Логопедические практикумы

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание курса «Логопедические практикумы», излучающейся в 6 семестре расширяет, уточняет и дополняет представления о коммуникативной деятельности человека и средствах ее реализации, создается основа для усвоения знаний из различных областей логопедии.

Целью курса является закрепление и обобщение знаний студентов по дисциплинам логопедического цикла, раскрытие задач и содержания совместной работы логопеда и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи.

Дисциплина необходима для освоения будущими специалистами материала, опираясь на который, они научились определять особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушениями речи; проводить совместное планирование коррекционно-развивающей работы с педагогом-воспитателем; осуществлять отбор средств и приемов для дифференцированной работы в различных группах ДОУ для детей с нарушениями речи.

Основные задачи курса: закрепление студентами основных представлений о разнообразном содержании и формах логопедической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи, о связи логопедической и воспитательной работы по развитию и коррекции речи детей.

В результате изучения материалов курса студенты должны ориентироваться в программах по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста; уметь осуществлять планирование совместной деятельности логопеда и воспитателя на разных этапах коррекционно-педагогической работы; проводить консультирование воспитателя по вопросам развития речи дошкольников и видах отклонений в нем.

1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Логопедические практикумы» относится к профессиональному циклу и входит в состав базовой части ООП. В соответствии с Государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования в учебном плане по специальности 0318000 «Логопедия» предусмотрено проведение практикума, основная цель которого — формирование у будущих учителей-логопедов знаний, умений и навыков, необходимых для проведения действенной диагностической, коррекционно-речевой и профилактической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения в речевом развитии. Теоретической базой логопедического практикума служат знания, полученные студентами при изучении таких дисциплин общепрофессионального и предметного блоков, как «Психология», «Педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика», «Логопсихология», «Технология обследования произносительной стороны речи», «Коррекция нарушений звукопроизношения» и др., которые позволяют студентам с профессиональных позиций подходить к оценке состояния речи дошкольников, составлению и реализации диагностических,

13 стр., 6287 слов

Развитие речи у детей с нарушениями слуха

... речевые составляющие. Цель курсовой работы - исследовать особенности речевое развитие слабослышащих детей. Объект исследования - дети с нарушениями слуха. Предметом исследования является процесс развития речи у детей с нарушениями слуха. 1.1 Генезис речевого развития нормальных детей Речь ... сочетания, формы, приведенные в речи ребенка в систему на этапе дошкольного развития, позволяют ему свободно ...

коррекционно-речевых и профилактических программ в соответствии с возможностями и потребностями развития конкретного ребенка, условиями его воспитания в ДОУ и семье. На актуализацию и обогащение этих знаний в связи с предстоящей практической деятельностью направлен первый – установочный, или лекционный — блок практикума, в то время как второй блок – формирующий, или практический – ориентирован на приобретение студентами в ходе самостоятельной работы определенных коррекционно-педагогических умений. Под руководством преподавателя они знакомятся с формами, методами и содержанием коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушениями произношения звуков и с фонетико-фонематическим недоразвитием. Важно, чтобы студенты осознали общую логику построения индивидуальных логопедических занятий с детьми, которая соблюдается при разных нарушениях звукопроизношения и звуковосприятия, предусматривая неразрывную связь диагностической, профилактической и собственно коррекционной работы. Самостоятельная работа студентов может быть организована на базе специальных (коррекционных) ДОУ. Она помогает будущим учителям-логопедам осознать значение и место индивидуальной логопедической работы в едином коррекционно-образовательном процессе ДОУ, ее взаимосвязь с групповыми формами работы. Присутствие студентов на индивидуальных занятиях с их последующим анализом, беседы с практическими логопедами ориентируют их в выборе наиболее целесообразных методов и приемов организации собственной деятельности и деятельности ребенка. У студентов появляется возможность при консультативной поддержке преподавателя провести необходимую работу по распознаванию и квалификации нарушений звукопроизношения и

звуковосприятия у дошкольников. Диагностическая информация о ребенке (результаты психолого-педагогического и логопедического обследования, данные о раннем общем и речевом развитии, условиях воспитания в ДОУ и семье и др.) должна быть систематизирована и проанализирована ими с тем, чтобы на этом основании можно было выстроить индивидуальную коррекционно-профилактическую программу, рационально определить последовательность и содержание индивидуальных занятий, дать необходимые рекомендации родителям по закреплению правильных речевых навыков в семье и т.д. Такая организация занятий со студентами является своеобразным пропедевтическим, тренировочным этапом, предваряющим их активное и самостоятельное планирование и проведение логопедических занятий с детьми дошкольного возраста в период преддипломной педагогической практики и далее – в повседневной коррекционно-педагогической деятельности. Для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми занятий с детьми студенты готовят дидактический и игровой материал. Его содержание, способы оформления и предъявления дошкольникам должны быть предварительно обсуждены с преподавателем-методистом.

26 стр., 12739 слов

Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми ...

... их объединяет общая характеристика – многофункциональный характер нарушения развития. У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция ... процессов, обеспечивающих их преодоление. Сущность коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР представляется как профилактика и преодоление ограничений ребёнка через оп ределение и удовлетворение ...

Своевременное и качественное выполнение студентами самостоятельных работ обеспечивает их подготовку к итоговому контролю, который осуществляется в форме зачета. Таким образом, в учебном курсе индивидуальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста происходит актуализация и обогащение знаний студентов о:

— видах нарушений звукопроизношения и звуковосприятия у детей дошкольного возраста;

— задачах, содержании, методах и формах организации индивидуальной логопедической работы с дошкольниками;

— основных направлениях, содержании и формах взаимодействия учителя-логопеда с другими специалистами и семьей ребенка в процессе индивидуальной работы с ним.

В ходе логопедического практикума студенты овладевают умениями:

— распознавать и квалифицировать нарушения звукопроизношения и звуковосприятия у детей дошкольного возраста;

— составлять и реализовывать в практической деятельности программы психолого-педагогического и логопедического исследования ребенка-дошкольника;

— на основании данных диагностики определять задачи коррекционной работы с ним и составлять индивидуальные коррекционные программы долгосрочной и краткосрочной перспективы;

— рационально отбирать содержание и методы индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста; — готовить языковой и речевой, игровой и дидактический материал для индивидуальных логопедических занятий с дошкольниками;

— оценивать результаты коррекционно-речевого воздействия и оформлять документацию индивидуальной логопедической работы;

— взаимодействовать в процессе логопедической помощи ребенку с другими специалистами, оказывать консультационную поддержку его семье.

2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области коррекционно-педагогической деятельности:

— способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

— готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компесаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

— способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

... развития речи детей с нарушения слуха. Задачи исследования: Рассмотреть основные классификации нарушений слуха у детей; Охарактеризовать основные направления, задачи и содержание работы по развития речи слабослышащих детей; Исследовать различные методики развития речи слабослышащих детей ...

— готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

в области диагностико-консультативной деятельности:

— способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

— способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

в области исследовательской деятельности: — готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

— способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

в области культурно-просветительской деятельности:

— способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

Компоненты интонации, подлежащие исследованию, Содержание и структуру обследования,

Критерии оценки материалов обследования интонации;

Методические основы разработки и проведения коррекционных занятий по формированию интонационной стороны речи с детьми различными формами речевых нарушений.

уметь:

Определять задачи, содержание, формы обследования и формирования интонационной стороны речи у детей;

Создавать модели и разрабатывать протоколы обследования;

Анализировать материалы и обобщать результаты исследования интонационной стороны речи;

Формулировать выводы по результатам обследования;

Осуществлять и обосновывать выбор методик формирования интонационной стороны речи с различной речевой патологией;

Разрабатывать модели фрагментов фронтальных и индивидуальных занятий по формированию интонационной стороны речи.

владеть:

Составления протоколов обследования особенностей восприятия и воспроизведения интонации;

Анализа материалов обследования;

Использования приемов развития различных компонентов интонации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Организация работы в ДОУ для детей с нарушениями речи.

Дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями речи в системе специального дошкольного образования и воспитания. Комплектование ДОУ для детей с нарушениями речи. Роль психолого-медико-педагогических консультаций в отборе детей. Характеристика групп в ДОУ для детей с нарушениями речи: для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи, общим недоразвитием речи, заиканием (количество детей, сроки обучения, специфика коррекционной работы).

24 стр., 11590 слов

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях ...

... вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста. Процесс овладения звуковым и грамматическим строем речи, проблема развития связной речи дошкольников изучены и описаны в работах О.Е. ... чтения" (Приложение 2). Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Глава I. Психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста ...

Тема 2. Должностные обязанности логопеда и воспитателя.

Должностные обязанности логопеда в условиях ДОУ для детей с нарушениями речи (диагностика речевых нарушений детей, оформление речевых карт, определение методов и приемов коррекционного воздействия, индивидуально-личностный подход в рамках логопедической работы с дошкольниками и т.д.).

Должностные обязанности воспитателя ДОУ для детей с нарушениями речи (всестороннее развитие детей, участие в реализации коррекционно-воспитательной работы, подготовка сенсорной базы для формирования правильной речи детей, закрепление полученных на логопедических занятиях знаний и навыков).

Готовность воспитателей к коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи (уровень образования, теоретические и практические знания и умения).

Деятельность логопеда (тренинги, беседы, методические собрания) по подготовке и консультированию воспитателей для работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Тема 3. Организация совместной работы логопеда и воспитателя Педагогическое и логопедическое обследование дошкольников. Результаты обследования детей в совместной индивидуализированной программе коррекции, составляемой логопедом и воспитателем.

Единство общеобразовательных и коррекционных задач в деятельности воспитателя. Программные требования по формированию у детей правильной речи.

Реализация коррекционных задач в различной деятельности воспитателя: на фронтальных занятиях, подгрупповых, индивидуальных. Использование режимных моментов в речевой работе.

Формирование речевой и других высших психических функций у детей с нарушениями речи. Личностное развитие дошкольника в процессе коррекционно-логопедической работы логопеда и воспитателя. Эмоционально-творческое развитие детей в условиях ДОУ компенсирующего вида силами логопеда и воспитателя. Координация в работе логопеда и других специалистов ДОУ для детей с нарушениями речи: музыкального работника, инструктора по физкультуре.

Речевой режим.

Тема 4. Коррекционная работа в различных группах ДОУ для детей с нарушениями речи.

Формирование произношения, воспитание грамматически правильной речи, обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН).

Развитие лексико-грамматических навыков и связной речи, формирование звукопроизношения, обучение грамоте в группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Специфика работы логопеда и воспитателя с детьми с ФФН и ОНР на занятиях и вне их. Занятия воспитателя в вечернее время с детьми по заданию логопеда.

Тема 5. Речевая работа воспитателя на занятиях и вне их.

Оценка речевых особенностей и нарушений речи дошкольников. Формирование правильной речи у детей разных возрастных групп. Коррекционно-стимулирующее воспитание и развивающее обучение детей раннего возраста. Вербальное и невербальное общение воспитателя с детьми. Связь логопедической и воспитательной работы. Требования к речи

4 стр., 1714 слов

теоретически обосновать и разработать содержание работы учителя-логопеда ...

... Матросова, Т.А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи // Логопедия. 2007. №4(18). С.35-38. 17. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие ... чтению также предполагает как обязательное условие развитие фонетико-фонематической стороны речи. Вопросами фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников и спецификой его проявления занимались многие ...

педагогов.

Тема 6. Работа с семьей детей с нарушениями речи.

Работа с родителями по профилактике речевых нарушений у детей. Консультации, семинары, индивидуальные беседы по обучению родителей приемам работы с детьми, имеющими нарушения речи.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

a. Информационно-коммуникационные технологии (1- 4 разделы).

b. Работа в команде/работа в малой группе (1 – 4 разделы).

c. Case-study (2 – 4 разделы).

d. Ролевая игра (4 раздел).

e. Проблемное обучение (1 – 4 разделы).

f. Контекстное обучение (2 — 4 разделы).

g. Обучение на основе опыта (2-3 разделы).

h. Индивидуальное обучение (1 – 4 разделы).

i. Междисциплинарное обучение (1 – 4 разделы).

j. Опережающая самостоятельная работа (1 – 4 разделы).

Формы организации учебного процесса:

k. Лекция, мастер-класс (1 – 4 разделы).

l. Семинар, коллоквиум (1 – 4 разделы).

m. Самостоятельная работа студентов (1 – 4 разделы).

n. Научно-исследовательская работа студентов: подготовка выступления на научной студенческой конференции (1 – 4 разделы).

o. Консультация, тьюторство: консультирование студентов по проблеме выступления на научной студенческой конференции (1 – 4

разделы).

p. Case-study: анализ социально-педагогических ситуаций (3 – 4 разделы).

q. Работа в команде: разработка модели личности психолога (раздел 3).

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Формами контроля освоения дисциплины «Логопедические практикумы» являются: текущая и рубежная аттестации, зачет.

Контроль освоения дисциплины производится в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ о балльно-рейтинговой системе контроля знаний студентов ВлГУ.

Текущая аттестация студентов производится во время проведения практических занятий в форме:

 тестирования;

 устных ответов на вопросы к семинару;

 защиты реферата;

 проверки выполнения письменных домашних заданий;

 проверки составленных таблиц и схем;

Отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – работа у доски, своевременная сдача тестов и письменных домашних заданий.

23 стр., 11089 слов

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического ...

... - игровой деятельности положительно влияет на развитие речи и формирование фонематического слуха дошкольников если: 1. Воспитатель понимает необходимость использования театрализовано - игровой деятельности ... об положительном влиянии театрализовано-игровой деятельности на развитие речи у детей дошкольного возраста. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный в исследовании ...

Аттестация студентов производится по окончании модуля в форме:  тестирования;

 написания контрольной работы;

 защиты реферата.

Дополнительно оцениваются посещаемость, исполнительность, инициативность студента, его активность на семинарах, своевременная сдача письменных заданий, рефератов. Промежуточный контроль по результатам семестра по дисциплине «Логопедические практикумы» проходит в форме зачета, который включает в себя устный ответ на один теоретический вопрос и выполнение одного письменного задания (например, подписать рисунок и указать наименование

его частей).

Фонды оценочных средств, включающие задания к контрольным работам, тесты и методы контроля, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включены в состав УМК дисциплины.

Вопросы к экзамену

1. Особенности коррекционно-педагогической работы воспитателя в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида.

2. Задачи воспитателя в группах детей раннего возраста (пропедевтическая работа, ранняя диагностика нарушений развития).

3. Деятельность воспитателя по социальной адаптации детей с нарушениями речи.

4. Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя на разных этапах работы (планирование, проведение занятий, оценка эффективности коррекционной работы).

5. Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда.

6. Должностные обязанности воспитателя в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. 7. Индивидуальный подход к работе с детьми с речевой патологией в рамках фронтальных занятий воспитателя и логопеда.

8. Виды занятий с детьми, имеющими ФФН и ОНР (формирование лексико-грамматического строя и связной речи, произношения).

9. Работа с родителями и профилактика речевых нарушений у детей.

10. Музыкальные занятия и их роль в коррекции нарушений речи.

11. Общеобразовательные и коррекционные задачи в работе воспитателя.

12. Работа логопеда и воспитателя по предупреждение вторичных отклонений в развитии детей.

13. Учет зоны ближайшего развития детей с нарушениями речи в работе воспитателя.

14. Общепедагогическая и специальная подготовка воспитателей.

15. Речевая культура работников дошкольных учреждений.

16. Виды работ на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда (автоматизация звуков, развитие внимания, мнестических процессов, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза).

17. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи.

11 стр., 5175 слов

Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста

... и своевременно. Задача развития связной речи аккумулировала в себе все стороны речи - фонетическую, лексическую, грамматическую. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается ... между взрослым и ребенком к произвольной и осознанной монологической речи самого ребенка.[25] В нашей контрольной работе мы рассмотрим формирование предпосылок связной речи, а именно - ...

18. Оценка воспитателем речевых особенностей и нарушений речи у дошкольников.

19. Документация, отражающая совместную работу логопеда и воспитателя.

20. Игры в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

21. Режимные моменты и их использование в коррекции речевых нарушений у дошкольников.

22. Требования к планированию и проведению занятий по формированию фонетической стороны речи у дошкольников.

23. Требования к планированию и проведению занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у дошкольников.

24. Деятельность воспитателя по формированию звукопроизношения у детей.

25. Развитие речи детей разных возрастных групп в работе воспитателя.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Изучение типовой «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М., 1987).

Сравнительный анализ работы воспитателя по развитию речи дошкольников в типовой «Программе …» и программах развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (СПб.-1997), «Радуга» (М., 1993).

Изучение работы Бородич А.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» (М., 1984).

Изучение работы Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» (М., 2000).

Подготовка к собеседованию.

Реферат работы Венгер А.А., Выгодской Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения (М., 1972).

Участие логопеда в работе ПМПК.

Реферат работы «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи» под. ред. С.С.Ляпидевского и В.С.Селиверстова (М., 1968)

Изучение работы Гаркуша Ю.Ф. «Педагогическое обследование дошкольников» (М., 1992).

Составление схемы и проведение педагогического обследования дошкольников одной возрастной группы.

Реферат работы Мироновой С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и в группах для детей с нарушениями речи» (М., 1993).

Должностные обязанности и особенностиработы логопеда на логопункте в ДОУ общеразвивающего вида, в ДОУ для детей с нарушениями речи.

Изучение работы Петровой В.Г., Беляковой И.В. «Кто они, дети с отклонениями в развитии?» (М., 1998).

Деятельность логопеда и воспитателя на этапе исследования особенностей развития детей. Составление плана совместной коррекционно-педагогической работы.

Реферат работы Фомичевой М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» (М.,1997).

Реферат работы «Экспериментальные материалы для аттестации дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогическому направлению работы» (М., 2003).

Учет воспитателем уровня речевого развития детей на занятиях и в других режимных моментах.

Изучение работы «Практикум по детской логопедии» под.ред. В.И.Селиверстова (М., 1995).

5 стр., 2426 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ...

... выпускной квалификационной работы «Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок» следует считать актуальной. Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию просодической стороны речи у детей дошкольного ...

Консультирование логопедом педагогов дошкольного образовательного учреждения по вопросам речевого развития дошкольников.

Взаимодействие логопеда, воспитателя и семьи ребенка с нарушениями речи в процессе коррекционно-педагогической работы.

Подготовка конспектов фронтальных и подгрупповых занятий логопеда в группах для детей с ФФН, ОНР, заиканием в ДОУ для детей с нарушениями речи с учетом их возрастных особенностей. Учет пройденного материала на занятиях воспитателя. Оформление тетради для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда.

Темы контрольных работ

1. Классификации паралингвистических средств общения.

2. Психологическая и психолингвистическая характеристика паралингвистических средств общения.

3. Особенности интонационной стороны речи у заикающихся дошкольников.

4. Особенности интонационной стороны речи у заикающихся взрослых.

5. Особенности интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией.

6. Особенности интонационной стороны речи у дошкольников с ринолалией.

7. Разработать протокол обследования интонационной стороны речи.

8. Основные методы и приемы работы над интонационной выразительностью речи.

9. Содержание работы над интонацией при дизартрии.

10. Содержание работы над интонацией при заикании.

11. Содержание работы над интонацией при ринолалии.

12. Связь эмоций и интонации.

13. Онтогенез паралингвистических средств общения.

Задания для СРС

1. Выпишите определения интонации из различных словарей.

2. Составьте таблицу «Компоненты интонации и их взаимовлияние».

3. Составьте таблицу «Этапы развития интонационной стороны речи».

4. Изучите предложенные статьи и составьте их конспекты: o Артемов В.А. О взаимоотношениях физических свойств, воспринимаемых качеств, языковых значений и смыслового содержания речи /Вопросы психологии. 1960. № 3. — С.98-105 o Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка //Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. — С.45-83.

o Тонкова-Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни //Вопросы психологии. 1968. № 3. — С.94-101. o Филиппов К.А. Онтогенез речи и интонация //Вестник Санкт-Петербургского университета, 1992, вып.4, сер.2. — С.28-34.

5. Проанализируйте просодические сигналы в различных ситуациях общения (в институте на занятиях, дома с близкими и друзьями и т.д.).

6. Изучите предложенные статьи и составьте их конспекты:

o Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации //Вопросы психологии. 1965. № 3

o Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения /Вопросы психологии. 1981. № 4. — С.60-69.

o Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речемыслительных процессов //Психологические и психо-физиологические исследования речи. — М.: Наука, 1985. — С.123-136.

7. Изучите речевые карты и определите полноту исследования интонационной стороны речи. Чего, по вашему мнению, не хватает в данных речевых картах?

Логопедические практикумы — Стр 2

8. Подготовьте протокол обследования интонационной стороны речи для ребенка определенного возраста с конкретным речевым нарушением.

9. Проведите обследование интонационной стороны речи дошкольника или школьника с речевой патологией.

10. Проведите интерпретацию результатов: определите значимость данной симптоматики в структуре речевой патологии; определите, насколько данная симптоматика связана с неречевыми симптомами; опишите основные направления работы.

11. Составьте перспективный план работы с данным ребенком.

12. Подготовьте сообщения по темам: «Особенности интонационной стороны речи у лиц разного возраста с заиканием», «Особенности интонационной стороны речи у лиц разного возраста с дизартрией», «Особенности интонационной стороны речи у лиц разного возраста с ринолалией».

13. Составьте перспективный план работы по формированию интонационной стороны речи. 14. Подготовьте дидактический материал для использования в процессе коррекционно-развивающей работы.

15. Продемонстрируйте фрагменты занятий, обсудите, проанализируйте (с теоретических и коррекционно-образовательных позиций) компоненты, структуру занятий и их содержание.

16. Подготовьте и оформите два конспекта (фронтального и индивидуального занятий) по формированию интонационной стороны речи.

17. Составьте письменный анализ фронтального и индивидуального занятий по формированию интонационной стороны речи.

18. Изучите предложенные статьи и составьте их конспекты:

o Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации //Вопросы психологии. 1965. № 3.

o Носенко Э.Л. О возможности оценки степени интенсивности эмоциональной напряженности говорящего по изменениям в характеристиках его речи //Речь, эмоции, личность. — Л., 1978. — С.152-154.

19. Опишите возможности использования приемов аутогенной тренировки на различных этапах формирования интонационной стороны речи.

20. Продемонстрируйте приемы аутогенной тренировки. Оцените необходимость их использования и эффективность.

ЗАДАНИЯ К РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЮ

1. Характеристика и анализ основных направлений коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи.

2. Содержание работы логопеда детского сада для детей с нарушениями речи.

3. Специфика работы воспитателя логопедической группы детского сада.

4. Работа логопеда и воспитателя с родителями.

5. Коррекционная направленность музыкальных и физкультурных занятий с детьми логопедических групп.

6. Документация логопеда и воспитателя.

7. Краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка (по результатам посещения базовых учреждений).

8. Анализ совместного плана работы логопеда и воспитателя с детьми.

9. Анализ фрагментов воспитательских (фронтальных) занятий с детьми.

10. Анализ фрагментов воспитательских (индивидуальных, подгрупповых) занятий с детьми.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Белякова Л.И. «Логопедия. Заикание». М. – 2005 (Библиотека ВлГУ).

2. Белякова Л.И., Дьякова Н.А. «Заикание. Хрестоматия» М. – 2009 (Библиотека ВлГУ)

3. Волосовец Т. «Основы логопедии» М. – 2007 (Библиотека ВлГУ).

4. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М.,1958.

5. Логопедия. Под ред. Волковой Л. С. М. – 1989.

Дополнительная

1. «Методическое наследие» — кн.2. Нарушения темпа и ритма речи. Брадилалия. Тахилалия.

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. – 1975.

3. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. М. – 1993.

4. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых. // Заикание. Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. М. – 1983.

5. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М., -1966.

7. Блысина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. С.-Пб. – 1995.

8. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся, // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.Б. М. – 1992.

9. Буль П.И. Основы психотерапии. Л. – Медицина. – 1974.

10. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. М. – 1977.

11. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. – 1959.

12. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М. – 1983.

13. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.

14. Выгодская И.Б., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М. – 1984.

15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, М. – 1960.

16. Групповая психотерапия. Под ред. Карвасарского Б.Д., Ледера С.М. – 1990.

17. Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. Л. – 1970.

18. Драпкин Б.З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков.// Клиника и терапия заикания. М., — 1984.

19. Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся// Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Л.И. Беляковой. М. – 1992.

20. Заикание у подростков. Книга для логопеда – Из опыта работы. // Сост. Буянов М.И. – М. – 1989.

21. Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М, — 1992.

22. Зимин И.А. Основы теории речевой деятельности. М. – 1974.

23. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда//Ред. сост. В.И. Селиверстов. М., — 1987.

24. Калачева И.О. Использование семейной психотерапии в процессе реабилитации детей раннего возраста, страдающих заиканием / Заикание: проблемы теории и практики. М. – 1992.

25. Клиника и терапия заикания. Под ред. Г.В. Морозова. М. – 1984.

26. Клиника, дифференциальная диагностика и принципы комплексной терапии затяжных форм заикания у взрослых в условиях стационара. Методические рекомендации. Сост.: Асатиани Н.М., Казаков В.Г., Лубенская А.И., Оганесян Е.В. М. – 1980.

27. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М., 1976.

28. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М. – 1989.

29. Крапивина Л.М. Методические рекомендации по организации и содержанию логопедических занятий с заикающимися преддошкольного возраста.// Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. – М. – 1992.

30. Кузьмин Ю.М. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений. // В сб.: Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. Сб. научн. трудов. 1989.

31. Левина Р.Е. Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е. М., 1975.

32. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и планирование речевого высказывания. М., 1969.

33. Лечебно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, страдающими заиканием (методические рекомендации).

Сост.: Н.А. Власова, И.О. Калачева, А.А. Макровская. М. – 1979.

34. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. С.-Пб. – 1994.

35. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М. – 1973.

36. Методы групповой психотерапевтической работы с больным, страдающими заиканием (методические рекомендации).

Сост.: Шкловский В.М., Кроль Л.М., Михайлова Е.Л.. М. – 1985.

37. Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения.// Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Левиной Р.Е. М. – 1975.

38. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания.// М. – 1988.

39. Некрасова О.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Автореф. дисс. д-ра психологических наук. М., 1992.

40. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. Киев. -1981.

41. Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика. М. – 1998.

42. Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.

43. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. М. – 1995.

44. Рау Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста. М. – 1965.

45. Рау Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников. // Психотерапия в дефектологии. Сост. Вайзман Н.П.. – М. – 1992.

46. Романенко О.К. Практическая гештальттерапия. М. – 1995. 47. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием./

Методические рекомендации. М. – 1997.

48. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. – 1992.

49. Селиверстов В.И. Заикание у детей. (50 штук)

50. Сикорский И.А. О заикании. С.-Пб. 1889.

51. Станишевская Н.Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием. // В сб.: Клиника и терапия заикания. Сборник научн. трудов. Под ред. Морозова Г.В. М., 1984.

52. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе

обучения. М. – 1978.

53. Чистякова М.И. Психогимнастика. М. – 1990.

54. Шкловский В.М. Заикание. М. – 1994.

55. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов.// Руководство по психотерапии. М. – 1974.

56. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. М. – Просвещение. 1980.

Интернет-ресурсы:

;

www.psylist.net/.