Доклад психологические формы работы УИИ

Доклад

Психологические формы работы с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете в УИИ

В своей профессиональной деятельности психологи ФКУ УИИ УФСИН России по Ульяновской области руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, приказами и указаниями ФСИН России, Уставом ФКУ УИИ, Положением об УФСИН России по Ульяновской области, Положением об УИИ, Методическими рекомендациями о деятельности психолога в УИИ, должностной инструкцией и профессиональной этикой психолога.

В рамках Концепции развития УИС до 2020 года в работе психологов УИИ актуальными остаются работающие не первый год программы: «Снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы», «Управление гневом», «Психологическое сопровождение лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы» Колесниковой З.А., «Программа развития и формирования семейных ценностей у осужденных» С.Д. Хачатуряна, С.А. Худоконенко, а также программу занятий с несовершеннолетними осужденными «Осознание своей роли в семье». (СЛАЙД 2).

Система психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных включает следующее: (СЛАЙД 3).

  • психодиагностическое обследование (первичная диагностика, не менее 1 раза в полугодие);
  • работа с референтными лицами в жизни подростка;
  • индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с несовершеннолетним;
  • психологическое просвещение;
  • патриотическое и духовное воспитание;
  • опосредованное воздействие через курирующего инспектора.

Психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных, к мерам наказания, не связанным с лишением свободы включает в себя изучение их личности в течение всего срока отбывания наказания. По итогам психодиагностических исследований психологами УИИ разрабатываются рекомендации для инспекторского состава с указанием наиболее эффективных путей, средств и методов исправления.

7 стр., 3406 слов

Социальная, психологическая, воспитательная и образовательная ...

... организацией Совет Муфтиев России, Федерацией еврейских общин России, Буддийской традиционной Сангхой России, подписана Программа основных направлений взаимодействия о сотрудничестве ФСИН России с Российским Союзом Евангельских ... просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Заключены ...

Психологами УИИ проводится изучение склонности к отклоняющемуся и зависимому поведению несовершеннолетних осужденных, степени их социально-психологической адаптации, а также анкетирование с целью изучения самоотношения к повторным преступлениям.

Анализ результатов многочисленных исследований показывает, что две трети подростков воспитываются в неполных семьях, около 10% имеют социализированное расстройство поведения. Для половины несовершеннолетних осуждённых характерна выраженная готовность к преступным деяниям. Они мало озабочены адекватностью своего поведения, не опираются на нормы, правила и законы общества. Подавляющее большинство несовершеннолетних обладает низким самоконтролем, склонны реализовывать негативные эмоции и сиюминутные желания без задержки. Им присуще импульсивное и труднопредсказуемо поведение, готовность к правонарушениям. Примечательно, что сами несовершеннолетние, по большей части, считают себя уравновешенными и спокойными. Лишь у 25% самоконтроль сформирован, такие подростки не идут на поводу у эмоций и способны сдерживать свои желания.

Основной акцент в работе с несовершеннолетними осужденными направлен на коррекцию личности, формирование социально одобряемых жизненных целей, стимулирование личностного роста, развитие ответственности за свою жизнь.

Инновацией в деятельности психологов ФКУ УИИ УФСИН России по Ульяновской области является разработка памяток для несовершеннолетних по актуальным тематикам, которые находятся в свободном доступе в фойе филиалов инспекций. Содержание памяток направлено на обучение навыкам саморегуляции, обретение полезных привычек, осознание пагубности своего поведения и формирование социально одобряемых жизненных ценностей и целей. Практика показывает, что особенно востребованы памятки по следующей тематике: «Алкоголь и мозг с позиции медицины и нравственности», «Меры первоочередной самопомощи», «Памятка для близких», «Выход есть всегда», «Как вести себя в трудных ситуациях», «Как изменить свою судьбу», «Я выбираю жизнь, я выбираю свет. Я выбираю путь, где наркотиков нет». Ежеквартально обновленный сборник памяток высылается в филиалы.

В рамках профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних, состоящих на учете в ФКУ УИИ, проводятся ежеквартальные групповые и индивидуальные занятия, конкурсы творческих работ. С 1 по 30 ноября 2014 года группой психологического обеспечения ФКУ УИИ организован конкурс творческих работ и рисунков: «Здоровье – залог будущего!» (статья на сайте УФСИН России по Ульяновской области).

(СЛАЙД 4).

Большое внимание уделяется и духовному воспитанию несовершеннолетних — стала доброй традицией акция «Дорога к храму», которая ежегодно проводится совместно с КПДН администрации Засвияжского района г.Ульяновска. (СЛАЙД 5).

Одним из основных моментов ресоциализации осужденных, особенно малолетних, является коррекция нравственно-этической сферы их личности: формирование адекватного представления о красоте природы, шедевров мировой культуры, развенчивание ложных этических идеалов. В рамках этого направления психологом совместно с инспекторами организуются семинарские занятия в центре Духовной Культуры им. Рерихов, встречи с участием православного священника – иерея Дмитрия Субботина, председателя отдела по взаимодействию с органами здравоохранения Симбирской и Мелекесской епархии. В ходе дискуссий на тему «Нравственные и духовные ценности в моей жизни» подростки начинают приобщаться к истинным человеческим ценностям, глубже познают свой внутренний мир, свои возможности, становятся более открытыми в общении. (СЛАЙД 6)

5 стр., 2174 слов

Семинарское занятие №3 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи Вопросы

... как объекты социальной охраны и социальной профилактики //Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. - М, 1993. Захаров А.И. Неврозы у ... школы. - М.,1977. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М..1970. Семинарское занятие 6. Дети с трудностями в обучения. Основные категории детей общеобразовательной школы, испытывающих ...

В рамках патриотического воспитания совместно с сотрудниками ОСН УФСИН России по Ульяновской области «Шквал» организуются Дни мужества. (СЛАЙД 7-8)

Разработан план совместных мероприятий с Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С.Т. Аксакова с сентября по декабрь 2014 года. (СЛАЙД 9) В рамках реализации совместного плана ежемесячно проводились мероприятия совместно с сотрудниками библиотеки.

Психологами постоянно оказывается консультационная поддержка родителей несовершеннолетних осужденных. Проводятся консультации родителей и опекунов по темам: «Формирование доверительных отношений», «Как помочь подростку справиться со стрессом», «Способы разрешения конфликтных ситуаций». Мамы подростков принимают участие в групповых занятиях «Я женщина, я – мама», позволяющих им осознать свою роль в формировании семейных ценностей, проанализировать причины преступной мотивации и создать ресурсы для преодоления кризисных ситуаций. (СЛАЙД 10)

В рамках проведения Всероссийского конкурса профессионального мастерства психологов в целях повышения эффективности деятельности психологической службы в работе с осужденными, внедрения новых психологических технологий психологами ФКУ УИИ была разработана программа «Применение методов канистерапии в психокоррекционной работе с несовершеннолетними осужденными, имеющими делинквентное поведение», занявшая 1 место в направлении работ с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми по Ульяновской области. (СЛАЙД 11)

Это направление психотерапии основывается на коррекционном влиянии общения человека с собакой. Занятия канистерапией предполагают тесный тактильный и эмоциональный контакт подростка на протяжении всего занятия, серьёзную психическую и физическую нагрузку на собаку, поэтому до таких занятий допускались исключительно собаки, прошедшие отбор, тестирование, специальную подготовку и отвечающие всем требованиям, предъявляемым к собакам- терапевтам. (СЛАЙД 12)

В Ульяновской области использование канистерапии в работе с несовершеннолетними, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, применяется впервые. Занятия канистерапией предполагают тесный тактильный и эмоциональный контакт подростка на протяжении всего занятия, серьёзную психическую и физическую нагрузку на собаку, поэтому до таких занятий допускались исключительно собаки, прошедшие отбор, тестирование, специальную подготовку и отвечающие всем требованиям, предъявляемым к собакам- терапевтам. Общение с собаками позволяет моделировать желательные формы поведения в безопасной обстановке, формирует позитивные социальные установки, развивает коммуникативные навыки общения, снимается критическое эмоциональное напряжение. (СЛАЙД 13)

15 стр., 7160 слов

Использование психологических методик оценки риска рецидивизма ...

... литературы 35 Введение В настоящее время оценка риска рецидивизма при работе с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, приобретает особую актуальность ... методик, которые будут рассмотрены в данной работе. Цель работы: изучение использования психологических методик оценки риска рецидивизма. Объект исследования: осужденные, состоящие на учете в уголовно-исполнительных ...

Учитывая слабую заинтересованность подростков, их негативное отношение к сотрудникам, осуществляющим контроль за осужденными к мерам уголовно-правого характера, обеспечить всестороннее психологическое сопровождение достаточно сложно. Более эффективной является индивидуальная работа с подростками, именно индивидуальная психологическая работа, учитывая свойства личности подростка, их доминирование и подчиненность, помогает формировать положительную социальную направленность, закреплять у подростков социально приемлемые формы поведения.

Специфика УИИ, ограниченное время работы заставляет психологов делать ставку на экспресс-методы и индивидуальную работу. Сочетание индивидуальных и групповых форм, позволяет максимально охватить работой всех подростков, добиваться реальных результатов. Трудность всегда составляет изучение социальной микросреды осужденного, ближайшего окружения человека (семья, друзья), которое оказывает не менее сильное влияние на его поведение, нежели личностные качества.

Психодиагностика не самоцель, много времени посвящается составлению конкретных рекомендаций с указанием направлений коррекции поведения осужденного, и особенно мер необходимых для оптимизации отношений. Психологи УИИ не ограничиваются психодиагностикой и ставят в приоритет психокоррекционную работу.

Вся психокоррекционная работа с несовершеннолетними направлена на повышение уровня самоконтроля; формирование ориентации на успех и умение решать проблемные ситуации; обучение навыкам самоконтроля, ответственности за свое здоровье и осознанный личный выбор в вопросах наркотизации, самосознания, позитивного мышления и уверенности в своих силах; развитие личностных ресурсов. Особое внимание уделяется занятиям, направленным на формирование самоконтроля, внутреннего локус-контроля и толерантности. В ходе индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий подростки обучаются умению оценивать себя как активных субъектов жизнедеятельности, совершающих свободные выборы и несущих ответственность за них, воспринимать других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности; видеть мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей.

Не смотря на весь комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками инспекций, КПДН, психологами, представителями духовных и социальных организаций, в современном динамически развивающемся обществе сохраняется проблема роста преступности среди несовершеннолетних, их низкий уровень личностного развития, а также несколько скептичное отношение к психологической и духовной помощи. Практика показывает, что сама по себе форма условного наказания не для всех оказывается эффективной, для многих остается не до конца осознанной. Именно работа психологов призвана повысить уровень самосознания правонарушителей, сформировать ответственность за свои поступки, скорректировать систему нравственных ценностей и научить самообладанию в критических ситуациях. Качественно сделать это будет возможно только при условии оказания адресной помощи каждому, состоящему на учете, за счет расширения штата группы психологического обеспечения УИИ.

3 стр., 1421 слов

сущность социальной работы с подростками девиантного поведения.

... тема курсовой работы была опрежделена как «Социальная работа с подростками девиантного поведения». Таким образом, цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность социальной работы с подростками девиантного поведения. Задачами, ... самых различных наук, и ее можно считать подлинно «междисциплинарным» фактом. Психологи демонстрируют, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», ...

Спасибо за внимание! (СЛАЙД 14,15)

Старший психолог ФКУ УИИ УФСИН

России по Ульяновской области

капитан внутренней службы Коновалова Э.Р.

«____»_____________2015г.