2 Курса педиатрического факультета по подготовке к практическому занятию

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Тема занятия. «Особенности наблюдения и ухода за детьми грудного возраста».

Мотивация изучения темы(распространенность заболевания, актуальность изучения данной нозологической формы)

Цель занятия. Познакомить студентов с особенностями наблюдения и ухода за детьми грудного возраста, что будет способствовать формированию у студентов знаний, умений и навыков в соответствии с компетенциями ОК-1, ПК- 7, 29.

В результате изучения темы студент должен знать

  1. Анатомо-физиологические особенности новорожденных и детей грудного возраста, имеющие значение для организации ухода.
  2. Режим дня и кормлений детей грудного возраста.
  3. Приготовление смесей для вскармливания грудных детей
  4. Кормление грудных детей из бутылочки.
  5. Кормление через зонд.
  6. Контрольное кормление.
  7. Обработка сосок и бутылочек для детского питания.
  8. Уход за кожей и слизистыми оболочками.
  9. Обработка пупочной ранки, глаз, ушей, носа, полости. Проведение гигиенической ванны. Подмывание.
  10. Пеленание детей, надевание и смена памперсов, подбор одежды и одевание детей.
  11. Наблюдение за весом. Взвешивание, измерение длины тела, окружности головы и грудной клетки.
  12. Оценка стула и его регистрация в температурном листе.
  13. Профилактика деформаций скелета. Правила пользования кувезом.
  14. Транспортировка ребенка грудного возраста.

Практические умения

  1. Оценка стула и регистрация данных в температурном листе
  1. Обработка пупочной ранки
  1. Утренний туалет новорожденного (умывание, обработка глаз, носа, ушей, стрижка ногтей)
  1. Гигиеническая ванна для новорожденного и ребенка грудного возраста
  1. Подмывание новорожденных и грудных детей
  1. Надевание и смена памперсов
  1. Пеленание новорожденных и грудных детей
  1. Подбор одежды и одевание детей разного возраста
  1. Оформление сестринской медицинской документации
  1. Разведение смесей для вскармливания грудных детей
  1. Контрольное кормление
  1. Обработка сосок и бутылочек для детского питания
  1. Предстерилизационная подготовка изделий медицинского назначения (зонды, катетеры, перчатки)
  1. Пользование кувезом

Исходные знания по теме

  • «Биоэтика»:морально-этические нормы, правила и принципы профессионального поведения, права пациента, умение выстраивать рабочие отношения с членами коллектива.
  • «Правоведение:права граждан в области охраны здоровья; понятие врачебной тайны; юридическая ответственность медицинских работников.
  • «Латинский язык»:употребление анатомических и гистологических терминов.
  • «Психология и педагогика»:психологические особенности взаимоотношений с пациентом, стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации, стресс, психологические и психосоматические реакции на него
  • «Анатомия человека»:умение находить и прощупывать на теле живого человека основные костные и мышечные ориентиры,
  • Дисциплина «Уход за больными», Учебная практика «Уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля», Производственная практика «Помощник младшего медицинского персонала»:проведение противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний.

Методические указания по самоподготовке

При подготовке к занятию необходимо проработать рекомендуемую литературу, материал цикловой лекции, методические рекомендации для студентов по теме занятия, в которых есть блок дополнительной информации, найти ответы на контрольные вопросы, проработать алгоритмы выполнения манипуляций, решить тесты, предложенные в методических рекомендациях.

Рекомендуется посещение ЦННПО во внеучебное время для освоения на тренажерах навыков ухода за новорожденными и детьми грудного возраста

Приветствуется подготовка презентацийна темы «Современные средства ухода за новорожденными и детьми грудного возраста», «Воспитание детей грудного возраста».

Возможно подготовка и проведение беседына тему «Правила кормления ребенка грудью», «Питание кормящей матери».

Рекомендуемая литература

  1. Уход за здоровым и больным ребенком. П/ред. Калмыковой А.С. — Уч.пос. для вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.—208 с.
  2. Мазурин А.В., Запруднов A.M., Григорьев К.И. Общий уход за детьми. Изд. 3-е. — М., 1998. -292 с.

Дополнительная:

  1. Уход и воспитание детей раннего возраста. Мандров С.И. и др.— Учеб.пос.для студентов. Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2009. — 80 с

Блок информации по теме

Уход за пупочной ранкой новорожденного

  • новорожден­ных следует прикладывать к груди в течение первых 30 минут одно­временно с процедурой кожного контакта. Аргументация этого метода включает в себя следующие положения:
    • контакт «кожа к коже»;
    • раннее прикладывание обеспечивает более быстрое включение механизмов секреции молока и более устойчивую последующую лактацию;
    • сосание ребенка способствует энергичному выбросу окситоцина и тем самым уменьшает опасность кровопотери у матери, способствует более раннему со­кращению матки;
    • смачивание рта и пищеварительного тракта ребенка даже небольшим количе­ством молозива, имеющего самую высокую концентрацию иммуноглобулина А существенно предохраняет ребенка от интенсивного бактериального обсе­менения, уменьшает риск гнойно-септических заболеваний;
    • происходит заселение кишечника бифидофлорой, уменьшается длительность фазы физиологического дисбактериоза;
    • контакт матери и ребенка оказывает успокаивающее действие на мать, исче­зает стрессовый гормональный фон;
    • новорожденный легче адаптируется к внеутробной жизни.
    • через механизмы импринтирования способствует усилению чувства мате­ринства, увеличения продолжительности грудного вскармливания;
      • Импринтинг (запечатление) — это психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу.
      • Фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат запечатления с очень большим трудом поддаётся дальнейшему изменению («необратимость» результатов запечатления). 
      • Термин «Запечатление» в традиционной психологииупотребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти. Запечатление возможно в достаточно ограниченный (сенсибильный, критический) период времени; совершается очень быстро (по результатам единственной встречи с объектом запечатления); характеризуется необратимостью;происходит без пищевого или иного подкрепления.
  • Прикладывание к груди должно осуществляться с первого дня по требованию ребенка, по любому знаку голода или дискомфорта со стороны ребенка. Знаками голода могут быть активные сосательные движения губ или вращательные движения головки с различными звуковыми явлениями. Частота прикладывания к груди определяется потребностью от 8-10 до 12 и более раз.
  • Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений снижается до 7-8 раз, и их продолжительность уменьшается.
  • Кормление ребенка по требованию способствуеттому, что:
    • грудное молоко быстрее прибывает;
    • ребенок быстрее набирает вес;
    • меньше проблем с нагрубанием молочных желез;
    • легче приучить ребенка к кормлению грудью.

Техника и правила вскармливания новорожденного ребенка

  • перед каждым кормлением мать должна чисто вымытыми руками осторожно обмыть грудь кипяченой водой;
  • сцедить несколько капель молока, с которыми удаляются случайные бактерии, легко попадающие в периферические отделы выводных протоков;
  • принять удобное для кормления положение; в первые дни после родов мать кормит ребенка, лежа в постели, а с 3-4 дня она садится на низкий стул или табурет, поставив на скамеечку ногу;
  • кормящая женщина должна хорошо видеть лицо ребенка, так же как и он должен иметь возможность использовать кормление для изучения лица матери, особенностей ее мимики, глаз;
  • необходимо, чтобы при сосании ребенок захватывал в рот не только сосок, но и околососковый кружок, чтобы носовое дыхание было свободным, для чего грудь несколько оттягивается назад вторым и третьим пальцами поддерживающей ее руки;
  • по окончании кормления грудь необходимо тщательно обсушить тонкой полотняной тряпочкой, прикрыть сосок стерильной салфеткой, оберегая его от трения и раздражения бельем и одеждой;
  • после кормления одной грудью необходимо полностью сцедить остатки молока; при нормальной лактации можно не сцеживать молоко.
  • При кормлении грудью между матерью и ребенком устанавливается физиологическое равновесие, то есть ребенок высасывает столько молока, сколько ему необходимо. Физиологическое равновесие обусловлено составом молока в течение кормления. Оно очень хорошо развито у ребенка с шестой недели жизни.
  • Процесс сосания ребенком груди полезно рассматривать как два действия: вытягивание груди по форме соски и прижатие вытянутой ареолы языком к небу.
  • Если Вы хотите помочь матери в прикладывании ребенка к груди, вы должны посмотреть, как она кормит ребенка.

Признаки, определяющие правильное положение ребенка при кормлении

  • ребенок всем корпусом повернут к матери и прижат к ней;
  • лицо ребенка находится близко от груди;
  • рот широко открыт;
  • нижняя губа вывернута наружу;
  • над верхней губой виден больший участок ареолы, чем под нижней;
  • заметно, как ребенок делает медленные сосательные движения;
  • ребенок расслаблен и доволен, в конце кормления наступает состояние удовлетворения;
  • мать не испытывает боли в области сосков;
  • слышно, как ребенок глотает молоко.

Неправильное положение при кормлении грудьюможет стать причиной:

  • воспаления и трещин сосков;
  • неудовлетворительного поступления молока и медленного роста ребенка;
  • неудовлетворенности ребенка, постоянно требующего есть;
  • нагрубания груди.

Искусственное вскармливание– это кормление ребенка только заменителями женского молока в сочетании с продуктами прикорма.

Адаптированные заменители женского молока могут быть пресными и кисломолочными, сухими и жидкими, готовыми к употреблению: «Малютка 1», «НАН», «Агуша 1», «Хипп 1», «Бона», «Нестожен», «Пилти», «Фрисолак», «Галлия 2», «Энфамил 2». А также адаптированные кисломолочные смеси.

Техника искусственного вскармливания

Техника искусственного вскармливания включает в себя меры по обеспечению стерильности смесей и собственно технику вскармливания.

Стерильностьсмесей обеспечивается:

  • стерильностью рожков и сосок. Резиновую соску кипятят после каждого кормления и хранят в асепти­ческих условиях;
  • соблюдением условий хранения и приготовления как жидких, так и сухих смесей.

Условия хранения смесей:

  • преимуществом сухих заменителей женского молока является их длительное хранение в течение нескольких месяцев; после вскрытия упаковки сухие смеси в плотно закрытом состоянии хранятся в сухом прохладном месте не более 2-х недель — 1 месяца;
  • стерилизованные пресные жидкие ЗЖМ имеют срок хранения в запечатанном виде не более 1 месяца; хранить их можно при температуре не выше 25°С;
  • кисломолочные жидкие смеси сохраняются не более 10 дней со дня выпуска при температуре не более +6°С;
  • после вскрытия упаковки жидкие смеси могут храниться в условиях холодильника при темпера­туре +2-6°С не более 2-х суток.

Приготовление смесей:

  • современные сухие заменители женского молока относятся к инстантным (быстрорастворимым); для их использования в пи­тании детей необходимо смешать определенное количество сухого порошка с кипяченой водой, имею­щей температуру 50-60°С, тщательно перемешать, не допуская наличия комков;
  • жидкие смеси готовы к употреблению, их следует подогреть в электрических молоконагревателях до температуры 36-37°С.

Техника вскармливания:

  • не кормить спящего или кричащего ребенка;
  • отверстие в резиновой соске не должно быть слишком большим. Смесь должна вытекать из него при опрокинутой горлышком вниз бутылочке каплями;
  • при кормлении из бутылочки лучше всего держать ребенка на коленях, голову ребенка несколько приподнять;
  • бутылочку при кормлении надо держать так, чтобы горлышко ее было все время заполнено молоком, иначе ребенок насасывается воздухом, что ведет к срыгиванию и даже рвоте;
  • при кормлении с ложечки положение ребенка остается таким же, как указано выше;
  • после кормления, обсушив окружность рта ребенка, осторожно приподнять его, что способствует удалению воздуха.

Смешанное вскармливание

В соответствии с принятой в России терминологией «смешанное вскармливание»:

  • до введения прикорма – сочетание кормления груд­ным молоком (не менее 150-200 мл) и его искусственными заменителя­ми;
  • после введения прикорма – сочетание кормлений грудным молоком (не менее 150-200 мл), его искусственными заменителями или после­дующими формулами и продуктами прикорма.

Основные правила проведения смешанного вскармливания:

  • докорм надо давать в действительно необходимом количестве, с таким расчетом, чтобы общий объем и калорийность пищи резко не отличались от средних потребностей ребенка данного возраста;
  • для определения объема докорма необходимо учитывать, сколько грудного молока ребенок может получить фактически;
  • докорм вводят в постепенно возрастающих количествах, так как дети ран­него возраста иногда реагируют на новую пищу диспепсическими расстройствами.
  • докорм дают после кормления грудью
  • если докорм по объему невелик, его следует давать чайной ложкой, так как более легкое поступление молока через соску содействует отказу ребенка от груди и в результате этого – быстрому угасанию лактации;
  • при докорме из бутылочки соска должна быть достаточно упругой, имитировать сосок матери, отверстие в соске не должно быть слишком большим, чтобы молоко вытекало каплями при опрокинутой вниз горлышком бутылочке;
  • если количество докорма составляет ½ суточного рациона, то прикладывать ребенка к груди нужно не менее 3 – 4 раз в сутки, иначе снижается лактация у матери и ребенку угрожает переход на искусственное вскармливание.

Клиническая оценка питания ребенка

Здоровый ребенок, получающий количественно и качественно доста­точное питание должен обладать всеми клиническими признаками эйтрофии: хорошее состояние ребенка, его радостное эмоциональное отношение к окру­жающему, устойчивые положительные сдвиги в физическом развитии, нор­мальное психомоторное и интеллектуальное развитие, отсутствие патологиче­ских изменений внутренних органов при физикальных и специальных видах обследования, нормальные лабораторные показатели.

Ранние клинические признаки недостаточности питания:

  • изменение поведения ребенка: возбудимость, беспокойство, невротизация;
  • изменяется отношение к воде: жадно начинает пить и сразу же бросает;
  • стул становится редким;
  • изменяется кривая массы, происходит ее уплощение; быстро уменьшается толщина подкожно-жирового слоя на груди и животе, затем на конечностях; рост может идти удовлетворительно;
  • «торможение» нейропсихического развития;
  • дистрофические изменения кожи и слизистых оболочек, волос;
  • диспепсические расстройства;
  • гипохромия эритроцитов, анемизация;
  • симптомы полигиповитаминоза и минеральной недостаточности, прежде всего железа.

Предметы ухода

  • стерильное вазелиновое масло;
  • стерильная вата;
  • соски (6 штук) и эмалированная кастрюля для их кипячения;
  • термометры для измерения температуры тела и воды;
  • баллончик для клизмы;
  • газоотводная трубка;
  • грелка;
  • ножницы;
  • глазные пипетки (2 – 3 штуки);
  • свежеприготовленный 5% раствор перманганата калия;
  • раствор этилового спирта (70°);
  • 3% раствор перекиси водорода;
  • раствор фурацилина;
  • 5% спиртовой раствор йода или 1% раствор бриллиантового зеленого.

Требования к детской комнате

Детская комната должна быть:

  • тщательно убрана (при необходимости – отремонтирована) еще до рождения ребенка;
  • достаточно светлой;
  • освобождена от лишней мебели, а главное — от ковров, открытых книг, картин (перечисленные предметы — коллекторы аллергенной домашней пыли);
  • температура воздуха в помещении должна быть в пределах +20-22 °С; ежедневно следует проводить влажную уборку (в летнее время, когда скапливается особенно много уличной пыли, уборка проводится 2 раза — утром и вечером);
  • частота проветривания зависит от погодных условий, но не менее 4 раз по 15-20 мин; даже в холодное время года форточку открывают на 10-15 мин несколько раз в день, при этом температура воздуха должна понизиться не менее чем на 2 °С; летом окно (форточку, фрамугу) держат открытыми целый день, затягивая их марлей или сеткой (защита от укусов насекомых);
  • вначале во время проветривания ребенка следует выносить в другое помещение, постепенно младенца приучают находиться в комнате и при открытой форточке (при отсутствии сквозняка);
  • в этой комнате нельзя стирать, сушить белье, пользоваться предметами бытовой химии и парфюмерными средствами (типа дезодорантов) и, конечно же, курить (даже на балконе; пассивное курение опасно, особенно для детского организма, в связи с большим риском респираторных и аллергических заболеваний).

Требования к кроватке

Кроватка должна быть:

  • расположена в светлом месте, но так, чтобы ребенок не находился под прямыми солнечными лучами, рядом с отопительными приборами или на сквозняке;
  • стоять головным концом к окну;
  • иметь такие боковые стенки, которые свободно пропускали бы воздух (сетчатые, решетчатые);
  • изготовлена из материала, который можно мыть и ежедневно протирать;
  • на дно кроватки кладут жесткий матрац, который покрывают клеенкой, а затем простынкой;
  • в подушке новорожденный не нуждается, он должен лежать на ровной поверхности, под голову кладут пеленку, сложенную в несколько раз, при необходимости (например, при частых срыгиваниях) можно приподнять головной отдел кроватки на 2 – 3 см;
  • использовать постельные принадлежности из пуха и пера нельзя, так как они способст­вуют искривлению позвоночника (из-за мягкости), повышают риск перегревания и воз­никновения аллергических реакции;
  • не следует пользоваться коляской как кроваткой: она мало проницаема для воздуха, во время прогулки пачкается, а длительный сон в ней способствует перегреванию, искривлению позвоночника и раз­дражению вестибулярного аппарата, что негативно сказывается на ребенке;
  • укладывают новорожденного только на бок и ни в коем случае на спину лицом вверх (опасность аспирации при срыгиваниях); укладывать на живот ребенка можно только во втором полугодии жизни (из-за риска расстройства дыхания во сне в первом полугодии);
  • рядом с кроваткой необходимо расположить стол для пеленания, тумбочку для предме­тов ухода;
  • положение на животе во время сна со второго полугодия считают физиологичным и полез­ным — свободная поза, нет опасности аспирации, профилактика деформаций костной системы, укрепление затылочных и спинных мышц.

Комплект одежды новорожденного

Вид одежды

Кол-во один на день

Распашонка из хлопчатобумажной ткани

6 – 8

Распашонка из фланели

5 – 6

Пеленка тонкая из хлопчатобумажной ткани размером 100×100 см

20 – 24

Пеленка теплая из фланели размером 100×100 см

8 – 15

Подгузник из марли размером 50×50 см

20 – 24

Памперсы

10 – 20

Косынка тонкая на голову

2 – 3

Пододеяльник

2 – 3

Одеяло байковое

2

Одеяло шерстяное

1

Одеяло ватное

1

Клеенка детская размером 100×100 см

1

Клеенка детская размером 30×30 см

1

Правила хранения чистого и грязного белья, стирки, проглаживания

  • детское белье хранят и стирают отдельно от белья других членов семьи (это правило хранения касается как грязного, так и чистого белья);
  • пеленку, которую ребенок обмочил в первый раз, достаточно прополоскать в теплой воде и просушить;
  • если пеленка обмочена во второй раз, ее необходимо простирать с мылом (лучше дет­ским);
  • пеленки, запачканные фекальными массами, замачивают в тазу и сразу же стирают;
  • накопившееся за день грязное белье не только простирывают, но и кипятят (особенно это важно до заживления пупочной ранки);
  • в первые месяцы (особенно первый) лучше использовать мыло, а затем только стираль­ный порошок, предназначенный для детского белья;
  • прополаскивание должно быть тщательным (неоднократным);
  • высушенное белье проглаживают с двух сторон, но только до достижения ребенком 1 месяца; в последующие сроки — с одной стороны, чтобы не нарушить пористость ткани, а значит, и ее воздухопроницаемость;
  • новое одеяло (шерстяное, ватное) проглаживают через влажную тряпку;
  • недопустимо подсушивать мокрые пеленки, не простирывая их (это чревато раздраже­нием кожи кристалликами мочевой кислоты, возникновением опрелостей, инфицирова­нием, пиодермией).

Техника пеленания

Оснащение:пеленальный стол, ситцевая пеленка, флане­левая пеленка, под­гузник, хлопчатобумажный кон­верт, байковое одеяло.

  • В первые дни при пеленании покрывают руки и голову, со 2 – 3-го дня жизни их оставляют свободными.
  • На пеленальном столе расстилают флане­левую пеленку, сверху тонкую ситцевую, а на нее кладут под­гузник, сложенный треугольником.
  • Ребенка укладывают так, чтобы верхний край прямоугольных пеленок распола­гался на уровне подмышечных впадин, а широкая часть подгузника – под спиной.
  • Нижний конец подгузника проводят между ног ребенка на живот, боковые заворачивают поочередно во­круг туловища.
  • Затем оборачивают во­круг туловища сначала один, затем другой край прямоугольной тонкой пеленки, нижний край загибают квер­ху, и концы подворачивают кзади.
  • Таким же образом оборачивают и флане­левую пеленку.
  • Запеленатого ребенка помещают в хлопчатобумажный кон­верт на байковое одеяло, сложенное в несколько слоев. Если нет конверта, ребенка (в зависимости от времени года) за­вертывают в байковое одеяло или покрывают льняным покрывалом.
  • В жаркую погоду ребенка оставляют без покрывала.

Менять пеленки нужно перед кормлением, а также после каждого мочеиспускания и дефекации. Ис­пользованные пеленки нужно обязательно стирать. Нельзя подсушивать мокрые пеленки, так как оставшиеся на них соли раздражают кожу ребенка.

Методика антропометрии детей до 2 лет

Длина телаизмеряется горизонтальным ростомером в виде широкой доски длиной около 100 см и шириной 40 см. Вверху доски имеется неподвижная поперечная планка, внизу – подвижная поперечная планка, которая легко передвигается по сантиметровой шкале, нанесенной с левой стороны доски ростомера. Для измерения длины тела ребенка укладывают на спину, чтобы макушка головы прикасалась к неподвижной поперечной планке. При этом голова фиксируется помощником так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка должны быть выпрямлены и прижаты к доске ростомера; к стопам, согнутым под прямым углом по отношению к голени, подводят подвижную планку ростомера. Расстояние между обеими планками ростомера и будет длиной тела.

Массу телаопределяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г. Для этого весы устанавливают горизонтально и уравновешивают, ориентируясь на указатель равновесия. Затем взвешивают пеленку, которую кладут на лоток весов. При закрытом коромысле на весы и ранее взвешенную пеленку укладывается полностью раздетый ребенок таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ножки – на узкой. Если ребенок умеет сидеть, то его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на узкой части. Взвешивающий стоит прямо перед коромыслом весов, правой рукой перемещая гири, а левой страхуя ребенка от падения. Показания снимают с той стороны гири, где имеется вырезка, нижняя гиря помещается только в имеющиеся на шкале гнезда. Для определения массы тела ребенка из показаний весов необходимо вычесть вес пеленки.

Техника выполнения медицинских ма­нипуляций по уходу за кожей, пупочной ранкой, полостью рта, глазами, носом, половыми органами (ежедневный туалет новорожденного), гигиенические ванны:

  • туалет новорожденноголучше проводить утром;
  • ребенка разворачивают и раздевают полностью;
  • при необходимости подмывают;
  • внимательно осматривают кожные покровы, особенно естественные складки (излюбленная локализация опрелостей);
  • лицоумывают промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипяче­ной водой;
  • глазаобрабатывают ватными тампонами, смоченными также кипяченой водой, от на­ружного угла глаза к внутреннему (для каждого глаза используют отдельный тампон).

    Важно при этом следить, чтобы вода не попадала из одного глаза в другой (поэтому, промывая правый глаз, голову ребенка тоже поворачивают вправо, и наоборот).

    Анало­гично данной обработке глаза просушиваются сухими ватными тампонами.

  • туалет носапроизводят тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном расти­тельном масле (особенно если в носовых ходах сухой секрет или корочка) или кипяченой воде (для каждого носового хода и пользуют отдельный жгутик); движения — поступа­тельно-вращательные, глубина введения до 1-1,5 см.
  • наружные слуховые проходыпрочищают тугими ватными жгутиками либо сухими, либо смоченными в стерильном растительном масле (для размягчения корочек); движе­ния вращательные, в пределах видимости; для каждого прохода — отдельный жгутик. Уши обрабатывают 1 раз в неделю или по мере необходимости. Использование твердых предметов (спичек, шпилек) при обработке ушей исключается, как и при обработке носовых ходов.
  • для осмотра слизистой полости рта необходимо слегка нажав на подбородок и открыть рот ребенка, при отсутствии патологических изменений слизистую оболочку рта не об­рабатывают, так как она сухая и легко травмируется.
  • обработку естественных складок проводят каким-либо гигиеническим средством для детей растительным маслом (наносить на ватный тампон), кремом или присыпкой в строгой последовательности: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные, паховые, ягодичные складки. Паховые и ягодичные складки в силу максимальной загрязненности всегда нужно обра­батывать в последнюю очередь. Гигиенические средства «выбирает» кожа ребенка с учетом ее индивидуальной чувст­вительности. Если используют детскую присыпку, то необходимо предусмотреть прикрытие половой щели у девочек (во избежание раздражения слизистой вульвы).

    Естественные складки обрабатывают 2-3 раза в день (например, утром и после гигие­нической ванны).

  • после проведенного туалета надеть на ребенка чистое белье;
  • ногтистригут 1 раз в 5-7 дней, на руках округло, на ногах — прямолинейно; ножницы (лучше специальные детские) предварительно протирают этанолом;
  • после дефекации ребенка подмывают под проточной водой (37-36 °С), можно использовать марлевые салфетки. Положение ребенка — на предплечье и кисти, лицом кверху; движения руки — спереди назад, в последнюю очередь обрабатывают анус (особенно у девочек с целью профилактики попадания инфекции в половые органы и мочевыделительную сис­тему).

    Просушивание осуществляют промокательными движениями;

  • после мочеиспускания подмывание целесообразно делать после каждого 3-4-го мочеиспускания, что весьма индивидуально).

Уход за пупочной ранкой новорожденного

До проведения исследования и после необходимо вымыть и обработать руки антисептическим раствором.

Оснащение

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

  • Стерильная пипетка — 1 шт.
  • Стерильный пинцет — 1 шт.
  • Лоток для обработанного материала — 1шт.

Лекарственные средства

  • Антисептический раствор — 2 разовые дозы.
  • 3% раствор перекиси водорода — 50 мл.
  • 70% этиловый спирт — 10 мл.
  • 1 % раствор бриллиантового зелёного — 5 мл.

Прочий расходуемый материал

  • Мыло — для обработки рук. Стерильный ватный тампон — 5 шт

Алгоритм ухода за пупочной ранкой новорожденного

1. Подготовка к процедуре:

  1. представиться маме (или другим родственникам новорожденного), объяснить цель и ход предстоящей процедуры;
  2. подготовить необходимое оснащение;
  3. вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором;
  4. распеленать ребенка в кроватке (или на «нестерильном» пеленальном столе).

    Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.

2. Выполнение процедуры:

  1. Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки.
  2. С помощью пипетки или ватного тампона, взятого пинцетом, обильно покрыть пупочную ранку 3% раствором перекиси водорода.
  3. Через 20-30 с просушить ранку, тушируя ее сухим стерильным ватным тампоном с помощью пинцета.
  4. Обработать ранку и кожу вокруг пинцетом с ватным тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом (движением изнутри кнаружи).
  5. Другим ватным тампоном, смоченным в 1% растворе бриллиантового зелёного, обработать только ранку, не касаясь кожи вокруг ранки.

3. Окончание процедуры:

  1. Сбросить отработанный материал в емкость для дезинфекции или пакет для утилизации в соответствии с классом отходов.
  2. Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.
  3. Запеленать ребенка или одеть.
  4. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Достигаемые результаты и их оценка:

Отсутствие видимых изменений (раздражений) со стороны пупочной ранки новорожденного.

Гигиеническая ванна:

  • купание в первые 6 месяцев ежедневное (во втором полугодии — через день).
  • срок начала проведения гигиенической ванны определяет врач (до или только после заживления пупочной ранки).
  • если купание назначено, но ранка пока полностью не зажила, то в воду добавляют рас­твор перманганата калия до получения слабо-розового цвета (кристаллики предвари­тельно растворяют в отдельной емкости).
  • воду кипятят только в том случае, если ее берут из открытых водоемов.
  • используют специальную детскую ванночку, предназначенную только для купания ре­бенка, хранят ее в чистом месте, перед использованием моют с мылом, а затем ополаски­вают горячей водой.
  • температура воды для купания — 37°С, температура воздуха в помещении — не ниже 22°С.
  • купать лучше вечером (в интервале 19-20 час).
  • мыло используют не чаще 1-2 раза в неделю (профилактика сухости кожи), намылива­ние производят на «рукавичку», комок ваты или мягкой ткани, на руку (мочалки, губки еще грубы для нежной кожи младенца).
  • продолжительность ванны 5-7 мин.
  • на последнем этапе проводят обливание водой, температура которой на 1°С ниже тем­пературы воды в ванночке — элемент закаливания;
  • обсушивание проводят промокательными движениями, затем обрабатывают естествен­ные складки, пеленают и кормят ребенка.

Прогулки

  • в летнее время новорожденного можно выносить на прогулку практически сразу после выписки из роддома (на 2-3 день), вначале на 20-40 мин, затем быстро увеличивая время пребывания на свежем воздухе до 6-8 час в день;
  • зимой же в средней полосе России детей впервые выносят на улицу в возрасте 2-3 недели при температуре воздуха не ниже — 5 °С, начиная с 15-20 мин и постепенно доводя это время до 1,5-2 часов 2 раза в сутки (подход осуществляют индивидуально, с учетом погоды).

Оценка и регистрация стула.

У новорожден­ных первородный кал (меконий), представляющий собой густую вязкую массу темного цвета, отходит к концу пер­вых суток жизни. На вторые-третьи сутки появляется переходный стул, имеющий кашицеобразную кон­систенцию, темноватого цвета, затем устанавливается нормальный стул желтого цвета с кислым запахом (груд­ной стул).

Частота стула у новорожденных — 2-6 раз в сутки, у старших детей — 2-4 раза в сутки.

Характер и частота стула зависят от вида вскармлива­ния. При грудном вскармливании стул бывает 3-4 раза в сутки, желтого цвета, кашицеобразный, с кислым запахом. При искусственном вскармливании стул наблюдается реже, 1-2 раза в сутки, более плотный, оформленный, светло-зеленый, иногда серовато-глинистый, по консис­тенции напоминает замазку, с резким запахом.

Жидкий стул может быть при расстройствах пищеваре­ния; цвет кала меняется, появляются патологические при­меси в виде слизи, зелени, крови и т.д.

Элементы воспитания новорожденных

НПР – воспитание

Первые игрушки подвешивают над грудью ребенка не ниже 50 см и их периодически меняют Яркая одноцветная игрушка для подвешивания. Для развития зрительного, сосредоточения. Для разглядывания, лежа на животе

Физическое развитие – тактильный массаж

Неспециальные методы закаливания применяют сразу после рождения ребенка. После рождения ребенок проходит период адаптации к внеутробной среде обитания, который занимает от 1 недели до 1,5-2 месяцев. Неспециальные методы включают подбор одежды ребенка в соответствии с температурой окружающей среды и создание пульсирующего теплового режима в помещении.

Существенное значение имеет правильное одевание ре­бенка, начиная с периода новорожденности. При температуре воздуха +21-22 °С ребенка первых месяцев жизни во время бодр­ствования необходимо одевать в легкую распашонку и бай­ковую кофточку. Ситце­вую или байковую шапочку носят только до 2-недельного воз­раста. Во время бодрствования малыш осуществляет большое количество движений. Уже в возрасте 1 месяца, когда удлиняется период бодрствова­ния, детям можно надевать ползунки, в которых свободно осуществляются движения.

Вид одежды ребенка при различной температуре воздуха в помещении

(по данным Г.В.Терентьевой)

Температура

воздуха

Вид одежды

+23˚ С и выше

1-2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое хлопчатобумажное платье с короткими рукавами, носки, босоножки

от +21˚ до +22˚С

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье с длинными рукавами

от +18˚ до +20˚С

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, плотное хлопчатобумажное или полушерстяное платье с длинными рукавами

от +16˚ до +17˚ С

3-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, трикотажное или шерстяное платье с длинным рукавом, колготы, туфли (теплые тапочки)

Неспециальное закаливание возможно и при проведении гигиенических процедур, например при умывании, или купании ребенка. В первые месяцы жизни лицо ребенка умывают теплой водой, температура которой 32–33 °С. Затем постепенно сни­жают температуру воды.

Специальные методы закаливания

Закаливание воздухом

Воздушная ванна– это первая в жизни ребенка специальная закаливающая про­цедура.

Проведение воздушных ванн, как и других закаливающих специальных процедур, целесообразно осуществлять в утреннее, либо в вечернее время (в 17-18 часов).

Воздушные ванны должны проводиться не ранее, чем через 1,5 часа после еды и не позднее, чем за 30 минут до еды. В это время у ребенка определяются высокие исходные энергетические траты, высокий уровень метаболизма и способ­ность мобилизовать энергетические и пластические ресурсы для осуществления адаптивных реакций. В этот период дня максимально выражены и восстановительные процессы после осуществления двигательной активности и других закаливаю­щих воздействий.

Смена пеленок, переодевание, раздевание новорожденного перед купанием – это первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры. Для грудного ребенка температура воздуха, как в комнате, так и на улице при воздушной ванне должна быть не ниже 220С. После соответствующих тренировок температура при воздушной ванне может быть 20 и 180С.

Воздушные ванны необходимо проводить осторожно; продолжительность их вначале не должна превышать 2 – 3 мин. постепенно время увеличивают

Примерные комплексы закаливающих мероприятий

для детей в зависимости от возраста:

1 – 3 месяца

  1. Температура воздуха в помещении – +22°С.
  2. Сон на воздухе при температуре от –10 до +30°C.
  3. Воздушная ванна во время пеленания и массажа 5–6 минут.
  4. Умывание водой температурой +28°С.
  5. Купание при температуре воды +36-

Контрольные вопросы

  1. Анатомо-физиологические особенности новорожденных и детей грудного возраста, имеющие значение для организации ухода.
  2. Режим дня и кормлений детей грудного возраста.
  3. Приготовление смесей для вскармливания грудных детей
  4. Кормление грудных детей из бутылочки.
  5. Кормление через зонд.
  6. Контрольное кормление.
  7. Обработка сосок и бутылочек для детского питания.
  8. Уход за кожей и слизистыми оболочками.
  9. Обработка пупочной ранки, глаз, ушей, носа, полости. Проведение гигиенической ванны. Подмывание.
  10. Пеленание детей, надевание и смена памперсов, подбор одежды и одевание детей.
  11. Наблюдение за весом. Взвешивание, измерение длины тела, окружности головы и грудной клетки.
  12. Оценка стула и его регистрация в температурном листе.
  13. Профилактика деформаций скелета. Правила пользования кувезом.
  14. Транспортировка ребенка грудного возраста.

Тестовые задания Вариант 1

Выберите два правильных ответа.

1. ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУДНОГО МОЛОКА

  1. отсутствие бифидобактерий
  2. стерильность
  3. наличие антител
  4. высокая калорийность

Выберите один правильный ответ.

2. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ

  1. 5-10 минут
  2. 10-20 минут
  3. 20-30 минут
  4. 40 минут

Выберите один правильный ответ.

3. КОНТРОЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ ПРОВОДЯТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  1. массы тела
  2. количества высосанного молока
  3. количества прикорма
  4. количества докорма

Выберите один правильный ответ.

4. ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПУПОЧНОЙ РАНКИ ИСПОЛЬЗУЮТ

  1. 25 раствор гидрокарбоната натрия
  2. 3% раствор перекиси водорода
  3. 5% раствор перманганата калия
  4. анилиновые красители

Выберите один правильный ответ.

5. ДЛЯ ОБРАБОТКИ КАТАРАЛЬНОГО ОМФАЛИТА ИСПОЛЬЗУЮТ

  1. 3% раствор перекиси водорода, 70% раствор этилового спирта, 5 % раствор перманганата калия
  2. 70% раствор этилового спирта и 5 % раствор перманганата калия
  3. 2% раствор бриллиантового зеленого и 5% раствор йода
  4. стрептоциновой эмульсией

Выберите один правильный ответ.

6. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПРЕЛОСТЕЙ

  1. дефекты ухода
  2. инфицирование
  3. охлаждение
  4. перегревание

Выберите один правильный ответ.

7. ОСОБЕННОСТИ УХОДА ПРИ ОПРЕЛОСТЯХ

  1. согреть ребенка
  2. провести воздушную ванну
  3. дать обильное питье
  4. обработать кожу нистатиновой мазью

Выберите один правильный ответ.

8. ЭЛЕМЕНТЫ УХОДА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОТНИЦЫ ИСКЛЮЧАЮТ

  1. воздушные ванны
  2. лечебные ванны с крахмалом
  3. устранение перегревания
  4. гигиенические ванны

Выберите один правильный ответ.

9. ТАКТИКА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ У НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА ОМФАЛИТА

  1. вызов врача, изоляция ребенка
  2. вызов врача, обработка пупочной ранки
  3. изоляция ребенка, обработка пупочной ранки
  4. перевод ребенка в отделение патологии новорожденных

Выберите один правильный ответ.

10. ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ ДЛЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОМУ

  1. 34 — 35°С
  2. 36 — 37°С
  3. 38 — 39°С
  4. 40 — 41°С

Выберите один правильный ответ

11. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ГИПЕРТЕРМИИ У НОВОРОЖДЕННОГО

  1. положить в кувез
  2. вызвать врача, раздеть ребенка
  3. поить
  4. ввести антипиретики

Выберите два правильных ответа.

12. НЕЗАВИСИМЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРИ ГНОЙНО-СЕПТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НОВОРОЖДЕННЫХ

  1. введение антибиотиков внутримышечно
  2. гигиенический уход
  3. введение антибиотиков внутривенно
  4. контроль температуры тела

Выберите два правильных ответа.

13. ВВИДУ НЕЗРЕЛОСТИ КОЖИ НОВОРОЖДЕННОГО ОТМЕЧАЕТСЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ СЛЕДУЮЩИХ ЕЕ ФУНКЦИЙ

  1. теплорегуляторной
  2. выделительной
  3. дыхательной
  4. чувствительной

Вариант 2

Выберите один правильный ответ.

1. ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ОПРЕЛОСТИ СКЛАДКИ КОЖИ НОВОРОЖДЕННОГО ОБРАБАТЫВАЮТ

  1. стерильным растительным или вазелиновым маслом
  2. физраствором
  3. раствором фурацилина
  4. раствором полиглюкина

Выберите один правильный ответ.

2. ПОЛОСТЬ РТА ЗДОРОВОМУ НОВОРОЖДЕННОМУ

  1. обрабатывают ватным шариком
  2. обрабатывают ватно-марлевым шариком
  3. обрабатывают марлевым шариком
  4. не обрабатывают

Выберите два правильных ответа.

3. КОРМЛЕНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЗОНД ОБУСЛОВЛЕНО

  1. температурой тела
  2. отсутствием сосательного рефлекса
  3. тяжестью состояния ребенка
  4. массой тела

Выберите два правильных ответа.

4. К МЕРОПРИЯТИЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РАЗВИТИЯ КАНДИДОЗА (МОЛОЧНИЦЫ) У НОВОРОЖДЕННЫХ ОТНОСЯТ

  1. раннее прикладывание ребенка к груди матери
  2. искусственное вскармливание
  3. назначение нистатина
  4. использование одноразовых предметов ухода за новорожденными

Выберите два правильных ответа.

5. В УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ ГРУДНОГО РЕБЕНКА НЕ ВХОДИТ

  1. гигиеническая ванна
  2. обработка глаз
  3. обработка полости рта
  4. обработка носа

Выберите два правильных ответа.

6. К АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ОТНОСЯТ

  1. массу тела
  2. частоту дыхательных движений
  3. частоту сердечных сокращений
  4. окружность головы

Выберите один правильный ответ.

7. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ГИПЕРТОНУС МЫШЦ-СГИБАТЕЛЕЙ У ГРУДНОГО РЕБЕНКА СОХРАНЯЕТСЯ ДО ВОЗРАСТА

  1. 1-2 месяцев жизни
  2. 5-6 месяцев жизни
  3. 3-4 месяцев жизни

Выберите один правильный ответ.

8. ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ У НОВОРОЖДЕННОГО СОСТАВЛЯЕТ В 1 МИНУТУ

  1. 80 — 100
  2. 150 — 180
  3. 120 — 140
  4. 100 — 110

Выберите один правильный ответ.

9. ЧИСЛО МОЧЕИСПУСКАНИЙ В СУТКИ В ГРУДНОМ ВОЗРАСТЕ

  1. 15 раз
  2. 25 раз
  3. 10 раз
  4. 7 раз

Выберите два правильных ответа.

10. ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ ЗДОРОВОГО НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА

  1. поверхностное
  2. ритмичное
  3. глубокое
  4. аритмичное

Выберите два правильных ответа.

11. ЦЕЛЬ ПЕРВИЧНОГО ПАТРОНАЖА НОВОРОЖДЕННОГО

  1. провести антропометрию
  2. оказать консультативную помощь
  3. пригласить в поликлинику

Выберите один правильный ответ.

12. КОНТРОЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ РЕБЕНКА ПРОВОДЯТ С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  1. количества высосанного молока
  2. массы ребенка
  3. количества выпитой воды
  4. динамики отеков

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

В отделение патологии новорожденных поступил ребенка в возрасте 20 дней. Диагноз при поступлении: Перинатальное поражение ЦНС.

Мать обратилась к постовой медсестре с жалобами на появление беспокойства ребенка.

Палатная медсестра пришла в палату и отметила, что в палате очень душно, форточка закрыта, температура воздуха в 26ºС. Ребенок закутан в байковое одеяло, на голове фланелевая шапочка. Ребенок кричит.

При осмотре кожа гиперемирована, кожная на ощупь, имеется мелкопятнистая сыпь, особенно много сыпи в подмышечных и паховых складках. Ребенок жадно пьет воду.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме.
  2. Проведите беседу о правилах ухода за ребенком.
  3. Обучите мать проведению воздушной ванны.

Задача 2

Ребенку 1,5 мес. в течение 2 недель находится на лечении в отделении для детей раннего возраста. Диагноз: Перинатальная патология ЦНС.

Мать отмечает, что ребенок стал частот беспокоиться, плохо спит, не выдерживает промежутки между кормлениями, хотя до госпитализации выдерживал 3-3,5 часа между кормлениями. Стул стал более редким – 1-2 раза в сутки, кашицеобразный, без примесей.

Находится на естественном вскармливании, но кормления проводятся беспорядочно. После кормления беспокоен. Жадно пьет воду.

Ребенок от первой беременности, нормально протекавшей. Масса при рождении 3400 г, длина 51 см.

Температура тела – 36,6°С, масса 3500, длина 54 см, кожа бледная, чистая

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме.

  2. Объясните матери правила контрольного взвешивания.

Задача 3

Ребенок в возрасте 4-х суток находится в палате совместного пребывания ребенка и матери.

В течение нескольких кормлений ребенок очень беспокоится у груди, с трудом захватывает сосок. Мать отмечает, что молока стало очень много, грудные железы плотные. Не может сцедить молоко. Роды первые, срочные, без особенностей.

Состояние ребенка удовлетворительное. Кожа и слизистые чистые. Стул переходный. Рефлексы новорожденных выражены хорошо. Из бутылочки жадно сосет сцеженное грудное молоко. Грудные железы у матери плотные, горячие на ощупь, хорошо выражена сосудистая сеть.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме.

  2. Расскажите о подготовке матери и ребенка к кормлению.

18