Лекция 1, 2: Логопедическое обследование, его предмет, объект, цели и задачи, принципы. Содержание логопедического обследования.
Лит-ра Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи .Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Логопедическое обследование– первый и очень важный этап в обучения ребенка, коррекции его речи.
Предмет логопедического обследования– выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными откло- нениями в развитии.
Объект логопедического обследования– речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы.
Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи.
На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъект- ная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому целе- сообразно говорить о ребёнке с нарушениями речи не как об объекте, а как о субъекте педагогического процесса.
Цель логопедического обследования – определение путей и средств кор- рекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Из цели вытекают следующие задачи:
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необ- ходимости последующего углубленного изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эф- фективности педагогической деятельности.
Также выделяются задачи:
1) выявление объёма речевых навыков;
2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
4) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой сторо- ной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;
5) определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в ...
... логопедам, педагогам и психологам, работающим с детьми логопедических групп. 1. Теоретический аспект дисграфии как речевого нарушения 1.1 Речь и основные нарушения речи Речь – это не врожденная функция, она усваивается ... ораторский жанр [10]. В данной работе мы будем исходить из первого определения, данного Львовым. Речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых единиц и часто при ...
К методам логопедического обследования относят педагогический эксперимент; беседу с ребенком; наблюдение за ребенком; игру.
В качестве дидактического материала могут быть использованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи,. сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вербальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков и проч.
Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:
■ от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);
• от уровня развития речи (чем низке уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);
■ от уровня психического развития ребенка;
• от уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен — но не заучен — ребенком).
Материал отбирается в соответствии с социальным опытом ребенка, чтобы не провоцировать возникновения непредвиденных технических трудностей (например, ребенок не может узнать объект на рисунке и поэтому затрудняется назвать его; не знает букв и не может выполнить задание на карточке и проч.).
Необходимо подбирать материал таким образом, чтобы в рамках одного диагностического теста можно было обследовать несколько классов или категории языковых единиц (например, грамматический строй и словарный запас, звукопроизношение и слоговую структуру слова и т. д.).
Процедура диагностического этапа начинается с установления контакта с ребенком. В зависимости от возраста ребенка и его личностно-типологических особенностей она может иметь несколько вариантов. Однако в любом случае знакомство начинается с того, что логопед, улыбаясь входящему ребенку, здоровается с ним, приглашает его присесть рядом с собой или пройти к шкафу с игрушками,. называет свое имя, а уже потом спрашивает. как зовут обследуемого. Это может звучать, например, так: «Здравствуй, меня ,зoвym Ольга Евге ньевна. А тебя как зовут?
При этом степень развернутости и официальности зависит от возраста ребенка. Трехлетнему малышу можно представиться как «тетя Оля», а для тяжелого безречевого ребенка можно ограничиться просто именем Оля. Это не влияет на авторитет логопеда, но облегчает контакт с ребенком. После знакомства предложите ребенку еще раз повторить ваше имя или имя и отчество, для того чтобы убедиться, что ребенок его запомнил и н случае необходимости сможет к вам обратиться.
Если у дошкольника выражен речевой негативизм, представьтесь сами, но не требуйте от ребенка назвать его имя. В случае, если будете настаивать, он откажется общаться с вами и обследование не состоится. Поэтому контакт с ребенком налаживается в процессе игры или предметно-практической деятельности в нейтральном для ребенка месте, например па полу или у полки (столика) с игрушками.
Иногда, при выраженном элективном мутизме (это психоневротическое состояние, при котором ребенок вступает в словесный контакт только с некоторыми людьми) начало обследования проводят «из-за угла». Логопед просит маму организовать с ребенком какую-либо деятельность, например игру или рассматривание картинок сначала в отсутствие логопеда. Логопед начинает обозначать свое присутствие постепенно. Входит в комнату, но не вмешивается в ход работы мамы и ребенка; стоит, отвернувшись; делая вид, что занят чем-то другим, проходит мимо. Время его присутствия и внимания к ребенку увеличивается, и, наконец, логопед включается в общение с ребенком, организуя совместную деятельность. Показателем успешности вашего включения будет служить неснижающаяся активность ребенка.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
У школьников, как правило, нет такого выраженного речевого негативизма. У них — другие проблемы. Эти проблемы связаны со стрессовой ситуацией обследования. Школьник относится к логопеду, прежде всего, как к человеку, который будет выискивать у «бедного» ребенка недостатки и ошибки. Кому же приятно оказаться в такой ситуации?
Поэтому не рекомендуем начинать налаживать контакты со школьником с вопросов об успеваемости ребенка. Лучше с учащимся начать беседу с нейтральных тем, продемонстрировав ваше знание его сильных сторон и увлечении. А вопросы об успеваемости вы сможете задать попозже.
Особенно выражена тревожность, а иногда и агрессия у подростков. Поэтому установление контакта с этими детьми очень важно, хотя для этого требуется приложить некоторые усилия.
При обследовании подростков необходимо продемонстрировать, что вы относитесь к ним, как к самостоятельным взрослым людям, у которых есть некоторые проблемы. Позиция союзника в поиске проблем и путей их решения, пожалуй, одна из самых сильных в общении с этими детьми, поскольку союзник является одним из самых востребованных лиц в жизни этих детей. Поэтому беседу необходимо начать с выяснения того, как ребенку удобнее проходить обследование, в присутствии родителей или в их отсутствие, как лучше к нему обращаться, но «ты» или «вы», попросить сформулировать его проблему самостоятельно.
Но желательно логопедическое обследование проводить в присутствии родителей. Это необходимо для того, чтобы родители наглядно могли увидеть те проблемы, которые есть у ребенка, а затем логопед мог проиллюстрировать свое заключение и рекомендации примерами из обследования.
Как правило, родителей просят располагаться но некотором расстоянии так, чтобы ребенок «чувствовал» их присутствие, но не видел их постоянно. Это необходимо по следующим соображениям. Во-первых, присутствие матери или отца воодушевляет ребенка, делает его спокойнее и увереннее. Иногда он даже оборачивается, чтобы видеть реакцию родителей. Вo-вторых, ребенок не видит изменений выражений лица родителей постоянно, особенно в моменты, когда ребенок, по их мнению, совершает ошибку или не может ответить па элементарный вопрос. В подобных ситуациях родители часто начинают вмешиваться в процесс обследования, подсказывая ответы на вопросы или комментируя действия ребенка, сообщая все, что они думают по этому поводу. Логопед должен мягко, но решительно пресекать эти вмешательства, уверяя родителей, что все свои дополнительные мысли они смогут сообщить ему позже, наедине, что он как специалист понимает, как тяжело ребенку продемонстрировать все свои знания, что обследование имеет свои процедурные особенности, которые нельзя нарушать. В крайнем случае, можно сказать родителям, что если они не прекратят вмешиваться в процесс обследования, то им придется покинуть кабинет.
Специфика психолого-диагностического обследования детей дошкольного ...
... 40 2.5 Особенности проведения обследования детей дошкольного возраста∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙44 2.6 Характеристика детей с нарушением психологического развития∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙46 Раздел 3. Программа обследования детей дошкольного возраста с нарушением ...
Для маленьких или очень боязливых и стеснительных детей делается исключение. Допускается, что ребенок в начале обследования может находиться на коленях матери или отца, но постепенно, по мере установления контакта, логопед перемещает ребенка поближе к себе, как бы отрывая и удаляя его от родителей.
Устанавливая и установив контакт с ребенком, логопед выясняет для себя некоторые особенности коммуникативного поведения, присущего обследуемому ребенку, и вносит уточнения в тактику обследования и набор дидактического материала.
Необходимо специально отметить, что материал для обследования отбирается индивидуально, но в рамках некоторых нормативов, характеризующих определенный возрастной период в жизни ребенка и его социальное окружение (городской ребенок, сельский ребенок, ребенок из неблагополучной семьи, сирота, отдаленные поселения — изоляторы, представители других национальностей и др.).
В настоящее время эти нормативы не определены ни количественно, ни качественно и определяются скорее интуитивно, исходя из опыта аналогичной работы. Это, безусловно, затрудняет процесс анализа полученных результатов. Тем не менее знание законов развития речи в онтогенезе поможет логопеду правильно отобрать языковой материал и виды работы по обследованию детей.
Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования.
Принцип индивидуального и дифференцированного подходапредполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.
Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.
Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большинстве случаев <упираться> в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстрируемых достижений.
От продуктивных видов речевой деятельности — к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь (или чаще в логопедии говорится о самостоятельной письменной речи, под которой имеются в виду письменные высказывания, имеющие коммуникативную направленность — сочинения).
Письменная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение и имеющих опыт написания подобных работ. При наличии диагностических признаков неблагополучия в продуктивных высказываниях или жалоб со стороны родителей рекомендуется проводить исследование по изучению состоянии рецептивных видов деятельности: аудирования и чтения.
Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей их использования переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной.
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей.
При изучении детей дошкольного возраста так же должны быть учтены следующие принципы:
— онтогенетический принцип (учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);
— этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии);
— деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности):
— взаимосвязь речевого и общего психического развития.
В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.
При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении.
В связи с этим выделяются несколько этапов обследования ребенка.
Лекции 3, 4. Этапы логопедического обследования, их структурно-содержательная характеристика.
Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы ло- гопедического обследования детей дошкольного возраста:
1) ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза (опрос родителей, изучение специальной документации) и ус- тановление контакта с ребёнком; на основе полученных данных предварительно определяется речевой дефект.
2) дифференцировочный этап, включающий в себя обследование ког- нитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта;
3) основной – обследование всех компонентов языковой системы (соб- ственно логопедическое обследование);
4) заключительный (уточняющий этап), включает динамическое наблю- дение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.
Рассмотрим более подробно ориентировочный, дифференцировочный и основной этапы логопедического обследования.
Ориентировочный этап
Сбор анамнеза проводится путём беседы с родителями о пренатальном, натальном и постнатальном развитии ребёнка. Выясняются течение бере- менности, перенесённые заболевания матери, наследственные заболева- ния родителей, различные вредности во время беременности. Отмечается протекание родов, состояние ребёнка в первые дни после них, перенесён- ные заболевания, особенности раннего развития. Кроме беседы, можно предложить родителям анкету или опросник, которые они не спеша запол- нят дома, вспомнив те или иные моменты в развитии ребёнка. Г.В. Чирки- на предлагает один из видов таких анкет и опросников. Кроме ответов родителей, логопед обязательно изучает специальную документацию, в первую очередь – медицинскую. Здесь важна преемствен- ность в работе разных специалистов: невропатолога, педиатра, оторинола- ринголога, хирурга, окулиста и других. Беседа проводится с ребёнком дошкольного возраста (3 – 7 лет), в ходе которой логопед устанавливает с ним контакт и составляет первичную кар- тину речевого расстройства.
Дифференцировочный этап
Известно, что формирование речевой деятельности зависит от взаимо- влияния многих факторов:
1. Протекания когнитивных процессов (интеллекта)
2. Сохранности речедвигательной сферы.
3. Сохранности слухового и зрительного гнозиса.
1. Для изучения когнитивных процессов применяются методики обсле- дования мышления: доски Сегена (модифицированные варианты); сбор пирамидки, матрёшки; «Четвёртый лишний», лабиринты, загадки, «Неле- пицы», сбор конструктора, элементарные математические задания и т.д.
2. Обследование речедвигательной сферы включает: 1) Обследование мимической мускулатуры. 2) Обследование состояния моторики артикуляционного аппарата. 3) Обследование произвольной моторики пальцев рук. 4) Обследование развития общей моторики
ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ
Приемы |
Содержание задания |
Характер выполнения |
1. Исследования объема и качества движения мышц лба |
а) нахмурить брови, б) поднять брови, в) наморщить лоб |
Правильно или нет, движения с синкенизиями (щурятся глаза, подергиваются щеки), движения не удаются. |
2. Исследования объема и качества движения мышц глаз |
а) легко сомкнуть веки, б) плотно сомкнуть веки, в) закрыть правый глаз, затем левый, г) подмигнуть |
Выполнение правильное, движения не удаются, возникают синкинезии. |
3. Исследования объема и качества движения мышц щек |
а) надуть левую щеку, б) надуть правую щеку, в) надуть обе щеки |
Правильно, изолированное надувание одной щеки не удается, сильно напрягается противоположно выпяченная щека |
4. Исследования возможности произвольного формирования мимических поз |
Выразить мимикой лица: а) удивление, б) радость, в) испуг, г) грусть, д) сердитое лицо |
Правильно, движения не удаются, мимическая картина не четкая |
5. Исследования символического праксиса |
а) свист, б) поцелуй, в) улыбка, г) оскал, д) плевок, е) цоканье. |
Выполнение правильное, объем движений ограничен, симметричность носогубных складок, появление синкинезий, гиперкинезов, саливаций; движение не удается |
ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Приемы |
Содержание задания |
Характер выполнения |
Все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения. 1. Исследование двигательной организации губ по словесной инструкции (после выполнения задания по показу) |
а) сомкнуть губы, б) округлить губы (как при [о]) и удержать позу, в) вытянуть губы в трубочку как при произнесении [у] и удержать позу, г) сделать хоботок, д) растянуть губы в улыбке и удержать позу, е) поднять вверх губу так, чтобы были видны резцы, ж) опустить нижнюю губу вниз так, чтобы были видны нижние резцы, з) одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю, и) многократно произносить губные звуки |
Необходимо отметить: выполнение правильное или нет, диапазон движений невелик, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, смыкание губ с одной стороны, движение не удается |
2. Исследование двигательной организации челюсти |
а) широко раскрыть рот (как при [а]) и закрыть его, б) сделать движение нижней челюстью вправо, в) сделать движение нижней челюстью влево, г) движение нижней челюстью вперед |
Отметить: правильно или нет, движения челюсти недостаточно объемны, наличие синкинезий, тремора, саливации, движение не удается |
3. Исследование двигательной организации языка. Сначала по показу, затем по словесным инструкциям |
а) положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, б) положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, в) переводить кончик языка поочередно, из левого угла рта в правый, касаясь губ, г) высунуть лопаточкой, затем иголочкой, д) оттопырить правую, затем левую щеку языком, е) поднять кончик языка к верхним зубам, удержать от 1 до 5 и опустить к нижним зубам, ж) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу, з) движения языком вперед- назад, вверх-вниз, вправо- влево |
Отметить: выполнение правильное или нет, движения языка имеют перестатический диапазон, в мышцах – содружественные движения, язык двигается неуклюже, всей массой, медленно, неточно. Имеются отклонения в сторону. Истощаемость движений, наличие тремора, гиперкинезов, саливации. Движения не удаются |
4. Исследование двигательной организации мягкого неба |
а) широко открыть рот и четко произнести [а] (в норме мягкое небо поднимается), б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме – рвотный рефлекс), в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть |
Отметить: правильно или нет, объем движений ограничен, наличие содружественных движений, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движения не удаются |
5. Исследование продолжительности и силы выдоха |
а) сыграть на любом инструменте-игрушке, б) поддувать пушинки, листок бумаги |
Сила и продолжительность выдоха |
Вывод: движения выполняются в полном или неполном объеме, правильно. Выражен период включения в движение, истощаемость движений, движения – в замедленном темпе с появлением синкинезий, тремора, гиперкинезов. Удерживание позы не удается, движения не выполняются.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
Приемы |
Инструкция |
Задания |
Характер выполнения |
1. Исследование статистической координации движений (удерживание пальцев в разных положениях под счет) |
Все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции |
а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении на счет от 1 до 15, б) аналогично – левой рукой, в) на обеих руках одновременно, г) распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать так под счет от 1 до 15, д) выставить первый и пятый пальцы и удерживать от 1 до 15, е) показать второй и третий пальцы на обеих руках одновременно (5 – 8 раз), ж) второй и пятый пальцы, з) положить вторые пальцы на третьи (5 – 8 раз), и) положить третьи пальцы на вторые (5 – 8 раз) |
Отмечается плавность, точность, одновременност ь выполнения проб. Отмечается напряженность, скованность, нарушение темпа, переключения от одного движения к другому, гиперкинезы, невозможность удержать позу |
2. Исследование динамической координации движений |
Все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции |
а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать (5 – 8 раз), б) держа ладони на поверхности стола, разъединять и соединять пальцы, в) сложить пальцы в кольцо, раскрыть ладонь, г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем правой, левой, обеих рук одновременно |
ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Приемы |
Содержание задания |
Характер выполнения |
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб |
а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, б) повторить движения, за исключением одного, заранее обусловленного (запретного) движения |
Отметить качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое |
2. Исследование произвольного торможения движений |
Маршировать и останавливаться внезапно по сигналу |
Отметить плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу |
3. Исследование статической координации движения |
а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой. Руки вытянуты вперед. Время выполнения – 5 сек. По 2 раза для каждой ноги. б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге. Руки вытянуты. Время – 5 сек |
Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением. Раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны. Касается пола другой ногой, иногда падает, открывает глаза, отказывается выполнять. |
4. Исследование динамической координации движений |
а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями, б) выполнять подряд 3 – 5 приседаний, не касаясь пятками пола |
а) отметить: выполняет верно, с какого раза, напрягается, чередование хлопка и шага не удается. б) отметить: выполняет правильно, с напряжением, раскачиваясь, балансируя, становится на всю стопу |
5. Исследование пространственной организации по подражанию |
а) повторить движения на ходьбу, в обратном направлении, через круг. Начать от центра круга направо, пройти круг, вернуться с центра влево. Пройти через центр из правого угла по диагонали и вернуться в правый угол кабинета по диагонали через центр и с противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа. б) то же выполнить слева, в) то же, но по словесной инструкции |
Отметить ошибки пространственной координации: незнание сторон тела, неуверенность выполнения |
6. Исследование произвольного темпа движений |
а) в течение длительного времени удерживать по сигналу логопеда. Выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу показать, на каком движении испытуемый остановился (движения руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить), б) письменная проба: чертить на бумаге палочки в течение 15 сек. в произвольном темпе. В течение следующих 15 сек. чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 сек. – в первоначальном темпе |
Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. |
7. Исследование ритмического чувства |
а) простучать за педагогом карандашом ритмичный рисунок, б) музыкальное эхо: логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, ребенок должен повторить |
Отметить ошибки, повторяет в ускоренном темпе или замедленном по сравнению с образцом. Нарушенное количество элементов в данном ритмичном рисунке |
Лекции 1-4 — Стр 2
3. Одним из важнейших факторов речевого развития является полно- ценное восприятие вербальных акустических сигналов, обеспечивающее- ся нормальным функционированием слухового анализатора.
Даже при незначительном снижении слуха сужается сенсорная база для восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков, страдает слу- ховой контроль устной речи, что обусловливает, особенно в детском возрас- те, формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереоти- пов. Это приводит к недоразвитию импрессивной и экспрессивной речи.
Минимальное снижение слуха сложно своевременно диагностировать, т.к. при этом ребёнок в процессе коммуникации слышит речь окружаю- щих в достаточной мере. Однако специалисты и родители обращают вни- мание на задержку темпов речевого развития, невнятность и нечёткость дикции, бедный словарный запас, аграмматизм.
В процессе обследования речи логопедом отмечаются специфические ошибки, типичные для детей с минимальным снижением слуха:
1) неустойчивые замены и смешения звуков, в том числе и не встреча- ющиеся у детей с нормальным слухом (м-б, н-д, х-с, к-т);
2) раздельное произношение звуков, составляющих аффрикаты («тсып- лёнок»);
3) неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие мягкости в не- обходимых случаях;
4) оглушение звонких звуков и озвончение глухих независимо от пози- ции в слове;
5) нарушение слого-ритмического рисунка и звукового наполнения слов;
6) неверное выделение ударного слога в простых и знакомых словах;
7) затруднённое восприятие безударных частей слов, непонимание и не- правильное употребление флексий.
Дети с различными речевыми нарушениями, как правило, наблюдают- ся психоневрологом и получают лечение. Аудиологические исследования слуха у большинства детей не проводятся, т.к. отсутствуют явные симпто- мы его снижения, и дети, не имеющие острой симптоматики (аденоиды, хронический ринит и т.д.), в течение длительного времени остаются без адекватной медицинской помощи. Следовательно, в связи недостаточным объёмом аудиологических ме- роприятий возрастает роль логопедов, владеющих методами ранней (ори- ентировочной) диагностики минимальных нарушений слуха у детей с не- достатками речи.
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ
Направление работы |
Методы работы |
Содержание методов |
1. Выявление факторов риска |
1) метод анализа анамнестических данных;
2) метод наблюдения за реакциями детей в различных коммуникативных ситуациях |
При нейросенсорном нарушении слуха: а) перенесённые инфекционные заболевания: менингит, корь, скарлатина, паротит, краснуха, коклюш, ветряная оспа, грипп; б) черепно-мозговые травмы; в) лечение ототоксическими антибиотиками: гентомицин, трептомицин, канамицин, мономицин и др. При кондуктивном нарушении слуха: а) воспалительные процессы в наружном и/или среднем ухе: тубоотиты, евстахеиты, отиты, аденоидиты; б) обтурации слухового прохода инородными телами или серными пробками.
Выявление специфических особенностей восприятия устной речи: А) мимика напряжённого вслушивания; Б) частое переспрашивание; В) зрительный контроль артикуляции говорящего; Г) невыразительность и монотонность собственной речи; Д) тихий голос, сменяющийся криком с ситуациях непринуждённого общения со сверстниками. |
2. Непосредствен- ное обследование слуха |
1)метод обследования слуха речью
2)Инструментальные методы: а) камертональный метод; б) метод скрининговой аудиометрии |
Правое и левое ухо исследуются отдельно. Для достоверности проводится «заглушение» неисследуемого уха: плотно закрыть слуховой проход влажным пальцем ребёнка или ватным тампоном. Предъявляются хорошо знакомые слова сначала разговорной громкостью, затем – шёпотной с расстояния в 6 м, которое постепенно сокращается до расстояния, при котором слова воспринимаются безошибочно. Для проверки используют слова, включённые в специально разработанные Л.В. Нейманом и А.М. Ошеровичем детские таблицы. Обследование зависит от уровня владения ребёнком речью: названные экспериментатором слова либо повторяют, либо показывают картинки. Анализ результатов заключается в определении расстояния, с которого ребёнок слышит шёпотную и разговорную речь и сравнение его с первоначальным – 6 м
а) С помощью камертонов определяется восприятие звуков по воздуху и по кости. Проводятся камертональные пробы Вебера (W) и Ринне (R); б) Выявляется степень снижения слуха с помощью микроаудиометра-отоскопа (типа AudioScope 3). Можно осмотреть наружное ухо и барабанную перепонку для установления возможных причин снижения слуха и определить восприятие ребёнком тональных сигналов в частотном диапазоне от 500 до 4000 Гц при интенсивности звучания от 20 до 40 дБ |
Таким образом, диагностика нарушений слуховой функции, проведён- ная логопедом, носит ориентировочный характер. Поэтому ребёнку, у ко- торого подозревается незначительное снижение слуха, рекомендуется тща- тельное обследование у сурдолога для окончательного заключения.
Основной этап– обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование):
— обследование звукопроизношения
— обследование строения артикуляционного аппарата
— обследование дыхательной функции
— обследование голосовой функции
— обследование просодической стороны речи (темп, ритм)
— обследование фонематического восприятия
— обследование понимания речи
— обследование лексического запаса
— обследование грамматического строя речи
— обследование связной речи
По результатам логопедического обследования составляется логопедическое заключение и заполняется речевая картана ребенка.
Домашнее задание: законспектировать схему нормального развития детской речи по А. Н. Гвоздеву (М. А. Поваляева «Справочник логопеда»)
12