Понятие «психологической коррекции», ее связь с другими отраслями практической психологии

Понятие психологической коррекции, ее связь с другими отраслями практической психологии.Психологическая помощь включает в себя психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д мад такую помощь может оказать Психолог-специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать Психотерапевт — врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией.

При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру. Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи психологической коррекции и психотерапии. Психологическая коррекция.Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Существует несколько точек зрения на соотношение понятий психологическая коррекция и психотерапия.Одна из них заключается в признании полной идентичности этих двух понятий, однако при этом не учитывается, что П.К как направленное психологическое воздействие, реализуется не только в медицине где можно указать две основные области ее применения психопрофилактика и собственно лечение — психотерапия, но в других сферах человеческой практики, например в педагогике.

Другая точка зрения основана на том, что П.К. преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах,особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако такое жестокое ограничение сферы применения П.К. представляется в определенной степени искусственным.Во, первых, в области неврозов полностью развести понятия психическая коррекция и психотерапия, лечение и профилактика не удается, так как невроз-это заболевание в динамике, где не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную профилактику.

3 стр., 1394 слов

Психологическая помощь наркоманам

... обоих вариантах лечения - требование обязательного соблюдения принципа добровольности. Психотерапия лежит в основе воздействий при первом варианте психологической помощи и применяется в различных вариантах. Такой подход более напоминает ...

Во-вторых, в настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе.

Если психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в-зачительной-бтенеи совпадает с содержанием психотерапии одного-из компонентов лечебного процесса. Определить обитую схему соотношения П.К. и психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно.Значение психологического факторав этиопатогенезе того или иного заболевания методов П.К. на решение собственно лечебных — психотерапевтических задач и позволяет рассматривать методы П.К. как методы психотерапии.

Задачи П.к. могут существенно варьироваться от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возможных в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной их идентичности задачам психотерапии при неврозах во всяком случае, в рамках различных личностно-ориентированных систем психотерапии.

Важно отметить, что как психотерапия, так и психопрофилактика не ограничивает свою практику лишь методами П.к что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов П.к психотерапии и психопрофилактики, которые взаимопересекаются, но полностью не исчерпывают друг друга.Т.о. во-1-х, основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Во-2-х психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний расстройств. Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией.

Обычно людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент-это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера.Он не способен самостоятельно разрешить их по причине сформированных закономерностей своего психологического сценария и поэтому нуждается в профессиональном взгляде со стороны человека, способного помочь в изменении травмирующих клиента сформированных закономерностей.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.Психотерапия в настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическимиЪкрлогическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения.

21 стр., 10036 слов

Реферат — Исторический аспект развития методов активного ...

... людям на протяжении всей истории человечества, связь древних подходов с современными методами сознательного использования групп, имеющими задачей целенаправленное воздействие на личность, лишь недавно стала предметом научно-психологического ... 20     2.5. Группы телесной психотерапии ........................................................ 23     2.6. Группы танцевальной ...

Психотерапия определяется как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера.Бастин-1982 г. Подчеркивается многоплановость представления о психотерапии Ледер 1993 1 как о методе лечения, влияющего на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности 2 как о методе оказания влияния или воздействия, приводящем в движение процесс научения 3 как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля 4 как о комплексе явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей. Первое определение основывается на медицинской модели, второе связано с психологическими концепциями, третье-с социологическими, четвертое — с философией. 2.Специфические черты психокоррекционого процесса, отличающие его от психотерапии. 1 Психокррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей,имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы,жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себяхорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих передсобой цель развития личности. 2 -Коррекция ориентируется на здоровф стороны личности независимо отстепени нарушения. 3 -В психокррекции чаще ориентируется на настоящее и будущее клинтов.у -Психокоррекция обычно оринтируется на среденесрочную помощь в отличие от краткосрочной — до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет помощи при психотерпии. Клиент-это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера.

Он не способен самостоятельно разрешить их по причине сформированных закономерностей своего психологического сценария и поэтому нуждается в профессиональном взгляде со стороны человека, способного помочь в изменении травмирующих клиента сформированных закономерностей. ч В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа. Психотерапия в настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическимиЪкрлогическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения.

Психотерапия определяется как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера.

Бастин-1982 г. Подчеркивается многоплановость представления о психотерапии Ледер 1993 1 как о методе лечения, влияющего на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности 2 как о методе оказания влияния или воздействия, приводящем в движение процесс научения 3 как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля 4 как о комплексе явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей.

10 стр., 4584 слов

Проблема человека в современном гуманитарном знании

... ПРОГРАММА КУРСА «Социальная психология личности» Проблема человека в современном гуманитарном знании Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Личность в системе социальных связей. Социально ... и культурологические вариации образов человека и общества. Структурно-функционалистская и феноменологическая парадигмы в анализе проблемы личности. Свобода, развитие, способность к ...

Первое определение основывается на медицинской модели, второе связано с психологическими концепциями, третье-с социологическими, четвертое — с философией. 2.Специфические черты психокоррекционого процесса, отличающие его от психотерапии. 3 -Психокррекция ориетирована на клинически здоровую личность людей,имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы,жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себяхорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих передсобой цель развития личности. 4 -Коррекция ориентируется на здоровф стороны личности независимо отстепени нарушения. 3 -В психокррекции чаще ориентируется на настоящее и будущее клинтов.у -Психокоррекция обычно оринтируется на среденесрочную помощь в отличие от краткосрочной — до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет помощи при психотерпии короткую быструю — длительную — сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов.

Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы запускает процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания — личностное содержание проблем.

Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер. Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания Щш переживании.Эффект развивается постепенно.

Носит длительный характер. 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию — общую — частную — специальную. Под общей коррекцией подразумевают мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента.Регулирующие психофизическую, эмоциональные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции. Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия.

Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.Специальная психокоррекция это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации застен-чивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности.

5 стр., 2372 слов

Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические ...

... особое значение в психодинамическом походе к социальной работе, в частности в пони­мании клиента и его проблемы. Гуманистические подходы к личности клиента были разра­ботаны К. Роджерсом. Его подход ... в подходах к идеально­му образу клиента и его модели поведения. Подходы к личности клиента в социальной работе имеют бо­лее широкий спектр проблем, чем в поддерживающей терапии. Социальные ...

Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции.В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания. 1. Характеристика психокоррекционной ситуации.

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов 1. Человеку который страдает и ищет облегчения своей проблемы.Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода инуждается в психологической помощи, в психокоррекции это клиент, 2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опытувоспринимается как способный оказывать помощь это психолог,психокорректор. 3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента.Психологическая теория включает психодинамику, принципынаучения и другие психические факторы. 4. Набор процедур техник, методов, используемых для решенияпроблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией. 5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом,которые помогают облегчить проблемы клиента.

Психолог создает в работе атмосферу рабочего альянса, позволяющую создавать чувство базовой безопасности, яезволяющоо с оптимшяйй смотреть на решение своих проблем.