Часть I. Программа по педагогике

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ – ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ

 

ПОМ_ПВШ-О-Д

Педагогическое образование, магистерское отделение

Курс 1, семестр 2

 

 

Москва – 2011 г.

 

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ – ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Часть I. Программа по педагогике

 

 

ПОМ_ПВШ-О-Д

Педагогическое образование, магистерское отделение

Курс 1, семестр 2

 

Москва – 2011 г.

 

 

Программа обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры теории и истории педагогики; Протокол заседания кафедры № __от _________ г.

 

Составитель:

доцент, кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Ромашова.

 

Заведующий общеуниверситетской кафедрой педагогики и психологии образования:

доктор педагогических наук, академик А.Я.Данилюк

 

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Педагог высшей школы – профессиональная компетентность и личностная готовность» предназначен для студентов педагогических университетов, обучающихся на магистерском отделении и имеющих академическую степень бакалавра по педагогике.

Содержание курса, его логика и структура, методика построения занятий определяются требованиями к уровню профессиональной подготовки педагога (преподавателя) высшей школы и «Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации», нацеливающим подготовку магистров на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность[1].

В процессе освоения курса будущий педагог высшей школы овладевает профессиональными компетенциями, которые складываются из педагогических и исследовательских знаний, умений и навыков. Это значит, что к концу изучения предмета он должен:

· Знать:

— основы психологии и педагогики личности; социальной психологии; общей и социальной педагогики; философские основы познания и психолого-педагогическое учение об учебно-познавательной деятельности; философские, психологические и педагогические идеи, раскрывающие проблемы деятельности и деятельностного подхода; сущность педагогического процесса и проблемы обучения и воспитания в высшей школе; когнитивные психические процессы и их биологические основы; возрастные психологические особенности юношества;

4 стр., 1877 слов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ...

... 2006. – 352 с. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение ... соответствовать требованиям, предъявляемым к нему на заочном отделении факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии в КГПА. В плане должны быть отражены все вопросы, рассматриваемые в ...

— основные достижения проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы и подготовки вузовских преподавателей в России и за рубежом;

— нормативно-правовые основы функционирования системы общего и высшего профессионального образования, а также деятельности педагога высшей школы;

— механизмы функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов.

· Уметь:

— использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития общей педагогики и педагогики высшей школы;

— излагать учебный материал читаемого курса во взаимосвязи с дисциплинами, которые представлены в учебном плане, осваиваемом магистрантом;

— применять научные и технические знания, достижения культуры и искусства в качестве средств обучения и воспитания студентов.

· Владеть:

— методами научно-исследовательской и учебно-педагогической деятельности в высшей школе, а также современными педагогическими технологиями;

— организацией коллективной и индивидуальной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности магистрантов;

— методами и приёмами письменного и устного изложения учебного материала;

— применением информационных технологий и ПК в педагогическом процессе и в научном исследовании;

— методами формирования у обучающихся навыков самостоятельной познавательной и исследовательской работы;

— развитием у них педагогического мышления, а также творческих, профессиональных и коммуникативных способностей;

— профессиональной рефлексией и методами эмоциональной саморегуляции;

— профессионально-ориентированным иностранным языком.

Важными составляющими профессиональных педагогических компе-тенций являются личностные качества педагога. Исходя из современных взглядов на образовательный процесс и логику воспитания, содержание курса призвано способствовать формированию у магистрантов гуманности, научной добросовестности, педагогической гибкости, креативности, тактичности и других качеств и свойств личности.

Компетентностный подход, положенный в основу программы, позволяет сочетать освоение теоретического материала на основе изучения фундаментальных трудов по педагогике и психологии, современной педагогической литературы с выполнением практических заданий, ориентированных на выработку профессионально-педагогических и исследовательских умений. В программе практические задания представлены отдельным блоком. Студенты пользуются правом выбора практического задания, которое они могут выполнять в группе или индивидуально. Их проверка и обсуждение проводится на семинарах и практикумах при рассмотрении соответствующих вопросов.

10 стр., 4686 слов

Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы

... довлеют над другими. Наиболее специфично для преподавателя высшей школы сочетание педагогической и научной деятельности; исследовательская работа обогащает его внутренний мир, ... - наблюдательность; - педагогическая требовательность. К сопутствующим свойствам личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и ...

Содержание каждого занятия предвосхищают возможные задачи. Руководитель курса может ориентироваться на них или определить целевые установки по своему усмотрению. Вопросы для обсуждения носят примерный, рекомендательный характер и могут быть заменены преподавателем. В любом случае они служат планом занятия, а его конкретная организация может осуществляться в форме семинара или практикума.

В целях развития навыков научно-исследовательской деятельности студентов в программе представлены примерные темы самостоятельных исследовательских работ, которые выполняются письменно. Их результаты учитываются во время зачёта или в рейтинговой оценке знаний.

Для удобства преподавателей и студентов в настоящую программу включены примерные вопросы к зачёту и список литературы для преподавателя. Рекомендуемая студентам литература разделена по тематическим спискам, которые размещены в рамках соответствующих семинаров.

Программа рассчитана на 24 учебных часа и предусматривает возможность использования рейтинговой системы контроля и оценки знаний магистрантов.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ПРАКТИКУМОВ

1. Педагоги высшей школы: великие имена прошлого.

2. Общая характеристика профессиональной деятельности педагога высшей школы.

3. Педагогика и психология личности. Проблема личностной готовности преподавателя высшей школы к педагогической деятельности.

4. Профессиональная компетентность педагога высшей школы.

5. Проблема педагогического мастерства преподавателя вуза.

6. Профессиональная культура педагога высшей школы.

7. Педагогический процесс в высшей школе.

8. Профессиональное общение и установление педагогически целесообразных взаимоотношений педагога высшей школы и студентов.

9. Вербальное и невербальное общение педагога высшей школы.

10. Творчество в профессиональной деятельности педагога высшей школы.

11. Политико-правовые основы деятельности преподавателя высшей школы.

12. Профессиональная подготовка и повышение квалификации преподавателя высшей школы.

 

В Программе представлены также следующие блоки:

· Практические задания к семинарам и практикумам;

· Примерные темы самостоятельных и исследовательских работ магистрантов;

· Примерные вопросы к зачёту;

· Список литературы для преподавателя.

Содержание курса

Тема 12. Профессиональная подготовка и повышение квалификации преподавателя высшей школы

Профессиональная подготовка преподавателя высшей школы в России и за рубежом. Система повышения квалификации и переподготовки вузовских преподавателей.

Проблема непрерывного образования и инновационно-технологические центры как условие совершенствования подготовки и переподготовки преподавателей вузов.

Самообразование как форма личностного и профессионального роста педагога высшей школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

1. Абросимов В.Н. Профессиональные качества преподавателя. //Стандарты и мониторинг. – 2001. — № 6.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. ... манерой поведения и внешним видом 15. Насколько желателен контакт с преподавателем СРЕДНИЙ БАЛЛ Оценка результатов Минимальная сумма баллов, которую может набрать ... Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М., 1979.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: книга 2. – Казань: Изд-во Казанского ун-та 1998.

4. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 1980.

5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

6. Атанов Г.А. Обучение и искусственный интеллект или основы современной дидактики высшей школы. – Донецк, 2002. (Библиотека).

7. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: метод, рекомендации для руководителей УМО вузов РФ. – М., 2005.

8. Байкова Л.А., Гребёнкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2000.

9. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов.// Советская педагогика. – 1981. — № 1.

10. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. – Ярославль, 1989.

11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. – М, 1986.

12. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977.

13. Беспалько В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования. – Рига, 1972.

14. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. – 2003. — № 10.

15. Борисенков В.П. и др. Вуз как воспитательное пространство: материалы круглого стола.// Педагогика. – 2002. — № 7.

16. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М., 1991.

17. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих способностей. // Вопросы психологии. 1997. — № 2.

18. Бороздина Л.В. Личность и характер. // Материалы VII Всесоюзного съезда общества психологов СССР. – М., 1989.

19. Бугаев Н.В. К вопросу об университетском преподавании. – М., 1901.

20. Буров А.В. Психологическая культура и образование в ХХI в. // Высшее образование в России. – 2000. — № 2.

21. Бусыгина А.Л. Профессия – профессор. – М., 2003.

22. Бухатанова Д.Б. Педагогические условия профессиональной деятельности педагогов высшей школы: Реферат дисс. Магистра профессионального обучения. – Усть-Каменогорск, 2010. http://www.vkgu.kz/

23. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

24. Васильева Е. Оценка и самооценка: мотивы улучшения качества деятельности преподавателей вуза. // Alma-mater. – 2006. — № 1. – С. 43-45.

10 стр., 4774 слов

Православное христианское образование в исторической перспективе

... и основного содержания православного образования. Разумеется, наши братья и сестры, православные преподаватели, работающие в разных странах, ... жертвенность и радость, явленная многими мучениками в России, стали в этом веке свидетельством, приведшим множество ... разных христианских общинах, легко видеть, что формальное образование (подразумевающее школы, уроки, лекции и т.п.) -скорее исключение, чем ...

25. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. // Педагогика. – 2003. — № 10.

26. Вдовина О.А. Формирование современного преподавателя высшего учебного заведения. // Молодёжь. Образование. Наука. II Международная научно-практическая конференция. – Пенза, 2007.

27. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе. // Вопросы психологии. – 1987. — № 5.

28. Вердербер Р. Психология общения. – СПб., 2005.

29. Виноградов П. Учебное дело в наших университетах. // Вестник Европы. – Октябрь. 1901. – Т.V. – С. 537-573.

30. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие. / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Педагогическое общество России. – 2004.

31. Володарская И.А., Митина А.М. Проблема целей обучения в современной высшей школе и пути её решения в социалистической педагогике. // Современная высшая школа. – М., 1988. — № 2.

32. Вощевская О.В. Особенности педагогической деятельности в высшей школе США. // Достижения высшей школы: Материалы IV Международной научно-практической конференции. – София: Бялград – БГ, 2008. – т. 7.

33. Галкина Е.В., Харламова Ю.А. Гностическая деятельность педагога в рамках университетского образовательного комплекса.// Сб. трудов Межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы становления профессионально-педагогической культуры (преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы)». – Ростов н/Д: РГПУ, 2011. // ; rspu@rspu.edu.ru

34. Гарунова М.Г., Сёмушкин Л.Г., Фокин Ю.Г., Чернышов А.П. Этюды дидактики высшей школы. – М., 1994.

35. Гатауллин Р.М. CASE-технологии в высшем профессиональном образовании. // Высшее образование в России. – 2008. — № 1. – С.43-46.

36. Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. – Киев, 1974.

37. Гликман Н. Качество образования и этика преподавателя (текст).

// Высшее образование в России. – 2006. — № 5. – С. 117-121.

38. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

39. Гольцов Г.г. О профессиональной этике преподавателя. // Образование и общество. – 2002. — № 3. – С. 43-44.

40. Гоноболин Ф.Н. Педагогические способности и их классификация.// Материалы конференции по проблеме способностей. – М., 1970.

41. Горовая В.И. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности педагога высшей школы. // Непрерывное педагогическое образование. – Ставрополь, 1994.

42. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. – Ставрополь, 1995.

43. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: ИЦ Академия, 2008.

5 стр., 2144 слов

Организация антинаркотической профилактической работы в Муниципальном ...

... технологии школы (из опыта работы МОБУ СОШ №6)Замдир по ВР Луконина Р.М. Преподаватель хореографии. ... и городов Республики Башкортостан, Приказа МКУ Управления Образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан ... профилактику табакокурения среди обучающихся.Психолог школы Бородкина М.Н. 2Беседы, лекции: «Мы - будущее России» - против злоупотребления наркотических ...

44. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Юнити, 2003.

45. Громкова М.Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. // Высшее образование в России. – 1994. — № 4. – С. 105-108.

46. Гурье Л.И. Преподавательский состав профессиональных школ Франции. // Педагогика. 1995. — № 1.

47. Гурье Л.И., Маркина Л.Л. Подготовка преподавателя вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности. // Высшее образование в России. – 2009. — № 2. С. 91-96.

48. Деген Е. Воспоминания дерптского студента. // Мир Божий. – Март. 1902.

49. Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Акмеологическая культура личности: Содержание. Закономерности. Механизм развития. – М.: Воронеж, 2006.

50. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2006.

51. Добрусикин М. Социально-психологический портрет вузовского педагога. // СОЦИС. – 1995. — № 9. – С.137-141.

52. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Мн., 2003.

53. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. – Новосибирск: САФБР, 2008.

54. Есарёва З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984.

55. Жураковский В., Приходько В., Фёдоров И. Вузовский преподаватель сегодня. // Высшее образование в России. – 2000. — № 3.

56. Загарницкая И.И. Духовная миссия образования. / Вестник МГПУ. –2008.- № 1 (19).

– С. 31-37.

57. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. – М., 1987.

58. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов н/Д, 2003.

59. Захарова Д.К., Кибаенов А.Я. Этика делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.

60. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.Е Академия, 2006.

61. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. – 2003. — № 5.

62. Зиновкина М. Вузовский педагог ХХI века. // Высшее образование в России. – 1998. — № 3.

63. Змеев С.И. Андрогогика: основы теории и технологии обучения взрослых. – М., 2003.

64. Иванов В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей. // Высшее образование в России. – 1997. — № 3. С. 73-77.

65. Иванов В.Г., Гурье Л.И., Зерминов А. Педагогическая деятельность: Проблемы, сложности. // Высшее образование России. – 1997. — № 4. – С. 44-49.

66. Иванов В.Г., Гурье Л.И. Проектная культура преподавателя вуза. // Высшее образование в России. – 1997. — № 3. – С. 23-26.

6 стр., 2800 слов

Актуальные проблемы в сфере образования ФКС

... физического воспитания. В проекте концепции содержания общего и среднего образования в сфере физической культуры в 12-летней школе, разработанном авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук ... мониторинга индивидуально-личностной физической культуры учащихся. В новой социальной ситуации, возникшей в России на рубеже веков, физкультуру и спорт следует рассматривать и изучать в ...

67. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.

68. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для вузов. – Изд. 2-е. – М.: Академия, 2004.

69. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. – М.-Белгород, 1993.

70. Исаев И.Ф. Технология педагогической деятельности как компонент профессиональной культуры учителя. //Технология профессиональной деятельности: тезисы докладов межвуз. науч. практ. конференции. – Белгород, 1995.

71. Исаев И.Ф., Костина Н.И. Преподаватель высшей школы США: профессионально-педагогическая подготовка. _ Белгород, 2001.

72. Исаева Т.Е. Преподаватель как субъект качества образования. // Высшее образование в России. – 2003. — № 2. – С. 22-25.

73. Исаева Т.Е. О коммуникативной культуре преподавателя вышей школы. // Известия вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. – 2003. — № 1. – С. 83-88.

74. История Ленинградского университета 1819-1919: Очерки. – Л., 1969.

75. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

76. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Наука.. 1990.

77. Козырев В.А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем образовании.- СПб., 2005.

78. Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса. – СПб., 2005.

79. Козырева О.А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия. // Педагогическое образование и наука. – 2009. — № 9. – С. 79-84.

80. Концепция перехода к многоуровневой системе высшего педагогического образования. // Высшее образование в России. -1993. — № 3. – C.59-64.

81. Кряхтунов М.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя к профессиональному самообразованию: учеб. пособие. – М., 2002.

82. Кудряшева Л.Д. Каким быть преподавателю. – Л., 1986.

83. Кузовлёв В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство. // Педагогика. – 2000.- № 1. – С. 52-57.

84. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л., 1970.

85. Кулюткин Ю.Н. Психологическая готовность взрослого человека к обучению. // Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. – М., 1980.

86. Кульневич С.В. Педагогика личности. Стратегия и тактика личностного воспитания. – Ростов н/Д, 1995.

5 стр., 2266 слов

ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

... ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 23. Образование не учился вспомогательная школа начальное образование неполное среднее образование среднее образование среднее специальное образование незаконченное высшее образование высшее образование 24. Удовлетворенность полученным образованием ... через силу", при первой возможности все виды деятельности перекладывает на родственников (3 балла) самостоятельно ...

87. Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования. _ М., 2001.

88. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – Нальчик, 1996.

89. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1980.

90. Ломакина Т.Ю. приоритетные направления развития профессионального образования в ХХI в. //

91. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика. – 2001. — № 10.

92. Мазниченко М. Чего боится вузовский преподаватель? // Высшее образование в России. – 2005. — № 4. – С. 112-120.

93. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: Индивидуальность, стиль, деятельность: монография. М., Тамбов, 2000.

94. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

95. Маслаков С.И. Формирование ценностных ориентаций личности молодого преподавателя высшей школы: Автореферат дисс. На соиск. Учёной степени канд. Псих. Наук. – Курск, 2009. // www.kursr-uni.ru

96. Матушанский Г.У.. Цвенгер Ю.В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе. //

97. Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателей высшей школы: компетентностный подход. // Высшее образование в России. – 2007. — № 11. – С.46-56.

98. Методы системного педагогического мышления. / Под ред. Н.В.Кузьминой. – М., 1980.

99. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.

100. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 1917-1987. – М.: просвещение, 1987.

101. Московский В.В. Формирование профессиональной успешности преподавателя высшей школы: Автореферат дисс. на соискание учён. Спеп. Канд. псих. Наук. – М., 2007.

102. Нещадим Н.О., Лызь Н.А. Источники целеполагания в педагогике высшей школы и их олтражение в конструкте «профессиональная компетентность». / Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2006. – Т.6. — № 1. – С.11-13. // http://elibrary.ru/download/34581582.pdf

103. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002.

104. Озеров В.П. Профессиональные способности учёного. // Эвристическое образование: Материалы 8-й Региональной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2005. – С. 22-23.

105. Основы вузовской педагогики. / Под ред. Н.В.Кузьминой. – Л., 1972.

106. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.

107. Основы профессионального мастерства. / Под ред. И.А. Зязюна. – Киев: Вища школа, 1989.

108. Павлова Г.Е., Фёдоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов (1701-1765).

– М., 1988.

109. Педагогика и психология высшей школы. // Под ред. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д., 2002.

9 стр., 4079 слов

Творчество в деятельности преподавателя психологии

... активной творческой личности, механизму творческого мышления.      Актуальность исследования творческого потенциала, креативности преподавателя высшей школы очевидна по ... меняются.        Выступая  как  индивидуальный  субъект  педагогической  деятельности, педагог в то же время представляет собой  общественный  ...

110. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов н/Д, 1993.

111. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

112. Плугина М.И., Донская Л.Ю. Имидж профессионала: материалы для практических занятий и самостоятельной работы. – Ставрополь: ООО «Мир данных», 2003.

113. Поваляева М.М. Психология и этика делового общения/Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

114. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

115. Попков В.А., Коржуев А.В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения. – М., 2000.

116. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.:ИНФРА-М, 2009.

117. Проблемы зарубежной высшей школы: Обзорная информация НИИВШ. – М., 1988. – Вып. 2.

118. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2002.

119. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. – М.: ВЛАДОС, 2000.

120. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда: Пособие для начинающего преподавателя технического вуза. – М., 1990.

121. Руденко Т.Б., Каткова Л.В. К вопросу о профессиональной компетентности личности учителя. // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество», 2006. //

122. Сенашенко В.С. О компетентностном подходе в высшем образовании. // Высшее образование в России. – 2009. — № 4.

123. Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых: Учеб. пособие. – М., 2005.

124. Симонов В.П.Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие. – М., 1995.

125. Скаткин м.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.

126. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей. – М. 2000.

127. Скок Г.Б., Горлов Б.Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей: Учеб. пособие. – Новосибирск, 1992.

128. Скок Г.Б., Салкова О.В. Совершенствование коммуникативных умений преподавателя. // Советская педагогика. – 1990. — № 5. – С.101-103.

129. Сластёнин В.А. Гуманитарная культура специалиста.//Магистр. – 1991. — № 1.

130. Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. – М., 1976.

131. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2005.

132. Современные образовательные технологии. / Под ред. акад. РАО Н.В. Бордовской. – М.:КНОРУС, 2010.

133. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.

134. Соколова О.И. Информационная культура преподавателей. //

135. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

136. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. // Высшее образование сегодня. – 2004. — № 3.

137. Турбовской Я.С. Концепция высшего профессионального педагогического образования. // http://www.itop.ru

138. Тюников Ю., Мазниченко М. Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия. // Высшее образование в России. – 2004. — № 12.

139. Уманский Л.И. Психология организации деятельности. – М., 1980.

140. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. – М.: Владос, 2003.

141. Фёдоров В., Колегова Е., Мазаева Л. Качество педагогической деятельности: проблемы измерения. // Высшее образование в России. – 2006. — № 4.

142. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001.

143. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М., 2002.

144. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

145. Чернова М.Н. История Московского городского педагогического института им. В.П. Потёмкина (1933-1960).

М.: МГПУ, 2004.

146. Шабанова О.В. Социально-педагогические условия становления научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы (на примере классического университета): автореф. Дисс. …д-ра пед. наук. – Воронеж, 2002.

147. Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. – М.: Высшая школа,1997.

148. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. – М.: Культура и спорт, 2005.

149. Шестак Н.В., Шестак В.П. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании. // Высшее образование в России. – 2009. — № 3.

150. Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения. // Культура русской речи: Учебник для вузов. – М., 2000.

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики

 

 

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Семинар № 3 (2 часа)

 

Возможные задачи занятия:

· формирование общих представлений о психологических особенностях студентов и личности педагога высшей школы на основе знаний по психологии личности и психологии деятельности;

· совершенствование умений устно и письменно излагать изучаемый материал во взаимосвязи с философией и психологией.

Примерные вопросы для обсуждения:

 

1. Психология о сущности личности, её строении и развитии. Проблема личности в современной отечественной и зарубежной философии и педагогике.

2. Психологические особенности студенческой молодёжи и проблема образования в вузе.

3. Структура личностно-профессиональных качеств педагога высшей школы. Современные требования к личности преподавателя вуза.

4. Личностно-профессиональная готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности в условиях высшей школы.

Рекомендуемая литература:

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

2. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб., 2005.

3. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М., 1991.

4. Жураковский В., Приходько В., Фёдоров И. Вузовский преподаватель сегодня. // Высшее образование в России. – 2000. — № 3.

5. Зиновкина М. Вузовский педагог ХХI века. // Высшее образование в России. – 1998. — № 3.

6. Капраро Дж., Сервон Д. Психология личности. – СПб., 2003.

7. Клонингер С. Теория личности: познание человека. – СПб., 2003.

8. Кудряшева Л.Д. Каким быть преподавателю. – Л., 1986.

9. Кульневич С.В. Педагогика личности. Стратегия и тактика личностного воспитания. – Ростов н/Д, 1995.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

11. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

12. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

13. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

Семинар № 4 (2 часа)

Возможные задачи занятия:

· формирование знаний и представлений студентов о сущности и содержании профессиональной компетентности педагога высшей школы;

· развитие навыков использования методов научного исследования и организации коллективной научно-исследовательской деятельности.

Примерные вопросы для обсуждения:

 

1. Сущность понятий «компетенция», «компетентность». Компетентностный подход в современной педагогической науке.

2. Общая характеристика профессиональной компетентности педагога высшей школы.

3. Система компетенций преподавателя вуза. Научно-исследовательские знания и умения как компонент его профессиональных компетенций.

4. Уровни сформированности профессиональной компетентности преподавателя высшей школы.

 

Рекомендуемая литература:

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: метод, рекомендации для руководителей УМО вузов РФ. – М., 2005.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. – 2003. — № 10.

3. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. // Педагогика. – 2003. — № 10.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. – 2003. — № 5.

5. Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателей высшей школы: компетентностный подход. // Высшее образование в России. – 2007. — № 11. – С.46-56.

6. Нещадим Н.О., Лызь Н.А. Источники целеполагания в педагогике высшей школы и их отражение в конструкте «профессиональная компетентность». / Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2006. – Т.6. — № 1. – С.11-13. // http://elibrary.ru/download/34581582.pdf

7. Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании. / Ред. коллегия: Е.И.Артамонов, М.Я.Виленский. – М.: МАНПО, 2011 .

8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2002.

9. Сенашенко В.С. О компетентностном подходе в высшем образовании. // Высшее образование в России. – 2009. — № 4.

10. Шестак Н.В., Шестак В.П. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании. // Высшее образование в России. – 2009. — № 3.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И СТУДЕНТОВ

Семинар № 8(2 часа)

Возможные задачи занятия:

· углубление представлений будущих магистров об установлении деловых взаимоотношений с коллегами и студентами, о способах разрешения конфликтов;

· развитие умения планировать и организовывать учебное и научно-исследовательское общение студентов;

· освоение методов изучения обучающимися индивидуальных особенностей общения педагогов высшей школы.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Общие понятия о педагогическом общении и педагогически целесообразных взаимоотношениях.

2. Особенности педагогического общения в условиях высшей школы. Стили общения.

3. Групповое и индивидуальное научно-исследовательское и учебное взаимодействие преподавателя и студентов в вузе.

4. Конфликты, их виды. Проблема урегулирования конфликтных ситуаций во взаимоотношениях вузовского преподавателя и студентов.

Рекомендуемая литература:

1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. – Ярославль, 1989.

2. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов н/Д, 1993.

3. Вердербер Р. Психология общения. – СПб., 2005.

4. Гликман Н. Качество образования и этика преподавателя (текст).

// Высшее образование в России. – 2006. — № 5. – С. 117-121.

5. Гольцов Г.г. О профессиональной этике преподавателя. // Образование и общество. – 2002. — № 3. – С. 43-44.

6. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Юнити, 2003.

7. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2006.

8. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. – Новосибирск: САФБР, 2008.

9. Захарова Д.К., Кибаенов А.Я. Этика делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.

10. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

11. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – Нальчик, 1996.

12. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов н/Д, 1993.

13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2005.

14. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

15. Тюников Ю., Мазниченко М. Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия. // Высшее образование в России. – 2004. — № 12.

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Семинар № 9 (2 часа)

 

Возможные задачи занятия:

· освоение норм и правил речевой культуры;

· овладение навыками речевого взаимодействия и публичного выступления;

· развитие приёмов невербального общения как вспомогательных средств речевой выразительности.

 

Примерные вопросы для обсуждения:

 

1. Речь как деятельность общения, её функциональные особенности. Виды речевой деятельности. Современные факторы формирования речи.

2. Речевой этикет и культура речи педагога высшей школы.

3. Ораторское искусство преподавателя: психолого-педагогические и риторические условия действенности речи педагога (психологические особенности собеседников, заинтересованность слушателей, эмоциональность, правильность, убедительность, логичность речи, лексические и стилистические приёмы и пр.)

4. Жест, мимика, пантомимика как формы неречевого общения, их взаимосвязь с речью. Невербальное поведение собеседника как информационный источник управления речевым взаимодействием.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Ахьямова И.А. Барьеры невербального общения в подготовке будущих социальных педагогов и специалистов по социальной работе. // Педагогическое образование и наука. – 2010. — № 6. – С. 43-48.

2. Бадмаев Б.Ц. Выступление, беседа – всегда общение. – М., 1983.

3. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д, 1996.

5. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 1993.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. – М.: Лабиринт, 1996.

7. Исаева Т.Е. О коммуникативной культуре преподавателя вышей школы. // Известия вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. – 2003. — № 1. – С. 83-88.

8. Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. Полное руководство. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

9. Поваляева М.М. Психология и этика делового общения/Серия «Высшее образование»/. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

10. Скок Г.Б., Салкова О.В. Совершенствование коммуникативных умений преподавателя. // Советская педагогика. – 1990. — № 5. – С.101-103.

11. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.

12. Ширяев Е.н. Культура русской речи и эффективность общения. // Культура русской речи: Учебник для вузов. – М., 2000.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

1. Познакомившись с одним из предлагаемых ниже источников, преобразуйте научное знание в учебный материал для студентов:

· Проблемные задания;

· Задания для обучения различным приёмам чтения специальной научной литературы;

· Дидактические материалы для контроля знаний обучающихся;

· Задания по овладению следующими умениями:

— обобщение понятий и подведение под понятие;

— выделение общих положений;

— конкретизация;

— выведение следствий;

— построение доказательств.

Подготовьте письменные рекомендации по преобразованию научного знания в учебный материал.

Укажите, на какие фундаментальные знания по педагогике и психологии учебно-познавательной деятельности Вам следует опираться при переработке.

 

Список рекомендуемых источников для выполнения задания № 1:

 

1. Бухатанова Д.Б. Педагогические условия профессиональной деятельности педагогов высшей школы: Реферат дисс. Магистра профессионального обучения. – Усть-Каменогорск, 2010. http://www.vkgu.kz/ ;

2. Васильева Е. Оценка и самооценка: мотивы улучшения качества деятельности преподавателей вуза. // Alma-mater. – 2006. — № 1. – С. 43-45;

3. Вощевская О.В. Особенности педагогической деятельности в высшей школе США. // Достижения высшей школы: Материалы IV Международной научно-практической конференции. – София: Бялград – БГ, 2008. – т. 7;

4. Иванов В.Г., Гурье Л.И., Зерминов А. Педагогическая деятельность: Проблемы, сложности. // Высшее образование России. – 1997. — № 4. – С. 44-49.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. На основании литературных источников, приведённых ниже и в списке рекомендованных для подготовки к семинару, проанализируйте категорию личности в философии, психологии, педагогике.

· Укажите ключевые характеристики личности, выступающие на первый план в этих и других науках, где личность занимает важное место.

· В чём проявляется ограниченность трактовки личности в отечественной педагогике советского периода?

Оформите сделанные вами выводы в письменном виде и подготовьте устное сообщение.

2. Проведите наблюдение за одним из своих сокурсников и составьте его психологический портрет как личности и профессионала.

3. Охарактеризуйте известные Вам типы нервной системы и разработайте рекомендации для преподавателей высшей школы по учету их особенностей в образовательном процессе в вузе.

4. Подготовьте памятку преподавателю по организации индивидуальной познавательной деятельности студентов с разными стилями мышления.

Список рекомендуемых источников для выполнения задания № 1:

 

1. Бахтин Н.М. Разложение личности и внутренняя жизнь. // Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. – М.: Институт практической психологии, 1996;

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991;

3. Кравченко А.И. Общая психология. – М., Проспект, 2009;

4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, Культур, 1992;

5. Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд-кий Дом «БАХРАХ», 1996;

6. Человек как философская проблема: Восток-Запад. / Отв. ред. Н.С. Кибараев. – М.: Изд-во УДН, 1991.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

1. Разбившись на группы по 3-4 человека, изучите состояние педагогической компетентности Ваших сокурсников, используя различные методы психолого-педагогического исследования (по выбору студентов) и по полученным материалам подготовьте справку «Профессиональная компетентность магистрантов педагогического вуза».

2. Проведите аналогичную работу по изучению компетенции Ваших сокурсников в использовании иностранного языка как средства научно-исследовательской и практической педагогической деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

1. Составьте программу профессионального самообразования, определив цели самосовершенствования.

2. Зная программу настоящего учебного курса и особенности своей студенческой группы, определите учебные и воспитательные задачи, которые должны быть решены в процессе его изучения и наметьте план их реализации. Поставленные Вами педагогические задачи должны быть систематизированы.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

МАГИСТРАНТОВ

1. Акмеологические условия и факторы формирования профессиональной успешности педагога высшей школы.

2. Аксиологические основы педагогической деятельности преподавателя вуза.

3. Высшее педагогическое образование в современной России: проблемы и перспективы.

4. Гностическая деятельность вузовского педагога как основа профессионального мастерства.

5. Гуманизация взаимоотношений вузовского преподавателя и студентов в процессе учебно-исследовательской деятельности.

6. Диалог как форма учебного взаимодействия педагога и студентов вуза.

7. Европейская система профессиональной подготовки педагогов к работе в вузе.

8. Здоровьесберегающие аспекты в профессиональной деятельности педагога высшей школы.

9. Индивидуализация и дифференциация обучения в процессе подготовки педагога высшей школы.

10. Информационно-педагогическая компетентность как элемент профессиональной культуры педагога высшей школы.

11. Коммуникативная культура в профессиональной деятельности педагога высшей школы

12. Коммуникативная компетентность как компонент общей культуры педагога высшей школы.

13. Методы и формы активизации обучения в педагогической деятельности преподавателя вуза.

14. Личностно-профессиональная готовность к педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений

15. Научно-исследовательская деятельность педагога высшей школы.

16. Невербальное поведение преподавателя вуза в учебном взаимодействии со студентами.

17. Оптимизация процесса формирования успешной профессиональной деятельности педагога высшей школы.

18. Организационно-педагогические аспекты модернизации образовательного процесса в педагогическом вузе.

19. Организационно-педагогическое обеспечение повышения квалификации педагога высшей школы.

20. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

21. Проблема оптимизации профессионально-педагогической деятельности педагога высшей школы.

22. Психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций молодых педагогов высшей школы

23. Развитие познавательной мотивации обучающихся к профессионально-педагогической деятельности в вузе.

24. Развитие профессионально-педагогической компетентности в подготовке педагогов высшей школы.

25. Развитие профессионального самосознания педагога высшей школы.

26. Самообразование как фактор личностного и профессионального роста молодого преподавателя вуза.

27. Система непрерывного образования как условие профессионально-педагогического развития вузовского преподавателя.

28. Совместная исследовательская деятельность педагога высшей школы и студентов.

29. Современные тенденции подготовки педагога высшей школы к профессиональной деятельности в России и за рубежом.

30. Современные технологии оценки качества профессиональной деятельности вузовского педагога.

31. Социальные и психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности педагога высшей школы.

32. Стратегии коммуникативного поведения преподавателя со студентами на учебном занятии.

33. Технологии повышения коммуникативной компетентности педагога высшей школы.

34. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза.

35. Формирование готовности молодого вузовского педагога к самостоятельной профессиональной деятельности.

36. Формы и методы развития профессиональной компетентности педагога высшей школы.

37. Формы и методы развития творческого мышления вузовского преподавателя в процессе профессиональной подготовки и переподготовки.

38. Ценностные ориентации зарубежных педагогов высшей школы.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

1. Предмет и задачи курса «Педагог высшей школы – профессиональная компетентность и личностная готовность»

2. Преподаватели высшей школы прошлого как педагоги и учёные.

3. Имидж – составляющая успешной профессиональной деятельности педагога высшей школы.

4. Общая характеристика профессиональной деятельности педагога высшей школы.

5. Деятельность как философская категория. Психологическая структура деятельности. Общее понятие о педагогической деятельности.

6. Профессиональная деятельность современного педагога высшей школы, её содержание и характер. Стили педагогической деятельности преподавателя вуза.

7. Аксиологический подход в деятельности современного педагога высшей школы.

8. Научно-исследовательская и преподавательская деятельность педагога вуза.

9. Отечественная и зарубежная психология о сущности, строении и развитии личности.

10. Проблема личности в современной отечественной и зарубежной философии и педагогике.

11. Психологические особенности современной студенческой молодёжи, обучающейся в вузе, их учёт в педагогической деятельности преподавателей.

12. Структура личностно-профессиональных качеств педагога высшей школы.

13. Современные требования к преподавателю вуза как к личности и профессионалу.

14. Личностная готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности в условиях высшей школы.

15. Понятия «компетенция», «компетентность». Компетентностный подход в современной педагогической науке.

16. Профессиональная компетентность и личностные качества педагогов вузов.

17. Общая характеристика профессиональной компетентности педагога высшей школы. Уровни её сформированности у преподавателей.

18. Система и содержание компетенций преподавателя вуза.

19. Научно-исследовательские знания и умения как компонент системы профессиональных компетенций педагога высшей школы.

20. Проблема педагогического мастерства педагога высшей школы.

21. Сущность понятия «педагогическое мастерство», его соотношение с понятием «профессиональная компетентность педагога».

22. Характеристика слагаемых педагогического мастерства вузовского преподавателя.

23. Структура педагогических способностей педагога высшей школы. Взаимосвязь педагогических способностей и профессионального мастерства в его деятельности.

24. Педагогическое мастерство и научно-исследовательская деятельность педагога высшей школы.

25. Общая, профессиональная и базовая культура личности педагога высшей школы.

26. Содержание и структура педагогической культуры преподавателя вуза.

27. Педагогическая этика как основа профессиональной культуры современного преподавателя.

28. Информационная культура как компонент общей культуры педагога высшей школы.

29. Педагогическая культура и мастерство преподавателя высшей школы.

30. Педагогический процесс в высшей школе как система. Его конструирование и организация.

31. Формы, методы и средства обучения в современном педагогическом вузе.

32. Учебный процесс в вузе. Общая характеристика образовательных технологий.

33. Современные технологии обучения в системе высшего образования.

34. Технические средства и компьютерные системы в системе средств обучения.

35. Технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса в вузе.

36. Организация и принципы контроля за качеством знаний студентов. Рейтинговая система оценки учебных достижений студентов и другие технологии экспертной оценки качества образования.

37. Технологии актуализации потенциала субъектов педагогического процесса высшей школы.

38. Педагогические технологии и мастерство педагога высшей школы.

39. Методическое обеспечение деятельности преподавателя вуза. Подготовка педагога к проведению учебного занятия.

40. Организация воспитательной работы в высшей школе: теоретические основы и практика воспитания.

41. Сущность профессионального педагогического общения и характеристика педагогически целесообразных взаимоотношений педагога и студентов.

42. Особенности педагогического общения в условиях высшей школы. Стили общения.

43. Групповое и индивидуальное научно-исследовательское и учебное взаимодействие преподавателя и студентов в вузе.

44. Конфликты, их виды. Проблема урегулирования конфликтных ситуаций во взаимоотношениях вузовского преподавателя и студентов.

45. Условия гуманизации взаимодействие вузовского преподавателя и студентов в процессе обучения.

46. Функциональные особенности речевой деятельности преподавателя вуза. Современные факторы её формирования.

47. Речевой этикет и культура речи педагога высшей школы.

48. Психолого-педагогические и риторические условия действенности речи педагога высшей школы.

49. Невербальные формы общения, их взаимосвязь с речью.

50. Невербальное поведение собеседника как информационный источник управления речевым взаимодействием в процессе обучения.

51. Творчество как вид деятельности. Творческий характер профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

52. Характеристика творческого мышления. Методы и приёмы стимулирования и развития творческого мышления студентов в педагогическом процессе высшей школы.

53. Организация совместной творческой деятельности педагога и студентов в высшей школе.

54. Социально-экономические и политико-правовые основы деятельности российской высшей школы.

55. Развитие высшего образования в РФ и за рубежом на современном этапе: основные тенденции и Болонский процесс.

56. Нормативно-правовые основы функционирования высшего профессионального образования в современной России.

57. Правовые основы профессиональной деятельности педагога высшей школы.

58. Управление и самоуправление в деятельности преподавателя вуза. Правила личной организованности и самодисциплины.

59. Общая характеристика системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в РФ.

60. Профессиональная подготовка преподавателя высшей школы за рубежом.

61. Проблема непрерывного образования и профессиональной подготовки педагогических кадров для высшей школы.

62. Социально-экономические, правовые и психолого-педагогические условия совершенствования подготовки и переподготовки преподавателей вузов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

151. Абросимов В.Н. Профессиональные качества преподавателя. //Стандарты и мониторинг. – 2001. — № 6.

152. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М., 1979.

153. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: книга 2. – Казань: Изд-во Казанского ун-та 1998.

154. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 1980.

155. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

156. Атанов Г.А. Обучение и искусственный интеллект или основы современной дидактики высшей школы. – Донецк, 2002. (Библиотека).

157. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: метод, рекомендации для руководителей УМО вузов РФ. – М., 2005.

158. Байкова Л.А., Гребёнкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2000.

159. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов.// Советская педагогика. – 1981. — № 1.

160. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. – Ярославль, 1989.

161. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. – М, 1986.

162. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977.

163. Беспалько В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования. – Рига, 1972.

164. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. – 2003. — № 10.

165. Борисенков В.П. и др. Вуз как воспитательное пространство: материалы круглого стола.// Педагогика. – 2002. — № 7.

166. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М., 1991.

167. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих способностей. // Вопросы психологии. 1997. — № 2.

168. Бороздина Л.В. Личность и характер. // Материалы VII Всесоюзного съезда общества психологов СССР. – М., 1989.

169. Бугаев Н.В. К вопросу об университетском преподавании. – М., 1901.

170. Буров А.В. Психологическая культура и образование в ХХI в. // Высшее образование в России. – 2000. — № 2.

171. Бусыгина А.Л. Профессия – профессор. – М., 2003.

172. Бухатанова Д.Б. Педагогические условия профессиональной деятельности педагогов высшей школы: Реферат дисс. Магистра профессионального обучения. – Усть-Каменогорск, 2010. http://www.vkgu.kz/

173. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

174. Васильева Е. Оценка и самооценка: мотивы улучшения качества деятельности преподавателей вуза. // Alma-mater. – 2006. — № 1. – С. 43-45.

175. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. // Педагогика. – 2003. — № 10.

176. Вдовина О.А. Формирование современного преподавателя высшего учебного заведения. // Молодёжь. Образование. Наука. II Международная научно-практическая конференция. – Пенза, 2007.

177. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе. // Вопросы психологии. – 1987. — № 5.

178. Вердербер Р. Психология общения. – СПб., 2005.

179. Виноградов П. Учебное дело в наших университетах. // Вестник Европы. – Октябрь. 1901. – Т.V. – С. 537-573.

180. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие. / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Педагогическое общество России. – 2004.

181. Володарская И.А., Митина А.М. Проблема целей обучения в современной высшей школе и пути её решения в социалистической педагогике. // Современная высшая школа. – М., 1988. — № 2.

182. Вощевская О.В. Особенности педагогической деятельности в высшей школе США. // Достижения высшей школы: Материалы IV Международной научно-практической конференции. – София: Бялград – БГ, 2008. – т. 7.

183. Галкина Е.В., Харламова Ю.А. Гностическая деятельность педагога в рамках университетского образовательного комплекса.// Сб. трудов Межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы становления профессионально-педагогической культуры (преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы)». – Ростов н/Д: РГПУ, 2011. // ; rspu@rspu.edu.ru

184. Гарунова М.Г., Сёмушкин Л.Г., Фокин Ю.Г., Чернышов А.П. Этюды дидактики высшей школы. – М., 1994.

185. Гатауллин Р.М. CASE-технологии в высшем профессиональном образовании. // Высшее образование в России. – 2008. — № 1. – С.43-46.

186. Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. – Киев, 1974.

187. Гликман Н. Качество образования и этика преподавателя (текст).

// Высшее образование в России. – 2006. — № 5. – С. 117-121.

188. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

189. Гольцов Г.г. О профессиональной этике преподавателя. // Образование и общество. – 2002. — № 3. – С. 43-44.

190. Гоноболин Ф.Н. Педагогические способности и их классификация.// Материалы конференции по проблеме способностей. – М., 1970.

191. Горовая В.И. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности педагога высшей школы. // Непрерывное педагогическое образование. – Ставрополь, 1994.

192. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. – Ставрополь, 1995.

193. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: ИЦ Академия, 2008.

194. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Юнити, 2003.

195. Громкова М.Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. // Высшее образование в России. – 1994. — № 4. – С. 105-108.

196. Гурье Л.И. Преподавательский состав профессиональных школ Франции. // Педагогика. 1995. — № 1.

197. Гурье Л.И., Маркина Л.Л. Подготовка преподавателя вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности. // Высшее образование в России. – 2009. — № 2. С. 91-96.

198. Деген Е. Воспоминания дерптского студента. // Мир Божий. – Март. 1902.

199. Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Акмеологическая культура личности: Содержание. Закономерности. Механизм развития. – М.: Воронеж, 2006.

200. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2006.

201. Добрусикин М. Социально-психологический портрет вузовского педагога. // СОЦИС. – 1995. — № 9. – С.137-141.

202. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Мн., 2003.

203. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. – Новосибирск: САФБР, 2008.

204. Есарёва З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984.

205. Жураковский В., Приходько В., Фёдоров И. Вузовский преподаватель сегодня. // Высшее образование в России. – 2000. — № 3.

206. Загарницкая И.И. Духовная миссия образования. / Вестник МГПУ. –2008.- № 1 (19).

– С. 31-37.

207. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. – М., 1987.

208. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов н/Д, 2003.

209. Захарова Д.К., Кибаенов А.Я. Этика делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.

210. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.Е Академия, 2006.

211. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. – 2003. — № 5.

212. Зиновкина М. Вузовский педагог ХХI века. // Высшее образование в России. – 1998. — № 3.

213. Змеев С.И. Андрогогика: основы теории и технологии обучения взрослых. – М., 2003.

214. Иванов В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей. // Высшее образование в России. – 1997. — № 3. С. 73-77.

215. Иванов В.Г., Гурье Л.И., Зерминов А. Педагогическая деятельность: Проблемы, сложности. // Высшее образование России. – 1997. — № 4. – С. 44-49.

216. Иванов В.Г., Гурье Л.И. Проектная культура преподавателя вуза. // Высшее образование в России. – 1997. — № 3. – С. 23-26.

217. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.

218. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для вузов. – Изд. 2-е. – М.: Академия, 2004.

219. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. – М.-Белгород, 1993.

220. Исаев И.Ф. Технология педагогической деятельности как компонент профессиональной культуры учителя. //Технология профессиональной деятельности: тезисы докладов межвуз. науч. практ. конференции. – Белгород, 1995.

221. Исаев И.Ф., Костина Н.И. Преподаватель высшей школы США: профессионально-педагогическая подготовка. _ Белгород, 2001.

222. Исаева Т.Е. Преподаватель как субъект качества образования. // Высшее образование в России. – 2003. — № 2. – С. 22-25.

223. Исаева Т.Е. О коммуникативной культуре преподавателя вышей школы. // Известия вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. – 2003. — № 1. – С. 83-88.

224. История Ленинградского университета 1819-1919: Очерки. – Л., 1969.

225. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

226. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Наука.. 1990.

227. Козырев В.А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем образовании.- СПб., 2005.

228. Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса. – СПб., 2005.

229. Козырева О.А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия. // Педагогическое образование и наука. – 2009. — № 9. – С. 79-84.

230. Концепция перехода к многоуровневой системе высшего педагогического образования. // Высшее образование в России. -1993. — № 3. – C.59-64.

231. Кряхтунов М.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя к профессиональному самообразованию: учеб. пособие. – М., 2002.

232. Кудряшева Л.Д. Каким быть преподавателю. – Л., 1986.

233. Кузовлёв В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство. // Педагогика. – 2000.- № 1. – С. 52-57.

234. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л., 1970.

235. Кулюткин Ю.Н. Психологическая готовность взрослого человека к обучению. // Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. – М., 1980.

236. Кульневич С.В. Педагогика личности. Стратегия и тактика личностного воспитания. – Ростов н/Д, 1995.

237. Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования. _ М., 2001.

238. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – Нальчик, 1996.

239. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1980.

240. Ломакина Т.Ю. приоритетные направления развития профессионального образования в ХХI в. //

241. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика. – 2001. — № 10.

242. Мазниченко М. Чего боится вузовский преподаватель? // Высшее образование в России. – 2005. — № 4. – С. 112-120.

243. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: Индивидуальность, стиль, деятельность: монография. М., Тамбов, 2000.

244. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

245. Маслаков С.И. Формирование ценностных ориентаций личности молодого преподавателя высшей школы: Автореферат дисс. На соиск. Учёной степени канд. Псих. Наук. – Курск, 2009. // www.kursr-uni.ru

246. Матушанский Г.У.. Цвенгер Ю.В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе. //

247. Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателей высшей школы: компетентностный подход. // Высшее образование в России. – 2007. — № 11. – С.46-56.

248. Методы системного педагогического мышления. / Под ред. Н.В.Кузьминой. – М., 1980.

249. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.

250. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 1917-1987. – М.: просвещение, 1987.

251. Московский В.В. Формирование профессиональной успешности преподавателя высшей школы: Автореферат дисс. на соискание учён. Спеп. Канд. псих. Наук. – М., 2007.

252. Нещадим Н.О., Лызь Н.А. Источники целеполагания в педагогике высшей школы и их олтражение в конструкте «профессиональная компетентность». / Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2006. – Т.6. — № 1. – С.11-13. // http://elibrary.ru/download/34581582.pdf

253. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002.

254. Озеров В.П. Профессиональные способности учёного. // Эвристическое образование: Материалы 8-й Региональной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2005. – С. 22-23.

255. Основы вузовской педагогики. / Под ред. Н.В.Кузьминой. – Л., 1972.

256. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.

257. Основы профессионального мастерства. / Под ред. И.А. Зязюна. – Киев: Вища школа, 1989.

258. Павлова Г.Е., Фёдоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов (1701-1765).

– М., 1988.

259. Педагогика и психология высшей школы. // Под ред. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д., 2002.

260. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов н/Д, 1993.

261. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

262. Плугина М.И., Донская Л.Ю. Имидж профессионала: материалы для практических занятий и самостоятельной работы. – Ставрополь: ООО «Мир данных», 2003.

263. Поваляева М.М. Психология и этика делового общения/Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

264. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

265. Попков В.А., Коржуев А.В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения. – М., 2000.

266. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.:ИНФРА-М, 2009.

267. Проблемы зарубежной высшей школы: Обзорная информация НИИВШ. – М., 1988. – Вып. 2.

268. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2002.

269. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. – М.: ВЛАДОС, 2000.

270. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда: Пособие для начинающего преподавателя технического вуза. – М., 1990.

271. Руденко Т.Б., Каткова Л.В. К вопросу о профессиональной компетентности личности учителя. // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество», 2006. //

272. Сенашенко В.С. О компетентностном подходе в высшем образовании. // Высшее образование в России. – 2009. — № 4.

273. Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых: Учеб. пособие. – М., 2005.

274. Симонов В.П.Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие. – М., 1995.

275. Скаткин м.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.

276. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей. – М. 2000.

277. Скок Г.Б., Горлов Б.Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей: Учеб. пособие. – Новосибирск, 1992.

278. Скок Г.Б., Салкова О.В. Совершенствование коммуникативных умений преподавателя. // Советская педагогика. – 1990. — № 5. – С.101-103.

279. Сластёнин В.А. Гуманитарная культура специалиста.//Магистр. – 1991. — № 1.

280. Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. – М., 1976.

281. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2005.

282. Современные образовательные технологии. / Под ред. акад. РАО Н.В. Бордовской. – М.:КНОРУС, 2010.

283. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.

284. Соколова О.И. Информационная культура преподавателей. //

285. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

286. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. // Высшее образование сегодня. – 2004. — № 3.

287. Турбовской Я.С. Концепция высшего профессионального педагогического образования. // http://www.itop.ru

288. Тюников Ю., Мазниченко М. Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия. // Высшее образование в России. – 2004. — № 12.

289. Уманский Л.И. Психология организации деятельности. – М., 1980.

290. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. – М.: Владос, 2003.

291. Фёдоров В., Колегова Е., Мазаева Л. Качество педагогической деятельности: проблемы измерения. // Высшее образование в России. – 2006. — № 4.

292. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001.

293. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М., 2002.

294. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

295. Чернова М.Н. История Московского городского педагогического института им. В.П. Потёмкина (1933-1960).

М.: МГПУ, 2004.

296. Шабанова О.В. Социально-педагогические условия становления научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы (на примере классического университета): автореф. Дисс. …д-ра пед. наук. – Воронеж, 2002.

297. Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. – М.: Высшая школа,1997.

298. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. – М.: Культура и спорт, 2005.

299. Шестак Н.В., Шестак В.П. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании. // Высшее образование в России. – 2009. — № 3.

300. Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения. // Культура русской речи: Учебник для вузов. – М., 2000.

 

 


[1] Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации. Постановление Госкомвуза России № 42 от 10 августа 1993 года.