13.Приемы эффективного запоминания

  1. Приемы эффективного запоминания

Запоминание— это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.Может быть произвольным и не произвольным.

Поставленная цель — запомнить — играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. Исследования П. И. Зинченко и Смирновой.

Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала.

1 кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени( выученный материал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх).

ЭббингаузВ ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.

2 Прочность запоминанияво многом зависитот повторения. Но чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д. Это связано с осмыслением материала.

известны 3 способа заучивания: целостный, частичный и комбинированный. наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М. Н.Шардакова

12 стр., 5603 слов

Память и методы е исследования

... при каждом повторении, подсчитывается частота воспроизведения каждого слова и подводятся выводы о процессе запоминания. 2.4. Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти Факторов ... разработанных направлений. Интересными и до сих пор актуальными остаются взгляды на природу и развитие памяти известных отечественных и зарубежных учёных, таких как ...

Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала.

распределенное во времени заучивание в несолько раз эфф-нее, чем концентрированное

Режим рационального повторения

Если есть два дня

первое повторение — сразу по окончании чтения;

второе повторение — через 20 минут после первого повторения;

третье повторение — через 8 часов после второго;

четвертое повторение — через 24 часа после третьего.

Если нужно помнить очень долго

первое повторение — сразу после запоминания;

второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;

третье повторение — через 1 день после второго;

четвертое повторение — через 2 — 3 недели после третьего;

пятое повторение — через 2 — 3 месяца после четвертого повторения

3 Осмысленное запоминаниев 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).

4. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация.

Мнемо́ника(греч.— искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти.

Метод последовательных ассоциаций связь при помощи воображ преды со след.

Метод связанных ассоциаций Длятого чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Сюда же МЕТОД ЦИЦЕРОНА, Рифмизация и др.

5 стр., 2193 слов

Методы психолого-педагогической диагностики содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. Понятие психолого-педагогической диагностики…………………………...5 2. Основные требования и общепсихологические принципы диагностики ….7 3. Методы психолого-педагогического исследования………………………….8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...…15 Введение Диагностика является теорией и практикой постановки диагноза. Данный термин ...

5. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучшеЭббингаузу;

6. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; это объясняется тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. Зейгарник. исследования в этой области были темой дипломной работы автора.

7. интерес к материалу и внимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания.

8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эфф-ти запоминания спустя некоторое время).

9. З-н действия (практика) Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

10. З-н установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. Однако Исследования П. И. Зинченко и Смирновой убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

МЕТОД Цицерона называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. (можно отнести к ассоциативному)

Техника эффективного запоминания

Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, — Желание.

14 стр., 6872 слов

Развитие памяти младших школьников 2

10 Введение На современном этапе развития психологической науки острой становится проблема памяти. Эта тема особенно актуальна при рассмотрение отдельных возрастных групп (младших школьников, подростков). Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые ...

— Осознание. Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.

— Установление связей. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися знаниями или опытом.

— Яркие впечатления. информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

— Хорошее внимание. 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию.