Предпосылки нормального развития речи ребенка

План: 1. Особенности предречевого общения.

2. Динамика формирования речи.

3. Признаки благополучного развития речи.

4. Первичная оценка коммуникативного развития детей раннего возраста.

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца. – М., Издательство АСТ, 1996.– 384 с.

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – 240. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001 г.

3. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит.–М.: Айрис-пресс, 2004г.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.– М.: Просвещение, 1989.

Задание для самостоятельной работы.

Перечислить условия правильного развития речи детей. Привести примеры неправильного речевого воспитания детей.

1. Особенности предречевого общения.

Ни для кого уже не новость, что с самого рождения младенец способен выделять человеческую речь из всех окружающих звуков. Более того, он синхронизирует свою двигательную активность с ритмом осмысленной речи взрослого. Уже время беременности ребёнок способен слышать и запоминать речь матери. Если она регулярно читает вслух одно и то же стихотворение, то услышав его после рождения, малыш реагирует именно на это стихотворение, выделяет его из других (что проявляется в изменении ритма сосания соски).

Иными словами, ребенок от природы наделен способностью к речевому развитию. Взрослые должны создавать условия, благоприятствующие этому развитию. Для каждого возраста они свои. На этапе новорождённости достаточно, чтобы малыш слышал речь взрослого. В развитии слухового сосредоточения она играет главную роль.

Если сравнивать с другими воздействиями, то максимальное внимание и радость новорожденного вызывает обращенная к нему речь, так как это наиболее явный признак того, что взрослый вступает в общение. Причем особенную чувствительность младенец обнаруживает к специальной «детской речи», что тоже, по-видимому, не случайно ведь только любящая, преисполненная нежности мать, обращаясь к малышу, начинает говорить тонким «сюсюкающим» голосом. А ребёнку в этом возрасте ласка, нежность, любовь как раз нужнее всего. Конечно, за неимением лучшего, малыш станет реагировать и на обыкновенную, «взрослую» речь (природа позаботилась и о таких случаях).

6 стр., 2804 слов

Ситуативно-личностное общение ребенка с матерью как условие развития ...

3. Особенности развития речи ребенка в период ситуативно-личностного общения 24 1.4. Методика развития речи детей раннего возраста в условии ситуативно – личностного общения 29 ГЛАВА ПРАКТИЧЕСКАЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДЕНЦА В УСЛОВИЯХ СИТУАТИВНО – ... помочь родителям найти правильный баланс между умением наблюдать за своим малышом и действовать, откликаясь на его желания; их умение размышлять и ...

Но можем ли мы быть уверены, что при этом ребёнок получит всё необходимое, не останутся ли неисчерпанными его резервы? Не связано ли умение обращаться к ребёнку таким особенны образом с теми сокровенными чувствами, которое мать испытывает к малышу?

Вы уже знаете, что в первом полугодии на основе взаимных выражений любви складываются первые привязанности, умение открыто и полностью выражать свои чувства. Вероятно они формируются и позже, но вряд ли следует упускать возможность своевременного появления того, что в более позднем возрасте потребует специальных дополнительных усилий.

Хотя в первом полугодии жизни ребёнок сам ещё не овладевает элементами речи, но у него происходит интенсивное формирование. речевого слуха. Малышу необходимо слышать взрослого, но не просто диктора и не просто людей между собой, а речь, обращённую непосредственно к нему самому. Только в этом случае она будет иметь адекватное значение для речевого развития младенца. И напротив, если ребёнку постоянно включать радио взамен живого человеческого общения, то происходит угасание интереса к речи.

Психологи установили, как дети в возрасте от 3 до 10 месяцев реагируют на звуки человеческого голоса и музыкальных инструментов. В первом полугодии дети особым образом реагируют на мелодические, интонационные звуки голоса именно потому, что человек всегда включает в своё общение с младенцами звуковые воздействия такого рода: В конце этого полугодия происходит усиление эмоциональных реакций на звуки музыкального инструмента, так как начинает меняться содержание общения ребёнка со взрослыми, в которое включаются различные, в том числе и озвученные предметы. Во втором полугодии дети уже чётко различают все голосовые воздействия и избирательно реагируют на звуки речи. В этом возрасте анализ речи становится условием поддержания и осуществления ситуативно-делового общения.

В лаборатории психического развития детей дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии был проведён цикл исследований, посвященных процессам речевого развития ребёнка. Учёные выяснили, что речь развивается прежде всего как средство общения. Для того, чтобы ребёнок вовремя заговорил, необходимо правильное и своевременное развитие самого общения. Вот почему столь важен первый год жизни ребёнка. В первом полугодии эмоциональные контакты со взрослым помогают детям выделить речь взрослого как отличительную черту его обращений к малышу. Привязанность ко взрослому рождает у детей желание подражать ему, доверчивое отношение ко взрослому побуждает детей обращаться к нему, чтобы поделиться переживаниями и затруднениями.

Недаром дети, воспитывающиеся в семьях раньше начинают говорить, чем воспитанники дома ребёнка. Несмотря на усиленные занятия с логопедами, малыши редко пользуются речью, а сама она чрезвычайно бедна по составу и интонациям. Это и понятно, ведь в условиях дома ребёнка общение детей со взрослыми очень обеднено, в основном оно сводится к выполнению детьми команд взрослого, а постоянный переход из группы в группу лишает малышей возможности установить глубокие привязанности.

Если в первом полугодии жизни ребёнок выделяет речь взрослого как отличительный признак его обращений, независимо от смысла высказываний, то во втором полугодии он овладевает пониманием речи, без которого не возможна реализация делового общения. Педагоги провели такой эксперимент. Они обращались к детям на протяжении первого года жизни с ласковыми и сердитыми словами (выражающими упрёк или неприятное удивление).

5 стр., 2319 слов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ...

... посвященные экспериментальному изучению процесса общения у детей с нарушениями речи, недостаточно широко изучены особенности формирования и развития навыков межличностного общения младших школьников данной категории, ... влиянием межличностных взаимодействий детей на развитие их личности; – в-третьих, наличием особенностей общения у детей с общим недоразвитием речи; – в-четвертых, необходимостью учета ...

В первом полугодии дети на все обращения отзывались радостными улыбками. Во втором полугодии уже чётко различали положительный и отрицательный смысл: спокойно или с улыбкой воспринимали ласковые обращения и выражали недовольство, обиду или агрессию при упрёках и порицаниях.

Переход к этапу ситуативно-делового общения не только требует от ребёнка понимания речи взрослого, но и побуждает его самого называть предметы, обозначать действия, призывать взрослого с помощью слов. Ребенок начинает лепетать. Произнося звуки издаваемые ребёнком, взрослый побуждает его вновь и вновь повторять их, тем самым отрабатывается правильная артикуляция. Ребенок переводит взгляд на губы взрослого, трогает их, даже пытается залезть ему в рот. Это очень важно для изучения работы речевых органов.

Как можно судить о том, что предречевое развитие ребёнка протекает правильно? В первом полугодии жизни, если малыш издаёт звуки (гукание, гуление), сопровождая ими радостное оживление — развитие общения протекает нормально. Однако есть данные, что и глухие дети, и умственно отсталые вокализируют в первом полугодии жизни. Если же ребёнок не издаёт звуков, то это свидетельствует о серьёзных дефектах либо речевого аппарата, либо центральной нервной системы. Во втором полугодии жизни наличие лепета – показательно для диагностики речевого развития, чем первые вокализации в предыдущем полугодии. Если малыш не лепечет, то это должно насторожить родителей и послужить поводом для визита к специалистам. С самого рождения происходит скрытый от поверхностного наблюдения процесс предречевого развития, который осуществляется при общении со взрослым.

2. Динамика формирования речи

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800— 1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Далее я приведу таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

Динамика формирования речи в онтогенезе

Форма речи

Примерный возраст появления

1.

Интонирует крики. (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)

1-2 мес.

2.

Гуканье, гуление.(Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)

1,5-3 мес.

3.

Лепет. (Ребенок повторяет за вами и сам про износит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)

4-5 мес.

4.

Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык» слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)

8 мес.-1 год 2 мес.

5.

Двусловные предложения. (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)

1 год 6 мес.-2 года 2 мес.

6.

Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется)

1 год 9 мес.-2 года 6 мес.

7.

Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)

2 года 4 мес.-3 года 6 мес.

88.

Словотворчество (Ребенок сочиняет свои слова, но при этом использует законы родного языка)

2 года 6 мес – 3 года 5 мес.

99.

Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми

1 -1,5 года

Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом

2 года 6мес -3 года 6 мес.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

3. Признаки благополучного развития речи

• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

• Ребенок развивается с задержкой.

• Ребенок перенес тяжелые заболевания.

У ребенка есть неврологические заболевания.

Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как-будто вас не слышал.

Он предпочитает решать все свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.

Ребенок одинаково активно общается со взрослыми и незнакомыми ему людьми.

Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

4. Первичная оценка коммуникативного развития детей раннего возраста.

Нарушения речи и оценка коммуникативного поведения.

При нормальном развитии становление речи и формирование коммуникативного поведения тесно взаимосвязаны. Так, уже у здорового ребенка в конце первого года жизни имеет место избирательное отношение к окружающим, общение со взрослым при помощи звукосочетаний и отдельных лепетных слов, подчинение некоторым словесным инструкциям, обращение внимания на лицо говорящего, радость при общении со знакомыми и близкими для него людьми.

Коммуникативное поведение с самого начала своего формирования является интегративным процессом. Поэтому у детей с самыми различными отклонениями в развитии этот процесс может нарушаться. Мы уже отмечали роль эмоционально-положительного общения мать — ребенок для становления психики и, прежде всего, для формирования коммуникативного поведения.

Ребенок с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речевыми расстройствами с первых лет жизни нуждается в специальной коррекционной работе по стимуляции развития коммуникативного поведения.

Оценка коммуникативного поведения у детей с различными отклонениями в развитии имеет важное диагностическое значение. Известна специфика нарушений коммуникативного поведения при раннем детском аутизме.

Ребенок с аутизмом, имея нормальный слух, не реагирует на речевые инструкции взрослого или проявляет к ним активный негативизм, и, чем больше взрослый пытается привлечь его к общению, наклоняясь к нему, заглядывая ему в глаза, поглаживая по голове, тем больший негативизм проявляет ребенок.

Совершенно иные особенности коммуникативного поведения проявляет ребенок с нарушениями слуха: не выполняя речевые инструкции, он внимательно смотрит в лицо говорящего, включается в задание вместе со взрослым, выполняет простые инструкции, если они сопровождаются выразительными жестами, мимикой. Вместе с тем, такой ребенок играет молча, не сопровождая свои действия лепетными звукосочетаниями или словами.

Умственно отсталые дети раннего возраста очень по-разному реагируют на общение со взрослым. Одни из них легко вступают в общение, не учитывают ситуацию, охотно залезают к врачу или педагогу на колени, прижимаются к нему; другие, напротив, проявляют упрямство, негативизм. Однако во всех случаях поведенческие реакции этих детей стереотипы, однообразны и часто не адекватны. Обращает на себя внимание значительное отставание в понимании обращенной речи, слабый познавательный интерес.

Известно, что основной предпосылкой становления речи в первые 2—3 года жизни является высокий уровень мотивации речевого общения. Развитие речи — это, no-существу, овладение разными способами общения на основе усвоения грамматических закономерностей родного языка. Таким образом, развитие речи и формирование коммуникативного поведения тесно взаимосвязаны. Взаимосвязь эта очень сложная и взаимо неоднозначная. Ребенок с тяжелыми нарушениями речи может иметь достаточно сохранный уровень коммуникативного поведения и, наоборот, ребенок с нарушениями звукопроизношения, заиканием может практически не общаться с окружающими. Все это определяет необходимость специальной оценки коммуникативного поведения у различных категорий детей с отклонениями в развитии и, прежде всего, у детей с нарушениями речи, слуха и ранним детским аутизмом.

Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько грамотно и правильно была проведена диагностика доречевого развития. Поэтому в последнее время появилось достаточно литературы по обследованию детей раннего возраста.

Обследование рациональнее начинать со знакомства с медицинской документацией.. По ходу изучения медицинской документации логопед составляет представление о возможной этиологии речевой патологии и ее патогенезе. В процессе знакомства с медицинской документацией вопросы,

До 6 мес.

Появляются: – устойчивый интерес к человеческому лицу

– попытки повторить артикуляцию мамы

– попытки повторить мимику мамы, когда она с ним разговаривает.

Узнает маму, ее голос. Внимание младенца и мамы в основном направлено друг на друга, а не на посторонний предмет

Младенец оживляется, когда к нему обращаются:

– реагирует движениями рук, ног

– мимикой

– голосовыми и иными реакциями на голос

– громко смеется и плачет

Игра младенца манипулятивная, младенец начинает хватать игрушки:

– тянет их в рот

– стучит и роняет

6—12 мес.

Ребенок понимает простые просьбы: «Дай ручку», «Иди ко мне», «Нельзя»

Машет ручкой, прощаясь: «пока-пока»

Различает близких и незнакомых людей – не идет на руки к незнакомым людям

Расширяются коммуникативные возможности ребенка. Ребенок и мама начинают координировать внимание на других предметах – вместе играть с игрушкой

У ребенка появляется указательный жест

12—24 мес.

Ребенок может использовать разнообразные средства общения, но индивидуальные различия в этом возрасте очень велики:

– мимика

– жесты

–слова

– короткие фразы.

Ребенок может общаться не только с мамой, но и с другими взрослыми, с детьми

Предметом беседы могут быть не только непосредственно наблюдаемые игрушки и вещи, но и отсутствующие.

Ребенок понимает:

– названия знакомых предметов и игрушек

– несложные грамматические конструкции

– некоторые слова, означающие качества, на правления и т.д.

Уровень игры повышается — начинает формироваться игра «понарошку»:

– кормит и укладывает спать куклу

– сажает в машину зверей и кубики

Подражает действиям взрослых — «читает» книги

В игре и коммуникации устанавливается очередность

Примечание. Понимание речи в раннем возрасте является более важным показателем уровня коммуникативного развития, чем экспрессивная речь.

Особенности орально-моторного развития

Орально-моторные модели в раннем возрасте — движения губ, языка, щек, нижней челюсти — приспособлены для сосания. Орально-моторное функционирование зависит от того, на каком вскармливании находится ребенок.

Вид вскармливания: – естественное

– смешанное

– искусственное

До 4 мес.

Большого разнообразия движений языка и челюсти нет. Нижняя челюсть опускается и поднимается — рот открывается и закрывается

Язык в форме чашечки что обеспечивает сосание

К 6 мес. Появляются, но не в полном объеме, движения языка: – вверх-вниз

– из стороны в сторону

С изменением характера пищи (твердая пища) изменяется (увеличивается) чувствительность десен, появляется новое движение нижней челюсти по горизонтали — из стороны в сторону.

Как ребенок жует твердую пищу: – охотно

– капризничает

– выталкивает изо рта

Какую пищу предпочитает ребенок: – протертую

– рубленую

– молотую

К 12 мес.Ребенок уже может:

– пить жидкость из чашки, которую держит взрослый

– брать пишу с ложки

– держать в руке и сосать сухарик, печенье

– сдавливать и прокусывать твердую пищу

С 12 мес–15 мес.Ребенок активно использует щеки, губы, язык для удержания и контроля пищи во рту. У ребенка активно развивается жевание.

От 15 до 24 мес.

Идет совершенствование орально-моторных движений щек, губ, языка, нижней челюсти. движения становятся более координированными. Увеличиваются объем и сила движений.

Периферический артикуляционный аппарат уже больше приспособлен к артикуляции.

Вывод. Если у ребенка и мамы есть проблемы, то их следует направить к специалистам для проведения полного обследования.