Диагностика дизорфографии у младших школьникв Учебно-методическое пособие

И. В. Прищепова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ

Сформированность знаний, умений и навыков в области устной и письменной речи ребенка во многом определяет успеваемость в школе, дальнейшее образование и успешность его дальнейшей социализации.

Однако у большинства детей с проблемами в развитии к школьному возрасту не преодолеваются артикуляторные расстройства, недостатки фонематического восприятия, лексикона, грамматического оформления высказываний, навыков ведения диалога и монолога. Несформированность высших психических функций (операций мышлений, восприятия, внимания, памяти различной модальности), графомоторных навыков у детей данной категории вызывают стойкие ошибки в овладении письмом, грамматико-орфографическими знаниями, математической деятельностью.

Во 2-м, 3-м классах у большинства детей выявляются дислексия, дисграфия, дизорфография, дискалькулия. Без соответствующей коррекционной неусвоение правописания приобретает не только стойкий и специфический характер, но имеет тенденцию к усугублению симптоматики в средних и старших классах. Это в свою очередь ведет к неуспеваемости по ряду предметов цикла родного языка, отрицательно сказывается на школьной адаптации, на эмоционально-волевой и когнитивной сфере ребенка.

В специальной литературе рассматривается несколько факторов, которые ведут к дизорфографии. У большинства младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается дизорфография как следствие несформированности фонематических, морфологических и синтаксических обобщений, недостатков символических и языковых операций на практическом уровне, что затрудняет систематическое усвоение грамматики, правописания и других разделов родного языка. Таким образом, в качестве ведущего расстройства выделяется недоразвитие языковой способности ребенка с ОНР.

У значительного числа детей младшего школьного возраста отмечается неполноценное развитие (а как следствие – функционирование) сложно организованных и взаимосвязанных психических функций (психиофизиологических предпосылок), которые обеспечивают процесс усвоения орфографии в норме. Значительно усугубляет процесс обучение грамотному письму ухудшение соматического здоровья и нервно-психического состояния детей начального периода обучения.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

В группу «риска» входят часто болеющие школьники и те, у кого отсутствует психологический комфорт для успешного усвоения знаний в классе и их закрепления дома. В результате даже при достаточно высоком речевом развитии перед поступлением в школу нынешнее психо-эмоциональное состояние детей отрицательно сказывается на всех компонентах учебно-практической деятельности.

Одним из актуальных аспектов образовательного маршрута ребенка остаются вопросы преемственности методик преподавания родного языка в дошкольном образовательном учреждении, в начальном, а затем – и в среднем звене школы. Учителя начальных классов не всегда владеют приемами обучения грамоте, грамматики и орфографии учащихся с проблемами в развитии. Не всегда дети данной категории вовремя получают также квалифицированную помощь со стороны учителей-логопедов и других специалистов. Часто стратегии усвоения грамоты и других разделов русского языка, изложенных в учебниках и пособиях, не совпадают, что не позволяет детям полноценно усваивать навыки письменной речи.

В настоящее время в условиях сближения систем общего и специального образования России, постепенного перехода к новым вариативным формам обучения активно разрабатываются технологии и методы индивидуально-типологического и коррекционно-развивающего подходов обучения орфографии. Таким образом, требуют дальнейшего совершенствования как теоретико-методологические основы обучения родному языку младших школьников с ОНР, так и организационные формы языкового образования лиц с отклонениями развития.

Дизорфография может проявляться в качестве самостоятельного нарушения, так и сочетаться с другими нарушениями устной и письменной речи.

Дизорфография рассматривается как специфическое, сложное и стойкое нарушение в усвоении орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием высших психических функций, которые обеспечивают данный процесс в норме.

Выделяются: тяжелая, средняя и легкая степени выраженности дизорфографии. Определение данного показателя проводится на основе анализа выполнения устных заданий и письменных работ: диктанта, изложения (сочинения), письма слов из словаря, слов на пройденные орфограммы. Используется «коэффициент успешности выполнения заданий», где q = (а : с) · 100% ; а — количество орфограмм в письменных работах, с – количество допущенных учеником ошибок (при тяжелой допускается от 30 % и более 50% ошибок, средней – от 20 % до 30% ошибок, в случае легкой – 15-20% ошибок).

20 стр., 9832 слов

Формирование орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка

... орфографической зоркости. Орфографическая зоркость - это умение обнаруживать в словах, сочетаниях слов, текстах орфограммы. Орфографическая зоркость предполагает также способность обнаруживать ошибки. Орфографическая ... сформированные операции от операций, возникших ... орфографической зоркости 1.8 Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости 1.9 Методы обучения ...

Уже при поступлении в школу дети данной категории испытывают значительные затруднения при ознакомлении с грамматическими понятиями: звук, слог, слово, предложение, гласные, согласные и др. Они с трудом овладевают формулировками правил правописания, не усваивают их содержание, алгоритмы орфографических действий, операции самоконтроля.

Как правило, учащиеся излагают лишь формулировку, записанную в учебнике и не владеют системой самостоятельных суждений и умозаключений о принципах письма того или иного слова, о способах его проверки (выделении морфемного состава или подбора родственного слова), о приемах сопоставления данного написания со сходным или различным (например, при написании приставок).

Поэтому школьники усваивают правило формально, не пересказывают его своими словами, не делают при этом обобщений. Большую трудность представляют операции выбора заданной словоформы (ближнеродственного слова) из имеющегося орфографического поля или цепочки родственных слов.

Чаще всего учащиеся с дизорфографией усваивают формально и грамматические признаки орфограмм (например, при усвоении написании окончаний имен существительных ж.р. в 1 лице не выполняют операции, связанные с выделением окончания, и с определением категории рода данной словоформы).

Большую трудность представляет нахождение «ошибкоопасных мест» (безударных гласных, корня слова, его суффикса и т.д.).

Ошибочное письмо связано также с неумением выделять грамматическое и лексическое значения как отдельных слов, так и их морфем; ставить лексические и грамматические вопросы к словоформам.

Как правило, формирование орфографических знаний умений и навыков у детей с дизорфографией характеризуется не только увеличением сроков усвоения групп орфограмм одного или нескольких принципов написания. Нарушается весь его ход, остаются неосвоенными или до конца неавтоматизированными (поэтому и смешиваемыми на письме) операции, алгоритмы орфографических действий.

13 стр., 6253 слов

Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В настоящее время в работах ученых достигнуты определенные успехи в определении нарушений грамматического строя речи младших дошкольников и разработаны методы по их преодолению. Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания, несомненно, должно быть овладение всем богатством ...

Выявляется большая распространенность дизорфографии среди учащихся с ОНР (80% второклассников с ОНР (4 уровень) и 90% третьеклассников с ОНР (4 уровень); 90 % учащихся речевых школ второго и третьего годов обучения).

Как показывает опыт работы, традиционный подход к коррекции нарушений дислексии и дисграфии не уменьшает количества дизорфографических ошибок.

В качестве механизмов данного нарушения письменной речи рассматривается комплекс факторов, обусловленных несформированностью ряда неречевых и речевых функций.

Исследования речевой и неречевой сфер ребенка с дизорфографией выявляют нарушение операционных компонентов словесно-логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации и др.), нарушение сукцессивного (последовательного) и симультанного (одновременного) анализа и синтеза. Наиболее нарушенной оказывается речеслуховая память и, в частности, процессы припоминания и воспроизведения (в отличие от восприятия, сохранения, переработки).

Испытуемые отличаются неустойчивым произвольным вниманием, недостатками его концентрации. С большим трудом они переключаются в одного вида деятельности на другой. Формирование алгоритмов орфографических действий характеризуется особенностями протекания процессов интериоризации, когда «внешние» действия (в плане громкой речи) приобретают форму «внутренних», с помощью которых ребенок пишет молча, не комментируя написание.

Среди недостатков протекания речевых функций выделяется, прежде всего, ограниченный объем и недостатки актуализации лексикона школьника, его низкая познавательная активность к языковому оформлению речи. Даже при достаточном развитии связной монологической речи, отмечаются бедность грамматических форм и синтаксических обобщений. Построенные ребенком предложения, как правило, однотипны. В них мало сравнений, сопоставлений, устойчивых оборотов и «крылатых выражений».

4 стр., 1536 слов

Письменная речь как вид речевой деятельности

Письменная речь – это продуктивный вид речевой деятельности, целью которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение и т.д.). В методике преподавания ИЯ различают понятия письмо и письменная речь. Письмо – это процесс овладения графикой и орфографией ИЯ для фиксации языкового и речевого материала. Для реализации письменной речи необходимы соответствующие речевые умения. ...

Несформированность фонематических и морфологических обобщений проявляется в неумении детей сравнивать звуковые единицы речи, находить в них сходные по значению и звучанию элементы (например, корневые морфемы).

Учащиеся с дизорфографией чаще всего сравнивают слова лишь по звуковому сходству, поэтому корень –крас- ассоциируется со словом крыса.

Низкий уровень усвоения грамматических закономерностей проявляется в неумении детей с дизорфографией определять грамматические категории слов и производить синтаксический разбор предложения. Устные ответы детей и характер выполнения грамматико-орфографического разбора свидетельствуют о недостаточном уровне не только развития, но и оперирования грамматическими закономерностями (такими как: род, склонение, спряжение и др.).

Несформированность морфологических обобщений не позволяет учащимся устанавливать обобщенное значение слова даже притом, что лексическое и грамматическое значения отдельных его частей (например, корня) они выделяют и объясняют. Поэтому при уточнении значения слова чайная дети выделяют лишь отдельные его признаки: «это полезная», «это значит чашка», «это из чая» и т.п.

Наряду с этим у детей отмечается несформированность установления связи между грамматическим значением словоформ и их формально-языковыми признаками. Поэтому ученики не понимают значения крылатых выражений или понимают их в буквальном смысле (тяжелый характер – «тяжело поднять из люка, если он попал в люк», золотое сердце – «сердце из золота» и т.п.)

Выявляются недостатки языкового анализа, синтеза, представлений, трудности выделения ударного слога и ударного гласного в слове.

Обследование младших школьников с дизорфографией проводится по разработанной методике в два этапа. Комплексное изучение включает выявление всех недостатков устной, письменной речи, неречевых психических процессов.

На первом этапе определяется симптоматика дизорфографии. С этой целью проводится анализ нескольких видов письменных работ учащихся 2-х — 3-х классов (диктант, изложение, письмо слов из словаря и слов на пройденные орфограммы).

3 стр., 1055 слов

Нарушение структуры слова у детей с дизартрией

Оглавление Введение 3 Глава 1 Теоретические основы нарушения структуры слова у детей с дизартрией 5 1.1 Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии 5 1.2 Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия 21 Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей нарушений структуры слова у детей с дизартрией 29 2.1 Методы исследования ...

В проверочные работы данного этапа входит и сочинение на заданную тему (по картинкам), его пишут третьеклассники и четвероклассники (по программе 1-4).

Учитель-логопед по характеру ошибок в письме детей с ОНР проводит дифференциальную диагностику между дизорфографическими ошибками и неусвоением правописания, вызванного методическими недочетами и иными причинами неуспеваемости ребенка по русскому языку.

На втором этапе проводится выявление механизмов дизорфографии в ходе выполнения учащимися серии устных и письменных заданий и упражнений. В ходе проведения исследования устной и письменной речи, грамматико-орфографических знаний, умений и навыков выявляется степень выраженности дизорфографии, нарушения усвоения ведущего принципа орфографии, а также другие отклонения речевого развития ребенка.

В русском письме разные типы орфограмм подчиняются нескольким принципам письма. Наиболее распространенным является морфологический. Он предполагает одинаковое написание морфем (корня, приставки, окончания, суффикса) независимо от фонетических изменений в звучащем слове, которые происходят при образовании родственных слов или форм слова. К ним относятся позиционные чередования или традиционные несоответствия письма и произношения.

Усвоение данного принципа младшими школьниками происходит при изучении: правописания гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов (кроме непроверяемых слов, которые относятся к традиционному письму), правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в приставках и суффиксах. В состав такой группы орфограмм входит правописание безударных гласных в окончаниях словоформ (например, в падежных окончаниях имен существительных и др.), перенос слов со строки на строку, слитно-раздельные написания (например, при различении предлогов и приставок или раздельном написании не с глаголами и т.д.).

Фонематический принцип объединяет в основном те же случаи правописания, те же орфограммы, что и морфологический, помогая глубже понять сущность системы орфограмм (например, при проверке безударных гласных в разных частях слова, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных).

2 стр., 717 слов

Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Методика музыкального воспитания» на тему: «Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющими разные речевые нарушения» Выполнил студент гр. Руководитель: Салехард, 2006 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ...

Фонематический принцип вступает в действие тогда, когда проверка гласных и согласных происходит в слабых позициях. Если же опора в письме осуществляется на морфемный состав слова, на определение его как части речи, то такая словоформа относится к морфологическому принципу.

Традиционный принцип объединяет слова, которые усваиваются в силу своего исторического происхождения, те есть запоминаются (например, непроверяемые написания, сочетания: жи, ши, ча, ща, оро, оло, чн, чк и др.).

Принцип дифференциации значений (лексических, грамматических) часто называют логическим, идеографическим или смысловым. Он вводится для разграничения понятий (омонимов): орел – Орел, любовь – Любовь, поджог (имя сущ.) – поджег (глаг.).

С помощью мягкого знака обозначается принадлежность имен существительных к женскому роду (мышь), его отсутствие помогает отнести их к мужскому роду (плащ) и т.д. В число словоформ данного типа входит часть слитных и раздельных написаний: он поднялся вверх; попал в верх доски.

Фонетический принцип максимально отражает в письме звуковой состав произносимой речи. Его использование помогает написать слова, в которых буквенный состав не расходится с произношением (например, дом, рак, кран).

Орфографически грамотное письмо является сложной речемыслительной деятельностью. Поэтому при выполнении заданий и упражнений отмечается степень сформированности и характер не только неречевых психических процессов (операций анализа, синтеза, внимания, памяти различных модальностей умения делать обобщения, выводы, сопоставлять), но и учебно-практической деятельности в целом. Отмечаются особенности ее содержательного, операционального и мотивационного компонентов. В понятие «содержания» учебно-практической деятельности младших школьников входят знания в области грамматики, лексики, морфологии, синтаксиса, практические умения по их применению. Рассматривается уровень владения каллиграфическими навыками, соблюдение единого орфографического режима.

Операционный компонент составляют учебные действия, умение классифицировать, систематизировать и обобщать имеющиеся знания в области родного языка, а также оперировать языковым материалом (например, орфографическим полем) в ходе решений грамматико-орфографических задач, а также устного объяснения ребенком того или иного написания.

Особо пристального внимания заслуживает умение младших школьников данной категории, определять тип письма (в общей форме выделять принцип правописания, находить аналогичные или иные орфограммы), выделять содержание, последовательность операций и «шаги» орфографической задачи. Важным компонентом орфографически верного письма является умение «видеть» на письме (прогнозировать в устной речи) орфограмму, выделять «ошибкоопасные места» словоформ (наличие слабой позиции фонем или выделение морфологического состава слова), различать сходные и различные языковые условия (дочь, нож, железо, животное) и др.

Анализируется, насколько сформирован весь алгоритм операций правописания, умение группировать орфограммы в соответствии с принципами правописания, выделять сходные (далекие) по типу правила, умение рассказать их своими словами и привести примеры соответствующих слов.

При характеристике мотивационной составляющей учебно-практической деятельности необходимо уточнить познавательные потребности, побудительные причины в пользу выполнения данного вида деятельности. Определяется, стремится ли ребенок грамотно и логично излагать свои мысли в письме, каковы мотивы для получения хороших оценок по русскому языку, сформирован ли самоконтроль, самопроверка и самостоятельность при выполнении учебных заданий.

Уточняется при этом доля познавательных («…правильно писать») и «социальных» мотивов («…чтобы получить награду за хорошую оценку»).

При исследовании потребности в достижении успехов рассматривается самооценка (соответствует уровню знаний, завышенная или, наоборот, заниженная) и уровень притязаний. Анализ данных составляющих позволяет определить характер работоспособности ученика, наличие эмоциональных переживаний по поводу снижения успеваемости в школе и умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

Определяется корреляция между уровнем сформированности внешней и внутренней мотивации, так как именно последняя в значительной степени определяет степень осознанности грамматико-орфографических и учебно-практических действий и операций у младших школьников.

Такой подход позволяет сформулировать логопедическое заключение и во многом определить индивидуально-типологический образовательный маршрут ребенка, дать рекомендации учителю начальных классов и родителям, чтобы помочь ребенку преодолеть стойкие и специфические трудности усвоения, а чаще – неуспеваемость по русскому языку.

Представляем карту обследования младших школьников с дизорфографией. Она может быть адаптирована к исследованию речевых и неречевых психических функций детей и более старшего возраста с учетом программных требований к речевому материалу и к уровню сформированности учебных знаний, умений и навыков.

Карта обследования младших школьников с дизорфографией Анкетные данные

1. Фамилия, имя

2. Дата рождения

3. Школа и класс

4. Национальность, родной язык, на котором общается в семье

5. Домашний адрес

Анамнез

  1. Протекание беременности и родов. Выявляется, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия химических, физических, нервно-психических факторов, инфекционных заболеваний (краснухи, ОРВИ, гриппа, токсикоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней почек и печени, симптомов угрожающего выкидыша, токсикоза 1-ой и 2-ой половины беременности у матери).

______________________________________________________________________

  1. Отмечаются следующие особенности протекания родов: в срок, в 7, в 8 месяцев, затяжные, стремительные, обезвоженные и т.д. Использовалась ли стимуляция родовой деятельности и ее характер.

______________________________________________________________________

  1. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травм во время родов (переломов, кровоизлияний, синей или белой асфиксии).

    Когда закричал. Вес и рост при рождении. Когда принесли кормить, как сосал.

______________________________________________________________________

  1. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомотор­ном развитии ребенка (выписать из медицинской карты или обследовать ребенка у врачей-специалистов).

______________________________________________________________________

  1. Данные о раннем развитии речи ребенка. Время появления гуканья, гуления, лепета, характер лепета, время появления первых слов и фразовой речи, отмечались ли нарушения слоговой структуры слов, аграмматизмы. Какие звуки произносились длительное время неправильно (искажения, замены, отсутствие звуков до 5 лет).

    Проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых нарушений, каковы результаты. Особенности понимания речи окружающих.

  1. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических заболеваний, речевых наруше­ний, нарушений письменной речи, математической деятельности и основ общеучебных навыков.

Выводы______________________________________________________________

______________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строении:

челюстей (верхней, нижней)______________________________________________

дефекты прикуса (передний открытый, боковой, перекрестный, прогения, прогнатия)__________________________________________________________________

зубов (их отсутствие, двойной ряд зубов, мелкие, вне челюстной дуги, диастемы между передними)______________________________________________________

языка (микроглоссия, макроглоссия, «географический» язык, длинный и узкий, наличие короткой подъязычной связки, ее отсутствие)__________________________________________________________________

твердого неба (высокое («готическое»), низкое, плоское, наличие и характер расщелин)________________________________________________________________

губ (излишне толстые губы, наличие рубцов, короткая тонкая верхняя губа)

______________________________________________________________________

Состояние экспрессивной речи

  1. Состояние звукопроизношения.

Отмечается, каков характер нарушения произнесения звуков речи: отсутствие, искажения, замены, смешения в различных условиях:

  • при изолированном произношении звуков,_______________________________
  • в слогах (открытых, обратных, закрытых, со стечением согласных)__________

______________________________________________________________________

  • в начале, середине и конце слов________________________________________
  • во фразах___________________________________________________________
  • в тексте____________________________________________________________
  1. Характер повторения (называния по картинкам) слов различной звуко-слоговой структуры:

а) сок, слон, текст, море, весло, книга, шлюпка, паровоз;

б) почтальон, снежинки, компьютер, фломастер, программист, превращение; в) землеройка, книгохранилище, оранжерея, экскаваторщик, милиционер, велосипедист.

  1. Характеристика активного словаря (определяется объем лексикона, точность употребления слов, соответствие словаря возрасту ребенка).
    1. Объем и качество номинативного словаря (проводится в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по следующим лексичес­ким темам: «Времена года», («Месяцы», «Дни недели»), «Части тела», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Звери», «Домашние животные», «Птицы», «Школьные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Профессии» «Армия», «Грибы», «Инструменты».) (Задание 1.1- задание 1.18.)
    2. Умение называть действия по предъявленному предмету.

Инструкция: «Рассмотри картинки и скажи, кто, как передвигается, назови действия людей (Задание 2.).

рыба — велосипедист —

кузнечик — змея —

птица — скалолаз —

бегун —

.

  1. Умение подбирать определения к слову, обозначающему предмет (Задание 3.).

Инструкция: «Рассмотри картинку, назови изображения, подбери к названию предмета такое слово, которое отвечает на вопрос «Какой?» («Какая?» или «Какое?»)».

море — пирожное —

цветок — лимон —

дом —

  1. Умение называть слова-синонимы.

сердечный — … примчался — …

грубый — … навредить — …

капризный — … хвалить — …

колючий — … рыбачить —

  1. Умение называть слова-антонимы.

длинный — … добрый — …

высокий — … выбегать — …

далеко — … щедрый — …

впереди — … давать — …

  1. Умение объяснять значение слова:

а) имен существительных (по вопросу «Что такое?»).

пила -_________________________________________________________________

коробка -______________________________________________________________

игла — _________________________________________________________________

труба -_______________________________________________________________

корзина -______________________________________________________________

б) имен прилагательных (по вопросу «Это какой?»)

нарисованный — ________________________________________________________

чайный — ______________________________________________________________

быстрый — ____________________________________________________________

рогатый — _____________________________________________________________

старый — ______________________________________________________________

полезный — ____________________________________________________________

в) глаголов (по вопросу «Что значит?»).

читать — ______________________________________________________________

вскопать — ____________________________________________________________

шутить — _____________________________________________________________

определить — __________________________________________________________

распугать- ____________________________________________________________

оглядеться — ___________________________________________________________

  1. Умение объяснять переносное значение слов в словосо­четаниях и предложениях:

золотое сердце — _______________________________________________________

тяжелый характер — ___________________________________________________

колю­чий взгляд — _______________________________________________________

добрые дела — __________________________________________________________

На его лице была написана радость. ______________________________________

Девочка не бежала, а летела к дому.______________________________________

  1. Различение имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
    1. Умение распределять слова на группы.

По аналогии с напечатанными на карточке словами предлагается распределить в три колонки следующие слова:

а) дружба, вручает, тарелка, спешит, душистый, слабое, пищит, песня;

б) танцевать, лед, другой, муравейник, служит, звонкий, река, фруктовый, побывала.

Например:

машина бежит голубой

______________________________________________________________________

  1. Определение грамматической категории слов в предложе­нии.

Ребенку предлагается прослушать, записать предложения и с помощью грамматических вопросов разобрать их по членам предложения.

В парке гуляли дети. Собака сторожит дом (2-й класс);

На море неожиданно поднялся сильный ветер. По шоссе едет колонна велосипедистов (3-й класс).

  1. Состояние грамматического строя речи.
    1. Исследование словоизменения.

5.1.1.Умение употреблять имена существительные в единст­венном и множественном числе (Задание 4.1., задание 4.2.).

шар —дом — …

яблоко — … дупло — …

стул — … стог — …

крыша — … шишка — …

маска — …

5.1.2.Умение употреблять предложно-падежные конструкции с использованием предлогов (Задание 5.).

Инструкция: «Назови, где находится мяч по отношению к столу, например, «Мяч на столе»».

На стол. , под стол.. , за стол.. , около стол. , перед стол.. , в стол. , над стол.. .

5.1.3. Умение согласовывать имя существительное и имя прилагательное в роде и числе (Задание 6.).

Инструкция: «Рассмотри картинку, назови, что на ней изображено и подбери к названию каждого предмета такое слово, которое отвечает на вопрос «Какой?» («Какая?» или «Какое?»), скажи, какого цвета предметы».

синяя футболка — красный свитер —

синий ремень — красные туфли —

синее ведро — красная ваза —

синие баклажаны — красное платье —

5.1.4. Умение дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени (Задание 7.1, задание 7.2.).

Инструкция: «Назови, что делают персонажи картинок».

девочка катается на коньках —

девочки катаются на коньках —

кошка лакает молоко —

кошки лакают молоко —

5.1.5. Дифференциация глаголов совершенного и несовер­шенного вида (Задание 8.).

Инструкция: «Назови, что изображено на одной, а затем на другой картинке».

девочка одевается –

девочка оделась –

мальчик строит пирамидку –

мальчик построил пирамидку –

девочка собирает цветы –

девочка собрала цветы —

5.1.6. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам (Задание 9.).

Инструкция: «Назови, что изображено на картинках».

девочка упала — ваза разбилась —

мальчик упал — стакан разбился —

яблоко упало — блюдце разбилось —

  1. Исследование словообразования.
    1. Умение образовывать притяжательные прилагательные (Задание 10.).

Инструкция: «Назови изображения с помощью вопросов: «Чье

это ..?», «Чья это ..?» или «Чей это ..?»»

хвост рыбы — … дупло белки — …

голова лисицы — … гнездо вороны — …

крыло птицы — … яйцо утки — …

лапа медведя — … логово волка — …

  1. Умение образовывать названия детенышей животных (Задание 11.1., задание 11.2.).

верблюд — овца —

заяц — свинья —

утка — корова —

слон — рыба —

5.3. Усвоение грамматического значения слова и его связи с формальными признаками слова.

5.3.1. Определение рода существительных по конечной части слова.

Инструкция: «Подставь к конечным частям слов местоимения он, она, оно».

…тон …мо гон …та

па …но

(Дополнительное задание. Вставь пропущенные буквы в конечные части слов, чтобы получились новые слова (например, батон, письмо, вата, вагон, лапа, окно)).

5.3.2. Понимание грамматического значения суффиксов (по ме­тодике Д. Н.Богоявленского).

Инструкция: «Объясни значение малознакомых слов».

А) В волшебной стране живут сказочный зверь лар и его семья. Кто такой ларище? Какая между ними разница? Кто больше: лар или ларшце. А кто такой ларенок? Какая между ними разница? Кто больше?

Б) Кашемир — это материя. Кашемирщик — это кто или что? Что он делает?

В) Лафит — это сладкий квас. А что такое лафитница?

  1. Умение определять родственные слова и проводить морфологический ана­лиз слов.
    1. Умение подбирать родственные слова.

Инструкция: «Подбери и запиши родственные слова».

лес — домашний —

рыба — грибной —

зима — красить —

морской — морозить —

солить — бегать –

5.4.2. Умение отбирать из группы слов родственные.

Инструкция: «Найди в группе слов родственные и объясни свой выбор».

лес, лесник, перелесок, лиса; пришел, ушел, подошел, шелк, шел.

______________________________________________________________________

5.4.3. Определение лишнего слова.

Инструкция: «Прослушай слова и определи, какое слово не относится ко всем остальным и почему».

а) конь, конница, коньки, коневодство;

б) родители, родной, ротик, родственники.

5.4.4. Умение находить в словах общую морфему.

Инструкция: «Прослушай слова, сравни их по значению и звучанию, скажи, чем они похожи. Найди в парах общую часть и объясни ее значение».

пришел — приехал слоненок — тигренок

книжка — книжный глазище — домище

носик — бантик парты — столы

5.4.5. Морфологический анализ слов.

Инструкция: «Разбери слова как части речи, используя «памят­ку» для учащихся 2-х и 3-х классов: книга, прекрасный, перешел, он, темно».

______________________________________________________________________

6. Исследование понимания и воспроизведения текста.

  1. Пересказ текста (Задание 12.1., задание 12.2.).

Инструкция: «Внимательно прослушай текст, ответь на вопро­сы по содержанию и выполни задания».

а) «Перескажи текст своими словами. Какова основная мысль рассказа?»

б) «Расскажи подробно обо всех событиях».

в) «Подумай и скажи, бывают ли (наблюдал ли ты) такие события в жизни? г) «Понравился ли тебе рассказ? Почему?»

д) «Найди в тексте слова на прой­денные орфограммы. Объясни, какое нужно правило применить для их написания?»

2-й класс (по программе 1-3).

В половодье

Мы поплыли на лодке к островку. Его быстро заливало водой.

По островку бродил лось. Под кустом лежал маленький лосе­нок. Вот почему лосиха не хотела покидать островок! Ее детеныш не умел плавать.

Мы взяли лосенка в лодку. Лосиха поплыла следом. Вот лодка чиркнула о дно. Лесник вынес малыша на берег.

Скоро к берегу подплыла лосиха. Лосенок побежал на зов матери.

(По Г. А. Скребицкому)

3-й класс (по программе 1-3).

Петух и наседка.

Во дворе наседка водит цыплят. Она теперь не просто курица. Она мама большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей.

Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распу­шилась. Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.

Приблизился было к цыплятам петух, главный куриный на­чальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги и изогнутые шпоры на лапах. Он и людей не боялся. Орел!

А тут и моргнуть не успел. Налетела наседка да клювом его. Присел петух на свои шпоры. И стремглав под забор.

(По Э. Шиму)

  1. Работа с деформированным текстом

А. Составление предложений из слов.

Инструкция: «Внимательно прочитай напечатанные на карточке слова и составь из них предложения».

  • и поймали Боря окуней и ершей Саша щуку
  • ребята рыбалку на утром отправились
  • сварила Аня уху вкусную
  • червяков накопали а еще они вечером
  • костра для Трезор принес палок несколько
  • за бежал ними Трезор
  • сделали там они из удилища палок
  • шла через дорога лес

Б. Предлагается прочесть составленные предложения и опре­делить, можно ли их объединить в целый рассказ; озаглавить его (например, «Рыбалка»).

Состояние импрессивной речи

  1. Характеристика пассивного словаря (объем словаря, точность понимания слов, соответствие словаря возрасту).
    1. 1.1. Показ последовательно предъявленных 2-3 предметов (из 6-8 картинок) (Задание 13.1.).

Инструкция: «Показажи: а) стакан, чашку, тарелку; б)чайник; вазу, салатницу; в) кувшин, фужер, сахарницу».

______________________________________________________________________

  1. 1.2. Показ картинок (предметов) при многократном повторении слов (Задание 13.2.).

Инструкция: «Покажи шарф, шубу, перчатки, шапку, шубу, шарф, перчатки, шапку».

______________________________________________________________________

  1. 1.3. Понимание предикативного словаря (Задание 14.).

Инструкция: «Покажи картинки, соответствующие словам: катается, читает, играют».

______________________________________________________________________

  1. 1.4. Подбор номинативной словоформы к определениям.

Инструкция: «Подбери к названным качествам предметов подходящие предметы или явления природы.

соленый – сладкий –

влажный – круглый –

сверкающий — колкий –

  1. 1.5. Выбор к названию целого название его части.

Инструкция: «Назови части предметов, например, чайник — носик (ручка, крышка)».

стол — машина —

дверь — компьютер —

дом — лошадь —

  1. 1.6. Выбор названий предметов по их действиям.

— летает … — светит

— рисует … — плавает

— сверкает … — скачет

2. Понимание логико-грамматических конструкций.

2.1. Уровень ориентировки на флективные отношения.

Инструкция: «Покажи ручкой тетрадь, карандашом – мелок, фломастером – папку».

2.2. Умения организовать собственные действия вразрез с порядком слов во фразе (инструкции).

Инструкция: «Покажи мелок ручкой, тетрадь – папкой, фломастер — карандашом».

2.3. Понимание непривычных конструкций (с опорой на картинки).

Инструкция: «Прослушай предложения и ответь на вопросы».

Сашу ударил Вася. Кто драчун? _____________________________________

Пихта ниже ели. Какое дерево выше?_________________________________

2.4. Понимание логико-грамматических конструкций в письменной форме.

Инструкция: «Исправь предложения».

Марина налила чашку в сок._________________________________________

Ребята забили ворота в гол противников._____________________________

Буренка принесла сено хозяйке._______________________________________

2.5. Состояние вопросно-ответной формы речи.

Инструкция: «Прочитай предложения и ответь (письменно) на вопросы».

Саша гнался за Колей. Кто убегал?___________________________________

Внучку проводила бабушка. Кто ушел?_______________________________

Брусника ниже черники. Что выше?__________________________________

Исследование слуховой функции и восприятия речи

  1. Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты)__________
  2. Слуховое внимание__________________________________________________
  3. Восприятие речи (определяется учителем-логопедом по результатам выполнения ребенком специальных заданий и в ходе проведения беседы)___________

______________________________________________________________________

Исследование зрительно-пространственных функций

1.Состояние биологического зрения ребенка (по данным медицинской карты)___

______________________________________________________________________

2.Оптико-пространственный гнозис и праксис

— ориентировка в окружающем пространстве________________________________

— выполнение проб Хэда_________________________________________________

— составление изображения из разрезанных на части картинок _________________

— конструирование фигур из палочек (по образцу и по представлению)__________

______________________________________________________________________

3.Исследование речезрительных функций.

— Знание печатных и рукописных букв, зрительный гнозис (узнавание букв в усложненных («зашумленных») условиях предъявления: изображенных по точкам, по пунктирным линиям, недописанных, в стилизованном виде, наложенных друг на друга, неправильно (в том числе зеркально) написанных, узнавание сходных по начертанию букв (предъявленных попарно и в буквенном ряду)_____________

______________________________________________________________________

— Возможность воспроизвести изолированные буквы, их ряды (в том числе и сходные по начертанию) ________________________________________________

— Уровень праксиса (конструирование и реконструирование букв исследуются на материале элементов букв и букв алфа­вита) (Задание 15.1.)._________________________________________________________________

Исследование зрительной и речеслуховой памяти

1.Воспроизведение ряда геометрических фигур (Задания 15.2., 15.3.).

Инструкция: «Рассмотри серию геометрических фигур (карточку), запомни ее расположение и по памяти нарисуй».

а) квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал;

б) прямоугольник, круг, треугольник, квадрат, овал.

в) круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат;

г) треугольник, прямоугольник, овал, квадрат, прямоугольник;

2.Умение воспроизводить ряд букв.

Инструкция: «Рассмотри ряд букв, запомни его. Из букв разрезной азбуки

(и рукописных букв) составь такой ряд».

а) А, И, П, В, Л, Д, У, Щ;

б) п, ф, р, д, ц, о, и, х, з;

в) А, ы, Ч, ц, Л, 3, ж.

3. Заучивание слов.

Инструкция: «Прослушай слова, запомни их и повтори».

а) оценка, перчатка, синица, спускается, тихо, аккуратная, белый;

б) осень, тяжесть, мокро, нигде, лижет, грохотать, пестрая.

4.Повторение предложений

Инструкция: «Внимательно прослушай и повтори предложение».

а) Вечером мы смотрели интересный фильм.

б) Ранней весной на про­талинах зазеленеет нежная травка.

в) Аисты кормят своих птенцов мелкой рыбешкой, лягушками и жуками.

Особенности ручной моторики

1. Определение ведущей руки, ноги (апплодирование, сжимание пальцев рук в «замок», «поза Наполеона», «прополка грядки», перепрыгивание через «ручей», через «забор» и др.) ____________________________________________________

2. Оптико-кинестетическая организация движений пальцев (праксис «позы»: «коза», «зайчик», «олень», «собака», «улитка», «голубь») _______________________

3. Динамическая организация движений пальцев (игра на «рояле», поочередное приподнимание пальцев на одной и обеих руках, пальчики «здороваются», сжатие пальцев в кулак — поочередное их разгибание на одной руке, на обоих (одноименных и разных пальцев)______________________________________________

4. Состояние графомоторных навыков_____________________________________

5. Наличие леворукости _________________________________________________

6. Определение ведущего глаза ___________________________________________ Особенности речевой моторики

  1. Определение особенностей движений нижней челюсти, губ, языка мягкого неба по следующим параметрам:
  • наличие или отсутствие движений______________________________________
  • тонус артикуляторных мышц _________________________________________
  • характер движений артикуляторных органов (нормальная активность, заторможенность, расторможенность) _______________________________________
  • объем движений _____________________________________________________
  • точность движений __________________________________________________
  • длительность выполнения движений, способность удержать артикуляторный уклад в заданном положении в течение определенного времени _____________
  • переключаемость движений ___________________________________________
  • темп _______________________________________________________________
  • замены одного движения другим _______________________________________

Особенности динамической стороны речи

На основе анализа беседы с ребенком указываются следующие особенности его речи:

  • темп, ритм (нормальный, замедленный, быстрый, ритм нормальный или отмечается дисритмия)________________________________________________
  • употребление ударения (словесного, логического) ________________________
  • употребление пауз в потоке речи _______________________________________
  • особенности голоса (его громкость, высота, тембр) _______________________
  • употребление основных видов интонации, и их оттенков __________________
  • выразительность речи (нормальная, монотонная, маловыразительная)_______

______________________________________________________________________

Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи

1.Особенности имитации слогов с меняющимся ударением.

Инструкция: «Прослушай слоги, запомни ударный и повтори их с таким же ударением».

1.1. Умение повторять ряды, состоящие из двух слогов (с одинаковыми согласными и гласными), с меняющимся ударением:

дб — да да — дб

рору руро

лэ — лу лу — лэ

1.2. Умение повторять ряды, состоящие из двух слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми глас­ными звуками), с меняющимся ударением:

мб — да ма — дб

ру — со ро — су

гу — лэ гэ — лу

1.3. Умение повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными оппозиционными согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением:

та — дб тб — да

пу — бо по — бу

кэ — гу ку — гэ

1.4. Умение повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняю­щимся ударением:

вб — су ва — сэ

го — сэ гу — су

тэ — ма ту — мб

1.5. Умение повторять ряды, состоящие из трех слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с ме­няющимся ударением:

вб — ва- ва ва — вб — ва ва — ва — вб

лу — ло — ло ло — лу — ло ло — ло — лу

шу — шэ — шу шэ — шу — шу шу — шу — шэ

1.6. Умение повторять ряды, состоящие из трех слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми глас­ными звуками), с меняющимся ударением:

гб — да — са га — дб — са га — да — сб

ру — ву — кэ рэ — ву — ку ру — вэ — ку

фа — лб — за фб — ла — за фа — ла — зб

1.7. Умение повторять ряды, состоящие из трех слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняю­щимся ударением:

шэ – ла — го шу — лб — го шу — ла — гу

му — фа — ру мо — фа — рэ мо — фб — ру

ча — зэ — до ча — зу — ду чб — зу — до

2. Фонематическое восприятие (дифференциа­ция фонем).

Инструкция: «Рассмотри внимательно пары картинок и покажи ту, которую называет учитель-логопед» (Задания 16.1- 16.15.).

Зовет — завод, выть — вить, мышка — мишка, мыло — Мила, ел — ель, лук — люк, Юля — юла, галка — галька, угол — уголь, Лешка — ложка, сова — софа, класс — глаз, картина — гардина, кот — год, колос — голос, почка — бочка, Паня -баня, пашня — башня, пой — бой, топор — табор, порт — борт, тушь — душ, уточка — удочка, том — дом, трава — дрова, тачка — дачка, затор – задор, тоска — доска, сайка — зайка, косы — козы, суп — зуб, Саша — сажа, вышить — выжить, крушить — кружить, рама — яма, марка — майка, рот — йод, рожки — ложки, гроза — глаза, рукавица — луковица, бурки — булки, корона — колонна, усы — уши, Марина — малина, мишка — миска, сук — жук, горячий — горящий, редька — речка, телка — челка, лиса — лица, весы — вещи, лес — лещ, чашки — шашки, нож — ночь, печка — пешка.

3. Исследование ударения в слогах и словах

3.1. Умение находить ударные и безударные гласные в слогах.

Инструкция: «Прослушай слоги, определи ударный слог и на­зови в нем гласный звук»:

дб — то, аш — ли — ну, ва — за — сэ — ры, кру — да — пб — мон.

3.2. Умение находить ударение в словах.

а) Умение определять ударный слог в словах.

Инструкция: «Прослушай слова, раздели их на слоги и назови ударный слог в каждом слове»:

месяц, километр, букет, существительное, лесовичок, унесен­ные.

б) Умение определять ударный гласный звук в словах.

Инструкция: «Прослушай слова и назови в каждом ударный звук»:

а) школа, средство, участок, документы, профессор;

б) корабли, при­менять, окончание, дружеский, железнодорожный.

в) Исследование умения выделять ударный гласный звук в письменных упражнениях.

Инструкция: «Прослушай слова, запиши только гласные буквы, обозначь ударение прописной буквой, остальные гласные обозначь строчными буквами (например, вместо слова машина — аИа):

машина, рубашка, крыльцо, светофор, светлеет, задание.

Исследование языкового анализа, синтеза, представлений

1. Анализ состава предложения на слова и синтез слов в предложение.

  1. Анализ состава предложения на слова.

Инструкция: «Прослушай предложение, определи количество, последовательность и место находящихся в нем слов»: Мурка пьет молоко. Утром школьники идут учиться. Перелетные птицы собираются улетать на юг. Зимой детей ждут веселые каникулы и новогодние праздники.

  1. Синтез слов в предложение.

Инструкция: «Составь предложение из слов».

Молоком чашка столе стоит на с; проходили русскому по новую мы сегодня языку тему.

2. Деление слов на слоги.

2.1. Умение делить произнесенные логопедом слова на слоги.

Инструкция: «Прослушай слова, хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в каждом слове».

Мошка, кнопка, картофель, столяр, пригревает (2-й класс);

стенка, фиалка, котельная, квадрат, электричество (3-й класс).

2.2. Умение определять количество слогов в сло­вах при повторении их учеником.

Инструкция: «Прослушай, повтори слово по слогам и назови их количество».

Лист, компот, вермишель, сороконожка (2-й класс);

тумба, сковорода, примчался, велосипедист (3-й класс).

2.3. Умение определять количество слогов в названных логопедом словах без повторения их учеником.

Инструкция: «Прослушай слово и назови количество слогов в нем».

Дать, правило, жаворонок, красивее.

2.4. Анализ слоговой структуры слова на основе представлений.

2.4.1. Определение количества слогов в названиях картинок (Задание 17.).

Инструкция: «Рассмотри картинку и определи количество слогов

в названии изображенного предмета» (Слово вслух не произносится.).

Мяч, лодка, парашют, самосвал, гусеница.

2.4.2. Определение количества слогов с помощью цифр (Задание 18.).

Инструкция: «Рассмотри картинку, положи под изображение цифру, которая соответствует количеству слогов в названии изобра­женного предмета».

Булка, стол, береза, экскаватор, земляника.

2.5. Умение делить слова на слоги, предъявлен­ные в письменном виде.

Инструкция: «Прочти слова и раздели их вертикальными чер­точками на слоги».

Машина, прогулка, пропуск, обруч, пуговица (2-й класс);

пароход, постучали, разбежался, бетономешалка (3-й класс).

2.6. Умение делить слова на слоги с учетом пра­вил переноса.

Инструкция: «Раздели слова на слоги и объясни, как ты выполнял(а) задание?»

Собирать, покрытие, прогремел, наступила, лунопарк, зеленый.

  1. Умение делить слова на слоги в предложении.

Инструкция: «Прослушай предложение, запиши его, проговаривая

вслух по слогам, вертикальными черточками раздели слова на слоги».

Кошка пьет из миски молоко (2-й класс);

Солнечные лучи лились ослепительным потоком (3-й класс).

3. Фонематический анализ, синтез, представления.

3.1. Выделение звука на фоне других звуков.

Инструкция: «Подними сигнальную карточку, если услышишь [м] среди звуков: [м], [ш], [л], [г], [д], [м], [з], [р], [в], [с]».

Инструкция: «Подними сигнальную карточку, если услышишь [ц] среди звуков: [л], [ц], [г], [в], [ж], [ц], [х], [с], [т].

3.2. Выделение звука из слов.

Инструкция: «Подними сигнальную карточку, если услышишь звук [б] в словах».

Бочка, работа, парта, гири, магазин, кабачок.

Инструкция: «Подними сигнальную карточку, если услышишь в словах звук [ч’]».

Чудо, качели, мишка, тапки, картина, стенка, кошка, почта.

3.3. Выделение первого звука в слове.

Инструкция: «Определи и назови первый звук в словах».

Аня, Ира, Умка, Ольга, треугольник, краски, смола, друг, клык.

3.4. Выделение последнего звука в слове.

Инструкция: «Определи и назови последний звук в словах».

Да, кар, трава, картон, скатерть, потолок, петь, колючий.

3.5. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

Инструкция: «Определи, где стоит [с] в слове: в начале, в середине, в конце слова?»

Сумка, лес, кастрюля, соковыжималка, сарай, присыпать, плюс, полюс, суп.

Инструкция: «Определи место [ч’] в словах: чай, чайка, ночь, качели, печь, Чебурашка, качан, смерч, качка.

3.6. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).

Инструкция: «Определи, сколько звуков в словах».

Сок, парк, манка, картошка, милиционер, письмо, скорость.

3.7. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).

Инструкция: «Определи, какой по счету [р] в словах».

Рама, картина, арка, экскаватор, прыжок, гарпун.

Инструкция: «Назови, какой звук стоит до и после [л] в словах».

Палка, пластилин, продолжение, столбы, расплакаться.

3.8. Фонематический синтез.

Инструкция: «Составь и назови слова из звуков, которые я произнесу».

а) мак, крыльцо, светофор, граммофон, стекольщик;

б) почтальон, павильон, станция, азбука, треугольник.

3.9. Фонематические представления.

Инструкция 1: «Вспомни и назови слова, в которых есть [з].

Инструкция 2: «Вспомни и назови слова, которые состоят из 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти звуков».

Инструкция 3: «Внимательно рассмотри картинки и отбери только те, в названии которых есть 4, 5, 6 звуков». (Задание 19.).

а) сито, халат, носки, шарик, крыша, карандаш;

б) сыр, куст, корова, молоток, ложка, цыпленок, лимон.

  1. Определение характера звука в словах.

4.1. Умение дифференцировать гласные и соглас­ные звуки в словах.

Инструкция: «Прослушай слово и назови все его гласные, а затем — согласные звуки». Назови признаки гласных и согласных звуков».

Карта, прыжок, малина, учебник, октябрь.

4.2. Определение согласных звуков по признаку звонкости-глу­хости.

Инструкция: «Прослушай слова, назови звонкие и глухие согласные».

Чай, стул, барабан, вертолет, трубка, рюкзак, фотография.

4.3. Исследование имеющихся знаний и умений относительно способов обозначения мягкости согласных на письме.

Инструкция: «Вспомни и перечисли все способы обозначения мягкос­ти согласных на письме, приведи свои примеры, а также назови всегда твердые и мягкие согласные. Назови такие слова».

Исследование процесса чтения

  1. Определить характер чтения:

— слогов (простых и со стечением согласных) _______________________________

— слов (односложных, двусложных, многосложных простых и сложных по звуко-слоговой структуре) ____________________________________________________

— предложений (простых нераспространенных, распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных) __________________________________________

— текста _______________________________________________________________

  1. Определить понимание прочитанных ребенком слов, предложений, текста

_____________________________________________________________________

  1. Определить скорость чтения__________________________________________
  2. Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами)_________

Речевой материал:

а) слоги (Задание 20.1.):

ла мы аш сло гве мья

пы за ул хвы рвю тье

ву що ос жго тре сью

б) слова:

сок рыба яблоко прилетели экскаваторщик

дом корка ракета табуретка первопроходец

слон весло крокодил зимородок аппликация

еж следы придрался белоснежный хрестоматия

снег выдра прикипел фортепьяно библиотека

в) предложения:

Ваня и Коля плавают. Девочка играет на пианино. С утра небо заволокло тучами и пошел мелкий дождик. Дети ушли в лес за грибами и ягодами. С самой ранней весны на высокой березе висит новый скворечник. Из логова старых волков слышен был писк, потому что малыши хотели есть. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

г) Текст (Задание 20.2.).

Русак.

(2 класс, 43 слова).

Заяц-русак жил зимой подле деревни. Наступила ночь. Он поднял одно ухо, послушал, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Заяц огляделся. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар. Сквозь этот пар виднелись большие яркие звезды.

(По Л.Н.Толстому)

Лес.

(3 класс, 87 слов).

Трудно себе представить землю без деревьев. С детства мы любим осинки, которые трепещут на ветру, березовые рощи, сосновые боры. Когда будешь в лесу, посмотри внимательно на деревья. У всех деревьев разные листья, стволы, кора. Одни деревья растут на сухих песках, другие – среди болот или по берегам рек и озер. И все деревья красивы – и корявая береза на болоте, и стройные сосны на песчаном косогоре, и плакучая ива на берегу пруда.

По лесу ходи тихо, тогда ты многое увидишь и узнаешь о жизни разных зверей и птиц.

(По Г.Снегиреву)

Исследование процесса письма

  1. Количество и характер ошибок при списывании:

— с печатного_______________________________________________________

— рукописного текста_________________________________________________

  1. Письмо под диктовку______________________________________________
  2. Написание восстановленного диктанта _______________________________

— изложения_________________________________________________________

— предложений (текста) с дефектно произносимыми и не дифференцируемыми учащимся на слух звуками____________________________________________

— предложений (текстов) с оптически сходными буквами__________________

______________________________________________________________________

  1. Списывание (Задание 21.1.).

а) с печатного текста.

В поселке была скудная растительность. Кое-где торчали пучки травы, кривые кусты бузины. Под забором робко прятались серые былинки. Мой друг сердито ворчал, когда садились на траву. При нем стыдно было сломать сучок ольхи, сорвать цветущую ветку бузины, срезать прут ивняка на берегах Оки.

б) с рукописного текста.

Холода наступали. Земля от мороза блестела. У речки белела капуста. Она не боится заморозков. От них капуста лишь соком наливается. Срезать капусту дачники приходят в теплых куртках и варежках. Кочаны огромные – не поднимешь, не обхватишь.

  1. Восстановленный диктант (3 класс) (Задание 21.2.).

Инструкция: «Выпиши из предложений глаголы. По ним восстанови содержание текста. Запиши так, как запомнил(а).

Озаглавь текст».

Потемнело небо. Побежали грозовые тучи. Затаился лесной бор. Вырвался свирепый порыв ветра. Ветер сломил сосновый сук и умчался. Ударили по листьям крупные капли дождя. На дорогах появились лужи. Налетели стрелы-молнии. Присмирели деревья. Скоро небо посветлело. Последние ручьи бегут по дороге. Выглянуло солнце. На ветках висят сочные капли дождя. Быстро прошла летняя гроза.

(По Б. Тимофееву)

  1. Изложение (по плану) (3 класс).

Смородина.

Отец принес домой смородиновые черенки. Таня решила сама смородину вырастить. Она выдернула сорную траву, вскопала землю и стала разбивать комья. Потом девочка посадила в рыхлую землю рядками смородиновые черенки. Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки. Появились листочки. Осенью из ростков поднялись кустики. Через год они зацвели и дали ягоды. Довольна Таня, что сама смородину вырастила.

План.

  1. Смородиновые черенки.
  2. Посадка черенков.
  3. Смородинка растет.
  4. Таня довольна.

Слова для справок: довольна, вырастить, ростки, смородиновые черенки, появились

  1. Письмо предложений (текстов) с дефектно произносимыми ребенком звуками (например, при нарушении произношения [ш]) (3 класс).

У Наташи новая шуба и шапка. Каждый день Наташа гуляет в новой шубе и шапке, а дома вешает их в шкаф.

Даша, Антоша и Алеша идут домой. Даша и Антоша шагают в ногу, а Алеша – нет. «Алеша, иди шагом, не прыгай», — говорит Даша.

У Даши была пушистая кошка. Кошку звали Пушинка. Она любила катать по комнате катушки. «Не Пушинка ты у меня, а пушистый шарик», — шутит Даша.

Мышонок шуршит в мешке. Кошка думает: «Вот бы поймать мышонка!» Но мышонок нашел дырку в мешке и убежал от кошки.

  1. Письмо предложений или текстов с не дифференцируемыми учеником по слуху звуками.

Глухие – звонкие

[п] – [б]

В бою побывать – цену жизни узнать.

[т] – [д]

Москва не вдруг строилась.

[к] – [г]

Москва – что гранит, никто Москву не победит.

[ф] – [в]

Авось да небось на фронте брось.

[с] – [з]

Где сосна взросла, там и красна.

[ш] – [ж]

На чужой стороне поклонишься и бороне.

Аффрикаты и звуки, входящие в их состав

[ц] – [с], [ц] – [т]

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. Умелый боец везде молодец.

[ч’] – [т’]

Черное от стирки не белеет.

[ч’] — [ж]

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Свистящие – шипящие

[с] – [ш]

Родина краше солнца, дороже золота.

[з] – [ж]

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

[ц] – [ч’]

Бедный молодец честью богат.

[с] – [ч’]

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Дифференциация твердых и мягких согласных

[т] – [т’]

Дома и стены помогают. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

[с] – [с’]

Любовь к Родине сильнее смерти.

[р] – [р’]

На чужой стороне и орел — ворона.

[л] – [л’]

Прилетел гусь на Русь – погостил и улетел.

  1. Письмо предложений или текстов с оптически сходными буквами.

о – а

Надейся на мир, а гляди в оба.

и – у

Дружно за мир стоять – войне не бывать.

и – ш

Хорош грибок белый, а солдат умелый.

и – ц

Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.

б – д

Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает.

в – д

Вражда не делает добра.

л – м

Слава к тому приходит, кто вперед уходит.

п – т

Трус и таракана принимает за великана.

ш – щ

Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом.

щ – ц

Кашица постная, да еще без круп.

х – ж

Богатый живет как хочет, бедный – как может.

х – с

Храбрость – сестра победы.

з – е

Воля лучше золотой клетки.

Исследование орфографических знаний, умений и навыков

1. Исследование состояния письменной речи на материале:

— диктанта (слухового)_____________________________________________

— слов из словаря __________________________________________________

— изложения ______________________________________________________

— сочинения_______________________________________________________

Анализ дисграфических и дизорфографических (орфографических) ошибок

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Состояние на­выков самоконтроля (предварительного, текущего, опосредованно­го)______________________________________________________________

(Письменные работы проводятся согласно традиционной ме­тодике с выделением (подчеркиванием) тех букв (их сочетаний), написание которых требует проверки.)

2-й класс.

Диктант.

На даче

Стояли теплые деньки. Наша дача была у моря. Дул морской ветерок. Утром мы пришли в сад. Там цвели красные маки. Рядом душистые розы. В цветах блестели капельки росы. На ягодных кустах зрели сочные плоды. У крыльца спал кот Мурзик.

(По С. Романовскому)

3-й класс.

Диктант.

Речка Яблонька.

Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яблонь­ка. Дно реки было песчаное. Со дна били студеные ключи. Вода была удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и вы­ходами.

(По И.Аксенову)

Словарный диктант.

2-й класс.

Адрес, береза, ветер, воробей, город, дежурный, завод, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, мороз, Мос­ква, одежда, пальто.

3-й класс.

Автомобиль, адрес, аллея, багаж, беседа, вагон, вокзал, восемь, директор, железо, завтра, календарь, корабль, костер, мороз, порт­рет, прекрасный, шофер, электричество.

2-й класс.

Изложение (по картине) (Задание 22.).

Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью: захотелось напиться. Волна за­хлестнула муравья и чуть не потопила.

Голубка несла ветку. Она бросила муравью ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Охотник расставил сеть и хотел захлопнуть голубку. Муравей подполз к нему и укусил охотника за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

(По Л. Н. Толстому.)

Инструкция: «Прослушай текст и ответь на вопросы».

  • О чем я сейчас прочитала?__________________________________________
  • Зачем муравей спустился к ручью?___________________________________
  • Почему голубка бросила ветку в ручей?_______________________________
  • Как спасся муравей?_______________________________________________
  • Поймал ли охотник голубку? Почему ты так решил?____________________

______________________________________________________________________

3-й класс.

Сочинение (по картине) (Задание 23.).

На рыбалке.

(Проводится согласно традиционной методике проведения со­чинения по картине.)

На картинке: мальчик ловит рыбу; девочка набирает в котелок воду; мальчик разжигает костер; собака несет в зубах палку.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Исследование состояния орфографических знаний, уме­ний и навыков.

2.1. Знание (показ, называние) букв алфавита:

— печатных____________________________________________________________

— рукописных__________________________________________________________

2.2. Знание основных терминов (звук, буква, слог, слово, предложение) и умения их применять в учебной практике_________________________________________

______________________________________________________________________

На город опустилась ночь (2-й класс);

Возле дома распустилась сирень (3-й класс).

Инструкция: «Прослушай предложения и ответь на вопросы».

  • Скажи, что я сейчас произнесла?_____________________________________
  • Сколько в этом предложении слов?___________________________________
  • Сколько в слове … слогов?__________________________________________
  • Сколько в слове … звуков? букв?_____________________________________
  • Перечисли звуки слова …___________________________________________

2.3.Имеющиеся знания о частях речи (морфологический разбор слов).

квартира________________________________________________________

глубокий_________________________________________________________

синий ___________________________________________________________

пробежал________________________________________________________

он ______________________________________________________________

2.4. Запоминание формулировок орфограмм.

— Знание фор­мулировок пройденных орфограмм____________________________

— Полнота передачи их содержания своими словами_________________________

— Умение выделить их опознавательные признаки (расхождение между звуком и буквой, произношением и написанием: «опасные» звуки, их сочетания, морфемы и др.), прогнозировать в них орфограммы _________________________________

— Выделение «шагов» решения грамматико-орфографической задачи __________

______________________________________________________________________

— Определение способа решения грамматико-орфографической задачи _________

______________________________________________________________________

— Самостоятельный подбор слов на заданные орфограммы ___________________

2.5. Усвоение способов проверки орфограмм (Задание 24.).

Инструкция: «Прочитай слова, вставь пропущенные буквы, запиши проверочные и ответь на дополнительные вопросы» (например, «Каким еще способом можно проверить написание этого слова?»).

а) Ш.рокий, прач.ка, ш.рина, под.ем, пот.пление, пр.косновение, ч.дес.ный, подска.ка,

б) ра.бежался, плач., девч.нка, с.язвить, ком.я, скрипач., под портрет.м, к мечт., к ноч., печ. (3 класс.).

2.6.Умение соотносить написание и произно­шение слов, устанавливать между ними сходство и различие.

Инструкция: «Прослушай слова, запиши их, объясни разницу в написании и произношении, назови соответствующую орфо­грамму».

Широкий, мяч, ненастный, мясорубка, столб, наконечник, касса.

2.7. Роль предварительного проговаривания в процессе письма.

Ин­струкция: «Во время письма проговаривай, пожалуйста, вслух». (Дается перед началом записи слов, предложений, диктанта (изложения)).

— Выполняет (не выполняет) задание _________________________________

— Имеется ли разница в количестве (характере) ошибок при различном типе письма _______________________________________________________________

  1. Нахождение в отдельных словах, предложениях и тексте заданных буквосочетаний (на материале проведенных письменных работ).

Инструкция: «Внимательно прослушай отдельные слова, предло­жения, запиши те слова, в которых есть сочетания: жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, стн, стл, оло, оро и др. Сочетания букв подчеркни».

  1. Нахождение орфограмм в тексте.

Инструкция: «Приготовься написать «диктант орфограмм». Вместо слов (предложений) записывай только орфограммы (отдельные буквы или их сочетания), например, вместо слова моряк запиши о как безударную гласную в корне, вместо слова животное жи, ое» и т.д.

На реке.

(2 класс.)

Вася и Дима сидят у реки. В руках у них удочки. Клюнула рыбка. Вася потянул удочку и вытащил леща. А Дима поймал щуку. С хорошим уловом товарищи вернулись домой.

Хороша будет уха!

Бобренок.

(3 класс.)

Весной снег быстро растаял. Вода затопила боровую хатку. Один маленький бобренок стал тонуть. Охотник вытащил его из воды и принес домой.

Запер он Кузю однажды в избе, а сам пошел в лес. Вернулся домой, отворил дверь и будто в столярную мастерскую попал. Ножка у стола тонкая-тонкая, а вокруг стружки валяются. Бобренок ее со всех сторон подгрыз, а сам за печку спрятался.

(По Г.Снегиреву)

Проводилась ли коррекция дефекта, ее результат________________________

_________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

Характеристика языкового (и орфографического мышления) в IV четверти третьего и I-ой четвертого классов включает:

  • «срез» орфографической зоркости (какой процент орфограмм на изученные темы определяет в тексте, который понимает по содержанию).

    Устная работа с текстом из хрестоматии (объем составляет 100) осуществляется в течение 15 минут, письменная – до 30 минут;

  • «срез» лексического запаса, необходимого для проверки орфограмм, например, «безударные гласные» в корне слова. Дается по 5 слов на каждую орфограмму (всего 10).

    Учащимся предлагается подобрать родственные слова. Таким образом определяется коэффициент лексической обеспеченности данной орфографической темы (минимальный удовлетворительный уровень составляет 10 подобранные слов);

  • «срез» грамматической обеспеченности орфографических действий: языковой анализ текста (предложений) (например, 30 слов за 10 минут);
  • дифференциация ошибок в письменных работах (дисграфических, дизорфографических, вызванных методическими недочетами и др.).

Симптоматика дизорфографии (характер орфографических ошибок в письменных работах )_______________________________________________________

______________________________________________________________________

Механизмы дизорфографии (характер выполнения устных и письменных заданий, особенности сформированности фонематических, морфологических и синтаксических обобщений, нарушение ведущего принципа правописания: морфологического, фонематического, традиционно­го, фонетического или принципа дифференциации значений, характер трудностей усвоения орфографии навыков учебно-практической деятельности)_______________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Степень выраженности дизорфографии (тяжелая, средняя, легкая)________

______________________________________________________________________

Другие нарушения устной и письменной речи (ОНР, ФФНР, артикуляторные расстройства, нарушения темпо-ритмической организации речи; характер нарушения чтения и письма (виды дислексии, дисграфии)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолого-педагогическая характеристика ребенка__________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Заключение____________________________________________________________

______________________________________________________________________

Результаты проведения логопедической работы_____________________________

______________________________________________________________________

31