Методические рекомендации для студентов
Тема занятия «Общение как коммуникация»
Значение темы:
Мы продолжаем изучение процесса общения. На сегодняшнем занятии мы более подробно остановимся на коммуникативной стороне общения.
Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Информация не только передается, но и создается, уточняется, развивается, условием чего является понимание.
В общении проявляется взаимовлияние, т.е. воздействие на поведение другого человека, изменение типа отношений между участниками коммуникации. Для взаимовлияния необходима единая и сходная система кодификации и декодификации для обеспечения понимания (т.е. говорить так, чтобы тебя поняли).
Эффективность общения можно определить по каналам обратной связи. При обмене информацией возникает коммуникативное влияние, коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются ролями.
Психологические препятствия на пути адекватной передачи информации называются коммуникативными барьерами. Их проявление может быть связано с различиями социальной или личной ориентации участников общения.
Итак, специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего, в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существовании различных уровней передачи информации.
Основным средством общения является речь. Грамотное владение этим средством – залог успешного взаимодействия как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.
На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должензнать:
· характеристику общения как обмена информацией
· феномен «обратной связи» в коммуникации
· понятие и виды барьеров общения
· уровни передачи информации
· необходимость самопонимания и саморегуляции в процессе профессионального общения
уметь:
· целенаправленно организовывать общение и управлять им
· применять техники и приемы эффективного общения
Общение как средство передачи информации
... и невербальных средств передачи информации. Глава 1. Общение как средство передачи информации Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается ... общения – это способы кодирования, передачи и переработки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация ...
· исследовать и применять приемы эффективного слушания
· диагностировать барьеры общения и преодолевать их
овладеть общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
овладеть профессиональными компетенциями,соответствующим основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.6. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий
ПК 2.5. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий
ПК 3.6. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий
ПК 4.5. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий
ПК 5.6. Участвовать в гигиеническом обучении и аттестации работников отдельных профессий
План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Устный опрос.
1. Дать определение понятиям коммуникатор и реципиент.
2. Охарактеризовать феномен обратной связи. Что представляет собой прямая и косвенная обратная связь ? В чем их функции ?
3. Охарактеризовать типы воздействия в ходе коммуникации.
4. Охарактеризовать модель коммутативного процесса.
5. Раскрыть классификацию средств общения: вербальные и невербальные.
6. Какова функция невербальной коммуникации в процессе общения ?
7. Охарактеризовать оптико-кинетическую систему невербальной коммуникации.
8. Охарактеризовать пара- и экстралингвистическую систему невербальной коммуникации.
9. Охарактеризовать дистанции общения. Каковы условия использования данных дистанций в межличностном и деловом общении ?
10. Какова специфика визульного общения ?
11. Дать определение психологических барьеров общения. Раскрыть классификацию барьеров понимания.
12. Раскрыть классификацию барьеров социально-культурного различия, привести примеры.
13. Раскрыть классификацию барьеров отношения, привести примеры.
14. Дать общие рекомендации по преодолению барьеров общения.
Самостоятельная работа.
2.1. Выполнить задание 1.1. из психологического практикума (Приложение 1).
Изучение дополнительного теоретического материала на тему «Правила и приемы эффективного слушания», составление краткого конспекта в тетради.
Тренинговое упражнение.
Под руководством преподавателя выполнить задание 2.1. из практикума (Приложение 2).
Отработка приемов саморегуляции поведения в ходе выполнения тренингового упражнения «Скрытые мотивы».
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Работа с основными и дополнительными источниками. Конспект на тему «Перцептивная и интерактивная стороны общения»: характеристика общения как восприятия людьми друг друга, интерактивной стороны общения, психологические барьеры общения, понятие, механизмы социальной перцепции и рефлексии; интерактивная сторона общения, виды социальных мотивов и стратегий взаимодействия.
Психология посттравматического стресса
... образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301.65 – «Психология», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов ... эти знания в профессиональной деятельности. Программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» предусматривает комплексное, последовательное изучение теоретических и методологических ...
Составление таблицы «Барьеры общения». Выполнение психотехнических упражнений с предоставлением отчета. (Приложение 3)
Литература:
Основные источники:
1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.
Дополнительные источники:
1. Административно-управленческий портал. Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие: портал. – URL: http://www.aup.ru/books/m161. (Дата обращения: 15.12.2012)
2. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. – URL: http://www.syntone.ru/library/books/content/2367.html. Дата обращения: 16.02.2011.
3. Меткин Н.В. Теоретические и практические аспекты разрешения конфликтов. URL: . Дата обращения: 16.02.2011
4. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие- 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.
5. Психология ОНЛАЙН. Библиотека психолога: портал. – URL: http://www.psychological.ru/default.aspx?p=26. Дата обращения: 16.02.2011
6. Руденко А.М. Психология. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.
7. Руденко А.М. Управленческая психология. Серия «Среднее профессиональное образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 345 с.
8. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие. — М: «КноРус», 2012. – 440 с.
9. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. Серия «Медицина». — Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.
10. Самыгин С.И. Социальная психология. Серия «Среднее профессиональное образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 352 с.
11. Самыгин С.И., Столяренко С.Д. Социальная психология. Для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». — Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 256 с.
12. Самыгин С.И., Столяренко С.Д. Социальная психология. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 476 с.
Приложение 1
Психологический практикум
Практикум нацелен на учебные задачи, с одной стороны, и на ориентировку студентов в психологической реальности, которая в последующем проявляется в их профессиональной деятельности.
Задание 1.1. Самостоятельная работа с дополнительным теоретическим материалом на тему «Правила и приемы эффективного слушания» (конспектирование).
Цель: расширить теоретические знания студентов о процессе коммуникации и его эффективности.
Задание для обучающихся:
Самостоятельно изучить дополнительный теоретический материал по теме, составить краткий конспект с основными понятиями темы в тетради.
Теоретический материал для самостоятельной работы на тему «Правила и приемы эффективного слушания».
Существует два вида слушания – нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.
При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: «Да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику.
Даже при нерефлексивном слушании можно значительно облегчить общение с собеседником, поскольку, что даже незначительный знак внимания побуждает продолжать разговор, а нейтральные фразы снимают напряжение.
Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:
– если собеседник хочет высказать свою точку зрения;
– если собеседник говорит о своих проблемах;
– в напряженных ситуациях;
– при разговоре с вышестоящим по должности (если, например, вас критикует начальник).
Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации.
Однако, как правило, при деловом общении одного нерефлексивного слушания недостаточно, поэтому нужно всегда помнить, что оно представляет собой лишь первый этап овладения техникой слушания.
Второй этап – это рефлексивное слушание.
Рефлексивное слушание – вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника. К рефлексивному слушанию относят эмпатическое и активное слушание.
Эмпатическое слушание. При эмпатическом слушании участник общения уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов, пониманию того, какое у собеседника отношение к тому, что он говорит.
Правила эмпатического слушания:
1) важно освободиться от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на восприятие его чувств;
2) в своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить его переживание, чувство, продемонстрировать не только их правильное восприятие, но понимание и принятие;
3) отражение чувств партнера должно осуществляться без интерпретации его поступков и скрытых мотивов поведения, приведших к конкретным действиям, не стоит объяснять ему свое мнение о причинах возникновения у него этого чувства;
4) необходимо держать паузу. Не следует торопиться с дополнительными соображениями, разъяснениями.
Активное слушание – это искусство понимания. Процесс расшифровки смысла сообщений, выяснения реального значения сообщения. Активный слушатель должен уверить говорящего, что все произносимое будет верно понято им. Понимающий слушатель как бы сообщает говорящему: «Я забочусь о Вас, я принимаю Вас. Я хочу понять Ваш опыт, Ваши чувства и, особенно, Ваши потребности».
Рефлексивное слушание предполагает использование следующих приемов поддержки собеседника:
– выяснение, уточнение:
«я не понял», «повторите еще раз…», «что вы имеете в виду?»,
«не могли бы Вы объяснить?»
– парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостоверится, что вы его правильно поняли:
«вы считаете, что…», «другими словами…»;
– отражение чувств:
«Мне кажется, Вы чувствуете…», «Понимаю, Вы сейчас разгневаны…»;
– побуждение:
«ну и….», «что дальше…»;
– продолжение, то есть вклинивание в фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов;
– оценки:
«ваше предложение заманчиво», «мне не нравится»;
– резюмирование:
«Итак, Вы считаете…», «Ваши слова означают…», «Другими словами…».
Этапы и правила эффективного слушания
Процесс эффективного слушания состоит из трех этапов.
Название этапа | Цель этапа | Способы поддержки собеседника |
1.Информационный | Дать собеседнику высказать свою точку зрения | Поддакивание, побуждение, невербальная поддержка |
2. Уяснение | Убедиться, что вы правильно его поняли | Выяснение, парафраз, отражение чувств |
3. Завершающий | Добиться совместного решения | Оценки, продолжение, резюмирование |
Приложение 2
Психологический практикум
Задание 2.1. Тренинговое упражнение «Скрытые мотивы».
Практика делового взаимодействия показывает, что умение целенаправленно, активно слушать других имеет большое значение для взаимопонимания. Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации
Слушание – процесс активный. Специальные исследования показали, что некоторые современные специалисты ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока – около 25%.
Умение слушать, как метод восприятия информации, используется в деловом общении намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые: слушание – 40% рабочего времени, говорение – 35%, чтение – 16%, письмо – 9%.
Стиль слушания человека зависит от многих факторов: от личности, характера, интересов, пола, возраста, статуса участников общения, от конкретной ситуации.
Цели упражнения: научиться отличать этапы и приемы эффективного слушания, получить навыки эффективного слушания, понять суть активного слушания и действия приемов продержки собеседника.
Процедура проведения:
1. Работа проходит в малых группах (парах, тройках).
2. Инструкции преподавателя (тренера):
Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит карточку (тренер раздает карточки с текстом).
Обратите внимание: на каждой карточке текст разделен на три части: первая часть посвящена общему описанию ситуации, и она зачитывается до начала разговора. Здесь подчеркнута роль, которую будет играть участник – обладатель карточки. Вторая часть текста содержит то, что вы будете открыто говорить своему собеседнику, а в третьей части текста изложена истинная причина поведения участника в ситуации, которую он не готов сразу открыто высказать. Задача второго участника, принимающего на себя другую роль, указанную в карточке, – понять истинную позицию собеседника. При этом он должен использовать уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника, сообщение о своем состоянии и состоянии собеседника. Еще раз обращаю ваше внимание на задачу: вам не нужно решать проблему собеседника, необходимо только понять, в чем дело.
В ходе работы вы проведете два разговора: сначала один из участников пары будет разбираться в проблеме другого, потом – наоборот».
Примеры карточек:
I. 1. Дочь уговаривает отца поехать в санаторий. Отец живет вместе с семьей дочери.
2. Отец отказывается, говоря, что семье дочери будет сложно самой справиться с хозяйством, с детьми.
3. На самом деле у него появился новая знакомая, с которой он не хотел бы сейчас расставаться.
II. 1. Сотрудник приходит к начальнику отдела и говорит, что хочет уволиться.
2. Говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию детей.
3. На самом деле считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и решил уволиться именно поэтому.
III. 1. Старый знакомый, с которым давно не общались, настойчиво приглашает в гости в конкретный день.
2. Говорит, что хотел бы пообщаться, возобновить отношения.
3. На самом деле он начал заниматься сетевым маркетингом и составляет «список знакомых» для привлечения в свой бизнес.
IV. 1. Сын уговаривает мать поехать в санаторий. Мать живет вместе с семьей сына.
2. Мать отказывается, говоря, что семье сына будет сложно самой справиться с хозяйством, с детьми.
3. На самом деле поездка в санаторий совпадает с поступлением внука в первый класс, что мать считает важным событием, на котором мечтала присутствовать.
V. 1. Сотрудник приходит к начальнику отдела и говорит, что хочет уволиться.
2. Говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию детей.
3. На самом деле в коллективе сложились неприязненные отношения, которые тяжело переживаются сотрудником.
VI. 1. Старый знакомый, с которым давно не общались, настойчиво приглашает в гости в конкретный день.
2. Говорит, что хотел бы пообщаться, возобновить отношения.
3. На самом деле он узнал, что вы можете поспособствовать получению хорошей должности.
VII. 1. Девушка говорит своему молодому человеку, что ее подруга приглашает их вдвоем покататься на коньках в пятницу вечером.
2. Молодой человек отказывается, объясняя, что кататься не умеет и не любит.
3. На самом деле в этот вечер он приготовил сюрприз – романтический ужин в ресторане.
VIII. 1. Девушка говорит своему молодому человеку, что ее подруга приглашает их вдвоем покататься на коньках в пятницу вечером.
2. Молодой человек отказывается, объясняя, что кататься не умеет и не любит.
3. На самом деле он предполагает, что это потребует финансовых затрат, которые он не может себе в данный момент позволить.
IX. 1. Подруга отказывается вместе с другой подругой идти в кино, хотя заранее была об этом договоренность.
2. Говорит, что внезапно появились дела, связанные с работой, и она сама позвонит, когда у нее будет время.
3. На самом деле она узнала, что первая подруга сплетничает о ней за ее спиной и решила больше с ней не общаться.
X. 1. Жена вызывает мужа на разговор и настаивает на разводе.
2. Говорит, что разлюбила и не видит смысла дальше жить вместе.
3. На самом деле она очень любит мужа. Жена узнала, что бесплодна и не хочет травмировать мужа.
XI. Подруга отказывается вместе с другой подругой идти в кино, хотя заранее была об этом договоренность.
2. Говорит, что внезапно появились дела, связанные с работой, и она сама позвонит, когда у нее будет время.
3. На самом деле у нее нет денег на билет в кино, но она стесняется в этом признаться.
XII. 1. Жена вызывает мужа на разговор и настаивает на разводе.
2. Говорит, что разлюбила и не видит смысла дальше жить вместе.
3. На самом деле она очень любит мужа. Жена узнала, что он любит другую женщину и не хочет ему мешать строить с ней отношения.
XIII. 1. Студент приходит к декану для того, чтобы забрать документы.
2. Говорит, что тяжело учиться, он не успевает и не сможет сдать сессию.
3. На самом деле у него конфликт с одним из преподавателей, который он не может разрешить.
XIV. 1. Студент приходит к декану для того, чтобы забрать документы.
2. Говорит, что тяжело учиться, он не успевает и не сможет сдать сессию.
3. На самом деле студенту не нравится учиться, вуз ему выбрали родители, и он в тайне от них решил бросить учебу.
XV. 1. Девушка приходит в магазин, где накануне купила платье для того, чтобы его сдать и получить деньги обратно.
2. Девушка говорит продавцу о том, что платье с браком и поэтому необходимо вернуть деньги.
3. На самом деле ей стало жалко денег и разочаровало платье.
3. Группы знакомятся с заданной преподавателем ситуацией, выполняют упражнения. В процессе выполнения упражнения преподаватель может подходить по очереди к каждой из пар, при необходимости вносить коррективы в действия того, кто, используя перечисленные приемы, должен понять собеседника.
4. Презентация результатов работы каждой малой группы с обсуждением. После завершения упражнения можно предложить его участникам обменяться соображениями по поводу использования в беседе приемов активного слушания.
Приложение 3
Домашнее задание:
1. Составление таблицы «Барьеры общения»
Барьер общения | Пример | Способ преодоления |
1. 2. … 12. |
2. Выполнение психотехнических упражнений с предоставлением отчета. Отработать приемы активного слушания, общаясь с родными, друзьями. Проанализировать результат. Ответить на вопрос: В каких ситуациях, какие приемы оказываются наиболее эффективными, а в каких «не срабатывают»?