Профессиональная позиция (психологический портрет) студента, будущего педагога.

Содержание

 

Введение

Учитель, педагог, преподаватель – сейчас одна из самых распространенных профессий. Слово «учитель» пришло к нам из Древней Греции. Изначально это были рабы, которые обучали детей элементарным знаниям, сейчас же педагог – это человек, без которого немыслимо становление личности у целых поколений, от него зависит сохранение и формирование психически и физически здорового поколения.

В наше время педагогам уделяется все больше внимания. Нынешний учитель должен иметь знания во всех дисциплинах помимо своего предмета. Так же должен уметь общаться как с детьми, так и с их родителями. Профессия педагог относится к ряду профессий «человек-человек». Но в отличие от других, педагоги стоят в другой ситуации, на его плечах лежит формирование целых поколений, приобщение их к культурному наследию, общественному опыту и социальным нормам поведения.

Поэтому изучение аспекта общения педагога с детьми является особенно важным на наш взгляд.

Объект исследования:профессиональная позиция педагога.

Предмет исследования: психологический портрет учителя математики и информатики

Цели:анализ собственной профессиональной позиции как будущего педагога и составление плана саморазвития как педагога математики и информатики.

Задачи:определить содержание понятия «психологический портрет учителя; пройти тесты для составления своего психологического портрета, проанализировать результаты тестов; составление плана по саморазвитию как педагога математики и информатики.

 

 

Профессиональная позиция (психологический портрет) студента, будущего педагога.

1.1. Психологический портрет– это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. В отличие от психологического профиля личности, портрет – это в большей степени качественное, а не количественное описание тестовых данных портрет – это не график, описывающий соотношение баллов по разным факторам, а текстовая интерпретация этого соотношения баллов.

18 стр., 8947 слов

Профессионализм педагога и психологические закономерности его ...

... и изучения научной литературы, рассмотреть проблему профессионализма педагога, определение психологических закономерностей становления педагога как профессионала своего дела. Задачи исследования предопределяются ... условиях. В понятии "профессионализм" отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе ...

1.2. Психологический портрет специалиста–это совокупность новообразований, которые показывают готовность личности к конкретной профессии. Складывается из многих психологических качеств. В первую очередь специалист должен обладать хорошо развитой памятью т.к. в деятельности следователя, ведущей является коммуникативный процесс, получение информации, и ее запоминание является той основой, на которой строятся все практические действия.

1.3. Психологический портрет педагога ­- в любой школе есть учителя, способные к профессиональному и личностному росту. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря этим учителям ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Учитель профессионал справедлив и честен перед собой, своими учениками коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Он гибок, т.е. способен проявить большую жёсткость или мягкость в зависимости от ситуации. Умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает чёткие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помощь учащимся. Такой учитель любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Исследование профессиональных компетенций учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств:

· Ценностные ориентации (такие как стремление помочь, понять, указать правильное направление ребенку на сложных этапах жизни.)

· Самооценка (позитивное самовосприятие позволяет легко проводить уроки, выходя на контакт с обучающимися, оказывая при этом некую психологическую поддержку.)

· Стиль преподавания (Как известно, выделяют 3 стиля преподавания):

ü демократический (учитываются интересы и мнение уч-ся, стиль «согласия»);

ü либеральный «попустительский» (уч-ся предоставлены сами себе, принятие решений и инициатива передаётся детям, организация и контроль деятельности учащиеся осуществляют без системы.)

ü авторитарный (Учителя навязывают своё мнение воспитанникам, стиль «подавления».)

Стиль преподавания может способствовать эффективной работе учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.

· Уровень субъективного контроля (учитель должен быть готов отвечать за проступки других своим временем, эмоциональным состоянием иначе он может быть подвержен феномену «сгорания».)

· Психоэмоциональное состояние (педагог обязан владеть хотя бы несколькими способами релаксации, так как люди этой профессии подвержены профессиональному «выгоранию».)

 

 

Краткая характеристика основных методов психологического исследования

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

· организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).

· эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

· методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

· интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Наблюдение проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная – где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение. Метод самонаблюдения часто используется совместно с методом опроса. Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Главным методом психологического исследования является эксперимент. Достоинства: исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых; исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов; в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции); эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов. Виды: констатирующий – выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, обучающий (формирующий) – предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств; лабораторный и естественный (отличаются условиями проведения).

Тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники (испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования); тесты-задания предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий (на определение умственного развития); проективные тесты предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий (тест Роршаха, ТАТ, рисуночные тесты).

 

Таблица 1. Классификация методов исследования по Б. Г. Ананьеву

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ  
Сравнительный метод («поперечных срезов», или сравнительно-возрастной) Лонгитюдный метод (метод «продольных» срезов) – длительный Комплексный Участие представителей различных стран (наук)  
Систематическое изучение развития одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени  
Возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода  
Сопоставление различных групп испытуемых или различных характеристик у одной группы  
Выборочное (психический процесс) Комплексное (развитие в целом)  
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ(способы добывания научных знаний)  
Обсерваци­онные (на­блюдение, самонаблю­дение) Экспериментальные (лабораторный, по­левой, естествен­ный, констатирую­щий, формирующий эксперименты) Праксиметрические (анализ про­цесса и про­дуктов дея­тельности) Биографические Моделирование Психодиагностические  
3. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ  
Количественные Качественные  
Статистика: Определение среднеарифметической величины, коэффициента вариации, лимитов, критерия Стьюдента и др. Виды анализа: регрессионный анализ, дискриминантный анализ, дисперисионный анализ, корреляционный и факторный анализы, таксонометрический анализ и др. Психологическая казуистика Дифференциация материала по типам, группам, вариантам развития Описание случаев  
4. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ  
Генетические Структурные  
Описание и интерпретация генетических связей между фазами и уровнями развития Описание и интерпретация взаимосвязей между отдельными параметрами развития  
                       

 

Таблица 2. Классификация методов исследования по Р. С. Немову

Самонаблюдение и самоанализ как методы самопознания

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самонаблюдениеосуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира. Самонаблюдение бывает попутным, малоосознанным и целенаправленным. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу. Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Самоанализ — то, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» — это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания.

 

2. Составляющие психологического портрета.

 

Темперамент

Темперамент -(от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов. Является нервной структурой человека, заложенной от рождения. В первую очередь темперамент проявляется во впечатлительности, то есть в силе и устойчивости переживания, которое возникает у человека. Выражением, «практическим выходом» темперамента является импульсивность. Темперамент преобразуется в процессе формирования характера, а свойства темперамента переходят в черты характера.

Выделяют четыре вида темперамента и присущие им черты:

· Меланхолический темперамент –сильная впечатлительность и малая импульсивность;

· Сангвинический темперамент –слабая впечатлительность и сильная импульсивность;

· Флегматический темперамент –слабая впечатлительность и малая импульсивность;

· Холерический темперамент –сильная впечатлительность и сильная импульсивность.

 

Для определения типа темперамента испытуемым была пройдена следующая самодиагностика — «Личностный опросник Г. Айзенка».

По тесту мы выявили такие результаты:

· Шкала экстраверсии-интроверсии – 14

· Шкала нейротизма – 18

· Шкала лжи – 1

Обработав результат испытуемого, был выявлен тип темперамента – холерик. Шкала экстраверсии-интроверсии показала средний результат, по которому можно сказать, что испытуемый деятельный, активный, общительный человек, легко вступающий и поддерживающий межличностные контакты. Хорошо разбирается в людях, прогнозирует их реакции и поведение. Он отзывчив, импульсивен, жизнерадостен. Не любит «уединения» испытывает тягу к новым впечатлениям, риску. Его характеризует хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Бывает несдержанным, ненадежным в общении, не всегда обязателен, склонен к неоднозначным формам реагирования.

Высокий уровень нейротизма означает, что испытуемый эмоционально неустойчив, характеризуюется неуравновешенностью нервно-психических процессов, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому он легко возбудим, для него характерны резкие колебания настроения, чувствительность, обидчивость, а также тревожность, нерешительность, медлительность и мнительность.

 

Характер

Для того чтобы выявить особенности характера личности, респондентом была проведена следующая самодиагностика «Тест Леонгарда».

Акцентуация характера по каждому типу диагностируется в случае превышения 12-балльного уровня.

Акцентуированные личности не являются психопатологическими, они просто характеризуются выделением ярких черт характера.

В ходе проведения самодиагностики были выявлены следующие результаты:

Гипертимы 15 баллов
Возбудимые 12 баллов
Эмотивные 21 балл
Педантичные 6 баллов
Тревожные 9 баллов
Циклотимные 24 балла
Демонстративные 20 баллов
Неуравновешенные 21 балл
Дистимные 9 баллов
Экзальтированные 18 баллов

 

Гипертимический тип. Практически всегда веселое, приподнятое настроение, активный, в тонусе. Обладает неустойчивыми интересами, общителен. Легко осваивается в новой обстановке. Переоценивает свои возможности, оптимистичен, обладает неплохой самооценкой.

Возбудимый тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, возможны льстивость и услужливость (как маскировка).

Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.

Эмотивный тип (ярко выражен).

Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение.

Циклотимический тип (максимально выражен).

Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

Демонстративный тип (ярко выражен).

Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.

Неуравновешенный тип (ярко выражен).

Основная черта этого типа — чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.

Экзальтированный тип (лабильный).

Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

 

Способности

Испытуемым был пройден тест «Определение общих способностей» Г.Айзенка.

Пройдя тест и подсчитав количество правильных ответов, была произведена оценка результатов с помощью графика.

Испытуемый правильно ответил на 18 вопросов, следовательно, коэффициент интеллектуальности испытуемого является высоким и равен 120.

Можно сделать вывод, что у испытуемого хорошо развиты умственные способности и интеллект.

Направленность

Испытуемым была пройдена методика диагностики направленности личности Б. Басса. Результаты выявили, что респонденту присуще направленность на себя и на дело в гораздо большей степени, чем направленность на общение. Можно сказать, что испытуемый не нуждается в особом общении, готов выполнять много работы, не задумываясь о силах потраченных на нее.

Эмоциональность

Испытуемым были проведены такие самодиагностики, как «Самодиагностика эмоционального выгорания по Бойко».

По результатам самодиагностики выявлено: испытуемый обладает сформировавшейся фазой резистенции. Он ограждает себя от внешних факторов, дабы защитить свой внутренний мир. Имеет ярко выраженные симптомы, как неадекватное реагирование, переживание обстоятельств и редукция проф. обязанностей. Что означает: респондент пытается облегчить себе работу (учебу).

Волевые качества

Испытуемым была пройдена самодиагностика эмоционального интеллекта по Холлу.

По результатам теста было выявлено:

— Высокий уровень EQ по шкалам:

· Эмоциональная осведомленность (34б);

· Самомотивация (34б);

· Управление эмоциями других (31б).

— Средний уровень EQ по шкале:

· Эмпатия (28б).

— Низкий уровень EQ по шкале:

· Управление своими эмоциями (23б).

По данным результатам, мы можем сказать, что испытуемый имеет способности к управлению своим поведением, независимо от внешних обстоятельств, способен утешать, сопереживать и веселить других людей. Хорошо осведомлен о своем эмоциональном состоянии, помимо своего так же понимает состояние окружающих его людей.

Самооценка

Испытуемым был пройден самоанализ на выявление самооценки.

По результатам пройденного самоанализа, респондент обладает самооценкой «выше среднего», что является адекватной самооценкой. Испытуемый верит в себя и гордится своими достижениями, он знает свои недостатки и стремится стать лучше.

 

2.8 Карта «Самооценка индивидуальности педагога» (О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк)

 

Интеллектуальная сфера

Профессионально важные компоненты Баллы
Педагогическое мышление (способность анализировать педагогические ситуации, уметь их создавать и разрешать) 1 2 34 5 6 7
креативность как способность к созиданию, а также действию в ситуации неопределенности и дефицита информации; 1 2 3 4 5 6 7
педагогическая эрудиция, 1 2 3 4 5 6 7
педагогическая интуиция, 1 2 3 4 5 6 7
педагогическая импровизация, 1 2 3 4 5 6 7
педагогическая наблюдательность, зоркость, слух; 1 2 3 4 5 6 7
педагогическое предвидение, прогнозирование 1 2 3 4 5 6 7
педагогическое воображение, 1 2 3 4 5 6 7
саногенное (оптимистическое) мышление, 1 2 3 4 5 6 7
избирательно-психологическая память (на учебную и другую информацию, на лица, имена учащихся и др.) 1 2 3 4 56 7
педагогическое внимание (способность удерживать в поле зрения большое количество объектов, целенаправленность, устойчивость) 1 2 3 4 5 6 7
логичность, живость, четкость, ясность, правильность, доступность речи 1 2 3 4 5 6 7

 

Мотивационная сфера

Профессионально важные компоненты Баллы
Педагогическое целеполагание, 1 2 3 4 5 6 7
мотивы достижения в профессиональной сфере, 1 2 3 4 5 6 7
стремление к установлению позитивных взаимоотношений; 1 2 3 4 5 6 7
стремление к педагогическому сотрудничеству 1 2 3 4 5 6 7
стремление к профессиональному самосовершенствованию и самореализации, повышению педагогического мастерства 1 2 3 4 5 6 7
стремление к саморазвитию своей индивидуальности, совершенствованию профессионально значимых качеств 1 2 3 4 5 6 7
направленность на инновационную деятельность 1 2 3 4 5 6 7
Потребность в самовыражении (в педагогической деятельности) 1 2 3 4 5 6 7
стремление к получению удовлетворения от самого процесса и результата педагогического труда 1 2 3 4 5 6 7
Установка на гуманистические ценности педагогической деятельности 1 2 3 4 5 6 7
Ориентация на развитие толерантности 1 2 3 4 5 6 7
Стремление к развитию индивидуальности учащихся 1 2 3 4 5 6 7

Эмоциональная сфера

Профессионально важные компоненты Баллы
Адекватная педагогическая самооценка, 1 2 3 4 5 6 7
Педагогическая эмпатия, 1 2 3 4 5 6 7
Эмоциональная привлекательность 1 2 3 4 5 6 7
Открытость 1 2 3 4 5 6 7
Способность к эмоциональному переключению (гибкость эмоциональных реакций) 1 2 3 4 5 6 7
стрессоустойчивость; 1 2 3 4 5 6 7
отсутствие тревожности и страха; 1 2 3 4 5 6 7

Волевая сфера

Предметно-практическая сфера

Профессионально важные компоненты Баллы
Умения осуществлять педагогическую диагностику 1 2 3 4 5 6 7
Умения дидактические 1 2 3 4 5 6 7
Умения воспитательной работы 1 2 3 4 5 6 7
Умения научно-методической работы 1 2 3 4 5 6 7
Умения работать с родителями учащихся 1 2 3 4 5 6 7
Умения сотрудничать с коллегами 1 2 3 4 5 6 7
Умения общаться с коллегами, учащимися и их родителями 1 2 3 4 5 6 7
Умения осуществить презентацию своих достижений 1 2 3 4 5 6 7
профессиональное этическое поведение 1 2 3 4 5 6 7
Умения работать над собой, заниматься самосовершенствованием 1 2 3 4 5 6 7

 

Сфера саморегулирования

Профессионально важные компоненты Баллы
Педагогическая находчивость, 1 2 3 4 5 6 7
умение регулировать свою профессиональную деятельность, 1 2 3 4 5 6 7
умения регулировать свои психические состояния (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и др.) 1 2 3 4 5 6 7
умения регулировать взаимоотношения с коллегами, с учащимися и их родителями 1 2 3 4 5 6 7
умение осуществлять самооценку, определять свои достоинства и недостатки 1 2 3 4 5 6 7
умение осуществлять рефлексивные процессы 1 2 3 4 5 6 7

Экзистенциальная сфера

Профессионально важные компоненты Баллы
Педагогическая рефлексия (способность оценить свою позицию в педагогической ситуации) 1 2 3 4 5 6 7
педагогический оптимизм (вера в свои возможности как педагога, вера в возможности учащихся) 1 2 3 4 5 6 7
педагогическое самосознание (способность сознавать свои мысли, действия, поступки в педагогических ситуациях, направленность на самосовершенствование в педагогической деятельности) 1 2 3 4 5 6 7
психологическая автономность как самостоятельность, ответственность и самоуправляемость, субъектность педагогической деятельности 1 2 3 4 5 6 7
наличие «Я-концепции», выражающей профессиональную позицию, свобода и уверенность в своей педагогической позиции, 1 2 3 4 5 6 7
видение смысла педагогической деятельности (наличие профессиональных ценностей) 1 2 3 4 5 6 7
видение учащегося как одной из ценностей общества и наличие в качестве одной из важнейших целей педагогической деятельности формирование индивидуальности и личности ребенка в единстве   1 2 3 4 5 6 7

Интеллектуальная сфера

У испытуемого развито саногенное мышление и педагогическая импровизация, это говорит о том, что он креативен и оптимистичен.

Направления саморазвития: стоит уделить внимание педагогической эрудицию, вниманию и интуиции.

Мотивационная сфера

У испытуемого ярко выражены: стремление к профессиональному самосовершенствованию и самореализации, повышению педагогического мастерства; стремление к получению удовлетворения от самого процесса и результата педагогического труда.

Направления саморазвития: респонденту стоит повысить стремление к инновационной деятельности, принесению в этот мир чего-то нового и потребность в самореализации.

Эмоциональная сфера

У испытуемого сильно развита гибкость эмоциональных реакций, ярко выражены: эмоциональная привлекательность, открытость и стрессоустойчивость.

Направления саморазвития: стоит уделить внимание педагогической эмпатии.

Волевая сфера

Направления саморазвития: испытуемому стоит более уверенно стоять на своем, развить свои «бойцовские» качества.

Предметно-практическая сфера

Испытуемый не имеет проблем в работе и общении с коллегами, детьми и их родителями.

Направления саморазвития: поднять умения дидактичные и осуществления педагогической диагностики.

 

Сфера саморегулирования

Респондент способен регулировать свои отношения с окружением и, так же, регулировать свои психические состояния.

Направления саморазвития: улучшить способность регулирования проф. деятельности и умение осуществлять рефлексивные процессы.

Экзистенциальная сфера

Испытуемый верит в свои возможности и возможности учащихся, так же имеет свои профессиональные ценности.

Программа саморазвития: стоит уделить внимание педагогической рефлексии.

 

Программа саморазвития

№ п/п Область самопознания Результат Направления саморазвития
2.1. Мотивация обучения в ВУЗЕ (Т.Ильина).

1.Приобретение знаний -7.2 балла. 2.Овладение профессией — 5 баллов. 3.Получение диплома – 7.5 баллов.  

Результаты самодиагностики показали, что доминирующим мотивом является мотив получения диплома. Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Стремиться овладеть профессиональными знаниями, формировать профессионально важные качества.
2.2. «Якоря карьеры». 1.Профессиональная компетентность — 5 баллов. 2.Менеджмент — 6 баллов. 3.Автономия — 6 баллов. 4.Стабильность места работы — 10 баллов. 5. Стабильность места жительства – 2 балла 6.Служение — 8 баллов. 7.Вызов — 6 баллов. 8.Интеграция стилей жизни — 8 баллов. 9.Предпринимательство — 1 балл.   По результатам самодиагностики, шкала стабильности места работы явно преобладает над остальными. Это означает, что для испытуемого важен поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию (не увольняет рабочих), заботится о своих работниках после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией – его часто называют «человеком организации» – ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания, а так же для такого человека важны «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продуктов или товаров, защиты прав потребителей и т. п. Развивать свои способности и таланты в определенной области (научные исследования, техническое проектирование и т. д.), учиться работать с людьми.
2.3. Самодиагностика эмоционального выгорания по Бойко. 1.«Напряжение» Переживание психотравмирующих обстоятельств(Н-ППО) — 0 баллов; неудовлетворенность собой (Н-УС)-3 баллов; «Загнанность в клетку» (Н-ЗвК)- 0 баллов; Тревога и депрессия (Н-ТиД)-5 баллов; Общая сумма по фазе «Напряжение» — 8 баллов. 2. «Резистенция» Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (Р-НИЭР) — 10 баллов; Эмоционально-нравственная дезориентация (Р-ЭНД) — 15 баллов; Расширение сферы экономии эмоций (Р-РСЭЭ)-3 балла; Редукция профессиональных обязанностей (Р-РПО) — 28 баллов; Общая сумма по фазе «Резистенция» — 56 баллов. 3. «Истощение» Эмоциональный дефицит (И-ЭД) — 10 баллов; Эмоциональная отстраненность (И-ЭО) — 8 баллов; Личностная отстраненность (деперсонализация) (И-ЛОД) -10 баллов; Психосоматические и психовегетативные нарушения (И-ПиПН) — 0 баллов; Общая сумма по фазе «Истощение» — 28 баллов. У испытуемого не выражается профессиональное выгорание ни по одному из пунктов. Он пытается облегчить себе деятельность, за счет чего фаза «Резистенция» возросла до стадии формирования.   Разобраться с фазой резистенции, не стремиться облегчить себе жизнь и оградить себя от эмоциональных нагрузок.
2.4 Самодиагностика эмоционального интеллекта (по Холлу).

1.Эмоциональная осведомленность —высокий уровень EQ (34 балла) 2. Управление своими эмоциями – Низкий уровень EQ (25 баллов) 3.Самомотивация — высокий уровень EQ (33 балла) 4. Эмпатия — средний уровень EQ (28 баллов) 5. Управление эмоциями других людей – средний уровень EQ (28 баллов)

Исследуемому несложно сохранять хорошиеотношения с окружающими. Обладает умеренно высоким уровнем мотивации. Действия субъекта направлены на поддержания самоуважения. С трудностями справляется успешно, однако в некоторых ситуациях можете быть подвержены эмоциям и тревоге. Формирование таких качеств как выдержку и самообладание.  
2.5 Самодиагностика уровня тревожности по Спилбергу и Ханину. 1.Ситуативная тревожность-42 балла (умеренная).

2. Личностная тревожность-43 балла (умеренная).

 

По результатам самодиагностики шкала личностной тревожности преобладает над шкалой ситуативной тревожности не на много Наладить взаимоотношения с окружающими, научиться быть независимым от мнения окружающих,научиться адекватно воспринимать критику в свой адрес,развивать «нравственно-волевые» качества.  

 

Вывод

В данной работе попытались разобрать психологический портрет педагога, психологический портрет его личности, дать оценку его личным качествам, провести несколько само-диагностик.

Таким образом, мы можем сказать, что личность человека – одна из наиболее сложных категорий, а проблема ее изучения – область, в которой, несмотря на длительный период изучения (от античности до наших дней) больше вопросов, чем ответов. Но благодаря современным теориям и методам, мы можем дать примерную характеристику личности, описать ее наиболее банальные качества. Что позволяет нам проводить психо-коррекционные работы по устранению зловредных качеств и аспектов личности.

Ведь чем богаче личность, чем она развитее, тем полезнее становится обществу, особенно в рамках педагогической профессии.

Список литературы.

1.Ананьев Б.Г. Учебник по психологии. М.: ИПП, 1996. с.160

2.АсмоловА.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — [2-е изд.]. — М.: Смысл, 2001. — 414 с.

3.Аркадий и Борис Стругацкие. «Сочинение: Творчество братьев Стругацких»

4.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 1988. – Стр. 281-310.

5.Гурова Е.В. .Психология развития и возрастная психология: тексты: учеб.пособие. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 174 с.

6.Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.

7.Маралов В. Г.М 25 Основы самопознания и саморазвития: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. 15ВК 5-7695-0877-9

8.Маралов В. Г.М 25 Основы самопознания и саморазвития: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. —256 с. 15ВК 5-7695-0877-9

9.Немов Р. С. Психология : Общие основы психологии: учебник : в 3-х кн. Кн. 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. с. 688

10.Психологический словарь. – М., 1981

11.ФГОС НОО