Методические указания 29

ГБОУ ВПО

«Сургутский государственный университет

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Утверждаю:

Проректор по учебной работе

_________________ С.Ф. Кожухов

«_____» ____________ 200 __ г.

Факультет психологии

Кафедра психологии развития

Дисциплины «Психология и педагогика»

Для студентов специальности 080500.65 «Менеджмент организаций», курс 1-5

Сургут, 2010 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности

080500.65 «Менеджмент организаций»

ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологическо­го знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представле­ние. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образо­вания, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

1. Цели задачи дисциплины:

Цель преподавания курса «Психология и педагогика» состоит в том, чтобы дать студентам комплексное представление об основах психолого-педагогических знаний, современном состоянии психологической и педагогической науки.

Задачами курса являются:

— введение студентов в основную проблематику современной психологии и педагогики;

— ознакомление студентов со структурой современной психологии и педагогики и их основными направлениями; формирование у студентов системы базовых понятий и терминологической компетентности;

— ознакомление студентов с основными представлениями и достижениями современной педагогики в области изучения, воспитания, психологических особенностей деятельности педагога.

2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям специалиста:

Настоящий курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организаций». Он является ознакомительно-ориентирующим в рамках психолого-педагогических дисциплин гуманитарного цикла. В результате изучения курса студент должен:

  • овладеть теоретическими понятиями современной психологии и педагогики;
  • составить представление об основных закономерностях развития психики в онтогенезе и антропогенезе, ее сущности, механизмах, условиях и причинах;
  • знать о способах и принципах изучения психического развития в разных школах и направлениях психологии;
  • различать качественные и количественные характеристики психики;
  • знать закономерности психической деятельности и специфики её проявлений в различных сферах общественной практики;
  • должен уметь использовать полученные психолого-педагогические знания для решения профессиональных задач;
  • должны быть также уяснены образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения, общие формы организации учебной деятельности.

3. Содержание дисциплины.

Тема 1. Предмет, объект и методы психологии. Основные функции психики. Место психологии в системе наук:

Психология как наука. Предмет психологии. Сравнительный анализ и основные отличия житейской и научной психологии. Специфика психологического знания. Место психологии в системе наук: связь психологии с философией, историей, социологией, педагогикой. Отрасли психологии и задачи психологической практики.

История развития психологического знания и основные направления психологии в XXвеке: отечественная психология (культурно-историческая концепция, психологическая теория деятельности), бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, когнитивизм, гуманистическая психология.

Психика и организм. Строение, функционирование и свойства нервной системы человека, связь психики и мозга. Понятие «психики» и ее структура. Психика, поведение и деятельность: понятие о деятельности и поведении; содержательной и операционально-технической сторонах деятельности; теории деятельности С.Л. Рубинштейна — А.Н. Леонтьева. Потребности, мотивы, цели деятельности. Основные функции психики.

Методы психологии: наблюдение, эксперимент, анкета, беседа, тест, анализ продуктов деятельности.

Тема 2. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза, основные закономерности развития психики. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Предпосылки и условия возникновения и развития сознания. Основные психические процессы. Структура сознания.

Тема 3. Познавательные психические процессы: ощущение и восприятие.

Общие представления об ощущениях и восприятии. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные. Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, протяженность. Понятие о восприятии. Свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, избирательность, константность, апперцепция).

Восприятие пространства, движения и времени.

Тема 4.Познавательные психические процессы: внимание.

Понятие о внимании. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: объем, распределение, устойчивость, переключение, сосредоточенность. Индивидуальные особенности внимания.

Тема 5.Познавательные психические процессы: память.

Понятие о памяти. Виды памяти: эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая, непроизвольная, произвольная, кратковременная, оперативная, долговременная. Процессы памяти: запоминание и его виды, сохранение, узнавание и воспроизведение, забывание и его предупреждение.

Тема 6 . Познавательные психические процессы: представление и воображение.

Понятие о воображении. Виды воображения. Роль воображения в процессе деятельности. Понятие о представлении. Виды представлений.

Тема 7. Познавательные психические процессы: мышление и интеллект.

Понятие о мышлении. Отличие мышления от непосредственно-чувственного познания.

Виды мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Образное мышление и воображение. Индивидуальные особенности мышления.

Мышление как форма познавательной деятельности субъекта. Интеллект и творчество. Оценка интеллекта.

Речь как средство мышления. Виды речи.

Тема 8. Психические процессы: эмоции и чувства.

Понятия «эмоции» и «чувства». Формы эмоций: настроение, аффект, стресс, страсть. Высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические).

Тема 9. Психические процессы: воля.

Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции. Психологические механизмы волевой регуляции.

Волевое усилие как механизм волевой регуляции. Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Волевые свойства личности, структура волевых качеств. Воспитание и самовоспитание.

Тема 10. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.

Общее понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности.

Действие как единица человеческой деятельности. Регуляция действия на основе образа. Двигательный состав действия. Понятие о психомоторике. Принцип единства деятельности и сознания.

Понятие об общении и его структуре; коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения; вербальные и невербальные средства общения; механизмы межгруппового и межличностного общения.

Язык как особое средство хранения и передачи общественно-исторического опыта.

Условия присвоения общественно-исторического опыта: понятие интериоризации как перехода совместно разделенной деятельности ребенка и взрослого во внутреннюю деятельность. Понятие об экстериоризации как обогащении общественного опыта в результате творческой деятельности субъекта.

Тема 11. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия

Понятие личности. Многозначность понятия личности в современной психологии.

Представления о структуре личности. Представления о генезисе и движущихся силах развития личности. Среда и наследственность как движущие силы развития личности. Противоречия в структуре личности как движущиеся силы ее развития.

Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Понятие социальной ситуации развития личности. Структура личности. Воспитание как способ развития личности.

Личность и индивидуальность. Понятие индивидуальности.

Понятие о темпераменте и типах темпераментов (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик); индивидуальный стиль деятельности и темперамент. Понятие о характере, акцентуациях характера, формировании характера. Понятие о способностях; общие и специальные способности; способности и профессия.

Общие понятия о группах и коллективах. Общение в малых группах: групповая динамика, конфликты. Психологическая совместимость. Психологический климат коллектива. Факторы, обусловливающие оптимальный психологический климат.

Тема 12. Педагогика как наука.

Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Педагогическая система и педагогическая деятельность как предмет педагогики. Воспитание и образование-предмет педагогики. Основные понятия и категории педагогики. Исторические предпосылки возникновения педагогической теории.

Место педагогики в системе общенаучных знаний о человеке и обществе. Связь педагогики с философией, психологией, социологией, физиологией и другим науками об обществе и человеке.

Система педагогических наук. Отрасли и разделы педагогики. Дошкольная педагогика, педагогика школы, профессиональная педагогика, педагогика высшей школы. Специальная, сравнительная, социальная педагогика. Этнопедагогика. Разделы педагогики: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, общие методики организации учебной и вне учебной работы, педагогическое мастерство.

Тема 13. Основные категории педагогики. Образование как общечеловеческая ценность.

Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Управление образовательными системами.

Тема 14. Целостный педагогический процесс. Функции обучения.

Понятие педагогического процесса как направленного и организованного взаимодействия педагога и воспитанника, реализующего цели обучения и воспитания в условиях педагогической системы. Педагогический процесс как система.

Функции целостного педагогического процесса: образовательная, воспитывающая, развивающая.

Педагогическая деятельность и её характеристика. Педагогическое взаимодействие, педагогические технологии. Закономерности и принципы педагогического процесса. Принципы формирования личности в процессе и воспитания: ведущая роль обучения и воспитания по отношению к их развитию, принцип оптимизации; сочетания и развития у детей в учебно-воспитательном процессе всех типов мышления; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; последовательности и систематичности в обучении и воспитании; принцип наглядности; принцип прочности.

Тема 15. Воспитание в педагогическом процессе

Сущность воспитательного процесса как части целостного педагогического процесса. Доминирующие функции и специфические задачи. Критерии эффективности воспитательного процесса. Личность воспитателя как важнейший субъективный фактор процесса.

Собственная деятельность ребенка по саморазвитию как необходимое условие воспитательного процесса. Перевоспитание, его причины, технология.

Современные отечественные концепции воспитания: личностно-ориентированное воспитание. Зарубежные модели воспитания. Авторитарная, технологическая педагогика. Гуманистическая школа.

Тема 16. Методы и формы воспитания и обучения.

Назначения и функции методов обучения и воспитания.

Подходы к классификации форм и методов воспитания и обучения. Формы и методы формирования личности: урок, лекция, беседа, диспут, конференция; зачет, экзамен, факультативные занятия. Консультация, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело.

Методы стимулирования деятельности и поведения обучаемых: познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональные воздействия; соревнования, поощрения, порицания.

Методы контроля в обучение; устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный); письменный опрос (письменные работы); практический (лабораторные и практические работы); программированный (машинный и безмашинный); наблюдение. Оценка и отметка.

Методы контроля за эффективностью обучения: педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников.

Методы самовоспитания и самообразования: самоконтроль, самооценка, самопроверка, самоотчет, самоанализ.

Тема 17. Формы организации целостного педагогического процесса.

Понятие о формах организации педагогического процесса. Классификация форм обучения. Школьные и внешкольные. Массовые, комплексные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

Классно-урочная форма организации обучения и её особенности. Урок как основная форма организации учебной работой. Основные требования к уроку. Структура урока. Типы уроков и особенности построения. Урок в современной школе. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности учащихся на уроке. Учебный диалог, дискуссия, дидактические игры. Лекционные и семинарские занятия, консультации. Экскурсии, практикумы, конференции как формы организации обучения.

Домашняя самостоятельная работа учащихся: содержание и методы организации. Перспективы развития форм обучения.

Формы организации воспитательного процесса. Классификация форм внеучебной воспитательной работы.

Тема 18. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Отношение родителей и детей как психолого-педагогическая проблема.

Принципы и содержание семейного воспитания. Особенности родительского поведения и типы воспитания в семье. Типичные варианты отношений родителей и детей. Основные типы неправильного воспитания в семье.

Причины конфликтов между родителями и детьми и их профилактика. Рациональные условия отношений родителей и детей: разумная организация семьи, педагогический такт, общие увлечения.

4. Темы курсовых работ: не предусмотрены.

5. Варианты заданий для контрольных работ: Вариант 1

Общение – как воздух: все им дышат, но редко кто его замечает. В данной контрольной работе мы предлагаем Вам остановиться, оглянуться и с помощью предложенных заданий проанализировать имеющийся у Вас опыт общения. Обращаем ваше внимание на то, что нас интересует Ваше собственное мнение по затронутым в контрольной работе проблемам, что не исключает творческое использование знаний, полученных в ходе освоения данного курса.

Из предложенных заданий выберите любые восемь и максимально развернуто, аргументировано и критично (желательно — искренне) ответьте на них.

  1. Опишите основные параметры, которыми характеризуется общение в среде: а) женщин и мужчин; б) студентов и преподавателей; в) родителей и детей; г) жен и мужей; д) покупателей и продавцов; е) руководителей и подчиненных; ж) пешеходов и водителей; з) коллег по работе (для анализа в контрольной работе достаточно выбрать шесть пунктов).
  2. Выразите несогласие с действиями кого-либо шестью различными способами. Проанализируйте, насколько эффективен каждый из предложенных Вами способов в ситуации делового общения.
  3. Когда в жизни мы можем сказать: «Я понимаю этого человека»? Что есть «понимание» другого? Как оно появляется? Приведите три-четыре примера Ваших отношений с коллегами по работе и начальниками с точки зрения «понимания-непонимания».
  4. Составьте небольшой рассказ (обязательно с примерами) на тему «Как, по моему мнению, меня воспринимают коллеги по работе (учебе)» или «Как я воспринимаю своих коллег по работе (учебе)».
  5. В жизни бывает, что нас обижают. Когда обиды становятся каждодневными, то любой из нас перестает их замечать. Как тогда изменяется Ваше отношение с обидчиком? Какие средства Вы начинаете использовать, желая показать, что, с одной стороны, Вы обиделись, а с другой, что уже устали обижаться?
  6. Попытайтесь выделить основные этапы изменения общения с некогда новым, а теперь близким для Вас человеком (на сравнительно большом промежутке времени).

    Проанализируйте изменение содержания, структуры, стиля и способа общения.

  7. Представьте ситуацию, когда Ваш руководитель дает Вам какое-либо задание, а Вы не имеете возможности его выполнить. Опишите ситуацию отказа, рассмотрите все возможные в принципе схемы поведения в ситуации отказа.
  8. В ходе любого разговора, диалога, беседы так или иначе происходит «приноравливание» говорящих друг к другу. Каждый из нас начинает лучше понимать, зачем, почему именно таким образом, с помощью таких средств противоположная сторона защищает свою точку зрения. Назовите эти средства, отметьте признаки и критерии, по которым каждый из нас судит о понимании нас другим человеком.
  9. Вы – страховой агент. Для выполнения обязательств по контракту вам нужно заключить последний договор, а до встречи с работодателем осталось всего полтора часа. Наметьте схему поиска «стопроцентного» клиента и канву диалога с ним.
  10. Как могут быть решены следующие задачи общения: а) остановить нахала; б) помочь невиновному; в) задать трепку виноватому; г) утешить побежденного; д) воздать дань победителю; е) обратить в свою веру сомневающегося? Распишите примерную схему диалогов в каждом случае.
  11. Представьте, что Вы находитесь в общественном месте и Вам необходимо привлечь к себе внимание. (Когда будете выполнять это задание, сами конкретизируйте ситуацию).
  12. Представьте себе следующую ситуацию: в Ваш адрес (в адрес вашего коллектива или близкого Вам человека) прозвучали порочащие вас замечания, не соответствующие действительности. Сформулируйте несколько вариантов опровержения, различающихся степенью категоричности и аргументированности, и расположите их по возрастанию жесткости.
  13. Не секрет, что иногда в жизни бывают ситуации, когда мы не можем высказать свое мнение. Например, Ваша коллега (соседка, школьная приятельница и т.п.) спрашивает у Вас: «Как тебе моя новая прическа (кофточка, доклад на совещании и т.д.)?» Возможно, Вам захотелось немедленно уйти, чтобы избежать необходимости отвечать, но это не всегда возможно. Что делать? Сказать правду – значить испортить отношения; солгать — небезопасно: вдруг Вы раньше кому-то уже высказались по этому поводу. Предложите несколько вариантов поведения в подобной ситуации.
  14. Русская пословица не зря утверждает: «Друг познается в беде». В горе человек особенно нуждается в помощи и поддержке. Попробуйте общими усилиями выработать несколько вариантов слов соболезнования человеку, потерявшему кого-то из близких. Как можно было бы поддержать одноклассника, друга детства, коллегу, начальника, соседа, лучшую подругу, случайного собеседника?
  15. Праздники – неотъемлемая часть нашей жизни, дарящая радость. А радость, как известно, лишь умножается, если разделить ее с дорогим человеком. Придумайте различные варианты поздравлений для людей, с которыми Вы регулярно (или не очень) общаетесь и которым хотите доставить несколько приятных минут (например, первая учительница, бывший тренер, классный руководитель, куратор, руководитель, одноклассник, двоюродная тетушка, троюродная бабушка, любимая кузина, единственный брат, родители…).
  16. Общепризнанными специалистами в общении являются цыганки. Раньше они всем предлагали погадать, но теперь сменили тактику и просят прохожих всего лишь остановиться, чтобы спросить о чем-то. Но стоит Вам прислушаться к их словам – окружат толпой и будут «обрабатывать» до тех пор, пока не добьются своего. Предложите тактику поведения (реплику, жесты, поза и т.п.) при подобной встрече с цыганками, помня, что грубить им бесполезно.
  17. Во время праздничного гуляния на площади Вы увидели плачущую девочку 4-5 лет. Судя по всему, она потерялась, но из-за рыданий добиться от нее чего-либо невозможно, а ваше доброе сердце не позволяет Вам бросить ребенка в беде. Постойте схему Вашего диалога, цель которого – успокоить девочку и помочь найти ее родителей.

Вариант 2 «Психологические проблемы в моей жизни и на работе»

План:

  1. «Вы разрешите с вами познакомиться…» (во введении попытайтесь по возможности искренне и критично рассказать и себе и своей работе: в какой семье росли, где учились, какую профессию выбрали и почему, где работаете в настоящее время, каковы особенности Вашей работы и трудового коллектива, как проходило становление Вашей малой группы).
  2. «У кого что болит…» (попытка взглянуть на жизненные проблемы с психологической точки зрения).
  1. Анализ проблем, связанных с возрастными особенностями личности:

А) из воспоминаний о «подростковом кризисе» (попробуйте описать несколько запомнившихся эпизодов (конфликтов с родителями и сверстниками) из Вашего подросткового периода и проанализировать причины их возникновения, особенности Вашего и родительского поведения, способны разрешения конфликта и выхода из конфликтной ситуации);

Б) Ваши отношения с сегодняшними детьми (попытайтесь отрефлексировать, как менялись ваши отношения с сыном (дочерью), племянниками, детьми соседей или друзей в зависимости от их возраста; как сказываются на этих отношениях воспоминания из Вашего собственного детства о стиле общения детей и взрослых).

  1. Анализ проблем, связанных с особенностями познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и т.п. (имеются в виду и Ваши индивидуальные особенности, и те, которые обусловлены спецификой Вашей трудовой деятельности).
  2. Анализ проблем, возникающих в трудовом коллективе:

А) в связи со спецификой становления конкретной малой группы;

Б) в межличностных отношениях;

В) в профессиональном обучении.

  1. Кто из теоретиков психологической науки Вам запомнился и почему.
  1. «Пусть меня научат…» (в заключение – Ваше представление о том, какие именно психологические знания смогут Вам помочь в решении существующих и потенциальных проблем).

Вариант 3.

Из предложенных заданий выберите любые шесть и максимально развернуто, аргументировано и критично (желательно — искренне) ответьте на них.

  1. Предположим, возможно обеспечить существование головы профессора Доуэля так, как это описано в романе А. Беляева. Какие особенности психики будут отличать этого своеобразного субъекта.
  2. По словам одного английского антрополога, «любой неандерталец мог бы с успехом стать студентом Оксфорда и справиться с его курсом». А Вы как считаете? Если это возможно, то при каких условиях, а если нет, почему?
  3. «Источники! В пергаментах ли благо? Источники не на страницах книг» (И.В.Гете) Об источниках чего пишет Гете? И где же они находятся?
  4. «Действующий может понимать только то, что он сделал сам» (Дж.Вико) Что, по Вашему мнению, имел в виду автор? Какие психолого-педагогические выводы можно из этого сделать?
  5. «Человек есть не только бытие, но и становление. Человек может стать и растением и животным, но он может стать и ангелом, и сыном Божьим… Человек не есть нечто замкнутое и готовое, он не завершен и открыт» (П. дела Мирандолла).

    Изложите эту идею психологическим языком, обосновывая свои тезисы.

  6. «Мы постигаем лишь то, с чем столкнуться приходится в жизни» (Эмпедокл. Попробуйте доказать или опровергнуть этот тезис. Какие психолого-педагогические выводы можно из него сделать?
  7. Ш. де Голль решил бросить курить. Он вышел из кабинета в приемную и объявил удивленным сотрудникам: «Я, Шарль де Голль, бросаю курить». Объясните психологический смысл этого поступка. При каких условиях подобный метод будет эффективным?
  8. Во время одного из заседаний конгресса по психологии в Геттингене в зал ворвался человек, за которым гнался вооруженный бандит. После короткой схватки раздался выстрел и, через несколько секунд, оба выбежали из зала. Присутствующих попросили сразу же записать всё виденное, которое было заранее инсценировано и записано. Из сорока представленных отчетов лишь один содержал менее 20 % ошибок относительно основных фактов происшествия, 14 отчетов имели от 20 до 40 % ошибок, остальные – свыше 40%. Интересно, что более чем в половине отчетов около 10 % подробностей были чистейшей выдумкой. Объясните столь удручающие результаты. Какие психологические выводы можно сделать из этого эксперимента?
  9. После возвращения из легендарного дрейфа Нансен в одной из лекций рассказал о взаимоотношениях людей, заброшенных в непривычные обстоятельства: во время зимовки на необитаемой земле Франца – Иосифа, в самодельной хижине изо льда и моржовых шкур, они со своим спутником, лейтенантом Иогансеном, говорили только на «Вы» и обращались только официально. Как Вы думаете, в чем причина такого этикета? Попробуйте привести примеры подобного поведения из жизни или литературы.

6. Методические указания к контрольной работе по курсу «Психология и педагогика»

Одна из проблем любого житейского знания, в т.ч. и психологического, — его интуитивный и конкретный характер. Из-за отсутствия навыков анализа человек каждое очередное событие обычно воспринимает как новое и пытается строить новую схему собственного поведения. А поскольку с первого раза выстроить нечто совершенно новое без каких-либо ошибок довольно сложно, данное событие зачастую заканчивается совсем не так, как ожидал человек. Извлечь урок из собственной ошибки удается далеко не многим в силу указанных выше особенностей житейского знания, и человек в очередной раз наступает на те же грабли…

Цель данной контрольной работы – мотивировать студентов к осознанию имеющегося у них житейского опыта в сфере, которая пронизывает все области человеческой жизни и деятельности: общении. Впервом и третьем вариантах в предложенных заданиях от Вас требуется смоделировать описанную ситуацию в идеальном плане, предложить несколько вариантов ее решения и проанализировать их. Безусловным плюсом таких «воображаемых» ситуаций является то, что в них можно попробовать действовать так, как никогда не решился бы в реальности. К тому же виртуальный собеседник никуда Вас не торопит, и можно обдумывать ситуацию сколь угодно долго, а также вернуться и изменить линию своего поведения. Именно поэтому выполнение контрольной работы лучше не откладывать на последний день, тем более что внешняя легкость заданий может сыграть с Вами дурную шутку. Интуитивные знания довольно трудно перевести в слова, и Вы можете оказаться в ситуации, которую студенты обычно описывают знаменитой фразой о собаке, которая все понимает, а сказать не может. Помочь осознать Ваш жизненный опыт и перевести эмпирические знания в научную терминологию могут любые книги по психологии общения и управления, которые сейчас издаются в огромном количестве, например:

— Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997 г. – 352 с.

— Мальханова И.А. Деловое общение: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. – 224 с.

— Межличностное общение /Сост. и общая редакция Н.В Казариновой, В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

Второй вариант контрольной работы имеет ту же сверхзадачу: помочь осознать имеющийся опыт и систематизировать житейские знания, только в качестве материала для анализа Вам требуется выбрать эпизоды из Вашей собственной жизни или жизни Ваших родных и знакомых. При этом главное в п. 1 – не столько описать некое запомнившееся событие, сколько попытаться проанализировать стратегии поведения всех его участников, понять мотивы и оценить последствия. Теперь, когда Вы находитесь вне описываемых ситуаций, Вам это будет сделать проще, только постарайтесь не попасть под власть эмоций и воспринимать задание как чисто аналитическое. При описании подросткового периода вовсе не обязательно выискивать глубокие конфликты и споры «не на жизнь, а на смерть». Конфликт в широком смысле – это любое столкновение двух взаимоисключающих позиций, каковыми полна наша повседневная жизнь, просто в подростковом возрасте они проявляются намного ярче и воспринимаются более обостренно. Попробуйте на основе нескольких вспомнившихся Вам эпизодов сформулировать особенности реального поведения сторон и с учетом полученных знаний и нового опыта обозначить наиболее конструктивные, с Вашей сегодняшней позиции, тактики. Это поможет Вам, с одной стороны, осознать положительные и отрицательные стороны существующих у Вас схем поведения, с другой – не допустить похожих ошибок в новой позиции, когда уже Вы будете выступать для какого-то подростка в роли взрослого. Описать особенности Ваших отношений с детьми разных возрастов помогут знания по детской психологии, которые определят основные линии анализа: ведущая деятельность, сфера общения, область интересов, изменения в личности ребенка конкретного возраста и т.п.

Для ответа на вопрос о специфике Ваших познавательных процессов (п.2) надо иметь представление, какие их свойства выделяет наука, т.е. прочитать соответствующие разделы учебников. Полученные знания предоставят Вам основу для анализа Ваших внимания, памяти и т.д., а также личных способов управления ими. Например, у Вас плохо развито механическое запечатление, но в силу профессиональных обязанностей Вам требуется запоминать много разнородной информации, поэтому Вы поступаете следующим образом…

При работе над п.3 можно для примера брать не только трудовой коллектив, но и Вашу студенческую группу, тогда некоторые подпункты можно опустить. В п.4 было бы интересно увидеть Ваши рассуждения о том, кто из метров психологии произвел на Вас большее впечатление (если таковые появились во время изучения Вами этой науки) и почему.

Обращаем Ваше внимание на то, что предложенный план – не догма, а руководство к действию. Мы будем всячески приветствовать творческие изменения и дополнения в композицию Вашей работы, но главное требование остается неизменным: контрольная работа по психологии должна быть не констатацией фактов, а психологическим анализом проблем, возникающих на Вашем жизненном пути.

7. Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2006. – 480 с.
  2. Островский, Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 384 с.
  3. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / составитель и ответственный редактор. А.А. Радугин, научный редактор Е.А. Кротков. – М.: Библиотека, 2006. – 256 с.
  4. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / составитель и ответственный редактор. А.А. Радугин, – М., 1996. – 336 с.

Дополнительная литература:

  1. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие для технических вузов / В.М. Кроль – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Высшая школа, 2004. – 325 с.
  2. Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: изд-во «Совершенство» 1998. 320 с.
  3. Самоненко, Ю.А. Психология и педагогика: учебное пособие вузов / Ю.А. Самоненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 277 с.

8. Экзаменационные вопросы:

  1. Психология как наука. Предмет психологии. Сравнительный анализ и основные отличия житейской и научной психологии. Специфика психологического знания. Место психологии в системе наук: связь психологии с философией, историей, социологией, педагогикой. Отрасли психологии и задачи психологической практики.
  2. История развития психологического знания и основные направления психологии в XXвеке: отечественная психология (культурно-историческая концепция, психологическая теория деятельности), бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, когнитивизм, гуманистическая психология.
  3. Психика и организм. Строение, функционирование и свойства нервной системы человека, связь психики и мозга. Понятие «психики» и ее структура. Психика, поведение и деятельность: понятие о деятельности и поведении; содержательной и операционально-технической сторонах деятельности; теории деятельности С.Л. Рубинштейна — А.Н. Леонтьева. Потребности, мотивы, цели деятельности. Основные функции психики.
  4. Методы психологии: наблюдение, эксперимент, анкета, беседа, тест, анализ продуктов деятельности.
  5. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза, основные закономерности развития психики. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Предпосылки и условия возникновения и развития сознания. Основные психические процессы. Структура сознания.
  6. Общие представления об ощущениях и восприятии. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные. Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, протяженность. Понятие о восприятии. Свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, избирательность, константность, апперцепция).

    Восприятие пространства, движения и времени.

  7. Понятие о внимании. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: объем, распределение, устойчивость, переключение, сосредоточенность. Индивидуальные особенности внимания.
  8. Понятие о памяти. Виды памяти: эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая, непроизвольная, произвольная, кратковременная, оперативная, долговременная. Процессы памяти: запоминание и его виды, сохранение, узнавание и воспроизведение, забывание и его предупреждение.
  9. Понятие о воображении. Виды воображения. Роль воображения в процессе деятельности. Понятие о представлении. Виды представлений.
  10. Понятие о мышлении. Отличие мышления от непосредственно-чувственного познания.
  11. Виды мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Образное мышление и воображение. Индивидуальные особенности мышления.
  12. Мышление как форма познавательной деятельности субъекта. Интеллект и творчество. Оценка интеллекта.
  13. Речь как средство мышления. Виды речи.
  14. Понятия «эмоции» и «чувства». Формы эмоций: настроение, аффект, стресс, страсть. Высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические).
  15. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции. Психологические механизмы волевой регуляции.
  16. Волевое усилие как механизм волевой регуляции. Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Волевые свойства личности, структура волевых качеств. Воспитание и самовоспитание.
  17. Общее понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности.
  18. Действие как единица человеческой деятельности. Регуляция действия на основе образа. Двигательный состав действия. Понятие о психомоторике. Принцип единства деятельности и сознания.
  19. Понятие об общении и его структуре; коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения; вербальные и невербальные средства общения; механизмы межгруппового и межличностного общения.
  20. Язык как особое средство хранения и передачи общественно-исторического опыта.
  21. Условия присвоения общественно-исторического опыта: понятие интериоризации как перехода совместно разделенной деятельности ребенка и взрослого во внутреннюю деятельность. Понятие об экстериоризации как обогащении общественного опыта в результате творческой деятельности субъекта.
  22. Понятие личности. Многозначность понятия личности в современной психологии.
  23. Представления о структуре личности. Представления о генезисе и движущихся силах развития личности. Среда и наследственность как движущие силы развития личности. Противоречия в структуре личности как движущиеся силы ее развития.
  24. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Понятие социальной ситуации развития личности. Структура личности. Воспитание как способ развития личности.
  25. Личность и индивидуальность. Понятие индивидуальности.
  26. Понятие о темпераменте и типах темпераментов (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик); индивидуальный стиль деятельности и темперамент. Понятие о характере, акцентуациях характера, формировании характера. Понятие о способностях; общие и специальные способности; способности и профессия.
  27. Общие понятия о группах и коллективах. Общение в малых группах: групповая динамика, конфликты. Психологическая совместимость. Психологический климат коллектива. Факторы, обусловливающие оптимальный психологический климат.
  28. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Педагогическая система и педагогическая деятельность как предмет педагогики. Воспитание и образование-предмет педагогики. Основные понятия и категории педагогики. Исторические предпосылки возникновения педагогической теории.
  29. Место педагогики в системе общенаучных знаний о человеке и обществе. Связь педагогики с философией, психологией, социологией, физиологией и другим науками об обществе и человеке.
  30. Система педагогических наук. Отрасли и разделы педагогики. Дошкольная педагогика, педагогика школы, профессиональная педагогика, педагогика высшей школы. Специальная, сравнительная, социальная педагогика. Этнопедагогика. Разделы педагогики: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, общие методики организации учебной и вне учебной работы, педагогическое мастерство.
  31. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение.
  32. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Управление образовательными системами.
  33. Понятие педагогического процесса как направленного и организованного взаимодействия педагога и воспитанника, реализующего цели обучения и воспитания в условиях педагогической системы. Педагогический процесс как система.
  34. Функции целостного педагогического процесса: образовательная, воспитывающая, развивающая.
  35. Педагогическая деятельность и её характеристика. Педагогическое взаимодействие, педагогические технологии. Закономерности и принципы педагогического процесса. Принципы формирования личности в процессе и воспитания: ведущая роль обучения и воспитания по отношению к их развитию, принцип оптимизации; сочетания и развития у детей в учебно-воспитательном процессе всех типов мышления; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; последовательности и систематичности в обучении и воспитании; принцип наглядности; принцип прочности.
  36. Сущность воспитательного процесса как части целостного педагогического процесса. Доминирующие функции и специфические задачи. Критерии эффективности воспитательного процесса. Личность воспитателя как важнейший субъективный фактор процесса.
  37. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию как необходимое условие воспитательного процесса. Перевоспитание, его причины, технология.
  38. Современные отечественные концепции воспитания: личностно-ориентированное воспитание. Зарубежные модели воспитания. Авторитарная, технологическая педагогика. Гуманистическая школа.
  39. Назначения и функции методов обучения и воспитания.
  40. Подходы к классификации форм и методов воспитания и обучения. Формы и методы формирования личности: урок, лекция, беседа, диспут, конференция; зачет, экзамен, факультативные занятия. Консультация, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело.
  41. Методы стимулирования деятельности и поведения обучаемых: познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональные воздействия; соревнования, поощрения, порицания.
  42. Методы контроля в обучение; устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный); письменный опрос (письменные работы); практический (лабораторные и практические работы); программированный (машинный и безмашинный); наблюдение. Оценка и отметка.
  43. Методы контроля за эффективностью обучения: педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников.
  44. Методы самовоспитания и самообразования: самоконтроль, самооценка, самопроверка, самоотчет, самоанализ.
  45. Понятие о формах организации педагогического процесса. Классификация форм обучения. Школьные и внешкольные. Массовые, комплексные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.
  46. Классно-урочная форма организации обучения и её особенности. Урок как основная форма организации учебной работой. Основные требования к уроку. Структура урока. Типы уроков и особенности построения. Урок в современной школе. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности учащихся на уроке. Учебный диалог, дискуссия, дидактические игры. Лекционные и семинарские занятия, консультации. Экскурсии, практикумы, конференции как формы организации обучения.
  47. Домашняя самостоятельная работа учащихся: содержание и методы организации. Перспективы развития форм обучения.
  48. Формы организации воспитательного процесса. Классификация форм внеучебной воспитательной работы.
  49. Отношение родителей и детей как психолого-педагогическая проблема.
  50. Принципы и содержание семейного воспитания. Особенности родительского поведения и типы воспитания в семье. Типичные варианты отношений родителей и детей. Основные типы неправильного воспитания в семье.
  51. Причины конфликтов между родителями и детьми и их профилактика. Рациональные условия отношений родителей и детей: разумная организация семьи, педагогический такт, общие увлечения.

9. Подпись преподавателя: М.Э. Гузич