Актуальные проблемы в сфере образования ФКС

Социальная ситуация последних лет открыто демонстрирует ряд проблем в состоянии физического воспитания детского и взрослого населения страны, печальным результатом чего является ослабленное здоровье, развитие вредных привычек, сокращение сроков жизни, неподготовленность молодежи к службе в армии. Особенно тревожная тенденция — «омоложение» наркомании. За последние десять лет, по официальным данным, подростков, больных наркоманией, стало в 17 раз больше, и сегодня их доля, среди злоупотребляющих наркотиками, составляет 32,2 %.

Современная школа находится в поисках эффективных методов обучения, создаются новые модели образовательных учреждений. Усложнение программ обучения и интенсификация учебного процесса, особенно в учреждениях повышенного уровня образования, ведет к повышению интеллектуальной и снижению двигательной активности, сокращению продолжительности отдыха, умственной и психологической перегрузке, ведущим к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые усугубляются с каждым годом обучения.

Существующие в рамках учебного плана обязательные уроки физической культуры не решают проблему сохранения и укрепления здоровья школьника, ввиду недостатка учебного времени и несовершенства методики, и не могут быть гарантом успешного физического развития и укрепления здоровья.

В этих условиях приобретают особое значение собственные усилия учащихся, осознание необходимости личной ответственности за состояние собственного физического развития, поддержание достаточного уровня здоровья и физической подготовленности. Учащиеся должны глубоко осознавать роль физической культуры в решении своих жизненных проблем.

Специфической особенностью физической культуры в отличие от других аспектов культуры, является направленность одновременно как на «физическое» в человеке, так и на социально-психологические стороны его развития. Воздействуя на физическое, телесное комплексом специфических средств и методов, физическая культура также оказывает положительное влияние на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности в силу единства и взаимообусловленности функционирования материальных и духовных начал в человеке.

Эти обстоятельства актуализируют необходимость рассматривать в качестве фундаментальной задачи физического воспитания развитие индивидуально-личностной физической культуры школьников.

Проведенноый анализ источниковв показывает, что в решении этой задачи следует ориентироваться на разработанную нами проективную модель формирования индивидуально-личностной физической культуры, компонентами которой являются физическая подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство личности. Эти компоненты можно рассматривать и как этапы возрастного и индивидуального саморазвития физической культуры школьников.

14 стр., 6836 слов

Здоровьесберегающие принципы в организации учебно-воспитательного процесса

... и укрепление здоровья школьников, воспитание у них и у их учителей культуры здоровья. Тогда аттестат ... данного принципа невозможна без проведения мониторинга здоровья учащихся — физического, психологического, духовно-нравственного. Принцип непрерывности и ... роль здоровьесберегающих принципов в повышении качества организации учебно-познавательного процесса. Цель исследования: - охарактеризовать и ...

Необходимые теоретические основания для построения системы воспитания индивидуально-личностной физической культуры создают диагностический, возрастной, деятельностный, личностный и индивидуальный подходы.

Построение системы воспитания индивидуально-личностной физической культуры возможно на основе интеграции усилий школы и семьи, создания необходимой спортивно-оздоровительной среды, широкого вовлечения учащихся в различные виды физической активности, усиления в образовании роли методов, обеспечивающих учащимся роль самостоятельных субъектов здорового образа жизни и собственного физического, духовного и нравственного развития, включения в содержание физического образования методов контроля и самоконтроля его результатов, индивидуальных программ физического саморазвития и мониторинга индивидуально-личностной физической культуры учащихся.

В новой социальной ситуации, возникшей в России на рубеже веков, физкультуру и спорт следует рассматривать и изучать в контексте общекультурного развития целостной личности.

Методологические ориентиры такому направлению исследований дает концепция личностно ориентированного образования культурологического типа (Е. В. Бондаревская, И. С. Крылова, А. П. Валицкая и др.), в которой образование представлено как человекообразующий процесс, осуществляемый в культурной среде культуросообразными методами.

Поворот к целостной личности обучаемого заметен в исследованиях по проблемам физического воспитания и спорта. Это проявляется в актуализации аксеологического, интеллектуального, деятельностного и индивидуально-личностного компонентов физического воспитания.

В настоящее время активно ведутся исследования по направлениям: соотношения биологического и социального, телесного и духовного в человеке (Н. Н. Визитей, Н. И. Пономарев, В. К. Бальсевич, И. М. Быховская, Л. И. Лубышева и др.); ее ценностного (аксеологического) аспекта (Ю. М. Николаев, В. М. Выдрин, В. К. Бальсевич, В. И. Столяров, Л. И. Лубышева, Ю. Ф. Курамшин); формирования физической культуры личности (В. К. Бальсевич, В. А. Пономарчук, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, А. П. Матвеев, В. И. Столяров, И. М. Быховская, Ю. М. Николаев, Ю. Ф. Курамшин и др.); ее роли во всестороннем и гармоничном развитии личности (А. Ц. Пуни, Н. Н. Визитей, Ю. М. Николаев и др.).

Среди этих исследований наиболее перспетивными, на мой взгляд, являются те, которые основаны на культурологическом подходе и развертываются вокруг ключевого понятия «физическая культура личности», содержание которого раскрывается на основе идеи единства материальных и духовных основ личности, взаимодействия биологического и социального, двигательного и интеллектуального в жизнедеятельности человека.

Таким образом, можно констатировать, что современная ситуация в сфере исследований проблем физического воспитания учащихся характеризуется переходом от изучения факторов, методов и приемов педагогического воздействия, обеспечивающих развитие отдельных физических качеств учащихся, к исследованиям, направленным на изучение условий и закономерностей формирования индивидуальной физической культуры личности, которая рассматривается как необходимая часть ее общей культуры.

3 стр., 1194 слов

Личность как предмет воспитания 3

... стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание (детсад, школа). Воспитание обязано естественно основываться ... современной педагогике более удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, ... Означает, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это ...

Поворот исследователей к индивидуально-личностной физической культуре обусловлен, во-первых, особенностями новой социальной ситуации в сфере воспитания, во-вторых, изменением общей парадигмы образования, переходом от традиционного к личностно ориентированному типу образования, в-третьих, противоречиями между общественной потребностью в здоровой, физически подготовленной личности и невозможностью ее удовлетворения традиционными средствами школьного физического воспитания.

В проекте концепции содержания общего и среднего образования в сфере физической культуры в 12-летней школе, разработанном авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук А. П. Пономарева, содержание школьного образования также ориентировано на развитие физической культуры личности учащихся.

Одной из главных идей концепции является намерение восстановить и усилить развивающую функцию физической культуры по отношению к личности, т. е. формирование личностных смыслов овладения физической культурой в интересах личной жизнедеятельности человека.

Физическая культура личности характеризуется как как качественное свойство человека, проявляющееся в единстве его физического, психического и нравственного здоровья, в знаниях и умениях организовать индивидуальные и коллективные формы занятий физическими упражнениями, активно вести здоровый образ жизни, содействующий оптимизации работоспособности и творческого долголетия.

Основываясь на выявленной тенденции современных исследований в сфере физической культуры, видится проблема исследования в поиске путей и средств, обеспечивающих переход от традиционных форм физического воспитания, рассчитанных на всех учащихся в одинаковой мере, к индивидуально-личностному подходу, обеспечивающему активность и самостоятельность каждого учащегося в развитии собственной физической культуры.

В современной школе, в связи с усложнением программ обучения и интенсификацией учебного процесса, особенно в учреждениях повышенного

уровня образования, переходом образовательных учреждений на профильное обучение, неизбежно снижается двигательная активность, сокращается продолжительность отдыха и увеличивается умственная и психологическая перегрузка учащихся, что ведет к нежелательным изменениям в состоянии здоровья, которые усугубляются от класса к классу.

Однако школы в основном не ориентированы на активное сохранение здоровья детей и создание научно обоснованных здоровьесберегающих технологий. Наличие в школах большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья и низким уровнем физической подготовленности выдвигают на первый план проблему формирования мотивации на двигательную деятельность и формирование индивидуально-личностной физической культуры учащихся различных возрастных групп.

 

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... как возможного партнера по игре. Как мы указывали в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно форми­рование игровых умений осуществляет­ся в совместной ... этом см.: Михайленко Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат ...

Инклюзивное образование в сфере физической культуры и спорта

Физическое воспитание и спорт вовлекают все категории людей, как здоровых, так и больных, нуждающихся в укреплении здоровья, физической и социальной реабилитации и адаптации; предполагают формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом образе и стиле жизни. Проблема повышения роли физического воспитания и спорта, физкультурного образования особенно актуальна в последнее время в связи с ухудшением показателей здоровья и физической деградацией людей.

В то же время, в обществе имеет место противоречие: значимость физического воспитания и спорта, физической тренировки и физической нагрузки в сочетании с оздоровительными средствами неуклонно возрастает, а объем двигательной активности, средства, методы и технологии в этом направлении адекватно не прогрессируют. Следствием является низкая эффективность физического воспитания детей школьного возраста, не обеспечивающая необходимого уровня здоровья и физической подготовленности школьников. Существующий уровень самостоятельных занятий не может обеспечить всеобъемлющее эффективное воздействие физического воспитания и спорта. Дополнительное образование охватывает физкультурно- спортивной работой малое количество учащихся.

В создавшейся ситуации встает задача максимальной реализации огромного потенциала физической культуры, физического воспитания и спортивной подготовки. В каждой школе необходимо обеспечить необходимый объем активной двигательной деятельности в сочетании с другими здоровье-укрепляющими факторами. Центральное место в решении этой проблемы занимают уроки физической культуры, охватывающие всех учащихся. От количества и качества уроков физической культуры решающим образом зависит эффективность других форм физического воспитания в школе, а также решение важнейшей задачи — формирования физической активности учащихся как основы здорового образа и стиля жизни.

Важно учитывать еще одно обстоятельство. Организованная система физического воспитания оказывает воздействие, например, на школьников только в период их обучения (1 — 11 классы).

После окончания школы воздействие «системы» прекращается, а здоровый стиль жизни предполагает наличие физической тренировки в течение всей жизни. Понятие «физическая активность человека» отражает аспект активного отношения личности к ценностям физической культуры. Поэтому одна из важнейших задач физического воспитания, его организованных и обязательных для всех обучаемых уроков — формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, вооружение их методическими знаниями и умением правильно организовать этот процесс применительно к себе или уметь помочь в этом другим. Уместно вспомнить притчу о том, что можно накормить рыбой человека один раз, а можно научить его ловить рыбу и он сможет прокормить себя всю жизнь.

 

Образовательная интеграция детей с особыми потребностями – это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Новый подход к организации образования таких детей вызван к жизни множеством причин, которые можно обозна- чить как социальный заказ общества и государства, достигшего определенного уровня экономического, правового и культурного развития. Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование [3].

3 стр., 1016 слов

«Теория и методика физического воспитания и развития детей раннего ...

... 2014. - 512 c. 9. Двигательная активность в полноценном развитии детского организма, ж. «Инструктор по физической культуре» № 2, 2010 10. Двигательная активность ребенка в ... стр.15 5.Список литературы………………………………………………………..стр.21 1.Комплекс педагогических факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей 1.Стрессовая педагогическая тактика. 2.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным ...

Рождению ребенка с нарушениями в физическом и интеллектуальном развитии в существующих в мире сообществах придается (и придавалось) различное значение. Даже в одном обществе это событие может иметь множество значений, обусловленных субкультурными представлениями, стереотипами, ценностями, которые варьируются как исторически, так и географически.

J. Newman полагает, что «отношение к людям с нарушениями и социальная политика

по отношению к ним формируются в резуль- тате исторических процессов». Он отмечает, что «эти процессы направляются философ- скими понятиями утилитаризма, гуманизма и прав человека. Эти понятия были частью западной культуры с древних времен и про- должают формировать ее политику и обще- ственную мораль и в наше время» [7, p. 5].

Необходимо отметить, что в настоящий момент в России «значительная часть роди- телей нормально развивающихся детей не принимает идеи о возможности включения детей с инвалидностью в обычные школы и детские сады и выступает против инклю- зии» [4, с. 42]. Так, например, исследова- ние, касающееся отношения школьников с нормальным развитием к людям с особыми потребностями, проведенное А. Ю. Пасторовой, показало, что с возрастом показатели эмпатии и принятия людей с особыми потребностями у учащихся снижаются, и «это наглядная иллюстрация того, что разделение людей на “инвалидов” и “не инвалидов” негласно усваивается школьниками, несмотря на то, что преподаватели проводят “уроки доброты”, рассказывают на классных часах о толерантности, а по телевидению идут замечательно снятые социальные ролики» [4, с. 43–44]. Соответственно, можно высказать предположение, что дети перенимают прежде всего, от подготовки квалифици-

сегрегационные установки и стереотипы по отношению к людям с ограниченными возможностями у взрослых, и такие установки на протяжении школьного возраста успешно закрепляются в их сознании.

На наш взгляд, такое отношение к детям с ограниченными возможностями связано главным образом с тем, что на протяжении долгого времени эти дети были изолированы от общества, будучи замкнутыми в особом социуме, в особых социальных, более того, государственных институтах.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что не существует единственно верного варианта, которого следует придерживаться, в том числе и ро- дителям детей с ограниченными возмож- ностями. Даже инклюзивное образование не всегда и не для всех «особых» детей является лучшим решением. Примером тому могут служить дети, которым был поставлен диагноз «ранний детский аутизм», и дети с расстройствами аутистического спектра. Поскольку главными симптомами при дан- ном синдроме являются нарушение социаль- ного взаимодействия и нарушенная взаим- ная коммуникация, такие дети редко могут вписаться в условия не только общеобразо- вательных школ, но даже и специальных об- разовательных учреждений. Следовательно, для них необходимо искать какие-то другие варианты взаимодействия с социумом.

23 стр., 11058 слов

Организационно-педагогические условия формирования эмпатии как ...

... работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в ближайшем будущем продолжит возрастать (в связи с политикой государства, направленной на увеличение доступности образования детям с ... с проблемами инвалидов, об особенностях жизни и перспективах развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивные и интегративные классы, открывающиеся в общеобразовательных учреждениях, ...

Обычное образование нацелено на здо- ровых детей, включает в себя обычных пе- дагогов и общеобразовательные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное об- разование с помощью реабилитации и адап- тации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И, наконец, ин- клюзивное образование, воспринимая ре- бенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования. Этот вид образования предполагает несколько вари- антов реализации: классический вариант посещения учебного заведения учащимся с ограниченными возможностями здоровья, надомное, дистанционное обучение [6].

Возвращаясь к проблеме инклюзивного образования в России, необходимо заметить, что эффективность его внедрения зависит,

рованных педагогических кадров, осозна- ющих социальную значимость своей про- фессии, обладающих высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятель- ности, знающих возрастные и психологи- ческие особенности воспитанников с раз- личными патологиями развития, умеющих реализовать конструктивное педагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательной среды [5].

Ю. В. Шумиловская в своем исследова- нии проводит многоуровневый анализ при- чин возникновения различных барьеров на пути развития инклюзивного образования и выделяет следующие уровни.

1. Макроуровень. Основными барьерами этого уровня для развития образовательной инклюзии являются: несовершенство феде- рального законодательства в отношении де- тей инвалидов; несоответствие его между- народным нормам, отсутствие федерального закона о специальном образовании, в кото- ром бы четко определялись правовые осно- вы института инклюзивного образования и принципы механизма создания экономиче- ских условий для реализации инклюзивных подходов в образовании лиц с особыми об- разовательными потребностями.

Мезоуровень. На этом уровне основными барьерами на пути развития инклю- зии в образовании являются: наличие культурных стереотипов в отношении людей с ограниченными возможностями; неготов- ность сложившейся системы образования отвечать индивидуальным потребностям каждого ребенка; отсутствие специальных стандартов образования и вариативных про- грамм для обучения лиц с особыми образовательными потребностями; отсутствие законодательно закрепленной возможности проводить обучение «особых» учащихся по индивидуальному плану, который позволяет использовать адаптированную к специаль- ным образовательным потребностям того или иного учащегося стандартную образова- тельную программу и применять в обучении компетентностный подход; отсутствие про- грамм по сопровождению лиц с ограничен- ными возможностями здоровья, обучающих- ся в общем образовательном учреждении.

Микроуровень. Этот уровень барьеров на пути развития инклюзивных подходов в образовании связан с деятельностью конкретных организаций и специалистов, отдельных людей. Для инклюзивного об- разования – это уровень психологического принятия преподавателями образователь- ных учреждений самой возможности со- вместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, их профессио- нальные установки, стереотипы и действия по отношению к учащемуся с ограниченными возможностями здоровья [6].

8 стр., 3802 слов

Основные тенденции развития образования в современном мире 2

... смыслы, цели и ценности образования. 1.Основные направления развития образования в современном мире. 1.1. Изменение целей образования в современном мире.            ... душевные и духовные движения, и, соответственно - новое образование, ориентированное на развитие.         Следует обратить внимание и на ряд ...

А подготовка специалистов в сфере физической культуры к работе в условиях инклюзивного образования затруднена, в свою очередь, проблемой средовых «барьеров» (выбор учебного материала, соответствую- щего интересам и возможностям всех уча- щихся класса; повышенное психологическое напряжение педагога; сложности общения школьников с особыми образовательны- ми потребностями как со здоровыми сверстниками, так и с педагогом и др.).

Кроме этого, специалист по физической культуре и спорту работает в условиях повышенного психологического напряжения, т. к. в зна- чительной степени усложняются выполнения требования обеспечения безопасности занятий физическими упражнениями для всех участников образовательного процесса, т. к. педагогу необходимо больше внимания уделять детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья [2].

Предполагается, что детям с особен- ностями развития сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях: в обычной общеобразовательной школе они не только могут получить более качествен- ное образование, но и успешно адаптироваться к жизни, реализовать потребность в эмоциональном и физическом развитии. К сожалению, практика показывает, что во- прос об организации процесса развития и обучения «особых» детей в массовой школе до сих пор остается открытым. Связано это не только со спецификой методик, но и с неподготовленностью кадров, фор- мирующих инклюзивную образовательную среду, оказывающих коррекционную и психологическую поддержку учащимся с особыми образовательными потребностями. Специалисту по физической культуре и спорту в реализации инклюзивного подхо- да в образовании отведена одна из ведущих ролей, поскольку занятия физической культурой, на наш взгляд, играют приоритетную роль в социальной адаптации инвалидов, стимулируя их к установлению контактов с окружающим миром [5].

Необходимо отметить, что в системе мер социальной защиты детей с ограни- ченными возможностями здоровья наиболее эффективными являются реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры. У лиц с отклонениями в состоянии здоровья физическая культура направлена на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей организма, становление, сохранение и использование оставшихся телесно-двигательных качеств; формирование комплекса специальных знаний. Помимо данных положительных влияний, инклюзив- ные уроки физической культуры имеют еще ряд преимуществ. «Особые» дети получают доступный пример для двигательного подражания; формируется способность к пре- одолению физических и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества; появляет- ся желание улучшать свои физические кон- диции. Для ребенка с ограниченными воз- можностями здоровья важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, снять налет иждивенче- ства и преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном физическом потен- циале. Несомненно, положительный опыт таких уроков выносят и здоровые дети. Для них эти уроки – это новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоле- ние эгоистических установок или комплекса превосходства. Это принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья как равного, проявление чувства ответствен- ности за другого человека, осознание важ- ности адекватной помощи в ситуации, когда она действительно необходима. Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети-инвалиды учатся толерант- ному отношению друг к другу [1].

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... надежность экономичность гибкость устойчивая структура управления Проектирование организационных структур – процесс нахождения соответствия между ключевыми элементами организации (люди, структура, задачи, ... изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей ...

Таким образом, инклюзивное образова- ние предъявляет особые требования к про- фессиональной и личностной подготовке педагогов, которые должны ясно понимать сущность инклюзивного подхода, знать воз- растные и психологические особенности воспитанников с различными патологиями развития, реализовать конструктивное пе- дагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательной среды. Одним словом, педагог должен быть готов к осу- ществлению профессиональной деятельности в условиях инновационного образовательного процесса.

Более того, как справедливо отмечает Н. Н. Малофеев, подлинная интеграция пред- полагает организацию в общеобразовательной школе оптимальных условий для каждого ученика с особыми потребностями. Перемещение же ученика из специальной школы, имеющей все необходимое оборудование, а главное – штат квалифицированных специалистов, в неприспособленную для него общеобразовательную школу не имеет ничего общего с интегративным подходом к организации образования, соответствующего возможностям и особым потребностям ребенка [3].