Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Гуманитарный факультет
Контрольно – курсовая работа :
Рабочая тетрадь «Педагогика и психология».
Выполнила студентка гр.250291 :
Коновалова Дарья
Проверила : Богданова Н.А.
Тула — 2010
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
Самостоятельная работа студентов
Формы самостоятельной работы |
Примерные нормы времени |
Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы |
0,5 часа на лекцию (17 х 0,5) |
Подготовка к семинарскому занятию |
1,5 часа на занятие (8 х 1,5) |
Выполнение домашних заданий в течение семестра |
10 часов |
Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов (самостоятельно изучаются темы: к семинарскому занятию №1,5,8) |
10 часов |
Подготовка к аттестационному тестированию в середине семестра |
8 часов |
Подготовка к зачету |
10 часов на каждый зачет |
Выполнение ККР |
10 часов |
Каждое задание предполагает отчетность студента по материалам двух лекций
Тема 1.Общая характеристика психологии как науки.
Тема 2. Понятие о психике. Происхождение и эволюция психики.
Задание 1. Составить схему «Взаимосвязь психологии с другими науками» и указать в чем именно проявляется эта связь.
-
-
-
наука социология
В решении задач социальной психологии, изучения роли психологии в социальном прогрессе
-
-
наука КИБЕРНЕТИКА |
В изучении процессов психической саморегуляции человеческой личности |
П С И Х О Л О Г И Я
Цикл наук ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: БИОЛОГИЯ, ФИЗИО- логия, химия, ФИЗИКА И ДР. |
Визучении структуры физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики |
Цикл наук ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ |
В разработке технических средств для исследования психики, а также оптимальных условии деятельности человека в условиях технического прогресса |
-
-
-
наука ПЕДАГОГИКА
В решении задач обучения и воспитания, формирования личности человека
-
-
Задание 2. Продолжите схему «Методы исследования в психологии»
Наблюдение Беседа Тест Эксперимент
кратковременное и продолжительное
Способностей
Естественный
непосредственное и опосредованное
интервью
анкета
Достижения
Лабораторный
вопросник
опрос
Профпригодности и др.
включенное наблюдение
выборочное и сплошное
Задание 3. Исходя из определения психологической науки попытайтесь определить специфичность психологического знания.
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных. Исходя из этого психологическое знание специфично.
Задание 4. Решите предложенные психологические задачи:
Задача 1
Можно ли утверждать, что медведь, выступающий в цирке способен обучаться?
Обоснуйте свой ответ.
Нет т.к обучаться способен только человек.
Задача 2
Верно ли утверждение, что инстинкт – это сознание животных. Могут ли животные обладать сознанием?
Ответ:
Инстинкт — форма генетически обусловленного поведения.
Сознание — высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей.
Не верно, сознанием обладает только человек.
Задача 3
Из предложенных понятий постройте логический ряд, так чтобы каждое предыдущие было общим по отношению к последующему:
Психика, рефлекс, отражение, инстинкт, поведение.
Обоснуйте свой выбор.
Психика,отражение,поведение ,инстинкт ,рефлекс.
Пси́хика.- Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой. Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.)
Отражение — это простейшая форма копирования кого-либо как способ общения с ним. В человеческом поведении обычно наблюдают виды отражения: перенимание позы, жестикулирование и выделение тоном голоса.
Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения.
Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. Даже простейшие проявляют способность перемещаться в ответ на раздражители среды. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы.
Рефлекс (от лат. reflexus — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы.
Задание 5. Самостоятельно выполните таблицу «Сравнительная характеристика психики животных и человека»
характеристика психики животных |
характеристика психики человека |
Инстинктивно-биологическая |
Направляется познавательной потребностью, потребностью в общении |
Не существует общества, нет совместной Деятельности |
Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности. |
Руководствуются наглядными впечатлениями |
Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости |
Типичны наследственно закрепленные программы поведения |
Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков) |
зачатки орудийной деятельности не создают никаких новых операций |
Изготовление орудий труда |
Тема 3.Феномен человека в психологии
Тема 4. Индивидуально-психологические особенности личности.
Задание 1.Сравните понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.
Личность — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
Индивид — отдельное живое существо, представитель биологического вида.
Индивидуальность — личность в ее своеобразии.
Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии «индивид». В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность. О человеке как о личности можно говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности. Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития, которое происходит в тесной взаимосязи с развитием общества. Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей духовностью.
В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определенный взгляд на окружающее, формируется способность к самостоятельному, сознательному отражению Действительности, носящему индивидуальный характер.
Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и Других свойств личности.
Задание 2. Дайте характеристику основным этапам становления личности.
1. этап 0-6 лет.
В 3 года – самосознание.
5-6 лет – иерархия мотивов, следует правилам.
5-6 лет – развивается воображение.
5-6 лет – воспитывается сила воли.
12-18 лет- стабилизируется то что приобрелось на 1-ом этапе ,выстраивается перспектива.
Задание 3. В чем проявляются приведенные структурные компоненты личности.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ |
ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ТЕМПЕРАМЕНТЕ, ХАРАКТЕРЕ, СПОСОБНОСТЯХ |
НАПРАВЛЕННОСТ Ь |
ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОТРЕБНОСТЯХ, ИНТЕРЕСАХ, ИДЕАЛАХ, УБЕЖДЕНИЯХ, ДОМИНИРУЮЩИХ МОТИВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ, И МИРОВОЗЗРЕНИИ. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ |
ПРИОБРЕТАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Задание 4.
Перечислите и раскройте смысл основных характеристик темперамента.
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: · сангвинический, · флегматичный, · холерический, · меланхолический. Сангвинический темперамент Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Флегматический темперамент Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого — уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. Холерический темперамент Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Меланхолический темперамент У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением).
Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Задание 5. Опишите структуру характера.
«В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Снмптомокомилексы — системы взаимосвязанных психических свойств. 1. Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность чуткость отзывчивость, уважение к другим людям и противоположные им черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).
2. Черты, показывающие отношение человека к своему дену (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность).
3. Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность скромность и противоположные им — самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).
4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами)» . «В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы или виды черт характера. К ним относятся: а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность); б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность); в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость).»
Задание 6. Составьте схему «Общая структура способностей»
СП О С О Б Н О С Т И
задатки
Общие способности
Специальные способности
Тема 5. Психологический анализ деятельности
Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности.
Задание 1. Начертите структуру деятельности.
Задание 2. Дайте характеристику основным видам потребностей.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ |
ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА |
ДУХОВНЫЕ |
СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ |
СОЦИАЛЬНЫЕ |
ВЫРАЖАЮТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВ ИГРАЮТ ТАКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, КАК ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ И В ТРУДЕ |
Задание 3. Опишите этапы формирования навыка.
В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.
Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.
Задание 4. Составьте самостоятельно схему «Факторы, определяющие продуктивность деятельности»
Задание 5. Дайте характеристику основным эмоциональным состояниям.
Аффект-
Сильные и кратковременные эмоциональные переживания, наступившие в результате воздействия определенных раздражителей,
Настроение-достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов
Стресс-состояние, при котором в норме действующие механизмы интрапсихической защиты оказываются настолько загруженными, что не могут эффективно функционировать
Задание 6. Объясните, в чем состоит отличие эмоций от чувств.
В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.
Задание 7. Начертите схемы произвольного и волевого поведения, объясните, в чем заключается отличие этих видов поведения.
Волевое действие отличается от произвольного наличием решимости выполнить действие. «Да будет так!»
Произвольное действие – реализует сознательно поставленную цель, связанную с внутренним побуждением, есть желание его совершить.
Волевое действие отличается сущностной характеристикой: наличием решимости выполнить действие. Это состояние возникает при условии мотивационного конфликта – ситуации, когда в сознании находятся две противоположные идеи действия, препятствующие друг другу. Но и мотивационный конфликт — недостаточное условие. Его разрешение может происходить без участия воли. Джемс выделяет 4 типа конфликтов, которые разрешаются без участия воли:
1. Размышление – человек оценивает ситуацию привлекая дополнительные доводы, взвешивает все «за» и «против», находит дополнительные основания для совершения одного из действий.
2. Саморазрешение – столкнувшись с ситуацией человек откладывает ее решение на некоторое время в надежде на возникновение дополнительных обстоятельств, которые подтолкнут его к какому-либо решению.
3. Импульсивное — решение принимается наугад, без обдумывания.
4. Личностные изменения – на решение конфликта влияют новые изменения, произошедшие в личности: новый опыт, изменение ведущих мотивов. Здесь решение происходит посредством устранения самой конфликтной ситуации.
Функция волевого усилия состоит в том, чтобы направить внимание на определенную идею и удержать идею в фокусе внимания. Тогда идея приобретает господствующее положение в сознании, осознается яснее и отчетливее, что способствует ее реализации. Субъективное ощущение при этом — чувство усилия.
Воля – особая психическая функция, предназначенная для разрешения ситуаций неразрешимого мотивационного конфликта, содержанием которой является усилие, направляющее и удерживающее фокус внимания на одной из находящихся в конфликте идей действия.
Вышесказанное можно свести в таблицу:
Произвольное поведение
Волевое
поведение
Мотивационный конфликт
решимость выполнить действие
размышление
саморазрешение
импульсивное решиние
личностные изменеия
волевое
усилие на идею
разрешение ситуации неразрешимого мотивационного конфликта
Волевые качества :
Тема 7. Психология познавательной деятельности
Тема 8. Человек в системе общественных отношений.
Задание 1. Дайте характеристику основным мыслительным операциям.
АНАЛИЗ |
мы разделяем целое на части, выделяем отдельные признаки, стороны объекта. |
СИНТЕЗ |
служит средством объединения отдельных элементов в новое целое по признакам, выделенным во время анализа. Следующая пара мыслительных операций представляет собой «абстракцию – конкретизацию». |
СРАВНЕНИЕ |
позволяет проводить разделение с последующим объединением объектов по какому-либо основанию. |
КЛАССИФИКАЦИЯ |
позволяет проводить разделение с последующим объединением объектов по какому-либо основанию. |
АБСТРАГИРОВАНИЕ |
мы выделяем, исходя из мыслительной задачи, одни признаки объекта и временно отвлекаемся от всех других признаков, присущих данному объекту |
Задание 2. Дайте характеристику основным видам мышления.
Наглядно-действенное-
вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное-
вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.
Абстрактно-логическое-
вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Задание 3. Заполните таблицу «Виды воображения», давая краткую характеристику каждому из них.
АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ |
ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ |
Воссоздающее воображениетакой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения создать образ максимально приближенный к реальному. Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении, позволяя через создаваемые обучающимся образы изучаемого явления уяснить его суть. |
пассивное преднамеренноевоображение(илигрезы) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремотном состоянии |
Творческое воображениепредставляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций. Творческому воображению придают направленность осознанные потребности практики и познания, а также возможность образного предвидения результатов собственных действий. |
Пассивное непреднамеренное воображениесоздает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являютсясновиденияигаллюцинации. Подсновидениеммногие ученые понимают образы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня. Галлюцинацииэто психологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания. Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. |
Задание 4. Составьте схему «Виды памяти» с краткой характеристикой каждого из них.
ПАМЯТЬ
Сенсорная память — форма кратковременной памяти, которая имеет большой объем хранящейся в ней информации. Время хранения — не более 2 с. Отображает физические характеристики стимулов. Имеет периферический и модальностно–специфический характер.
Кратковременная память характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из–за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов.
Буферная память— форма кратковременной памяти, в которой хранение информации обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации, сканирование).
Иконическая память — форма сенсорной памяти, в которой сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая имеет большую емкость. Содержание иконической памяти быстро угасает во времени (около 0,25 с.).
Здесь происходит работа с сенсорным кодом. Этот процесс сознательно неконтролируется; зависит от физических характеристик стимула. Обеспечивает перевод информации в кратковременную память.
Эхоическая память (греч. echo – отражение звука) — блок когнитивной обработки информации, в котором сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю на слух на короткое время (около 1 с).
Обеспечиваетинтеграцию в образ последовательно поступающей акустической информации. В силу эффекта модальности отличаемся от аналогичной ей иконической памяти большей длительностью хранения.
Долговременная память — блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации.
Задание 5. Заполните предложенную ниже таблицу.
Виды внимания |
Условия возникновения |
Основные характеристики |
Механизмы |
Непроизвольное |
Действие сильного, контрастного или зна- чимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя |
Непроизвольность, легкость возникновения и переключения |
Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая бо- лее или менее устойчи- вый интерес личности |
Произвольное |
Постановка (принятие) задачи |
Направленность в соот- ветствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет |
Ведущая роль 2-й сигнальной системы |
Послепроизволъ- ное |
Вхождение в деятель- ность и возникающий в связи с этим интерес |
Сохраняется целена- правленность, снимается напряжение |
Доминанта, характе- ризующая возникший в процессе данной деятельности интерес |
Задание 6. Дайте характеристику ощущений и восприятия по следующим параметрам: 1- физиологическая основа, 2 – схема возникновения, 3 – основные свойства.
Ощущения-— простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.
КАЧЕСТВО |
|
Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные — цветовым тоном, насыщенностью, светлотой. |
ИНТЕНСИВНОСТЬ |
|
Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. |
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ |
|
Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. |
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ |
|
Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощ.), а иногда они более разлиты L (болевые ощ.). |
Восприятие-— форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Задание 7. Составьте схему «Классификация групп».
Задание 8. Охарактеризуйте основные виды социальных ролей.
Приписанные |
К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу.. Такие роли называются гендерными. Гендерные роли предписывают также определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В странах Востока различие между гендерными ролями еще более заметно. |
Специфические |
В ролях специфических взаимоотношения строятся на основе особых четко ограниченных целей. Например, кассир, продающий билеты в кинотеатре, гардеробщик, принимающий верхнюю одежду, парикмахер, подстригающий своих клиентов. |
Диффузные |
Активность лиц, выполняющих диффузные роли, наоборот, не имеет подобной специальной направленности. Такова роль матери, которую интересует буквально все, что касается ее ребенка: его здоровье, настроение, стремления, желания, вкусы, привычки и т.д. Этот интерес очевидным образом проявляется в отношении матери к ребенку. |
Достигнутые |
К достигнутым ролям относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области. |
ПЕДАГОГИКА
- Кратко опишите этапы развития педагогической науки
I Педагогика в недрах философии
Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии .
II 16-17 века
Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского.
III с середины 18 века
В середине XVIII века сложилась сословная система образования и воспитания: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия и имело различную образовательную программу. Мыслителями XVIII века высказан ряд идей о воспитании и обучении человека — гражданина своего Отечества, ставших питательной средой для развития русского общественно-педагогического движения первой половины XIX века.
IV современное состояние науки
К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками
2. Раскройте суть основных категорий педагогики
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.
Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний.
Образование процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.
Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Развитие воспитание образование обучение
3. Охарактеризуйте методы двух типов педагогической науки
Методы воспитания и обучения
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит).
Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной
Исследовательские методы
— методы, в которых после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
4. Дайте характеристику процессу воспитания. Раскройте взаимосвязь воспитания и развития личности
С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.
5. Перечислите виды учебно-воспитательных ситуаций. Проанализируйте вопросы их применения.
Под учебно-воспитательной ситуацией понимается совокупность обстоятельств учебного взаимодействия и взаимоотношений обучающих и обучаемых, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников.
Учебно-воспитательные ситуации разнообразны. Общим моментом может выступать то обстоятельство, что возникают они в результате взаимодействия между вступившими в контакт обучающим и обучаемым. Это позволяет говорить о том, что в возникновение учебно-воспитательной ситуации свой вклад вносят и та и другая стороны.
Проблемная ситуацияв учебно-воспитательном процессе создается постановкой перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, приведения в состояние повышенной активности мыслительных способностей. Она разрешается учащимися самостоятельно или с помощью педагога.Главная функция проблемной ситуациисостоит в том, чтобы обеспечить наиболее глубокое овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности, вовлечение умственных сил учащихся в состояние деятельности.
Игровая ситуацияспособствует вовлечению обучаемых в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим, суггестивным воздействием, содержащую изучаемые знания, умения и навыки.Функции игрыв учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение учебного материала, оказывающей внушающее воздействие. Игровая деятельность порождает в учащихся разнообразные эмоционально-психические состояния, переживания, углубляющие познание, возбуждение, внутренние стимулы, влечения к учебной работе, снимающие напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана. В процессе обучения игра моделирует любые жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений. Элементы игры могут быть введены в любую форму обучения как часть в целое.Обучающее значение игрысостоит в облегчении усвоения учащимися сложного материала с помощью яркой, эмоционально насыщенной увлекательной формы его воспроизведения.
Ситуация успеха.Ситуация в данном случае будет выступать как сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех — результат подобной ситуации. В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к ситуации успеха. На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой обучаемый испытает успех и удовлетворение, — и высокий уровень отношения к учебе обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному результату: постоянное обеспечение успешности может развить ситуацию индифферентного отношения к учебной деятельности. Мало того, постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.
6. Дайте характеристику методов самовоспитания
самоубеждение и самовнушение — метод, основанный на самооценке. Выявив в себе нехорошее, человек обычно мысленно убеждает себя в необходимости искоренения этого недостатка. Наиболее действенным является проговаривание вслух того, что необходимо сделать по устранению этого недостатка.
самообязательство — следствие ответственности личности перед собой, обязательств перед обществом, коллективом, другим человеком. Самообязательство принимается по внутреннему убеждению в его необходимости и в конечном итоге определяется условиями жизни, обязанностями человека. Вначале самообязательство возникает в процессе понимания внешних требований, в дальнейшем же личность может брать самообязательство самостоятельно. Это не означает, что на самообязательство не продолжают влиять объективные причины, что от обязательств его можно отделить на основе противопоставления внешних требований и субъективных желаний. Самообязательство — это необходимое и специфическое средство самовоспитания. В учебном заведении не всякие обязанности и требования побуждают студента или школьника давать себе обязательство выполнять их.
самокритика — метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании человека, которое побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, искоренению дурного.
мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия — т.е. сопереживание) — Этот метод особенно эффективен в воспитании у себя нравственных качеств, способности сочувствовать, сопереживать, стремиться оказать помощь и т. д. Применяя этот метод, человек старается увидеть себя со стороны, пытаясь понять, как воспринимают его окружающие, и, исходя из этого, стремиться выработать в себе такие качества, которые вызывают у людей положительную оценку.
самопринуждение (самоприказ) — Этот метод следует применять, при воспитании воли. В случаях, когда человек осознает необходимость совершения какого-то действия, но не имеет достаточно воли к его совершению, нужно дать себе мысленный, а по возможности словесный приказ, сделать необходимое. Приказ должен быть уверенным, твердым, резким, не терпящим возражений. Постоянно принуждая себя к чему-то, человеку с каждым разом становиться все легче подчиняться своей воле и недостаток волевых усилий постепенно искореняется.
7. Существует ли отличие процесса обучения и учения? (Обоснуйте свой ответ)
Обучение — взаимодействие педагога с учениками, направленное на достижение поставленной цели.
Учение — реализация учащимся процессов самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе обучения, и, как результат, формирование у него новых систематизированных знаний, навыков и умений.ли.
8. Назовите факторы, влияющие на процесс обучения
Восприятие |
– процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию |
Запоминание |
– процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенными знаниями. Выделяют непроизвольное и произвольное запоминание, которое так же зависит от содержания и формы преподавания нового материала и от личностных характеристик учащегося. |
Скорость усвоения |
— это комплексное явление, существенным показателем которого выступает не столько темп запоминания, сколько обобщения. |
Обучаемость |
— сложная динамическая система индивидуальных свойств человека, обусловливающая продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом. |
9. Дайте характеристику некоторым дидактическим методам
Объяснительно-иллюстративный
Первый метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения информации учащимися, назван объяснительно-иллюстративным. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным что отражает деятельность учителя иученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т. п.).
Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.
Исследовательский метод, включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.
Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.
10. Опишите этапы формирования навыка
I этап формирования навыка может быть назван предварительным. На этом этапе происходят формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.
II этап — аналитический. Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи, например между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно суженный объем восприятия (если даются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает).
III этап — синтетический. Отдельные элементы действия объединяются в одно целое, образуется единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь, иерархия.
IV этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе происходит устранение излишних движений и излишней мышечной напряженности. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, образуется ритм движений.
11. Заполните таблицу «Методы проведения занятий»
Метод проведения занятий |
Уровень знаний |
Характеристика умений |
1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества
|
1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.
|
1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации
|
2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний
|
2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения
|
2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий
|
3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения
|
3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д.
|
3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)
|
4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем |
4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы
|
4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.
|
5. Исследовательский метод. Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем
|
5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д.
|
5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.
|
12. Опишите одну из педагогических технологий с указанием ее положительных сторон и минусов
Технология саморазвития (м. Монтессори)
Монтессори Мария (1870-1952) — итальянский педагог, реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе.
Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы — поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.
Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.
Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики — организовать окружающую среду для такого «впитывания».
Особенности содержания
Идея воспитывающей (культурно-развивающей, педагогической) среды. Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При создании ее учитывается, прежде всего, сензитивность — наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.
Монтессори—материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.
Монтессори-материалы представляют, по Выготскому, психологические орудия, инструменты опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, медитирует, смотрит внутрь себя; манипулируя им, незаметно приобретает умения.
До 5 лет ребенок — строитель самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает», по Монтессори, все свои способности — зрение, слух, дикцию, ловкость… Воспитывающая среда для этого периода представляет материал для практических умений, развития моторики и сенсорики, рук, глаз, речи. Часть его — из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, весу, температуре, вкусу…
После 5 лет происходит развитие сознания, ребенок превращается в исследователя, начинает все пробовать, разбирать, обо всем спрашивать. Тут можно ознакомить ребенка с огромным количеством предметов и явлений окружающего мира (дидактические материалы яркие, наглядные).
Здесь и математические материалы: числовые штанги с табличками чисел, цифры из бумаги с шершавой поверхностью, кружки, геометрические фигуры, числовой материал из бусин и т.п.
Переход к исследованию текста (как саморазвитие) происходит у ребенка к 8 годам. К этому времени педагогическая среда включает буквы алфавита, буквы из шершавой бумаги, средства письма, тексты, библиотечку.
Речь взрослого как конструктивный материал педагогической среды содержит рассказы, беседы, разговоры, игры. Проявление самовыражения, развития речи взрослые поддерживают, выслушивая ребенка, отвечая на вопросы.
В школьном периоде педагогической средой является вся система: от материальной базы до психологического уклада жизни коллектива. Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. Место Монтессори-материалов заменяют мастерские, сцена, мольберт, швейная машинка, ванночки с гли-ной и пластилином.
0-3 года: предметно-чувственная ориентировка;
3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;
6-9 лет: освоение абстрактных действий;
9-12 лет: завершение первого, начального концентра школы;
12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.
Особенности методики и организации
В Монтессори-садике игрушки не являются главным элементом окружающей среды, их заменяет многообразие материалов и предметов типа кубиков, пластинок, бусинок, веревочек.
Главная задача здесь — навыковое обучение: развитие мелкой моторики руки, тактильной памяти. Как указывает исследователь технологии М. Монтессори Е. Хилтунен, не игра является основным видом деятельности дошкольника, а «свободная работа» — самостоятельная деятельность с предметами.
Школьный период. Единых программ обучения не существует, каждый осуществляет данный природой и Богом уникальный путь развития.
В школе уроков нет. День начинается с общего круга. Педагоги иногда называют этот круг рефлексивным, потому что именно здесь происходят первые попытки осмыслить действительность, передать средствами языка ощущения или наблюдения и через описание события и его анализ прийти к формулировке вопроса и приблизиться к проблеме.
После круга все расходятся на свободную работу. Каждый сам выбирает, чем он будет заниматься — математикой, русским, историей, астрономией, литературой, ставить химические или физические опыты. Кто-то учится писать буквы, а кто-то в библиотеке готовит доклад. Когда та или иная работа закончена полностью, дети показывают ее учителю. Результат обсуждается.
Что такое отметка, дети не знают, но оценку своего труда обязательно получают, чаще всего в виде одобрения взрослых или других детей. Главное здесь, как ребенок сам себя оценивает.
Детям никто не дает никаких заданий, не объясняет новую тему, никто их не спрашивает у доски. Свободная работа основана на абсолютном доверии к ребенку, на вере в его стремление к познанию окружающего мира, дарованное природой, на мудром терпении взрослых, ожидающих свершения самостоятельных открытий.
В середине дня бывает еще одно общее занятие, которое у старших детей чуть длиннее. Это погружение в предмет. Минут на 15-20 дети одного года обучения собираются вместе. Учителя называют этот круг дидактическим. Здесь обычно приводятся в систему знания по тому или иному предмету, уточняются понятия, вводится терминология, дается новый дидактический материал, выслушиваются и обсуждаются доклады и сообщения.
Структура любого дидактического материала полностью соответствует внутренней логике формирования определенного понятия. Расположение материала в среде тоже отражает определенную логику его постепенного освоения, зафиксированную в специально разработанных учителями учебных тетрадях. Таких тетрадей ребенок имеет несколько по трем интегрированным предметам: родному языку, математике и космическому воспитанию (термин Монтессори).
Заполняя листы один за другим, ученик как бы достраивает логику изучения предмета, переводит материальное в абстрактное, уточняет и систематизирует свои знания.
Позиция учителя: исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей среды; уважает право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, права на свою индивидуальность.
Позиция ребенка: «Помоги мне это сделать самому».
Примечание. Технология М. Монтессори богата частными идеями, которые используются сегодня во многих других локальных технологиях и частных методиках. Примером такого использования является методика Е.Н. Потаповой «Оптимизация обучения 6-7-летних детей письму». Она использует буквенные трафареты М. Монтессори и включает три этапа:
тренировку мелкой мускулатуры рук путем творческого рисования произвольных фигурок с помощью инженерной линейки и с последующей штриховкой их слева направо, сверху вниз и снизу вверх (в соответствии с элементами русской письменности, в отличие, например, от арабской);
запоминание правописания буквы не только при помощи ее зрительного восприятия, но и путем включения тактильной памяти, многократного (за урок) ощупывания буквы чувствительной подушечкой указательного пальца (буква вырезана из тонкой наждачной бумаги и наклеена на картон);
многократное написание букв сначала через буквенный трафарет (буквы выбиты сквозь медную пластинку), а затем и без него.
Благодаря методике Е.Н. Потаповой дети научаются каллиграфически писать, у них повышается орфографическая зоркость и экономится 20—30 часов учебного времени.
13. Охарактеризуйте идеальную модель педагогического общения.
В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики.
Детей учат не наставления взрослого (педагога), а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.
14. Охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития.
Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.
1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием, и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка и т.п.
2. Обучение и развитие – это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение – совпадающие по времени процессы. Ребенок провозглашается пассивным существом, личностно не включенным в процесс обучения. Он не субъект, а объект обучения.
3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение есть планомерная организация развития ребенка. Обучение – движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения – создание возможности овладения собственным поведением.
Библиографический список Основной
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология – М., 1997
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии – М., 1989
- Волченко Л.Б. Нравственность и этикет. – М., 1976
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студентов пединститутов/ Под ред. Петровского. — М.: Просвещение, 1979.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., ЧеРо, 1996.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М. 1986
- Информационная технология в университетском образовании. – М., 1995
- Маркова А.К., Орлова А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1994.
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И.Я.Зязюна. – М., 1989
- Талызина Н.Ф. Теория и практика программированного обучения. – М., МГУ, 1969
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М., 1979
- Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Издательский центр «Академия», 1995.
- Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М,: Политиздат, 1990.
- Столяренко Л.Д. Введение в психологию: Учебник для вузов. — Ростов-на-Дону, 1995.
- Таратунский Ф.С., Таратунский Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии: Учеб. пособие для пединститутов. — Мн.: Изд-во «Университетское», 1988.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М. 1994
Дополнительный
- Абрамова Г.С. Практическая психология. — М.: Издательский центр «Академия», 1997.
- Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. — М.: Педагогика-Пресс, 1992.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. «Внимание: конфликт!» — Новосибирск, «Наука», 1989.
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студентов пединститутов/ Под ред. Петровского. — М.:Просвещение, 1979.
- Гамезо М.В.,Домашенко И.А. Атлас по психологии :Информационно-методические материалы к курсу «Общая психология»: Учебное пособие для студентов пединститутов. — М: Просвещение, 1986.
- Гримак Л.П. Общение с собой. — М.: Политиздат, 1991.
- Доценко Е.Л. Не будь попугаем, или как защищаться от психологического нападения. — Тюмень, 1994.
- Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. — М.: Просвещение, 1991.
- Зигерт Р., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.: Экономика, 1990.
- Козлов Н. Как относиться к себе и к людям или практическая психология на каждый день. — М., 1995.
- Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты. — М.: Стрингер, 1992.
- Леви В.Л. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника.- М.: Знание, 1991.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во МГУ, 1972.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е, М., Политиздат, 1977.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М.: Педагогика, 1991.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск : Изд-во «Петроком», 1992.
- Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика, 1990.
- Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. — Н.Новгород: Изд-во Ай Кью, 1992.
- Практические занятия по психологии /Под ред. А.В.Петровского. — М.: Просвещение, 1972.
- Петровский А.В. Психология о каждом из нас, М.: Изд-во Росс. открытого ун-та, 1992.
- Богословский В.В., Бочкарева Т.И., Великороднова А.И. Практикум по общей психологии /Под ред. А.И.Щербакова. — М.: Просвещение, 1979.
- Психология индивидуальных различий. Тексты. // Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова — М.: МГУ, 1982.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., «Педагогика», 1973.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т1. — М.: Мир, 1992.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т2. — М.: Мир, 1992.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
- Линдеман Х. Аутогенная тренировка: Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. — М., 1980.
- Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. — М., 1976.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М.: Прогресс, 1982.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1994.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение)/ Пер. с англ. — СПб.: Питер-Пресс, 1997.
- Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. — М.: Прогресс, 1993.