Психолого-педагогические понятия, используемые данной наукой.

Реформирование дошкольного образования, введение стандартов нового поколения в начальной школе, появление новых федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы диктуют необходимость переосмысления давно устоявшихся и вновь появившихся понятий, связанных с математическим образованием дошкольников. За последние годы теория и практика обучения математике детей младшего возраста пополнилась новыми концепциями, понятиями, технологиями.

В методике математического развития дошкольников, по нашему мнению, прежде всего, необходимо кратко остановиться на употреблении терминов “формирование” и “развитие”, так как именно эти понятия употребляются педагогами чаще других, но при этом они либо отождествляются, либо противопоставляются. К тому 22 же в рамках концепции развивающего обучения теоретиками и практиками эти категории используются чаще всего.

В психолого — педагогической литературе эти два понятия относят к межнаучным. В современном словаре иностранных слов находим такое определение термина «формировать» [лат. formare] – 1) образовывать, составлять, организовывать; 2) придавать чему-либо какую-либо форму, вид, законченность; порождать.

В педагогике и психологии категория «формирование»

связывается с понятием личности человека. С одной стороны, термин “формирование” по отношению к человеку определяют, как последнюю заключительную фазу его развития, как “придание” окончательной формы. С другой стороны, понятие “формирование”, используемое в педагогике, “углубляет феномен развития”, включая в себя в отличие от целенаправленного процесса воспитания и обучения множество внешних стихийных влияний.

Анализ педагогических источников позволил сделать вывод о том, что формирование – изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных. Формировать – это организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество.

Развитие – философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем. К наиболее характерным чертам развития относятся: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени.

2 стр., 741 слов

Современный взгляд на проблему РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ дошкольникА

... текст.   Образец оформления текста статьи: современный взгляд на проблему РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ дошкольникА И.И. Иванова ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Россия bhfndy@yandex.ru   ... 14; - шрифт – Times New Roman; - межстрочный интервал – 1,5; - ширина полей со всех сторон – 20 мм; - абзацный интервал – 1,25; - выравнивание – по ширине; - ориентация – книжная, ...

Развитие — это изменение, представляющее собой переход качества от простого ко все более сложному, от низшего к высшему;

процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

В психолого — педагогической литературе определилось два подхода к рассматриваемым дефинициям. Первый — формирование личности как ее развитие, т.е. процесс и результат этого развития.

Взятое в этом значении понятие формирования личности является предметом психологического изучения, в задачу которого входит выяснение того, что есть (находится в наличии, экспериментально выявляется, обнаруживается) и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий.Это собственно психологический подход к формированию личности.

Второй смысл — формирование личности как ее целенаправленное воспитание. А.С. Макаренко удачно назвал этот процесс «проектированием личности». Это собственно педагогический подход к вычленению задач и способов формирования личности.

Педагогический подход предполагает необходимость выяснить, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала требованиям, которые предъявляет к ней общество.

Нельзя допускать смешения психологического и педагогического подхода к формированию личности, в противном случае может произойти подмена желаемым действительного. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Математика – наука абстрактная, для ее понимания требуется развитое словесно-логическое мышление. У дошкольника пока еще преобладает наглядно-образное, мышление на уровне представлений.

Представления, в том числе и математические, — это субъективные образы объективно существующие, воссозданные памятью или созданные воображением, возникающие, когда нечто материальное, породившее эти образы, непосредственно не воздействует на органы чувств субъекта. Генетически представления занимают прмежуточное положение между восприятием и понятиями. Представления предшествуют понятийному мышлению, сопровождают его, придают понятийному мышлению конкретность и определенность.

Исследования педагогов и психологов (Ж.. Пиаже, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.М. Леушина, Г.А. Корнеева, Е.И.

Щербакова, В.В. Данилова, Т.А. Мусейибова и др.) показывают, что существуют особенности восприятия и генезиса математических представлений в дошкольном возрасте.

Математическое образование направлено на освоение дошкольниками представлений, которые являются предпосылкой формирования математических понятий (число, величина, геометрические фигуры).

4 стр., 1561 слов

формированию представления о геометрических фигурах у детей среднего ...

... математическому развитию, включающему знания о геометрических фигурах и недостаточному количеству занятий по разделу «Геометрические фигуры» в программе детского сада. Цель исследования: теоретически обосновать возможность формирования представлений ... различ­ные технологии развития у детей представлений о форме. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей ...

Математические представления (о множестве, числе, счете, форме предметов и геометрических фигурах, величинах и их измерении, простейших вычислениях), постигаемые ребенком на эмпирическом, чувственном уровне, называют элементарными.

 

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей [8, с. 7].

Формирование элементарных математических представлений дошкольников осуществляется с помощью научно обоснованной методической системы, компонентами которой являются цель, содержание, методы, средства и формы организации работы, теснейшим образом связанных между собой и взаимообусловленных друг другом.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:

-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;

-формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

-формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

— овладение математической терминологией;

-развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

А.А. Столяр полагал, что формирование элементарных математических представлений у дошкольников и обучение математике в начальных классах школы полностью находится на предматематическом уровне, оно отражает соответствующую стадию развития математических знаний, это такое обучение элементарным математическим представлениям, которое подготовит детей к изучению математики в школе. Но «предматематику» не следует принимать за «детскую математику». Важнейшим итогом предматематической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего успешного усвоения математического содержания.

Содержание предматематической подготовки имеет свои особенности, которые объясняются:

— спецификой математических понятий;

-традициями в обучении дошкольников;

-требованиями современной школы к математическому развитию детей.

Содержание предматематики направлено на развитие важнейших составляющих личности ребенка – его интеллекта и интеллектуальнотворческих способностей.

Результатами освоения предматематики являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов. Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир.

11 стр., 5189 слов

1.Развитие науковедения как самостоятельной научной дисциплины

... 4.Экономическая, политическая и социологическая модели в науковедении. -экономическая модель.изучает взаимное действие науки с экономическим развитием ... обоснование математики, гипотезы, эксперимент, математическая теория эксперимента, статистические методы анализа экспериментальных данных и математические методы планирования эксперимента. ...

Освоенные математические представления, логикоматематические средства (эталоны, модели речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка.

Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.

Процесс формирования элементарных математических представлений должен давать широкий развивающий эффект, то есть математическое развитие.

Е.И. Щербакова пишет, что под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

По мнению З.А. Михайловой, под математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Некоторые авторы связывают математическое развитие с формированием и развитием определенного стиля мышления ребенка.

Так, А.В. Белошистая, под математическим развитием понимает целенаправленную методическую работу над формированием и развитием основных свойств и качеств математического мышления у каждого ребенка до максимально возможного для него уровня. А это, по ее мнению, приведет к реальному осуществлению непрерывности математического образования, его преемственности и повышению качества математической подготовки ребенка дошкольного возраста.

Воронина Л.В. отмечает, что под математическим развитием ребенка младшего возраста следует понимать целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных (базовых) свойств и качеств математического стиля способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание">мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности.

Как видим, современные авторы связывают процесс математического развития ребенка, прежде всего, с развитием его познавательной сферы, разнообразных способов познания, познавательной деятельностью, а также развитием математического стиля мышления.

Познавательная деятельность – это активная деятельность ребенка по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

— в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

-намечать план действий;

-отбирать способы решения поставленной задачи;

7 стр., 3274 слов

Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии ...

... как должное весь спектр наличествующих негативных ощущений. нарушение развитие ребенок депрессия семья Вторая стадия или фаза рассматривается ... которого описаны многими учеными. Сообщение об отклонениях в развитии ребенка вызывает у матерей острые эмоциональные переживания. Эта ... вину рождение больного ребенка, замыкаются в себе, считают, что отношение к ним и их деятельности вызывают у ...

-добиваться результата и анализировать его.

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов): наглядного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.

Познавательная деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений. Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

С точки зрения Л.С. Выготского, понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных»

понятий. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».

Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.

По мнению З.А. Михайловой, задачи математического развития детей дошкольного возраста должны быть определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. Решение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и начальной школьной ступенях образования.

Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

-развитие у детей логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

-развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

-освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

-развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

-овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

-развитие интеллектуально-творческих проявлений детей:

находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

-развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов ... консультации и контроль) и дает возможность линейному руководителю сконцентрироваться на текущую деятельность. Недостатки: численность и сложность связей возрастает, растут управленческие расходы, снижается оперативность ...

-развитие активности и инициативности детей;

-воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Вопрос о формировании и развитии математических способностей рассматривался в работах А.В. Белошистой. По ее мнению, именно в дошкольном возрасте необходимо начинать развитие математических способностей.

Б.М. Теплов под способностями понимает индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивающие легкость и быстроту приобретения и эффективного использования знаний, умений и навыков на практике. Он, отрицая врожденность способностей, утверждает, что врожденными являются лишь задатки – анатомофизиологические особенности человека. Способности же формируются на основе задатков в деятельности. Различают общие и специальные способности. Математические способности являются специальными.

Математические способности — сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности.

Способности – это всегда способности к определенному роду деятельности, они существуют только в соответствующей конкретной деятельности человека. Поэтому они и выявлены могут быть лишь на основе анализа конкретной деятельности.

Соответственно этому и математические способности существуют только в математической деятельности и в ней должны выявляться.

Способности – понятие динамическое. Они не только проявляются и существуют в деятельности, они в деятельности создаются, в деятельности и развиваются. Соответственно этому и математические способности существуют только в динамике, в развитии, они формируются, развиваются в математической деятельности.

В отдельные периоды развития человека возникают наиболее благоприятные условия для становления и развития отдельных видов способностей и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных способностей будут наиболее оптимальными, называются сензитивными. Очевидно, и для развития математических способностей существуют оптимальные периоды.

Успешность деятельности зависит от комплекса способностей.

Равно и успешность математической деятельности зависит не от отдельно взятой способности, а от комплекса способностей.

Высокие достижения в одной и той же деятельности могут быть обусловлены различным сочетанием способностей. Поэтому принципиально можно говорить о различных типах способностей, в том числе и математических.

Возможна в широких пределах компенсация одних способностей другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности компенсируется другой способностью, что в итоге не исключает возможности успешного выполнения соответствующей деятельности.

В.А.Крутецкий различает 9 способностей (компонентов математических способностей):

-умение к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от определенных количественных взаимоотношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами взаимоотношений и связей;

4 стр., 1814 слов

Современные технологии начального математического образования в начальной школе

... обучения. Глава 1. Теоретические основы современных технологий математического образования 1.1. Понятие технологии Сегодня в педагогической ... это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной ... эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практичес

-умение обобщать математический материал, вычленять важное, отвлекаясь от незначительного, видеть общее во внешне различном;

-умение к оперированию знаковой и числовой символикой;

-умение к “последовательному, верно расчленённому логическому рассуждению”, связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

-умение сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;

-умение к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

-гибкость мышления, умение к переключению от одной умственной операции к иной, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов.

-математическая память, память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы.

А.В. Белошистая утверждает, что математические способности относятся к познавательным и тесно взаимосвязаны с познавательными процессами: сенсорными и интеллектуальными.

Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира. Интеллектуальные — обусловливают его осмысление. В основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей – мышление. При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.

В концепции Белошистой А.В. целью математического образования ребенка в системе дошкольного обучения является не накопление математических знаний и умений, а математическое развитие ребенка.

Математическое образование в период дошкольного детства рассматривается в концепции Ворониной Л.В. как механизм развития математической культуры ребенка дошкольного возраста. Предлагая инновационную модель математического образования, она считает, что посредством математического образования уже в дошкольном возрасте следует закладывать предпосылки успешной адаптации ребенка к ускоряющимся процессам информатизации и технологизации общества.

Под математическим образованием в период дошкольного детства она понимает целенаправленный процесс обучения математике и воспитание математической культуры, направленный на подготовку детей к применению необходимых математических знаний и умений в процессе жизнедеятельности и осуществляемый в ходе изучения математики на ступени дошкольного образования с целью формирования у детей математических знаний и умений, соответствующих потребностям общества и возможностям интеллектуального развития детей, а также способов рациональной умственной деятельности, способствующих развитию мышления детей и их математической речи.

Основными функциями математического образования являются:

адаптационная, культурологическая, развивающая и прогностическая.

Главной целью математического образования называется формирование у детей основ математической культуры и готовности личности к непрерывному самообразованию и практическому применению математических знаний.

11 стр., 5050 слов

Работа ДОУ с семьей по развитию у детей математических представлений

... семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Дошкольный возраст -- это начало всестороннего развития и формирования ... самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность дошкольника: «Задача обучения детей первоначальным математическим знаниям и мнениям заключается в том, чтобы выделить наиболее существенные из ...

Математическая культура ребенка дошкольного возраста – это личностное интегративное качество, представляющее собой соответствующий особенностям детского возраста результат взаимодействия ценностно-оценочного, когнитивного, действеннопрактического и рефлексивно-оценочного компонентов, которые характеризуются соответствующим возрасту уровнем сформированности ценностного отношения к получаемым математическим знаниям (ценностно-оценочный компонент), задаваемых обществом объемом математических знаний и умений, необходимых для успешной адаптации ребенка к процессам социальной коммуникации (когнитивный компонент) и уровнем развития способности к рефлексии процесса (рефлексивно-оценочный компонент) и к практическому применению в самостоятельной деятельности математических знаний и умений (действеннопрактический компонент).

Результатом математического образования дошкольников, по мнению Л.В. Ворониной, является развитие мыслительной деятельности ребенка, формирование необходимой математической культуры растущего человека, культуры логического, аналитического и алгоритмического мышления. Формирование математической культуры ребенка дошкольного возраста – систематический и целенаправленный процесс присвоения ребенком математической культуры, необходимой ему для успешной социальной адаптации к процессам информатизации и технологизации общества.

 

Pages: |

1

| 2 | 3 | 4 | 5 | … | 8 |

Итак, сделаем вывод: формирование элементарных математических представлений, математическое развитие ребенка, формирование и развитие математических способностей может происходить только в процессе и результате математического образования. По нашему мнению, под математическим образованием дошкольника следует понимать целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях (детский сад, группы развития, группы дополнительного образования, прогимназия и т.п.) и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

 

 

Современное математическое образование дошкольника немыслимо без научно обоснованных технологий.

В широком, общепринятом смысле понятие «технология»

связывается с совокупностью операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности для достижения поставленных целей, т.е. в содержание этого понятия вкладывается идея о необходимости оптимизации и упорядочения процессов и состояний в различных системах. Смысл и назначение любой технологии – оптимизировать процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения желаемого результата. Технология жестко предписывает последовательность отдельных шагов деятельности, требует точного повторения ее этапов.

Педагогическая технология – это систематический метод планирования, организации, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний с учетом человеческих, технологических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективных результатов (ЮНЕСКО).

5 стр., 2149 слов

Формирование первичных представлений о числе у детей дошкольного ...

... образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей ... Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, ...

Под технологией математического образования дошкольников следует понимать последовательную систему действий педагога по планированию, применению и оцениванию всего процесса взаимодействия с ребенком посредством специально отобранной совокупности содержания, методов, средств, форм обучения математике, видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям познания математической действительности детьми дошкольного возраста. Важно заметить, что в технологии эта последовательность действий педагога обеспечивает гарантированное достижение поставленных целей, комфортные условия педагогу и ребенку.

Таким образом, методика математического развития дошкольника оперирует сегодня многими психолого-педагогическими терминами и понятиями. Одни из них являются заимствованными из других наук, вторые сформировались в процессе развития самой дисциплины.

Многие из них не имеют однозначной трактовки, они еще не устоялись, однако ориентация в их сущности сегодня необходима, всем, кто хочет заниматься математическим образованием детей.

Успешное, на уровне современных требований, формирование и развитие математических представлений ребенка дошкольного возраста, возможно при глубоком понимании концептуальных основ математического образования дошкольника, взаимосвязи и взаимообусловленности основных понятий. Проектируя технологию математического образования, выполняя инновационные проекты, дошкольному специалисту следует понимать сущность, структуру, функции процессов, обозначенных рассмотренными выше понятиями.

2.3. Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные математические понятия, которые являются базовыми для дошкольной методики математики.

35

2.Как Вы понимаете термин «математическое образование дошкольника»?

3. Что следует понимать под термином «формирование элементарных математических представлений» в дошкольном возрасте?

4. Что означает понятие «математическое развитие ребенка дошкольного возраста»?

5. Кто предложил использовать понятие «предматематическая подготовка» дошкольника?

2.4. Задания для практики Семинар. Основные математические понятия как теоретическая основа методики.

Цель: уточнить некоторые понятия теории арифметики, являющимися основополагающими при изучении методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Выработать у студентов умение оперировать арифметическими терминами.

Вопросы для обсуждения

1.Содержание понятий «множество, «число», «цифра».

2.Характеристика свойства натурального ряда чисел, количественного и порядкового значений чисел.

3.Раскрытие сущности счета и измерения.

4.Арифметические действия.

5. Геометрические фигуры

 

6.Алгоритмы.

Литература

1.Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. -М., 1962.-с.53-65.

2.Математика/Н.Я. Виленкин, А.М. Пышкало. В.Б.

Рождественская, Л.Д. Стойлова. — М., 1977. — с 25-36, 252-289.

3.Депман И.Я. История арифметики.- М., 1965. — с.328-342.

4.Теоретические основы начального курса математики / А.М.

Пышкало, Л.П. Стойлова и др. — М., 1974.- с.5-6, 12-19, 20-21, 25-31, 92-95.