Логопедические практикумы

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание курса «Логопедические практикумы», излучающейся в 6 семестре расширяет, уточняет и дополняет представления о коммуникативной деятельности человека и средствах ее реализации, создается основа для усвоения знаний из различных областей логопедии.

Целью курса является закрепление и обобщение знаний студентов по дисциплинам логопедического цикла, раскрытие задач и содержания совместной работы логопеда и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи.

Дисциплина необходима для освоения будущими специалистами материала, опираясь на который, они научились определять особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушениями речи; проводить совместное планирование коррекционно-развивающей работы с педагогом-воспитателем; осуществлять отбор средств и приемов для дифференцированной работы в различных группах ДОУ для детей с нарушениями речи.

Основные задачи курса: закрепление студентами основных представлений о разнообразном содержании и формах логопедической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи, о связи логопедической и воспитательной работы по развитию и коррекции речи детей.

В результате изучения материалов курса студенты должны ориентироваться в программах по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста; уметь осуществлять планирование совместной деятельности логопеда и воспитателя на разных этапах коррекционно-педагогической работы; проводить консультирование воспитателя по вопросам развития речи дошкольников и видах отклонений в нем.

1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Логопедические практикумы» относится к профессиональному циклу и входит в состав базовой части ООП. В соответствии с Государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования в учебном плане по специальности 318 000 «Логопедия» предусмотрено проведение практикума, основная цель которого — формирование у будущих учителей-логопедов знаний, умений и навыков, необходимых для проведения действенной диагностической, коррекционно-речевой и профилактической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения в речевом развитии. Теоретической базой логопедического практикума служат знания, полученные студентами при изучении таких дисциплин общепрофессионального и предметного блоков, как «Психология», «Педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика», «Логопсихология», «Технология обследования произносительной стороны речи», «Коррекция нарушений звукопроизношения» и др., которые позволяют студентам с профессиональных позиций подходить к оценке состояния речи дошкольников, составлению и реализации диагностических,

11 стр., 5492 слов

Дидактические игры в обучении детей с нарушениями интеллекта

... Дидактические игры в обучении детей с нарушениями интеллекта Курсовая работа по олигофренопедагогике студентки 3 курса, группы ЗС(Д) ... , которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В эту систему вошли дидактические ... на формирование представлений и становление полноценной речи. Работа над восприятием и развитием речевого аппарата сливается ...

коррекционно-речевых и профилактических программ в соответствии с возможностями и потребностями развития конкретного ребенка, условиями его воспитания в ДОУ и семье. На актуализацию и обогащение этих знаний в связи с предстоящей практической деятельностью направлен первый — установочный, или лекционный — блок практикума, в то время как второй блок — формирующий, или практический — ориентирован на приобретение студентами в ходе самостоятельной работы определенных коррекционно-педагогических умений. Под руководством преподавателя они знакомятся с формами, методами и содержанием коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушениями произношения звуков и с фонетико-фонематическим недоразвитием. Важно, чтобы студенты осознали общую логику построения индивидуальных логопедических занятий с детьми, которая соблюдается при разных нарушениях звукопроизношения и звуковосприятия, предусматривая неразрывную связь диагностической, профилактической и собственно коррекционной работы. Самостоятельная работа студентов может быть организована на базе специальных (коррекционных) ДОУ. Она помогает будущим учителям-логопедам осознать значение и место индивидуальной логопедической работы в едином коррекционно-образовательном процессе ДОУ, ее взаимосвязь с групповыми формами работы. Присутствие студентов на индивидуальных занятиях с их последующим анализом, беседы с практическими логопедами ориентируют их в выборе наиболее целесообразных методов и приемов организации собственной деятельности и деятельности ребенка. У студентов появляется возможность при консультативной поддержке преподавателя провести необходимую работу по распознаванию и квалификации нарушений звукопроизношения и

10 стр., 4795 слов

Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста

... изучению агрессии детей дошкольного возраста; 3) апробирование способов коррекции Объект работы: дети дошкольного возраста. В ходе выполнения работы было обследовано ... является. В соответствии со сказанным, дополнительная работа коррекционно-развивающего характера строилась таким образом, что ... и дети упражнялись в моделировании эмоциональных состояний. После проведения такого рода занятий можно было ...

звуковосприятия у дошкольников. Диагностическая информация о ребенке (результаты психолого-педагогического и логопедического обследования, данные о раннем общем и речевом развитии, условиях воспитания в ДОУ и семье и др.) должна быть систематизирована и проанализирована ими с тем, чтобы на этом основании можно было выстроить индивидуальную коррекционно-профилактическую программу, рационально определить последовательность и содержание индивидуальных занятий, дать необходимые рекомендации родителям по закреплению правильных речевых навыков в семье и т. д. Такая организация занятий со студентами является своеобразным пропедевтическим, тренировочным этапом, предваряющим их активное и самостоятельное планирование и проведение логопедических занятий с детьми дошкольного возраста в период преддипломной педагогической практики и далее — в повседневной коррекционно-педагогической деятельности. Для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми занятий с детьми студенты готовят дидактический и игровой материал. Его содержание, способы оформления и предъявления дошкольникам должны быть предварительно обсуждены с преподавателем-методистом.

Своевременное и качественное выполнение студентами самостоятельных работ обеспечивает их подготовку к итоговому контролю, который осуществляется в форме зачета. Таким образом, в учебном курсе индивидуальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста происходит актуализация и обогащение знаний студентов о:

25 стр., 12212 слов

Особенности функционального базиса письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

... разработке специальных приемов коррекционно-логопедического воздействия, способствующих формированию предпосылок правильной письменной речи и предупреждению ее нарушений у данной категории детей. Обследование начиналось с беседы ... своей работе Л.С.Цветкова [34] писала: письменная речь -- это сознательная деятельность и тесно связана с намерением. Знаки и употребление их усваиваются ребенком ...

— видах нарушений звукопроизношения и звуковосприятия у детей дошкольного возраста;

— задачах, содержании, методах и формах организации индивидуальной логопедической работы с дошкольниками;

— основных направлениях, содержании и формах взаимодействия учителя-логопеда с другими специалистами и семьей ребенка в процессе индивидуальной работы с ним.

В ходе логопедического практикума студенты овладевают умениями:

— распознавать и квалифицировать нарушения звукопроизношения и звуковосприятия у детей дошкольного возраста;

— составлять и реализовывать в практической деятельности программы психолого-педагогического и логопедического исследования ребенка-дошкольника;

— на основании данных диагностики определять задачи коррекционной работы с ним и составлять индивидуальные коррекционные программы долгосрочной и краткосрочной перспективы;

— рационально отбирать содержание и методы индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста; - готовить языковой и речевой, игровой и дидактический материал для индивидуальных логопедических занятий с дошкольниками;

— оценивать результаты коррекционно-речевого воздействия и оформлять документацию индивидуальной логопедической работы;

— взаимодействовать в процессе логопедической помощи ребенку с другими специалистами, оказывать консультационную поддержку его семье.

2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

14 стр., 6837 слов

Метод моделирования на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

... Педагогика,1978.- 233с 12.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. - М.: 1981.- ... Метод моделирования на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Курсовая работа Студентки 3курса дневной формы обучения Малявка ... столе. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания логопеда). Педагог: Чем отличаются полоски друг от друга?( ...

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области коррекционно-педагогической деятельности:

— способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

— готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компесаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

— способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

— готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

в области диагностико-консультативной деятельности:

— способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

— способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

в области исследовательской деятельности: — готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

— способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

24 стр., 11590 слов

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка в детском саду

... закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в ... повторяются театральные действия в свободной деятельности - дети начинают играть, а воспитатель включается в игру. В них используют большей ... формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п ...

в области культурно-просветительской деятельности:

— способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

Компоненты интонации, подлежащие исследованию, Содержание и структуру обследования,

Критерии оценки материалов обследования интонации;

Методические основы разработки и проведения коррекционных занятий по формированию интонационной стороны речи с детьми различными формами речевых нарушений.

уметь:

Определять задачи, содержание, формы обследования и формирования интонационной стороны речи у детей;

Создавать модели и разрабатывать протоколы обследования;

Анализировать материалы и обобщать результаты исследования интонационной стороны речи;

Формулировать выводы по результатам обследования;

Осуществлять и обосновывать выбор методик формирования интонационной стороны речи с различной речевой патологией;

Разрабатывать модели фрагментов фронтальных и индивидуальных занятий по формированию интонационной стороны речи.

владеть:

Составления протоколов обследования особенностей восприятия и воспроизведения интонации;

Анализа материалов обследования;

Использования приемов развития различных компонентов интонации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Организация работы в ДОУ для детей с нарушениями речи.

13 стр., 6170 слов

Работа логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей дошкольного возраста

... же с момента выявления нарушения слуха. Определяя последовательность и содержание коррекционной работы, необходимо опираться: а) на закономерности развития речи ребенка в норме; б) на ... ТЕМА: «Работа логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей дошкольного возраста» Факультет коррекционной педагогики Группа 552-41 (логопед) Некрасова Надежда Владиславовна Тел: ...

Дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями речи в системе специального дошкольного образования и воспитания. Комплектование ДОУ для детей с нарушениями речи. Роль психолого-медико-педагогических консультаций в отборе детей. Характеристика групп в ДОУ для детей с нарушениями речи: для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи, общим недоразвитием речи, заиканием (количество детей, сроки обучения, специфика коррекционной работы).

Тема 2. Должностные обязанности логопеда и воспитателя.

Должностные обязанности логопеда в условиях ДОУ для детей с нарушениями речи (диагностика речевых нарушений детей, оформление речевых карт, определение методов и приемов коррекционного воздействия, индивидуально-личностный подход в рамках логопедической работы с дошкольниками и т. д.).

Должностные обязанности воспитателя ДОУ для детей с нарушениями речи (всестороннее развитие детей, участие в реализации коррекционно-воспитательной работы, подготовка сенсорной базы для формирования правильной речи детей, закрепление полученных на логопедических занятиях знаний и навыков).

Готовность воспитателей к коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи (уровень образования, теоретические и практические знания и умения).

Деятельность логопеда (тренинги, беседы, методические собрания) по подготовке и консультированию воспитателей для работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Тема 3. Организация совместной работы логопеда и воспитателя Педагогическое и логопедическое обследование дошкольников. Результаты обследования детей в совместной индивидуализированной программе коррекции, составляемой логопедом и воспитателем.

Единство общеобразовательных и коррекционных задач в деятельности воспитателя. Программные требования по формированию у детей правильной речи.

Реализация коррекционных задач в различной деятельности воспитателя: на фронтальных занятиях, подгрупповых, индивидуальных. Использование режимных моментов в речевой работе.

Формирование речевой и других высших психических функций у детей с нарушениями речи. Личностное развитие дошкольника в процессе коррекционно-логопедической работы логопеда и воспитателя. Эмоционально-творческое развитие детей в условиях ДОУ компенсирующего вида силами логопеда и воспитателя. Координация в работе логопеда и других специалистов ДОУ для детей с нарушениями речи: музыкального работника, инструктора по физкультуре.

Речевой режим.

Тема 4. Коррекционная работа в различных группах ДОУ для детей с нарушениями речи.

Формирование произношения, воспитание грамматически правильной речи, обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН).

Развитие лексико-грамматических навыков и связной речи, формирование звукопроизношения, обучение грамоте в группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Специфика работы логопеда и воспитателя с детьми с ФФН и ОНР на занятиях и вне их. Занятия воспитателя в вечернее время с детьми по заданию логопеда.

Тема 5. Речевая работа воспитателя на занятиях и вне их.

Оценка речевых особенностей и нарушений речи дошкольников. Формирование правильной речи у детей разных возрастных групп. Коррекционно-стимулирующее воспитание и развивающее обучение детей раннего возраста. Вербальное и невербальное общение воспитателя с детьми. Связь логопедической и воспитательной работы. Требования к речи

педагогов.

Тема 6. Работа с семьей детей с нарушениями речи.

Работа с родителями по профилактике речевых нарушений у детей. Консультации, семинары, индивидуальные беседы по обучению родителей приемам работы с детьми, имеющими нарушения речи.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

a. Информационно-коммуникационные технологии (1- 4 разделы).

b. Работа в команде/работа в малой группе (1 — 4 разделы).

c. Case-study (2 — 4 разделы).

d. Ролевая игра (4 раздел).

e. Проблемное обучение (1 — 4 разделы).

f. Контекстное обучение (2 — 4 разделы).

g. Обучение на основе опыта (2−3 разделы).

h. Индивидуальное обучение (1 — 4 разделы).

i. Междисциплинарное обучение (1 — 4 разделы).

j. Опережающая самостоятельная работа (1 — 4 разделы).

Формы организации учебного процесса:

k. Лекция, мастер-класс (1 — 4 разделы).

l. Семинар, коллоквиум (1 — 4 разделы).

m. Самостоятельная работа студентов (1 — 4 разделы).

n. Научно-исследовательская работа студентов: подготовка выступления на научной студенческой конференции (1 — 4 разделы).

o. Консультация, тьюторство: консультирование студентов по проблеме выступления на научной студенческой конференции (1 — 4

разделы).

p. Case-study: анализ социально-педагогических ситуаций (3 — 4 разделы).

q. Работа в команде: разработка модели личности психолога (раздел 3).

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Формами контроля освоения дисциплины «Логопедические практикумы» являются: текущая и рубежная аттестации, зачет.

Контроль освоения дисциплины производится в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ о балльно-рейтинговой системе контроля знаний студентов ВлГУ.

Текущая аттестация студентов производится во время проведения практических занятий в форме:

 тестирования;

 устных ответов на вопросы к семинару;

 защиты реферата;

 проверки выполнения письменных домашних заданий;

 проверки составленных таблиц и схем;

Отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) — работа у доски, своевременная сдача тестов и письменных домашних заданий.

Аттестация студентов производится по окончании модуля в форме:  тестирования;

 написания контрольной работы;

 защиты реферата.

Дополнительно оцениваются посещаемость, исполнительность, инициативность студента, его активность на семинарах, своевременная сдача письменных заданий, рефератов. Промежуточный контроль по результатам семестра по дисциплине «Логопедические практикумы» проходит в форме зачета, который включает в себя устный ответ на один теоретический вопрос и выполнение одного письменного задания (например, подписать рисунок и указать наименование

его частей).

Фонды оценочных средств, включающие задания к контрольным работам, тесты и методы контроля, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включены в состав УМК дисциплины.

Вопросы к экзамену

1. Особенности коррекционно-педагогической работы воспитателя в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида.

2. Задачи воспитателя в группах детей раннего возраста (пропедевтическая работа, ранняя диагностика нарушений развития).

3. Деятельность воспитателя по социальной адаптации детей с нарушениями речи.

4. Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя на разных этапах работы (планирование, проведение занятий, оценка эффективности коррекционной работы).

5. Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда.

6. Должностные обязанности воспитателя в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. 7. Индивидуальный подход к работе с детьми с речевой патологией в рамках фронтальных занятий воспитателя и логопеда.

8. Виды занятий с детьми, имеющими ФФН и ОНР (формирование лексико-грамматического строя и связной речи, произношения).

9. Работа с родителями и профилактика речевых нарушений у детей.

10. Музыкальные занятия и их роль в коррекции нарушений речи.

11. Общеобразовательные и коррекционные задачи в работе воспитателя.

12. Работа логопеда и воспитателя по предупреждение вторичных отклонений в развитии детей.

13. Учет зоны ближайшего развития детей с нарушениями речи в работе воспитателя.

14. Общепедагогическая и специальная подготовка воспитателей.

15. Речевая культура работников дошкольных учреждений.

16. Виды работ на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда (автоматизация звуков, развитие внимания, мнестических процессов, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза).

17. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи.

18. Оценка воспитателем речевых особенностей и нарушений речи у дошкольников.

19. Документация, отражающая совместную работу логопеда и воспитателя.

20. Игры в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

21. Режимные моменты и их использование в коррекции речевых нарушений у дошкольников.

22. Требования к планированию и проведению занятий по формированию фонетической стороны речи у дошкольников.

23. Требования к планированию и проведению занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у дошкольников.

24. Деятельность воспитателя по формированию звукопроизношения у детей.

25. Развитие речи детей разных возрастных групп в работе воспитателя.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Изучение типовой «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М., 1987).

Сравнительный анализ работы воспитателя по развитию речи дошкольников в типовой «Программе …» и программах развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (СПб.-1997), «Радуга» (М., 1993).

Изучение работы Бородич А.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» (М., 1984).

Изучение работы Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» (М., 2000).

Подготовка к собеседованию.

Реферат работы Венгер А.А., Выгодской Г. Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения (М., 1972).

Участие логопеда в работе ПМПК.

Реферат работы «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи» под. ред. С.С.Ляпидевского и В.С.Селиверстова (М., 1968)

Изучение работы Гаркуша Ю.Ф. «Педагогическое обследование дошкольников» (М., 1992).

Составление схемы и проведение педагогического обследования дошкольников одной возрастной группы.

Реферат работы Мироновой С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и в группах для детей с нарушениями речи» (М., 1993).

Должностные обязанности и особенностиработы логопеда на логопункте в ДОУ общеразвивающего вида, в ДОУ для детей с нарушениями речи.

Изучение работы Петровой В.Г., Беляковой И.В. «Кто они, дети с отклонениями в развитии?» (М., 1998).

Деятельность логопеда и воспитателя на этапе исследования особенностей развития детей. Составление плана совместной коррекционно-педагогической работы.

Реферат работы Фомичевой М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» (М., 1997).

Реферат работы «Экспериментальные материалы для аттестации дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогическому направлению работы» (М., 2003).

Учет воспитателем уровня речевого развития детей на занятиях и в других режимных моментах.

Изучение работы «Практикум по детской логопедии» под.ред. В.И.Селиверстова (М., 1995).

Консультирование логопедом педагогов дошкольного образовательного учреждения по вопросам речевого развития дошкольников.

Взаимодействие логопеда, воспитателя и семьи ребенка с нарушениями речи в процессе коррекционно-педагогической работы.

Подготовка конспектов фронтальных и подгрупповых занятий логопеда в группах для детей с ФФН, ОНР, заиканием в ДОУ для детей с нарушениями речи с учетом их возрастных особенностей. Учет пройденного материала на занятиях воспитателя. Оформление тетради для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда.

Темы контрольных работ

1. Классификации паралингвистических средств общения.

2. Психологическая и психолингвистическая характеристика паралингвистических средств общения.

3. Особенности интонационной стороны речи у заикающихся дошкольников.

4. Особенности интонационной стороны речи у заикающихся взрослых.

5. Особенности интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией.

6. Особенности интонационной стороны речи у дошкольников с ринолалией.

7. Разработать протокол обследования интонационной стороны речи.

8. Основные методы и приемы работы над интонационной выразительностью речи.

9. Содержание работы над интонацией при дизартрии.

10. Содержание работы над интонацией при заикании.

11. Содержание работы над интонацией при ринолалии.

12. Связь эмоций и интонации.

13. Онтогенез паралингвистических средств общения.

Задания для СРС

1. Выпишите определения интонации из различных словарей.

2. Составьте таблицу «Компоненты интонации и их взаимовлияние».

3. Составьте таблицу «Этапы развития интонационной стороны речи».

4. Изучите предложенные статьи и составьте их конспекты: o Артемов В.А. О взаимоотношениях физических свойств, воспринимаемых качеств, языковых значений и смыслового содержания речи /Вопросы психологии. 1960. № 3. — С.98−105 o Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка //Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. — С.45−83.

o Тонкова-Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни //Вопросы психологии. 1968. № 3. — С.94−101. o Филиппов К.А. Онтогенез речи и интонация //Вестник Санкт-Петербургского университета, 1992, вып.4, сер.2. — С.28−34.

5. Проанализируйте просодические сигналы в различных ситуациях общения (в институте на занятиях, дома с близкими и друзьями и т. д.).

6. Изучите предложенные статьи и составьте их конспекты:

o Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации //Вопросы психологии. 1965. № 3

o Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения /Вопросы психологии. 1981. № 4. — С.60−69.

o Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речемыслительных процессов //Психологические и психо-физиологические исследования речи. — М.: Наука, 1985. — С.123−136.

7. Изучите речевые карты и определите полноту исследования интонационной стороны речи. Чего, по вашему мнению, не хватает в данных речевых картах?

Логопедические практикумы — Стр 2

8. Подготовьте протокол обследования интонационной стороны речи для ребенка определенного возраста с конкретным речевым нарушением.

9. Проведите обследование интонационной стороны речи дошкольника или школьника с речевой патологией.

10. Проведите интерпретацию результатов: определите значимость данной симптоматики в структуре речевой патологии; определите, насколько данная симптоматика связана с неречевыми симптомами; опишите основные направления работы.

11. Составьте перспективный план работы с данным ребенком.

12. Подготовьте сообщения по темам: «Особенности интонационной стороны речи у лиц разного возраста с заиканием», «Особенности интонационной стороны речи у лиц разного возраста с дизартрией», «Особенности интонационной стороны речи у лиц разного возраста с ринолалией».

13. Составьте перспективный план работы по формированию интонационной стороны речи. 14. Подготовьте дидактический материал для использования в процессе коррекционно-развивающей работы.

15. Продемонстрируйте фрагменты занятий, обсудите, проанализируйте (с теоретических и коррекционно-образовательных позиций) компоненты, структуру занятий и их содержание.

16. Подготовьте и оформите два конспекта (фронтального и индивидуального занятий) по формированию интонационной стороны речи.

17. Составьте письменный анализ фронтального и индивидуального занятий по формированию интонационной стороны речи.

18. Изучите предложенные статьи и составьте их конспекты:

o Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации //Вопросы психологии. 1965. № 3.

o Носенко Э.Л. О возможности оценки степени интенсивности эмоциональной напряженности говорящего по изменениям в характеристиках его речи //Речь, эмоции, личность. — Л., 1978. — С.152−154.

19. Опишите возможности использования приемов аутогенной тренировки на различных этапах формирования интонационной стороны речи.

20. Продемонстрируйте приемы аутогенной тренировки. Оцените необходимость их использования и эффективность.

ЗАДАНИЯ К РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЮ

1. Характеристика и анализ основных направлений коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи.

2. Содержание работы логопеда детского сада для детей с нарушениями речи.

3. Специфика работы воспитателя логопедической группы детского сада.

4. Работа логопеда и воспитателя с родителями.

5. Коррекционная направленность музыкальных и физкультурных занятий с детьми логопедических групп.

6. Документация логопеда и воспитателя.

7. Краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка (по результатам посещения базовых учреждений).

8. Анализ совместного плана работы логопеда и воспитателя с детьми.

9. Анализ фрагментов воспитательских (фронтальных) занятий с детьми.

10. Анализ фрагментов воспитательских (индивидуальных, подгрупповых) занятий с детьми.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Белякова Л.И. «Логопедия. Заикание». М. — 2005 (Библиотека ВлГУ).

2. Белякова Л.И., Дьякова Н.А. «Заикание. Хрестоматия» М. — 2009 (Библиотека ВлГУ)

3. Волосовец Т. «Основы логопедии» М. — 2007 (Библиотека ВлГУ).

4. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958.

5. Логопедия. Под ред. Волковой Л. С. М. — 1989.

Дополнительная

1. «Методическое наследие» — кн.2. Нарушения темпа и ритма речи. Брадилалия. Тахилалия.

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. — 1975.

3. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. М. — 1993.

4. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых. // Заикание. Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. М. — 1983.

5. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М., -1966.

7. Блысина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. С.-Пб. — 1995.

8. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся, // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.Б. М. — 1992.

9. Буль П.И. Основы психотерапии. Л. — Медицина. — 1974.

10. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. М. — 1977.

11. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. — 1959.

12. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М. — 1983.

13. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.

14. Выгодская И.Б., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М. — 1984.

15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, М. — 1960.

16. Групповая психотерапия. Под ред. Карвасарского Б.Д., Ледера С.М. — 1990.

17. Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. Л. — 1970.

18. Драпкин Б.З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков.// Клиника и терапия заикания. М., — 1984.

19. Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся// Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Л.И. Беляковой. М. — 1992.

20. Заикание у подростков. Книга для логопеда — Из опыта работы. // Сост. Буянов М.И. — М. — 1989.

21. Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М, — 1992.

22. Зимин И.А. Основы теории речевой деятельности. М. — 1974.

23. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда//Ред. сост. В.И. Селиверстов. М., — 1987.

24. Калачева И.О. Использование семейной психотерапии в процессе реабилитации детей раннего возраста, страдающих заиканием / Заикание: проблемы теории и практики. М. — 1992.

25. Клиника и терапия заикания. Под ред. Г. В. Морозова. М. — 1984.

26. Клиника, дифференциальная диагностика и принципы комплексной терапии затяжных форм заикания у взрослых в условиях стационара. Методические рекомендации. Сост.: Асатиани Н.М., Казаков В.Г., Лубенская А.И., Оганесян Е.В. М. — 1980.

27. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. — М., 1976.

28. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М. — 1989.

29. Крапивина Л.М. Методические рекомендации по организации и содержанию логопедических занятий с заикающимися преддошкольного возраста.// Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. — М. — 1992.

30. Кузьмин Ю.М. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений. // В сб.: Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. Сб. научн. трудов. 1989.

31. Левина Р.Е. Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е. М., 1975.

32. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и планирование речевого высказывания. М., 1969.

33. Лечебно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, страдающими заиканием (методические рекомендации).

Сост.: Н.А. Власова, И.О. Калачева, А.А. Макровская. М. — 1979.

34. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. С.-Пб. — 1994.

35. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М. — 1973.

36. Методы групповой психотерапевтической работы с больным, страдающими заиканием (методические рекомендации).

Сост.: Шкловский В.М., Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. М. — 1985.

37. Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения.// Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Левиной Р.Е. М. — 1975.

38. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания.// М. — 1988.

39. Некрасова О.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Автореф. дисс. д-ра психологических наук. М., 1992.

40. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. Киев. -1981.

41. Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика. М. — 1998.

42. Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.

43. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. М. — 1995.

44. Рау Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста. М. — 1965.

45. Рау Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников. // Психотерапия в дефектологии. Сост. Вайзман Н.П. — М. — 1992.

46. Романенко О.К. Практическая гештальттерапия. М. — 1995. 47. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием./

Методические рекомендации. М. — 1997.

48. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. — 1992.

49. Селиверстов В.И. Заикание у детей. (50 штук)

50. Сикорский И.А. О заикании. С.-Пб. 1889.

51. Станишевская Н.Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием. // В сб.: Клиника и терапия заикания. Сборник научн. трудов. Под ред. Морозова Г. В. М., 1984.

52. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе

обучения. М. — 1978.

53. Чистякова М.И. Психогимнастика. М. — 1990.

54. Шкловский В.М. Заикание. М. — 1994.

55. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов.// Руководство по психотерапии. М. — 1974.

56. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. М. — Просвещение. 1980.

Интернет-ресурсы:

;

www.psylist.net/.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector