Методические материалы по курсу

«Методология и методы исследований в социальной работе»

для студентов 3 курса

факультета педагогики и психологии детства,

получающих специальность

«Социальная работа

Занятие 1 (практическое).

Методологические проблемы научного познания в области социальной работы

Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика научного познания.
  2. Сущность понятий «метод», «методика», «методология», «процедура».
  3. Уровни исследований в социальной сфере.
  4. Классификация видов исследования в зависимости от цели и поставленных задач.

Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Дать характеристику фундаментальных, прикладных исследований и научных разработок.
  2. Сделать сравнительный анализ повторных исследований.
  3. Ознакомиться с методикой проведения пилотажного исследования.

Литература: 2, 3, 4(основная), 1, 2, 6 (дополнительная).

Занятие 2 (практическое).

Основные методы исследований в социальной работе

Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика исследований в социальной сфере.
  2. Категориальный аппарат исследования.
  3. Теоретические методы исследований в социальной работе.
  4. Эмпирические методы исследований в социальной работе.

Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Разработать этический кодекс педагога-исследователя.
  2. Показать на примере взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней познания.

Литература: 2, 5, 10 (основная), 2, 3, 5 (дополнительная).

Занятие 3(практическое).

Подготовка исследований в социальной работе

Вопросы для обсуждения:

  1. Программа исследования, ее функции.
  2. Проблемная ситуация социологического исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования. Необходимые характеристики при описании объекта.
  4. Классификация гипотез. Общепризнанные требования к гипотезе.
  5. Выбор методов исследования.

Задания для самостоятельной работы студентов:

12 стр., 5827 слов

Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими ...

... др. Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие студенты первых курсов Университета Дружбы народов города Москвы, в количестве 428 человек. Структура работы. Работа состоит из ... эксперимент, наблюдение, синтез, обобщение, абстрагирование, статистические методы. Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей как, Гласс Дж., Стенли Дж., Митина О.В., ...

  1. Определить предмет и объект исследования по теме курсовой работы.
  2. Раскрыть актуальность исследуемой проблемы.
  3. Поставить цель научно-исследовательской работы и конкретизировать ее в задачах.
  4. Построение рабочей гипотезы исследования по выбранной теме.
  5. Разработать программу проведения исследования по теме курсовой работы.

Литература: 3, 4, 6 (основная), 4, 7, 8 (дополнительная).

Занятие 4(лабораторное).

Методы опроса и наблюдение

Задание 1. Представить аннотацию на литературный источник.

Задание 2. Составить список литературы (10 источников), включающий книги, статьи, материалы конференций по теме исследования, оформленный по требованиям, предъявляемым к нему.

Задание 3. Разработать программу наблюдения и способ фиксирования результатов.

Задание 4. Разработать вопросы для интервью, и вариант последующего оформления полученных материалов.

Задание 5. Разработать анкету и инструкцию к ее проведению.

Задание 6. Проведение социометрического эксперимента в студенческой группе.

Литература: 1, 8, 10, 11 (основная), 9, 10, 11, 12 (дополнительная).

Занятие 5(лабораторное).

Экспериментальные методы в социальной работе.

Задание 1. Перечислить требования репрезентативности выборки при проведении эксперимента.

Задание 2. Подготовить конспект статьи из периодической печати, описывающей конкретное экспериментальное исследование.

Задание 3. Произвести расчет и оценку среднестатистического значения измеряемой величины.

Задание 4. Произвести оценку стандартного отклонения.

Задание 5. Выявить и оценить степень статистических взаимосвязей между переменными.

Литература: 2, 4, 8, 10 (основная), 8, 10, 12 (дополнительная).

Примерная тематика рефератов

  1. Социологические исследования как инструмент познания проблем социальной работы.
  2. Специфика организации социологического исследования в области социальной защиты населения.
  3. Количественные и качественные методы исследования в социальной работе.
  4. Использование результатов социологического исследования при решении проблем социальной защиты населения.
  5. Сущность и место опроса при исследовании проблем социальной работы.
  6. Специфика проведения интервью (беседы) с различными группами населения — объектами социальной работы.
  7. Традиционный и контентный анализ регулятивно-правовых и других документов в социальной работе.
  8. Использование экспериментального метода в практике социальной работы.
  9. Использование метода экспертных оценок в решении проблем социальной защиты населения.
  10. Особенности использования метода наблюдения в социальной работы.
  11. Использование биографического метода в социальной работе.
  12. Разработка программы социологического исследования проблем социальной защиты населения.

Вопросы к экзамену по курсу «Методология и методы исследований в социальной работе»

  1. Наука как область человеческой деятельности.
  2. Понятие «методология науки».
  3. Методологические принципы научного исследования.
  4. Структура научного метода.
  5. Проблема объекта научной дисциплины «Социальная работа».
  6. Классификация методов социальной работы как научной дисциплины.
  7. Классификация методов социальной работы как практической деятельности (отечественные классификации).
  8. Классификация методов социальной работы как практической деятельности (зарубежные классификации).
  9. Теория и ее структура
  10. Виды исследований в социальной работе.
  11. Виды повторных исследований.
  12. Сущность пилотажного исследования.
  13. Общая характеристика эмпирических методов исследования.
  14. Общая характеристика теоретических методов исследования.
  15. Логика конструирования научного исследования.
  16. Программа научного исследования.
  17. Проблема научного исследования, его актуальность, научная новизна и практическая значимость.
  18. Объект и предмет научного исследования.
  19. Цель и задачи научного исследования.
  20. Гипотеза научного исследования. Классификация гипотез.
  21. Виды документов, используемых исследователем.
  22. Формы работы с текстом.
  23. Правила цитирования и оформления ссылок.
  24. Качественный и количественный анализ документов.
  25. Общая характеристика методов опроса.
  26. Биографический метод .
  27. Экспертный опрос.
  28. Анкетирование как метод исследования.
  29. Требования, предъявляемые к анкете.
  30. Интервьюирование как метод исследования.
  31. Требования, предъявляемые к интервьюеру.
  32. Сравнительный анализ методов анкетирование и интервьюирование.
  33. Наблюдение как метод исследования.
  34. Требования, предъявляемые к наблюдателю.
  35. Тестирование как метод исследования.
  36. Социометрия как метод исследования.
  37. Эксперимент как метод исследования.
  38. Виды экспериментов.
  39. Виды экспериментальных планов.
  40. Требования к качеству исследования (надежность, внутренняя и внешняя валидность).
  41. Правила построения выборки в исследовании.
  42. Роль методов математической статистики в научном исследовании. Меры центральной тенденции.
  43. Процедура проверки статистических гипотез.
  44. Шкалы, применяемые в научных исследованиях.
  45. Способы графического представления данных, полученных в исследовании.
  46. Требования, предъявляемые к оформлению результатов научного исследования.
  47. Интерпретация, апробация и внедрение результатов научного исследования.
  48. Личностные качества исследователя.

Практические задания

1. Оформить в соответствии с требованиями список литературных источников.

  1. Саулич Л.И. Интеллектуальная игра «По страницам Всеобщей декларации прав человека» Социально-педагогическая работа. 2002. № 2. С. 70-74.
  2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2002. 234 с.
  3. Гройсман А.Л., Мильман В.Э., Агарков С.Т. Методы психогигиенических воздействий при психической дезадаптации у студентов высших учебных заведений. // Современные формы и методы организации психо-гигиенической и психопрофилактической работы. Л. 1985. С. 137-144.

2. Определить исходя из темы «Социальньно-педагогическая деятельность по профилактике алкоголизма среди подростков»:

  1. объект,
  2. предмет,
  3. цель

задачи исследования.

3. Оформить цитаты в соответствии с требованиями.

  1. Как отмечает П.Ф. Каптерев, дидактике Коменского свойственны весьма существенные недочеты: это дидактика метода, представленного в виде какого-то внешнего механического орудия; в этой дидактике еще нет речи о развитии обучением способностей учащихся;() дидактике Коменского недостает психологии.
  2. Анализируя роль И. Песталоцци, П.Ф. Каптерев утверждает, что Песталоцци понимал все обучение, как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития. Однако в то же время, согласно П.Ф. Каптереву,… преувеличение им влияния метода в обучении и некоторая наклонность к механизации школьных приемов и способов преподавания очевидны. Живая личность учителя как видный фактор школы еще не понята. Вообще психологическая сторона образовательного процесса, его основ, частных путей и форм разработана Песталоцци весьма недостаточно.

4. Составить вопросы для анкеты, изучающей отношение респондента к организации своего свободного времени:

  1. Открытый вопрос
  2. Закрытый вопрос
  3. Вопрос на ранжирование

5. Рассчитать меры центральной тенденции для следующего ряда данных:

6, 8, 5, 6, 3, 2, 2, 8, 7, 4, 4, 5, 6

6. Преобразовать в шкалу наименований следующий ряд данных:

ФИО

Образование

Значение по шкале

Иванов

высшее

Петров

среднее

Сидоров

неполное среднее

Федоров

начальное

Кузнецов

без образования

Кравцов

высшее

Павлов

среднее

Савченко

неполное высшее

Климов

высшее

7. Преобразовать в ранговую шкалу следующий ряд данных:

ФИО

Баллы по тесту

Значение по шкале

Иванов

9

Петров

4

Сидоров

5

Федоров

6

Кузнецов

4

Кравцов

8

Павлов

7

Савченко

3

Климов

7

8. Оформить цитаты в соответствии с требованиями.

  1. Интерпретация представленного Б.М. Кедровым треугольника научного знания (вершина его — естественные науки, углы основания — философия и общественные науки, а в центре соединенная с этими науками психология) соотносится с утверждением Ж. Пиаже, что психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
  2. Еще в конце XIX в. П. Ф. Каптерев отметил, что образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно [83, с. 351]. …Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его [83, с. 368].

9. Обоснуйте актуальность, научную новизну, практическую значимость вашего курсового исследования.

10. Заполнить последние строки в социометрической матрице

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Иванов

000000

1

2

3

2.Петрова

2

000000

2

3

3.Сидорова

2

000000

1

3

4.Федоров

3

2

000000

1

5.Кузнецова

1

000000

2

3

6.Кравцов

1

2

000000

3

7.Павлова

3

2

1

000000

8.Климов

1

3

2

000000

Количество выборов

Количество взаимных выборов

11. Построить социограмму по следующей матрице

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Иванов

000000

1

2

3

2.Петрова

2

000000

2

3

3.Сидорова

2

000000

1

3

4.Федоров

3

2

000000

1

5.Кузнецова

1

000000

2

3

6.Кравцов

1

2

000000

3

7.Павлова

3

2

1

000000

8.Климов

1

3

2

000000

Количество выборов

4

4

3

3

3

2

3

1

Количество взаимных выборов

2

1

2

1

2

2

1

1

12. Сформулируйте объект, предмет, цель и задачи вашего курсового исследования.

13. Определите единицы наблюдения, проводимого с целью изучения культуры взаимоотношений в группе подростков.

14. Составьте вопросы-фильтры и вопросы для шкалы лжи (по три вопроса) в анкете, изучающей отношение подростков к курению.

14. Разработайте вводную часть анкеты для родителей, изучающей уровень удовлетворенности организации воспитательной работы в школе.

16. Представьте методическую часть программы вашего курсового исследования.

17. Преобразовать в ранговую шкалу следующий ряд данных:

ФИО

Баллы по тесту

Значение по шкале

Иванов

3

Петров

5

Сидоров

6

Федоров

5

Кузнецов

5

Кравцов

3

Павлов

8

Савченко

8

Климов

7

18. Рассчитать меры центральной тенденции для следующего ряда данных:

4,8,6,4,8,2,7,7,5,3,2

19. Представить в виде диаграмм (столбиковой, круговой, ленточной) следующие данные. Оформить так как они должны быть представлены в тексте курсовой работы:

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Констатирующий этап эксперимента

Высокий уровень – 23%

Средний уровень – 35%

Низкий уровень – 62%

Высокий уровень – 22%

Средний уровень – 39%

Низкий уровень – 39%

Контрольный этап эксперимента

Высокий уровень – 32%

Средний уровень – 42%

Низкий уровень – 26%

Высокий уровень – 35%

Средний уровень – 35%

Низкий уровень – 30%

20. Представить в виде таблицы в текст курсовой следующие данные:

На констатирующем этапе эксперимента были получены следующие результаты: в контрольной группе 23% испытуемых относились к курению отрицательно, в экспериментальной группе такого мнения придерживались 22%; 35% в контрольной группе считают курению нормой, в экспериментальной группе – 39%; положительно к курению относятся 62% контрольной выборки и 39% экспериментальной выборки.

На контрольном этапе эксперимента в контрольной выборке отрицательно к курению относились 32%, считали курение нормой – 42%, положительно относились к курению 26%; в экспериментальной выборке данные распределились соответственно – 35%, 35%, 30%.

Задания для тестового контроля

  1. Составление наиболее общего и наикратчайшего изложения основного смысла работы, дающее лишь общее представление о теме:

а) конспект;

б) реферат;

в) автореферат;

г) аннотация.

  1. Отзыв на научную работу или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой:

а) препринт;

б) автореферат;

в) рецензия;

г) монография.

  1. Процесс мысленного отвлечения от ряда свойств предметов или признаков предмета от самого предмета, от других его свойств.

а) абстрагирование;

б) идеализация;

в) анализ;

г) конкретизация

  1. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям, отдельные факты как бы наводят исследователя на общее положение.

а) индукция;

б) конкретизация;

в) идеализация;

г) абстрагирование.

  1. Мысленное воссоединение, объединение в единое целое частей, свойств, отношений, расчленённых посредством анализа:

а) конкретизация;

б) анализ;

в) идеализация;

г) синтез.

  1. Изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) моделирование;

г) идеализация.

  1. Предельно кратко и четко сформулированные мысли, передающие суть содержания какого-либо источника:

а) тезисы;

б) цитаты;

в) реферат;

г) компеляция.

  1. Краткое письменное изложение или запись содержания чего-либо (лекции, речи, работы и т.п.):

а) конспект;

б) компиляция;

в) тезис;

г) аннотация.

  1. Мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности:

а) абстрагирование;

б) конкретизация

в) идеализация;

г) дедукция.

  1. Доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок).

а) анализ;

б) дедукция.

в) идеализация;

г) индукция.

  1. Распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного рода и отличающими их от предметов других родов:

а) классификация;

б) дедукция.

в) идеализация;

г) индукция.

12) Какое из приведенных определений понятия «методология» является более широким?

а) Методология – это совокупность мировоззренческих принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач

б) Методология – это учение о методах научного исследования

в) Методология – это концептуальное изложение цели, содержания, методов, исследования, которые обеспечивают получение объективной, систематизированной информации об изучаемых процессах и явлениях

г) Методология – описание исследования

13) Какие из перечисленных методологических принципов применяются в социально-педагогическом исследовании?

а) принцип единства теории и практики

б) принцип объективности

в) принцип всесторонности изучения процессов и явлений

г) все перечисленное

14) По своему характеру и содержанию исследования разделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования характеризуются следующими признаками:

а) приближенность их к актуальным запросам практики

б) концептуальность, теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, принципов или фактов, имеющих принципиальное значение

в) оперативность в проведении и внедрении результатов

г) целевая направленность, конкретность, сравнительно небольшой объем

15) Один из компонентов категориального аппарата научного исследования, в котором фиксируется процесс или явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя:

а) предмет

б) объект

в) гипотеза

г) актуальность

16) Обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска:

а) задача

б) цель

в) актуальность

г) практическая значимость

17) Какие группы методов выделяет В.И. Загвязинский по уровням проникновения в сущность изучаемых психолого-педагогических явлений?

а) методы диагностики, прогнозирования, коррекции

б) методы эмпирического и теоретического исследования

в) методы диагностики, статистики, коррекции

г) все перечисленное

18) Зависимость между двумя переменными в математической статистике называют:

а) медиана

б) t- критерий

в) дисперсия

г) корреляция

  1. В математической статистике применяются следующие виды средних величин:

а) дисперсия, стандартное отклонение

б) медиана, мода, средняя арифметическая

в) коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена

г) t- критерий

  1. Научный метод, представляющий собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально создано для их изучения:

а) анализ

б) аналогия

в) моделирование

г) абстрагирование

  1. Методы опроса в социально-педагогических исследованиях применяются в следующих формах:

а) анкетирование

б) социометрия

в) интервью

г) все перечисленное

  1. Выберите правильный вариант оформления исходных данных статьи, опубликованной в журнале:

а) Пидиповский, В.Я. Требования к личности учителя в высокотехнологического обществах / В.Я. Пидиповский // Педагогика. – 1997. – № 5. – С. 97 – 103.

б) Требования к личности учителя в высокотехнологического обществах. Пидиповский В.Я. // Педагогика. – 1997. — № 5. – С. 97 – 103.

в) Пидиповский, В.Я. Требования к личности учителя в высокотехнологического обществах // Педагогика. – № 5. –1997, — С. 97 – 103.

г) Пидиповский, В.Я. Требования к личности учителя в высокотехнологического обществах // Педагогика. – № 5. –1997, — 6 с.

23) Группа тестов, направленных на определение степени овладения учебным материалом, сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков:

а) тесты личности

б) тесты способностей

в) тесты достижений

г) проективные тесты

24) Метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, интервью и т.д.):

а) метод анализа продуктов деятельности

б) метод изучения и обобщения передового педагогического опыта

в) метод контент-анализа

г) метод изучения литературы и архивных материалов

  1. Разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с ответами на них:

а) тест

б) социометрическая матрица

в) анкета

г) социограмма

Темы рефератов

  1. Конструирование исследовательских методик.
  2. Метод эксперимента в социальном исследовании.
  3. Сущность и специфика теоретического познания.
  4. Понятие теории в науке. Функции теории.
  5. Критерии оценки результатов научного исследования.
  6. Метод тестирования в социальных исследованиях.
  7. Использование общенаучных методов в качестве основы теоретического социального исследования
  8. Педагогическое мастерство исследователя.

Основная и дополнительная литература, научная литература, перечень компьютерных программ

Основная

  1. Аверьянов, Л.Я. Социология: Искусство задавать вопросы / Л.Я. Аверьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998. – 238 с.
  2. Андреева,  Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 375 с.
  3. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований / Г.С. Батыгин. –– М.: Аспект Пресс, 1995. – 285 с.
  4. Загвязинский, В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В.И Загвязинский. – М., 1995.
  5. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогических исследовании / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2005.
  6. Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. – Мн.: Ред. Журн. «Адукацыя I Выхаванне», 1996.
  7. Курсовые и дипломные работы: От выбора темы до защиты: справочное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: «Мисанта», 2003.
  8. Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2 т. / Отв. ред.: В.Г. Андреенков, О.М.Маслова; АН СССР. Ин-т социологии М.: Наука, 1990. – Т. 1-2.
  9. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Кузнецов – Мн.: Амалфея, 1998.
  10. Новикова, С.С, Соловьев, А.В. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.: Изд-во МГСУ, 1998. – 396 с.
  11. Новикова, С.С. Введение в прикладную социологию: Анкетирование / С.С. Новикова. – М.: СпортАкадемПресс, 2000. – 101 с.
  12. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – Спб.: Питер, 2004.

Дополнительная:

  1. Аллахвердян, А.Г., Мошкова, Г.Ю., Юревич, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология науки / А.Г. Аллахвердян и др. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998.
  2. Барсков, А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии / А.Г. Барсков. – М., 1994.
  3. Баскаков,  А.Я., Туленков, Н.В. Методология научного исследования / А.Я. Баскаков, Н.В. Туленков. – К., 2002.
  4. Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. Как провести социологическое исследование / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Политиздат, 1990.
  5. Зеленогорский, Ф.А. О методах исследования и доказательства / Ф.А. Зеленогорский. – М., 1998.
  6. Кохановский, В.П. Философия и методология науки / В.П. Кохановский. – М., 1999.
  7. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л.В. Куликов. – Спб.: Речь, 2001.
  8. Макаревич, Р.А. Экспериментальная психология: теоретические основы, лабораторный практикум / Р.А. Макаревич. – Мн.: Университетское, 2000.
  9. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2002.
  10. Словарь социального педагога и социального работника // Под ред И.А. Калачевой, Я.Л. Коломинского и др. – Мн.: 2001.
  11. Татарова, А.Н. Методология анализа данных в социологии / А.Н. Татарова. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
  12. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание. Объяснение понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2001.