Цели и задачи контрольной работы
Выполнение студентами контрольной работы по дисциплине «Методика преподавания психологии» предусмотрено учебным планом специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000).
Контрольная работа позволит развить у студентов навыки самостоятельного мышления, поиска и осмысления материала по интересующей тематике, расширить и углубить знания по отдельным темам. Кроме того, контрольная работа позволит преподавателю объективно оценить уровень сформированности теоретических знаний и умений по структурированию полученных знаний.
Цель выполнения контрольной работы состоит в освоении будущими педагогами-психологами знаний и умений методически обрабатывать эти знания.
Задачи контрольной работы:
· освоить умения поиска и отбора необходимой для изучения дисциплины материала;
· закрепить умения выполнения реферативных форм научной работы и стилистически правильного оформления научной мысли;
· отработать навыки методического конструирования содержания учебного материала по дисциплине;
· заложить основы педагогической, психологической и методической культуры будущего педагога-психолога;
· сформировать профессиональную позицию педагога-психолога и его мировоззрения.
Содержание контрольной работы и требования к ее выполнению
Контрольная работа по курсу «Методика преподавания психологии» состоит из следующих элементов:
· титульного листа (приложение 1);
· введение;
· четырех выполненных заданий контрольной работы;
· заключение;
· списка использованной литературы.
Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.
Последняя цифра номера зачетной книжки студента | Вариант контрольной работы |
1 или 5, 9 | |
2 или 6, 0 | |
3 или 7 | |
4 или 8 |
Каждый вариант контрольной работы предполагает выполнение 4-х основных заданий:
Задание 1. Студенту предлагается дать развернутое описание (конспект) основных этапов развития дисциплины «Методика преподавания психологии» в высшей школе в России и за рубежом.
Задание 2. Студенту предлагается перечислить и охарактеризовать вклад педагогов и психологов на разных этапах развития Методики преподавания психологии.
Задание 3. Выполнение данного задания предполагает выделение ключевых понятий по изучаемой теме и схематическое представление связи этих понятий друг с другом.
Задание 4 предполагаетанализ нормативно-правового обеспечения обучения психологии.
В конце контрольной работы целесообразно представить заключение о проделанной работе и список используемой литературы. При этом список, составленный и используемый студентом при выполнении контрольной работы может отличаться от рекомендованного библиографического списка, предложенного в конце каждого варианта. В списке литературы кроме бумажных носителей (книг, журналов, статей и т.п.) могут приводиться и электронные ресурсы (Автор статьи. Название статьи или страницы сайта // WEB-адрес сайта).
Контрольные задания по вариантам
Вариант 1
Задание 1. Изучить и составить развернутый конспект основных этапов развития дисциплины «Методики преподавания психологии» в высшей школе в период 18 – 19 веков.
Задание 2. Проанализировав основные этапы развития дисциплины «Методики преподавания психологии» в высшей школе в период 18 – 19 веков, необходимо выделить и охарактеризовать вклад педагогов и психологов в развитие данной отрасли науки. Необходимо рассмотреть вклад не менее пяти представителей науки.
Задание 3. Работая с теоретическим материалом по данной теме, необходимо выделить ключевые понятия и схематически продемонстрировать связь изучаемых понятий друг с другом.
Задание 4. Проанализировать нормативно-правовую базу педагога-психолога. Перечислить и дать характеристику основным нормативно-правовым документам, регламентирующих образовательную деятельность педагога-психолога.
Вариант 2
Задание 1. Изучить и составить развернутый конспект основных этапов развития дисциплины «Методики преподавания психологии» в высшей школе в 20 веке.
Задание 2. Проанализировав основные этапы развития дисциплины «Методики преподавания психологии» в высшей школе в 20 веке, выделить и охарактеризовать вклад педагогов и психологов в развитие данной отрасли науки. Необходимо рассмотреть вклад не менее пяти представителей науки.
Задание 3. Работая с теоретическим материалом по данной теме, необходимо выделить ключевые понятия и схематически продемонстрировать связь изучаемых понятий друг с другом.
Задание 4. Проанализировать нормативно-правовую базу педагога-психолога. Перечислить и дать характеристику основным нормативно-правовым документам, регламентирующих образовательную деятельность педагога-психолога.
Вариант 3
Задание 1. Изучить и составить развернутый конспект основных направлений развития дисциплины «Методики преподавания психологии» на современном этапе.
Задание 2. Проанализировав основные этапы развития дисциплины «Методики преподавания психологии» в высшей школе на современном этапе, выделить и охарактеризовать вклад педагогов и психологов в развитие данной отрасли науки. Необходимо рассмотреть вклад не менее пяти представителей науки.
Задание 3. Работая с теоретическим материалом по данной теме, необходимо выделить ключевые понятия и схематически продемонстрировать связь изучаемых понятий друг с другом.
Задание 4. Проанализировать нормативно-правовую базу педагога-психолога. Перечислить и дать характеристику основным нормативно-правовым документам, регламентирующих образовательную деятельность педагога-психолога.
Вариант 4
Задание 1. Изучить и дать сравнительный анализ особенностей преподавания психологии в вузе в России и за рубежом.
Задание 2. Проанализировав особенности преподавания психологии в вузе в России и за рубежом, выделить и охарактеризовать вклад педагогов и психологов в развитие данной отрасли науки. Необходимо рассмотреть вклад не менее трех представителей российской науки и не менее трех представителей зарубежной науки.
Задание 3. Работая с теоретическим материалом по данной теме, необходимо выделить ключевые понятия и схематически продемонстрировать связь изучаемых понятий друг с другом.
Задание 4. Проанализировать нормативно-правовую базу педагога-психолога. Перечислить и дать характеристику основным нормативно-правовым документам, регламентирующих образовательную деятельность педагога-психолога.
Рекомендуемая литература по курсу
«Методика преподавания психологии»
Основная
1. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2008. – 208 с.
2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб.,: Питер, 2009. – 250 с.
3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 2008. – 77 с.
Дополнительная
4. Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Преподавание психологии в современной школе // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 122-124.
5. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. – М.: Учебная литература, 1997. – 256 с.
6. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2003. – 304 с.
7. Боярчук В.К. Методика преподавания психологии в вузе: Учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1982. – 68 с.
8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991.
9. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. – М., 1999.
10. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 1995. – 160 с.
11. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2009. – 144 с.
12. Герасимова В.С. Роль факультатива по психологии для старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 88-92.
13. Гинецинский В.И. Введение в методику преподавания психологии: Курс лекций. – Л.: ЛГУ, 1983.
14. Забродин М., Попова М.В. Психология в школе: Учебно-методическое пособие для учителя: Экспериментальный учебный курс для подростков. – М., 1994. – 264 с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – Ростов-н/Д, 1997.
16. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить! // Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995.
17. Ильясов И.И. Обучение студентов деятельности учения // Формирование учебной деятельности студентов. – М., 1989.
18. Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: рефераты, курсовые, дипломные. – М.: Смысл, 2006.
19. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии в начальной школе: Учебное пособие. – Вологда, 2002. – 132 с.
20. Карандашев В.И Преподавание психологии: Опыт международного исследования и перспективные проекты сотрудничества // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2. С. 86-89.
21. Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 57-60.
22. Климов Е.А. Основы психологии. Практикум: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 175 с.
23. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии. 1999. № 1.
24. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.
25. Коптева Н.В. О структуре учебников по психологии // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 106-111.
26. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.
27. Кудрина Г.Я. Сборник задач по детской психологии (Психические процессы).
– Иркутск, 1986. – 91 с.
28. Левченко Е.В. Субъективные ожидания студента и методика преподавания психологии // Вопросы психологии. 1991. № 2.
29. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. – М., 1981.
30. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.
31. Махмутов М.И. Современный урок. – 2-е изд. – М., 1985.
32. Минаев А.В., Попова М.В. Проблема введения психологических знаний в структуру общего среднего образования: опыт английской школы // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 5.
33. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М., 1997.
34. Научно-методическое творчество преподавателей вузов. – Москва, Вологда, 1995.
35. Нелеп А.Т. Теоретические проблемы преподавания гуманитарных наук. – М., 1990.
36. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. – М., 1985.
37. Никифорова О.В. Использование иллюстративного материала в лекциях по психологии // Вопросы психологии. 1978. № 2. С.157-162.
38. Основы педагогики и психологии и психологии высшей психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Изд-во Московского университета, 1986. – 298 с.
39. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. – М., 1971. – 152 с.
40. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
41. Педагогические технологии: Уч. пособие для ст-ов педаг. спец-й / Под общ. ред. B.C. Кукушкина. – Ростов-н/Д, 2002.
42. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982.
43. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 1997.
44. Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. Конспекты занятий и дневник практического психолога. – М., 1993.
45. Полонников А.А. Очерки методики преподавания психологии. Системно-ситуативный анализ психологического взаимодействия. – Мн., 2001.
46. Полякова И.В. Тестовые задания по курсу «Общая психология»: Учебно-методическое пособие. – Смоленск, 1995.
47. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2001.
48. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебное методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000.
49. Порядок аттестации научно-педагогических работников, связанный с присвоением ученых званий профессора по кафедре и доцента по кафедре // Официальные документы в образовании. 2002. № 24. С. 81-89.
50. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов сред, пед. учеб. заведений / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Академия, 1999.
51. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987.
52. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.
53. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979.
54. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др./ Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.
55. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1972.
56. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
57. Практикум по психологии: Общая и социальная психология / Под ред. Н.Д. Твороговой. – М.: Медицинское информационное агентство, 1997.
58. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
59. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972.
60. Практические занятия по психологии / Под ред. А.Ц. Пуни. – М., 1977.
61. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов – 2-е изд. / А.Д. Грибанова, В.К. Калиненко, Л.М. Кларина и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Аспект Пресс, 1995.
62. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
63. Русецкий В.Ф. Культура речи учителя. – Мн., 1999.
64. Рыбников Н.А. Преподавание психологии в средней школе // Советская педагогика. 1940. № 8.
65. Самоукина Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М., 1997.
66. Сироткина И. Е. Литература и психология: из истории гуманитарного подхода // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 75-85.
67. Ситников А.П. Методические комплексы акмеологического тренинга // Акмеологический тренинг. Теория, методика, психотехнология. – М., 1996.
68. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект Пресс, 2001/1995.
69. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. – М., 1969. – 134 с.
70. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984. – 344 с.
71. Таратунский Ф.С., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии: Учебное пособие для пед. институтов. – Минск, 1988. – 175 с.
72. Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: Учебное пособие: В 3 т. – Самара: Самарский ун-т, 1994.
73. Хозиев Б.И., Хозиев В.Б. Сборник задач по курсу «Психология». Психологическая феноменология и эксперимент. – М., 1993.
74. Хроменко О.В. Методика преподавания психологии. – Ростов-н/Д, 2004. 203 с.
75. Хруцкий Е.А. Организация и проведение деловых игр. – М., 1991.
76. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
77. Чихачев П.В. Лекция как активный метод обучения. – Киев, 1990.
78. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. – М., 1982. – 223 с.
79. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. – Екатеринбург, 2005. – 150 с.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа к контрольной работе
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра педагогической психологии
Контрольная работа по дисциплине
«Методика преподавания психологии»
Вариант 1
Выполнил:
Студент: Иванов И.И.
Группа: ЗПП-211
Проверил:
Екатеринбург 2012
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Подписано в печать Формат 60 ´ 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. — изд. л. Тираж 100 экз.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11