Методические указания для студентов зфо нальчик 2008

МИНИСТАРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М.БЕРБЕКОВА»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

(вторая половина)

Методические указания для студентов ЗФО

Нальчик — 2008

УДК 821.161. (075)

ББК 83 Зря 73

Рецензент:

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и риторики Пятигорского государственного лингвистического университета Л.В.Витковская

Составитель : Мусукаева А.Х.

Русская литература XIX века (2-ая половина): Методические разработки. – Нальчик: Каб-Балк. ун-т, 2008.

Издание содержит материалы к курсу «История русской литературы».

Предназначено для студентов заочной формы обучения отделения русского языка и литературы.

Рекомендовано РИСом университета

УДК 821.161 (075)

ББК 83 ЗРя 73

Кабардино-Балкарский государственный университет,

2008

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые методические разработки предназначены для студентов заочной формы обучения отделения русского языка и литературы; они имеют строго научную основу и выверенную концепцию.

История русской литературы XIX века делится, как правило, на две половины. В первой половине XIX века получают свое развитие различные романтические течения, к этому же периоду относятся и 40-е годы, когда утверждается значительное реалистическое направление. В творчестве А.Грибоедова и особенно А.Пушкина формируется метод критического реализма, наиболее значительным становится появление реалистической прозы, которая получила свою оценку в труде В.Г.Белинского «О русской повести и повестях Гоголя» (1835).

14 стр., 6807 слов

Заслуги Ломоносова перед русской школой

... преимущественно на русском языке; была создана значительная группа русских профессоров, боровшихся ... сочиненное»; в 1745 году для студентов перевел с латинского учебник по ... русский академик. Этот великий ум проявил себя во всех сферах человеческой деятельности: в литературе, ... век преклонения французкой моде, Ломоносов ввел преподавание на родном языке. (Позже господин Фонвизин напишет портрет русского ...

В русской литературе первой половины XIX века реализм характеризуется по-разному, в зависимости от основоположника: реализм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. У А.С.Пушкина художественная концепция мира, истории, личности связана с нравственными общечеловеческими ценностями, с исторической ролью русского дворянства и русского народа. М.Ю.Лермонтов в своих реалистических произведениях всячески отстаивает личность, ее права на свободу и независимость, борется с несправедливыми законами общества, с лицемерием, ханжеством, ложью. Реализм Гоголя обнажает всю российскую действительность: отсутствие законов, пошлая повседневность, забытые понятия чести, благородства, достоинства и т.д.

Творчество Пушкина, Лермонтова и Гоголя может быть охарактеризовано как первый период в развитии критического реализма в русской литературе.

Особое место в русской литературе первой половины XIX века занимает «натуральная школа» 40-х годов — общество молодых писателей А.Герцена, И.Гончарова, И.Тургенева, А.Писемского и других, где реализм одерживает окончательную победу. Но следует отметить, что в литературе «натуральной школы» были различные течения, направления, стилевые особенности.

Во второй половине XIX века реалистический метод становится ведущим, причем характеризуется он как критический и социально-обличительный. Реализм второй половины XIX века распадается на ряд видов, из которых можно выделить тематическую, а также жанровую классификацию: реализм, отражающий формы самой жизни (И.Тургенев, И.Гончаров, Н.Некрасов), гуманистический критический реализм (А.Герцен), сатирический, гротескный реализм (Н.Гоголь, М.Салтыков-Щедрин), философско-психологический реализм (Л.Толстой, Ф.Достоевский, В.Гаршин).

В период 80-90-х годов реализм продолжает оставаться господствующим направлением в русской классической литературе, но он видоизменяется, обретает новые черты, наполняется высокой философской проблематикой: «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» Л.Н.Толстого. Именно в этом периоде исследователи отмечают еще две особенности в русском литературном процессе: «фактографическое, натуралистическое изображение действительности и изображение ее при помощи символов» (В.Кулешов).

Особую роль начинает играть импрессионистическая обрисовка характеров, что наиболее ярко проявилось в творчестве А.П.Чехова, в частности в драматургии.

Изменения общественно-политического характера в России рубежа XIX-XX веков формируют новые представления о культуре и литературе, основным лейтмотивом в которых становится резкая контрастность. В это же время в литературе наблюдается и своеобразное сочетание символики с бытовизмом, поэтичности с натурализмом.

XIX век завершается творчеством А.П.Чехова, самого сложного и в то же время самого «доступного» и «открытого» читательскому сознанию. Творчество А.П.Чехова «ведет» в XX век, в котором его очерки, рассказы, повести будут рассматриваться как романы, именно в XX веке мы станем свидетелями признания Чехова во всем мире.

11 стр., 5283 слов

Роман «Герой нашего времени» — первый психологический роман ...

... Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман М.Ю.Лермонотова «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Произведение было опубликовано в 1840 году. Второе издание (1841 ... книга объемом всего в семь печатных листов уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных исследований и споров. Она не потеряла своей жизненной ...

Все указанные литературные течения и направления русской литературы конца XIX века не только боролись, но и взаимодействовали, обогащая друг друга. Основное место в ней занимал реализм, который значительно изменился, углубил свою аналитичность и художественную выразительность.

Лекционный курс истории русской литературы XIX века является важнейшим в процессе подготовки специалистов-филологов. Методические разработки дают представления о периодах развития истории русской литературы XIX века, о творчестве отдельных художников слова, знакомят с учебной и специальной научной литературой. Практические занятия развивают самостоятельную аналитическую работу студентов с текстами художественных произведений, вырабатывают свой взгляд и свою позицию на спорные вопросы литературного процесса классического периода.

Как правило, на практических занятиях решаются определенные задачи: повторяется и закрепляется лекционный материал, анализируется и углубляется тема благодаря дополнительному материалу, используемому студентами при подготовке к практическому занятию. На практических занятиях создаются дополнительные условия для углубления литературоведческих знаний, эстетического развития студентов в целом. При проведении практических занятий используется несколько видов работы: опрос по рекомендованному плану занятий, анализ трудов русских критиков, реферирование монографий и статей ведущих современных литературоведов.

В связи с ограниченным количеством часов лекционных и практических занятий на заочной форме обучения, особое внимание в методических разработках уделяется самостоятельной работе студентов.

Задача самостоятельной работы студентов состоит в том, чтобы научить студента внимательно читать, анализировать художественный текст, уметь определить его художественное своеобразие, роль и место в истории русской литературы. Таким образом, конкретные наблюдения над текстом художественного произведения должны быть осмыслены и обобщены в историко-литературном плане, соотнесены с известными выводами литературной критики XIX века, с особенностями развития определенного этапа культурного развития России.

Что включает в себя самостоятельная работа по русской классической литературе? За основу берется текст художественного произведения, и очень важно представлять себе последовательность, этапность работы над конкретным, прозаическим или поэтическим, текстом. Драматургическое произведение, как известно, требует особого подхода. Студентам необходимо избегать шаблонов и стереотипов при анализе произведения, разделяя его на «идейно-тематическое содержание» и «художественно-поэтические особенности». С другой стороны, необходимо видеть объективную роль произведения, не подменять его личными впечатлениями, оценками типа «понравилось — не понравилось». Личностное восприятие, разумеется, сохраняется, но оно должно быть подкреплено знаниями, умением анализировать, делать верные выводы.

Как известно, универсальной методики анализа художественного текста нет, но есть общие и необходимые требования, которым нужно следовать. Любое произведение русской классической литературы, как и вообще любое произведение искусства,- это целостный и единый организм, от которого ничего отнять и к которому ничего добавить нельзя. В нем, сквозь призму частной проблемы, решаются значительные проблемы эпохи, народа. Анализируя конкретное произведение, необходимо показать и доказать единство его художественного целого, ибо произведение искусства – это не тождество с жизнью, а совершенно самостоятельное явление этой жизни, в котором слились и сама действительность, и художественный метод, и взгляды автора, его собственное художественное «я».

14 стр., 6594 слов

Лишний человек в произведениях русских писателей 19 века

... русской литературе? Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, ... и водевилей, написанных в соавторстве с ведущими драматургами тех лет (Н.И.Хмельницким, А.А.Шаховским, П.А.Вяземским), но именно «Горе от ... как нечто лишнее стоит». Помимо Онегина, многие критики XIX века и некоторые литературоведы ХХ к типу «лишнего человека» ...

При подготовке к зачетно-экзаменационной сессии по истории русской литературы XIX века студенты могут использовать следующие издания:

1. История русской литературы: В 4-х томах. – Л., 1980-1983.

2. История русской поэзии: В 2-х томах. – Л., 1968-1969.

3. История русского романа: В 2-х томах. – М.-Л., 1962-1964.

4. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. – М., 1997.

5. Краткая литературная энциклопедия: В 9 томах. – М., 1962-1978.

6. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

7. Развитие реализма в русской литературе: В 3-х томах. – М., 1972-1974.

8. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: В 3-х томах. – M., 1985.

Тезисы лекций (12 часов)

Литературное движение 1860-1870-х годов

Кризис крепостнической системы в России. Литературные течения, направления, школы периода 60-х годов. Литературно-общественная борьба в эпоху подготовки реформы. Раскол в редакции «Современника» и превращение журнала в орган революционной демократии.

Особенности реалистического направления в русской литературе.
Типологические разновидности реализма, их проявление в творчестве И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, А.Н.Островского, Н.А.Некрасова, Н.Г.Чернышевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Основные идейные и стилевые течения в русской литературе 60-х годов. Особенности формирования и развития жанровой системы. Эпическая основа русского романа, место и значение жанра романа.

Судьбы русской поэзии периода 60-х годов: А.Фет, Я.Полонский, А.Григорьев, А.Майков, Н.Некрасов и другие. Жанровое многообразие творчества А.К.Толстого: поэзия, проза, драматургия. Сочинения Козьмы Пруткова.

Русская драматургия середины XIX века. Национальный театр и творчество А.Островского. Драматургия А.Потехина, А.Писемского.

Литературно-критическая деятельность Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. «Очерки гоголевского периода русской литературы» и «Эстетические отношения искусства к действительности» Н.Г.Чернышевского как теоретическая основа новой демократической литературы, новых принципов изображения народа.

Роль идейно-эстетических традиций 1860-х годов в русской литературе периода 70-80-х годов. «Отечественные записки»: Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин. Литературное движение эпохи и периодические издания: «Русский вестник» М.Каткова, «Дело» Г.Благосветова и Н.Шелгунова, «Вестник Европы» М.Стасюлевича.

Особенности развития прозы: Расцвет жанра романа (Л.Толстой, Ф.Достоевский, М.Салтыков-Щедрин).

Углубление реализма, психологизма, сатирического начала.

Роль творчества А.Островского, И.Гончарова, И.Тургенева в литературе 70-х годов. Народное движение. Г.Плеханов о литературном народничестве.

11 стр., 5444 слов

Проблема любви, брака и семьи в романе Толстого Анна Каренина ...

... ее трагическая судьба нашла отзвук в романе «Анна Каренина». Толстой работал над новым романом более четырех лет - с 1873 по 1877 год. Выдвинутая поначалу тема семьи оказалась связанной ... войны 12-го года...» «Анна Каренина» — одна из великих книг мировой литературы, роман общечеловеческого значения. Невозможно себе представить европейскую литературу XIX века без Толстого. Он завоевал мировую ...

Литература

1. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975.

2. Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.

3. История всемирной литературы: В 9 томах. – М., 1989-1990.

4. История русской литературы: В 4-х томах. – М.-Л., 1980-1983.

5. История русской литературы XIX века. Вторая половина. – М., 1991.

6. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. — М.

7. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века (1840-1860-е года).

– М., 1987.

8. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и
исследования о русских классиках. – М., 1972.

9. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. – Л., 1969.

10. Ямпольский И. Середина века. – Л., 1984.

Иван Сергеевич Тургенев

(1818-1883)

Творческий путь художника. Ранний период творчества: Тургенев как поэт-лирик. Сближение Тургенева с «натуральной школой», с В.Г.Белинским. Антикрепостническая направленность «Записок охотника». Своеобразие композиции, лиризм, искусство пейзажа произведения.

Драматургия И.С.Тургенева. Художественное своеобразие пьесы «Месяц в деревне».

Повести И.С.Тургенева 50-х годов: своеобразие конфликтов,
художественные особенности («Дневник лишнего человека», «Ася», «Фауст» и другие).

Романы И.С.Тургенева 50-х годов. «Рудин»: художественное решение темы «лишнего человека», противоречивость оценки романа в русской критике. Тургенев как «летописец русской интеллигенции».

Роман «Дворянское гнездо». Проблематика, основная сюжетная линия, духовные искания героев в романе. Оценка романа Н.Добролюбовым и А.Григорьевым.

Роман «Накануне». Инсаров как герой нового времени. Идейный смысл образов Инсарова и Стаховой.

Статья Н.Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», разрыв И.С.Тургенева с «Современником».

Роман «Отцы и дети». Евгений Базаров как герой новой эпохи. Идеологическая позиция Базарова. Своеобразие композиции «Отцов и детей». Образы дворян-либералов в романе. Оценка романа в русской критике (Антонович, Герцен, Катков, Писарев).

Изображение русской политической эмиграции в романе «Дым». Д.Писарев о романе. Отражение общественной жизни России 70-х годов в романе «Новь»: дворянский либерализм, народничество, демократические идеи.

Последний период жизни И.С.Тургенева: фантастические повести, «Стихотворения в прозе».

Русский критический реализм и творчество И.С.Тургенева. Особенности романной прозы, лиризм повествования, сюжетно-композиционное своеобразие романов и повестей. Роль пейзажа в произведениях И.С.Тургенева.

Роль и место И.С.Тургенева в русской и западно-европейской литературах (Ж.Санд, Золя, Мопассан, Флобер и другие).

Литература

1. Тургенев И.С. Записки охотника. Ася. Первая любовь. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. ( любое издание).

  1. Батюто А.И. Тургенев-романист. – Л., 1984.
  2. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. (любое издание).
  3. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М.-Л., 1982.
  4. Лебедев Ю.В. Тургенев. – М., 1990.
  5. Гершензан М.О. Мечта и мысль Тургенева. – М., 1989.
  6. Григорьев А.А. Тургенев и его деятельность // Литературная критика. – М., 1977.
  7. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в 9 томах. Т. 6. – М., 1963.
  8. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. – Л., 1974.
  9. Маркович М.В. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX. – Л., 1982.
  10. Маркович М.В. Человек в романах И.С.Тургенева. – Л., 1975.
  11. Муратов А.Б. Тургенев-новеллист: 1870-1880 гг. – Л., 1985.
  12. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. – М., 1996.
  13. Пустовойт П.Г. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. – М., 1991.
  14. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики и типологии жанра. – М., 1997.

Лев Николаевич Толстой

9 стр., 4441 слов

Философский роман Достоевского Братья Карамазовы

... Достоевского символически изображали все русское общество, всю русскую жизнь. Но вместе с тем Иван есть эпизодическая фигура в романе, ... лишней для развития действия. Бесспорно, что все почти романы Достоевского страдают большими недостатками, даже неряшеством архитектуры и ... четное звание художника-философа принадлежит по праву Достоевскому; даже Толстой, поставленный рядом с ним, в этом отношении ...

(1828-1910)

Ранний период творчества. Тема нравственного самоусовершенствования личности в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Проблемы реализма и народности в «Севастопольских рассказах». Образ молодого помещика в повестях 50-60-х годов: «Рубка леса», «Утро помещика», «Поликушка», «Казаки» и другие. Н.Г.Чернышевский о психологизме творчества Л.Н.Толстого.

Педагогическая деятельность Толстого, его детские произведения. Журнал «Ясная Поляна».

«Война и мир» как героическая эпопея. Творческая история романа, жанровое своеобразие. Война как философская проблема. Образ народа в романе. Принцип художественной антитезы. Образная система романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и другие. Проблемы патриотизма, связи с народом, героизма. История и исторические деятели в романе. Образ автора в романе. Роль философских отступлений в структуре повествования.

«Анна Каренина»: «мысль семейная» в идейной структуре романа.

Проблемы семьи, брака и любви в романе. Трагедия Анны Карениной, смысл ее конфликта с обществом. Образ Константина Левина как воплощение духовных исканий Толстого. Образы русских дворян (Вронский, Каренин, Облонский).

Жанрово-композиционные особенности романа. Период 80-х годов в творчестве Л.Толстого: кризис мировоззрения, религиозно-философские взгляды («Исповедь», «Так что же нам делать?», «В чем моя вера?).

Проблематика народных рассказов 80-х годов. Проблемы реализма и психологизма повестей «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната» Л.Н.Толстого.

«Воскресение»: критика государственных и общественных принципов России. Образная система романа: Дмитрий Нехлюдов как центральный герой. Смысл заглавия романа, особенности композиционного построения, публицистическое начало в романе.

«Хаджи-Мурат»: художественное изображение национального движения горцев Кавказа. Повести и рассказы 1890-1900-х годов: «Отец Сергий», «После бала». Взгляды Л.Н.Толстого на искусство.

Русский реализм и творчество Л.Н.Толстого. Основные этапы развития толстовского реализма. Проблема психологического анализа в произведениях Толстого. Особенности стиля художника.

Роль и место Л.Н.Толстого как художника и мыслителя в истории русской и мировой культуры.

4 стр., 1732 слов

21. Жанрово-стилевое своеобразие романа-эпопеи Л.Толстого Война и мир

... о течении самой жизни. Сначала роман назывался «Три поры: 1856, 1825, 1812», затем «1805 год», потом «Все хорошо, что хорошо кончается». Толстой отобразил 3 плана:1) социальный (война ... лишь в их сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. В романе-эпопее сочетаются детально нарисованные картины русской жизни, батальные сцены, художественное авторское повествование и философские отступления. ...

Литература

1. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы.
Война и мир. Анна Каренина. Воскресение. Смерть Ивана Ильича. Я
верю, (любое издание).

2. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н.Толстого. – М., 1981.

3. Бочаров С.Г. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». – М., 1987.

4. Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой: художественно-этические искания. – Л., 1981.

5. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 1977.

6. Громов П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мир». – Л., 1977.

7. Гурвич И.А. Русская классика XIX века как литературное явление. – М., 1991.

8. Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. СПб., 2000.

9. Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого. – М., 1983.

10. Мережковский Д. Вечные спутники: Л.Толстой и Достоевский. – М., 1995.

11. Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века: становление и жанровая эволюция. – М., 1997.

12. Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого: 1880-1890. – М., 2000.

13. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». – М., 1987.

14. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» в русской критике. – Л., 1989.

15. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. – М., 1975.

16. Эйхенбаум Б. Лев Толстой: семидесятые годы. – Л., 1974.

17. Курляндская Т.Б. Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой: К проблеме
религиозно-нравственных исканий // Русская литература XIX века и христианство. – М., 1997.

18. Николаева Е.В. Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Льва Толстого // Литература в школе, 1997, №5.

19. Сушков Б.Ф. Религия совести // Толстой Л.Н. В чем моя вера? Тула, 1989.

Федор Михайлович Достотоевский

(1821-1881)

Проблема периодизации творчества Ф.М.Достоевского. Ранний период творчества. «Бедные люди», оценка романа В.Г.Белинским. Романы и повести конца 50 – начала 60-х годов: «Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные».

«Преступление и наказание». Идейная структура романа. Образная система романа. Идейные и психологические мотивы поступков героев. Родион Раскольников как герой-индивидуалист. Проблема «двойничества» в романе. Смысл финала романа.

«Идиот». Князь Мышкин как идейный центр романа. Образы «гордых людей». Проблема «положительно прекрасного человека». Религиозные мотивы в романной прозе Ф.М.Достоевского.

«Бесы» как роман-предупреждение. История создания романа, жанровая специфика. Проблематика, поэтика, образная система романа.

«Братья Карамазовы»: моральная, философская, социальная проблематика романа. Художественное решение противоречий общества и семьи. Образная система романа. Тема Бога и человека. Единство художественного и публицистического в «Дневнике писателя».

Русский критический реализм и своеобразие реализма Ф.М.Достоевского. Нравственно-психологические проблемы романной прозы Ф.М.Достоевского. Особенности сюжетно-композиционного построения произведений, образ рассказчика, своеобразие стиля.

15 стр., 7244 слов

Тема 9. Метафора в романе ф. Кафки "Процесс". Особенности ...

... -является важной не только для литературы, но и для религиозного сознания. Одна из загадок романа «Процесс» состоит в неизвестной вине ... еще читателю о следующем эпизоде из истории написания романа «Процесс». В 1919 году Кафка подготовил к печати книгу рассказов «Сельский ... Бубер в лекции, прочитанной в Школе психиатрии в Вашингтоне (1957 год) «Вина и чувство вины», доказывает, что в «Процессе» « ...

Роль и место Ф.М.Достоевского в русской и мировой литературе. Развитие важнейших концепций творчества Достоевского в культуре XX века (Розанов, Мережковский, Сартр и другие).

Литература

1. Достоевский Ф.М. Бедные люди. Униженные и оскорбленные.
Преступление и наказание. Записки из Мертвого дома. Идиот. Братья
Карамазовы. (любое издание).

2. Аллен Л. Ф.М.Достоевский: Поэтика. Мироощущение.
Богоискательство. СПб., 1996.

3. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979.

4. Велик А.П. Художественные образы Ф.М.Достоевского. Эстетические
очерки. – М., 1974.

5. Ветловская В. Роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди». – Л., 1988.

6. Гарин И. Многоликий Достоевский. – М., 1997.

7. Гус М. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. – М., 1971.

8. Днепров В.Д. Идеи, страсти, поступки. Из художественного опыта
Достоевского. – Л., 1978.

9. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. – М., 1989.

10. Касаткина Т. Характерология Достоевского. – М., 1996.

11. Кирпотин В. Достоевский-художник. Этюды и исследования. – М., 1972.

12. Кирпотин В. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М.,
1976.

13. Лотман Ю. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. – Л., 1974.

14. Мережковский Д. Вечные спутники: Л.Толстой и Достоевский. – М.,
1995.

15. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М., 1995.

16. Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века:
становление и жанровая эволюция. – М., 1997.

17. Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский: Исследования. – М., 1982.

18. Туниманов В. Творчество Достоевского: 1854-1862. – Л., 1980.

19. Тяпугина Н. Роман Достоевского «Идиот»: новая интерпретация. – Саратов, 1995.

20. Фридлендер Г. Реализм Ф.М.Достоевского. – М.-Л., 1964.

21. Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература. – М., 1979.

22. Кожинов В. «Преступление и наказание» Достоевского // Три
шедевра русской классики. – М., 1971.

23. Розанов В. Легенда о великом инквизиторе Достоевского. // Мысли о
литературе, М., 1989.

  1. Тихомиров Б. К осмыслению глубинной перспективы романа «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века: Сб. ст., М., 1996.
  2. Штейнберг А. Достоевский как философ // Вопросы философии. – 1994, № 9.

Антон Павлович Чехов

(1860-1904)

«Чеховский этап» в истории русского критического реализма. Периодизация творчества Чехова. Новеллы Чехова 80-х годов: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник». Сатирическая направленность новелл «Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев».

Жанр повести в творчестве А.П.Чехова периода 80-х годов: «Тоска», «Счастье», «Враги», «Степь», «Припадок» и другие.

Художественное решение важнейших проблем эпохи в произведениях «Скучная история», «Палата №6», «Моя жизнь», «Дом с мезонином» и другие. Принципы художественной объективности в прозе Чехова. Проблемы нравственности в произведениях «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник».

18 стр., 8819 слов

Особенности учебной деятельности детей с проблемами в развитии

... усваивали программу общеобразовательной школы, не удавалось обнаружить специфических особенностей, присущих умственной отсталости. В 50 - 60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость, в результате чего под ... детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т.В. Егорова, Л.В. Кузнецова, В.И. Лубовский, Н.А. ...

Художественное своеобразие произведениях 1890-1900-х годов, отражение в них социальных, нравственно-этических проблем эпохи: «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста» и другие.

Драматургия А.П.Чехова: проблемы традиций и новаторство. Драматургическое новаторство А.П.Чехова в пьесах «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад». Характер конфликта, жанровое своеобразие, особенности лирического «подводного течения» в пьесах А.П.Чехова.

Связь прозы и драматургии А.П.Чехова. Особенности реализма Чехова; «повседневность» как художественная реальность: психологизм, символизм, комическое и трагическое, юмор и гротеск. Мировое значение творчества А.П.Чехова.

Литература

1. Чехов А.П. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Злоумышленник. Унтер Пришибеев. Тоска. Счастье. Степь. Спать хочется. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Палата №6. Дом с мезонином. Человек в футляре. Крыжовник. Ноныч. Дама с собачкой. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад. (любое издание).

2. Бялый Г. Чехов и русский реализм. – Л., 1981.

3. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – Л., 1979.

4. Громов М.П. Книга о Чехова. – М., 1980.

5. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. – М., 1989.

6. Лакшин В.Я. Лев Толстой и А.П.Чехов. – М., 1975.

7. Линков В.Я. Художественные мир прозы Чехов. – М., 1982.

8. Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехов. – М., 1995.

9. Паперный З.С. «Вопреки всем правилам…»: Пьесы и водевили
Чехова. – М., 1982.

10.Паперный З.С. Записные книжки Чехова. – М., 1976.

11.Полоцкая Э. А.П.Чехов: Движение художественной мысли. – Л., 1979.

12. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. – Л., 1987.

13. Толстая Е. Поэтика раздражения: Чехов в конце 80-х – начале 1890-х годов. – М., 1994.

14. Чехов и его время: Сб. ст., М, 1977.

15. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

16. Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. – М., 1986.

17. Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин. Достоевский. Чехов. СПб., 1998.

18. Есин А.Б. О чеховской системе ценностей // Русская словесность. 1994, №6.

19. Катаев В.Б. Эволюция и чудо в мире Чехова: повесть «Дуэль» // Русская литература XIX века и христианство. – М., 1997.

20. Сухих И.Н. Будущее у Чехова // Нева, 1996, № 2.

Литературное движение 1880-1900-х годов

Общественно-политическая эпоха и развитие литературы. Формирование русской религиозно-философской мысли ХХ века: В.Розанов, Д.Мережковский, Н.Федоров. Новые направления религиозной мысли в трудах Л.Толстого, Вл.Соловьева, К.Леонтьева и др.

Периодическая печать: ведущие журналы – «Русское богатство», «Русская мысль», «Вестник Европы». Общественная и литературная роль газеты: «Неделя», «Новое время», «Русские ведомости».

Жанровое обогащение русской литературы: очерки Г.Устинского, Г.Наумова, П.Засодимского, Ф.Нефедова; повести С.Степняка-Кравчинского, П.Мельникова-Печерского. Поэзия: А.Фет, А.Апухтин, К.Фофанов, К.Случевский.

Реализм как основное литературное направление. Особенности русского критического реализма 1880-1900-х годов. Изображение действительности в «формах самой жизни».

Натурализм, неоромантизм, предсимволизм. Неоромантические тенденции в творчестве поэтов-символистов: И.Анненский, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый.

Русский символизм как противоречивое явление. Этические и эстетические позиции декадетов.

Практические занятия (4 часа)

Л.Н.Толстой «Война и мир»

1. Творческая история романа.

2. «Война и мир» как героическая, патриотическая эпопея.

3. Война как философская проблема в романе: Народ — главный герой романа, человек на войне.

4. Духовные искания главных героев и образ мира в романе.

5. Женские образы в романе «Война и мир».

6. Исторические события и государственные деятели в романе.

7. Принцип художественной антитезы, сюжетно-композиционные особенности романа, структура повествования. Роль автора в романе.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

1. История создания романа.

2. Идейно-художественная структура романа.

3. Образ Родиона Раскольникова как сложное единство противоположностей.

4. Соня Мармеладова как тип.

5. Тема «маленького человека» и ее художественное решение.

6. «Преступление и наказание» как «идеологический», социально-психологический роман.

Темы, выносимые на самостоятельное изучение

Иван Александрович Гончаров

(1812-1891)

Ранний период творчества (повести).

Роман «Обыкновенная история»: мир патриархальной усадьбы. Александр и Петр Адуевы – своеобразие взглядов. Авторская позиция в романе. Романтические и реалистические тенденции в романе. Программное значение произведения.

«Обломов» как «знамение времени». Обломов и «обломовщина» в романе. Проблемы традиций и новаторства. Философское, социальное, национальное в образе И.Обломова. Сюжетно-композиционные особенности романа, способы типизации. Оценка романа в русской критике (Добролюбов, Дружинин).

Роман «Обрыв»: история создания, проблематика, образная система, поэтика. Символические образы в художественной системе романа: заглавие романа, фольклорная символика, библейские символы и др.

Русский критический реализм и романная проза И.А.Гончарова. Внутренняя связь и художественное своеобразие романов Гончарова. Особенности стиля писателя. Роль и место произведений И.А.Гончарова в истории русской литературы.

Литература

1. Гончаров И.А. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв. Лучше поздно, чем никогда (любое издание).

2. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. (любое издание).

3. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? (любое издание).

4. Краснощекова Е. «Обломов» И.А.Гончарова. – М, 1980.

5. Лощиц Ю. Гончаров. – М., 1986.

6. Недзвецкий В.А. И.А.Гончаров – романист и художник. – М., 1992.

7. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. – М.-Л., 1962.

8. Недзвецкий В.А. И.А.Гончаров и русская философия любви // Русская литература, 1993, №1.

9. Отрадин М.В. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // Русская литература, 1993, № 4.

10. Шешунова С.В. Изображения быта в отечественной классике: на материале романа И.А.Гончарова «Обрыв» // Классика и современность. – М., 1991.

Александр Николаевич Островский

(1923-1886)

Творчество А.Н.Островского и русский реалистический театр. Ранний период творчества, сотрудничество с журналом «Москвитянин».

Творчество А.Н.Островского 1855-1861 годов. Островский и журнал «Современник». «Доходное место»: критика общественных порядков.

«Гроза»: патриархальный мир в драме, особенности сюжетостроения, своеобразие композиции. Образная система драмы. Проблема героя: сопоставительный анализ — Катерина-Варвара, Тихон-Борис. Образ «темного царства» в драме. Оценка драмы «Гроза» русской критикой (Н.Добролюбов, Д.Писарев, А.Григорьев).

Драмы и комедии А.Н.Островского 1860-1880-х годов: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Снегурочка», исторические драмы. Проблемы жанра. Связь творчества Островского с фольклором.

Мастерство А.Н.Островского. Островский и Малый театр. Островский-создатель русской национальной драмы, жанровые особенности его драматургии.

Литература

1. А.Н.Островский. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Снегурочка. Бесприданница. Волки и овцы. Без вины виноватые. (любое издание).

2. Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве. (любое издание).

3. Писарев Д.Н. Мотивы русской драмы. (любое издание).

4. Анастасьев А. «Гроза» Островского. – М., 1975.

5. Вишневская И. Талант и поклонники. – М., 1999.

6. Журавлева А. Островский-комедиограф. – М., 1981.

7. Лакшин В.Я. А.Н.Островский. – М., 1982.

8. Холодов Е. Мастерство Островского. – М., 1963.

9. Штейн А. Три шедевра А.Н.Островского. – М., 1967.

10. Штейн А. Уроки Островского. – М., 1984.

11. Латнева Е. Драма А.Н.Островского «Гроза» как пьеса о грехе // Пушкинские чтения – 2000, СПб, 2000.

12. Сухих И.Н. И давний-давний спор… // Драма А.Н.Островского «Гроза» в русской критике. – Л., 1990.

Николай Алексеевич Некрасов

(1821-1878)

Ранний период творчества поэта («Мечты и звуки»).

Н.А.Некрасов –редактор и издатель журналов «Современник» и «Отечественные записки», альманахов «Физиология Петербурга».

Изображение социальных противоречий в лирике Некрасова 40-х годов. Некрасов и «натуральная школа».

Крестьянская тема как основная в лирике 50-60-х годов: «В дороге», «Огородник», «Псовая охота» и другие. Образы выдающихся современников в поэзии Н.А.Некрасова (В.Белинский, Н.Добролюбов, Т.Шевченко, Д.Писарев).

Образ Петербурга в поэзии Некрасова. Любовная лирика.

Демократические идеалы Некрасова: «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час». Поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос».

«Кому на Руси жить хорошо»: критика крепостничества, образы борцов, образ женщины-крестьянки. Образ народного заступника Гриши Добросклонова.

Художественные особенности поэм «Русские женщины», «Дедушка».

Русский критический реализм и творчество Н.А.Некрасова. Русский народ как главный герой поэзии Некрасова. Жанровый состав и стилевое своеобразие поэзии Н.А.Некрасова, ее связь с русским устным народным творчеством.

Роль и место поэзии Н.А.Некрасова в русской поэзии. Проблемы традиций и новаторства.

Литература

1. Н.А.Некрасов. Стихотворения. Коробейники. Мороз, Красный нос.
Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить
хорошо. (любое издание).

2. Аникин В. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М.,
1973.

3. Бойко М. Лирика Некрасова. – М., 1977.

4. Бухштаб Б. Н.А.Некрасов: Проблемы творчества. – Л., 1989.

5. Захаркин А. Русские поэты второй половины XIX века. – М., 1985.

6. Корман Б. Лирика Н.А.Некрасова. – Воронеж, 1984.

7. Розанова Л. О творчестве Некрасова. – М., 1988.

8. СкатовН. Некрасов: Современники и продолжатели. – М., 1986.

9. Скатов Н. Я лиру посвятил народу своему. – М., 1985.

10. Чуковский К. Мастерство Некрасова. – М., 1971.

Писатели-демократы 60-х годов XIX века

Общая характеристика демократического течения в русской литературе 60-х годов. Материалистическая эстетика Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Связь писателей-демократов с журналом «Современник». Особенность художественного решения темы народа в творчестве писателей-демократов. Своеобразие стиля.

Николай Герасимович Помяловский

(1835-1963)

Помяловский-романист («Мещанское счастье», «Молотов»), тургеневские традиции в романной прозе писателя, новаторство. «Очерки бурсы», Д.Писарев о произведении. «Подлиповцы» — жанровые особенности, эпическое начало в повести. Замысел романа «Брат и сестра»: поиск новых жанровых и художественных форм. Произведения Н.Г.Помяловского как своеобразное «предупреждение».

Василий Алексеевич Слепцов

(1836-1878)

Идейная и художественная направленность творчества. «Трудное время» — попытка решения классического вопроса «что делать?». «Владимирка и Клязьма», «Письма об Осташкове», «Питомка» — проблемы традиций и новаторства в творчестве В.А.Слепцова. Особенности стиля Слепцова.

Николай Васильевич Успенский

(1837-1889)

Художественное решение крестьянской темы в рассказах и очерках Н.Успенского: «Очерки народного быта». Сотрудничество с журналом «Современник», публикации рассказов «Хорошее житье», «Грушка», «Змей», «Вечер», «Обоз», «Деревенская газета» и другие.

Н.Г.Чернышевский о творчестве Н.В.Успенского: «Не начало ли перемены?». Роль и место Н.В.Успенского в русской демократической литературе.

Федор Михайлович Решетников

(1841-1871)

«Подлиповцы» — документальная основа и художественно-эпическое начало в повести. Сотрудничество с редакциями журналов «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки». Тема народа в творчестве. Вклад Ф.М.Решетникова в становление беллетристики 60-х годов: «народный реализм в литературе».

Литература

1. Чернышевский Н.Г. Не начало ли перемены? // Полное собрание
сочинений, том 7.

2. Семанова М.Л. Художественное своеобразие повести В.А.Слепцова
«Трудное время». – Л., 1984.

3. Творчество Ф.М.Решетникова // Ф.М.Решетников. Избранные
произведения: в 2-х томах, М., 1956, том 1.

4. Чуковский К.И. Люди и книги. — М., 1960.

5. Ямпольский И. Середина века. – Л., 1974.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

(1826-1889)

Ранний период творчества: повести «Противоречия» и «Запутанное дело». Принципы реализма в «Губернских очерках». Н.Чернышевский и Н.Добролюбов о «Губернских очерках».

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в 60-х годах. М.Е.Салтыков-Щедрин и революционеры-демократы. «Письма из провинции», «Помпадуры и помпадурши» — художественное решение проблемы народа и бюрократии.

«История одного города» — особенности сатирического реализма. Проблема народа и власти. Стилистические особенности, природа гротеска.

«Господа Головлевы» как общественный, социально-психологический роман. Образная система романа. Иудушка Головлев как тип, Иудушка и Тартюф.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в 80-е годы. Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина: «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Медведь на воеводстве» — проблемы бюрократии, либерализма, обличение царского самодержавия.

Своеобразие жанра литературной сказки. Художественное решение проблемы народной жизни в сказке: «Хозяйственный мужичок», «Коняга», «Путем-дорогой» и др.

«Пошехонская старина» — проблематика, образная система, поэтика. Актуальность романа в период 80-х годов.

Русский критический реализм и сатирическая проза М.Е.Салтыкова-Щедрина. Специфика сатирических жанров. Сатирическая гипербола и фантастическое начало прозы. Связь с фольклором. Особенности стиля.

Литература

1. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. – М., 1976.

2. Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. – Л., 1984.

3. Горячкина М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. – М., 1985.

4. Кирпотин В.Я. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество, М., 1975.

5. Макашин С. Салтыков-Щедрин: Середина пути, 1860-1870-е годы. – М., 1984.

6. Макашин С. Салтыков-Щедрин: Последние годы, 1875-1889. – М., 1989.

7. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. – М., 1977.

8. Тюнькин К.И. Салтыков-Щедрин. – М., 1989 (ЖЗЛ).

Николай Семенович Лесков

(1831-1895)

Литературное движение второй половины XIX века и творчество Н.С.Лескова. Демократические тенденции творчества Н.С.Лескова 60-х годов: «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда». Проблемы нигилизма в романах Леского «Некуда», «На ножах».

Особенности мировоззрения Лескова периода 70-90-х годов, сатирическая направленность произведений: «Железная воля», «Заячий ремиз» и другие. Проблемы положительного героя в творчестве Н.С.Лескова. Произведения о «праведниках»: «Соборяне», «Человек на часах». Тема талантливости и героизма русского человека: «Левша», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник». Духовные поиски героев, тема добра и красоты.

Русская реалистическая проза второй половины XIX века и творчество Н.С.Лескова. Жанровое своеобразие произведений, структура повествования. Фольклорные мотивы в творчестве Лескова, специфика лесковского сказа. Язык произведений Лескова. Роль и место Н.С.Лескова в русской литературе XIX и XX веков.

Литература

1. Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда. Некуда. Левша. Очарованный странник. (Любое издание).

2. Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. – М., 1982.

3. Горелов А.А. Лесков и народная культура. – Л., 1988.

  1. Горячкина М.С. Сатира Лескова. – М., 1983.
  2. Другов Б.М. Лесков: Очерк творчества. – М., 1961.
  3. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник»
    Н.С.Лескова. – М., 1980.
  4. Семенов В. Николай Лесков: Время и книги. – М., 1981.
  5. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. – М., 1974.
  6. Видуэцкая Н.П. Об атмосфере художественного мира Лескова // Русская словесность. 1995, №6.
  7. Телегин СМ. Национальное и мифологическое у Лескова: «Очарованный странник» // Литература в школе. 1996, №1.
  8. Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова: СПб, М., 1983.

Владимир Галантионович Короленко

(1853-1921)

Русская классическая литература 60-х годов и творчество Короленко. Гражданская тема как основная в творчестве писателя: «История моего современника». Образ народа в прозе Короленко: «Сон Макара», «Река играет», «Лес шумит», «Слепой музыкант». Образы «правдоискателей» и «мечтателей». Сочетание реалистичных и романтичных тенденций в творчестве В.Г.Короленко. Лиризм, символика, аллегоризм, пейзажная живопись. Художественные особенности публицистической прозы писателя.

Всеволод Михайлович Гаршин

(1855-1888)

Антивоенные рассказы: «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова». «Гаршинский тип» рассказчика. Тема «падшей женщины» в творчестве: «Происшествие», «Надежда Николаевна».

Философский реализм В.М.Гаршина. Тема борьбы с общественным злом, проблемы «чистого» и гражданского искусства: «Встреча», «Художники». В.Гаршин и Ф.Достоевский. Гаршин и Л.Толстой.

Русский критический реализм и особенности реалистического метода В.Гаршина. Роль реалистической символики в прозе В.Гаршина.

Литература

1. Гаршин В.М. Происшествие. Трус. Художники. Четыре дня.
Красный цветок. Встреча. Сказание о гордом Аггее. Сигнал (любое
издание).

2. БялыйГ.А. В.Г. Короленко. – Л., 1983.

3. Негретов П.И. В.Г.Короленко: Летопись жизни и творчества. 1917-
1921. – М., 1990.

4. Миронов Г.М. В.Г.Короленко. – М., 1962.

5. Бялый Г.А. Всеволод Михайлович Гаршин. – Л., 1969.

6. Короленко В.Г. Всеволод Михайлович Гаршин // Собрание
сочинений в 10 томах, т. 8. – М., 1956.

7. Кулешов В.И. Всеволод Михайлович Гаршин // История русской
литературы XIX века. – М., 1997.

8. Поэтика В.М.Гаршина: Учебное пособие. – Челябинск, 1991.

ТЕМАТИКА

контрольных работ по курсу «История русской литературы XIX века (2 половина)» для студентов 5 курса заочной формы обучения

1. Литературное движение 60-х гг. XIX века.

2. Разновидности критического реализма XIX века.

3. Н.А.Некрасов — издатель и редактор «Современника» и
«Отечественных записок».

4. Проблемы традиций и новаторства в лирике Н.А.Некрасова.

5. Жанровое своеобразие лирики Н.А.Некрасова.

6. Реализм в «формах жизни» (Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо»).

7. Роль фольклорных мотивов в поэзии Н.А.Некрасова.

8. И.С.Тургенев — поэт-лирик.

9. И.С.Тургенев. «Записки охотника». Антикрепостническая
направленность.

10. Искусство пейзажа в «Записках охотника» И.С.Тургенева.

11. Тематика и своеобразие драматургии И.С.Тургенева 40-х годов. Связь с «натуральной школой».

12. Художественное своеобразие повести И.С.Тургенева «Ася».

13. Своеобразие конфликтов, поэтика повести И.С.Тургенева «Вешние воды».

14.Проблематика и поэтика повести И.С.Тургенева «Первая любовь».

15.Художественное решение темы «лишнего человека» в романе И.С.Тургенева «Рудин».

16 И.С.Тургенев. «Рудин»: проблематика, поэтика, образная система романа.

17.Роман «Дворянское гнездо» и его проблематика.

18.И.С.Тургенев. «Накануне». Проблематика, поэтика, образная система.

19.И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Сюжетно-композиционное своеобразие романа.

20. «Отцы и дети». Образ Базарова как отражение разночинско-демократического движения 60-х годов.

21.И.С.Тургенев – мастер реалистического романа (повести).

22.И.А.Гончаров. «Обыкновенная история». Проблема романтизма и реализма в романе.

23.И.А.Гончаров. «Обломов» как вершина творчества писателя.

24.«Фрегат «Паллада». Художественные особенности очерков.

25.Особенности реалистического повествования И.А.Гончарова.

26.А.Н.Островский – создатель русского реалистического театра. (Островский и Малый театр).

27.Драмы Островского 60-80-х годов. Основные темы, проблемы, образы.

28.Комедии А.Н.Островского 60-80-хгг. (Анализ произведений по выбору).

29. А.Н.Островский. «Гроза». Добролюбов и Писарев о пьесе.

30.Образная система драмы А.Н.Островского «Гроза».

31.Н.Г.Чернышевский. Художественное новаторство романа «Что делать?»

32.Проблема периодизации творчества Ф.М.Достоевского.

ЗЗ. Ф.М.Достоевский и «Натуральная школа».

34. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Своеобразие реализма.

35.Моральная, философская, социальная проблематика романа «Братья Карамазовы».

36.Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

37. Реализм и психологизм романов Ф.М.Достоевского. (По выбору).

38. Образ Петербурга в произведениях Ф.М.Достоевского.

39.Важнейшие концепции творчества Ф.М.Достоевского в культуре XX века (Розанов, Мережковский, Бахтин, Сартр, Камю и др.).

40.Проблема нравственного самосовершенствования личности в трилогии Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

41.Образ молодого помещика в повестях Л.Н.Толстого «Утро помещика», «Поликушка».

42.Художественно-композиционные особенности романа «Война и мир»

43.Принцип художественной антитезы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

44.Система образов романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

45.Л.Н.Толстой. «Война и мир». Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова: проблемы патриотизма, мужества, связи с народом.

46.«Мысль народная» как основа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

47.Жанрово-композиционные особенности романа «Анна Каренина».

48.Своеобразие народности и реализма в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

49.Женские характеры в романе «Война и мир».

50.Проблема любви, брака и семьи в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина».

51.Смысл конфликта Анны Карениной с обществом.

52.Анна Каренина и светское общество. Ложь и правда взаимоотношений.

53.Образная система романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина».

54.Трагедия Анны Карениной. (Л.Н.Толстой «Анна Каренина»).

55.Л.Н.Толстой. «Воскресение»: обличие государственных и общественных устоев России XIX века.

56.Л.Н.Толстой «Воскресение». Особенности реализма.

57.Л.Н.Толстой. «Крейцерова соната». Проблемы психологизма.

58. Основные идеи и образы драматургии Л.Н.Толстого («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»).

59.Педагогическая деятельность и детские произведения Л.Н.Толстого.

60.Лев Толстой как художник (Анализ произведения по выбору).

61.Проблема греха и святости в повести Л.Н.Толстого «Отец Сергий».

62. Проблема жизни и смерти в повести Л.Н.Толстого «Смерть Ивана Ильича».

63.«Хаджи-Мурат». Проблема национального движения горцев.

64.Л.Н.Толстой и Н.А.Некрасов. Эпистолярное наследие.

65.Уход и смерть Л.Н.Толстого.

66.Изучение творчества Л.Н.Толстого в средней школе.

67.Идейно-художественные искания писателей-демократов 60-х годов. (Н.Г. Помяловский, Ф.М. Решетников, Н. Успенский).

68.Эпическая основа русского романа 60-х годов.

69.Типологические особенности русского критического реализма.

70.Место Н.С.Лескова в литературном движении второй половины XIX в.

71.Поэзия «чистого искусства» и творчество А.А.Фета.

72 А.К.Толстой – многогранность таланта.

73.Художественное своеобразие лирики Ф.И.Тютчева.

74.М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». Природа гротеска в сатире М.Е.Салтыкова-Щедрина.

75.«Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина как социально-психологический роман.

76.М.Е.Салтыков-Щедрин. Своеобразие жанра сказок.

77.Женские образы в поэзии Ф.И.Тютчева и Н.А.Некрасова.

78. Тема детства и ее художественное решение в рассказах А.П.Чехова.

79.Нравственно-социальная проблематика и ее художественное решение в повестях А.П.Чехова (по выбору).

80. А.П.Чехов — драматург-новатор.

81.Жанровые особенности драматургии А.П.Чехова.

82.Своеобразие реалистического метода В.М.Гаршина.

83.Поэтика В.М.Гаршина.

84.Реализм и романтизм В.Г.Короленко.

85.Особенности реализма Г.И.Успенского.

86.Л.Н.Толстой. Ранний период творчества.

87.Ф.М.Достоевский. «Бесы» как роман – предупреждение.