Планы и умм к практическим (семинарским) занятиям Практическое занятие № 1 Тема: принцип природосообразного воспитания в произведениях я.А.Коменского, ж.Ж.

Планы и умм к практическим (семинарским) занятиям Практическое занятие № 1 Тема: принцип природосообразного воспитания в произведениях я.А.Коменского, ж.Ж.Руссо, и.Г.Песталоцци, а.Дистервега.

Цель: добиться понимания студентами сущности принципа природосообразного воспитания и проследить его развитие в трудах классиков педагогики.

План

Вопрос

Источник

1. Новый взгляд Я.А.Коменского на природу и человека. Идея природосообразного воспитания в «Великой дидактике»

Я.А.Коменский «Великая Дидактика» гл. 16,17.

2. Педагогические выводы, вытекающие из развития идеи природосообразности в XVIIв.

3. Ж.Ж.руссо о естественном и свободном воспитании, об условиях формирования личности ребенка

Ж.Ж.Руссо. «Эмиль или о Воспитании» Кн. Вторая. Гл. детский возраст.

4. Идея развивающего обучения и элементарного образования в трудах И.Г.Песталоцци.

И.Г.Песталоцци. «Лебединая песня», «Памятные записки парижским друзьям».

5. А.Дистервег о ступеях развития человека, о принципе самодеятельности и культуросообразности, об основах развивающего обучения.

А.Дистервег. «Руководство к образованию немецких учителей» §1-6,9,10,13

6. А.Дистервег о принципах обучения и о требованиях к учителю

———//———

Примечание: занятие имеет обобщающий характер. Внимательно изучить историческую обстановку в каждой стране в то время, когда в ней жил творил каждый педагог.

• Каждый студент составляет сравнительную таблицу «развитие идеи природосообразного воспитания зарубежной педагогике с XVIIпоXIXвека

Я.А.Коменский (1592-1670).

«Великая дидактика»

Ж.Ж.Руссо (1712-1778)

«Эмиль, или О воспитании»

И.Г.Песталоцци (1746- 1827)

«Лебединая песня)

А.Дистервег

(1790-1866)

«Руководство к образованию немецких учителей»

Практическое занятие № 2 Тема: развитие идеи трудового воспитания в зарубежной педагогике

План

1. Трудовое воспитание на острове «Утопия» по книге Т.Мора «Утопия».

Хрестоматия по зарубежной истории педагогики. М.: Просвещение, 1971 с.53-74.

2. Трудовое воспитание Эмиля по книге Ж.Ж.Руссо «Эмиль или О воспитании»

Там же с. 237-253.

Оценка Н.К.Крупской идей Ж.Ж.Руссо в ее книге «Народное образование и демократия»

Н.К.Крупская. Педагогические сочинения в 6-и томах. – М.:Педагогика,1978.

3. Трудовое воспитание детей по книге И.Г.песталоцци «Лингард и Гертруда» Там же с. 303-313.

Оценка Н.К.Крупской идей и опыта И.Г.Песталоцци в книге «Народное образование и демократия»

4. Опыт Р.Оуэна образования человеческого характера. Там же с446-459.

Оценка Н.К.Крупской идей и опыта Р.Оуэна в книге «Народное образование и демократия» Там же.

• задание. Прочитать и проанализировать указанные главы. Проследить развитие идеи трудового воспитания с 16 по 19 века в зарубежной педагогике. Выяснить, что нового внес каждый из великих педагогов в развитие идеи.

Составить таблицу «развитие идеи трудового воспитания»

Томас Мор

1478-1535

ЖЖ. Руссо

1712- 1778

И.Г.Песталоцци

1746-1827

Р.Оуэн

1771-1858

Практическое занятие № 3 Тема: к.Д.Ушинский о народности в общественном воспитании

Цель: понять сущность идеи народного воспитания в педагогической системе К.Д.Ушинского.

Занятие проводится в форме круглого стола

ПЛАН

  1. Постановка проблемы «Были ли заложены основы современной русской национальной школы в трудах К.Д.Ушинского»?

  2. Обсуждение вопросов.

1. Сущность идеи народности в общественном воспитании.

2. К.Д.Ушинский о путях создания русской народной школы и ее естественных источниках.

3. К.Д.Ушинский о роли, качестве системы подготовки учителя для народной школы.

4. К.Д.Ушинский о родном языке, как «величайшем народном наставнике, великом народном педагоге…»

3. Подведение итогов.

В ходе круглова стола заслушиваются выступления основных докладчиков и происходит обсуждение всех участников данного вопроса.

Литература:

I. Ушинский К.Д. Избранные пед.соч. в 2-хт. – М.: Педагогика, 1974.

2. Прочитать статью О народности в общественном воспитании. – Т.1.

Задание:

1) прочитать главы 1-4, 6,8;

2) ответить на вопросы:

— каковы цели и средства ее достижения в системе общественного воспитания в Германии, Англии, Франции;

— раскрыть содержание общего вывода, сделанного К.Д.Ушинским в статье «О народности в общественном воспитании»;

— сформулировать сущность идеи народности в общественном воспитании и показать ее актуальность;

II. Прочитать статьи К.Д.Ушинского: Воскресные школы, Вопросы о народных школах, О необходимости русские школы сделать русскими, Общий взгляд на возникновение наших народных школ (все статьи напечатаны воIIтоме).

— назовите естественные источники русской народной школы;

— определите основные пути создания русской народной школы, опираясь на вышеперечисленные источники.

III. Прочитать статьи К.Д.Ушинского О нравственном элементе в русском воспитании, Проект учительской семинарии (Т.2), Человек, как предмет воспитания. Предисловие (Т.1), Три элемента школы (Т.1)

Сделать записи о роли, качествах и системе подготовки учителя.

VI. Прочитать статьи К.Д.Ушинского Родное слова (Т.1), о первоначальном преподавании русского языка (Т.2).

— объясните, почему К.Д.Ушинский назвал язык «великим народным педагогом»;

— приготовьтесь к выразительному чтению отрывков из статьи «Родное слово»

Практическое занятие № 4 Тема: Педагогическая концепция и опытно-экспериментальная деятельность л.Н.Толстого в Яснополянской школе.

Цель: понять педагогическую концепцию Л.Н.Толстого, изучить педагогическую деятельность Л.Н.толстого через моделирование процесса обучения в Яснополянской школе.

ПЛАН

1. Экскурсия в музей «Ясная поляна».

2. Рассказать о яснополянской школе:

а) что способствовало созданию Яснополянской школы.

б) рассмотреть методы обучения;

в) содержание обучения;

г) показать психологические портреты школьников;

д) инсценировать прогулку Л.Н.толстого с детьми в зимний лес

по работе Л.Н.толстого «Яснополянская школа за ноябрь, декабрь месяцы. Общий очерк характера школы».

3. Диалог между Н.Г.Чернышевским и Л.Н.Толстым по работе Н.Г.Чернышевского «Ясная поляна. Школа».

4. Инсценировка «Как дети писали сочинение» по работе Л.Н.Толстого «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?»

5. Педагогическая концепция Л.Н.Толстого.

Литература:

1. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Общий очерк характера школы // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. – М.: Просвещение, 1974. С. 332-351.

2. Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989, С. 271 – 289.

3. Чернышевский Н.Г. Ясная поляна. Школа // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М.: Просвещение, 1974. С.187-200.

4. Вейкшан Н.В. Лев Толстой как педагог // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. С.3-31.

Практическое занятие № 5 Тема: «Школа радости» в.А.Сухомлинского и ее значение для современной начальной школы

Цель: понять основные подходы и принципы организации начальной школы В.А.Сухомлинского и их реализация в практике обучения и воспитания младших школьников в «Школе радости».

ПЛАН

1. Павлышская школа – школа В.А.Сухомлинского, авторская школа. Личность педагога В.А.Сухомлинского как автора школы.

2. Особенности подготовки детей к обучению в «Школе радости» под голубым небом. Найти общее и показать различия в обучении детей-шестилеток с опытом «Школы радости»

3. Создание в начальной школе условий для гармоничного развития ума, души, здоровья.

4. Выделить из книги идеи, которыми бы вы хотели пополнить свои педагогические копилки, запас своих педагогических знаний.

5. Школа радости в конце 80-х годов ХХ века.

6. Каждому студенту подготовиться к художественному чтению отрывка из книги В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

Литература:

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Родяньска школа, 1971.

2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979.

3. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1975.

4. Настасьев Г. «Школа радости» сегодня // Народное образование — № 7 — 1988 – С.70.

5. Тартаковский Б. Повесть об учителе Сухомлинском. – М.: Молодая гвардия, 1972.

Практическое занятие № 6. Тема: Элементы педагогических технологий.

Цель: добиться понимания у студентов основных элементов педагогических технологий.

План занятия.

Теоретическая часть

1. Сущность и функции педобщения.

2. Характеристика педагогической оценки как элемента педагогических технологий.

3. Условия и особенности предъявления педагогического требования.

4. Педагогическое разрешение конфликта.

5. Педагогическая техника.

Практическая часть

1. Моделирования ситуации педагогически целесообразного общения.

2. Моделирование ситуации педагогического оценивания участников пед.взаимодействия.

3. Моделирование ситуации предъявления педагогического требования воспитанникам, учащимся.

4. Моделирование ситуации разрешения конфликта.

5. Моделирования применения педагогических техник.

Задания.

1. При подготовке к занятию разработать практические ситуации из школьной жизни, учебно-воспитательного процесса с тем. чтобы инсценировать и проиграть их в аудитории.

2. При анализе ситуаций учитывать: умение применять знания в лабораторных условиях, владение педагогическими техниками, педагогическим общением и т.д.

Вопросы для обсуждения.

1. Нужно ли опасаться конфликтов в группе?

2. Согласны ли вы с идеей А.С.Макаренко о том, что воспитанникам нужно предъявлять больше требований и оказывать больше уважения?

3. Каким по вашему должно быть педагогическое общение?

4. В чем могут проявляться педагогические способности?

Литература:

1. Педагогические технологии/ Под ред. В.С.Кукушина. Р-н/Д.: Март, 2002, С .

2.Педагогика: учебн. пос. для студ. педвузов / В.А.Сластенин и др. – М.: Школьная пресса, 2004, С .

3. Казакова Г.Ю. инновационные технологии обучения и воспитания школьников. – М.: Пед.общество России, 2005, С .

4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий, СПб.: Каро, 2005, С .

5. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М.: Гном и Д, 2001, С .

6. Селевко г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – м.: ниишт, 2006, с Практическое занятие № 7. Тема: Вспомогательные элементы педагогических технологий

Цели: понимание студентами сути элементов педагогических технологий.

План

Теоретическая часть

1. Характеристика психологического климата в группе.

2. Технология организации групповой деятельности.

3. Создание ситуации успеха в ученической группе.

4. Педагогическая реакция на поступок.

5. Этическая защита участников педагогического взаимодействия.

Задания.

1. Разработать подборку ситуаций успеха.

2. Разработать фрагмент сценария воспитательного мероприятия, акцентируя внимание на организации групповой деятельности.

3. Составить подборку педагогических ситуаций, с тем, чтобы продемонстрировать педагогическую реакцию на поступок воспитанника или ученика и этическую защиту участникам педагогического взаимодействия.

Практическая часть

1. Моделирование ситуации создания психологического климата в группе или решения педагогических задач в условиях различного психологического климата.

2. Моделирование технологии организации групповой деятельности.

3. Моделирование создания ситуации успеха в учебной группе.

4. Моделирование педагогической реакции на поступок.

5. Моделирование этической защиты участников педагогического взаимодействия.

Вопросы для обсуждения

1. Как реагировать на грубость учащихся?

2. Как защитить учащихся от агрессивного поведения сверстников?

3. Может ли педагог менять свою позицию в процессе педагогического взаимодействия?

4. Каковы ожидания педагога от создания ситуации успеха?

5. Как может происходить релаксация педагога?

Литература:

1. Педагогические технологии/ Под ред. В.С.Кукушина. Р-н/Д.: Март, 2002, С .

2.Педагогика: учебн. пос. для студ. педвузов / В.А.Сластенин и др. – М.: Школьная пресса, 2004, С .

3. Казакова Г.Ю. инновационные технологии обучения и воспитания школьников. – М.: Пед.общество России, 2005, С .

4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий, СПб.: Каро, 2005, С .

5. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М.: Гном и Д, 2001, С .

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИШТ, 2006, С

Практическое занятие № 8 Тема: Педагогический коллектив

ЦЕЛЬ:

— выявить особенности педагогического коллектива;

— определить пути успешной, слаженной работы.

Занятие проводится в форме дискуссии.

ПЛАН

1. Общая характеристика педагогического коллектива.

2. Роль директора школы в создании педагогического коллектива.

3. Пути выхода из конфликтных ситуаций.

4. реферативное сообщение по книге В.А.Сухомлинского «Разговор с молодым директором школы»

Литература:

1. Внутришкольное управление / Под ред. Т.И.Шамовой. – М.:Педагогика, 1991.

2. Портнов М.Л. Азбука школьного управления. – М.: Просвещение, 1991.

3. Максимов Ю.Г. Самостоятельная работа студентов при изучении курса «Управление образовательными системами»: Метод. Пособие/ ГГПИ. – Глазов, 2007. С.48-52.

  1. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973.

Дискуссия «Что такое педагогический коллектив?»

1. Педколлектив (ПК) и трудовой коллектив: сильные и слабые стороны.

2. Ожидания директора от ПК.

3. Ожидания ПК от директора.

4. Стимулирование работы ПК.

5. Барьеры в работе ПК.

6. Причины удовлетворения работой учителей со стороны директора школы.

7. Эффективная критика в ПК.

8. Неэффективная критика в ПК (кого? Кем?)

Практическое занятие № 9 Тема: Работа школьных методических объединений (шмо)

ЦЕЛЬ: выявить сущность ШМО, полученные знания закрепить в разработке плана работы ШМО.

ПЛАН

1. Характеристика основных направлений работы ШМО.

2. Наставничество как одна из функций ШМО.

3. Разработка годового плана работы ШМО учителей начальных классов.

4. Обсуждение проблемы аттестации педагогических кадров.

Задания

1. На основании изученной литературы разработать годовой план работы ШМО учителей начальных классов.

2. На заседании ШМО обсудить проблему педагогической аттестации.

Литература:

1. Аттестация кадров: Кубанский вариант // Народное образование. – 1999.- № 1-2. – С. 104-108.

2. Максимов Ю.Г. Самостоятельная работа студентов при изучении курса «Управление образовательными системами» /Глазов, 2007. С.40-44.

3. Дик. Н.Ф. Педагогический совет в общеобразовательном учреждении – Ростов н/Д: Феникс, 2005, с.48.

4. Гофурова И.М. Педагогический совет: проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную. – СПБ.: Паритет, 2003. 30-32.

Практическое занятие № 10 Тема: Защита проекта образовательного заведения.

Цель: Закрепление знаний по курсу управление образовательными системами.

Создать проект по схеме.

1. Обоснование проекта. Показать потребности общества, недостатки, которые существуют в обществе, противоречия, которые следует устранить. И показать, насущную необходимость в создании нового образовательного учреждения, которое и будет представлено в данном проекте.

2. Показать основные теоретические положения, которые лежат в основе деятельности проектируемого образовательного учреждения. Например, гуманизма, личностно-ориентированного образования, валеологического подхода и т.д. Показать как они повлияли на построение данной модели.

3. Представить структуру образовательного учреждения. Например, детский сад, общеобразовательная школа, суз, вуз и т.д. Показать почему для данного типа учебного заведения подходит данная структура. Охарактеризовать каждый элемент данной структуры.

4. Охарактеризовать мониторинговую систему образовательного учреждения.

5. Проанализировать связь школы с общественными организациями и другими социальными институтами.

6. Проанализировать финансирование образовательного учреждения.

7. Дать характеристику педагогическому коллективу школы.

8. Показать информатизацию учебно-воспитательного процесса в школе.

Литература:

1. Е.Болотова. Штатное расписание школ. Народное образование — № 7.- 2007. – С.117 -127. (Об учебном плане, нагрузке учителей и учащихся).

2. И.Гликман. Национальный проект «здоровье» и школа. Народное образование. — № 4. – 2007. – С. 184-190. (Об основных положениях, лежащих в основе проекта)

3. В.Дубинина. Со студенческой скамьи в производственную жизнь школы. – Народное образование. — № 9. – 2008. – С. 76 – 82. (О содержании проекта)

4. Народное образование. — № 2. – 2008. – С. 156-164. (О содержании проекта).

5. Н. Запрудский. Эффективная школа. – Народное образование. — № 5. – 2007. – С. 128 – 133. (О результатах работы школы)

6. В.Климов, Н. Бабко. Нормативно подушевое финансирование в образовании в контексте бюджетной реформы. Народное образование. — № 10. – 2007. – С. 133. (О финансировании школы)

7. А. Остапенко, Д.Ткач. Как спроектировать школу социально-педагогического профиля? Народное образование. — № 9. – 2007. – С. 81-91. (О создании проекта)

8. Н.Асташева, Т.Карбонович. Ученическое самоуправление – демократическая ценность нашего времени. Народное образование. — № 7, — 2007. – С. 86 -92. (О самоуправлении).

9. Е.Петренко, Т.Захарова. Финансовая экология современной Российской школы или дорогу осилит идущий. Народное образование. — № 10. – 2007. – С.169 – 175. (О финансировании школы)

10. А.Свиридов. Социально-педагогический проект «Материнская школа» Народное образование. — № 1. – 2007. – С.226-231. (Пример проектировния)

11. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов. – М.: Педагогическое общество России. 2005. – 192 с.

Методические рекомендации для преподавателя (средства, методы обучения)

Согласно рекомендациям администрации Глазовского государственного педагогического института по реализации компетентностного подхода в Федеральном государственном стандарте ВПО.

1. В компетенцию вуза входит самостоятельная разработка образовательной программы.

2. Образовательные программы строятся на основе компетентностного подхода.

3. Методы работы студентов активные и интерактивные.

4. Удельный вес занятий в интерактивной форме 25 %, в том числе лекционных занятий 40 %..

5. Применять на занятиях встречи с ведущими специалистами и работодателями.

6. Соизмерение лабораторной и самостоятельной работы.

Интерактивный метод предполагает взаимодействие в диалоге студент-преподаватель; студент – студент. В итоге интерактивный метода предполагает дискуссии. В диалоге отстаивается позиция, привлекаются аргументы, факты, обращение к аудитории. В диалоге происходит отстаивание своей позиции. В данном курсе дискуссии целесообразно использовать как на всех лекциях так и на практических занятиях с тем чтобы развивать культуру общения, умение отстаивать свою точку зрения и в то же время слышать, а при необходимости учитывать точку зрения оппонента.

Активные методы тесно взаимосвязаны с инерактивными методами, потому что происходит интенсивное взаимодействие всех участников процесса. Поэтому в данном курсе целесообразно использовать деловые игры, театрализации, диалоги между педагогами. Не обязательно проводить целое занятие с применением активных методов, возможно таким образом готовить фрагменты занятий. Другую часть занятия посвятить изучению теоретического материала. Целесообразно проводить таким образом занятия по таким темам «Создание психологического климата», «Создание ситуации успеха» и др.

Активные методы обучения предполагают выполнение творческих заданий по курсу«Педагогические технологии». Многие творческие задания приведены в авторских методических работах, представленных выше.

В данном курсе могут широко быть представлены деловые игры. Например, проведение воспитательного мероприятия и на основании его анализировать педагогическое общение, конфликтные моменты. Ситуации успех, взаимодействие в группе и т.д. Создаются творческие группы, разрабатывается сценарий игры, правила, распределяются роли, даются индивидуальные задания. Происходит активное взаимодействие участников процесса.

В данном курсе возможно применение инновационных форм обучения. Их целесообразно использовать на учебных занятиях и во внеучебной деятельности. Т.к. количество часов на данный курс ограничено, то важно проводить и внеаудиторные мероприятия.

Важнейшим направлением организации учебных занятий является исследовательская работа студентов. Таким образом, занятия необходимо строить проблемно. В проблемной лекции материал можно строить, представляя разные точки зрения на решение педагогических задач, а студентам предлагается обосновать по какому направлению стало развиваться система образования. Материал должен быть четко построенным и продуманным, чтобы студентам было понятно каким образом им проводить мыслительные операции.

Так же исследовательская работа предполагает написание рефератов по предмету.

Содержание, формы и методы направлены на формирование следующих компетенций.

Специфика учебного предмета направлена на формирование таких компетенций как готовность использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности (ОК-13), осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1)

Студент способен использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4), способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6), способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-9), Способен использовать знания о современной естественно-научной картине мира (ОК-4), способен логически верно строить письменную и устную речь (ОК-6) и др.