Логопедия 2

21. Логопедия как наука. Определение, предмет и объект логопедии. Задачи логопедии как науки. Связь логопедии с другими науками. Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявление и устранения средствами спец. обучения и воспитания. Предмет: нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект: человек, страдающий нарушением речи. Задачи: 1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений. 2. Определение симптомов и степеней речевых нарушений. 3. Изучение влияния речевых расстройств на формирование личности человека. 4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии. 5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. 6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств. 7.  Систематизация речевых расстройств. 8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. 9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 10. Разработка вопросов организации логопедической помощи. Логопедия тесно связана со многими науками. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии, а также тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией.

22. Методологические основы логопедии. Принципы и методы логопедии как науки. Актуальные вопросы современной логопедии

Логопедия опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы.

9 стр., 4140 слов

Тема 5. Речевые нарушения.

... логопедии. Общее понятие о речевых нарушениях. Статистика распространенности различных речевых нарушений. Сравнительная характеристика нормы, недоразвития (несформированности) и нарушения речи. Отличие речевых нарушений от физиологического несовершенства речевой деятельности ребенка. Этиология речевых нарушений. Три критических периода в развитии речевой ...

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Принцип комплексности . Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.).

Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.

Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

10 стр., 4570 слов

Профилактика нарушений письменной речи у детей с онр III уровня ...

... внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи. 1.1. Письменная речь и особенности ее ... в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства. Разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание ...

Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электроммиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

По форме воздействия на ребенка можно выделить следующие методы: словесные, наглядные и практические.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

1. Унификация (приведение к единообразию, к единой форме или системе ) категориального аппарата.

2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.

23 Воспрос. Этиология нарушений речи

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи.

Функциональные причины М. Е. Хватцев объяснил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчеркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин.

К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

Важную роль М. Е. Хватцев отводил и социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

В возникновении нарушений больш роль играют соц-е условия и факторы.

В возникновении речевых расстройств большая роль принадлежит экзогенно-органическим факторам. Под экзогенно-органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию, или пренатальную (воздействие в период внутриутробного развития); повреждение при родах (натальная патология) и воздействие различных вредных факторов после рождения (постнатальная патология).

Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребенка при родах. Это сочетание в современной медицинской литературе обозначается термином «перинатальная патология» . Такие поражения нервной системы объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения. Перинатальная патология может быть обусловлена заболеваниями матери во время беременности, инфекциями, интоксикациями, токсикозами беременности, а также многообразной акушерской патологией (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода и др.).

Имеют значение также акушерские манипуляции, которые могут повредить нервную систему плода.

Ведущее место в перинатальной патологии нервной системы занимают асфиксия и родовая травма.

Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия).

Определенную роль играет иммунологическая несовместимость крови матери и плода.

24. Ринолалия. Формы ринолалии. Основные направления коррекционной работы

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Классификация ринолалии.В зависимости от характера повреждения речевого аппарата, характера анатомического дефекта и нарушения функции небно-глоточного смыкания ринолалия проявляется в 3-х видах — открытая, закрытая и смешанная. По этиологии может быть органическая и функциональная.  Закрытая ринолалия.Характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи. Речевой выдох направлен только через рот при всех звуках. Особенно сильно страдают носовые звуки: ммьннь. Носовой резонанс отсутствует, поэтому носовые звуки звучат как ротовые: м заменяется на бн заменяется на дмь — на бьнь — на дь. (В норме в процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость.) Такая замена звуков сильно карежит понятийный аппарат речи. Бывает частичное закрытие прохода воздушной струи через нос. В этом случае звук м звучит как сочетание звуков мб, а звук н — как нд. При данной форме ринолалии резко страдает произношение и гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, что значительно обедняет их звучание. Они смазаны, имеют мертвый неестественный оттенок.  Основные причины: 1) органические изменения в носовом пространстве, закрывающие проход воздушной струи в носовую полость; 2) функциональные расстройства мягкого неба, небной занавески, небно-глоточного клапана, который пропускает воздух в носовую полость.  В соответствии с классификацией причин закрытая ринолалия подразделяется на органическую и функциональнуюОрганическая закрытая ринолалия возникает вследствие анатомических изменений в носовой или носоглоточной полости. В этом случае необходимо хирургическое вмешательство, устранение причины непроходимости носовой полости. Как правило, с устранением этих причин носовое дыхание нормализуется и дефект исчезает. Если же улучшения речи не происходит, то в дальнейшем проводят те же логопедические упражнения, что и при функциональном нарушении.  В зависимости от локализации поражения анатомических структур — полости носа или полости носоглотки — М.Зееман подразделяет органическую закрытую ринолалию на два вида: переднюю закрытую ринолалию и заднюю закрытую ринолалию

Передняя закрытая ринолалия

Задняя закрытая ринолалия

Причины: хронический насморк, приводящий к гипертрофии слизистой носа, разращения в носовой полости (полипы, опухоли), искривление носовой перегородки

Возникает при уменьшении носоглоточной полости. Причины: разращения в носоглотке (большие аденоидные разращения, фибромы, носоглоточные полипы, опухоли носоглотки)

При функциональная закрытой ринолалии каких-либо органических повреждений в носовой или носоглоточной полости не отмечается. Наблюдается гиперфункция (повышенная функция) мягкого неба, оно всегда приподнято и преграждает путь воздушной струе в носовую полость, воздушная струя идет через рот. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической ринолалии. Чаще всего это нарушение возникает у детей с невротическими расстройствами. Причина заключается в поражении центральной нервной системы, а не самого мягкого неба. Встречается часто, но не всегда правильно распознается. В некоторых случаях функциональная закрытая ринолалия сохраняется как привычная после удаления аденоидов. Коррекционная работа по устранению функциональной закрытой ринолалии включает те же направления, что и при органической закрытой ринолалии, но, учитывая, что в данном случае нарушение носит центральный характер, в некоторых случаях логопедическое воздействие является недостаточным, и требуется консультация врача-невролога.  Открытая ринолалия

Это более распространенное речевое нарушение, чем закрытая ринолалия. Причина — нарушение преграды между ротовой и носовой полостями. Воздушная струя слабая, во время речи проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего изменяется тембр всех звуков, возникает носовой резонанс при их произнесении. При этом носовые звуки характеризуются повышенным носовым оттенком — гиперназализацией.  Формы открытой ринолалии  Органическая открытая ринолалия — может быть врожденная (следствие врожденных расщелин верхней губы, твердого и мягкого неба) и приобретенная (следствие травм, параличей, парезов, рубцов, опухолей).  Функциональная открытая ринолалия — дефект речи обусловлен чаще всего гипокинезом мягкого неба, его гипофункцией без явных признаков органического повреждения, недостаточным подъемом при фонации (при частых заболеваниях носоглотки и слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости), а также обусловлен нарушением контроля собственной речи при сниженном слухе или при подражании назальной речи. Функциональная открытая ринолалия встречается реже, чем органическая открытая ринолалия. Чаще всего она встречается у физически ослабленных детей с пониженным мышечным тонусом.  Смешанная ринолалия

Возникает при комбинации факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию. Характер проявления речевого расстройства зависит от преимущественного нарушения.  Смешанная ринолалия обусловливается утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном носовом резонансе, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика всех речевых звуков, значительно искажается тембр голоса. 

Коррекция при ринолалии осуществляется комплексно: педиатр, хирург — лицевой пластик, ортодонт, стоматолог, физиотерапевт, массажист, логопед.  Этапы коррекционной работы зависят от операции (1-2 недели жизни ребенка зашивают верхнюю губу — хейлопластика). Уранопластика — в разное время, в несколько этапов, сроки зависят от характера расщелины, от состояния зубно-челюстной системы, от соматического состояния ребенка. Выделяют 2 основных периода проведения коррекционной работы. Дооперационный и послеоперационный.  Дооперационный период логопедической работы с детьми-ринолаликами. В дооперационный период выделяют 3 этапа коррекционной работы: 1)от 0 до года, 2) от года до 3х лет 3) от 3 лет до момента операции уранопластики. 1 и 2 этап осуществляют родители и воспитатели под руководством логопеда. Направления работы: -вызывать и стимулировать гуление и лепет; активно используется взаимное подражание, когда взрослый повторяет каждый появившийся комплекс.  — мах внимание моторики правой руки (погремушки вкладывать, сжимать и разжимать пальчики, массаж, пальчиковые игры) С10 мес. перебирать мелкие предметы.  -Ребенок должен находиться в постоянном речевом окружении (накапливать словарь), оно должно быть правильным, интонационно-выразительным. К году уже необходимо проводить различные упражнения на развитие слуховой памяти и внимания, восприятия. Можно уже выполнять игровые артикуляционные упражнения ( у кого язык длиннее).

-Развитие ротового выдоха (надувание игрушек, шариков, кораблики).

3 этап дооперационного периода: с 3лет, занятия с логопедом проводятся либо в спец д/с, либо в поликлинике. 2-3 р/н, 10-15мин младшие дошк., 20-30-школьники. Обследование полное, план.  Главная задача-подготовка к уранопластике. Проводится работа по активизации небно-глоточного смыкания. Дифференциация носового и ротового дыхания. Коррекция звукопроизношения. Структура занятия до операции: 1.Орг. момент 2. Массаж ТВ. неба по краям расщелины. 3.Массаж на границе твердого и мягкого неба – пассивный и активный. 4. Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки. 5. Развитие нижнедиафрагмального дыхания (физиологического и речевого) 6.Дифференциация ротового и носового дыхания. (п.п.5,6 раскидать по занятию) 7.Мимическая гимнастика, массаж. 8.Развитие артикуляционной моторики по широкой программе, затем специальные упражнения для изучаемого звука. 9.Работа над голосом, интонацией. – далее по структуре.  Приёмы постановки звуков те же, что и при дислалии. Специфика — на каждом занятии вместе с согласными отрабатываются и гласные. Для каждого гласного звука отрабатываются необходимые положения. 1.Автоматизируются на твёрдой атаке, т.к. напрягаются мышцы мягкого нёба и задней стенки глотки — вырабатывается условный рефлекс. (а, э – затем другие звуки.)2. Состояние анатомического дефекта — использовать сохранные участки артикуляционного аппарата. 3. Допускается вызывание приближенного звука. 4. Учитывается состояние фонематического слуха (если недоразвит, не торопиться, следить, чтобы не встречались оппозиционные звуки).

5.Необходимо учитывать возраст ребенка, не усложнять словарь. 6. Учитывать интеллектуальные возможности детей. Коррекционная работа с ринолаликами после операции. Послеоперационный период начинается на 20 день после операции по разрешению врача. Ребенок испытывает болезненные ощущения, щадит себя, органы артикуляции становятся малоподвижными. Эти недостатки изживаются быстро, т.к. ребенок знает приёмы. После операции дети носят защитную плёнку на твердом нёбе. Следить за чистотой. Операции разные. Исход тоже положительный итог операции: твердое нёбо в виде полусферы, мягкое небо — длинное и подвижное, легко отклоняется назад к стенке глотки. – небо плоское, низкое, ротовая щель сужена. Из-за этого ограничена полетность гласных. Мягкое небо — укороченное, малоподвижное, натянуто. Дополнительные операции — пришивание небной занавески к задней стенке глотки (м, н — недостаток, ротовые звуки в норме).

Увеличение валика Па- ссована. Физиопроцедуры. Вакуумный массаж, вибрационный. Коррекционная работа.Продольный массаж, разглаживание рубца (размягчает и предотвращает натяжение нёбной занавески).Ношение спецпластинки, которая позволяет регулировать рост твердого нёба и верхней челюсти.Массаж и гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки.Упражнения с сопротивлением, с физической нагрузкой.Развитие подвижности органов артикуляции + спец. артикуляционные упражнения для изучаемого звука.Постановка нижнедиафрагмального дыхания.Формирование речевого дыхания с использованием придыхания.Дифференциация носового и ротового дыхания (Ипполитова).После операции крылья носа освобождаются от зажима, д.б. полный выдох через рот.Развитие мимики, массаж.Заново прорабатываются те звуки, которые ставились до операции, т.к. сменились артикуляционные условия и ребенок к ним должен привыкнуть. При коррекции звука должен соблюдаться принцип единства голоса, дыхания и артикуляции. Отрабатывается полностью артикуляционный уклад, если звук звонкий – голосовые упражнения. На немой артикуляции отрабатывается направление воздушной струи, затем всё собирается в единый комплекс.

25. Дизартрия. Патогенез. Классификация дизартрии

Дизартрия- нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга.обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком, «как будто каша во рту». Причинами формирования такой речевой патологии как дизартрия служат различные вредности пренатального, натального, постнатального периодов: заболевания матери во время беременности, слабая родовая деятельность матери, нарушение раннего психомоторного развития и тяжелые заболевания ребенка, особенно на первом году жизни.Основные проявления дизартрии:расстройство артикуляции звуков, нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение интонации.– Классификация по степени выраженности. В ее основе лежит учет степени поражения головного мозга. И в зависимости от степени поражения выделяют анартрию, дизартрию, стертую дизартрию: анартрия — полная невозможность произносительной стороны речи; дизартрия (выраженная) — ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение а также дыхание, голос, интонационная выразительность; стертая дизартрия — все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической микросимптоматики.– Следующая классификация – это классификация по степени понятности речи для окружающих. В ее основе лежит учет чисто внешних проявлений. Автор выделили четыре степени тяжести речевых нарушений: первая – самая легкая степень – нарушение звукопроизношения выявляется только специалистом в процессе обследования ребенка; вторая – нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих; третья – речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих; четвертая, самая тяжелая – отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).- Классификация в отечественной невропатологии и логопедии создана с учетом механизма нарушения, по локализации поражения. Бульбарная дизартрия. Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок.Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично. Корковая дизартрия. При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как, прежде всего, нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются, возникают замены. Особенно трудны сочетания согласных звуков. При убыстренном темпе появляются запинки, напоминающие заикание.Псевдобульбарная дизартрия. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую: основным дефектом в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи. 2. средняя- амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. тяжелый дефект произношения. Речь очень невнятная, смазанная, тихая. 3. Тяжелая — анартрия — характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Стертая форма дизартрии. Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств.Раннее речевое развитие незначительно замедлено. к 3-4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается несформированной. Дизартрия мозжечковая — дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью.

26. Обследование детей с дизартрией. Основные критерии диагностики. Основные направления коррекционной работы

Методы диагностики нарушений звукопроизношения при дизартрии.

Особенностью дизартрии у детей является чаще всего ее смешанный характер (сочетание различных клинических синдромов).

Наряду с нарушением звукопроизношения проявляются другие речевые расстройства (задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, моторная алалия, заикание).

Кроме того, страдает темп, ритм, выразительность речи, отмечается недоразвитие фонематического слуха, а также общей моторики. Эти проявления указывают на глубину и выраженность органической недостаточности и зависят от тяжести и характера органического поражения. Условно можно выделить четыре степени тяжести речевых нарушений при дизартрии: 1. нарушение звукопроизношения, выявляемое логопедом в процессе обследования; 2. нарушения заметны каждому, но речь понятна окружающим; 3. речь понятна только близким и частично окружающим; 4. отсутствие речи – анартрия. Обследование строится на системном подходе с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния и возраста. Особую сложность представляет диагностика минимальных или «стертых» проявлений дизартрии. Основные критерии диагностики: — артикуляционные нарушения слабо выражены; — наличие синкинезий; — замедленный темп артикуляционных движений; — трудность удержания артикуляционной позы; — трудность переключения артикуляционных движений; — стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков; — наличие просодических нарушений. Для диагностики «стертых» форм дизартрии используются функциональные пробы, позволяющие отдифференцировать дизартрию от сложной полиморфной дислалии. На основе анамнеза, собранного врачом и логопедического обследования выставляется диагноз. Таким образом, логопедическое обследование помогает выявить структуру и тяжесть поражения. Исходя из результатов обследования, строится коррекционная работа, которая проводится поэтапно и на фоне медикаментозного лечения. Успех ее зависит от раннего начала и систематичности проведения. Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекционной работы в сочетании со стимуляцией развития всех сторон речи. Спецификой работы при дизартрии является: 1. логопедический точечный массаж, который проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме — расслабление мышц артикуляционного аппарата, при вялой — их укрепление; 2.массаж зондами: а) игольчатым зондом проводится хаотичный обкол щек, губ, языка, б) зондом «лопаточка» — вибрация щек, губ, языка, в) зонд «салазки» — поглаживание щек, губ, языка вверх-вниз, г) «рубящий» зонд — постукивающие движения, д) зонд «толкач» — разминание; 3. обязательно проводится работа по активизации мимических мышц лица, небной занавески (для устранения назолизации звуков; 4. развитие дыхания и коррекция голоса. Логопедическое обследование уточняет степень тяжести органического поражения, а коррекционная работа поможет больному в последующей социальной адаптации. Логопед дает обоснованные рекомендации по обучению и воспитанию детей с дизартрией. Для ранней коррекции дизартрии имеют большое значение профилактические осмотры, позволяющие выявить патологию со стороны нервной системы без признаков поражения головного мозга или выявить органические знаки при нарушениях психических функцией. Система коррекционно-педагогической работы. Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозными лечением. Основные задачи логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией: 1. Обучение звукопроизношению, т.е. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи. 2. Развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа. 3. Нормализация просодической стороны речи, т.е. преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи. 4. Коррекция проявлений общего недоразвития речи. Преодоление ОНР у детей с дизартрией осуществляется в процессе обучения и воспитания в специальном детском саду. Таким образом, тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей с сочетанием со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной сихической деятельности. Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозными лечением. Первоначальная задача коррекции произношения детей- дизартриков — добиться дифференцированного произношения. Влияние семейного окружения, активное вмешательство в развитие ребенка создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы. Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, повышение точности движений.

27. Заикание. Классификация заикания. Комплексный подход к преодолению заикания

Заикание-нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Классификация заикания.

1. По этиологическому признаку. A. Affister(1937, 1958) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы:

O заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в речи;

— связанное с левшеством;

— по подражанию;

— сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.

2. По анатомо-физиологическому признаку. По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939).

Они выделили 2 группы детей:

— дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх;

— дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.

3. По клиническому признаку. По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др.[19]

Так, В. С. Кочергина выделяет

— детей, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность поведения;

-детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности;

— детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии;

-детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

4. По форме заикания.

В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания:

-тоническая, (па-а-а-а)

— клоническая (па-па-па)

Комплексный подход к преодолению заикания.

Рассматривается как лечебно-педагогическое воздействие на различные стороны психофизического состояния ребенка разными средствами и специалистами.

Сикорский 1889г.-основоположник.

Направления современного комплексного метода преодоления заикания.

  1. Лечебно-оздоровительная работа.

Задачи:

-Укрепление и оздоровление ЦНС и физического состояния заикающихся.

-Устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии.

Относится: -создание благоприятной обстановки.

-организация необходимого режима дня и питания

-закаливание

-ЛФК и ритмика

-Физио и медикоментозное лечение

-психотерапия(основная задача:оздоровление психики заик-ся;ВИДЫ:косвенная и прямая; МЕТОДЫ:разъяснение,убеждение,внушение,обучение.)

2) Коррекционно-воспитательная работа

Цель:ипервоспитание неправильной речии поведения, устранение психологич отклонений.

Задачи:

Педагогическими средствами воспитать у заик-ся с 1 стороны-навыки правильной речи, с другой стороны-гармонично развитую полноценную личность.

Формы логопедической работы: 1. Психолого-педагогическое изучение логопедическое обследование: сбор анамнеза,выявление формы судорог, стпени тяжести, выявление феномена фиксированности на своем дефекте. Сопутствия двигательных и речевых нарушений, особенности состояния устной и письменной речи. Все это отразить в речевой карте.

2. Логопедические занятия(групповые) + индивидуальные заняти, если есть сопутствующие речевые нарушения.

28. Дисграфия. Симптоматика дисграфии. Дисграфия  это частичное специфическое нарушение процесса письма. Первичными причинами дисграфии могут быть осложненное протекание беременности, родовые травмы, заболевания в раннем детстве. Основными причинами дисграфии являются нарушение и задержка в развитии: фонематического восприятия, лексико–грамматической стороны речи и звукопроизношения. О. А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную. При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме. Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Моторная дисграфия, для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами. Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: 1. искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова; 2. нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; 3. аграмматизмы на письме. Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).

Неречевые симптомы совместно с нарушениями письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, дизартрии, нарушениях речи при умственной отсталости и др.).

Вместе с тем дисграфия у детей с нормальным интеллектом может вызывать различные отклонения в формировании личности, определенные психические наслоения. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.

29. Дислексия. Симптоматика дислексии

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Этиология дислексии связывается с воздействием биологических и социальных факторов. Нарушения чтения могут вызываться причинами органического и функционального характера. Дислексии бывают обусловлены органическими повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (например, при афазии, дизартрии, алалии).

Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения.

Таким образом в этиологии дислексии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксии «цепочка» детских инфекций, травмы головы).

Расстройства чтения часто наблюдаются у детей с минимально мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной речи, с церебральными параличами, с нарушениями слуха, у умственно отсталых детей.

В основе классификации дислексии лежат различные критерии: проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О. А. Токарева), нарушение тех или иных психических функций (М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина и др.), учет операций процесса чтения (Р. И. Лалаева).

По проявлению выделяются два вида: литеральная, проявляющаяся в неспособности или трудности усвоения букв, и вербальная, которая проявляется в трудностях чтения слов.

Б. Беккер отмечает многообразие видов нарушений чтения. Она считает возможным сгруппировать их в следующие типы: врожденная словесная слепота, дислексия, брадилексия, легастения, врожденная слабость чтения. В основе данной классификации лежит не патогенез дислексий, а степень их проявления.

О. А. Токарева классифицирует нарушения чтения в зависимости от того, какой из анализаторов первично нарушен: слуховой, зрительный или двигательный. И в связи с этим выделяет акустическую, оптическую и моторную формы дислексии.

М. Е. Хватцев по нарушенным механизмам выделяет фонематическую, оптическую, оптико-пространственную, семантическую и мнестическую дислексию.

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислексий: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.

Симптоматика дислексии

Нарушения чтения часто сопровождаются и неречевыми расстройствами, которые не включаются в симптоматику дислексии, представляя собой патологические механизмы (например, нарушения пространственных представлений).

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

1. Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (X — Ж, П — Н, 3 — В и др.).

2. Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, «бухштабируются» (р, а, м, а).

3. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.

4. Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.

5. Аграмматизм при чтении. Они проявляются на анали-тико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

Симптоматика и течение дислексии во многом зависит от ее вида, степени выраженности, а также овладения чтением.

На аналитическом этапе овладения чтением (на ступени овладения звуко-буквенными обозначениями и послогового чтения) нарушения чаще всего проявляются в заменах звуков, нарушении слияния звуков в слоги (побуквенном чтении), искажении звуко-слоговой структуры слова, нарушении понимания прочитанного. На этом этапе наиболее распространенной является фонематическая дислексия, обусловленная недоразвитием функций фонематической системы.

На этапе перехода к синтетическим приемам чтения симптоматика дислексии проявляется в искажениях структуры, заменах слов, аграмматизмах, нарушении понимания прочитанного предложения, текста.

При синтетическом чтении наблюдаются также замены слов аграмматизмы, нарушения понимания прочитанного текста, чаще всего отмечается аграмматическая дислексия, обусловленная недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

30. Алалия. Классификация. Симптоматика

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Существует ряд классификаций алалии, в основу которых положены различные критерии.  По патогенетическому принципу, раскрывающему механизм нарушения, построены следующие классификации:

  1. А. Либманна (1900): моторная, сенсорная и сенсомоторная слухонемота;
  2. Р. Е. Левиной (1951): с первичным нарушением фонематического слуха; зрительного восприятия; артикуляционными нарушениями; нарушениями психической активности;
  3. В. А. Ковшиков (1984): экспрессивная и импрессивная алалия.

В зависимости от наличия или отсутствия психоневрологической симптоматики выделяют неосложненную (чистую) форму алалии и осложненную («комбинированную») форму алалии. По симптомологическому принципу Р. Е. Левина и соавторы выделили уровни ОНР при алалии: 1 уровень – отсутствие общеупотребительной речи; 2 уровень – «начатки» общеупотребительной речи, появление комбинаций лепетных аграмматичных слов с грубым нарушением слоговой структуры; 3 уровень – обиходно-бытовая речь с ошибками лексико-грамматического и фонетико-фонематического характера По равномерности или неравномерности нарушения отдельных систем языка выделяют алалию с равномерным типом нарушения и с неравномерным. Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрально-органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речи при сохранных сенсомоторных и смысловых возможностях.  Симптоматика моторной алалии Речевая симптоматикаНарушение произносительной стороны речи: имеют достаточные артикуляционные возможности, но не могут их использовать. Нарушения носят фонематический характер (страдает операция выбора нужной фонемы), изобилуют литеральные парафазии, персеверации, элизии.  Нарушения смысловой стороны речи. Лексическому строю речи алаликов характерна диспропорция между активным и пассивным словарем, существительными и другими частями речи, нарушение операции извлечения нужного слова из семантического поля, вербальные парафазии, контаминации. Грамматический строй речи характеризуется структурным и семантическим аграмматизмом, нарушением операций программирования речевого высказывания. Понимание обращенной речи у большинства моторных алаликов на номинативно-предикативном уровне. Неречевая симптоматикаНеврологические нарушения: оральная апраксия, общая моторная неловкость, нарушение равновесия, нарушение мелкой моторики, признаки ММД, выраженные вегетативно-сосудистые изменения.  Психопатологические нарушения: психическое развитие по основным параметрам несколько отстает от нормы, диспропорция формирования ВПФ (успешнее формируются неречевые процессы), локальные поражения КГМ затрагивают и близ лежащие речевым зоны. Отмечаются трудности программирования действий, сниженная произвольность, расторможены либо заторможены, низкая адаптивность, несформированность игровых действий, замкнутость, обидчивость, агрессивность. Сенсорная алалия – это системное недоразвитие речи, возникающее при органическом поражении речевых зон КГМ (височной области доминантного полушария) и обусловленное несформированностью операций процесса восприятия обращенной речи при относительной сохранности физического слуха и моторных возможностей.  Симптоматика сенсорной алалииРечевая симптоматика: первичное нарушение в структуре дефекта – нарушение фонематического восприятия различной степени: от полной нечувствительности к речевым звукам до трудности различения близких по звучанию слов. Пассивный словарь практически отсутствует. В бытовых ситуациях ребенок скорее ориентирован на интонацию, последовательность действий и проч., но не на слова. Импрессивный аграмматизм блокирует формирование собственной речи. Отмечается логорея, эхолалия.  Неречевая симптоматика. Неврологические нарушения: сенсорно-акустический синдром (мерцающее непостоянство слуховой функции), слуховые агнозии, гиперакузия, специфические поведенческие и двигательные расстройства.Психопатологические нарушения: познавательная сфера страдает в большей степени, чем при моторной алалии. Невербальные процессы развиваются только через зрительные процессы и показ. Часто отмечается выраженная ЗПР. Поведение хаотично, сумбурно, импульсивно. Логопедическая работа с моторными алаликами строится поэтапно. Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедической работы.  Б. М. Гриншпун выделил три этапа коррекционной работы при моторной алалии, которые можно условно соотнести с уровнями речевого развития при ОНР, выделенными Р. Е. Левиной.