Тема 5. Психодинамический подход к социальной работе

37

  1. Общий теоретический контекст

  • Основные фундаментальные идеи
  • Теория развития
  • Влияние теорий на социальную работу
  1. Ранние психодинамические концепции социальной работы
  2. Теория привязанностей
  • Основное содержание
  • Типы привязанностей
  • Практическое значение теории
  • Психология личности
  • Функции Эго
  • Объективные отношения и развитие «Я»
  • Концепция Эриксона
  • Виды терапевтической среды
  1. Критика психодинамической работы

Литература:

Пэйн М. Социальная работа: современная теория: учебное пособие / Малькольм Пэйн; под ред. Дж. Камплинга; пер. с англ. – М., 2007

1. Общий теоретический контекст

Психодинамические подходы считаются индивидуалистическими, социальные изменения они почти не затрагивают.

Данный подход основан на учении Фрейда и его последователей. Само название «психодинамический подход» связано с тем, что выстраивается зависимость поведения от изменений в психике.

Психодинамическая теория объясняет, каким образом психика побуждает действия, психика и поведение влияют на социальное окружение и сами подвергаются влиянию с его стороны.

Данные теории были ощутимы и оказывали влияние на теорию социальной работы в 30-50 –е гг. 20 века. Психодинамический подход представляет собой основную традиционную социальную работу, с которой соотносятся многие другие теории и отдельные элементы которой продолжают использовать в практике.

Зарубежные авторы особо выделяют ряд практических вопросов и понятий.

  • Тревога и неопределенность, источником которых является неадекватное разрешение проблем раннего детства, приводят к возникновению сильных эмоций, агрессии, гнева и любви.
  • Совладание – способность справиться с текущими проблемами без тревожных переживаний.
  • Защита и сопротивление – психологические барьеры в преодолении жизненных сложностей, связанные с неадекватным разрешением проблем в прошлом.
  • Перенос и контрперенос в социальной работе означают влияние прошлого опыта на поведенческие модели настоящего и проявляются в поведении клиента по отношению к специалисту. Специалист помогает людям увидеть взаимосвязь проблем прошлого и настоящего, а также найти реальные способы преодоления психических и практических барьеров на пути к эффективным действиям.
  • В отношениях с людьми моделируются эффективное мышление и самоконтроль, а также приобретаются знания и уверенность в понимании психологических проблем. Современные авторы часто описывают психодинамическую работу как «отношенческую», по аналогии с концептом»объективных отношений» в психодинамической теории.

Психоаналитическая теория состоит из трех частей: теории человеческого развития, психологии личности и аномального поведения, а также теории лечения. В основе общей теории лежат две фундаментальные идеи:

4 стр., 1871 слов

Специфика работы социального педагога в детском доме

... по проблемам работы социального педагога в детском доме. Теоретическая значимость заключается в том, что в курсовой работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по вопросам специфики работы социального педагога в детском доме, видам деятельности социального педагога в детском доме, рассмотрены программы коррекционно-развивающей работы социального педагога в условиях детского дома. ...

  • психический детерминизм – принцип, согласно которому действия или поведение не просто случаются, а возникают как следствие процесса человеческого мышления;
  • представление о бессознательном – представление о том, что некоторые формы мышления и психической активности скрыты от нашего сознания.

Все эти идеи широко известны сегодня. Так, оба принципа допускают, что оговорки шутки отражают скрытую, или неосознанную путаницу в человеческом мышлении. Однако, общепризнанные значения не всегда раскрывают сложность психодинамических идей. Так, в литературе приводится пример термина «бессознательное» для демонстрации сложности психодинамических идей. Сопротивление возникает в тот момент, когда появляются мысли и чувства, не совместимые с другими представлениями, значимыми для нас. В этом случае разум не пускает в сознание отвергнутые мысли. Это осуществляется с помощью процесса, который называется репрессией. Многие подавленные мысли динамичны, они побуждают нас к действию, даже если мы не осознаем их. Психодинамическое бессознательное состоит из этих насильственно подавляемых мыслей, которые существуют независимо от того, осознаем мы их или нет, и которые зачастую глубоко спрятаны. Важным также является понятие агрессия, обозначающая процесс, когда люди направляют свои деструктивные импульсы против других людей.

В психоаналитической теории развития предполагается, что дети проходят серию стадий развития. Эти стадии включают в себя различные влечения (инстинкты), которые подразумевают психическое давление, направленное к удовлетворению физиологических потребностей, таких как голод или жажда. Наличие таких потребностей создает напряжение, или либидо, которое дает энергию для действия, реализации потребностей. В создании влечений очень важную роль играет сексуальное напряжение – физиологическое проявление, характерное даже для маленьких детей.

На каждой стадии формируется определенный тип поведения, но в процессе перехода на новую ступень используется поведение, связанное с предыдущими стадиями. Так, на ранней стадии младенцы получают удовлетворение с помощью процесса сосания (например, материнской груди, чтобы удовлетворить потребность в пище).

На более поздней стадии сосание также может приносить удовлетворение (например, курение сигарет, сосание конфет и т.д.).

Вместе с тем взрослые обладают более широким спектром поведенческих проявлений, что дает им свободу выбора. Некоторые люди бессознательно выбирают тип поведения, связанный с определенными стадиями. Они ведомы стремлением к удовлетворению какой-либо потребности и, следовательно, не могут пользоваться всем репертуаром поведения. Этот процесс называется фиксацией.

2 стр., 976 слов

Этика психологической работы педагога психолога.

... их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним; конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию ... администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей; ...

На стадии первичного нарциссизма дети стремятся лишь удовлетворить собственные потребности. Благодаря социальному взаимодействию, прежде всего общению с родителями, они учатся приходить к компромиссу. На каждой стадии внимание концентрируется на отдельной потребности: оральной (голод), анальной (выделение), фаллической (идентификация с родителями того же пола), Эдиповой (влечение к родителю противоположного пола), латентной (контролируемые влечения через разрешение Эдипового комплекса) и пубертатной (социальное научение).

Автором концепции о стадиях развития является Эриксон. Он предложил, что на каждой стадии рациональное сознание преодолевает кризис взросления, связанный обстоятельствами нашей жизни. Эта концепция, имеющая большое значение в социальной работе, особенно в кризисной интервенции, обращает внимание на воздействие культурных и социальных факторов, а не на внутренние влечения.

Со стадиями развития связано понятие регрессия. Регрессия происходит в том случае, если люди, достигшие поздних стадий, под воздействием стресса возвращаются к поведению, характерному для более ранних стадий. Регрессия отличается от фиксации. В последнем случае индивиды не в состоянии выйти из поведения, свойственного ранней стадии.

В психоаналитической теории личности считается, что люди представляют собой комплекс влечений, создающий Ид (Оно), неопределенное давление, исходящее из неизвестного источника. Оно заставляет нас действовать, чтобы удовлетворить наши потребности, но наши действия не всегда приводят к ожидаемым результатам. Здесь возникает Эго, которое формирует наше восприятие и действия по отношению к окружающему миру. Эго контролирует Оно. Например, дети контролируют выделение фекалий, так как Эго учит, что несоответствующие действия влекут за собой неудобство. Эго контролирует взаимоотношения с людьми и предметами окружающего нас мира, т.е. объектные отношения. Супер Эго развивает общие моральные принципы, которые направляют деятельность Эго.

Важным свойством личности является способность Эго к управлению конфликтом. Стремление Эго и Супер Эго контролировать Оно, возникающее под влиянием социальной ответственности, провоцирует дальнейшие конфликты. Результатом таких конфликтов является тревога. Эго справляется с тревогой, активизируя различные защитные механизмы. Упоминавшаяся выше репрессия является одним из них. Другими важными защитными механизмами являются:

  • проекция – неосознаваемые мысли, которые Эго стремится защитить. Он и проецируются нашим сознанием на другого человека или объект;
  • расщепление – наличие в различных слоях психики противоречивых мыслей и чувств, воздействие которых приводит к непредсказуемым последствиям;
  • сублимация – перенаправление энергии (исходящей из Оно), первоначально направленной на нежелательное поведение (часто сексуальное), на более социально приемлемые действия:
  • рационализация – убеждение в обоснованности причин, вызывающих определенные действия, и эмоциональное подавление необоснованных причин поведения.

Последний труд Фрейда был посвящен взаимоотношениям Эго с объектами. Эта тема разрабатывалась и после его смерти (в работе Анны Фрейд и Хартман).

3 стр., 1493 слов

Технология работы социального педагога по преодолению агрессивности ...

... между тем, социальная ситуация изменилась в корне. Степень научной разработанности проблемы. При подготовке работы анализировалась литература ... Л., 1962; Эйдемиллер Э.Г., 1997) понимают разнообразные действия, выражающие мысли и эмоции, которые нарушают ... агрессивности у старшеклассников связана с возрастными особенностями личности (ранний юношеский возраст). Методы исследования: анализ проблемы ...

В психологии личности и теории объектных отношений показано, что дети с раннего возраста обладают способностью к взаимодействию с внешним миром (объектным отношениям).

Развитие Эго обозначает рост нашей способности учиться на опыте, опираясь на рациональные возможности нашего сознания, такие, как мышление (познание), восприятие, память.

Некоторые теоретики и практики психодинамического подхода оказали значительное влияние на социальную работу. Особенно интересны работы М. Кляйн, Зальцбергер-Виттенберга, Винникота и Боулби. Эти авторы обратили особое внимание к работе с детьми. Кляйн обсуждает две эмоциональные жизненные «позиции», которые появляются в раннем детстве: позицию преследования, возникающую из страха одиночества и неспособности к выживанию, и депрессивную позицию, связанную с опасением нанести вред матери (появляется позже).

Переживание этих двух позиций помогает людям научиться принимать в себе двойственность и избегать разрушительности. В работе Винникота анализируются объектные отношения – то, как дети учатся адаптироваться, меньше концентрируясь на внутреннем мире и развивая способность взаимодействия с окружающим миром. Боулби перевел психоаналитическую проблему отношений «мать-ребенок» на ранней стадии в область исследований и теоретического осмысления материнской депривации. Материнская депривация, т.е. ограничение контакта ребенка с матерью, приводит к задержке развития личности малыша. В последствии в области исследований сформировалась теория о значении привязанностей. Привязанность рассматривается, прежде всего, как близкие отношения с матерью, но не только. Опыт привязанности оказывает влияние на развитие последующих отношений с другими людьми. Следствия потери привязанности крайне серьезны, будь то смерть или расставание с кем-то из родителей в результате развода. Доказано, что депривация и трудности раннего периода являются наиболее разрушительными для ребенка и негативно сказываются на дальнейшей жизни человека. Здесь, однако, играет роль не только материнская депривация, но и характер отношений между детьми и родителями, а также другие факторы, включая социальное окружение. Существует множество социальных и психологических факторов, защищающих от разрушительного влияния депривации.

В психоанализе тема утраты считается очень значимой. Разработаны несколько концепций переживаний утраты и горя. Траур рассматривается как ответ на любой вид утраты, а не только на смерть близкого человека. Паркс рассматривает переживание утраты во многих ситуациях как регрессию на детские переживания стресса по поводу утраты. Пинкус доказывает, что в типичных реакциях семьи на смерть могут проявляться скрытые чувства, связанные с прошлыми отношениями. Интенсивность эмоций горя являются особой темой в психоанализе. Однако Смит полагает, что многие действия в ситуациях потери и утраты объясняются социальными ожиданиями должного поведения в подобных случаях. Она утверждает, что феноменологическая или экзистенциальная интерпретация больше подходит для объяснения ситуации утраты.

19 стр., 9293 слов

Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...

... ограничение ее, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием». Согласно социальному толкованию Фирсов М.В. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. ... и долговременные, вызывающие сильные стрессы. Порой в таких семьях в отношении к ребенку проявляется жесткость, озлобленность. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать ...

Современные психоаналитические работы пересекаются с социологическими концепциями, особенно с представлением о том, что люди являются частью социальных систем и играют социальные роли. Недавние исследования, написанные в традиции объектных отношений, в частности работы Когут, показывают, что дети формируют восприятие своего «Я» и своего отличия от окружающего мира в очень раннем возрасте. Психология «Я» популярна в литературе начиная с 80-х гг. ХХ в.

Теория лечения в классическом психоанализе построена на том, что терапевты должны быть «пустым экранами» и стремиться к наибольшей анонимности для того, чтобы пациенты проецировали на них свои фантазии. Перенос происходит в том случае, если пациент переносит неосознанные чувства к своим родителям на терапевта и воспринимает его в качестве одного из них. Перенос является способом высвобождения бессознательных идей. С помощью стимуляции переноса раскрываются конфликты, которые проистекают из трудностей раннего во взаимоотношениях с родителями и вызывают сложности поведения в настоящем. В социальной работе эти идеи используются в том смысле, что эмоциональные воспоминания об отношениях в прошлом оказывают действие на наше поведение в настоящем, особенно на отношения с людьми. Контрперенос возникает, когда психоаналитик иррационально реагирует на пациентов, привнося в отношения прошлый опыт.

Некоторые психоаналитические техники направлены на высвобождение скрытых мыслей и чувств. Считается, что неприемлемое поведение может вызываться подавленными конфликтами, выходящими на поверхность самыми различными путями. Вскрытие причин требует неординарных усилий. Будучи хотя бы раз выявленными и правильно понятыми, конфликты больше не вызывают поведенческих трудностей. Таким образом, традиционная психоаналитическая традиция связана с побуждением у людей инсайтов относительно их подавленных чувств. Особое внимание уделяется тому, как люди строят отношения с внешним миром, развивая навыки рационального контроля над своей жизнью.

Влияние психодинамических теорий на социальную работу явно существует. Понимание психодинамической теории является предпосылкой к анализу других теорий социальной работы, поскольку ее влияние распространяется очень широко. Были созданы разнообразные научные школы и практические технологии. Кроме того, существует интерес к теоретикам, которые далеко отошли от Фрейда и основных направлений психоанализа. Современная психоаналитическая теория уже не признает влечения в качестве основного мотива поведения (Лоунштайн, 1985) и ориентируется на то, как индивид взаимодействует с социальным миром; эта теория стала скорее социальной, чем биологической. Брили анализирует главные темы психоанализа с помощью трех ключевых связей: между личностью и значимыми другими, между прошлыми и настоящими переживаниями, между внутренней и внешней реальностью. Расмусен и Мишна (2003) утверждают, что в психодинамической социальной работе особое внимание уделяется социальному контексту межличностных отношений, благодаря чему умножаются подходы к восприятию реальности, а также к их различиям. На этом фоне произошло развитие психологии личности (Гольдштейн), которая является основой отношенческой модели (Хоровиц, Мейер, Купер, Лессер), нацеленной на укрепление межличностных отношений. Акцент на взаимодействие личности с окружением означает внимание к интерсубъективности, т.е. межличностному восприятию и реагированию, а также к языковому выражению человеческих взаимоотношений. Психология личности является основой теории экосистем (Джемейн, Сипорин) и кризисной интервенции.

Оценка роли психоанализа в социальной работе свидетельствует о том, что психоанализ широко применяется в социальной работе, а в различных странах существуют различные теоретические школы. Психология личности, например, наиболее популярна в США, теория объектных отношений развивается в Великобритании и США.

Значение психодинамической теории.

Исследователи выделяют три периода влияния психоанализа на теорию социальной работы. До 1920-х гг. в США и до 1930-х гг. в Великобритании это воздействие было незначительным. Затем вплоть до 1960-х гг. психоанализ занимал доминирующее положение. В течении этого периода его влияние было настолько значительным, что сформированные с его помощью подходы применяются в социальной работе и по сей день. После 1960-х гг. психоанализ сосуществовал наряду с другими теориями, хотя им пользовались только отдельные специалисты. Некоторые авторы рассматривают влияние психоанализа как «наследие». Влияние психоанализа является, скорее, комплексным и косвенным и связано с ролью исследований Фрейда.

Психодинамическая терапия вызвала появление в социальной работе терпимого и открытого стиля отношений, в котором большое значение придается слушанию клиента и в целом – отношениям, в противоположность директивному, контролирующему стилю. Она также способствовала возникновению стремления понять личность, а не просто осуществлять какие-то действия. Благодаря психодинамической теории в социальной работе акцент с событий и мыслей сместился на чувства и формы бессознательного. Многие понятия, такие, как «бессознательное», «инсайт», «агрессия», «конфликт», «тревога», «отношения с матерью», «перенос», заимствованы из психоаналитической теории. Эти термины составляют общий языковой словарь, который понимается и в социальной работе, и в обыденной жизни. Значимость психодинамического подхода постоянно подтверждается практикой. Важный для социальной работы акцент на периоде детства, ранних взаимоотношениях с людьми и материнской депривации, заимствованных из психодинамических теорий, привел к росту популярности теории привязанностей. Внимание социальных работников к изучению психических и поведенческих нарушений объясняется тесной взаимосвязью социальной работы с психиатрией и психодинамической терапией 1920-1930-х гг. Повышенное внимание специалистов в области социальной работы к психологическим и эмоциональным фактора (по сравнению с социальными факторами) также объясняется влиянием психодинамической теории.

2. Ранние психодинамические концепции социальной работы

Диагностическая школа стала основой психосоциальной теории, главной представительницей которой является Холлис. Центральными понятиями здесь выступают личность в ситуации и классификация методов работы с индивидуальным случаем. Были разработаны детальные классификации методов непосредственной работы с клиентами и опосредованного взаимодействия с другими службами. Важной задачей стало снижение влияния стресса и давления среды на способности личности к благополучному существованию Эмпирической основой теории выступает накопленный практический опыт, а количественные методы исследования при индивидуальном подходе к проблемам человека считаются неадекватными. Кроме того, роль социальных работников становится решающей в тех случаях, когда затруднено измерение эффективности с помощью традиционных параметров.

В 30-е гг. 20 в. в США возникает функциональная школа, которая пользуется такой же известностью как диагностическая. Как практическая технология она не являлась самостоятельной даже в США. Термин «функциональный» в этом случае означает функцию социальных служб, каждая из которых обозначает форму и конкретное направление практики. В функциональной социальной работе утверждается, что социальная работа – это процесс взаимодействия клиентов и социальных работников, а не последовательность действий или процедур, которые предлагает психосоциальная теория.

К психодинамическим подходам относится проблемно-ориентированный метод (Перлман), так как на момент его создания социальная работа опиралась на психологический фундамент. В нем рассматриваются методы работы с текущими проблемами клиента и теми сложностями в окружении, которые существуют в данный период времени. Иррациональной и внутренней мотивации уделяется меньше времени. Предполагается, что способность клиентов решать проблемы нарушается и им необходима помощь в преодолении препятствий для совершенствования способностей к совладанию. Это сближает данный подход с психологией личности, где рассматриваются взаимоотношения «Я» с внешним миром.

3. Теория привязанностей

Теория привязанности — психологическая, эволюционная и этологическая теория, основанная на работах Джона Боулби. В рамках теории предпринимается попытка описать и объяснить межличностные человеческие отношения. Сторонники теории полагают, что важной потребностью младенца является установление уверенных отношений с заботящимися о нём взрослыми людьми, и без образования такой связи невозможно нормальное социальное и эмоциональное развитие.

Привязанность — это инстинктивное поведение ребенка, а также это любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с «объектом привязанности», которым обычно является человек, оказывающий помощь. Такое поведение становится хорошо видно, когда люди запуганы, устали или больны, и им становится легче, когда их успокаивают и проявляют о них заботу. Это можно проследить на протяжении всей жизни любого человека и особенно в случающиеся у него критические моменты. Таким образом, отношения можно назвать собственно привязанностью в том случае, если они обладают специфическими свойствами привязанности, к которым относится стремление к близости, возникающее при наличии угрозы и привязанность в данном случае используется как основа безопасности. С этой точки зрения биологическая функция привязанности состоит в защите развивающегося и уязвимого организма. Привязанность одного человека к другому означает, что он стремится установить контакт и близость с другим индивидом и осуществляет это при определенных обстоятельствах. В ранние периоды жизни ребенка происходит связывание детско — родительских отношений, которые формируются достаточно долго в результате взаимодействий ребенка и родителей. Привязанность возникает между младенцем и лицом, осуществляющим первичный уход. Это длительные отношения. Младенец имеет своего рода “антенну”, с помощью которой он отыскивает и настраивается на мать.

Эти отношения, если они основаны на защищающей (безопасной) привязанности позволяют развивающемуся организму конструировать, «внутренние модели» себя и других, которые формируются вокруг «внутренних моделей привязанности» и которые в свою очередь обеспечивают построение внутренних структур, основанных на взаимодействии между этой личностью и объектом привязанности. На основе этой внутренней модели привязанности развиваются системы доверия и когнитивные системы переработки восприятий, с помощью которых ребенок оформляет свой образ окружающего мира. Развитие привязанности происходит на основе реального опыта со значимыми, а не фантазийными фигурами. Хотя мы должны сказать, что у ребенка все же существуют представления об идеальном уходе.

В соответствии с теорией Дж.Боулби можно сделать вывод, что привязанность функционирует как разновидность гомеостатического механизма модулирования тревоги. Это предположение возникло из рассмотрения раннего взаимодействия матери и ребенка, когда мать покидает ребенка. На тот момент времени у ребенка еще не сформирован образ матери, и ребенок не может удержать объект ни физически, ни мысленно, вследствие этого у него возникает сигнальное чувство тревоги. Нарастание тревоги и возбуждения усиливает привязанность, поэтому целью привязанности можно считать оказание помощи индивиду в модулировании своей тревоги и возбуждения. Выбранный человеком объект привязанности как нельзя лучше подходит для этих целей, но при отсутствии такового подойдет любой. Даже самый холодный человек лучше, чем ничего. Любой объект привязанности может модулировать тревогу самыми различными способами и методами, например сдерживать эмоциональные реакции, обеспечивать информацией, действуя при этом последовательно и согласованно с нуждами тревожащегося. Это аффективное сдерживание можно рассматривать как описанную Бийоном функцию материнского контейнирования. Заботящаяся о ребенке персона помогает ребенку развивать способности мыслить и переносить тревогу за счет своих собственных интеллектуальных психических процессов. Заботящиийся человек также помогает ребенку сохранять собственный контроль и систематизировать внутренние проекции. Таким образом, у ребенка происходит процесс осознания происходящего и сдерживания аффективных реакций. Тревога и дистесс могут еще проявится в форме гнева, который наряду с тревогой является распространенным проявлением недостаточной или незащищающей привязанности. Гнев в этом случае, может бессознательно использоваться с целью удержать человека, оказывающего помощь, а также в качестве защиты отношений, которые значимы для разгневанного человека. Гнев, направленный на лица, оказывающие помощь человеку, говорит об ошибках, допущенных при этой оказании помощи.

В психоаналитических работах Боулби поиск привязанностей рассматривается в качестве основного влечения. Когда дети переживают стресс, они ищут объект привязанности. Ими движут три и потребности:

  • стремление к близости, когда ребенок хочет быть рядом с родителем и ли другим человеком, который способен его защитить;
  • безопасность как фундамент, когда присутствие взрослого, способного его защитить, подвигает ребенка на исследование нового;
  • протест против разделения, когда ребенок протестует против возможной потери и разлуки со значимыми людьми.

В работах Боулби показывается, что дети, разлученные со своей матерью на ранних стадиях развития (материнская депривация), часто испытывают тревогу, переживания потери, что в конечном счете приводит к поведенческим нарушениям. Вначале ребенок протестует, затем уходит от контактов и в конце концов от любых взаимоотношений. Опыт потере в раннем детстве, а также холодность в отношениях вызывают последующие реакции на потерю привязанностей. Для детей характерна сильная предрасположенность к формированию привязанностей. Родители, особенно матери, также склонны привязываться к своим детям. Как правило, возникает взаимная привязанность. Качество этих взаимоотношений, теплота, отзывчивость и стабильность способствуют гармоничному развитию. Общение и совместный социальный опыт являются фундаментом для развития у ребенка социальной компетентности в дальнейшем.

Однако не все зависит от родителей: дети имеют разные характеры, которые влияют на развитие отношений с окружающими:

  • трудный характер может проявляться в уходе в себя, интенсивном выражении эмоций, как правило, имеющих негативный оттенок, и низкой адаптации к изменениям;
  • легкий характер проявляется в способности легко справиться с новыми ситуациями, высокой адаптивности и выражении положительных эмоций;
  • сдержанный характер проявляется в уходе от незнакомых ситуаций, низкой адаптивности и спокойном эмоциональном состоянии.

Эти типы характера и соответствующие отношения могут меняться под воздействием окружения, хотя известно, что характер имеет наследственную природу.

В общении и социальных взаимодействиях, которые возникают благодаря привязанностям, дети научаются уверенно вести себя в различных ситуациях и через реакции окружающих овладевают чувством самоценности и самоуважения. В результате у детей формируется представление о том, как функционирует окружающий мир. Они интернализируют (усваивают) модели иобразы:

  • самих себя;
  • других людей;
  • отношений между ними.

Если значимые отношения привязанности гармоничны и последовательны, дети начинают воспринимать других и себя сильными, т.е. ощущают способность влиять на ситуации, в которых оказываются. Кроме того, ребенок испытывает трудности в развитии устойчивой модели окружающего мира, когда отношения и привязанности нестабильны. Кроме того, если общение затруднено, то дети боятся выражать свои эмоции, которые могут вызвать проблематичные ситуации. В этом случае они склонны уходить в себя, что сопровождается переживаниями потери и разлуки.

Классификация типов привязанностей создана Эйнсвортом, которая построена на основе наблюдений за маленькими детьми и их отношениями со значимыми взрослыми в условиях защищенности, а также за реакциями детей на расставание со значимыми взрослыми и их возвращение. Согласно этой типологии выделяют пять видов переживания привязанностей.

Типы привязанностей

Переживание привязанностей и поведенческие реакции

Защищенность (тип Б)

Стресс при разлуке со взрослым, позитивная реакция на воссоединение с поиском физического контакта и комфорта. Безопасная игра, теплые отношения между взрослым и ребенком. Значимый взрослый предпочтительнее постороннего человека. Значимый взрослый чутко реагирует на сигналы ребенка, ребенок уверен в помощи взрослого в сложных ситуациях.

Незащищенность и замкнутость (тип А)

Некоторые признаки стресса при разлуке со взрослым, игнорирование или избегание взрослого при его возвращении. Дети не стремятся к физическому контакту. Игровое поведение затруднено, дети насторожены в отношении к значимому взрослому и беспокойны, реагируют одинаково на других. Равнодушие, нечувствительность или игнорирование сигналов ребенка со стороны родителей.

Незащищенность, противоречивость и отвержение (тип В)

Сильный стресс при разлуке со взрослыми и продолжающееся беспокойство при воссоединении с ним. Дети стремятся к контакту, но нестабильны, бегут вслед за взрослыми, если те уходят. Амбивалентные дети требуют внимания, но отвергают его, выражают одновременно привязанность и гнев, зависимость и сопротивление, нервничают в новых ситуациях и в присутствии незнакомых людей. Значимый взрослый непоследователен и нечувствителен, но не игнорирует ребенка и не отвергает его.

Незащищенность и дезорганизация (тип А/В или Г)

Незначительные проявления замкнутого и противоречивого поведения. Беспорядочное и дезорганизованное поведение (дети могут «затормаживаться») при разлуке со взрослыми и воссоединении с ним, отсутствие эмоций при возвращении взрослого. Взрослые выглядят испуганными или нагнетают страх, что не способствует снижению тревоги у ребенка.

Отсутствие привязанности

Незначительный стресс при разлуке со взрослым. Взрослые воспринимаются как взаимозаменяемые, пока потребности ребенка удовлетворяются. Трудности в контроле за импульсивным и агрессивным поведением. Отсутствие возможности формирования привязанностей, что характерно для детей, находившихся в раннем детстве в приютах, или детей, лишенных эмоционального контакта с родителями (например, зависимыми от алкоголя и наркотиков)

Поведенческие модели привязанности и защитные механизмы часто сохраняются на протяжении всего жизненного цикла и проявляются в отношениях с родителями, семьей, сверстниками, обществом, партнерами и детьми. В литературе проанализировано влияние различных типов формирования привязанностей на развитие новых взаимоотношений с приемными родителями, сверстниками, а также с партнерами и детьми. Например, тот, кто реагирует агрессивно, с трудом строит отношения с людьми, а тот, кто избегает контакта, испытывает сложности в интимных отношениях. На развитие личности влияют негативные переживания, возникшие в результате ухода или потери близких.

Важным понятием является устойчивость, т.е. способность к сопротивлению и восстановлению после тяжелых жизненных ситуаций. В осве устойчивости лежат следующие факторы:

  • интеллект и рефлексия;
  • альтернативные источники психологической поддержки;
  • уход из окружения, провоцирующего риск.

Практическое значение теории привязанностей.

На практике теория привязанностей предполагает оценку:

  • текущих взаимоотношений, их содержания и качества, функции и структуры;
  • истории взаимоотношений и ее влияния на развитие различных типов привязанности;
  • контекста – стрессовых ситуаций в данный период.

При оценке содержания и качества анализируются эмоциональный фон взаимоотношений, наличие эмоциональной связи между людьми, а также стиль отношений, т.е. свойственный им способ межличностного взаимодействия.

Действия социальных работников должны быть направлены на обеспечение понимания, поддержки и психотерапии. Необходимо чутко реагировать на ситуацию клиентов, стремиться к их пониманию. Важны толерантность и устойчивость к проявлениям агрессии и замкнутости, обдумывание и анализ причин поведения, которые, наверняка, связаны с прошлым опытом клиента. Поддержка включает практическую помощь, обращение за социальной защитой, оказание услуг и помощи в повседневной жизни, а также, при необходимости, эмоциональную поддержку в виде внимательного выслушивания, принятия и признания переживаний и чувств клиента. Большое значение имеет словесное признание заслуг клиента. Поддерживающие, заботливые отношения между социальным работником и клиентом могут частично компенсировать защитные механизмы.

Согласно Боулби, существует пять терапевтических задач:

  • обеспечение защищенности при обсуждении негативных событий;
  • помощь клиентам в анализе событий;
  • признание того влияния, которое оказывают привязанности раннего детства на отношения настоящего момента;
  • помощь клиентам в осознании связи между прошлым опытом привязанности и проблемами настоящего;
  • содействие клиентам в реконструировании мышления и поведения, проявляющихся во взаимоотношениях с другими людьми.

4. Психология личности н

По мнению зарубежных авторов (М. Пэйн), в социальной работе возможно использование отдельных положений психологии личности. Например, психодинамическая теория личности предполагает выделение функций «Я» (Эго) (Гольдштейн).

Функции «я» (Эго)

Функция Эго

Объяснение

Пример

1. Проверка реальности

Эго позволяет людям определить границы между реальностью и желаниями/фантазиями

Супруга подозревает мужа в измене, т.к. он не проявляет любви; анализ ситуации помогает жене понять, что мужу всегда было свойственно недостаточное проявление чувств и его поведение не изменилось – вне дома он проводит столько же времени, сколько и раньше

2. Суждение

Эго позволяет людям формировать суждения о соответствующих реакциях на события согласно социальным и культурным ожиданиям

Ревнивая супруга хочет устроить скандал своему мужу на пороге дома, но, боясь, что ее услышат соседи, сдерживается и откладывает выяснение отношений. Если бы механизм вынесения адекватных суждений не был задействован, скандал принял бы публичный характер.

3. Чувство реальности

Эго позволяет людям понять реальность мира и свое место в этом мире

После неудачной забастовки, целью которой было повышение заработной платы, работник чувствует отчуждение по отношению к своей трудовой деятельности, несмотря на то что работа ему по-прежнему интересна

4. Регулирование и контроль

Эго регулирует и контролирует влечения, эмоции и импульсы

У людей в рабочей обстановке могут возникать злость, недовольство, сексуальное влечение, но они не показывают свои чувства во избежание проблем во взаимоотношениях.

5. Объектные отношения

Эго регулирует межличностные отношения с помощью объективизации

Один коллега считает другого ненадежным. «Объект» (интернализированный образ коллеги) заставляет его каждый раз проверять договоренности, хотя очевидно, что партнер нацелен на решение вопроса. Адекватный сознательный контроль означает, что меры предосторожности необходимы только в случае действительного нарушения договоренностей.

6. Процессы мышления

Эго помогает людям осуществлять переход от первичного к вторичному процессу мышления

При первичном процессе мышления нереалистичные желания и импульсы выражаются непосредственно, приводя к нереалистичным амбициям. Вторичный процесс мышления активизирует планирование желаний и предполагает выполнение обязательств в сотрудничестве с другими людьми

7. Адаптивная регрессия

Эго позволяет людям возвращаться к более простым способам мышления и действиям в целях достижения поставленных целей

Испытывая агрессию по отношению к своему партнеру, человек начинает колотить подушку до тех пор, пока злость не уходит. Только после этого он может спокойно обдумать и обсудить ситуацию.

8. Защитные функции

Эго создает психологические механизмы, защищающие от болезненных переживаний

Отец находится в стрессовом состоянии после смерти своей дочери-наркоманки. Он превращает ее спальню в место преклонения, напоминающее ему о счастливых семейных праздниках, и устраивает кампанию против наркотиков, демонстрируя фотографию улыбающейся дочери. Он идеализирует своего ребенка и забывает о ее недавнем прошлом.

9. Побудительный барьер

Эго защищает людей от чрезмерной или недостаточной стимуляции

Скучная работа вызывает у человека стремление к интеллектуально насыщенным увлечениям и поиску интересных хобби

10. Функции автономии

Эго регулирует первичную и вторичную автономии

Первичная автономия означает регулирование последствий неизбежных психологических травм. Так, сосредоточенность необходима на занятиях с требовательным учителем. Вторичная автономия подразумевает развитие способностей, которые являются ответом на болезненные переживания, но становятся автономными. Например, потеряв близкого, человек серьезно увлекается разведением голубей.

11. Навыки компетенции

Эго побуждает людей к контролю над происходящим и развивает способность решать проблемы

Подросток из бедной семьи развивает навыки общения и взаимодействия с людьми, чтобы приобрести много друзей и повысить шансы в получении хорошей работы и белее высокого статуса

12. Синтетические и интегративные функции

Эго интегрирует опыт и развивает «образ Я», восприятие своей личности как целостности

Социальный работник способен перенести знания и поведенческие навыки, приобретенные в работе с детьми, в новые условия работы с людьми с ограниченными возможностями

В данной классификации особое внимание уделяется роли «Я» в передаче энергии и мотивации, а также обеспечении контроля, регуляции и рационализации процессов. Считается, что люди, обладающие сильным «Я», могут строить последовательные, рациональные отношения с другими людьми. В этом случае говорят, что он имеет навыки сознательного регулирования. Возможность исследовать, понимать и изменять окружающую среду приносит людям радость, поэтому приобретение навыков сознательного контроля является сильным мотивирующим фактором. Людям свойственно стремление к эффективным социальным взаимодействиям. Развитие социальных навыков зависит от социальных норм, характерных для непосредственного окружения, социальной структуры и культуры. «Я» является метафорой механизмов психической структуры, регулирующих взаимодействие индивидуальных потребностей и импульсов, а также воздействие окружающей среды. Сознательная регуляция способствует эффективной адаптации личности к социальному окружению, а также развитию навыков приспособления окружающей среды к потребностям индивида.

Теория Э. Эриксона

Теорию Эрика Эриксона о делении нашего жизненного цикла на восемь стадий называют одним из крупнейших вкладов в психоанализ и вообще в психологию. В отличие от Фрейда, Эриксон полагает, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно изменяться и дальше на каждом этапе жизни. Эриксоновская теория «кризиса идентификации» у подростков получила широкое распространение и за пределами профессиональных кругов.

Во-первых, Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.

И, наконец, Эриксон говорил, что каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.

1) Доверие и недоверие. Первая стадия развития чело­века соответствует оральной фазе классического психо­анализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социаль­ного взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, по­требности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого ба­юкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозритель­ность по отношению к миру вообще, к людям в частно­сти, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой пос­ледующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться до­верием к какой-нибудь учительнице, не допускающей не­справедливости по отношению к детям. При этом он мо­жет преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в слу­чае развода родителей в семье создается обстановка, пе­реполненная взаимными обвинениями и скандалами.

2) Самостоятельность и нерешительность. Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабаты­вается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.

Но если воспитатели проявляют нетерпение и спе­шат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конеч­но, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от уси­лий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Если из этой стадии ребенок выйдет с большой до­лей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрос­лого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к раз­витию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной сторо­ны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

  3) Предприимчивость и чувство вины. Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему же­ланию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

  4) Умелость и неполноценность. Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техничес­кому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполно­ценности.

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и. отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.

5)  Идентификация личности и путаница ролей. При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на веши, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоре­чащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человека от возникновения новых про­блем на других этапах жизни или появление новых реше­ний для старых, уже решенных, казалось, проблем.

6) Близость и одиночество. Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек про­шел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

 

7) Общечеловечность и самопоглощенность. Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворе­ние своих потребностей и собственный комфорт.

 

8) Цельность и безнадежность. На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Практическое применение психологии личности

В рамках психологии личности одним из главных вопросов является определение характера практики: является ли она укрепляющей или трансформирующей Эго. В целом социальная работа направлена на укрепление Эго, а консультирование и психотерапия – на его трансформацию. Практика, укрепляющая Эго, предполагает работу с мыслями и поведением в настоящий момент, а не в прошлом. Она нацелена на развитие навыков сознательного контроля и обучения, подразумевает отношения поддержки, реализуется с помощью директивных и обучающих методов, включает работу с окружением и поиск дополнительных ресурсов для клиентов, а также работу с психотравмами, жизненно значимыми проблемами, поведенческими нарушениями, повышенной тревожностью и импульсивностью.

Социальные работники оценивают способности индивида и ресурсы окружения, которые можно привлечь для решения проблем. Данные собираются различными путями: от клиентов, их семьи, других значимых людей, с места работы или учебы, из различных организаций, на основе наблюдения за поведением клиентов при взаимодействии со специалистом, а также с помощью психологических тестов и диагностических опросников.

Результатом оценки является решение о преимущественной направленности работы на:

  • способности индивида;
  • условия окружающей среды;
  • соответствие способностей индивида требованиям окружающей среды.

В социальной работе, опирающейся на идеи психологии личности, особое значение придается взаимоотношениям социального работника и клиента. Цели работы определяются не в соответствии с приоритетами службы или мнениями членов семьи, а в соответствии с потребностями клиента. Социальные работники следуют особой структуре общения, в частности используется психоаналитическая техника «пустого экрана». Важную роль играет демонстрация обратной реакции на поведение клиентов, помощь им в поиске альтернативных вариантов решения проблем, определение моделей поведения и мышления, в которых активизируются навыки сознательной саморегуляции.

5. Критика психодинамической работы

  • В основе психодинамической социальной работы лежит научный, и изначально биологизаторский, объяснительный подход, который можно назвать теоретическим. Однако он не может быть проверен традиционными научными методами. Многие авторы утверждают, что данный подход не признает ценности человеческой самореализации.
  • Психоанализ возник в определенной социокультурной среде, ограничен культурными рамками, так что любое отклонение от принятой нормы считают проявлениями аномального поведения, которые необходимо лечить.
  • Многие современные этнические, культурные и гендерные ценности могли бы обогатить психодинамическую теорию, но поскольку она не зани мает центрального места в социальной работе, эти ценности не становятся ее составными частями.
  • Концепция женской личности и ее развтия в психодинамической теории является ограниченной, поскольку в ней утверждается стереотип женщины-домохозяйки, воспитывающей детей, которая социально, интеллектуально и, возможно, морально представляет собой неполноценного индивида.
  • В своей методологии психоанализ опирается на медицинскую модель, предполагающую наличие у пациента болезни, которую лечит эксперт-терапевт. Психоанализ не строит модель равноправных отношений между клиентом и специалистом.
  • Применение инсайта в качестве основной терапевтической техники позволяет клиентам осознать свои эмоциональные переживания. Однако это не помогает им что-то изменить в реальной жизни. Результаты работы психоаналитика практически незаметны, психоаназиз является недирективной техникой.
  • Данная теория подразумевает «разговорный» тип терапии, который рассчитан на вербально активных клиентов. Ее эффективность уменьшается при работе с клиентами, которые обращаются с проблемами практического характера и менее способны вербально выразить свои переживания.
  • Факторы среды в психоанализе изучаются в меньшей степени, чем внутренние психологические факторы.
  • Психодинамические идеи практически не связаны с необходимостью социальных реформ, соответственно исключается одно из основных направлений социальной работы.