолжать занятие, изучая новое.

Все дидактические принципы, положенные в основу преподавания, дополняют друг друга и тем самым обеспечивают успех обучения.

 Содержание образования в программе по таэквон-до основано на обучаемости занимающихся. Обучаемость включает в себя способности к научению, запоминанию, ассоциации и упражнению. Программа предусматривает поэтапное развитие необходимых черт характера и свойств личности, способностей, двигательных и координационных качеств.

Возрастание роли физической культуры как средства воспитания учащихся обусловливает повышение требований к воспитательной работе в объединении. При этом важным условием успешной работы с ребятами является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности — итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательного учреждения, коллектива педагогов. Главной задачей на занятиях является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств. Центральной фигурой во всей воспитательной работе является педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением воспитанника во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания во многом определяется способностью педагога повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания. Дисциплинированность — строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний педагога, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома — на все это должен постоянно обращать внимание преподаватель. Спортивное трудолюбие — способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах нужно убеждать ребят, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок.

3 стр., 1110 слов

Практикум 2. Развитие личности в обучении и воспитании. Семинарское ...

...               Практикум 2. Развитие личности в обучении и воспитании. Семинарское занятие. Темы для обсуждения и выступлений студентов. I. Методики раннего развития: ... методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти. 9. Методика Сесиль Лупан Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие ...

Интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.

Средства и методы обучения.

Метод убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося.

Метод поощрения — выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам учащегося.

Метод наказания, выраженном в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий учащегося. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, обсуждение поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса его поступков.

Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности. В коллективе ребенок развивается всесторонне — в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными соперниками. При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Воспитание волевых качеств — одно из важнейших задач в деятельности педагога. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований. Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств. Психологическая подготовка предусматривает формирование личности и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Педагогу следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной всесторонне развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством. Основными задачами психологической подготовки является привитие устойчивого интереса к занятиям спортом, формирование установки на тренировочную деятельность. К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру. В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей (ситуация преодоления страха, волнения, неприятных ощущений и т.д.).

Используя их в учебно-тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность. В этих ситуациях перед ребятами, как правило, не ставятся задачи проявлять предельные мобилизационные возможности. Основу программы составляет развитие общих и специальных физических качеств. Именно их уровень развития на разных этапах спортивной тренировки позволяет достигать необходимый результат.

Методы организации занимающихся при разучивании действий таэквондистов новичков:

— Организация занимающихся без партнера на месте.

— Организация занимающихся без партнера в движении.

— Усвоение приема по заданию тренера.

— Условный бой по заданию.

— Вольный бой.

— Спарринг.

Методические приемы обучения основам техники таэквондиста

Изучение захватов и освобождение от них

Изучение базовых стоек тхэквондиста.

Из базовых стоек выполнение движений защиты и атаки

Боевая стойка тхэквондиста.

Передвижение в базовых стойках.

В передвижении выполнение базовой программной техники.

Боевые дистанции.

Методические приемы обучения технике ударов, защит и контрударов

— Обучение стойкам

— Обучение ударам на месте

— Обучение ударам в движении

— Обучение приемам защиты на месте

— Обучение приёмам защиты в движении

Упражнения для развития гибкостидля мышц ног: наклоны активные и пассивные, выпады с партнёром и без партнёра, активные махи ногами, перекаты, шпагат. Для мышц туловища: упражнение «корзинка», скручивания, статические упражнения на удержание. Для мышц рук: махи, вращения, потягивания.

Техническая подготовка

Спортивно-оздоровительные группы, группы начальной подготовки

Техника передвижения: степ, челнок, приставной шаг. Стойки.Гонунсоги, нюнчасоги, анунсоги, черётсоги, наранисоги, с аджик соги.

Удары руками. Спарринг — джеб, кросс; базовая техника — ап джумокчируги, ёпсонкалтериги, дун г джумоктериги, сангсонкуттулки. Удары ногами. Спарринг — апчабусиги, долио чаги, нэрио чаги, ёпчабусиги, банде чаги; базовая техника — ап чаги, ёп чаги, нэрио чаги, долио чаги, горо чаги.

Блоки. Назандепалмокмакги, чокиопалмокмакги, ан палмокмакги,

бокатпалмокмакги, назандесонкалмакги, сангпалмокмакги, деби

сонкалмакги, дебипалмокмакги, хечепалмокмакги.

Тули:чон-джи, дан-гун, до-сан, вон-хьё, юль-гок

Ибомасоги. Без партнёра, с партнёром.

Свободный спарринг. С партнёром, без партнёра.

Самозащита. 10-15 приёмов самозащиты.

Индивидуальные действия. Оценивание целесообразности той или иной позиции, выбор времени для начала атаки (контратаки).

Эффективное использование изученных технических приёмов, способы и разновидности решения тактических задач в зависимости от спарринговой ситуации.

Командные действия. Выполнение основных обязанностей в командном спарринге против сильного (слабого) соперника согласно избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие спортсменов при выполнении командного туля.

Технико-тактическая подготовка.

Обучение и совершенствование техники и тактики передвижения в стойках, прямых ударов на дальней и средней дистанциях. Удар ногой на средней и ближней дистанции на месте и в перемещениях. Боковых ударов и ударов снизу на средней, ближней дистанциях. Ударов ногой на месте и в передвижении, бой с тенью,

Формальные упражнения, в парах, на снарядах, защита блоками и перемещениями. Обучение и совершенствование техники и тактики от атакующих и контратакующих приемов, ударов на дальней, средней дистанциях, боковых и снизу ударов на средней и ближней дистанциях и защита. Обучение и совершенствование техники и тактики атакующих, контратакующих прямых, в сочетании с боковыми, с ударами снизу на дальней, средней и ближней дистанциях. Ударов ногами в сочетании с ударами рук. Ударов рукой в сочетании с ударами ног.

Защита на месте от ударов руками и ногами. Защита в движении вперёд, назад, в сторону. Клинчи и выходы из них. Тренировки в парах.

Инструкторская и судейская практика. Основные методические принципы организации и проведения тренировочных занятий.

Организация проведения утренней зарядки, самостоятельного занятия.

Спортивная терминология. Посещение соревнований. Правила соревнований. Судейская терминология, жесты. Определение победителей.

Сдача контрольных переводных нормативов.

Соревнования. В течение года провести не менее 5 боев в соревнованиях: классификационные, матчевые встречи, открытое первенство, первенство района, республики. Первые двасоревнования проводить только среди новичков, не имеющих соревновательного опыта и стажа занятий. Обязательна защитная экипировка (шлем, бандаж, жилет, щитки на голень).

Количество участников в соревновательной группе не должно превышать 4 человека.

С целью научно обоснованного подхода принято делить учебный год на 3 этапа подготовки: подготовительный, соревновательный, восстановительно — переходный период, каждый из которых имеет свои особенности к подготовке.

Требования к соревнованиям 7-12 13-17
1. Длительность предварительной подготовки Не менее 1 года Не менее 4- 5месяцев при условии сдачи контрольных нормативов
2. Количество весовых категорий 6 категорий (кг): до 25, 28-32, до 35, до 40, до 45, до 50 и св. 10 категорий (кг): до 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60, 65, 70, 75 и св.
3. Масштаб соревнований городские До республиканского включительно
4. Количество турнирных соревнований в год Не более 2   Не более 4
5. Продолжительность боя 1,5+1,5 мин. 2+2 мин.
6. Количество поединков в день Не более 2 Не более 5
7. Количество поединков в одном соревновании 2-4 4-6
8. Количество соревн. поединков в год 14-16 20-30
9. Перерыв между турнирными соревнованиями Не менее 2 месяцев Не менее 2 месяцев
10. Сдача контрольных нормативов 2 раза в год 2 раза в год

 

Соревнования по тулям (формальным комплексам)

  Требования к соревнованиям 7-12 13-16
1. Длительность предварительной подготовки Не менее 6 месяцев года Не менее 4- 5месяцев
2. Количество уровней подготовки 2 категории (гып): 10-9 гып, 8-6 гып. 11 категорий (кг) 10-8 гып, 8-6 гып, 5-4 гып
3. Масштаб соревнований городские До республиканского включительно
4: Количество соревнований в год Не более 4 Не более 6
5. Количество комплексов в день Не более 4 Не более 6
6. Количество комплексов в одном соревновании 4-6 6-8
7. Количество комплексов в год 14-16 20-30 ;
8. Сдача контрольных нормативов 1 раз в год 1 раз в год

Упражнения для развития гибкости для мышц ног: наклоны активные и пассивные, выпады с партнёром и без партнёра, активные махи ногами, перекаты, шпагат. Для мышц туловища: упражнение «корзинка», скручивания, статические упражнения на удержание. Для мышц рук: махи, вращения, потягивания.

Техническая подготовка

Спортивно-оздоровительные группы, группы начальной подготовки

Техника передвижения: степ, челнок, приставной шаг. Стойки.Гонунсоги, нюнчасоги, анунсоги, черётсоги, наранисоги, с аджик соги.

Удары руками. Спарринг — джеб, кросс; базовая техника — ап джумокчируги, ёпсонкалтериги, дун г джумоктериги, сангсонкуттулки. Удары ногами. Спарринг — апчабусиги, долио чаги, нэрио чаги, ёпчабусиги, банде чаги; базовая техника — ап чаги, ёп чаги, нэрио чаги, долио чаги, горо чаги.

Блоки. Назандепалмокмакги, чокиопалмокмакги, ан палмокмакги,

бокатпалмокмакги, назандесонкалмакги, сангпалмокмакги, деби

сонкалмакги, дебипалмокмакги, хечепалмокмакги.

Тули. Саджу чируги, саджу макги, чон-джи, дан-гун, до-сан, вон-хьё.

Ибомасоги. Без партнёра, с партнёром.

Свободный спарринг. С партнёром, без партнёра.

Самозащита. 10-15 приёмов самозащиты.

Индивидуальные действия. Оценивание целесообразности той или иной позиции, выбор времени для начала атаки (контратаки).

Эффективное использование изученных технических приёмов, способы и разновидности решения тактических задач в зависимости от спарринговой ситуации.

Командные действия. Выполнение основных обязанностей в командном спарринге против сильного (слабого) соперника согласно избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие спортсменов при выполнении командного туля.

Список литературы

• Ширяев, А. Г. Бокс и кикбоксинг : учебное пособие для студентов вузов / А. Г. Ширяев, В.И. Филимонов .— М.: Академия, 2007 .— 236с.

• Нгуен Ван Зунг. Каратэ: самооборона: пер. с вьетн. Ханой: Физкультура и спорт., 1991. 111 с.

• Туманян Г.С. Спортивная борьба: Теория, методика, организация тренировки. В 4-х кн.:Учеб. пособ.Кн.2:Кинезиология и психология.- М.:Советский спорт,1998.-279с. :ил.-

• Фомин, Виктор Павлович, Линдер, Иосиф Борисович Диалог о боевых искусствах Востока. ML: Мол.гвардия, 1990. 367 с. ил.

• Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС. 1991.

• Никитюк Б.А., Чтецов И В. Морфология человека. М.: Изд. МГУ, 1990.

• Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс. 2001.

• ЧойХонг Хи. Энциклопедия таэквон-до. М:ФиС, 1991, 953

Словарь терминов

Общие термины.

доянг — тренировочный зал, площадка для состязаний;

добок — форма для занятий;

гып — ученическая степень;

дан — мастерская степень;

сон — рука, руки;

баль — нога, ноги;

соги — стойка;

макги — блок;

чаги — удар ногой;

чируги — пробивающий удар;

териги — рубящий удар;

тулькги — колющий удар;

ап, йоп, двит — вперед, в сторону, назад;

ан, баккат — внутренний, наружний;

ануро, бакуро — внутрь, наружу;

нэрио, оллё — вниз, вверх;

баро — прямой (одноименный), банде — обратный (разноименный);

надзундэ, каундэ, нопундэ — нижняя, средняя, верхняя части тела;

доро — поворот,

долио — по дуге, по кругу;

кёча — скрестно;

санг — двойной;

хечё — раздвигающий;

юльтонг — «волна» (принцип движений в Таэквон-До); хим — концентрация движения, мощь; туль — Технические комплексы; массоги — спарринг;

кихап — «освобождение энергии» — крик, сопровождающий движение;

 

 

Команды

мойо — построиться;

нарани — выровняться

чарёт — смирно (принять стойку «Чарётсоги»);

кюонэ — поклон;

джунби — приготовиться;

си чак — выполнить;

баро — прямо (вернуться в исходное положение);

бандэро — обратно, в другую сторону;

анджёт — сесть;

иро сот — встать;

добокчондон — поправить форму;

хана, дуль, сэт, нэт, дасот, ёсот, ильгоп, ёдуль, axon, ёль — счет от 1-го до 10.

Ударные и блокирующие части тела

джумок — кулак;

anджумок — передняя часть кулака;

йопджумок — боковая часть кулака;

дунгджумок — тыльная часть кулака;

сонкал — ребро ладони со стороны мизинца;

сонкальдунг — ребро ладони со стороны большогопальца;

сонкуг — кончики пальцев рук;

палмок — предплечье;

бальмок — голень;

сонбодак — ладонь;

ан (баккат) пальмок — внутренняя (внешняя) часть предплечья; апкумчи —

подушечка пальцев ноги;

двитчук — пятка со стороны голени;

муруп — колено;

палькуп — локоть;

Стойки

наранисоги — «параллельная» стойка;

чарётсоги — стойка «смирно»;

аннунсоги — стойка «всадника»;

гуннунсоги — стойка «ходьбы1» (шага);

нюнцасоги — L-образная стойка;

губурёсоги — стойка на согнутой ноге;

моасоги — стойка «ноги вместе»;

джумбисоги — стойка «готовности»;

Удары руками

барочируги — прямой удар;

банде чируги — прямой разноименный удар;

севочируги — вертикальный удар;

нэриотериги — удар сверху вниз;

сон сонкуттулки — удар кончиками пальцев, ладонь вертикально;

Удары ногами

ап чаги — удар вперед; ёп чаги — удар в сторону; двит чаги — удар назад; долио чаги — круговой удар; нэрио чаги — удар сверху вниз;

Блоки

назандемакги — защита нижней части тела;

каундемакги — защита средней части тела;

нопундемакги — защита верхней части тела;

ап макги — прямой блок;

йопапмакги — прямой боковой блок;

дебимакги — блок, при котором вторая рука защищает туловище;

чокио маки — верхний блок;

сангмакги — двойной блок;

хечемакги — расклинивающий блок.

 

 

Приложение № 1