I. Организационно-методический раздел 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ) ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

(для подготовки к семинарским занятиям)

1. Цель курса

Изучение курса юридической психологии имеет целью:

  • усвоение основных теоретических положений науки о психике человека; усвоение психологических закономерностей, проявляющихся в сфере действия права;
  • повышение общей психологической культуры, выработка умения оценивать и предвидеть психологическую суть и последствия, собственных и чужих действий, имеющих юридическое значение;
  • формирование основных навыков и умений использования психологических знаний для повышения эффективности решения профессиональных задач юридической деятельности;
  • воспитание умения и потребности адекватной самооценки личности; привитие навыков самовоспитания; совершенствование психологических качеств, необходимых юристу.

При этом следует учитывать, что правовые отношения возникают между субъектами, созданными людьми и по воле людей. Человеческие отношения в своем многообразии обладают более широкой палитрой, чем только правовые отношения. Люди зачастую не замечают граней, очерченных законом для их взаимодействия, принимают решения и действуют исходя не только из правовых, но и из моральных норм, религиозных и иных убеждений, политических предпочтений. Могут поступать не рационально, а под воздействием психологических закономерностей. Имеет место использование юридической ситуации в психологических целях. Для юриста крайне важно четко беспристрастно и объективно видеть и оценивать возможности, создающиеся на правовом поле, соотносить их с иными вариантами действий людей, предвидеть результат, исходя из всего этого уметь строить свою деятельность на гуманных справедливых началах.

2. Задачи учебного курса

Юридическая психология является обязательной учебной дисциплиной для студентов юристов.

7 стр., 3290 слов

Психологические и юридические особенности материнства среди несовершеннолетних

... Предмет: психологические и юридические особенности материнства среди несовершеннолетних Задачи: .рассмотреть юридические особенности материнства среди несовершеннолетних; .рассмотреть материнство как психологическое явление; .рассмотреть психологические ... .сознательно желать быть матерью; .быть эмоционально отзывчивой по отношении к своему ребенку; .обладать объективно высокой самооценкой, при этом ...

Задача курса юридической психологии: 1) раскрыть психологические закономерности, проявляющиеся в юридической деятельности, 2) показать возможности и пределы допустимого законного психологического воздействия субъектов юридической деятельности друг на друга; 3) обеспечить понимание возможностей использования юридических процедур в психологических целях; 4) способствовать глубокому осмыслению и пониманию психологических закономерностей процесса принятия решения, имеющего юридическое значение.

На наш взгляд, главной задачей вузовского курса юридической психологии является посильное создание возможности для осмысления и принятия постулата о том, что не бывает плохих людей. Каждый человек уникален, неповторим и прекрасен. Любой поступок любого человека достоин уважения и предупредительного внимательного отношения. Люди, в том числе и каждый из нас, в силу обстоятельств бывают выразителями разных психологических явлений или носителями свойств и качеств, которые не адекватны в данной обстановке или по отношению к другим людям (зачастую оцениваются как отрицательные), в том числе и по отношению опять-таки к каждому из нас. Однако это не значит, что само по себе психологическое явление, свойство, качество отрицательно. Юрист должен воспринимать человека только в положительном гуманном контексте. К окружающим, самому себе и даже по отношению к человеку, обвиняемому в совершении самого ужасного преступления, следует относиться гуманно и психологически правильно. Нужно действовать так, чтобы исключить возможные негативные последствия для окружающих, не унизить личное достоинство, понять и ослабить психологические «пружины», заставившие человека поступить неадекватно или ущерб другим людям, безусловно сделать все возможное, что бы трагические события не произошли или не повторились. Психологически правильно относиться к преступнику — это значить предупредить его возможные негативные действия.

Только приняв постулат «не бывает плохих людей», сторона обвинения сможет логично и квалифицированно обвинить, не унижая, сторона защиты сможет искренне защищать, что обеспечит качество защиты, а суд получит возможность постановить справедливый, законный, обоснованный судебный акт. При ином подходе к личности сказанное вряд ли невозможно.

3. Место курса в системе гуманитарного знания

Юридическая психология проходится на заключительном этапе обучения. Для успешного изучения юридической психологии необходимо предварительное усвоение философии, логики, уголовного права, криминологии, уголовного процесса, криминалистики, гражданского права, гражданского процесса, административного права, политологии и других юридических наук. Для понимания места и предмета юридической психологии в системе гуманитарного знания следует помнить правило, сформулированное профессором А.Р. Ратиновым в 60-х годах 20 века: «Образно и приближенно говоря, если уголовный процесс и криминалистика в основном определяют «что нужно делать» и «как это нужно делать», то судебная психология объясняет, «почему это нужно делать» и «почему это нужно делать так» . Полагаем, что в настоящее время это правило может звучать следующим образом. Если юридические науки о материальном праве в основном исследуют правила поведения лиц, юридические науки процессуального цикла отвечают на вопрос о том, что делать, криминалистика, судебная медицина и другие прикладные дисциплины говорят, как нужно делать, то юридическая психология даёт ответ на вопрос — почему нужно делать именно так тому или иному субъекту в той или иной ситуации.

10 стр., 4916 слов

Криминальная психология. Психологическая характеристика личности

... силу узких рамок предметов общей и юридической психологии. Так, например, выбор способа совершения преступления нередко осуществляется не только с учетом психологических особенностей преступника, но и его ... лица с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей. В этой группе выделяются следующие четыре подгруппы: а) хулиганы; б) злостные хулиганы; ...

4. Требования к уровню освоения содержания курса

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности юриспруденция, в области психологии юрист должен:

иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении людей, формировании личности;

  • понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
  • уметь давать психологическую характеристику личности, темперамента, способностей, интерпретировать собственное психическое состояние, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, уметь использовать психологические знания в профессиональной деятельности при разбирательстве юридического дела.

П. Планы семинарских занятий, их содержание, методические рекомендации по подготовке

Тема: Психологические основы ведения деловых переговоров, имеющих юридическое значение Цели занятия:

1. На практике проверить полученные знания о психологических закономерностях деловых переговоров.

2. Тренироваться в подготовке к переговорам, применении психологических приемов в ходе переговоров, в построении и реализации стратегии переговорного процесса.

3. Проверить умения распознавать используемые собеседниками риторические и спекулятивные приемы, адекватно реагировать на них.

4. Учиться психологически правильно строить свою работу в команде единомышленников и в общении с оппонентами.

5. Воспитывать неукоснительное соблюдение гуманных этических принципов психологического общения.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. — М., 1993. — 95 с.

2. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам / Пер. с англ.-М., 1996.

3. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений / Пер. с англ. — М., 1990.

4. Мокшанцев Р.И. Психология переговоров: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 352 с.

Метод: ролевая игра.

Материально-техническое обеспечение: специализированная аудитория для деловых переговоров, часы, муляжи акций — 100 штук (три колоды игральных карт).

Время занятия: четыре академических часа.

Ход занятия:

II. Основная часть

  1. Руководитель кратко излагает суть ролевой игры. Разбивает слушателей на группы по числу акционеров -юридических лиц. Раздает письменные условия, предоставляет время для ознакомления.
  2. Слушатели в группах самостоятельно решают вопросы, кто будет руководителем — одно лицо или коллективный орган, кто и когда будет участвовать в переговорах.
  3. Руководитель отвечает на возникшие общие вопросы и приглашает к началу переговоров.

Условия ролевой игры

Вы являетесь представителем одного из четырех акционеров -юридических лиц, условно имеющих имена «Красный», «Желтый», «Зеленый», «Синий». Всего акций 100, они на руках у акционеров. Руководитель поручил Вам и команде помощников и единомышленников участвовать в собрании акционеров для максимальной защиты интересов Вашей организации. На собрании акционеров председательствует представитель юридического лица -«Жёлтый». Если его условия будут приняты, то прибыль его организации увеличится в два раза. Решение принимается простым большинством голосующих акций — 51 и более акций.

Акционерное общество решило построить здание — деловой центр. От того, какими, по решению собрания акционеров, будут параметры здания, зависит, каково будет содержание договоров подряда, с какими лицами эти договоры будут заключены. Ваши коммерческие интересы заключаются в том, чтобы добиться определения таких параметров здания, при которых подряды получат Ваши дочерние фирмы. Прибыль от подрядов измеряется условными единицами.

Переговоры проходят в пять раундов по 10 — 15 минут. В таких переговорах участвует по одному представителю от акционера, представители могут меняться. В перерывах по 10 — 15 минут ведутся консультации внутри Вашей команды и сепаратные переговоры с представителями другого юридического лица -акционера. В любое время до окончания переговоров можно

п отчуждать акции: продавать, передавать, дарить и т.п. Нельзя только обменивать акции на обязательство поделиться прибылью, которая будет получена в будущем, после оформления результатов переговоров.

Руководитель занятия возглавляет «группу электронного голосования». Ставя на голосование вопрос, его следует сообщить в «группу электронного голосования», которая объявит порядок голосования и его результаты.

III. Заключительная часть

1. Руководитель напоминает тему и цели занятия, объявляет, в какой мере они достигнуты.

2. Объявляются итоги переговоров, анализируются психологические приемы и результаты их использования каждым акционером. Заслушиваются лица, участвующие в переговорах по вопросам избранной ими стратегии и достигнутых результатах. Обсуждается, что помешало достигнуть более высокого результата, и какой результат следует считать положительным.

3. Руководитель предлагает участникам занятия еще раз изучить рекомендуемую литературу, полнее проанализировать результаты ролевой игры, на этой основе готовить и собирать свой арсенал психологических приемов на переговорах.

Исходные данные для красных — акций 24

Параметры здания

Предлагаемые величины / условные единицы прибыли

Высота

5 этажей

10 этажей

16-20 этажей

6-9 этажей / 400

Количество кирпичей в фундаменте

250

150

100

200/200

Цвет

черепицы

крыши

Желтый

Зеленый

Синий

Красный / 200

Количество декоративных бетонных панелей

3

8

14

6/200

Дизайн здания

Классический

Промыш­ленный

Высотное

Барокко / 200

Исходные данные для синих- акций 17

Параметры здания

Предлагаемые величины / условные единицы прибыли

Высота

5 этажей

10 этажей

16-20 этажей / 200

6-9 этажей

Количество кирпичей в фундаменте

250

150

100/400

200

Цвет

черепицы

крыши

Желтый

Зеленый

Синий/200

Красный

Количество декоративных бетонных панелей

3

8

14/200

6

Дизайн здания

Классический

Промыш­ленный

Высотное / 200

Барокко

Исходные данные для желтых — акций 33

Параметры здания

Предлагаемые величины / условные единицы прибыли

Высота

5 этажей / 100

10 этажей

16-20 этажей

6-9 этажей

Количество кирпичей в фундаменте

250 /100

150

100

200

Цвет

черепицы

крыши

Желтый /100

Зеленый

Синий

Красный

Количество декоративных бетонных панелей

3/100

8

14

6

Дизайн здания

Классический /100

Промыш­ленный

Высотное

Барокко

Исходные данные для зеленых — акций 26

Параметры здания

Предлагаемые величины / условные единицы прибыли

Высота

5 этажей

10 этажей/200

16-20 этажей

6-9 этажей

Количество кирпичей в фундаменте

250

150/200

100

200

Цвет

черепицы

крыши

Желтый

Зеленый / 400

Синий

Красный

Количество декоративных бетонных панелей

3

8/200

14

6

Дизайн здания

Классический

Промышленный /200

Высотное

Барокко

IV. Методические рекомендации

Задачей каждой группы акционеров является успешное окончание переговоров, т.е. принятие законного решения собранием акционеров по всем параметрам здания.

При этом естественно следует стремиться к большей реализации интересов своего предприятия.

Исполнение этих задач невозможно без достижения компромиссов в ходе переговоров.

Следует решить с кем из участников переговоров возможно сепаратное соглашение, и на каких условиях. Нужно ли вести несколько таких переговоров в расчете на то, что одни из них не приведут к желаемому результату.

Убеждая друг друга в ходе общих и сепаратных переговоров, следует использовать все имеющиеся психологические средства. Также как и в жизни можно опираться на дружбу, симпатии и антипатии, интерес, легкомыслие, лень, недооценку, корысть и другие личностные качества и мотивы.

На общих переговорах важно умело использовать логические и риторические средства, а также временной фактор.

Нужно подумать о гарантиях по исполнению устных соглашений. Одной из таких гарантий является пакетное голосование, когда принимается решения сразу по нескольким вопросам.

Возможна проба конструктивного и неконструктивного стиля ведения переговоров.

Участники, действующие от имени каждого акционера должны продумать управленческую модель своих действий. Важно определить, кто будет принимать значимое решение. Одно лицо на переговорах, одно лицо в офисе, коллективный центр в офисе, коллектив помощников на переговорах. Необходимо исключить сумбурность и несогласованность, чтобы не упустить значимые интересы и важные позиции.

Тема: Применение компьютерной техники в тестировании при психологической диагностике

Цели занятия:

1. Изучить порядок работы с компьютерными программами при тестировании, закрепить имеющиеся знания об этом из курса информатики и вычислительной техники.

  1. Закрепить и расширить знания об использовании и содержании метода тестов в юридической психологии.
  2. Прививать слушателям неукоснительное соблюдение гуманных этико-правовых принципов психологических исследований.
  3. Воспитывать глубокое уважение к психологическим явлениям и человеческой личности, стремиться к осознанию их приоритета в системе ценностей.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. — М., 1993. — 95 с.
  1. Батаршев А.В. (составитель).

    Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела: Практическое руководство. — Таллин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 2000. — 88 с.

  2. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. -М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 2003. — Т. 1. — 312 с.
  3. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Т. 2. — 248 с.
  4. Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. М: Юрист, 1999. — 448 с. С. 64 — 89.

Учебные вопросы:

1. Этико-правовые принципы психологических исследований.

2. Порядок производства тестирования и распоряжение его результатами.

3. Практическое тестирование на компьютере.

Материально-техническое обеспечение: терминальный класс с компьютерной техникой, программное обеспечение тестовых методик.

Время занятия: два академических часа.

Ход занятия:

II. Основная часть

1. Руководитель кратко напоминает положения п. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации, согласно которым никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

2. Руководитель кратко напоминает этико-правовые принципы психологических исследований: добровольность; гуманность; ознакомление обследуемого с результатами опытов и исследований; недопустимость разглашения результатов исследований без согласия обследуемого; недопустимость использования результатов исследований во вред обследуемому лицу.

  1. Руководитель напоминает общий порядок производства тестирования и его методику при использовании бумажного носителя и компьютерной техники.
  2. Руководитель выясняет у слушателей, все ли желают практически пройти тестирование на компьютере. Тем, кто не желает проходить тестирование, предлагается изучить возможности и порядок оценки результатов использования тестовых методик, изложенных в рекомендуемой литературе.
  3. Остальные слушатели проходят в терминальный класс и преступают к тестированию под руководством преподавателя.

III. Заключительная часть

  1. Руководитель напоминает тему и цели занятия, объявляет, в какой мере они достигнуты.
  2. Анализируются ошибки и недостатки, допущенные в ходе занятия.

3. Руководитель предлагает участникам занятия еще раз изучить рекомендуемую литературу, полнее проанализировать результаты тестирования, на этой основе оценить свои психологические качества, разработать программу самовоспитания.

Тема: Психологические основы принятия коллегиального управленческого решения, имеющего юридическое значение

Цели занятия:

  1. Тренироваться в диагностике психологических состояний по мимике и жестам.
  2. Учиться применять психологические приемы в ходе коллегиального обсуждения проблем.
  3. Осознать критерии допустимости в применении психологических приемов и последствия применения недопустимых приемов.
  4. Тренироваться в психологическом наблюдении за окружающими.

5. Воспитывать стремление неукоснительно соблюдать гуманные этических принципы психологического общения.

Литература:

  1. Лиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. Нижний Новгород: «АЙ КЬЮ», 1994. — 262 с.
  2. Козлов СБ., Иванов Е.В. Психология делового партнёрства // Предпринимательство и безопасность. Том 1. Под общ. ред. Долгополова Ю.Б. Книга 2. Глава 2. М.: «Универсум», 1991. С. 121-150.
  3. Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике // Правовая кибернетика. М.: Издательство «Наука» 1970. С. 185-197.
  4. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практ. пособие. М.: Юрайт, 2000. — 288 с.
  5. Метод: ролевая игра.

Материально-техническое обеспечение: специализированная аудитория — кабинет руководителя, видеокамера, видеокассета, видеомагнитофон, телевизор.

Время занятия: два академических часа.

Ход занятия:

II. Основная часть

1. Руководитель для психологической и познавательной разминки напоминает и объясняет значение термина — «рефлексия» (позднелат. — reflexio — обращение назад), обращение сознания человека на самого себя, свой внутренний мир, на свои качества, состояние, на самонаблюдение и самопознание. Когда рефлексия касается предмета совместной деятельности, развивается особая её форма — предметно-рефлексивные отношения. Они служат базой для предвидения поведения и действий участников юридических процессов и процедур, противостоящих друг другу, служат основанием выработки приемов и направления действия в противоборстве.

2. Руководитель предлагает слушателям упражнения, направленные на развитие интуитивных и рефлексивных свойств личности. Из студентов, показавших лучшие результаты, формируется основной состав участников ролевой игры.

3. Руководитель назначает «прокурора области» даёт ему задание, и тот удаляется из аудитории в «кабинет» для единоличного ознакомления и подготовки к «планерке».

4. Руководитель знакомит с заданием остальных участников, «назначает» первого заместителя прокурора, заместителя по следствию, начальника отдела кадров, кандидатов Петрова и Шумеглова.

5. После выяснения мнения по предложенным кандидатурам, руководитель дает задание одному из участников убедить прокурора психологическими средствами назначить одного конкретного кандидата из двух предлагаемых, остальные участники свободны в своих предпочтениях.

  1. Из оставшихся присутствующих назначаются группы психологического наблюдения отдельно за мимикой и жестами, логикой и этикой высказываний каждого участника ролевой игры.
  2. Руководитель инструктирует прокурора и объясняет участникам, что их цель провести пятиминутное совещание, результатом которого станет объявление прокурором области, кого он решил назначить на вакантную должность.

8. Все приступают к ролевой игре, которая снимается на видеокамеру.

III. Заключительная часть

  1. После проведения игры и объявления прокурором решения, психологические наблюдатели докладывают о своих наблюдениях о психологическом состоянии участников, применяемых ими вербальных и невербальных приемах, логико-речевых средствах, вносят предложения и замечания. Просматривается видеозапись. Участники игры анализируют и объясняют свои действия.
  2. Обсуждается, все ли возможные психологические средства использовали участники игры. Почему одни примы привели к положительному результату, а другие нет. Что является недопустимым на практике. Какие следствия повлечет принятие того или иного решения.
  1. Руководитель напоминает тему и цели занятия, объявляет, в какой мере они достигнуты.
  2. Анализируются ошибки и недостатки, допущенные в ходе занятия.

5. Руководитель предлагает участникам занятия еще раз изучить рекомендуемую литературу, полнее проанализировать результаты занятия, приступить к формированию собственного арсенала психологических приемов.

Исходные данные ролевой игры

В Энской областной прокуратуре стала вакантной должность начальника отдела по особо важным делам. Исходя из должностной инструкции, исполняющее эту должность лицо будет отвечать за организацию работы по расследованию ряда «громких» уголовных дел: 1) о покушении на жизнь государственного или общественного деятеля; 2) о не целевом использовании бюджетных средств; 3) о получении взятки руководителем муниципального образования; 4) об уклонении организации от уплаты налогов в особо крупном размере и т.д.

Для замещения должности рассматриваются две кандидатуры: 1. Петров Федор Иванович — следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Родился в 1955 году в г. Москве, проходил срочную службу в Сухопутных войсках Советской Армии в должности старшего сапера, окончил юридический факультет МГУ в 1980 году, работал следователем прокуратуры, в том числе в составе группы следователей Гдляна и Иванова, расследуя «Узбекское» дело. Имеет ряд государственных наград, характеризуется как лично смелый, решительный, бескомпромиссный, честный человек. Женат, две дочери. Занимается научной работой, кандидат юридических наук по специальности 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика, судебная экспертиза, оперативно-розыскная деятельность.

2. Шумеглов Эдуард Петрович — заместитель начальника отдела, где образовалась вакансия. Родился в 1960 году в г. Энске, после окончания школы поступил и успешно закончил в 1983 году Энский юридический институт. Затем работал в Энском обкоме ВЛКСМ, обкоме КПСС, последняя должность — куратор отдела правоохранительных органов и юстиции. С 1991 года перешел на работу в Областную прокуратуру. Имеет обширные связи в руководстве области, города, правоохранительных органах и коммерческих организациях. Эрудирован, общителен, красноречив, хороший организатор. Имеет ряд государственных наград. Женат, два сына. В отделе работает в течение последних 5 лет. Взысканий нет, только поощрения.

IV. Методические рекомендации

«Прокурору области» следует учесть, что совещание продлится не более 5 минут, так как весь дальнейший день плотно спланирован. Необходимо принять решение, в каком порядке он проведет совещание: будет ли говорить вступление, в какой последовательности, кому предоставит слово, к чьим предложениям прислушается в первую очередь и т.д. Будут ли заслушаны сами кандидаты, какие вопросы им задаст прокурор. Логика и управленческая психология проведения совещания будет оцениваться наблюдателями, а то или иное его построение придется объяснить. Следует воздержаться от повторов, данные о кандидатах известны всем.

Кандидатам на должность следует исходить из того, что они желают возглавить отдел. Продумать положение корпуса, ног и рук, жесты в кабинете у прокурора. Решить, что они желают обязательно сказать на совещании, как сказанное воздействует на присутствующих, следует определить свою позицию к сопернику.

Участникам совещания необходимо продумать стратегию и стиль своих действий: невмешательство, активная позиция, опровержение иного, прямое убеждение — моя позиция есть мои слова, подача от противного — говорю не то, чего хочу и т.д.

Необходимо попробовать применить логико-речевые приемы: опора на положительное; восхваление; обоснованная критика; апелляция к интересам; лояльность к руководителю; использование непререкаемого авторитета; подача событий в отрицательном контексте и т.д.

Важно следить за мимикой и жестами окружающих и попробовать особым образом управлять своей мимикой и жестами, манипулировать расположением и изменением личных зон и территорий.

При разборе игры придется сообщить, какую стратегию выстраивал участник, убеждая прокурора, какие конкретные вербальные и невербальные приемы он применял для достижения своих целей.