Половое воспитание. Подготовка молодежи к семейной жизни.

 

В настоящее время семья переживает сложный период, сопровождающийся увеличением количества разводов, снижением удовлетворенности браком, нарушением функций семьи и ее недееспособности. Особое значение в укреплении брачно – семейных отношений имеет подготовка молодых людей к семейной жизни, выполнению родительских и супружеских обязанностей, таким образом устойчивость брачно – семейных отношений в определенной степени зависит от степени готовности к семейной жизни. Что понимается под термином «готовность к браку»?

Готовность к браку понимается как система социально – психологических установок личности, определяющая эмоционально – положительное отношение к семейной жизни, ценностям родительства и супружества. (Трапезникова Т. М. Этика и психология семейных отношений, с. 3)

По мнению Сысенко В.А., нравственно – психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие (усвоение) целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся: готовность принять на себя ответственность по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям, уважение прав и достоинств других членов семейного союза, подготовленность к общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру (постконвенциональный уровень сформированности моральных суждений по Кольбергу), умение приспосабливаться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его духовных движений и состояний, умение саморегулировать свое поведение и деятельность.

Подготовка к браку процесс длительный, требующий комплексного психолого – педагогического воздействия, учитывающего не только возрастные, но и половые различия. Поэтому, когда речь идет о половом воспитании, мы в первую очередь говорим о различном подходе к воспитанию мальчиков и девочек.

Подготовка к браку включает в себя важнейшие компоненты жизнедеятельности семьи.

Нравственная подготовка к браку – это создание условий для формирования личности с высокой культурой чувств и поведения, воспитание черт характера, способствующих сотрудничеству супругов, родителей и детей, ответственности за сделанный выбор, а также повышение значимости семьи как ценности.

3 стр., 1416 слов

Презентация на тему: Семейная психология

... семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника. 3 стадия. Стабилизация или воспитание детей. Задача супругов - воспитание детей дошкольного и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни. ... Мотивации конфликтов 1.Не сошлись характерами 2.Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке 3.Бытовое пьянство и алкоголизм. Модели поведения супругов во внутрисемейных ...

Психологическая подготовка предполагает знания психологии личности, особенностей супружеских взаимоотношений, методов разрешения супружеских и семейных конфликтов, способов саморегуляции собственной психики и поведения.

Анализ проблем в современных семьях приводит специалистов к заключению, что многие вступившие в брак юноши и девушки не готовы к сложностям совместной жизни, не обладают необходимым уровнем развития супружеской зрелости. Земска М. выделяет несколько компонентов супружеской зрелости под которой понимается – совокупная характеристика физической, психической и социальной зрелости личности ( Трапезникова Т.М., там же, с. 33 ).

Физическая зрелость – предполагает такую стадию биологического развития организма, которая позволяет стать человеку отцом или матерью.

Психологическая зрелость – это степень умственного, эмоционального развития, при котором человек способен выполнять супружеские и родительские обязанности, способен отвечать за свои поступки и брать на себя ответственность за себя и других людей.

По мнению Ковалева С.В. основными элементами подготовки к семейной жизни должны стать « повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью, увеличение социальной престижности отцовства и материнства, повышение психологической готовности молодежи к браку, предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основные проблемы взаимоотношений между супругами, усиление антиалкогольной пропаганды, освещение вопросов наиболее рационального ведения хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи» (Ковалев С.В. Психология современной семьи, с.3)

Все эти задачи должны быть решены при подготовке к семейной жизни, однако это невозможно решить только в рамках образовательного учреждения. Необходимо, чтобы семья в полной мере осуществляла подготовку молодежи к семейной жизни.

Подготовка к семейной жизни осуществляется в нескольких направлениях(Ковалев С.В.):

1. Деятельное осознание социальной сущности семьи и вытекающие из этого последствия для личной жизни.

2. Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств.

3. Формирование адекватных брачно – семейных представлений

4. Усвоение определенной суммы знаний по психологии и социологии брака и семьи.

Чтобы добрачное воспитание было эффективным, в нем должны отразиться следующие принципы:

1. Принцип всеобщности – требует воспитательного воздействия на все категории молодежи (мужчины и женщины, ПТУ, институты и т. д.)

2. Принцип долговременности – предполагает многолетнюю, продолжительную воспитательную работу.

3. Принцип комплексности – ориентирует воспитание на все аспекты проблем, связанных с супружеством и семьей ( право, анатомия и физиология, личная гигиена, беременность, наследственность, развитие ребенка, планирование рождаемости, социология, психология личности, функции семьи, современное состояние брака, половое воспитание, семейное воспитание.

4. Принцип всесторонних (параллельных) действий – предполагает одновременное применение воспитательных средств семьи, образовательного учреждения, СМИ, литературы и искусства и т.д.

14 стр., 6549 слов

Половое воспитание в семье

... пра­вила поведения в половой жизни, подготавливающий к браку и семейной жизни. Родители должны знать основные этапы психосексуального разви­тия и принципы полового воспитания ребенка, чтобы помочь пра­вильному ... щиной, о которых ребенок узнает в результате «уличного просве­щения».   Половое воспитание в семье - процесс сложный, но необходи­мый, дающий возможность ребенку получить правильное пред ...

5. Принцип невозбуждения сексуального желания означает, что половое воспитание не должно вести к сексуальной стимуляции, особенно у подростков.

6. Принцип правдивости включает изложение правды о половых отношениях в соответствии с возрастом ребенка и возможностями понимания.

7. Принцип выработки индивидуальных и социальных значений предусматривает выработку индивидуального эмоционального отношения к половым отношениям и социального значения половых проявлений.

8. Принцип активности требует от воспитателя использовать любые ситуации для выработки у ребенка правильных установок.

На современном этапе выделилось два основных подхода к вопросу подготовки молодежи к семейной жизни: (по материалам Уильям Хейнз).

Изменения в обществе и половое воспитание.

1. Половое образование (сексуальное просвещение).

Половое образование учит детей анатомии половых органов, пропагандирует «безопасный секс». Оно изучает пол, сексуальное поведение и т. д. Вне нравственных рамок. Природа человека рассматривается как сугубо физическая, без учета психологических и духовных измерений.

2. Семейное воспитание – оно призвано способствовать естественному развитию и подготовки к супружеству и родительству. Их цель заключается в том, чтобы отвести сексуальности подобающее место в воспитании человека, в нем подчеркивается нравственное и духовное развитие личности. Важным измерением личностного развития становятся отношения, которые устанавливаются с другими людьми, особенно членами семьи. Предлагаемые программы по семейному воспитанию предполагают включение следующих вопросов для обсуждения: супружество, его самодостаточность и исключительность, подготовка к браку, семья, общение, достоинство и ценность человека, смысл любви, целомудрие, принятие решений, свобода и ответственность, финансовое обеспечение в семье, развод – причины и следствия, развитие подростка, решение конфликтов и примирение, дружба в семье, общественное измерение личной нравственности.

Эти два подхода противоположны друг другу и ни один не отвечает современным требованиям действительности, т. к. подход должен базироваться на современных представлениях о семье и в то же время учитывать состояние проблемы на данном этапе.

Исходя из этого западные педагоги и психологи разработали основные положения концепции полового воспитания(по Нойберту Р.)

1. Половое воспитание — это преимущественно нравственная подготовка ребенка к пониманию этой сферы жизнедеятельности человека.

Искажение представлений о взаимоотношениях полов возникает тогда, когда процесс половой социализации сознательно затягивается или игнорируется семьей и школой.

2. При раскрытии особенностей пола необходимо учитывать возрастные фазы полового развития. Психосексульное развитие. Вы можете дополнительно ознакомиться с терминологией по половому воспитанию.

3. Подготовка к семейной жизни – составная часть подготовки человека к самостоятельной жизни. Половое воспитание органически связано с формированием целостной личности.

8 стр., 3735 слов

Половое воспитание школьников

... критика событий, проблем и ценностей в окружающем мире. Многие современные семьи являются плохими примерами полового воспитания. Разводы, пьянство, измены, аморальное поведение родителей - это то, ... способность (способность сопереживать, а значит любить) необходимо развивать в маленьком человеке. Неразвитые эмпатические способности дают негативные последствия во взрослой жизни детей. Эксперименты ...

4. Половое воспитание приносит пользу в рамках целостного воспитания гражданина и семьянина.

5. Половое воспитание связано со сложной социальной ситуацией. Характеризуется особенностями, без которых невозможна эффективная половая социализация.

6. Важным средством полового воспитания и просвещения является искусство и культура.