Электронный учебно-методический комплекс

Введение 19 сентября 2003 года после подписания Болонской декларации Россия вступила в единое европейское образовательное пространство. В результате в системе высшего профессионального образования начали происходить существенные изменения. В настоящее время готовятся новые образовательные стандарты высшего профессионального образования ГОС ВПО — стандарты «третьего поколения», в которых, помимо содержания образования, найдут отражения и изменения в организации учебной работы вуза: аудиторное и внеаудиторное. В соответствие с этими стандартами произойдет перераспределение учебной нагрузки: уменьшение часов аудиторных занятий и соответственно увеличение доли самостоятельной работы студентов. В связи с этим для обеспечения и повышения качества образовательного процесса в ВУЗе наряду с традиционными средствами обучение необходимо разрабатывать и применять современные информационно — коммуникационные технологии. Государство в области модернизации российского образования ставить перед собой такие задачи которые находят свое отражение в принятии ряда национальны программ:

· Национальная доктрина образования до 2025 года.

· Концепция модернизации российского образования на период до 2010.

· Концепция федеральной программы развития образования на период 2006—2100

В концепции федеральной целевой программы развития образования на 200−6-2010 годы из важных задач является внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Решение данной задачи может стать внедрение в образовательный процесс программных средств учебного назначения, в тои числе электронных учебно-методических комплексов, которые позволят принципиально по новому организовать самостоятельною работу будущих специалистов. Цель: Цель данной работы показать на сколько нужны и удобны ЭУМК как в учебной работе, так и в не учебной работе. На сколько важно оформление ЭУМК по сколько стиль и оформление данной литературы может психологически влиять на темпы изучения и конечного восприятия изучаемого материала. 1. Педагогические программные средства Одним из перспективных способов повышения эффективности процесса обучения является его автоматизация, т. е. использование в качестве средства обучения современной вычислительной техники. Рассмотрим понятие педагогические программные средства (ППС) ППС — дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники. В состав ППС входят: программа (совокупность программ), направленная на достижение заданных дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине; комплект технической и методической документации; набор вспомогательных средств (не обязателен).

Классификация ППС:

· Обучающие программы — направляющие обучение исходя из имеющихся у учащегося знаний и его индивидуальных предпочтений; как правило, они предполагают усвоение новой информации.

· Тестовые программы — предназначены для диагностирования. оценивания или проверки знаний, способностей и умений.

· Тренировочные программы — рассчитаны на повторение и закрепление пройденного, не содержащие нового учебного материала.

· Программы типа «микромир» — это воображаемая учебная среда, создаваемая при участии учителя.

В учебной деятельности при использовании ППС преподаватель и обучаемый получают дополнительные возможности: Для преподавателя: реализация различных методов обучения, осуществление постоянного и непрерывного контроля процессом усвоения знаний, управление учебной деятельностью. Для обучаемого: возможность вести работу в оптимальном темпе, выбирать метод изложения, управлять процессом обучения, видеть результаты своих действий. В нашей стране и за рубежом разработано большое число компьютерных программ учебного назначения, которые, однако, явно недостаточно используются в учебном процессе. Это объясняется несколькими обстоятельствами: невысоким (пока) уровнем компьютерной грамотности большинства учителей, отсутствие средств на приобретение программ, а так же недостаток программных продуктов отвечающих дидактическим требованиям. Сегодня в продаже можно обнаружить множество программ для школьников и студентов, но лишь немногие из них могут быть использованы в учебном процессе в качестве компьютерной поддержки некоторых тем учебных предметов. Остальные программы пригодны только для «домашнего употребления».

При выборе обучающей программы в качестве средства обучения, учитель должен уметь оценить эту программу с точки зрения средств достижения конкретной дидактической цели. Приведем несколько критериев оценки ППС: 1. Технический уровень: надежность работы программы, простота управления, ясность инструкций, четкость представления текста и графики. 2. Дидактический уровень: обладает реальной образовательной ценностью, существует взаимосвязь между целями, содержанием и методами, способствует приобретению нового учебного опыта. 3. Степень интерактивности: возможность выбора различных уровней сложности, вариантов, содержания, скорости работы; возможность обратной связи; анализ ошибок; стимуляция других видов деятельности без применения компьютера. Информатизация образования, являющаяся одним из приоритетных направлений процесса информатизации общества, предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки школьных учителей и преподавателей ВУЗов, к методическим и организационным аспектам использования в обучении средств информационных и коммуникационных технологий[1].

1.1 Психолого-педагогические основы использования педагогических средств

педагогический электронный учебный методический

Профессионализация, как процесс овладения обучаемыми специальностью и продвижения к ее вершинам, обеспечивает реализацию их стратегии к самореализации в учебном труде. Видение студентами стратегии достижения вершин профессионального мастерства и следование логике продвижения к ним предполагает прохождение ими ряда этапов. Каждый из них знаменует достижение новых уровней профессиональной компетентности, таких как профессиональное становление (способность самостоятельно выполнять служебные обязанности); обеспечение стабильности в работе (гарантированное, своевременное и качественное выполнение служебных задач); восхождение к профессиональному мастерству (творческий, эффективный труд, предполагающий реализацию индивидуальных деятельностных стратегий) и другие.

Свое наиболее целостное выражение задача наращивания творческого потенциала обучаемых в условиях вуза получает в форме реализации ИТО (обучающих сред), предназначенных для осуществления их эффективной профессионализации. При этом ее стратегия состоит в осуществлении различных взаимодействий с факторами окружающей среды, призванными обеспечить как личностный рост, так и формирование у них психологических содержательных новообразований, составляющих различные аспекты концептуальной модели профессионала. При этом предполагается учитывать два основных момента.

Во-первых, понимание и принятие обучаемыми позиции продуктивного взаимодействия с окружающей средой, созданной в рамках ИТО, прежде всего, за счет использования ими условий, воздействий и возможностей, представляемых самой информационной средой для своей само актуализации и самореализации. Выработка и принятие обучаемыми такой позиции возможна в результате не случайного, а творческого самоопределения, при котором они устанавливают степень соответствия (несоответствия) личностных предпосылок к конкретной профессиональной деятельности и глубины понимания и осмысления ее содержания.

Во-вторых, построение самими обучаемыми субъективно приемлемых моделей профессионала и выбор индивидуально-адекватных способов и стратегий овладения ими. Движение субъектов обучения в личностных, предметных и операционных смыслах также непосредственно связана с реализацией ими процессов личностного и профессионального самоопределения.

Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютерная техника, применяемая в рамках ИТО, позволяет увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре его мыслительной деятельности.

Экспериментальное обучение, в рамках настоящего исследования, с применением ИТО, основанной на использовании в учебном процессе компьютерного лабораторного практикума (КЛП), показало, что данная технология позволяет формировать у студентов такие способности (характеристики мышления) как: анализировать (49.42% респондентов, участвующих в опросе), систематизировать (27.91%), обобщать изученное и делать выводы (45.35%), самостоятельно мыслить (26.16%) и другие. Об этом говорит и тот факт, что работа с КЛП потребовала у обучаемых принятия нестандартных творческих решений (у 28.49% респондентов в полной мере, и у 29.07% до некоторой степени).

Из сказанного следует, что условия обучения, создаваемые информационной средой, в полной мере способствуют развитию у респондентов творческого мышления, ориентируют их на поиск неочевидных связей и закономерностей, на решение проблем, возникающих в процессе изучения учебного материала.

В настоящее время психологические исследования еще не составили целостной картины развития личности и ее профессионализации в условиях компьютерного обучения, тем не менее среди них есть достаточно полно разработанные модели использования ЭВМ в качестве посредника формирования новообразований когнитивной и мотивационно-смысловой сфер обучаемого. Их анализ и позволил сделать выводы, излагаемые в настоящем параграфе.

Главный смысл совершенствования подготовки специалистов состоит в том, чтобы на основе психологического анализа всех сторон профессионального труда и его требований к кадрам создать персонифицированный учебно-воспитательный процесс. Его особенность состоит в том, что обучаемый не только накапливает знания и приобретает необходимые навыки, но и гармонично развивает все компоненты профессиональной компетентности. При этом ему представляется возможность в рамках ИТО, на основе использования активных методов обучения (деловые и организационно-деятельностные игры и др.) и моделей самоуправления, непосредственно включится в процесс будущей служебной деятельности, используя для этих целей ЭВМ.

Таким образом создается своеобразное психологическое «ускорение времени», за счет которого снимается отсроченность в использовании приобретенных знаний и принципиально изменяется отношение к полученным на занятиях знаниям. Немаловажно и то, что здесь преодолевается внутриличностный конфликт, обусловленный необходимостью «накапливать» знания с отсроченной полезностью, многие из которых нередко в условиях профессионального труда остаются вовсе невостребованными.

Самосовершенствование личности обучаемого связано со всеми сторонами ее деятельности в вузе. Наиболее полно оно проявляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитание и самообразование. Самовоспитание и самообразование взаимно дополняют друг друга, оказывают взаимное влияние на характер работы обучаемого над собой. Но вместе с тем-это и два относительно самостоятельных процесса, которые имеют как общие, так и особые начала в едином процессе развития личности будущего специалиста.

Под самовоспитанием в его развитом виде понимается организованная, активная, целеустремленная деятельность обучаемого по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям дальнейшей профессиональной деятельности. В ходе самовоспитания все стороны личности (убеждения, мировоззренческие позиции, чувства, воля, привычки, черты характера, другие личностные качества, конкретные результаты деятельности и поведения) становятся предметом постоянного анализа, изучения и изменения.

Самообразование обучаемого выступает как его целеустремленная самостоятельная работа по обновлению и совершенствованию имеющихся знаний, умений и навыков, с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности.

Сегодня самообразование рассматривается не просто как желаемый, но и как обязательный компонент в профессиональной деятельности любого инженера. Благодаря самообразованию расширяется интеллектуальная сфера личности обучаемого, развивается аналитическое мышление, идет активный процесс накапливания профессиональных знаний. Оно выступает важнейшим путем общекультурного развития и становления профессионализма.

Исходя из изложенного предлагается при проектировании и использовании ИТО опираться на основные идеи теории саморазвития и самосовершенствования. Такая теория создана в акмеологии (акме — вершина, логос — наука) — науке, возникшей на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающей феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, профессиональную деятельность и факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин жизни.

Среди основных задач акмеологии, решение которых позволяет выработать некоторые педагогические подходы к внедрению ИТО в вузах, необходимо выделить следующие:

· определение характеристик, которые должны быть сформированы у обучаемого на разных ступенях его развития, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя в зрелости;

· динамическое отслеживание факторов, определяющих качественно-количественные характеристики полноценного акме;

· постижение сущности профессионализма и путей, ведущих к нему, изучение труда профессионалов экстра-класса в разных областях деятельности для того, чтобы выделить то общее, что их объединяет, и таким образом научно раскрыть содержание выявленного профессионализма;

· изучение зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими его проявлениями вне сферы профессиональной деятельности;

· определение на основе комплексных разработок стратегии и тактики организации и практического осуществления процесса перехода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на более высокие уровни профессионализма;

Создание методического инструментария, позволяющего выявить и оценить достигнутый уровень профессионализма как отдельного человека, так и отдельных общностей-команды, экипажа, педагогического коллектива и т. д.

Основная акмеологическая закономерность состоит в том, что главным стимулом к саморазвитию отдельного человека и целостного профессионального коллектива является изучение ими результатов собственного труда, диагностирование причин своих успехов и неудач, самостоятельное принятие решений о путях собственной деятельности, а также самостоятельная оценка меры продвижения в направлении достижения искомого результата.

Побудительные причины, или импульсы саморазвития, совершенствования, высокая мотивация достижения являются условиями, необходимыми для достижения состояния «акме», но далеко не всегда достаточными. Важно вооружить личность соответствующими методами или акмеологическими технологиями, которые помогли бы не только выбрать соответствующие пути саморазвития и самосовершенствования, но и преуспеть в них. Желательно также, чтобы эти процессы находились под контролем или самоконтролем. Для этого при проектировании ИТО необходимо использовать количественные методы, позволяющие не только отслеживать, но и корректировать процессы достижения высокого профессионализма. Такие методы нужны для успешного усвоения продуктивных технологий деятельности, которые являются условием профессионализма. Что из себя представляют данные методы?

В акмеологических исследованиях было показано, что их основой является сравнительное измерение высокопродуктивных, малопродуктивных и непродуктивных действий. При этом высокопродуктивные действия присущи профессионалам высокого (экстра-класса) уровня, непродуктивные-тем, кто стоит у начала профессиональной деятельности, малопродуктивные характерны для обучаемых и специалистов невысокой квалификации. Однако для того чтобы осуществить данное сравнение, необходимы модели описания высокопродуктивной, малопродуктивной и непродуктивной деятельности. Эти модели должны иметь параметры или характеристики, позволяющие количественно оценить сравниваемые варианты. Количественные виды оценок обладают многими несомненными преимуществами, которые хорошо известны. В то же время эти методы применяются весьма успешно при оценке качества и результативности относительно простых видов деятельности. Поэтому одной из важнейших задач акмеологии, по мнению А.А. Бадаева, является «разработка предельно технологичных стратегий и тактик организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на более высокие уровни профессионализма»

Достичь высокого уровня в учебной деятельности обучаемые смогут тогда, когда будут обладать технологиями самопознания, смогут интегрировать объективные и субъективные факторы достижения вершин с целью формирования профессиональной самостоятельности, самосознания (самоорганизованность, самообразование, самоконтроль) и профессиональной устойчивости.

Отсюда ясно, что цель образования на современном этапе заключается в развитии потенциальных возможностей личности в процессе самоактуализации и самовыражения.

Новые подходы к качественно измененному содержанию высшего образования, обеспечение продуманной, научно обоснованной системы дидактических, информационных и технических мероприятий помогают обучаемому полноценнее проявить себя на соответствующем этапе развития. Существенную роль здесь должны сыграть потенциально высокие дидактические возможности ИТО и акмеолого-педагогические подходы к решению задач компьютеризации обучения.

Особенности ИТО, как показывает анализ педагогической практики компьютерного обучения в вузах и экспериментальное обучение в рамках настоящего исследования, во многом способствуют развитию личности студента и расширению сферы проявления ее потенциальных возможностей. Вместе с тем, этот процесс сопровождается определенными трудностями, преодолеть которые сегодня можно только при серьезном учете акмеолого-психологических закономерностей формирования личности обучаемого в процессе информатизации образования.

Для исследования становления и функционирования личности в условиях ИТО в данной работе использовался методологический принцип единства потенциального и актуального в развитии профессионала, позволяющий учесть не только роль социальных условий в их реальном действии на личность, но и потенциальные характеристики самой личности.

Проблема потенциальных возможностей и их реализации в той или иной мере рассматривалась в работах С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьева. Определяя иерархию качеств в данном контексте, необходимо обязательно устанавливать, какие из них являются незаменимыми у действительно настоящего профессионала в конкретной сфере, а какие могут быть без ущерба для деятельности замещены, скомпенсированы другими качествами.

Однако не все потенциальные возможности индивида могут быть реализованы на разных этапах его развития из-за отсутствия благоприятных условий (стимуляторов) или возможности ограниченного количества природных потенций обслуживать весьма разнообразные способности. Поэтому КомСО, входящие в состав ИТО, вполне могут выступать в виде качественно новых дидактических стимуляторов. Они создают условия для эффективного усвоения материала каждым обучаемым, увеличения познавательной емкости и продуктивности занятий, обеспечения положительной мотивации обучения, сокращения непроизводительных затрат времени при проведении занятий и формирования профессиональных качеств личности будущего специалиста.

В современных условиях развития ИТО нельзя не отметить и проблемы связанные с несовершенством КомСО, КОП, технологий их применения и другими условиями сегодняшнего дня: диалог «человек-машина», при использовании отдельных видов КомСО и поддерживающих их КОП, остается относительно скудным, примитивным, а это сужает поле творческой деятельности и активности обучаемых; происходит излишняя алгоритмизация их мыслительной деятельности; длительная работа за дисплеем приводит к негативным физиологическим последствиям (снижаются функции восприятия, переработки информации, концентрации внимания, возрастает утомляемость зрения).

Изучение этих проблем в вузах показало, что 58% студентов испытывали психологическую напряженность в процессе работы с ЭВМ, которая была вызвана главным образом следующими причинами: слабыми навыками работы обучаемых (35% опрошенных); дефицитом времени на решение задач (12%); информационной перегрузкой (1%); информационной недогрузкой (6%); однообразным предъявлением информации, повторением рабочих движений (2%); другими причинами (2%).

Из сказанного следует вывод о необходимости при проектировании и дальнейшем использовании ИТО уделять самое серьезное внимание учету всех негативных явлений, которые могут быть вызваны непродуманным и психологически не обоснованным применением КомСО. С этой целью акмеолого-педагогические подходы к решению задач компьютеризации учебного процесса в вузе должны быть обязательно реализованы. Это будет способствовать более полному развитию и профессиональному становлению личности обучаемого в условиях информатизации образования в системе профессиональной подготовки специалистов.

1.2 Роль учебно-методических комплексов в образовательном процессе

Одной из ведущих тенденций в реформировании отечественного университетского образования, и в связи с переходом на 2-х ступенчатую систему подготовки кадров высшего образования (Постановление Совета Министров РБ от 14 октября 2002 г. № 1419 «Об утверждении Положения о ступенях высшего образования») является видение современного выпускника творческой личностью, способного самостоятельно осваивать интенсивно меняющееся социально-духовное поле культуры. Данная тенденция предполагает поиск такой модели профессиональной подготовки, в которой образовательный процесс обеспечивал бы сопряженность содержания обучения с организованной (контролируемой) самостоятельной работой студентов в развитии их индивидуальных способностей и учетом интересов профессионального самоопределения, самореализации.

На основании опыта реформирования университетского образования в БГУ переход на многоступенчатую систему «предполагает не только разработку обновленной модели и стандартов образования, но и соответствующее методическое обеспечение. Причем от успеха в деле оснащения учебного процесса в БГУ современными педагогическими технологиями, методиками активного обучения во многом зависит и успех проводимой реформы в целом… В этой связи представляется перспективным (целесообразным) сделать ставку на разработку и внедрение учебно-методических комплексов (УМК) по конкретным учебным курсам и дисциплинам».

Модернизации обучения с помощью специально подготовленных учебно-методических комплексов достаточно полно рассматривалась и в Центре проблем развития образования БГУ в связи с возможностью развития дистанционного образования. Под дистанционным образованием понимается способ обучения вне непосредственной коммуникации между преподавателем и студентом. Такой способ обучения может реализовываться в различных формах: очное, заочное, экстернат, обучение с использованием средств телекоммуникации, компьютерных программ и др. При этом самостоятельная работа студентов становится преобладающей в структуре учебно-образовательной деятельности.

Более того, необходимость детальной разработки УМК при дистанционном обучении, на наш взгляд, становится базовой для любой формы обучения, что мотивировано несколькими обстоятельствами, зафиксированными ЦПРО БГУ при анализе образовательной ситуации в университете, а также при изучении национальных и мировых тенденций развития университетского образования. Среди этих обстоятельств обратим внимание на следующие:

1. В информационном обществе возникает устойчивая тенденция изменения организации учебной деятельности студентов: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций и возрастание доли самостоятельной работы студента, что в педагогической практике проявляется в:

a. переносе центра тяжести в обучении с преподавания на учение, т. е. систематическую, управляемую преподавателем самостоятельную деятельность студента, но не самообразование, осуществляемое индивидом по собственному произволу;

b. акценте на управлении самостоятельной работой студентов (см. соответствующий раздел в «Аналитический обзоре — 4» за июль — декабрь 2002 г.)

2. В развитии современных знаний проявляется тенденция межпредметности, которая мотивирует модульную организацию учебной информации вузовского образования, когда сведения из разных, прежде автономных сфер познания составляют новые научные дисциплины, например, актуарная математика (факультет прикладной математики и информатики), историческая информатика (исторический факультет), радиоэкология (биологический факультет) и др.

3. Переход к многоступенчатой подготовке в БГУ предполагает необходимость обновления технологий обучения, дидактического и психолого-педагогического обеспечения для решения задачи улучшения качества образования по единым критериям независимо от формы процесса обучения.

Таким образом, УМК той или иной дисциплины в современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образования становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм. Учебно-методический комплекс, подготовленный на такой основе, является эффективным пособием для изучения студентами учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы, что обеспечивается модульным построением учебных курсов. В этом случае учебный модуль, выступающий как структурная единица данного УМК, одновременно является: 1) целевой программой действий студента, 2) банком информации, 3) методическим руководством по достижению учебных целей и 4) формой самоконтроля знаний студента и их возможной коррекции. [2]

2. Использование информационных технологий в образовательном процессе Основная цель современного студента заключается в том, чтобы приобрести необходимые знания, оснаститься умениями и навыками, необходимыми в дальнейшей жизни. Однако образовательная среда настолько изменчива и динамична, что понять сегодня завтрашние потребности достаточно сложно. Окружающая нас среда сегодня изменяется очень быстро (виртуальные библиотеки, электронные книги, сотовые телефоны, интернет-телефония, карманные компьютеры и коммуникаторы), и наивно полагать, что знаний, полученных студентом в стенах университета, хватит ему на всю жизнь. Современный человек вынужден обучаться в течение всей жизни. И именно от того, как будет происходить эта постоянная адаптация специалиста к изменяющейся внешней среде, будет зависеть его успех, карьера и самореализация. Поэтому перед студентом стоит задача не только насытиться знаниями в соответствии с утвержденным учебным планом, но и приобрести жизненно важные навыки сбора необходимой информации, умением эффективно взаимодействовать с окружающими, накапливать и предоставлять результаты своей работы. Одним из путей решения этой проблемы является активное применение современных информационных технологий. Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет всем желающим, в т. ч. студентам, получить доступ к неограниченным объемам информации Даже самые простые ИКТ-инструменты помогают студенту упорядочить собственный рабочий день, выполнять свои задачи быстрее и с большей эффективностью, освободить время для развития и личной жизни.

2.1 Критерии создания электронных учебно-методических комплексов

Современный этап развития профессионального образования характеризуется качественными изменениями его содержания и структуры, внедрением в учебный процесс высшей школы новых педагогических технологий. При этом важная роль в реформировании образования отводится развивающемуся процессу информатизации, который позволяет широко использовать компьютерные технологии.

Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий в высшее профессиональное образование приводит к существенной перестройке процесса обучения и, как следствие, к необходимости разработки соответствующего учебно-методического обеспечения. При этом возникает проблема его проектирования, создания и использования, а также оценки его педагогической эффективности.

Требования к начальным знаниям и умениям слушателей включают в себя практический опыт педагогической деятельности, базовые навыки владения компьютером и наличие общих сведений о применении информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях.

В результате обучения по программе слушатели должны знать:

· специфику развития единого информационного образовательного пространства вуза;

· принципы организации ЭУМК, основанные на современных достижениях в области психологии, педагогики и системологии;

· дидактические, методические и технологические особенности проектирования электронных учебно-методических комплексов;

· международные и отечественные стандарты в сфере образовательных ресурсов и технологий обучения;

· основные роли, функции, виды деятельности и характеристики субъектов обучения с использованием ЭУМК.

Слушатели по окончании курса должны уметь:

· разрабатывать эффективную и качественную модель и технологию обучения с использованием ЭУМК в контексте конкретной учебной дисциплины;

· проектировать электронные учебно-методические комплексы с использованием современных педагогических технологий;

· использовать международные и отечественные стандарты при подготовке образовательных ресурсов;

· применять компьютерные формы контроля знаний.

Реализация данной образовательной программы МРЦПК призвана существенно повлиять на мотивацию использования средств новых информационных технологий, на обретение возможности автоматизировать рутинные виды деятельности и развитие творческого подхода к осуществлению своих профессиональных обязанностей через переход на качественно новый уровень организации педагогической работы в высшей школе.

В содержание образовательной программы повышения квалификации включены следующие модули.

Модуль 1. Педагогические аспекты развития информационно-образовательной среды высшей школы:

· система учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях современной информационной среды;

· психолого-педагогические аспекты обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий;

· проблемы интеграции электронных образовательных ресурсов в учебный процесс высшей школы.

Модуль 2. Виды электронных учебно-методических комплексов, их особенности и экспертная оценка:

· электронный учебно-методический комплекс как составляющая инфраструктуры дисциплинарной образовательной информационной среды вуза;

· психолого-педагогические требования к электронным учебно-методическим комплексам;

· характеристика различных видов ЭУМК;

· методические и технологические критерии оценки учебно-методического обеспечения;

· современные инструментальные средства создания ЭУМК.

Модуль 3. Современные педагогические технологии как научная база создания и функционирования ЭУМК:

· дидактические свойства электронных форм учебных материалов;

· методика создания учебных курсов с использованием современных педагогических технологий;

· технологии структурирования учебного материала ЭУМК;

· технологии контроля знаний с использованием электронных учебно-методических комплексов;

· интерактивная компьютерная графика как средство реализации иллюстративных и когнитивных возможностей учебного материала;

· проектирование электронного учебно-методического комплекса в соответствии с выбранной педагогической технологией.

Модуль 4. Управление познавательной деятельностью студентов при использовании электронных УМК:

· анализ особенностей функционирования участников учебного процесса при использовании ЭУМК;

· управление и активизация познавательной деятельности студентов в учебном процессе;

· перспективные технологии обучения на базе Интернет.

Модуль 5. Правовые аспекты использования компьютерных средств обучения:

· основные направления организации защиты информации;

· основы авторского права в образовании;

· правила цитирования электронных ресурсов.

Модуль 6. Подготовка и защита проекта электронного УМК дисциплины.

Отличительной особенностью программы является интерактивность обучения. Слушатели работают с электронным образовательным ресурсом, содержащим основной учебный материал; выполняют серию зачетных работ, которые представляют собой единое сквозное задание.

В результате обучения выпускники представляют итоговые авторские разработки — электронные учебно-методические комплексы по конкретному предмету / дисциплине, что, несомненно, является фундаментом создания и развития единого информационного образовательного пространства вуза.

Актуальность и востребованность программы для научно-педагогических кадров вузов очевидны. Наличие подготовленного профессорско-преподавательского состава является, безусловно, конкурентным преимуществом и позволит эффективно внедрять в деятельность современные методы и формы организации учебного процесса.

2.2 Перспективы использование электронных учебно-методических комплексов

Современный этап развития общества характеризуется стремительными темпами модернизации в высшем педагогическом образовании. Происходящие социально-экономические преобразования, развитие информационно-коммуникационных технологий, усиление внимания к потребностям каждого члена общества, гуманитаризация образования определяют направление модернизации образовательного процесса. При этом, с одной стороны, каждый педагогический вуз обязан гарантировать будущему учителю освоение обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки по выбранного им направлению, а с другой — максимально развивать способности каждой личности на основе образования и самообразования. В связи с этим, возникает потребность в становлении и развитии инновационного образования, которое подразумевает индивидуальный подход и усиление внимания к вопросам формирования потребностей и мотивов студентов.

Инновация — это вид или профессиональный результат творческой деятельности, введение нового в цели содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности обучающего и обучающихся. В настоящее время, инновационная деятельность должна являться обязательным компонентом личной педагогической системы, при этом носителем новаторских идей может выступать как преподаватель, так и непосредственно сами студенты (будущие учителя).

С развитием информационно-коммуникационных технологий значительно меняется роль преподавателя — он выступает в роли консультанта и советчика, что создает дополнительные условия для формирования творческой личности студента. Будущий учитель должен быть готов к инновационной деятельности, которая подразумевает применение в учебном процессе различных электронных образовательных ресурсов (энциклопедий, порталов, экспертных систем, программ мониторинга, словарей, средств для автоматизированного контроля знаний, электронных учебников, презентационных материалов и т. д.).

Электронные образовательные ресурсы представляют собой совокупность программных продуктов, представленных в электронной форме, которые позволяют организовать учебно-воспитательный процесс и управлять им. Отметим, что успешное применение учителем электронных образовательных ресурсов в учебном процессе зависит от предварительного изучения и анализа дидактических возможностей этих ресурсов. Правильный отбор электронных образовательных ресурсов позволит решать учителю не только частно-методические задачи (повысить уровень изложения нового материала, демонстрации различных процессов и явлений, контроля за деятельностью обучаемых и т. д.), но проектировать учебные занятия с помощью ЭОР. [4]

3. Разработка электронного учебно-методического комплекса На основе анализа и систематизации работ Н.В. Апатовой, Л.Х. Зайнутдиновой, В.А. Красильниковой, И.В. Роберт и др. выделим основные требования, предъявляемые к разработке ЭУМК:

· психолого-педагогические требования

· дидактические требования

· методические требования

· дизайн-эргономические требования

· программно-технические требования

· требование к оформлению документации

Безусловно, все перечисленные требования играю важную роль при разработке ЭУМК. Дизайн оказывает самое непосредственное влияние на психологическое состояния обучающегося, его мотивацию к обучению, скорость восприятия учебного материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Применение эргономических правил при оформлении учебного материала дает возможность воздействовать на сознательные и бессознательные процессы, протекающие в мозгу обучающегося, повышая их эффективность и продуктивность, делая умственный труд более произвольным, повышая результативность обучения. Дизайн — это разновидность художественно-проектной деятельности, сочетающее принципы удобства, экономичности и простоты (замысел, план, цель, чертеж, набросок, рисунок, шаблон, эскиз и др.).

Эргономика — прикладная наука, целью которой является приспособления труда к физиологическим и психическим возможностям человека для обеспечения наиболее эффективной работы, которая не создает угрозы здоровью человека и выполняется при минимальной затрате биологических ресурсов. Выделим задачи дизайна и эргономики при разработке ЭУМК: 1. обеспечение естественных, физиологических и психических потребностей взаимодействия обучающихся с ЭУМК. 2. Создание удобных и комфортных условий для обучения с помощью ЭУМК. 3. Повышение эффективности работы ЭУМК, обеспечение условий для максимальной результативности обучения. 4. Создание условий для сохранения здоровья и развития личности в процессе работы с ЭУМК. На основе анализа научно-методической литературы предлагаю следующие критерии оформления электронного учебного материала ЭУМК:

1. Содержание и объем учебного материала.

2. Выделение информации.

3. Размещение учебного материала.

4. Шрифтовое оформление учебного материала.

5. Цветов оформление учебного материала.

6. Использование интерактивных и мультимедийных объектов.

Содержание и объем учебного материала. Рассмотрим требования предъявляемые к содержанию и объему электронного учебного материала: 1. Стиль и дизайн УЭМК должен определять предметной направленностью учебного материала. 2. Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся 3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся 4. УЭМК должен повышать уровень мотивации к обучению. 5. Компактное представление учебного материала, сжатое и краткое изложения текста, при этом текст должен быть максимально информативным, понятным. 6. Четкая структуризация учебного материала. Информация, размещенная на одной странице, должна быть цельной и представлять собой некоторый завершенный смысл. 7. Основная идея абзаца должна находиться в самом начале абзаца. 8. Для наглядности и пояснения учебного материала желательно использовать таблицы, схемы, рисунки, диаграммы и т. п. 9. Для наилучшего понимания и восприятия учебного материала можно использовать мультимедийные объекты (обучающие ролики, видео, звук, анимация).

10. При использовании новых терминов или сокращенных слов следует давать им пояснения в глоссарии. 11. Желательно включение разнообразных вспомогательных материалов в структуру ЭУМК (глоссарий, список литературы, тексты, персоналии, справочники, методические рекомендации) 12. Весь учебный материал должен проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок. Размещение учебного материала. Выделим требования предъявляемые к размещению электронного учебного материала в ЭУМК: 1. Необходимо соблюдать единый стиль размещения учебного материала. Дизайн ЭУМК должен быть выстроен по общей съеме зонирования (меню, заголовок, навигация, учебный материал).

2. При планировании размещения учебного материала на странице следует учитывать траекторию движения глаз при просмотре содержания ЭУМК. 3. Следует учитывать различные варианты размещения текстовое. графической информации ЭУМК. 4. Лучший вариант организации учебного материала, когда страница ЭУМК целиком отображается на экране без вертикальной прокрутки. Если используется вертикальная прокрутка, то текст должен помещаться на 2−3 экрана. Горизонтальная прокрутка недопустима. 5. Информация не должна скапливаться на одной стороне экрана. логические группы информации должность продуманно размещать. 6. Таблицы должны размещаться на один экран, большие таблицы рекомендуется по возможности разбить на несколько более мелких. 7. Пояснения к иллюстрациям должны располагаться под ними и как можно ближе к ним, это создает целостность образной и вербальной информации и повышает степень восприятия учебного материала. Пояснения к таблицам должно располагаться над ними. 8. Формулы желательно размешать в центре экрана. Шрифтовые оформления учебного материала. К символам относятся все буквы, цифры, пробелы, знаки препинания, знаки арифметических операций, различные специальные символы. Шрифтом называют полный набор символов определенного начертания. При выборе шрифта для вербальной информации следует учитывать следующие рекомендации: 1. Единое шрифтовое оформление всего учебника материала ЭУМК. Нельзя смешивать различные гарнитуры шрифтов в одном ЭУМК. Шрифт и композиция всего текста должны гармонично сочетаться между собой, а так же соответствовать единому стилю смежных элементов всего оформления. 2. Для основного текста желательно использовать только обычные начертания шрифта. 3. Прописной шрифт воспринимается тяжелее, чем строчный, по этому при оформлении электронного текста лучше использовать строчные буквы. 4. Желательно использовать шрифт без засечек, так как они более читабельны в электронных текстах. В одном и том же кегле (размере шрифта) буквы рубленого (без засечек) шрифта, как правило, выглядят крупнее, чем засечного. Для оформления материала в ЭУМК следует выбирать шрифт Verdana, Tahoma, Arial. 5. Рекомендуемое соотношение ширины букв к их высоте. 6. Рекомендуемое отношение величины шрифта к промежуткам между буквами от 1:0,375 до 1:0,75. Если на экране представлено много текста, то желательно делать интервал между буквами разряженным. 7. Интервал между строчками текста подбирается в соответствии с высотой букв в пределах от 1:1 до 1:1,2 и с учетом длины строк. Чем длиннее строка, тем больше интервала между абзацами. 8. Необходимо подбирать наиболее оптимальные размеры шрифта основного текста и заголовка в ЭУМК. Желательно при разработке ЭУМК делать размер шрифта не статическим, а динамическим, что дает возможность обучающемуся настраивать размер шрифта по своему усмотрению. 9. Желательно использовать горизонтальное направление текста в заголовков в таблицах и схемах, однако в целях экономии места вертикальное расположение заголовка допустимо. 10. Читаемость шрифта не только основного текста, но и таблиц, схем, рисунков и Т.П. 11. Необходимо делать абзацные отступы от краев страницы и от краев рисунка, что улучшает восприятие информации. Список использованных источников и литературы 1. Педагогические программные средства в обучении. [1]. Сайт IT-NEWS — Дубин. — Режим доступа: itnews.3dn.ru/publ/33−1-0−170 2. Учебно-методический комплекс и самостоятельная работа студентов. Сайт — Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета. — Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 5 (январь — июнь 2003 г.) Алтайцев А.М. — Режим доступа: charko.narod.ru/tekst/an5/3.html [2]. 3. Сайт — Конгресс конференций. Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола — Токтарова Вера Ивановна. — Режим доступа: ito.edu.ru/2008/MariyEl/V/V-0−14.html [3]. 4. Электронные образовательные ресурсы как средство реализации инновационной деятельности учителя. — Сайт — Всероссийская научная конференция. Режим доступа: ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/10_problemy_i_perspektivy_ispolzovanija_innovacionnykh_tekhnologij_v_uchebnom_processe_shkoly_i_vuza/ehlektronnye_obrazovatelnye_resursy_kak_sredstvo_realizacii_innovacionnoj_dejatelnosti_uchitelja/10−1-0−33 [4]. 5. Шалкина, Т.Н. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства / Т.Н. Шалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова. — М.: Оренбург, 2008. — 160 с. Приложение Величина первоначального вклада: clear s=VAL (INPUTBOX («накопленная сумма»))? «s=», s j=VAL (INPUTBOX («ставка»))? «j=», j p=VAL (INPUTBOX («сумма в денежных единицах»))? «p=», p m=VAL (INPUTBOX («процент»))? «m=», m? «n=», w (m, s, p, j) FUNCTION w LPARAMETERS m, s, p, j *LOCAL n n=1/m*((LOG (s) — LOG (p))/LOG (1+j/m)) RETURN n Данная программа осуществляет быстрый подсчет величина первоначального вклада. Алгоритм программы таков: вводим нужные нам величины для подсчета, такие как: s (накопленная сумма), j (ставка), p (сумма в денежных единицах), m (процент).

После того как мы ввели все нужные переменных программа осуществляет функцию по счету величины первоначального вклада (n).

Эмиссионная стоимость clear Pэ=VAL (INPUTBOX («эмиссионная стоимость»))? «Pэ=», Pэ Pн=VAL (INPUTBOX («номинальная стоимость»))? «Pн=», Pн педагогический электронный учебный методический PROCEDURE w LPARAMETERS Pэ, Pн IF Pэ>Pн then H=Pэ-Pн? «надбавка=», H ELSE п=Pн-Pэ? «премия=», п ENDIF ENDPROC Данная программа осуществляет быстрый подсчет эмиссионной стоимости. Алгоритм программы таков: вводим нужные нам величины для подсчета, такие как: Рэ (эмиссионная стоимость), Рн (номинальная стоимость).

После того как мы ввели все нужные переменных программа осуществляет процедуру для выявления надбавка или премии. Накопленная сумма для разового вложения CLEAR p=VAL (INPUTBOX («p=»))? «p=», p i=VAL (INPUTBOX («i=»))? «i», i n=VAL (INPUTBOX («n=»))? «n», n? «s=», w (p, i, n) FUNCTION w LPARAMETERS p, i, n LOCAL s, x x=(1+i)^n s=p*x RETURN s Расчет годовой номинальной процентной ставки clear p=VAL (INPUTBOX («сумма в денежных единица»))? «p=», p r=VAL (INPUTBOX («периодичность вложений»))? «r=», r n=VAL (INPUTBOX («количество лет»))? «n=», n j=VAL (INPUTBOX («j=»))? «j=», j m=VAL (INPUTBOX («m=»))? «m=», m? «s=», w (p, r, n, j, m) FUNCTION w LPARAMETERS p, r, n, j, m LOCAL s N=r*n s=p*(1+j/m)^N*m RETURN s формула расчета накопленной (наращенной) суммы для простой процентной ставки CLEAR p=VAL (INPUTBOX («сумма в денежных единицах»))? «p=», p q=VAL (INPUTBOX («прирощаемая величина»))? «q=», q n=VAL (INPUTBOX («количество периодов»))? «s=», w (p, q, n) FUNCTION w LPARAMETERS p, q, n LOCAL s s=p*(1+q*n) RETURN s формула расчета накопленной суммы для сложной процентной ставки CLEAR p=VAL (INPUTBOX («сумма в денежных единицах»))? «p=», p a=VAL (INPUTBOX («приращение»))? «a=», a n=VAL (INPUTBOX («период»))? «n=», n? «s=», w (p, a, n) FUNCTION w LPARAMETERS p, a, n LOCAL s s=p*(1+a)^n RETURN s Размещено на