Занятие 1. Предмет, задачи и методы психологии

Обратимся к вопросу — а что такое психология? И, какой же наукой она является – гуманитарной или естественной?Как показывает практика, самым распространённым среди студентов – медиков является представление о психологии, как о чисто гуманитарной области. Так ли это? А можно ли вообще однозначно ответить на вопрос о том, какой наукой является психология? Дело в том, что современная психология – многолика и многогранна. Возможно, корректнее было бы говорить о конкретной отрасли психологии, и о том, к какой сфере именно эта конкретная отрасль психологии относится. Так, например, мы убеждены, что медицинская (клиническая) психология должна строиться по принципу естественнонаучной области. Хотя, скорее всего, так и происходит. В клинической психологии широко используются психофизиологические методы, научные исследования – не представить без логически обоснованных гипотез и экспериментальной проверки, применяется математический аппарат обработки данных. И вряд ли вы будете настаивать на том, что, например, такие разделы клинической психологии, как нейропсихология или патопсихология – являются чисто гуманитарными. С другой стороны – историческую психологию, психологию религии, психологию искусства, пожалуй, трудно назвать естественнонаучными.

С уверенностью можно утверждать, что в психологии – реализовать свои возможности может человек любых интересов и любого склада.

У вас склонности к гуманитарным направлениям? Вы любите историю и философию? Нет проблем, – изучайте историю психологии, изучайте историческую психологию, анализируйте процесс формирования основ психологии в недрах философии. Увлекаетесь политикой? Для Вас политическая психология. Любите спорт? Изучайте спортивную психологию. У Вас интерес к медицине? Нет проблем – клиническая психология для Вас! Изучайте патопсихологию и нейропсихологию. Интересуетесь биологией? Не вопрос! Для Вас – зоопсихология. У Вас способности к математике? Занимайтесь математическими методами анализа психологических данных (есть такая дисциплина — «Математические методы в психологии» и, кстати, таких специалистов не так уж много).

Интересуетесь физикой – занимайтесь психофизикой, может, вы откроете новые психофизические законы. Любите искусство? Изучайте психологию искусства, исследуйте творческие способности. Можете заниматься арттерапией. Любите музыку? Занимайтесь музыкотерапией… Этот список можно продолжать. Можно вспомнить ещё экономическую психологию, инженерную психологию, педагогическую психологию, и т.д. Вы не хотите по каким – либо причинам заниматься психологическим консультированием, работать практикующим психологом? Тогда занимайтесь научными исследованиями в стенах психологической лаборатории. Не нравится ни то, ни другое? Может вы творческий человек и у вас театральные способности? Любите аудиторию и восхищённых зрителей? Вы станете блестящим преподавателем психологии! Поэтому, мы убеждены — неправильно было бы говорить о том, что у конкретного человека нет способностей к психологии. Да, может ему не по душе социальная, педагогическая и политическая психология, но, занимаясь нейропсихологией и патопсихологией, – он, вероятно, может достичь значительных успехов (и, наоборот).

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... Что же характерно для подхода к ним психологии? Одна из точек зрения на этот счет такова. Психология изучает преимущественно ориентировочную функцию душевных (психических) явлений, ... подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической деятельности в ее ...

Кроме того, психологию – как систему жизненных знаний – знают все люди. Каждый человек имеет опыт общения с другими людьми, каждый человек может понаблюдать за самим собой и обнаружить какие – либо психологические закономерности.

Если человек уже выбрал свой путь (например, решил стать хирургом), если он не собирается получать психологическое образование, он может открыть для себя что – то новое и интересное в книгах по психологии или, слушая лекции по данному предмету (а такая возможность вам представляется: психология включена в учебную программу подготовки врачей).

А может быть, в результате добросовестного изучения психологии вы обнаружите интерес к исследованию психических явлений, и, в дальнейшем, выберите профессиональный путь врача – психиатра или психотерапевта. Впрочем, знание психологии необходимо для врача любой специализации.

Итак, мы можем ещё раз подчеркнуть, что психология многолика, многогранна. И, без преувеличения скажем, что каждый может найти в этой науке «что – то своё»: и математик, и физик, и биолог, и историк, и, конечно же, врач. Необходимо только преодолеть первоначальный негативизм, примером которого может быть следующее высказывание студента: «Зачем мне нужен весь этот психологический бред? Я всё равно буду работать в санитарно-эпидемиологической станции; в психологии – в этой гуманитарной науке – нет для меня ничего интересного и она мне не нужна!»

 

Предмет психологии, ее задачи. Этапы развития психологии

Термин «психология» происходит от древнегреческих слов psyche «психе» (душа) и logos «логос» (наука) — «наука о душе».

Психология— наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

Основой возникновения психологии как науки является житейский опыт людей. Поясним различие между житейской и научной психологией конкретным примером. Каждый школьник или студент рано или поздно начинает понимать, что такой-то способ работы с литературой позволяет ему лучше понимать и запоминать учебный материал. И это, конечно, кое-что ему дает. Но он получил бы несравненно больше, если бы строил свою учебную деятельность с учетом основных закономерностей запоминания, хорошо известных в научной психологии. Различие в том, что в первом случае он использует свой индивидуальный и, конечно, фрагментарный психологический опыт, во втором — приобщился бы к систематизированному психологическому опыту человечества, который, между прочим, тоже становится индивидуальным опытом.

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... Декарт вынужден был признать, что поведением человека на высших его уровнях является сознательным, разумным, волевым. Объект и предмет психологии Предмет психологии: •душа – в недрах религиозной философии; ... -терапия;танцевальная; группы встреч и др. Отрасли психологии Место психологии в системе наук Рекомендуемая литература 1. Айсмонтас Б.Б. /Общая психология: схемы, / М.,Владос-Пресс,2003, стр. 5- ...

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Люди стали обращать внимание на то, что существуют явления материальные (предметы, природа, люди) и не материальные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания).

Так возникло представление о теле и душе(материи и психике) как самостоятельных началах. Мыслителями древности были предприняты первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и св-ва? Как она соотносится с телом?

Так, философ Демокрит (V-VI вв. до н. э.) утверждал, что душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. То есть душа материальна. Платон (428-248 гг. до н. э.) говорил, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними – мировая душа как посредник. Человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа же знала. Душа бессмертна.

Первый труд, посвященный душе, был написан Аристотелем (384-322 до н. э.).

этот трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

Второй этап развития психологии как науки начинается с 17 в. в связи с развитием естественных наук. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Основной метод изучения – наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Ученые: Р.Декарт (159-1650), Б.Спиноза (1632-1677), Д.Локк (1632-1704) и др.

Третий этап – психология как наука о поведении.Метод интроспекции – слишком субъективный, сложно доказать и сделать объективизированным. Задача псих. – наблюдение за тем. что можно увидеть: поведение, реакции человека. Представители: Д. Уотсон, Скиннер. Наличие сознания отрицалось. Маклаков А.Г. Поведение пли поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Уотсон считал, что нет ни одного дей­ствия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Поэтому с точки зрения этого подхода основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов и комбинаций, т. е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончатель­ных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

На четвертом (современном) этапе развития психологиче­ской науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в мно­гоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интере­сы практической деятельности людей и общества.

Предметом исследования современной психологии являются конкретные факты психической жизни, психологические закономерности, объясняющие их существование, а также человеческая индивидуальность.

8 стр., 3603 слов

Психическое – душа: индивидуальная и коллективная

... эго-ориентации и психические функции, типы личности, архетипы личности, индивидуация   Психическое – душа: индивидуальная и коллективная Термин «психическое» К.Г.Юнг использует как эквивалент термина «душа», и оба термина ... понимание. «Эго» – это с таким трудом завоеванное самосознание, которое «из человека делает человека». «Эго» – это комплекс, который имеет недавнюю историю, и потому он ...

Предметом психологии является психика. Можно встретить такое определение психики: это свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Имеется в виду отражение действительности в форме образа, появляющегося в сознании при восприятии предмета или явления и сохраняющегося в их отсутствии. Эти образы, конечно, не существуют сами по себе, они являются средствами ориентировки человека в объективной действительности. Ориентировка же нужна для регуляции поведения и деятельности. Психическое отображение действительности осуществляется не только в образах, но и в эмоциях и чувствах, которые сопровождают образы, а также вызывают их под влиянием тех или иных жизненных обстоятельств.

Итак, основные функции психики: отражение и регуляция поведения и деятельности.

Основные формы проявления психики:

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и ко­нец. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выде­ляют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс. Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способ­ствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

Психиче­ские свойства личности — наиболее существенные особенно­сти личности — направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют непо­вторимость человека, его индивидуальность.

Связь психологии с другими науками

Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение в системе между общественными науками, с одной стороны, естественными наукам — с другой, техническими — с третьей. Она использует данные многих наук и вместе с тем сама обогащает эти науки.

7 стр., 3105 слов

Виды_взаимоотношений_между_людьми_и_их_психология — Стр 2

... реферате будет затронута тема взаимоотношений между людьми, будут перечислены и описаны виды отношений, а также будет описана их психология. Виды отношений Отношения определяются индивидуальными ... решениями или эмоциями, сложившимися взглядами, установками и привычками между людьми. Говоря про отношения с ...

Философия изучает наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. Психология опирается на эти законы в понимании психики животных и сознания человека. С другой стороны, философия использует научные достижения психологии для своего развития.

Психология непосредственно связана с анатомией и физиологией, и особенно е физиологией высшей нервнойдеятельности. Законы работы больших полушарий головногомозга объясняют физиологические механизмыотражательной деятельности животных и человека. Безопоры на эти законы невозможно научное понимание психики.

Психология связана с педагогическими науками. Это не случайно: данные психологических исследований о развитии детей в процессе обучения и воспитания являются одним из важных источников теорий педагогики и частных методик, т.е. методик преподавания различных учебных предметов.

Психология, особенно детская и педагогическая, в свою очередь, использует педагогические знания об общих закономерностях процесса обучения и воспитания.

Психология взаимно связана с такими науками, как логика, языкознание, литературоведение, искусствоведение, кибернетика. Психологи в своих исследованиях используют данные биологии, антропологии и истории материальной культуры.

Связь с социологией: изучение роли психологии в социальном прогрессе.

Маклаков: Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процес­сов. Практически невозможно организовать производственный процесс без учас­тия человека. Человек был и остается основным участником этого процесса. Поэто­му не случайно психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследовании психологов, занимающихся разра­боткой социотехническнх систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек—машина». Благодаря деятельности психологов создаются об­разцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможно­сти человека, в противном случае могли бы быть созданы технические образцы, которые в силу своих эргономических характеристик никогда не могли бы экс­плуатироваться человеком.

Эксперимент

Эксперимент.Эксперимент предполагает сбор данных в специально созданных условиях. Определённость условий позволяет выделить факторы, которые действовали при проявлении того или иного психического феномена. Можно установить, какое условие является наиболее важным, и с каким условием связано возникновение того или иного психического явления: это возможно при изменении одного условия и неизменности остальных (а так как классический эксперимент – это сбор данных в специально созданных условиях, экспериментатор может искусственно менять условия).

Можно выделить:

естественный эксперимент: в данном случае лица, участвующие в эксперименте не знают о том, что они являются испытуемыми. Этот эксперимент проводится в обычной обстановке учебной или трудовой деятельности. Однако, экспериментаторы обязательно будут создавать такие условия, в которых должен проявляться интересующий их феномен. Ещё раз повторяем, что испытуемые (например, студенты) ничего не подозревают.

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

... деятельности человек, мышление делят на: наглядно-действенное (оперирование конкретными предметами), наглядно-образное (оперирование образами предметов) и понятийное или абстрактное (оперирование абстрактными понятиями). Чувства — психический процесс, отражающий отношение человека ... — устойчивое сочетание динамических особенностей психики (активности, эмоциональности и др.), определяющихся ...

Лабораторный эксперимент: данный вид эксперимента проводится в специально оборудованных помещениях – лабораториях. Применяется специальная аппаратура: различные сигнальные и регистрирующие устройства.

 

Эксперимент предполагает вмешательство исследователя в изучаемые процессы ради того, чтобы создать условия, в которых интересующие его факт, качество или закономерность выступили в наиболее чистом виде, пригодном для регистрации и измерения. В эксперименте исследователь сам создает ситуацию (или ситуации), вынуждающую испытуемых проявить (или не проявить) искомое качество личности.

Существует два вида эксперимента — лабораторный и естественный.

Лабораторный психологический эксперимент обычно проводится в специально созданных лабораториях, оборудованных соответствующими техническими средствами. Метод лабораторного эксперимента имеет некоторые недостатки. Изучаемые лица (испытуемые) всегда знают, что над ними ставят какой-то опыт, цель которого им точно неизвестна. Этот факт может вызвать у испытуемых излишнее нервное напряжение. Сами условия лабораторного эксперимента необычны, искусственны. Наконец, посредством лабораторного эксперимента трудно изучать сложные, но жизненно важные явления психики человека — чувства, волю, интересы, характер и др.

Естественный эксперимент в отличие от лабораторного ставится в привычных для испытуемого условиях. Испытуемый не подозревает, что он является объектом исследования, и выполняет экспериментальные задания так же естественно, как и все другие задания. Например, когда исследователь ставит цель раскрыть некоторые закономерности психики учащихся в процессе обучения и воспитания, он проводит эксперимент непосредственно в школе, нередко выступая перед учащимися в качестве учителя. Такой вид естественного эксперимента называется психолого-педагогическим.

Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента:

Анкетный метод

Это психологическое исследование путем массового опроса. Анкета — лист с вопросами в количестве от 5 до 25 и более, предлагаемыми для ответа людям определенной

категории — учащимся, студентам, молодым рабочим, лицам какой-либо профессии и пр. По ответам на вопросы исследователь судит о тех или иных сторонах

психики опрошенных лиц, например, об их интересах, идеалах, стремлениях, суждениях о книгах, кинокартинах, событиях общественной жизни и т.д. Анкеты обычно не подписываются. Этот метод исследования хорош тем. что охватывает сразу большое количество людей, однако достоверность анкетных данных лишь вероятная: некоторые из опрошенных лиц дают неточные и неполные, а то и заведомо неверные ответы, другие оставляют вопросы без ответов. Анкета дает исследователю лишь предварительную ориентировку в материале.

3. Анкетирование. В данном случае применяются опросники. Вопросы могут быть открытыми (не предполагаются варианты ответов), закрытыми (есть варианты ответов).

Следует отметить, что при применении данного метода, психологи сталкиваются с некоторыми трудностями. Дело в том, что при непонимании вопроса, испытуемый, заполняя анкету, может дать случайный ответ. Кроме того, неизвестно, в каком порядке он будет отвечать на вопросы анкеты, следовательно, работа по компоновке вопросов – бессмысленна. Другой недостаток метода – несерьёзное отношение испытуемых, малый возврат анкет (вспомните, возможно, и вы когда – то выбросили психологическую анкету в мусорное ведро, или использовали её не по назначению…).

13 стр., 6193 слов

Психология деятельности нотариата

... последствия. Нотариально удостоверенные документы обладают повышенной доказательственной силой. Нотариальная деятельность является некоммерческой деятельностью, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения ... целью моей работы является определение проблем, возникающих у нотариусов в процессе осуществления ими их профессиональных обязанностей, проблемы взаимоотношений нотариусов с ...

4. Моделирование. Методы моделирования применяются тогда, когда использование других методов – затруднено. Модели могут быть: техническими (прибор, устройство), математическими(математические выражения, формулы), кибернетическими (используются понятия из области информатики и кибернетики), логическими (используется символика, применяемая в математической логике).

Мы рассмотрели основные методы психологического исследования. Конечно, можно отметить и другие методы, более частные: например, биографический – сбор информации о различных этапах жизненного пути конкретного человека; метод анализа продуктов деятельности (дневники, письма), психофизиологические методы (предполагают использование специальной аппаратуры, позволяющей фиксировать некоторые физиологические параметры, например, частоту сердечных сокращений, артериальное давление и т. д.).

Следует отметить, что наиболее широко распространено применение экспериментально – психологических методик: в психологии используется огромное количество тестов. Стандартизованные тестовые методики (определённое количество вопросов, варианты ответов, математический аппарат обработки данных, соотнесение полученного результата со средне-нормативными значениями); нестандартизованные качественные методики (патопсихологические методики; применяются в основном для исследования психических процессов – памяти, внимания, мышления и др., предполагают качественный анализ – анализ способов выполнения задания, поведения в момент обследования, отношения к обследованию); проективные методики (предполагается, что личностные особенности человека, особенности его эмоционального состояния «проецируются» на деятельность, отражаются в результатах; это рисуночные тесты, например, «несуществующее животное» – испытуемый рисует животное, а конкретные элементы его рисунка интерпретируются психологом, как отражающие особенности обследуемого – рога, клыки, когти – агрессия, большие глаза – тревожность и т.д.; проективными являются также интерпретативные методики – где испытуемый должен интерпретировать предъявляемый материал, например, определённую картину – психолог анализирует его рассказ; личностные особенности обследуемого проецируются на содержание картины, определяют его интерпретацию этой картины; существуют также и другие проективные методики, методики дополнения, конструирования и т.д.).

При проведении экспериментально – психологического исследования важен комплексный подход. Важно использовать разные методы и методики. Таким образом, полученная информация будет наиболее полной.

А теперь рассмотрим общую психологию. Общая психология является основой всех направлений психологической науки. В рамках общей психологии проводятся исследования психических процессов, психических состояний и психических свойств у нормального, психически здорового взрослого человека. Общая психология ориентируется на психическую норму и изучает закономерности психической деятельности в норме. В рамках общей психологии изучается история психологии, разрабатываются методы психологического исследования, проводятся исследования психических явлений. Общая психология изучает наиболее общие закономерности психической деятельности, описывает общие принципы, категории, понятия психологической науки. Без фундамента общепсихологических знаний нельзя представить развитие других областей психологии (спортивная психология, социальная психология, клиническая психология и т.д.).

2 стр., 942 слов

14.Психология лечебного процесса

... и мотивов, взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых механизмов психологической защиты. При анализе психологии больного и лечебного процесса используются следующие следующие психологические характеристикиличности: отношения; самооценка; мотивация. а) Личность ...

Как было отмечено выше, в рамках общей психологии проводятся исследования психических процессов, психических состояний и психических свойств у нормального, психически здорового взрослого человека.

Психические процессы.При анализе психических процессов принято выделять процессы познавательные (восприятие, внимание, мышление и др.), эмоциональные (возбуждение, радость, злость и др.) и волевые (принятие решений, борьба мотивов и др.).

Психические процессы обладают динамическими характеристиками; имеют опёределённое начало, течение и конец, могут иметь различную степень длительности и устойчивости.

Психические состояния – определяют состояние психики в целом, определяют особенности протекания конкретных психических процессов. Психические состояния характеризуются длительностью и устойчивостью. Примером психических состояний могут быть состояния тревоги, астении, напряженности, угнетённости, бодрости, уныния, страха, т.д.

Психические свойства – наиболее устойчивы и постоянны. Это наиболее существенные особенности личности. Они определяют специфику поведения и деятельности данного человека. К психическим свойствам личности относят темперамент, направленность, характер, способности.

Психология связана со многими науками. Обозначим некоторые взаимосвязи.

· Психология связана с философией и социологией, что позволяет осуществлять те или иные методологические подходы к пониманию психики и сознания человека, анализировать происхождение и роль психики и сознания в жизни и деятельности людей.

· Психология связана с историческими науками, знание которых обеспечивает возможность понимания того, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на отдельных этапах становления общества и общественных отношений.

· Психология связана с такими областями, как анатомия, физиология, антропология. Психологам необходимы данные о строении нервной системы, о физиологических основах психических процессов.

· Психология связана с медицинскими науками, которые дают возможность психологам осмыслить патологию психических процессов, нарушение психического развития. В свою очередь, специалисты по психологии разрабатывают методы психологической коррекции и психологические основы психотерапии.

· Психология связана с педагогическими науками; и психологам, и педагогам необходима информация об особенностях формирования личности в процессе обучения и воспитания.

· Психология связана с группой наук о трудовой деятельности; психологи изучают особенности проявлений психики в различных условиях трудовой деятельности.

· Следует особенно отметить связь психологии с математикой. Именно благодаря математике психология стала самостоятельной наукой. Именно благодаря математике психологи получили возможность более серьёзно доказывать те или иные положения, подтверждать гипотезы, и т.д. Говорят, союз математики и психологии – это «брак по расчёту». Без математических методов не представить современные психологические исследования.

8 стр., 3640 слов

Взаимоотношения индивидуальной психики с коллективной психической деятельностью

... случае личность стоит на пути прямой физической и психической деградации. Следует отметить, что все нечеловечные типы строя психики являются разновидностью и продолжением (развитием) животного типа строя ... становлении личности. Однако современная культура такова, что буквально единицы успешно завершают этот процесс: по причине порочного воспитания. Многие останавливаются на одном из этапов до ...

В рамках самой психологии существует огромное количество различных областей. Вот лишь некоторые из них:

· Медицинская (клиническая) психология – прикладная область,занимает пограничное положение между психологией и медициной, служит целям и задачам медицины (изучение проявления болезней, этиологии и патогенеза, разработка методов лечения и профилактики), использует теоретические основы психологии и применяет психологические методы. Основными разделами медицинской психологии являются:

Патопсихология – область, занимающая пограничное положение между психологией и психиатрией, изучает изменения психической деятельности человека вследствии психических заболеваний. Патопсихология занимается изучением закономерностей распада психической деятельности при нервных и психических заболеваниях в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Нейропсихология – область, которая возникла на стыке психологии, неврологии и нейрохирургии. Изучает роль отдельных систем мозга в психической деятельности. С помощью специфических психологических методов нейропсихология изучает нарушения психики при локальных поражениях головного мозга и разрабатывает методы нейропсихологической коррекции нарушенных психических функций.

Психология дизонтогенеза – занимается изучением нарушений психического развития и разработкой методов психологической коррекции при тех или иных вариантах аномального развития.

· Возрастная психология изучает законы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому.

· Педагогическая психология-изучает закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно – воспитательной деятельности, взаимосвязи обучения и развития личности.

· Социальная психология— изучает закономерности поведения и деятельности людей в социальной группе, а также психологические характеристики самих социальных групп.

· Политическая психология занимается анализом психологических механизмов политического процесса.

· Юридическая психология изучает явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. Разделы:

— Судебная психология

— Криминальная психология

— Исправительная психология.

· Инженерная психология— изучает процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств.

· Спортивная психология— изучает закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности.

· Сравнительная психология-наука о закономерностях, происхождении и развитии психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности.

· Зоопсихология -наука о проявлениях, закономерностях и эволюционном развитии психики животных, об онтогенетическом развитии психических процессов у животных, о предпосылках и предыстории человеческого сознания.

· Существует ещё военная психология, экономическая психология, этнопсихология и многие другие направления психологической науки.

 

· Ещё раз рассмотрим характеристику общей психологии, как основы всех психологических знаний:

Общая психология раздел психологии, в рамках которого:

¨ проводится изучение истории психологической науки;

¨ изучаются общие законы возникновения и развития психических явлений;

¨ изучаются закономерности познавательной деятельности человека (исследование познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления и др.);

¨ изучаются отдельные психические свойства, состояния и процессы;

¨ разрабатываются методы психологического исследования.

 

Основные задачи общей психологии:

— изучение объективных закономерностей психических явлений и процессов, как отражения объективной реальности;

— изучение качественных особенностей психических явлений и процессов;

— анализ формирования и развития психических явлений и процессов;

— изучение физиологических механизмов лежащих в основе психических явлений;

— важной задачей является популяризация психологии: содействие внедрению научных знаний психологии в практику.