Государственный Комитет рф по высшему образованию 2

Тюменский государственный университет

Г р и ш и н В. В.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

Тюмень — 1996

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается работа, выполненная в жанре учебно-методического пособия, которая, по мысли автора, может быть полезной при освоении вами лекционно-практического курса экспериментальной психологии.

Вы можете использовать это пособие в качестве справочника или познавательной карты, которая поможет вам сориентировать себя в пространстве обозначенных в нем проблем. Вы можете использовать его так, как привыкли использовать другие пособия. Однако помните, что у любого учебника, справочника или карты есть автор или, в крайнем случае, составитель — некий живой человек, которому что-то нравится в этом мире, а чего-то он не любит, не ценит, не понимает. Поэтому отдавайте себе отчет в том, что имеете дело не с реальным миром, а с одним из вариантов его описания, может быть, удачным, а может быть, и нет. А значит, не имеет особого смысла принимать что-либо на веру до тех пор, пока не найден действенный способ убедиться в этом самостоятельно. Я буду только рад, если вы, по окончании наших занятий, укрепитесь в собственном понимании сути гносеологии вообще и экспериментального подхода в частности. Копайте так глубоко, как только сможете, если, конечно, имеете к этому склонность, желание и интерес.

Со своей стороны хочу поблагодарить Чиркова Валерия Игоревича, Карпова Анатолия Викторовича, Иванова Павла Николаевича, Корнилова Юрия Константиновича, Попова Сергея Валентиновича, чьи лекции способствовали кристаллизации моего понимания проблематики научного подхода к действительности. Отдельное спасибо Юлию Павловичу Строкову за то, что благодаря его работам, я был избавлен от мучений по созданию подходящей структуры для настоящего пособия и получил возможность всецело посвятить себя его содержанию.

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...

... признаки, виды педагогических технологий. Структура педагогической технологии. Технологии воспитания. Технологичный подход в воспитательном процессе. Обзор зарубежных и отечественных педагогических технологий. Воспитательная ... Общие требования к их организации. Характеристика и содержание учебно-познавательной деятельности. Организация познавательной деятельности процессе обучения и воспитания, в ...

Буду рад увидеть вас на лекциях. Ожидаю оригинальных находок и надеюсь на продуктивное сотрудничество. Желаю удачи и успехов в освоении основ экспериментальной психологии!

С уважением В.Гришин.

Тематический план курса

Наименование тем

Лекц.

Сем.

Лаб.

I. Введение в методологию науки

1.

Специфика научного подхода к действительности

2

2

2.

Проблема научного факта и метода исследования

2

2

3.

Этапы научного исследования

4

2

II. Методология психологического исследования

4.

Проблема реального предмета психологии

2

2

5.

Виды переменных в психологическом исследовании

2

2

6.

Методы психологического исследования

2

III. Эксперимент как метод психологического исследования

7.

Специфика экспериментального метода

2

8.

Основные процедуры экспериментального исследования

4

2

9.

Методы статистической обработки данных

2

2

Всего

22

8

6

Общее количество часов — 36.

I. Введение в методологию науки

Тема 1. Специфика научного подхода к действительности

Религия, искусство, наука как способы понимания, переживания и овладения действительностью. Логические основания знания и гносеологическая проблема. Соотношение веры и знания. Наука как деятельность, непосредственные цели науки. Мотивация научной деятельности. Ведущие принципы научного подхода к действительности. Понятие объекта и предмета науки. Основные пути построения науки. Проблема методологии естественных и гуманитарных наук, сциентизм и герменевтика. Представление о конце науки, идеология прагматизма как отражение запросов постиндустриальной цивилизации, взгляд на мир с точки зрения технологии и проектирования, новые подходы, новые требования к знанию.

План лекции:

  1. Основные формы познавательной деятельности человека.
  2. Логические основания знания. Понимание и познание.
  3. Наука как особая форма познавательной деятельности.
  4. Определение конкретной науки через объект и предмет ее изучения.
  5. Проблема реального предмета науки. Понятие гипотетического конструкта.
  6. Современные тенденции: кризис гносеологии и конец науки как традиционного подхода к знанию.

Ключевые понятия темы:

Религия — с точки зрения науки этим термином можно обозначить способ жизни и деятельности людей, исповедующих и культивирующих в себе чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения .

Искусство — первоначально — термин для обозначения всякого мастерства, т.е. деятельности особой сложности и качества. В контексте данного изложения термин “искусство” употребляется в значении ”художественное творчество”.

Художественное творчество- термин для обозначения деятельности людей по созданию и опредмечиванию эстетически значимых образов внешней и внутренней реальности.

Наука — термин для обозначения деятельности определенной группы людей, которых в культуре принято называть учеными. Эта деятельность характеризуется тремя свойствами:

  1. она представляет собой поиск понимания действительности;
  2. научное понимание достигается посредством формулировки общих законов, или принципов;
  3. законы, или принципы, могут быть проверены экспериментально.

Понимание — термин для обозначения субъективного чувства удовлетворения от того, что найдено адекватное объяснение или чувствование какого-то аспекта реальности.

Объект науки — термин для обозначения того, что противостоит познающему субъекту в его познавательной и предметно-практической деятельности, т.е. некая часть объективной реальности. Предполагается, что сама реальность определенным образом упорядочена, живет по своим законам и существует независимо от человека и его знаний об этой реальности. Синоним — реальный объект.

Предмет науки — термин для обозначения той стороны объекта науки, которую данный ученый помещает в фокус своего внимания с целью понять и объяснить.1

Явление- термин для обозначения конкретных событий, свойств или процессов, воспринимаемых субъектом как некая данность ,и/или понимаемая им как форма проявления сущности. Синонимы: феномен, “вещь- для-нас ”.

Сущность — термин для обозначения представлений субъекта о совокупности глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития объекта, системы. Синонимы: ноумен, “вещь-в-себе”, объективная реальность, действительность, онтологическая сущность.

Познание — термин для обозначения процесса взаимодействия субъекта с феноменальным миром, предполагающий понимание им сущности явлений.

Гносеология (от греч. gnosis — познание и logos — учение) термин для обозначения учения о познании.

Научное знание- термин для обозначения конечного продукта научной деятельности представленного в виде научной теории.

Научная теория- термин для обозначения системы взаимосвязанных положений, с помощью которых описываются, объясняются и предсказываются те или иные явления действительности.

Гипотетический конструкт — термин для обозначения некого идеального (мыслимого, в отличие от реального или эмпирически данного) объекта, придуманного исследователем для облегчения понимания, объяснения и предсказания фиксируемых в опыте фактов и явлений. Используя Г.к., исследователь, как правило, не претендует на то, что бы кто-то наделял продукт его идеализации статусом онтологической сущности и использовал предложенный им Г.к. в качестве утверждения об объективной реальности. Однако некоторые исследователи чувствуют себя более уверенно, если полагают такое существование в качестве возможного, поскольку логика подсказывает им, что мы не имеем никаких разумных оснований считать несуществующим то, что не можем зафиксировать в опыте.

Научный закон — утверждение о необходимом, существенном, устойчивом и повторяющемся отношении между явлениями действительности, экспериментально доказанное и признаваемое научным сообществом.

Научная парадигма (от гр. paradeigma — пример, образец) — термин для обозначения 1) своеобразного подхода к пониманию объекта и предмета исследования, а так же 2) вытекающих из него принципов и методов контакта с реальностью, принимаемых всеми учеными данной школы в качестве единого образца мышления и деятельности.

Научная школа — термин для обозначения группы исследователей, работающих в рамках конкретной научной парадигмы.

Методология — термин для обозначения науки объектом которой является деятельность человека, а предметом — метод этой деятельности.

Деятельность — термин для обозначения осознанного поведения человека направленного на достижение поставленной цели.

Метод(от греч. Methodos — путь, исследование, прослеживание)- термин для обозначения способа достижения определенной цели, совокупности приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Сциентизм (от лат. scientia — наука) — термин для обозначения методологии, построенной по образцу методологии естественных наук.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos — истолковывающий) — термин для обозначения методологии наук о духе, которая противостоит методологии наук о природе (сциентизму) и ориентирована не на познание субъекта, а на понимание его как носителя духовного начала; коротко, Г. — термин для обозначения учения о понимании.

Семинарское занятие

Тема: Альтернативные пути познания и понимания мира

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема смысла жизни и место познания и понимания мира среди иных проблем существования человечества. (Зачем жить? Зачем что-то знать и понимать в этом мире? Стоит ли все это того, чтобы тратить силы и время?)
  2. Религия, искусство, наука как варианты ответа на проблему существования.
  3. Психология — это наука, религия или искусство?
  4. Проблема отношений веры и знания.
  5. Вопрос о границах человеческого познания.

Задание для самостоятельной работы:

(выполняется письменно)

  1. Проработав литературу, а так же, используя результаты собственных размышлений, сформулируйте ваше отношение к проблемам смысла жизни, познания и понимания мира.
  2. Придайте вашей позиции форму жизненного кредо или девиза, который бы выразил суть вашего подхода к указанным проблемам. Чем ярче, точнее, оригинальнее формула, тем лучше.
  3. Используя свое воображение и фантазию, отыщите в глубинах своего бессознательного некий образ, с которым ассоциируется у вас обозначенная вами формула, девиз или кредо. Чем ярче, точнее, и живее образ, тем лучше.
  4. Используя любые доступные вам средства и формы выражения (живопись, графика, стихосложение, проза, пантомима, звук, кино-, фотография и т.п.), придайте результатам вашего личного поиска форму некого произведения.
  5. Будьте готовы обосновать свою позицию, свой подход.

Литература:

  1. Краткая философская энциклопедия /ред. Е.Ф.Губский и др./, М.,1994.
  2. Кун Т. Структура научных революций. — М.,1977.
  3. Ледников Е. Проблема конструктов в анализе научных теорий. — Киев,1969.
  4. Мень А. Познание мира./ Наука и жизнь. № 4.,1990. с.50-57.
  5. Психология. словарь.-М.,1990.
  6. Уайтхед А.Н. Истоки современной науки // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1988-1989.,- М.1989. с 205-223.
  7. Хилл Т.И. Современные теории познания. — М., 1965.
  8. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания.-М.,1978.

Тема 2. Проблема научного факта и метода исследования

Соотношение понятий “факт” и “явление”. Различные философские подходы к интерпретации понятия “факт”. Требования, предъявляемые к научному факту . Проблема взаимовлияния рационального и эмпирического, теории и регистрируемых фактов. Смысл обнаружения (получения) и описания фактов. Умение различать эмпирические и теоретические понятия, описательные и объяснительные термины. Понятие метода науки. Требования, предъявляемые к научному методу. Классификации методов научного исследования. Принцип объективности и проблемы, связанные с его применением в методологии гуманитарных наук. Идея двух методологий: сциентизм и герменевтика.

План лекции:

  1. Научный факт как философская и методологическая проблема.
  2. Научный метод: понятие, требования, классификации.

Ключевые понятия темы:

Факт (от лат. faktum — свершившееся, сделанное) — термин для обозначения того, что признается реально существующим.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — в гносеологии этим термином принято обозначать установки ученого, полагающего главным и , быть может, единственным средством познания реальности -непосредственный чувственный опыт познающего субъекта.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — в гносеологии — термин для обозначения установок ученого, считающего логику разума главным средством познания реальности. Р. опирается на предположение о существовании в природе некоего постижимого порядка вещей, а так же веру в возможности человеческого разума постичь существующий порядок природы путем размышления, силой ума, владеющего логикой.

Позитивизм — в гносеологии — термин для обозначения установок ученого, который в познании реальности исходит из фактов, регистрируемых, устойчивых, несомненных и достоверных, проверяемых или, по крайней мере, теоретически допускающих экспериментальную проверку (верификацию либо фальсификацию).

Верификация (от лат. verus — истинный и facio — делаю) — подтверждение. В гносеологии — термин для обозначения процесса и/ или результата опытной проверки фактов или гипотез, при которой истинность проверяемых фактов и/ или гипотез подтверждается.

Фальсификация (от лат. falsificare — подделывать) — в гносеологии — термин для обозначения процесса и/ или результата опытной проверки фактов или гипотез, при которой истинность проверяемых фактов и/ или гипотез опровергается.

Научный метод — термин для обозначения присущего данной науке способа получения, построения и обоснования получаемого знания. Если какой-либо метод оценивается вами как научный, это означает, что с его помощью вы надеетесь получить максимально однозначные и надежные (закономерные, повторяющиеся в противоположность случайным) данные и достоверные , соответствующие реальному положению дел, знания.

Объективный метод — термин для обозначения научного метода, исключающего возможность произвольного или непроизвольного влияния исследователя как на общий характер, так и на отдельные параметры получаемых данных.

Субъективный метод — термин для обозначения 1) научного метода, предполагающего ( либо не исключающего) влияние исследователя на общий характер и/или отдельные параметры получаемых данных; 2) применяемого в гуманитарных науках метода объективного изучения субъективных параметров познаваемого индивида. В этом значении указанный метод является и, вероятно, должен быть объективным по отношению к исследователю2 и субъективным, по отношению к исследуемому, т.к. цель использования метода в данном случае заключается в стремлении изучить специфику и степень влияния субъективных факторов на общий характер и/или отдельные параметры данных, получаемых в ходе исследования.

Семинарское занятие

Тема: Проблема методологии гуманитарных наук

Сциентизм и герменевтика: pro et contra.

Вопросы для обсуждения:

  1. Принцип объективности и проблемы связанные с его реализацией в контексте гуманитарных наук;
  2. Проблема дискредитации гуманитарного знания: подходы и варианты решения;
  3. Проблема научного факта, эмпирического и теоретического уровня познания;
  4. Проблема метода естественных и гуманитарных наук.

Задание для самостоятельной работы:

(выполняется письменно)

  1. Проработав литературу, а так же, используя результаты собственных размышлений, сформулируйте ваше отношение к проблеме применения принципа объективности в методологии гуманитарных наук;
  2. Придайте вашей позиции форму исследовательского кредо или девиза, который бы выразил суть вашего подхода к указанной проблеме. Чем ярче, точнее, оригинальнее формула, тем лучше.
  3. Сформулируйте свое отношение к проблеме взаимоотношений фактов и теорий, зафиксируйте суть вашей позиции в форме некого кредо, девиза или афоризма. Сформулируйте ответ на вопрос: “Чем привлекает вас именно эта позиция?”
  4. Будьте готовы заявить о своей позиции на семинаре.

Литература:

  1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики.-М.,1988.
  2. Краткая философская энциклопедия /ред. Е.Ф.Губский и др./, М.,1994.
  3. Кун Т. Структура научных революций.-М.,1977.
  4. Мень А. Познание мира.// Наука и жизнь. № 4.,1990. с.50-57.
  5. Найсер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии.-M.,1981.
  6. Психология. словарь.-М.,1990.
  7. Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук. — М.,1972.
  8. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике.-М.,1995.
  9. Уайтхед А.Н. Истоки современной науки // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1988-1989.,- М.1989. с 205-223.
  10. Хилл Т.И. Современные теории познания. — М., 1965.
  11. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания.-М.,1978.

Тема 3. Этапы научного исследования

Познание как процесс. Логика научного исследования. Эмпирический, теоретический и прикладной этапы процесса научного познания. Методологические проблемы эмпирического этапа научного исследования. Проблема языков описания. Логические операции теоретического этапа исследования. Описательные и объяснительные, эмпирические и теоретические понятия и термины, их обозначающие . Научные гипотезы и теории. Признаки “хороших гипотез“. Требования, предъявляемые к научным теориям. Общая схема процесса научного познания с точки зрения эмпирико- позитивистского подхода.

План лекции:

  1. Логические предпосылки научного познания. (базовые установки и верования ученых).

    Понятие принципа исследования

  2. Мышление и познание: рабочая схема мыслительного процесса. Общая логика научного исследования;
  3. Эмпирический этап исследования: понятие, цели, задачи, методы получения, описания и систематизации фактов, возникающие проблемы и подходы к их решению;
  4. Теоретический этап исследования: понятие, цели, задачи, стадии, методы теоретического осмысления фактов;
  5. Научные гипотезы: определение понятия, цель выдвижения, структура, критерии научности, проблема верификации и фальсификации научной гипотезы;
  6. Научная теория: определение, требования, предъявляемые к научной теории, проблема научной истинности теории:
  7. Общая схема процесса научного познания.

Ключевые понятия темы:

Принцип исследования — термин для обозначения совокупности наиболее общих положений и правил исследования, соблюдение которых в рамках данной методологии признается необходимым. П.и. логически вытекает из определенного философского понимания объекта и предмета научной деятельности и, таким образом, является операциональным следствием этого понимания.

Описание — термин для обозначения эмпирического этапа научного исследования, суть которого заключается в регистрации и определенной систематизации фактов, полученных в результате применения того или иного метода исследования.

Регистрация фактов — термин для обозначения деятельности по обнаружению и фиксации тех или иных событий, фактов, явлений возникающих в результате применения к объекту определенного метода исследования. Р.ф. осуществляется при помощи специально разработанных для этой цели средств: методических, аппаратурных и знаковых.

Систематизация фактов — термин для обозначения деятельности по упорядочиванию зафиксированных фактов путем их математической обработки, построения различного рода классификаций, графиков, таблиц и т.п.

Эмпирически выявленная закономерность — термин для обозначения зафиксированной в результате многократных испытаний устойчивой, стабильно повторяющейся связи конкретных событий, фактов, явлений, которая в силу своей устойчивости и стабильной повторяемости приобретает признаки необходимой связи.

Необходимость — в философии — термин для обозначения ситуации, в которой данное явление, событие или факт неизбежно должно наступить, если имеются в наличии определенные условия, или должно произойти, если последует нечто. При этом Н. понимается как выражение некой сущности, определяющей фиксируемую в опыте связь явлений, событий, фактов, и, проявляющей, таким образом, свою природу .

Случайность — в философии- термин для обозначения ситуации, в которой данное явление, событие или факт может наступить, если имеются в наличии определенные условия, а может и не наступить, может произойти, если последует нечто, а может и не произойти. При этом связь между указанными условиями и событием, явлением или фактом признается случайной, или говорят об отсутствии какой-либо устойчивой связи, т.е. события обозначаются как независимые.

Вероятность — в математической статистике — термин для обозначения меры количественной оценки степени случайности того или иного события, выражающаяся в отношении числа благоприятных для данного события исходов, к числу равно возможных.

Мышление — в логике — термин для обозначения деятельности субъекта логических операций, имеющей целью определение понятий, формулирования вопросов, высказывания суждений и выведения умозаключений из данных посылок;

Мышление — в психологии — термин для обозначения процесса познавательной активности человека или животного, суть которого заключается в осуществлении им реальных и/или умственных действий, дающих ему возможность решения ситуаций, объективно предполагающих понимание чего-то такого, что выходит за пределы наличной информации .

Обобщение — в логике — термин для обозначения операции мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Сравнение — в логике — термин для обозначения операции фактического или мысленного сопоставления объектов или явлений, осуществляемых с целью выявления черт сходства или различия между ними.

Анализ — в логике — термин для обозначения операции фактического или мысленного разделение целого на части.

Синтез — в логике — термин для обозначения операции фактического или мысленного соединения частей в целое, не обязательно в прежней конфигурации.

Абстрагирование — в логике — термин для обозначение операции мысленного отвлечения от некоторых свойств или черт объекта, признаваемых несущественными.

Идеализация — в логике — термин для обозначения операции мысленного конструирования представления о явлениях или объектах, которые не осуществимы в действительности, не существуют или их существование не доказано.

Умозаключение — в логике — термин для обозначения результата рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылок) на основании логических заключений выводится новое суждение (следствие), закономерно вытекающее из посылок.

Концептуализация (от лат. conceptus — мысль, представление) в логике — термин для обозначения процесса образования понятий. К. может рассматриваться в качестве заключительной стадии процесса обобщения.

Представление — термин для обозначения более или менее обобщенного образа объекта, предмета или явления, составленного путем эмпирического обобщения результатов многократного восприятия похожих объектов, предметов и явлений феноменальной действительности. П. дает нам возможность построить обобщенную схематичную картину мира, используя конечное число взаимосвязанных элементов. Наша способность, воспринимая — составлять, запоминая — сохранять, воображая -конструировать представления, невероятно облегчает нам задачу ориентации среди немыслимого многообразия объектов, предметов и явлений реального мира.

Понятие (концепт) — термин, которым принято обозначать идеальный(в отличие от реального или фактически данного) объект как некий комплекс мыслей, являющийся идеей реального или другого идеального объекта, предмета или явления, понимаемого в качестве представителя (элемента) некой группы, множества или класса. При этом сама группа или класс мыслятся как единое целое, полученное путем группировки похожих элементов на основании наличия у них некой общности специфических и/или существенных признаков или качеств, отличающих их от элементов, объединенных в другие классы и множества. П. фиксируется в определенных языковых формах или терминах, которые, как минимум, служат для его обозначения и дают, таким образом, возможность указать на обозначаемое понятие при помощи речи3.

Эмпирическое понятие — термин для обозначения опосредованной чувственным восприятием формы научного обобщения реальных (в отличие от идеальных) объектов, предметов, явлений и/или их признаков. Э. п. обобщает то, с чем можно вступить в непосредственный контакт при помощи органов чувств и служит для описания научных фактов. 4 Например,

Теоретическое понятие — термин для обозначения опосредованной умственными, логическими операциями (абстрагирование и идеализация) формы обобщения на уровне сущности, или идеального объекта, в опыте непосредственно не данного и, может быть, совсем не имеющего отношения к чувственному опыту. Т. п. как правило используются для объяснения фактов, описываемых при помощи эмпирических понятий. Например, в математике “чистыми” понятиями являются понятия “точка”, ”бесконечность”, “предел”; в физике — “идеальный газ”, в философии — “материя” или “мысль”.

Определение или дефиниция (от лат. definitio) — термин для обозначения кратко сформулированных в речевом высказывании критериев, отличительных признаков, с помощью которых воссоздается основное содержание понятия.

Гипотеза (от гр. hypothesis — основание, предположение) — термин для обозначения научного допущения, предположения выдвигаемого для объяснения какого-либо факта или явления, истинностное значение которого не определено.

Научное допущение — термин для обозначения предположения, принципиально допускающего опытную проверку, т.е. являющегося одновременно верифицируемым и фальсифицируемым. Система взаимосвязанных верифицированных научных допущений относительно какой-либо стороны реальности (научного предмета) приобретает статус научной теории.

Спекулятивные теории(от лат. speculatio — созерцание, умозрение) термин для обозначения теорий, построенных и выведенных умозрительным путем при помощи чистого размышления, рефлексии, т.е. без какого-либо обращения к реальному опыту.

Семинарское занятие

Тема: Структура и логика процесса научного познания с точки зрения эмпирико-позитивистской парадигмы

Вопросы для обсуждения:

1. Методологические проблемы эмпирического этапа познания. Созерцание или творчество, обнаружение или творение реальности?

  • практические следствия понимания факта как характеристики сущности изучаемого объекта, явления; познание объекта с точки зрения классической ситуации в методологии;
  • практические следствия понимания факта как характеристики взаимодействующей системы: субъект-метод-объект; познание объекта ( познание ? объекта?) с точки зрения с точки зрения неклассической ситуации в методологии:

а) что именно в регистрируемом факте следует отнести на счет специфических характеристик познающего субъекта? Изменяется ли факт или отдельные его параметры в зависимости от того, кто именно будет осуществлять процесс познания?

б) что именно в регистрируемом факте следует отнести на счет собственных характеристик метода исследования? Изменяется ли факт или отдельные его параметры в зависимости от того, каким именно методом он был получен?

в) что именно в регистрируемом факте следует отнести на счет характеристик собственно объекта изучения?

  • проблема языка описания, обозначаемого и обозначающего: схема атрибутивного знания и требования, предъявляемые к языку описания;
  • проблема систематизации полученных фактов, используемые здесь подходы и методы.

2. Методологические проблемы теоретического этапа познания.

  • проблема критериев качественной оценки научных гипотез и теорий.

Задание для самостоятельной работы:

(выполняется письменно)

  1. Проработав литературу, а так же, используя результаты собственных размышлений, сформулируйте ваше отношение к проблемам оценки фактов в неклассической ситуации методологии познания.
  2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые, на ваш взгляд, следует получить ответ для того, чтобы иметь возможность оценить факты, описанные Aronson и Linder5 с точки зрения их соответствия реальному положению дел:
  • люди склонны особенно уважать тех, кто , покритиковав их, способны затем оценить и достоинства;
  • они мало уважают тех, с чьей стороны в их адрес раздается только критика;
  • и еще меньше тех, кто похвалив, переходит затем на систематическую критику.
  1. По каждому вопросу разъясните а) почему именно, вы задаете этот вопрос; б) какие ответы вы ожидаете получить; в) к каким заключениям вы прийдете, если получите тот, или иной ответ;
  2. Допустим, что указанные факты подтвердились, сформулируйте ряд гипотез, которые могут быть вами привлечены, для объяснения этих фактов. Оцените гипотезы, с точки зрения их соответствия требованиям науки.
  3. Выберите из ваших гипотез одну и схематично опишите возможную процедуру ее проверки.
  4. Сформулируйте красивую, но непроверяемую гипотезу относительно сути указанных фактов.

Литература:

  1. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации.-М,.1977
  2. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. — М., 1979.
  3. Годфруа Ж.. Что такое психология. в 2-х т. М.,1992.
  4. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие.// Вопр.психологии, 1976, № 6, с.27-42.
  5. Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. — М.,1980.
  6. Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук. — М.,1972.
  7. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания.-М.,1978.
  8. Энгельгардт В.А. О некоторых атрибутах жизни: иерархия, интеграция, узнавание.// Современное естествознание и материалистическая диалектика. М.,1977. с.328 — 350.

II. Методология психологического исследования

Тема 4. Проблема реального предмета психологии

Объект и предмет психологии. Психическое и физическое в определении предмета психологии. Принятие решения с позиций логического позитивизма и философии прагматизма. Поведение в качестве предмета научной (экспериментальной) психологии. Вопрос о субъекте поведения. Личность, поведение, ситуация как ведущие концепты психологической науки. Понимание поведения в терминах взаимодействия личности и ситуации.

План лекции:

  1. Специфика психологии как науки. Проблема внутреннего и внешнего, психического и физического;
  2. История постановки и примеры решения вопроса о предмете психологии;
  3. Поведение индивида в ситуации как предмет научной психологии. Цели и задачи психологии;
  4. Представление о динамике внешних и внутренних условий детерминирующих поведение: варианты подходов;
  5. Три классических подхода к изучению взаимодействия внешних и внутренних условий поведения.

Ключевые понятия темы:

Поведение — термин для обозначения реально присущего живым существам способа контакта или взаимодействия с окружающей их средой. Синонимы: активность, движение.6

Личность — термин, который в контексте настоящего курса используется для обозначения человеческого индивида как субъекта конкретного поведения.

Ситуация — термин для обозначения системы внешних по отношению к субъекту условий, характеризующих актуальное состояние окружающей среды и опосредующих его поведение.

Объективная ситуация — термин употребляется тогда, когда имеется в виду описание и анализ ситуации с позиции стороннего наблюдателя.

Субъективная ситуация — термин употребляется тогда, когда мы имеем дело с описанием ситуации с позиций действующего в ней субъекта.

Семинарское занятие

Тема: Проблема предмета научной психологии. Психология без души?

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое душа, реальна ли она, как мы можем убедиться в ее существовании, можно ли ее изучать методами науки?
  2. Что же такое психика, реальна ли она, можем ли мы убедиться в ее существовании, можно ли ее изучать методами науки?
  3. Правильно ли поставлены первые два вопроса с точки зрения логического позитивизма?
  4. Какие возможности дает нам понимание поведения в качестве предмета психологии, какие ограничения оно привносит в нашу деятельность?
  5. Можем ли мы говорить о внутреннем плане поведения?
  6. Каким требованиям должен удовлетворять метод исследования предметной области психологии? Можно ли использовать объективный метод в психологии? Альтернатива понимающей психологии.

Задание для самостоятельной работы:

(выполняется письменно)

  1. Проработав литературу, а так же, используя результаты собственных размышлений, сформулируйте ваше понимание того, что же все-таки должна изучать интересующая вас психология;
  2. Полагаете ли вы обозначенный вами предмет существующим реально и если да, то может ли исследователь, сомневающийся в этом, каким-то образом убедиться в реальности данного предмета?
  3. Обозначьте те требования, которые предъявляет предмет вашей психологии к методу исследования;
  4. Какие преимущества дает ваше понимание предмета, по сравнению с позитивистским?
  5. Сформулируйте свое отношение к альтернативным концепциям психологии: экспериментальной (сциентистской) и понимающей (герменевтической).

Литература:

Аристотель. О душе.// Соч.: В 4-х т. -М.,1976. -Т.1.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.-М.,1988.

Дильтей В. Понимающая психология.// Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х — середина 30-х годов XX века. — М.,1980. с.261.

Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней.- М.,1990.

Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблемы объективного метода в психологии.// Вопр. философии. № 7 , 1977.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.,1984.

Найсер У. Что такое когнитивная психология? // История зарубежной психологии: 30 -60-е годы: Тексты. — М.,1986. — с.116.

Толмен Э. Поведение как молярный феномен.// Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х — середина 30-х годов XX века. — М.,1980. с.54.

Уотсон Д.Б. Бихевиоризм. // Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х — середина 30-х годов XX века. — М.,1980. — с. 35 -36.

Фрейд З. Сознание и бессознательное. // Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х — середина 30-х годов XX века. — М.,1980. с.194.

Ярошевский М.Г. История психологии.-М.,1985.

Ярошевский М.Г. Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии.-М.,1974.

Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки.- 2-е изд.- М.,1974.

Тема 5. Виды переменных в психологическом исследовании

Понятие переменной. Понятие измерения. Надежность измерения. Объективные и субъективные шкалы. Классификации переменных. Гипотетическая природа психических переменных. Продуктивность конструкта. Операционализм и проблема определений гипотетического конструкта.. Уровни построения психологического знания.

План лекции:

  1. Переменные в психологии: понятие, виды, классификация;
  2. Проблема измерений в психологии;
  3. Психическая переменная как гипотетический конструкт. Проблема логического позитивизма;
  4. Критерии “хорошего” конструкта. Прагматизм в психологии;
  5. Требования к определению рабочего конструкта. Операционализм;
  6. Проблемы и трудности, связанные с гипотетической природой конструктов в психологии;
  7. Схема уровней построения психологического знания.

Ключевые понятия темы:

Переменная — термин для обозначения некоторой характеристики предмета исследования, которая может изменять свое значение, и это изменение можно обнаружить и измерить.

Измерение — термин для обозначения специального, осуществляемого по определенным правилам, действия, в результате которого данной величине или переменной приписывается определенное число, выражающее количественное значение указанной переменной.

Надежность измерения — термин для обозначения суждения о степени, с которой два измерения одной и той же величины с помощью одного и того же измерительного инструмента дают совместимые друг с другом результаты. Оценивая Н.и., мы полагаем, что значение измеряемой величины остается неизменным.

Эмпирическая переменная — термин для обозначения переменных, доступных внешнему наблюдению и фиксации.

Теоретическая переменная — термин для обозначения переменных, недоступных непосредственному наблюдению извне и имеющих статус гипотез, выдвигаемых с целью объяснения специфической связи между эмпирическими переменными . Синоним: промежуточная переменная.

Ситуационная переменная — термин для обозначения фиксируемых в исследовании параметров ситуации

Поведенческая переменная — термин для обозначения фиксируемых в исследовании параметров поведения.

Личностная переменная — термин для обозначения фиксируемых в исследовании параметров личности.

Континуальная переменная — термин для обозначения переменной, которой приписывается способность принимать любое значение в рамках непрерывного континуума. Пример: рост, вес, время реакции и т.д.

Дискретная переменная — термин для обозначения переменной, мыслимой вне контекста непрерывности изменения значений. Пример: значение переменной “биологический пол человека” мыслится как изменяющееся дискретно, т.е. сразу и однозначно: мы имеем дело либо с мужчиной, либо с женщиной (если, конечно, нас не будут интересовать исключительные случаи патологии развития органов, отвечающих за половую принадлежность индивида).

Экспериментальная переменная — термин для обозначения переменной, которая находится в фокусе внимания исследователя.

Неучитываемая переменная — термин для обозначения тех характеристик предмета исследования, которые могут оказывать влияние на зависимую переменную, но в данном исследовании это влияние не учитывается.

Зависимая переменная — термин для обозначения учитываемой переменной, значение которой, согласно гипотезе исследователя, изменяется вследствие и как результат действия независимой переменной. Независимая переменная — термин для обозначения учитываемой переменной, изменением значения которой сознательно манипулирует исследователь с целью проследить, как эти изменения отразятся на изменении значения зависимой переменной. При этом Н. п. мыслится исследователем в качестве предполагаемой причины изучаемого явления.

Систематическое смешение — термин для обозначения ситуации, в которой результаты эксперимента закономерно искажаются под влиянием воздействия неучитываемой переменной. Ошибку результата в этом случае можно учесть, прогнозировать и, если нужно, корректировать.

Несистематическое смешение — термин для обозначения ситуации, в которой результаты эксперимента искажаются под влиянием случайного воздействия неучитываемой переменной.7

Операционализм — в методологии — термин для обозначения , предложенного П.У.Бриджменом специфического подхода к определению значения научных понятий, согласно которому определить понятие — значит указать на те физические операции или действия, посредством которых это понятие получено и/или используется.8 Например, молоток — слово для обозначения инструмента, которым можно забивать гвозди, а инструмент — слово, которым обозначается все, что лежит вне нас и может быть действенно использовано нами для достижения конкретной цели или результата .

Теоретическое определение гипотетического конструкта — термин для обозначения определения промежуточной переменной в терминах теоретических и эмпирических понятий и категорий, уже существующих в данном разделе науки. Пример: молоток — термин для обозначения слесарного, столярного или плотницкого инструмента, такой-то формы, размера, массы, изготовленного из такого-то материала и т.д.

Операциональное определение конструкта — термин для обозначения такого определения промежуточной переменной, когда в нем содержится указание на операции или действия, для осуществления которых предназначен определяемый таким образом конструкт. Пример: молоток — термин для обозначения того, посредством чего можно забивать гвозди.

Лабораторная работа №1

Тема: Операционализация психологических понятий

В силу того, что проблема операционализации гипотетических конструктов, используемых в психологической науке, представляется мне очень важной, предлагаю вам, в рамках настоящей лабораторной работы, заняться усовершенствованием известного вам словаря психологических терминов9, который, при ближайшем рассмотрении, почти целиком состоит из теоретических определений.

Задание:

Сформулируйте теоретическое и операциональное определение следующих понятий:

Адаптация —

Бред —

воля —

деятельность —

дружба —

конфликт —

личность —

любовь —

Психика —

сознание —

установка —

Задание для самостоятельной работы:

(выполняется письменно)

  1. Определитесь в сфере ваших научных интересов, в том какая область человеческого поведения вас интересует чуть больше, чем остальные.
  2. Сформулируйте предмет своего интереса и конкретизируйте его. Что именно в данном поведении вас интересует?
  3. Сформулируйте проблему. Что именно в вашем предмете представляется неясным и требует объяснения?
  4. Сформулируйте несколько гипотез, предположительно отвечающих на ваш вопрос. Что именно может быть причиной такого положения дел?
  5. Сформулируйте, что будет вашем исследовании выступать в качестве зависимой, а что в качестве независимой переменной.
  6. Подумайте о том, какие неучитываемые переменные могут оказывать влияние на результаты вашего исследования. Можно ли их проконтролировать?
  7. Оформите все эти разработки в виде исследовательского проекта. Будьте готовы выступить в его защиту.
  8. Подумайте о том, кого еще могут заинтересовать результаты вашего исследования. Может быть эти люди будут заинтересованы в том, чтобы ваш проект осуществился и согласятся его профинансировать? Желаю успехов.

Литература:

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.,1982.

Ледников Е. Проблема конструктов в анализе научных теорий. — Киев,1969.

Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук.- М., 1972.

Хилл Т.И. Современные теории познания. — М., 1965.

Экспериментальная психология./под ред. С.С.Стивенса/. -М., 1963.

Тема 3. Методы психологического исследования

Классификации методов. Качественные и количественные. Группы методов по Б.Г.Ананьеву: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы интерпретации.

План лекции:

  1. Номотетический и идеографический подходы к психологическим исследованиям;
  2. Организационные методы:
  • Сравнительно-генетический метод, цель применения и его разновидности;
  • Лонгитюдный метод;
  • Метод пилотажного исследования.
  • Полевое исследование.
  • Лабораторное исследование.
  1. Эмпирические методы
  • Наблюдение
  • Самонаблюдение
  • Метод тестов
  • Эксперимент

Задание для самостоятельной работы:

  1. Познакомиться с трудами Б.Г.Ананьева и составить представление о методах обработки и интерпретации данных, полученных в результате психологического исследования;
  2. Основные моменты, которые вы оцените как наиболее важные, законспектируйте.

Литература:

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.,1968.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — Ь.,1977.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. -М.,1980.

Экспериментальная психология./под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже/ — в 5-и т.- М.,1966.

III. Эксперимент как метод психологического исследования

Тема 7. Специфика экспериментального метода

Понятие научного эксперимента. Идеология: выдели-изолируй-изучай. Необходимые условия грамотно построенного эксперимента. Безупречный эксперимент. Виды и критерии валидности экспериментальных данных. Факторы, затрудняющие достижение внутренней валидности эксперимента. Понятие экспериментального плана. Протокол эксперимента, отчет об исследовании.

План лекции:

  1. Общая характеристика экспериментального подхода: цель, идеология, проблемы, трудности и подходы к их решению, оценка и достижение необходимой степени достоверности, надежности и обоснованности результатов и обобщений эксперимента;
  2. Преимущества метода;
  3. Недостатки и ограничения метода.

Ключевые понятия темы:

Эксперимент(от лат. experimentum — проба, опыт) термин для обозначения метода научной проверки гипотез о наличии причинно-следственных связей между явлениями и фактами действительности, при котором исследователь выделяет и осуществляет планомерное манипулирование одной или несколькими переменными с целью регистрации и оценки сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Экспериментатор — термин для обозначения исследователя, организующего и проводящего эксперимент.

Испытуемый — в психологии — термин для обозначения субъекта, поведение которого рассматривается в качестве зависимой переменной экспериментального исследования.

Спровоцированный эксперимент — термин для обозначения эксперимента, в котором экспериментатор активно влияет на ход событий в эксперименте: помещая, определенным образом, испытуемого в экспериментальную ситуацию, дает ему определенные инструкции, чем вызывает интересующее его поведение.

Эксперимент, на который ссылаются — термин для обозначения эксперимента, поставленного естественным ходом событий, в котором экспериментатор не оказывает влияния на независимую переменную, но пытается проследить и измерить изменения в поведении зависимой переменной., происходящие в связи с действием независимой переменной.

Безупречный эксперимент — термин для обозначения идеализации схемы или плана эксперимента, использование которого теоретически гарантирует получение максимально надежных и достоверных результатов, позволяющих сделать определенный, однозначный, справедливый для всей совокупности исходных данных вывод о характере связи исследуемых переменных. Б. э. выступает в качестве эталона для сравнения и оценки внутренней, внешней и операционной валидности реального эксперимента. Чем плотнее реальный эксперимент приближается к безупречному, тем вероятнее его результаты будут оценены как достоверные и надежные; тем более обоснованными представляются выводы о подтверждении, отклонении или опровержении экспериментальных гипотез.

Репрезентативность эксперимента — термин для обозначения суждения о степени приближения реального эксперимента к одному из видов безупречного эксперимента.

Идеальный эксперимент — термин для обозначения плана эксперимента безупречного с точки зрения достоверности результатов, т.к. предполагает абсолютный контроль экспериментатором поведения неучитываемых переменных: при проведении такого исследования изменяется только независимая переменная, а все прочие условия и факторы остаются фиксированными в строго определенном значении и не меняются, оставаясь постоянными до тех пор, пока эксперимент не закончится.

Бесконечный эксперимент — термин для обозначения плана эксперимента безупречного с точки зрения надежности результатов, т.к. дает возможность получить огромное количество измерений, оценка которых позволяет отличить закономерные связи от случайных.

Эксперимент полного соответствия — термин для обозначения плана эксперимента безупречного с точки зрения обоснованности обобщающих выводов, т.к. предполагает, что люди, ситуации и обстоятельства, на которые будут распространены утверждения, сформулированные в качестве выводов, будут те же самые, что и в эксперименте. Абсолютно обоснованный вывод относительно того, как устроено поведение людей, может быть сделан только тогда, когда изучены все особенности поведения всех людей во всех возможных ситуациях.

Репрезентативность выборки — термин для обозначения суждения о том, насколько значимые параметры экспериментальной выборки (свойства испытуемых, привлеченных для участия в эксперименте, характер распределения этих свойств по выборке в целом), отражают параметры той популяции, на которую будут распространены выводы.

Обобщение — в экспериментальной психологии — термин для обозначения главной цели любого психологического эксперимента: на основании ограниченного числа полученных данных сделать выводы, распространимые на более широкую область практики.

Валидность эксперимента (от англ. valid — пригодный) — термин для обозначения итогового суждения о степени обоснованности выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. Признание эксперимента валидным по всем критериям служит основой доверия к результатам, выводам и обобщениям, сделанным на его основе.

Внутренняя валидность — термин для обозначения суждения о степени обоснованности выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами идеального и бесконечного экспериментов.

Внешняя валидность — термин для обозначения суждения о степени обоснованности выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами эксперимента полного соответствия.

Операциональная валидность — термин для обозначения суждения о том, насколько аккуратно в плане проведения конкретных процедур была реализована задуманная экспериментальная схема .

Экологическая валидность — термин для обозначения суждения о том, насколько экспериментальная ситуация и поведение людей в ситуации эксперимента приближались к естественным, т.е. в какой степени эксперимент представляет реальную действительность.

Неудачный эксперимент — термин для обозначения реального эксперимента, которому не достает внутренней валидности.

Неадекватный эксперимент — термин для обозначения реального эксперимента, которому не достает внешней валидности.

Неаккуратный эксперимент — термин для обозначения реального эксперимента, которому не достает операциональной валидности.

Искусственный или отвлеченный эксперимент — термин для обозначения реального эксперимента, которому не достает экологической валидности.

Задание для самостоятельной работы:

(выполняется письменно)

  1. Проработайте литературу по теме;
  2. Сформулируйте свое отношение к проблеме экологической валидности данных, полученных экспериментальным путем;
  3. Какими вам представляются варианты решения этой проблемы?

Литература:

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.,1982.

Экспериментальная психология./под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже/ — в 5-и т.- М.,1966.

Экспериментальная психология./под ред. С.С.Стивенса/- М.,1963.

Тема 8. Основные процедуры экспериментального исследования

Структура исследования. Проблемы, цели, задачи. Рабочая концепция исследования. Рабочая гипотеза. Общая и центральная гипотеза. Понятие “хорошей гипотезы”. Виды проверки гипотез.

Эксперимент “для разведки”. Инструментарий исследования. Аналитические процедуры. Факторное планирование. Способы представления данных. Способы обработки и интерпретации. Проблемы заключительных обобщений.

План лекции:

  1. Осознание и фиксация проблемы исследования;
  2. Определение целей и задач исследования;
  3. Выработка и формулировка рабочей концепции или выбор парадигмы исследования;
  4. Формулировка рабочих гипотез исследования;
  5. Подготовка аналитических процедур и инструментария;
  6. Планирование и организация эксперимента;
  7. Обработка и интерпретация результатов;
  8. Формулировка обобщающих выводов и/или постановка новых проблем.

Ключевые понятия темы:

Проблема (от греч. problema — задача, задание) — термин для обозначения специфического восприятия ситуации субъектом действия, при котором он считает, что желанная цель не может быть достигнута по причине отсутствия, недоступности или нехватки определенных( материальных: деньги, инструменты; или идеальных: знания, опыт) средств, оцениваемых им как необходимые для достижения этой цели. В самом общем смысле термин П. может означать ощущаемое субъектом противоречие между его желанием и его возможностями.

Научная проблема — термин для обозначения такого восприятия ученым, ситуации, сложившейся в интересующей его области познания, когда имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними.

Проблема исследования — термин для обозначения научной проблемы, конкретизированной ученым применительно к его исследованию.

Общая гипотеза исследования — термин для обозначения предложения или высказывания, в котором ученый заявляет свой вариант решения научной проблемы, свою трактовку предполагаемой связи объектов, предметов и явлений действительности.

Рабочая концепция — термин для обозначения совокупности теоретических положений, на основе которых проводится экспериментальное исследование и интерпретируются его результаты.

Рабочая гипотеза — термин для обозначения высказывания, содержащего предположение относительно сущности взаимосвязи зависимой и независимой переменной. Р.г. представляет собой общую гипотезу исследования сформулированную в терминах конкретного эксперимента. В одном исследовании может быть задействовано несколько рабочих гипотез.

Центральная гипотеза — термин для обозначения рабочей гипотезы, которой придается особое значение и которая, по мысли экспериментатора, должна быть проверена в первую очередь.

Гипотеза, допускающая прямую проверку — термин для обозначения рабочей гипотезы, в которой оба ее члена могут стать объектом непосредственного наблюдения.

Гипотеза, предполагающая косвенную проверку — термин для обозначения рабочей гипотезы, в которой хотя бы один ее член не поддается прямому наблюдению.

Функциональный эксперимент — термин для обозначения классического эксперимента , в котором исследуется изолированное влияние одной независимой переменной на круг явлений, рассматриваемых в качестве зависимой переменной

Факторный эксперимент — термин для обозначения эксперимента, в схему планирования которого закладывается изучение влияния сразу нескольких независимых переменных (факторов) на круг явлений, рассматриваемых в качестве зависимой переменной

Задание для самостоятельной работы:

(выполняется письменно)

  1. Изучите материалы лабораторной работы № 2 (приложение 2);
  2. Реконструируйте научную проблему для решения которой был предложен данный эксперимент;
  3. Сформулируйте общую гипотезу относительно того, каким образом память человека связана с осмысленностью того, что запоминается;
  4. Сформулируйте рабочую гипотезу исследования;
  5. Подумайте о том, какие побочные факторы, кроме степени приближения материала к естественному языку, могут оказывать влияние на зависимую переменную.
  6. Что вы сделаете для того, чтобы нивелировать влияние побочных факторов?
  7. Подготовьте бланки протокола эксперимента;
  8. Подумайте о том, как вы будете обрабатывать полученные результаты.

Литература:

Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии.- М.,1975.

Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М.,1976.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.,1982.

Экспериментальная психология./под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже/ — в 5-и т.- М.,1966.

Экспериментальная психология./под ред. С.С.Стивенса/- М.,1963.

Тема 9. Методы статистической обработки данных

Описательная статистика. Экспериментальные данные и их значения. Виды экспериментальных данных и типы используемых шкал(наименований, порядка, интервалов, отношений).

Операции, разрешенные для каждого типа шкал. Популяция или генеральная совокупность. Параметры распределения: мода, медиана, среднее арифметическое, размах вариаций, среднее отклонение, дисперсия, стандартное отклонение. Кривая нормального распределения и ее свойства. Проверка распределения на нормальность. Индуктивная статистика или статистическая проверка гипотез. Нулевая и альтернативная гипотеза. Параметрические и непараметрические критерии, область их применения. Корреляционный анализ. Дисперсионный анализ. Факторный анализ. Кластерный анализ.

План лекции:

  1. Описательная статистика: понятие и решаемые задачи;
  2. Виды данных и типы шкал измерения;
  3. Генеральная совокупность и выборка, распределение данных;
  4. Основные параметры распределения их значение и смысл;
  5. Понятие нормального распределения;
  6. Объяснительная(индуктивная) статистика или статистическая проверка гипотез;
  7. Параметрические критерии: область применения и решаемые задачи;
  8. Непараметрические критерии: область применения и решаемые задачи;
  9. Корреляционный анализ: область применения и решаемые задачи;
  10. Дисперсионный анализ: область применения и решаемые задачи;
  11. Факторный анализ: область применения и решаемые задачи;
  12. Кластерный анализ: область применения и решаемые задачи;

Ключевые понятия темы:

Совокупность — термин для обозначения практически счетного множества некоторых объектов(элементов), интересующих исследователя.

Генеральная совокупность — термин для обозначения совокупности, подлежащей изучению. Г.с. это то, что должно быть изучено. Синоним: популяция.

Выборка — термин для обозначения некоторой части популяции, реально участвующей в исследовании.

Репрезентативность выборки — термин для обозначения суждения о том, насколько адекватно данная выборка отображает генеральную совокупность в качественном и количественном отношениях. Синоним: представительность выборки.

Неслучайная величина — термин для обозначения переменной, которая при одних и тех же (фиксированных) условиях принимает одно и только одно числовое значение.

Случайная величина — термин для обозначения переменной, которая при одних и тех же (фиксированных) условиях принимает различные числовые значения, заранее неизвестно какие.

Ряд распределения вероятностей значений случайной величины — термин для обозначения закона, связывающего отдельные значения дискретной случайной величины и вероятностями их появления.

Мода — термин для обозначения значения переменной, имеющего наибольшую частоту или вероятность появления.

Медиана — термин для обозначения центрального значения переменной, которое может быть получено после того, как все данные будут расположены в порядке возрастания. Если распределение симметрично, М. совпадает с модой.

Среднее арифметическое — термин для обозначения величины, численно равной частному суммы всех данных и их числа.

Размах распределения — термин для обозначения приближенной меры рассеивания данных, которая численно равна разности между наибольшим и наименьшим значениями результатов.

Среднее отклонение — термин для обозначения меры рассеивания (разброса), более точной по сравнению с размахом распределения и равной средней разности между всеми значениями данных и средней арифметической.

Дисперсия — термин для обозначения меры разброса данных численно равной среднему квадрату разностей между значениями всех данных и средней.

Стандартное отклонение — термин для обозначения меры разброса данных численно равной квадратному корню из дисперсии, т.е. квадратному корню из суммы квадратов всех отклонений от средней.10

Статистическая проверка гипотезы — термин для обозначения процедуры, цель которой — определить вероятность случайности или неслучайности различий (или сходства) распределений случайной величины.

Нулевая гипотеза(Но) — термин для обозначения предположения, согласно которому различие между указанными распределениями статистически недостоверно.

Альтернативная гипотеза(Н1) — в статистике- термин для обозначения предположения о статистически достоверном различии между указанными распределениями переменной.

Ошибка первого рода — термин для обозначения ошибки исследователя, заключающейся в отклонении объективно истинной гипотезы.

Ошибка второго рода — термин для обозначения ошибки исследователя, заключающейся в принятии объективно ложной гипотезы.

Критерий — термин для обозначения решающего признака или правила, обусловливающего поведение в ситуации выбора.

Статистический критерий — термин для обозначения правила, обеспечивающего надежное поведение, т.е. принятие истинной и отклонение ложной гипотезы с высокой вероятностью.

Параметрические критерии — термин для обозначения критериев, используемых для статистической проверки гипотез в случае когда 1) данных достаточно, 2) эти данные количественные и 3) подчиняются закону нормального распределения. Синоним: числовые критерии.

Непараметрические критерии — термин для обозначения критериев, используемых для статистической проверки гипотез в случае когда 1) данных мало либо 2) они порядковые или качественные. Синоним: функциональные критерии.

Корреляция — термин для обозначения статистической связи двух переменных11. Эта связь может быть 1) полной, и тогда, зная поведение или значение одной переменной, можно точно предсказать поведение или значение другой; 2) неполной, когда эта связь более или менее систематическая; 3) нулевой или случайной, если две переменные никак не связаны друг с другом.

Задание для самостоятельной работы:

(выполняется письменно)

  1. Изучите материалы лабораторной работы № 3 (приложение 3.)
  2. Сформулируйте гипотезы допускающие статистическую проверку.
  3. Спланируйте и проведите эксперимент.
  4. Сделайте статистический анализ полученных результатов.
  5. Результаты исследования оформите в виде научного сообщения.

Литература:

Артемьева Е.Ю. Сборник задач по теории вероятностей и математической статистике для психологов. — М.,1969.

Леман Э. Проверка статистических гипотез. — М.,1964.

Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов.- Л., 1972.

Финни Д. Введение в теорию планирования экспериментов. — М.,1970.

Приложение 1

Отчет об исследовании

(структура отчета, статьи)

  1. Тема (что именно изучается ?)

  1. Постановка проблемы (коротко)

  1. Обзор литературы по проблеме (кто, когда и как подходил к решению этой проблемы?)

  1. Цель (что именно планируется получить или определить?)

  1. Гипотезы (наше предположение о состоянии дел)

  1. Характеристики выборки испытуемых (пол, возраст, профессиональная подготовка и другие важные, с точки зрения исследования данные)

  1. Условия проведения (число, дата, время, характеристики экспериментатора и другие важные условия, которые могли как-то влиять на протекание и результаты эксперимента)

  1. Оборудование и материалы

  1. Схема эксперимента

  1. Инструкция испытуемому (дословно)

  1. Ход эксперимента (особенности протекания опыта)

  1. Протоколы(сырые данные)

  1. Методы обработки данных и их обоснование

  1. Результаты и их графическая иллюстрация

  1. Обсуждение и интерпретация результатов

  1. Обсуждение недостатков эксперимента, рекомендации к улучшению.

  1. Выводы

Приложение 2

Лабораторная работа № 2

Отработка основного принципа эксперимента

(Функциональный эксперимент)

  1. Цель работы состоит в самостоятельной отработке основного принципа классического эксперимента, заключающегося в произвольном изменении независимой переменной и регистрации сопутствующих изменений зависимой переменной для того, чтобы на основании полученных данных определить характер связи между переменными.

  1. Оборудование и материалы:
  • секундомер (или часы с секундной стрелкой)
  • стимульный материал: тексты различного порядка приближения к естественному языку

  1. Экспериментальное задание:
  • изучить зависимость эффективности запоминания текста от порядка его приближения к естественному языку (критерий эффективности — количество предъявлений текста, необходимых для полного запоминания) .

  1. Ход работы:
  • испытуемому последовательно предъявляются тексты от 0-го до 5-го. Дается инструкция: ”Вам необходимо запомнить данные слова, а так же их последовательность”.
  • время каждого предъявления 30 с.
  • после каждого предъявления испытуемый сразу воспроизводит то, что запомнил.
  • фиксируется число правильно названных слов в каждой пробе.
  • эксперимент с каждым текстом проводится до полного заучивания.
  • определяется число предъявлений, необходимых для запоминания текстов различного порядка приближения к естественному языку.
  • эксперимент проводится на одном испытуемом.

  1. Обработать результаты и сделать выводы.

  1. Оформить отчет согласно приложению 1.

стимульный материал .1.

Приближение к естественному языку — 0

набор — Югославский — папка — жаль — разместить — лесозащитный — лампа — разочарование — лентяй — единогласно — гордый — неточный — тайком — деловой — целина — валюта — мерка — обвинять — авансцена — ягода — забивать — палка — салат — бак — теща — идейный — православие — галерея — фантастический — дальнозоркость — правила — убийство — моей — экономический — клятва — казаться — хвалить — забавляться

Приближение к естественному языку — 1

в — на — есть — я — не слово — люди — лекция — это — что — если — нельзя — он — между — все — деятельность — здесь — который — бывает — так — течение — человек — очень — каждый — много — другие — мы — знаю — легко — приятно — место — быстро — здравствуй — время — сегодня — день — палка — нормально — столовая — общежитие — мама

Приближение к естественному языку — 2

я — знаю — подводная — лодка — нет — такого — выдвинут — претендентом — к — какому — трава — зеленая — весь — в целом — не — бывает — небо — высокое — достоевский — писатель — колумбия — штат — свет — сиял — не — хочу — тунеядец — прозаик — писатель — море — синее — поезд — скорый — университет — находился — замок — рыцарь — метод — эксперимента — объективный

Приближение к естественному языку — 3

мы — видим — что — называть — вещи — своими — колыбель — цивилизации — находится — пень — в — лесу — стивенс — был — одним — карандаш — и — ручка — без — всякого — преувеличения — нет — такого — уголка — подойти — как — типичная — студент — не — папка — в — руках — сенат — правительство — который — всегда — был — весь — наш — строй

Приближение к естественному языку — 4

всякий — кто — не — знает — я — бы — мог — наверное — астрономия — как — одна — наука — авторучка — лежащая — перед — собой — стекло — было — воткнуто — глубоко — карибский — бассейн — был — накоплен — он — как — представитель — яркий — болото — было — совершенно — серьезно — холодильник — выключился — периодически — повторы — греция — древняя — античность — мысль

Приближение к естественному языку — 5

несмотря — на — что — усилия — этот — день — рабочий — во — время — дизентерия — протекала — река — в — долине — космология — изучает — детально — рассматривались — все — авианосец — вооруженных — силы — прибывают — быстро — плинтус — прибит — гвоздями — молоток -плотник — СИНХРОФАЗОТРОН — на — быстрых — рысаков — породы — авторучка — красного — оттенка — цвета — хаки

Приложение 3

Лабораторная работа № 3

Двухфакторный эксперимент

( Планирование эксперимента по методу полного плана)

  1. Цель работы состоит в практическом освоении планирования и проведения двухфакторного эксперимента методом полного плана.

  1. Оборудование и материалы:
  • модифицированный тест прогрессивных матриц Равена;
  • секундомер (или часы с секундной стрелкой).

  1. Экспериментальное задание:
  • спланировать двухфакторный эксперимент методом полного плана;
  • изучить автономное влияние на результаты выполнения теста Равена фактора сложности;
  • изучить автономное влияние на результаты выполнения теста Равена фактора дефицита времени;
  • изучить вид и интенсивность взаимодействия факторов сложности и дефицита времени.

В качестве первого уровня фактора “сложность” использовать карточки A1 — A6 и B1 — B6.

В качестве второго уровня фактора “сложность” использовать карточки D1 — D6 и E1 — E6.

В качестве первого уровня фактора “дефицит времени” использовать режим безлимитного выполнения (при этом фиксировать время выполнения каждого задания).

В качестве второго уровня фактора “дефицит времени” использовать ограничение в 1/3 от первого уровня.

  1. Подготовить и провести эксперимент.

  1. При обработке результатов использовать весь доступный вам арсенал статистических методов.

  1. Оформить отчет согласно приложению 1.

Приложение 4

Экзаменационные вопросы по курсу “Экспериментальная психология”

  1. Основные формы познавательной деятельности человека.
  2. Логические основания знания. Понимание и познание.
  3. Наука как особая форма познавательной деятельности.
  4. Проблема реального предмета науки. Понятие гипотетического конструкта.
  5. Современные тенденции: кризис гносеологии и конец науки как традиционного подхода к знанию.
  6. Принцип объективности и проблемы связанные с его реализацией в контексте гуманитарных наук.
  7. Проблема дискредитации гуманитарного знания: подходы и варианты решения.
  8. Проблема научного факта, эмпирического и теоретического уровня познания.
  9. Проблема метода естественных и гуманитарных наук.
  10. Логические предпосылки научного познания (базовые установки и верования ученых).

    Понятие принципа исследования.

  11. Мышление и познание: рабочая схема мыслительного процесса. Общая логика научного исследования.
  12. Эмпирический этап исследования: понятие, цели, задачи, методы получения, описания и систематизации фактов, возникающие проблемы и подходы к их решению.
  13. Теоретический этап исследования: понятие, цели, задачи, стадии, методы теоретического осмысления фактов.
  14. Научные гипотезы: определение понятия, цель выдвижения, структура, критерии научности, проблема верификации и фальсификации научной гипотезы.
  15. Научная теория: определение, требования, предъявляемые к научной теории, проблема научной истинности теории.
  16. Общая схема процесса научного познания.
  17. Специфика психологии как науки. Проблема внутреннего и внешнего, психического и физического.
  18. История постановки и примеры решения вопроса о предмете психологии.
  19. Поведение индивида в ситуации как предмет научной психологии. Цели и задачи психологии.
  20. Представление о динамике внешних и внутренних условий детерминирующих поведение: варианты подходов.
  21. Переменные в психологии: понятие, виды, классификация.
  22. Проблема измерений в психологии.
  23. Психическая переменная как гипотетический конструкт. Проблема логического позитивизма.
  24. Критерии “хорошего” конструкта. Прагматизм в психологии.
  25. Требования к определению рабочего конструкта. Операционализм.
  26. Проблемы и трудности, связанные с гипотетической природой конструктов в психологии.
  27. Схема уровней построения психологического знания.
  28. Номотетический и идеографический подходы к психологическим исследованиям.
  29. Организационные методы:
  • Сравнительно-генетический метод;
  • Лонгитюдный метод;
  • Метод пилотажного исследования.
  • Полевое исследование.
  • Лабораторное исследование.
  1. Эмпирические методы:
  • Наблюдение;
  • Самонаблюдение;
  • Метод тестов;
  • Эксперимент.
  1. Общая характеристика экспериментального подхода: цель, идеология, проблемы, трудности и подходы к их решению, оценка и достижение необходимой степени достоверности, надежности и обоснованности результатов и обобщений эксперимента.
  2. Преимущества метода эксперимента.
  3. Недостатки и ограничения метода эксперимента.
  4. Этапы научного исследования. Рассказать о фиксации проблемы, определении целей и задач исследования.
  5. Этапы научного исследования. Рассказать о выработке и формулировке рабочей концепции или выбор парадигмы исследования.
  6. Этапы научного исследования. Рассказать о формулировке рабочих гипотез исследования.
  7. Этапы научного исследования. Рассказать о подготовке аналитических процедур и инструментария.
  8. Этапы научного исследования. Рассказать о планировании и организации эксперимента.
  9. Этапы научного исследования. Рассказать об обработке и интерпретации результатов.
  10. Этапы научного исследования. Рассказать о формулировке обобщающих выводов и/или постановке новых проблем.
  11. Описательная статистика: понятие и решаемые задачи.
  12. Виды данных и типы шкал измерения.
  13. Генеральная совокупность и экспериментальная выборка, распределение данных.
  14. Основные параметры распределения их значение и смысл.
  15. Понятие нормального распределения, его основные свойства.
  16. Объяснительная(индуктивная) статистика или статистическая проверка гипотез.
  17. Параметрические критерии: понятие, область применения и решаемые задачи.
  18. Непараметрические критерии: понятие, область применения и решаемые задачи.
  19. Корреляционный анализ: понятие, область применения и решаемые задачи.
  20. Дисперсионный анализ: понятие, область применения и решаемые задачи.
  21. Факторный анализ: понятие, область применения и решаемые задачи.
  22. Кластерный анализ: понятие, область применения и решаемые задачи.

1Примечательно, что не всегда можно с уверенностью сказать, является ли то, что обозначается как предмет науки, существующим реально (наделяемый статусом онтологической сущности), или это всего лишь удобная мыслимая гипотетическая конструкция, модель, более или менее правдоподобно описывающая, объясняющая и предсказывающая действительность.

Что касается моей позиции, я предпочитаю осторожно относиться к умножению сущностей, поэтому мне близка философия умеренного позитивизма, с точки зрения которой действительно только то, с чем можно вступить в недвусмысленный контакт при помощи рецепторов органов чувств и / или приборов. Все же, что выходит за рамки указанного выше взаимодействия , может иметь статус возможно существующего, но чаще понимается мной как условный гипотетический конструкт, как один из способов понимания чувственных данных. Отдавая дань агностицизму, я допускаю, что приборы и органы чувств, функционирующие по своим законам, могут вводить меня в заблуждение, однако, если до настоящего времени их использование не привело к “фатальному сбою” в смысле выживания, я могу надеяться, что имею дело с погрешностями, которыми, в известном смысле, могу пренебречь.

Что же касается проблемы познания как таковой, то вслед за Кантом я склонен думать, что наши познавательные возможности имеют принципиальные ограничения:

1. “Верхние” границы:

а)“вещь-в-себе”, если мы допускаем ее существование, остается инкогнито в силу того, что мы с ней не взаимодействуем; наши миры параллельны, и поэтому реальность-для-вещи-в-себе для нас немыслима;

б) познание “вещи-для-нас ”так же имеет свои ограничения, но уже в силу того, что арсенал средств и способов взаимодействия с этой реальностью тоже не бесконечен; когда этот арсенал исчерпан, означает ли это, что мы, наконец, познали “вещь-для-нас” в полном объеме? Да, в максимально полном объеме, из возможного.

2. “Нижняя” граница:

акт познания в своих основах начинается с акта веры; анализируя любую теоретическую концепцию, или же поведенческий акт, мы неизбежно выходим на некие положения, принимаемые без доказательств (“очевидные вещи”), отражающие специфику дологического мировоззрения автора.

Сошлюсь на Дж. С. Брунера, который отмечает, что даже “в современной теоретической физике, (можно поразиться), господствуют представления о конструктивном и существенно субъективном характере научной деятельности”.

2 Авторы, придерживающиеся методологии герменевтики, уверены в том, что это требование либо 1) либо невыполнимо в принципе, и тогда утверждается, что субъекта нельзя, невозможно познать, и , то попытаться его понять (понимание в данном случае противопоставляется познанию), либо 2) трудно выполнимо, поскольку, познавая субъекта, исследователь почти всегда вынужден вступать в контакт с испытуемым, и, следовательно, его поведение в этом контакте не может не отразиться на получаемых им данных, что нарушает требование объективности. Таким образом делается вывод о непригодности использования “объективистской методологии” при изучении систем с активной обратной связью; систем, способных значимо меняться в процессе и под влиянием самого“исследования”, а так же тогда, когда им (системам) становятся известны полученные таким образом “знания” о них. Система, определенным образом реагирующая на знание о ней, способная вступать в игру с этим “знанием” (и иногда вполне сознательно), а так же значимо меняться в процессе этой игры, что может быть хуже для добросовестного исследователя? Чего бы стоили ученые естество-испытатели (физики, химики, географы, геологи и т.д.) если бы они имели дело не с миром природы, а с миром Природы, которая понимает нашу речь и обладает развитым самосознанием. Тогда может случиться так, что как только будет поставлена последняя точка в научном отчете, и вспотевший от напряжения ученый дорисует очередную периодическую таблицу химических элементов, географическую карту или карту полезных ископаемых, “вредная” Природа подумает про себя что-то вроде: “Надо же! Скажите пожалуйста!”, а затем перемешает и соберет по-новому все атомные веса, материки, перепрячет полезные ископаемые и поменяет пару-другую законов физики. Веселая картинка?

Таким образом, поведение системы с обратной связью часто приводит к тому, что с огромным трудом полученное знание становится непригодным к использованию еще до того, как закончится прорцесс его получения, или, по крайней мере, сразу после того, как мы сформулируем это знание в качестве некоего утверждения.

Я не знаю, следует ли нам теперь совсем отказаться от идеи познания систем, не равнодушных к тому, что мы в одностороннем порядке что-то о них знаем? Может быть правы те, кто готов довольствоваться лишь герменевтическим пониманием, не претендуя на что-то другое? Или, в качестве возможной защиты нашего знания от немедленной дискредитации, нам следует вернуться к идеям изотерики Древнего Египта и Востока, утверждавшего, что знание (о системе), как и оружие, нельзя показывать людям ( т.е. самой системе), иначе не сможешь их сохранить. Нельзя даже показывать то, что ты что-то знаешь или умеешь, для того, чтобы иметь возможность использовать свое знание или умение тайно, играя роль непосвященного простока. Только тогда есть надежда на то, что тебе удастся какое-то время пользоваться своим знанием.

Или же нам следует сосредоточиться на изучении условий, при которых система либо 1) перестает агрессивно обороняться в ответ на наше стремление узнать ее чуть ближе, либо 2) перестает интересоваться тем, что же именно мы о ней знаем. Как бы там ни было, приходится признать, что желание руководствоваться принципом объективности в контексте гуманитарных наук наталкивается на ряд серьезных методологических проблем, которые требуют своего решения.

3 Интересно что термин, употребляемый для обозначения конкретного понятия, может обладать собственной семантикой, которая в идеальном случае соответствуюет содержанию обозначаемого понятия, что, однако, не обязательно. Пример такого совпадения: термин “самолет” служит для обозначения соответствующего понятия, определяемого через более общее понятие “летательный аппарат тяжелее воздуха” и отличительных признаков конструкции (наличие центроплана, несущих плоскостей и хвостового оперения), позволяющих идентифицировать самолет среди других летательных аппаратов, которые так же тяжелее воздуха, например, ракетной техники. Пример несовпадения: слово “Джоуль”в английском языке служит для обозначения фамилии человека, в физике — та же самая языковая конструкция используется в качестве термина для обозначения величины работы, энергии и количества теплоты принятой за единицу. В данном случае собственная семантика слова не совпадает с идеей единицы энергии. Термин, таким образом, может как-то выражать понятие посредством собственного общеупотребительного значения, а может выступать лишь в качестве некой этикетки, “наклеенной” на данное понятие. В научном мышлении может быть особенно важно уметь провести, там где это возможно, четкую границу между обозначающим и обозначаемым, между миром слов и миром понятий, а так же между миром понятий или значений и реальностью, которая описывается и понимается при помощи данных понятий.

4 Важно понимать, что один и тот же термин, в зависимости от смыслового контекста, может обозначать как эмпирическое понятие, так и теоретическое. Например, “молоток” будет эмпирическим понятием, если имеется в виду представление о конкретной штуковине, определенной формы, состоящей из таких-то частей, которую можно подержать в руках и т.д., и теоретическое, если имеется в виду не сама штуковина-молоток, а некая “идея молотка”, подразумевающая способность и предназначениие некой штуковины выполнять функцию увеличения силы воздействия на предмет при нанесении ударов руками с целью произвести определенные изменения в отдельных элементы неживой природы. Идея, таким образом, не привязана к конкретной эмпирически данной форме, поэтому молотком ,в смысле теории, может выступать все, что сгодится для достижения цели означенным выше способом.

5 см. Ж.Годфруа. Что такое психология. в 2-х т. М.,1992. , том 2, с.112-113.

6 Поведение понимается как особый случай реального контакта или взаимодействия субъекта с внешним миром, суть которого — обмен, но в противоположность физиологическим обменам, носящим материальный характер и предполагающим внутреннее изменение тел, “поведения”, изучаемые психологией, носят функциональный характер: чтобы сохранить свою внутреннюю структуру организм совершает определенные действия, наблюдаемые со стороны как некие движения. Появляется первая форма функциональной активности. Активный организм получает, таким образом, возможность гибко регулировать свои отношения со средой, сначала путем простого передвижения с места на место, с целью ухода от неблагоприятых воздействий, или поиска лучших условий, и позже путем некоторого преобразования элементов среды, с целью сделать их более пригодными для жизни. Таким образом, поведение существенно увеличивает адаптационные возможности живого организма.

7 Ошибки результата, появляющиеся в ситуации несистематического смешения, не поддаются контролю и, следовательно, не могут быть учтены, спрогнозированы и откорректированы. Поэтому необходимо свести до минимума возможность их появления, или, по крайней мере, попытаться сделать их систематическими.

8 Операционализм как направление мысли возник из тех трудностей, которые встречаются в современной физике при распространении понятий, сложившихся в определенной области, на другие уровни исследования. Как правило, результаты не могут переноситься с одного уровня на другой, т.к. методы измерения не эквивалентны. Таким образом, делается вывод о том, что сами понятия являются значимыми для определенной области, в которой применяются операции, использованные для выработки и определения этих понятий.

9 Психология: Словарь. /под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского/.- изд. 2-е, — М.,1990.

10 Важное свойство стандартного отклонения заключается в том, что независимо от его абсолютной величины в нормальном распределении оно всегда соответствует одинаковому проценту данных, располагающихся по обе стороны от средней: 68% результатов располагаются в пределах одного стандартного отклонения в обе стороны от средней, 95% — в пределах двух стандартных отклонений, 99.7% — в пределах трех стандартных отклонений.

11 Корреляция дает нам ответ на вопрос о наличии (или отсутствии) связи между 2-мя переменными, но не о характере этой связи. На основании корреляционного анализа нельзя формулировать утверждения относительно характера их влияния друг на друга.

41