Индивидуальность и ее проявления.История проблемы изучения индивидуальности в психологии

Содержание

Основные данные о работе

Содержание

Введение

Основная часть

1. История проблемы изучения индивидуальности в психологии

2. Проявления индивидуальности.

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение

На данный момент индивидуальность и ее проявления являются одной из основных прикладных и теоритических тем изучаемых в психологии. Ее актуальность можно определить появившимся рядом методологических и концептуальных вопросов с начала этапа поставленной проблемы. В настоящее время эти проблемы представляются наиболее значимыми, но далекими от разрешения.

Сейчас в социальной практике стоит следующая задача — развивать индивидуальность человека в приоритетном направлении, в системе дошкольного, среднего, средне профессионального и высшего образования. Для решения большинства прикладных психологических задач требуется знать особенности индивидуальности, надежной дидактики и оценку ее свойств как целостной системы — в конце концов, получается, что именно понимание индивидуальности ребенка и взрослого лежат в основе успешного обучения и воспитания, профориентаций и профотборов, эффективной психотерапии и так далее. Индивидуальность в психологии имеет большую историю. Большинство наук готовы претендовать на монопольное изучение индивидуальности, но узкий подход к исследованию индивидуальных различий препятствует интеграции знаний о закономерностях формирования индивидуальности. В психологии на сегодняшний день используется принцип системного подхода, именно он является наиболее соответствующей стратегией исследования индивидуальности. Различные проблемы системного исследования индивидуальности рассматриваются в работах: В.В Белоусова(1982,1989,2000), М.С. Егоровой (1995,1997), В.М. Русалова (1982,1985,1989), И.В. Боева (2000) и многих других.

В рамках такого подхода происходит изучение развивающихся целостностей, но при этом явления которые изучают, рассматриваются, как поли системы. При изучении этого подхода открывается возможность изучать условия развития субъекта в его взаимосвязях с другими системными образованиями. Представлениям линейного детермизма противостоит системная концепция, она позволяет дифференцированно подойти к разрешению ряда фундаментальных проблем в психологии, и акцентировать не всегда выделяемые измерения детерминационных процессов: динамичность, нелинейность и оппосредовательность. Современные исследования, проходящие в рамках психологии личности, и в рамках общей психологии характеризуются акцентированием интегративности и целостности психических явлений. Такая тенденция связана с усилением субъективного подхода к анализу психики (Д.Н.Узнадзе, С.Л.Рубинштейн).

4 стр., 1720 слов

Системный подход в исследованиях личности

Системный подход в исследованиях личности. Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, ...

Основная часть

1 История проблемы изучения индивидуальности в психологии

1.1. Интересовались данной проблемой еще древнегреческие и древнеримские философы, и врачи такие как, например Гиппократ, Феофраст. Эти исследователи занимались вопросами о взаимосвязи психики и анатомно-биологических особенностей человека. Примерно до второй половины ХI Х века индивидуальная неповторимость человека представлялась умозрительными рассуждениями, которые были основаны на житейских наблюдениях или медицинской практике. А уже позже после внедрения в психологию эксперимента и методологических оснований исследования индивидуальных различий стали более фундаментальными и доказательными. Начала появляться отдельная область психологического знания — дифференциальная психология, которая занимается изучением индивидуальных развитий людей. Ее зарождение в современной науке произошло благодаря западноевропейским ученым. Первыми, из которых являлись англичанин сер Френсис Гальтон, французский исследователь Альфред Бин и немецкий психолог Вильям Штерн. Начало научного изучения индивидуальности связано, прежде всего, с именами английского ученого Френсиса Гальтона и немецкого Вильяма Штерна.

Первый кто создал индивидуальные различия между людьми специальным предметом исследования — это был Френсис Гальтон, он создал измерительные процедуры и начальный статистический аппарат, который оценивал различия так же. Гальтон собирал большой экспериментальный материал о разных уровнях в структуре индивидуальности и ставил вопросы о происхождении индивидуальных особенностей. Вильям Штерн, который был учеником Г. Эббингауза в 1900 году в книге «О психологии индивидуальных различий (идеи к дифференциальной психологии)» первым ввел в употребление термин «дифференциальная психология» для того, чтоб обозначить новую область, «эмансипировавшийся», по его словам от материнской науки — общей психологии!

3 стр., 1436 слов

Проявление особенностей индивидуальности ребёнка в группе сверстников

департамент образования администрации Владимирской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Муромский педагогический колледж» ЦМК педагогики психологии и частных методик КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Проявление особенностей индивидуальности ребёнка в группе сверстников» Выполнила: студентка 5 курса, специальность 050144 Дошкольное образование ...

В последствии было переиздание книги в 1911, 1921 и 1994 называлась она « Дифференциальная психология в ее методических основаниях». В предисловии к изданию 1994 года А. Анастази назвала ее « книгой эпохального значения», а видный немецкий исследователь К. Павлик — путеводной для психологической науки». Как уже, говорилось раньше Вильям Штерн, был первым кто ввел понятие дифференциальная психология, так же он сформировал методологические и экспериментально — методологические подходы, базовые понятия и большое множество статистических приемов, некоторые из которых верны и сейчас.

Можно сказать, что реальное существование индивидуально — психологических особенностей и значения их в жизни стимулировали изучение особенностей с разных стран — например, изучение в рамках « характерологии», « экологии», « специальной психологии», « индивидуальной психологии» и многих других. В работе Г.И. Россолимо (1860 — 1928) « Психологические профили» дано комплексное описание индивидуальности. Реальное существование индивидуально — психологических особенностей и их значение в жизни стимулируют изучение их с разных сторон.

Существуют такие еще две отрасли науки, без которых не могла бы существовать и развиваться дифференцированная психология, это — такие науки, как психологическая диагностика (тестология) и статистика.

Так получается, что в первые десятилетия ХVвека дифференцированная психология была сформирована, как самостоятельная область знаний. Но в дальнейшем можно заметить, что проблема индивидуальности, то выдвигалась на первый план науки, то отрицалась вообще. Дж. Хирм образно описывал такую ситуацию: Экспериментально — психологические исследования психологических различий напоминают гамлетовское « Быть или не быть…..» Дж.Кеттел исследовал их, Уотсон хранил их,Трайтон выделял их важность, Халп минимизировал их значение для теории, Хантер был приведен ими в недоумение, Скиннер вместе с коллегами были заведены ими в интеллектуальный тупик, а авторы формальных людей предпочитали фиксировать элементарные софизмы, чем знание о них.

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. 19 в. – настоящее время) Современное состояние психологической науки ... помощь людям. Предметом практической психологии является индивидуальность человека и конкретность обстоятельств. Научная психология – знания в психологии которые характеризуются правильностью и ...

М.С. Егоровой была выделена такая последовательность работ, которая привела к оформлению новой отрасли психологии: Ф. Гальтон разработал экспериментальную методику, которая изучала индивидуальность различий в восприятии цветов, веса предметов и в скорости реакции на различные стимулы, которые стали первыми тестами умственного развития. Немного позже А. Бине был создан комплекс методик, который диагностировал память, а так же воображение, внимание и другие сложные психические процессы. В. Штерном, были проанализированы и обобщены имевшиеся в начале XX века она, была обозначена как « индивидуальная психология».[13]

Психологами и историками, такими, как М.С.Егоровой, К.Купером, Г.Линдсейном, Л.Хими и многими другими было подробно проанализировано становление зарубежной дифференциальной психологии, они обрисовали круг разрабатываемых ею проблем.[22]

1.2 Изучение индивидуальности в отечественной психологии.

Значение проблемы индивидуальности менялось по ходу развития научного знания. В послереволюционные десятилетия обстракции класса, масс, народа полностью заслонили десятилетия живого Я. В конце концов это привело к полному растворению личности в коллективе, это разрушило возможность личного творчества и индивидуальной инициативы, привело это и к формированию катастрофической для общественного и индивидуального развития человека презумпции заменимости. Нетерпеливость к индивидуальности представляет собой ту необходимую психологическую подоплеку административной системы.

Характеристиками, которые определяют человека, как субъекта являются его уникальность, ценность и непредсказуемость целыми веками и десятилетиями рушились все какие либо попытки понимания человека по образу технических или биологических систем и руководства им путем программирования и дрессировки. За всем этим следует идущий дальше вывод о том, что индивидуальность вообще не является предметом науки, что она исследует лишь общие либо массовые случаи, и что гуманитарное знание не является научным знанием.

10 стр., 4913 слов

Тема 1. Психология в системе наук о человеке и обществе

... психология) не признает традиционалистских взглядов на образование, считая основной целью образования не передачу ЗУНов, а эмоционально-мотивационной, творческое развитие человека ... Академия, 1998. 40. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1994. 41. Подласый И. ... Понятие и структура личности. Личность, индивид, индивидуальность. 27. Особенности темперамента как проявления свойств ...

Нивелировка индивидуальности и тенденция к ……..

Список использованных источников

1 Анциферова Л.И., Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974.

2 Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психологии. — 2002 . — № 9.

3 Великие психологи / Сост. С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 576 с.

4 Гилген А.Р., Гилген К.К. Американская психология во время Второй мировой войны // Психологический журнал. — 1994. — Т.15, № 2.

5 Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. — М.: Изд-во МГУ, 1990.- 366 с.

6 История психологии (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 480 с.

7 История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. — М., 1990.

8 Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Работа советских психологов в годы Великой отечественной войны // Психологический журнал. — 1995. — Т.16, №3. — С.3-11.

9 Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. — М.; Воронеж: МОДЭК, 1995. — 320 с.

10 Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. -М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 193 с.

11 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. — В 2-х т. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — Т.1. — 416 с.

12 Психологическая мысль России: век просвещения / Ред. В.А. Кольцова. — СПб.: Алетейя, 2001. — 376 с.

13 Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. — М., 1975.