20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра психологии
Учебно-методический комплекс курса
Пермь
ПГПУ
2008
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра психологии
Учебно-методический комплекс курса
Пермь
ПГПУ
2008
УДК 159.9 (075.8)
ББК Ю94 я73
Рецензент:
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития Пермского государственного университета С.Ю. Жданова
Авторы-составители: канд. психол. наук, доцент кафедры практической психологии Е.Ю. Воронова, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Т.В.Евтух, канд. психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Е.А. Силина, канд. психол. наук, доцент Т.М. Харламова
Г74 Готовность к профессиональному развитию: учеб.-метод. комплекс курса / Е.Ю. Воронова, Т.В. Евтух, Е.А. Силина, Т.М. Харламова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 14 с.
Планы семинарских и практических занятий по дисциплине «Методика ...
... принципам психологической науки. Используя учебник В.Н. Карандашева (Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие. / В.Н. Карандашев – СПб.: Питер, 2007.), ознакомьтесь со схемой технологии разработки учебного курса. Составьте ... классы : Учеб .- метод. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной; Психол. ин-т Рос. акад. образования; Моск. психол .- соц. ин-т .- М. : Изд-во Моск. псих- ...
Учебно-методический комплекс курса «Готовность к профессиональному развитию» включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план, программу, планы практических занятий, список литературы. Программа курса «Готовность к профессиональному развитию» направлена на обучение студентов навыкам эффективной самопрезентации, формирование представлений о становлении профессионала. В программу курса включено знакомство студентов с некоторыми методиками оценки мотивации и других характеристик профессиональной деятельности.
Адресовано студентам дневного отделения.
УДК 159.9 (075.8)
ББК Ю94 я73
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Коллектив авторов, 2008
© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2008
Методическое издание
Учебно-методический комплекс курса
Авторы-составители:
Воронова Елена Юрьевна
Евтух Татьяна Викторовна
Силина Елена Алексеевна
Харламова Татьяна Михайловна
Редактор О.В. Вязова
Технический редактор Е.Е. Покровская
Компьютерный набор выполнен Т.В. Евтух
Дизайн обложки Д.С. Корниенко
Свидетельство о государственной аккредитации вуза
№ 1426 от 23.04.2004 г.
Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001
Подписано в печать 15.05.08. Формат 60х90 1/16
Бумага ксероксная. Печать на ризографе
Усл. печ. л. 0,87. Уч.-изд. л. 0,4
Тираж 20 экз.
Редакционно-издательский отдел
ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
тел. (342) 238-63-12
Отпечатано на ризографе
в Пермском государственном педагогическом университете
614690, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, оф.11
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………… 2. Объем дисциплины. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………………………………………………. 3. Содержание курса … 4. Темы практических и семинарских занятий………………………….… 5. Список литературы.………………………………………………………. |
4
5 6 9 13
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Готовность к профессиональному развитию» предлагается кафедрой психологии как элективный курс для тех студентов, которые наиболее активно готовятся к будущей и совсем недалекой трудовой деятельности и жизни в мире человеческих дел. Плохо человеку, когда он «не нашел себя». Тогда он проводит годы среди чуждых ему по духу людей, занимаясь тем, что противно его натуре. Такой человек с отвращением просыпается по утрам, он раздражителен, недоволен всем и чувствует, что главное, ‑ отвечающее его сущности, ‑ где-то не здесь, что жизнь проходит мимо него. Человек, не нашедший себя, подавлен и завистлив, а в душе его тоска. Этих несчастных немало в мире. Одни поступили в университет за компанию, другие послушались маму или вовсе не думали о профессии. Большая часть студентов уже выбравших профессиональное образование и перспективы жизненного пути тем не менее сомневаются в себе. Они не очень хорошо понимают смысл профессии и подводные ее камни. Каждый хочет осмысленной жизни, хочет чувствовать свою полезность, нуждается в причастности к важному делу, ожидает высокую своего труда. Все это приводит к необходимости быть «в поле» профессии, не отрываясь от рынка труда. Программа курса «Готовность к профессиональному развитию» построена таким образом, чтобы научить студентов, будущих профессионалов максимально точно представлять самого себя и владеть способами презентации своей личности, профессиональной квалификации перед другими людьми, прежде всего, перед возможными работодателями. Важная часть курса связана с проблемой взаимовлияния людей в трудовом, и в частности, в педагогическом коллективе. Данный курс включает в себя не только теоретическое изучение вопросов профессионального имиджа, манипулятивных технологий профессиональной сферы и профессионализации, но в него органической частью входит тренинг эффективной самопрезентации, который решающим образом обеспечивает готовность студентов к профессиональному самосознанию и развитию. В программу курса включено знакомство студентов с некоторыми методиками оценки мотивации и других характеристик профессиональной деятельности.
Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов по формам обучения |
№№ семестров |
7-8 |
Аудиторные занятия: |
50 |
лекции |
20 |
практические и семинарские занятия |
30 |
Самостоятельная работа |
40 |
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ |
90 |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения дневная
Названия разделов и тем |
Всего часов по учебному плану |
Виды учебных занятий |
||
Аудиторные занятия, в том числе |
Самостоя-тельная работа |
|||
Лекции |
Практ. занятия, семинары |
|||
Тема 1. Профессиональная деятельность: понятие, компоненты, этапы. |
12 |
2 |
4 |
6 |
Тема 2. Формирование профессионального имиджа |
12 |
2 |
4 |
6 |
Тема 3.Самопрезентация: управление впечатлением |
16 |
4 |
4 |
8 |
Тема 4. Профессиональный коллектив как сфера психологического взаимовлияния |
12 |
4 |
2 |
6 |
Тема 5. Взаимовлияние субъектов образовательного процесса |
8 |
4 |
— |
4 |
Тема 6. Планирование психологического воздействия |
20 |
4 |
6 |
10 |
Тема 7. Тренинг «эффективной самопрезентации»
|
10 |
|||
ИТОГО: |
90 |
20 |
30 |
40 |
Содержание курса
Тема 1. Профессиональная деятельность: понятие, компоненты, этапы
Мотивационная сфера профессиональной деятельности: ценностные ориентации профессии, смысл профессии, мотивы, цели, эмоции, установка на адаптацию. Операциональная сфера профессиональной деятельности: профессиональные знания и способности, профессиональные действия и профессиональное мышление, профессиональные технологии, приемы сотрудничества в совместной профессиональной деятельности. Факторы, детерминирующие психологическое становление профессионала. Становление профессионала и развитие личности. Стадии профессионализации. Профессиональные деформации.
Тема 2. Формирование профессионального имиджа
Социально-психологическая характеристика имиджа (информативность, динамичность, активность, функциональность).
Структура имиджа (внешний и внутренний).
Виды имиджа (среды обитания, габаритный, деловой, вербальный, поведенческий, характерологический, корпоративный).
Этапы формирования имиджа (изучение личностных характеристик, акцентирование профессионально важных качеств, работа над внешним видом, совершенствование коммуникативных качеств).
Персональный имидж (позиционирование, драматизация, коррекция имиджа).
Тема 3. Самопрезентация: управление впечатлением
Понятие самопрезентации. Самопрезентация как составная часть процесса формирования профессионального имиджа специалиста. Деловая и личностная самопрезентация.
Подсознательный (эффект ореола) и сознательный уровень осуществления самопрезентации. Субъективные факторы, влияющие на самопрезентацию: личностные особенности, «Я — концепция», «Я — образ», характер самооценки, тип нервной системы, тип темперамента. Объективные факторы, влияющие на самопрезентацию: социальные условия, социальный статус, воспитание, уровень образования, материальное положение. Тактика самопрезентации. Самопрезентация и установки личности.
Тема 4. Профессиональный коллектив как сфера психологического взаимовлияния
Место манипуляции в системе человеческих отношений. Основные цели скрытого управления в служебных отношениях. Причины и приемы манипулирования подчиненным со стороны начальника. Скрытое управление начальником со стороны подчиненного как способ достижения собственных целей. Манипулятивные приемы подчиненных. Взаимовлияние коллег. Защита от манипуляции.
Тема 5. Взаимовлияние субъектов образовательного процесса
Виды психологического влияния в зависимости от уровня его организации и личностного потенциала субъекта влияния. Типы манипуляторов. Основные приемы манипуляции, позволяющие учителям и администрации образовательного учреждения контролировать учеников. Приемы манипулятивного воздействия учащихся на учителей. Особенности взаимовлияния родителей и детей школьного возраста. Причины внушаемости. Общие правила противостояния деструктивному влиянию.
Тема 6. Планирование психологического воздействия
Общие механизмы психологического воздействия. Подстройка к особенностям ситуации и адресата воздействия. Организация физических условий влияния, в т.ч. места действия (рабочий кабинет, аудитория и т.д.), интерьера (расстановка мебели, свобода и характер передвижения и т.д.), сенсорных компонентов (особенности освещения, температура воздуха, шумы, психофизическое воздействие цвета на человека и т.д.).
Организация культурного фона и социального контекста влияния.
Тема 7. Тренинг «эффективной самопрезентации»
Тренинг «эффективной самопрезентации» направлен на облегчение трудоустройства и адаптации к будущей специальности выпускников ВУЗов. Он включает в себя следующие блоки:
I. Мотивационный блок («хочу») — предполагает диагностику актуальных мотивов выпускника (поскольку только внутренние мотивы личности могут быть прочным основанием и надежным источником будущей деятельности) и их иерархии (так как деятельность должна быть планомерно организованной); формулировку и визуализацию жизненных и профессиональных целей (для продуктивной деятельности необходимо чёткое представление, осознанность и свободная вербализация её конечного результата).
II. Ресурсный блок («могу») включает рефлексию умений и навыков, достижений и ситуаций успеха, что активизирует процесс самопознания и оптими-зацию самооценки; возможностей выпускника. Все эти качества помогут в
формировании или коррекции индивидуального стиля профессиональной деятельности.
III. Эмоциональный блок направлен на актуализацию переживаний в ситуациях успеха и неудачи, умения их дифференцировать и корректировать. В результате этой работы ожидается повышение осознанности эмоциональных переживаний участника и повышение ответственности за собственное поведение.
IV. Организационный блок (интегрирующий) включает составление собственного резюме и его обсуждение, а также проигрывание ситуаций самопрезентации при трудоустройстве с их последующим коллективным обсуждением, что позволит оказать реальную помощь и поддержку в личностном самовыражении и профессиональной адаптации.
Планы практических занятий
Тема 1. Профессиональная деятельность: понятие, компоненты, этапы.
Занятие 1. Синдром эмоционального выгорания как профессиональная деформация.
Список литературы
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
2. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М.: «Издательство Флинта», 2001.
3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001. Т.22. №1. С.90-101.
4. Роберте Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. 1998. №1.С. 39-46.
5. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002.Т.23. №3. С.85-95.
6. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998 . № 5.
7. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя// Вопросы психологии. 1994. №6.
Занятие 2. Исследование мотивации профессиональной деятельности с помощью методики Э.Шейна «Якоря карьеры»
Список литературы
Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003. С.85-96.
Тема 2. Формирование профессионального имиджа
Занятие 1 (4 часа)
Самовосприятие, взаимовосприятие в группе и интеграция образа.
Список литературы
1. Дейнека О.С. Психологический портрет молодого российского предпринимателя// Актуальные проблемы психологической теории и практики/ Под пед. А.А. Крылова. СПб., 1995.
2. Казмиренко В.П. Параметры построения образа организации. //Материалы научно практической конференции «Ананьевские чтения 2004»/ под ред. Л.А. Цветковой, Г.М. Яковлева, с. 513-514.
3. Козлов Н. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Екатеринбург. АРД ЛТД. 1996. с. 438-439.
4. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук Ваклер. 2003.
5. Спиллейн М. Создайте свой имидж. М.: Инфра, 2005.
Тема 3. Самопрезентация: управление впечатлением
Занятие 1.
1. Исследование уровня самомониторинга по М.Снайдеру.
2. Технология самопрезентации.
Список литературы
- Гофман Э. Представление себя другим// Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. С. 188-196.
- Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. СПб: Речь, 2007.
- Спиллейн М. Создайте свой имидж. М.: Инфра, 2005.
- Янчук В.А. Формирование и управление впечатлением о личности другого человека// Психология. 1998. №4. С.45-56.
Занятие 2. Самопрезентация при устройстве на работу.
Список литературы
- БакироваГ.Х. Тренинг управления персоналом. СПб.: Речь, 2006.
- Гофман Э. Представление себя другим// Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. С. 188-196.
- Зверинцев А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. СПб. Литер, 2003.
- Зинченко В.П. Образ и деятельность. М; В., 1997.
- Крижанская Ю.С., Третьякова В.П. Грамматика общения. М., 1999.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб. Литер, 1997.
- Пайнс Э.Практикум по социальной психологии/ Пайнс Э., Маслач К. СПб.: Питер, 2000.
- Спиллейн М. Создайте свой имидж. М.:Инфра, 2005.
- Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003. С.97-102.
- Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Дефа, 2002.
- Янчук В.А. Формирование и управление впечатлением о личности другого человека// Психология. 1998. №4. С.45-56.
Тема 4. Профессиональный коллектив как сфера психологического взаимовлияния
Занятие 1. Диагностика степени внушаемости адресата воздействия в различных сфеpax его жизнедеятельности.
Список литературы
1. Михайлюк Е.Б. Психология влияния. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С. 44-64.
2. Соломонов О. Искусство управлять людьми. Простые решения сложных проблем. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — С. 33-38.
Тема 6. Планирование психологического воздействия
Занятие 1. Развитие лидерских качеств.
Упражнения на развитие лидерских качеств, в т.ч. способности направлять собственную мысленную энергию аудитории и внушать ей то, что необходимо от нее получить; способности воспринимать обратный «сконцентрированный» посыл, чувствовать желания людей, ненавязчиво заставлять их делать то, что требуется лидеру; способности заявлять о себе без слов, чтобы окружающие физически ощущали присутствие лидера и др.
Список литературы
1. Соломонов О. Искусство управлять людьми. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.-С. 221-243.
Занятие 2. Защита от манипуляций.
Обучение защите от внешнего манипулятивного воздействия. Освоение методов выявления угрозы психологического вторжения и приемов защиты от него личностных структур и психических процессов.
Список литературы
1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. — СПб.: Речь, 2003. — С. 162-201, 232-275.
Занятие 3. Планирование и организация физических условий положительного влияния.
Список литературы
1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — СПб.: Речь, 2003. — С. 102-107.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
К теме 1. Профессиональная деятельность: понятие, компоненты, этапы.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во 3. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- МГУ, 1982.
- Поваренков Ю.П., Психология становления профессионала. Курск, 1991.
- Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н.Дружинина. СПб.; Питер, 2001.
- Резников Е.Н. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное руководство/ Под ред. В.Н.Дружинина. М.: ИН-ФРА-М, 1999.
К темам 2 и 3. Формирование профессионального имиджа. Самопрезентация: управление впечатлением.
1. Гофман Э. Представление себя другим// Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. С. 188-196.
2. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. СПб. Литер, 2003.
3. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М; В., 1997.
4. Крижанская Ю.С., Третьякова В.П. Грамматика общения. М., 1999.
5. Майерс Д. Социальная психология. СПб. Литер, 1997.
6. Пайнс Э.Практикум по социальной психологии/ Пайнс Э., Маслач К. СПб.: Питер, 2000.
7. Спиллейн М. Создайте свой имидж. М.: Инфра, 2005.
8. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.:Дефа, 2002.
9. Янчук В.А. Формирование и управление впечатлением о личности другого человека// Психология. 1998. №4. С.45-56.
К темам 4-6. Профессиональный коллектив как сфера психологического взаимовлияния. Взаимовлияние субъектов образовательного процесса. Планирование психологического воздействия.
1. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. — М.: Эксмо, 2003.-384 с.
2. Дерюгин В.И. Теневая психология. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 320 с.
3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции:.феномены, механизмы и защита. — СПб.: Речь, 2003. — 304 с.
4. Куницына В.Н. Межличностное общение. — СПб.: Питер, 2002.
5. Миарс Э. Подчинять или подчиняться? — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 160с.
6. Михайлюк Е.Б. Психология влияния. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 160 с.
7. Погольша В.М. Социально-психологический потенциал личного влияния. -СПб., 1998.
8.Сидоренко Е.В. Личное влияние и противостояние чужому влиянию (Психологические проблемы самореализации личности).
— СПб., 1997.
9. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб.: Речь, 2003.-256 с.
10. Соломонов О. Искусство управлять людьми. Простые решения сложных проблем. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 283 с.
11. Таранов П. С. Приемы влияния на людей. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -608 с.
12. Чалдини Р. Психология влияния. — СПб.: Питер, 2003. — 288 с.
13. Шейное В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования).
— Минск: Харвест, 2004. — 816 с.
14. Шостром Э. Человек — манипулятор /Пер. с англ. — Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992.-128 с.
К теме 7. Тренинг «эффективной самопрезентации»
1. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум. М: Совершенство, 1997.
2. Зинченко Т.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской пасихологии. М.,1994.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
4. Игры для интенсивного обучения /Под ред. В.В. Петрусинского.М., 1991.
5. Коростылева Л.А. Самореализация личности в некоторых основных сферах жизнедеятельности и методы исследования // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А.А. Реан, Л.А. Коростылевой. СПб.,1998.
6. Коростылева Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5./Под ред. Г.С. Никифоровой, Л.А. Коростылевой. СПб.,2001.