21. Жанрово-стилевое своеобразие романа-эпопеи Л.Толстого Война и мир

21. Жанрово-стилевое своеобразие романа-эпопеи Л.Толстого «Война и мир».

Граф Лев Никола́евич Толсто́й (1828, Ясная Поляна—1910,Тамбовская губерния) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

«Война и мир» (1863 – 1869).

Замысел восходит к роману «Декабристы».

Временной диапазон в романе: 1805 – 1820-е гг. Эволюция его замысла:1856 → 1825 → 1812 → 1805.

Толстой говорит о решающей роли народа в ист. процессе. Он поставил перед собой цель: раскрыть характер целого народа в подъеме, славе, падении его. Толстой ставит филос. вопрос: о свободе и воли, о течении самой жизни. Сначала роман назывался «Три поры: 1856, 1825, 1812», затем «1805 год», потом «Все хорошо, что хорошо кончается».

Толстой отобразил 3 плана:1) социальный (война и не война);2) психологический (война – это враждебность);3) философский (добро и зло).

«В и м» — книга сложного жанра, кот нельзя определить одним словом. Черты романа и эпопеи слились здесь воедино. Сближение «В и м» с эпопеей оправдывает и сопоставление с древнерус. лит, особенно с произведениями жанра воинской повести, и в частности со «Словом о полку Игореве». Налицо синтетичность жанра. Тургенев и Гончаров отметили эпичность романа. Современные исследователи называют его романом-эпопеей.

По широте охвата жизни, по глубине и силе раскрытия человеческих характеров мировая литература не знает ничего равного. «Что такое «Война и мир»? — писал Толстой по поводу формы своего произведения. — Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». А в беседе с Горьким сказал: «Без ложной скромности это как «Илиада».

Черты эпопеи в «Войне и мире»: в центре — историческая судьба русского народа в Отечественной войне 12-го года, значение его героической роли и изображение «целостного» бытия.

18 стр., 8927 слов

Психологизм романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"

... Л. Н. Толстого, В. В. Набокова) и неявным — скрытым, уведенным в "подтекст" (например, "тайная психология" в романах И. С. ... его книг. Общим и частным особенностям психологизма Льва Толстого посвящена огромная научная литература. Художественное миросозерцание Л.Н.Толстого, чрезвычайно ... Днепрова. П. П. Громов композиционно следует за текстом "Войны и мира" и дает глубокий комментарий сценам и ...

Черты романа: «Война и мир» повествует о частной жизни людей, показываются конкретные личности в их духовном становлении.

Черты ВиМ : многосюжетность и многогеройность, широчайшее пр-во и время (1805-1820-е гг), свободное сочетание деталей быта и батальных сцен, худ. изображение и авторские отступления историко-фсф хар-ра, смысл сцены или хар-ра может быть понят до конца только в контексте (з-н сопряжения), универсальность охвата русс. Жизни, показывание всех ужасов войны через восприятие дилетанта (Пьера) >>> естественный человеческий взгляд на происходящее, прототипические черты вымышленных персонажей >>> соседство документализма и вымысла.

Жанр романа-эпопеи — создание Толстого. Идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера становится ясен лишь в их сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. В романе-эпопее сочетаются детально нарисованные картины русской жизни, батальные сцены, художественное авторское повествование и философские отступления. Основу содержания романа-эпопеи составляют события большого исторического масштаба, «жизнь общая, а не частная», отраженная в судьбах отдельных людей. Толстым достигнут необычайно широкий охват всех слоев русской жизни — отсюда огромное число действующих лиц. Идейно-художественный стержень произведения история народа и путь лучших представителей дворянства к народу. Произведение писалось не для воссоздания истории, это не хроника. Автор создал книгу о жизни нации, создал художественную, а не исторически достоверную правду (многое из собственно истории того времени не вошло в книгу; кроме того, реальные исторические факты искажаются с целью подтверждения основной мысли романа  гиперболизация старости и пассивности Кутузова, портрет и ряд поступков Наполеона).

Историко-философские отступления, авторские размышления о прошлом, настоящем и будущем — необходимая составная часть жанровой структуры «Войны и мира». Требованиям жанра подчинена и композиция «Войны и мира». В основе сюжета лежат исторические события. Во вторую очередь раскрывается значение судеб семей и отдельных людей. Интерес Толстого-писателя сосредоточен не только на изображении отдельных человеческих характеров, но и на связях их между собою в подвижные и взаимосвязанные миры. Не все современники Толстого осознали глубину совершаемого им в «Войне и мире» открытия и в 1873 году Толстым была предпринята попытка облегчить структуру произведения, очистить книгу от рассуждений, что, по мнению большинства исследователей, нанесло его творению серьезный ущерб. Считается, что громоздкость, тяжеловесность периодов (предложений), многоплановая композиция, множество сюжетных линий, обилие авторских отступлений — неотъемлемые и необходимые черты «Войны и мира».

Сама художественная задача — эпический охват громадных пластов исторической жизни — требовала именно сложности, а не легкости и простоты формы. Осложненный синтаксический строй прозы Толстого — инструмент социального и психологического анализа, существенная составная часть стиля именно романа-эпопеи.

4 стр., 1780 слов

Психологический анализ образа Константина Левина из романа «Анна ...

... рассматриваемый герой Константин Дмитриевич Левин - завершенный психологический образ в романе. Мы видим на протяжении романа становление зрелой личности: из незавершенного взрослого человека в зрелого, ... зрелых людей, к периоду взрослости. Зрелость представляет собой наиболее ответственный период жизни человека, ибо в зрелости определяется жизненный путь, наступает расцвет творческих сил, ...

Во 2 части эпилога Т излагает свою концепцию философии истории:

1. ист делают сами нар массы;

2. люди делают историю каждый поодиночке, а не вместе;

3. люди дел историю бессознательно.

Основа историзма – понимание Толстым неразрывной связи времен и поколений >>> движение вглубь времен. «ВиМ» — история народа, а «не мысли прекрасных генералов». Здесь мы находим прославление подвига народа, героизм простых защитников родины.

Толстовское понимание истории определяют как фаталистическое. Он практически полностью игнорирует роль личности в истории. История движется массами, причем не разумом, а роевым началом. Сквозь разного рода случайности пролагает свой путь фатум (предопределение).

Толстой отрицает исторический детерминизм (Чернышевский) >>> противопоставление Наполеона и Кутузова, вопреки историческому противопоставлению Наполеона и Александра 1.

В романе наблюдается антитеза Наполеон и Кутузов. Толстой рисует портрет Наполеона несколько снижено. Наполеон во всем играет; он актер. Кутузов не считает себя демиургом истории. Он везде простой. Толстой снижает его внешнее величие, но подчерк его внутреннюю активность. Кутузов – внешнее воплощение мысли народа. Наполеон и Кутузов – это два начала бытия: начало добра, веры (Кутузов) и зла, Антихристова духа (Наполеон).Толстой выдвигает в первую очередь нравственные требования.

«Война и мир»= «война и народ».

Гл. герой «В и м» — не отдельное лицо, а масса лиц, не «я», а «мы».

Правда о войне раскрывается разными путями:

-через детали (растерянность русс. войск под Аустерлицем)

-через психологию масс: обобщение (настроение войск перед Бородино), выхватывание из массы одного человека и раскрытия сути его хар-ра несколькими словами.

Своеобразие романа: история переходит в роман, а роман в историю. Лица исторические, существующие в реальности (Кутузов, Наполеон, Александр, Багратион, Дохтуров) сосуществуют и действуют вместе с героями вымышленными (князь Андрей, Наташа и Петя Ростовы, Пьер Безухов, княжна Марья).

Тонкий психолог Толстой знал такую важную особенность человеческой души, как склонность преувеличивать значимость событий и предавать другим то, что они хотят услышать. Так один из самых честных героев романа, Николай Ростов, рассказывая Бергу о своем первом бое, начал с желанием рассказать все так, как было, но по мере рассказа « незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду» . Исходя из этой особенности человеческой души, писатель и выдвинул в романе свой субъективный взгляд на исторические события того времени, порой кардинально отличающийся от взглядов исследователей. Многие историки ставили Толстому в упрек то, что исторические лица романа далеки от реальности, во многом изменены и неправдоподобны. Но в своих персонажах писателя интересовал в первую очередь их нравственный облик. Портреты Багратиона, Кутузова, Наполеона далеки от реальности и часто довольно условны, далеки от того, что о них известно по историческим документам, книгам и словам современников. Так Наполеон в произведении — художественный образ, а не историческое лицо.

8 стр., 3802 слов

Жанровые особенности романа Война и мир Л.Н.Толстого

... Толстой дал в “Войне и мире” как бы свод быта, нравов, духовной культуры, верований и идеалов народа в драматический период его истории — в дни Отечественной войны 1812 года. Роман "Война ... Бородинское сражение, а развязкой – изгнание Наполеона из России. В таком случае место самой развязки довольно необычное – так как действие романа не прекращается после нее. Этот традиционный ...

Весь роман проникнут не только идеей развенчания личного героизма исторических деятелей, но и полным отрицанием особой роли личности в истории. Не случайно важнейшие подвиги в романе совершены не реально существующими людьми, а выдуманными персонажами, такими как Тушин и Тимохин. Толстой говорит о том, что одна личность не способна кардинально повлиять на ход исторических событий, и лишь объединившись, как сделал русский народ в Отечественной войне 1812 года, возможно стать творцом истории.

Особенно ярко выражено в романе полное отрицание автором военного искусства. Устами Андрея Болконского высказана в романе точка зрения автора на необходимость ведения войны: «Война — противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». В описании битв писатель высмеивает военные символы и традиции (знамена — «палки с кусками ткани») и выдвигает на первый план моральный фактор войны. На примере нескольких сражений Толстой показывает, что победа зависит не от численности войск, не от расположения армии и не от планов главнокомандующих, а от морального духа простых солдат.

Но главное, чем отличаются взгляды писателя и историков — это различное понимание того, от чего зависит победа в войне. Толстой видел залог успеха в морально-психологическом состоянии войска, патриотизме солдат и понимании ими смысла и целей войны.

Особенности поэтики «Войны и мира»

Эпический характер произведения сложился на основе изображения переломных исторических событий в соединении с подроб­ностями жизни одного человека. «Мысль народная» в «Войне и мире» равно выразилась в определении Толстым роли на­рода как движущей силы истории, признания важности его духовного состояния для решения исторической судьбы и в изображении всего народа в целом. При этом в числе второстепенных и эпизодических персонажей романа четко обрисованные характеры и типы с легко узнаваемой ин­дивидуальностью .

Создавая образы главных героев, Толстой не отступает от принципов «диалектики души», давая эти образы в развитии, наделяя их не только богатством чувств, но и глубиной мыс­ли. Существенно дополняют образы героев запоминающиеся портретные характеристики (при этом Толстой часто подчер­кивает роль какой-то значимой детали, например, лучистых глаз княжны Марьи), индивидуальная манера поведения (стре­мительная походка и жесткость общения с окружающими кня­зя Болконского; непосредственность и живость Наташи), свое­образие речи.

Язык романа по-своему отражает правдивую картину жизни той эпохи, содержит большие включения текста, написанного автором на немецком и, главным образом, на французском язы­ках, что передает реальную атмосферу жизни светского обще­ства. Однако основной объем романа — великолепный по точности изложения мысли русский литературный язык, обо­гащенный живыми .образцами народной (крестьянской и сол­датской) речи.

Осмыслению героями своих переживаний, чувств, их напря­женной духовной работе часто помогает общение с природой. Вид неба под Аустерлицем и в Богучарове, встретившийся по дороге в Отрадное дуб помогают князю Андрею, например, пол­нее осознать совершающиеся в его внутреннем мире переме­ны. Охота, в которой участвуют Ростовы, служит своего рода прообразом будущего всенародного единения перед лицом опасности.

2 стр., 590 слов

Психологический портрет в романе Л. Н. Толстого Война и мир

... “сияющие черные” глаза Наташи Ростовой открывают нам внутренний мир любимой героини Толстого. Она полна жизни, чувств, готова радоваться каждому мгновенью и верить в счастливое будущее. Поэтому ... впоследствии открыл в Наташе. Хотелось бы отметить, что любимые герои Толстого постоянно меняются на протяжении всего романа, нелюбимые — стоят на месте в своем развитии. И потому ...

Мастерство Толстого-баталиста обогащается свое­образным (восходящим, к древним традициям) использовани­ем изображений природы: природа вместе с людьми как бы участвует в сражениях (туман, покрывший Аустерлицкое по­ле и мешающий русской армии; дым и туман, бьющее в глаза солнце, мешающие французам при Бородине); природе Тол­стой передоверяет эмоциональную оценку войны (мелкий дож­дик, накрапывающий над полем сражения, как будто говорит: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»).

Применительно к «Войне и миру» часто говорится о прин­ципе «сопряжения», т. е. взаимной обусловленности чередова­ния и последовательности эпизодов книги, предопределяющих друг друга. Так, Платон Каратаев погибает накануне той ночи, когда Пьер видит сон, помогающий ему уяснить «правду» Пла­тона, но без уяснения этой «правды» невозможна дальнейшая полноценная жизнь героя. Пробуждение от сна совершается в момент освобождения пленных отрядом Денисова, после чего Пьер вновь вливается в общий поток жизни.

Богатство содержания и особенности поэтики произведения не могли не повлечь за собою разрушения привычных рамок романа. Современники не сразу приняли своеобразную форму нового сочинения Толстого. Сам автор прекрасно понимал жан­ровую природу своего произведения, именуя его «книгой» и подчеркивая тем самым свободу формы и генетическую связь с эпическим опытом русской и мировой литературы.